Коммуникация ребенка грудного возраста
Базовой потребностью возраста младенчества является необходимость в защищенности и безопасности. В ее удовлетворении заключается главная функция взрослого. Более того, именно этот фактор оказывает огромное влияние на развитие в младенческом возрасте. Если ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он откроется окружающему миру, доверится ему и освоит его намного смелее и быстрее. В противном случае ребенок ограничит взаимодействие с внешним миром в замкнутом пространстве.
Многие исследователи считают, что именно грудной возраст ребенка является определяющим в формировании у него чувства доверия или недоверия к людям, вещам и явлениям, которое он пронесет через всю свою жизнь. При дефиците внимания и любви или при жестоком обращении с младенцем у него неизбежно развивается чувство отчужденности. В этом же возрасте формируется и привязанность. Специалисты выделяют три фазы формирования младенческой привязанности:
- малыш неосознанно ищет близости с любимым человеком;
- учится отличать знакомых;
- у малыша возникает чувство привязанности к особо значимым людям.
Научно доказано, что ощущение комфорта и социальное общение больше способствует формированию младенческой привязанности, чем своевременное кормление.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Когда ребенок начинает узнавать маму
- 1 По запаху
- 2 По голосу
- 3 Видит маму и узнает
- 4 Полезные советы
Здравствуйте, уважаемые молодые мамы.
Вы родили своего первенца, пережили кучу эмоций, занимаетесь ребенком и теперь хотите узнать, когда же он начнет вас узнавать. Это, на самом деле не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд.
Вначале вам нужно самим определиться с термином «узнавать», что вы под ним подразумеваете.
Узнавать можно по слуху, по голосу, по запаху, на ощупь. Или же вас интересует, когда ребенок посмотрит на вас и скажет «Привет, мама». В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими особенности и дать все-таки ответ на вопрос: «во сколько месяцев ребенок начинает узнавать своих родителей».
Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.
Вы также должны понимать, что в первый год жизни малыш просто начинает узнавать и привыкать к людям, которые о нем заботятся. Он не знаком с термином «мама» и не может назвать или сопоставить это слово с конкретным человеком.
Для него существует женщина, которая находится постоянно рядом с ним, кормит и играет. То же самое касается и папы.
Это просто мужчина, который не кормит, но все равно постоянно на виду, естественно, ребенок к нему привыкает и начинает узнавать, улыбаться и т.д.
По запаху
Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться.
Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком.
В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.
Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д.
И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем
По голосу
Функция слуха у детей начинает активно развиваться еще в утробе матери. Они уже слышат, хотя еще не родились. Чаще всего дети слышат материнский голос в этот период.
Однако, это не означает, что после рождения не нужно с ребенком разговаривать, он и так узнает маму, нет.
Чем больше вы разговариваете со своим малышом, тем быстрее он начнет говорить и тем больше привыкнет к вашему голосу.
Хорошо дети начинают оборачиваться на знакомый им голос, начиная с трех месяцев.
Видит маму и узнает
Зрение у детей развивается не так активно как слух, в первые месяцы ребенок видит все как в тумане, он никак не распознает силуэты родителей. Ему все равно, кто прошел рядом папа или незнакомый мужчина.
Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.
В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками, при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.
Наш сынок в 6 месяцев был таким же: он с нами постоянно смеялся, игрался, показывал, что он умеет, дергал ножками и т.д.
Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.
Полезные советы
- Почаще улыбайтесь ребенку, и ответит тем же вам.
- Проводите с ним больше времени, и он привыкнет к вам, к вашему лицу, силуэту, походке.
- Разговаривайте с малышом почаще, и он привыкнет к вашему голосу, начнет раньше говорить.
Показывайте ему новые предметы, цвета и он лучше познает мир.
Не существует четкой даты, когда малыш осознанно скажет слово «мама» и покажет на вас пальчиком, это все зависит от темперамента ребенка и от того, насколько хорошо вы с ним занимались.
Это может произойти в год, а может и в два.
Давайте теперь подытожим все вышесказанное одним предложением. Ребенок начинает узнавать маму по запаху практически с первого месяца, а по звуку и визуально – чуть позже, начиная с третьего. Когда ваш сын или дочка произнесет фразу «Привет, мама» во многом зависит от вас.
Не вижу, но слышу
Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.
Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.
Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.
Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.
Трудности с установлением контакта
Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?
Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение.
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок.
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа
Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи.
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии
Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.
Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу
Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.
Восприятие цвета
Примерно до месячного возраста кроха не различает цвета. Считается, что он все видит в черно-белых оттенках. К двум месяцам ребеночек может различать цветные предметы. В трехмесячном возрасте кроха различает красный и желтый тона, другие цвета пока не доступны его восприятию.
Вы сами заметите – трехмесячный малыш начинает интересоваться цветными предметами. В это время можно повесить над колыбелькой музыкальную карусель с яркими игрушками. Также крохе нравится рассматривать:
- цветные узоры;
- красивую роспись на предметах.
Ребенок с интересом созерцает рисунок ковра, жостовскую роспись на деревянных тарелочках. Для развития зрительных навыков необходимо повесить над кроваткой кусочки ковровых орнаментов и деревянные расписные тарелочки. К шестимесячному возрасту малютка начинает распознавать все цвета радуги!
Под защитой самой природы
Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.
После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…
Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.
По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.
Полгода: страх незнакомцев
Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.
В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.
В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.
Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.
Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.
Когда новорожденный начинает слышать?
Новорожденный начинает слышать сразу после рождения, но его восприятие еще не совершенное. Он реагирует только на громкие и резкие звуки, приглушенные не воспринимает. Это норма.
В 4 недели новорожденный начинает прислушиваться к тихим звукам. Можно заметить, как он реагирует на разговор, слушает то, что ему говорит мама. Но по-прежнему малыш болезненно реагирует на громкий шум. Он вздрагивает при закрытии двери или падении на пол какого-либо предмета.
Лишь к 3 месяцам кроха может слышать звуки любой громкости. Можно заметить, что груднички любят музыку, поэтому им стоит включать мелодичную мелодию, которая успокаивает и благоприятно воздействует на нервную систему.
К 5-6 месяцам малыши откликаются на имя, реагируют на просьбы родителей, воспринимают тональность.
Когда возникает эмоциональная связь с малышом
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.
Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.
И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной.
Грудное вскармливание как способ наладить контакт
Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.
Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии. Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления
Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет
Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.
Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:
- Возьмите ребенка на руки;
- Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
- Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
- Поддерживайте контакт глаз;
- Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Органы зрения до рождения
Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.
Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.
Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.
При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.
Как выразить Любовь?
Предлагаем своеобразный алгоритм маминых движений души и тела, которым под силу сформировать для малютки защитный эмоциональный кокон. В число его составляющих входят:
— прикосновения маминых рук плюс максимально частый контакт тела крохи и мамы в стиле «кожа к коже». Специалисты университета штата Теннесси обнаружили, что даже обычное прикладывание рук к телу карапузика активизирует его иммунитет, высвобождая особые вещества для борьбы с самыми разными недугами. Понятное дело, что для малыша первых месяцев жизни маминых прикосновений не бывает „слишком много»: гладьте кроху, прижимайте его к себе, а еще лучше используйте слинг, чтобы кожный контакт был максимальным;
— словесный диалог с малышом, который умеет верно расшифровывать мамин тон и интонации. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто отмечает, что любое невысказанное матерью напряжение немедленно считыва-ется ее малышом, который выражает его через истошный плач, беспокойство, на-.рушение сна, пищеварения — это в конечном счете, приводит к появлению того, что принято трактовать как заболевание. А ведь младенец всего лишь выражает свое отношение к миру посредством собственного тела! Ребенку необходимо проговаривать как важные вещи, касающиеся его собственной истории появления на свет (даже если она не безоблачна), так и причины обыденного материнского негатива: „Мне грустно не из-за тебя, а оттого, что произошли неприятности… Но все равно у нас с тобой все будет хорошо!» Сам по себе материнский голос — великолепное лекарство! А откровенные и позитивно заряженные проговаривания мамы позволят ребенку организовать свое отношение к миру, что предупредит развитие нарушений или даже избавит кроху от них. Попутно избавится от напряжения и сама мама;
— кормление грудью (особенно прикладывание по требованию малыша и самой налившейся груди!). Эмоционально питательное взаимодействие имеет биологическую подоплеку: гормоны и антитела, поступающие в кровь матери во время грудного вскармливания, формируют надежную защиту организма крохи, плюс они ответственны за формирование чувства привязанности. Вам приходится кормить малютку из бутылочки? В этом случае постарайтесь чутко реагировать на голодные „сигналы» младенца и не отказывайтесь от атрибутов кормления, которые могут максимально приблизить его к грудному. Некоторые родительницы для экономии времени закрепляют бутылочку со смесью между подушками или устроенной из пеленки возвышенности. А ведь с аппетитом чмокающему крепышу необходимо видеть мамины глаза, слышать ваш голос, ощущать тепло ваших прикосновений (для этого рекомендуется кормить детку в максимально открытой одежде);
— антимнительность, поскольку мама, озабоченная выискиванием в родном дитятке проблем со здоровьем, рискует спровоцировать у малыша ожидаемый недуг плюс в последующем развить у ребенка привычку привлекать к себе внимание посредством заболеваний. Мама, выполняющая базовые манипуляции по уходу за деткой и верящая в силы его здоровья, хоть и не страхует его от всех возможных хворей (банальные простуды, а также другие более или менее серьезные заболевания встречаются в жизни каждого человека — хотим мы этого или нет), но зато на всю жизнь прививает ребенку мощнейший защитный девиз „Я — в порядке!»
Материнская уверенность способна поистине творить чудеса в критических ситуациях, действуя противовесом любым приговорам и прогнозам врачей.
Развитие зрения в утробе
Формирование зрительного аппарата эмбриона начинается с главной структуры глаза — сетчатки.
Процесс начинается с первых недель беременности:
- 2-3 нед. —закладка будущих сетчаток (глазных ямок), хрусталика, зачатков зрительных нервов.
- 5-6 нед. — образуются основные составляющие сетчатки, первичное стекловидное тело, начинается формирование роговицы.
- 7 нед. — закладка зачатков век.
- 11 нед. — формирование радужки, ресничного тела.
- 16 нед. — первые движения глазных яблок.
- 26 нед. — приоткрытие век, моргание.
- 32-36 нед. — совершенствование всех органов зрительной системы.
В критические периоды развития органа закладка структур особенно чувствительна к воздействию негативных факторов, что может стать причиной врождённых патологий. Здоровье матери, отсутствие вредных привычек — имеет определяющее значение для гармоничного развития зрительной системы. Патологии, возникшие на эмбриональном уровне, трудно поддаются коррекции.
Завершение формирования сетчатки, палочек и колбочек, анализирующих поступающую световую и цветовую информацию, происходит на 39-40 неделе эмбрионального развития. Недоношенные дети часто имеют проблемы с совершенствованием зрительных структур.
После родов
Различать свет и темноту малыш начинает ещё в утробе матери. Он привыкает к влажной затемнённой среде. Процесс рождения — огромный стресс для новорождённого.
Несовершенная слизистая оболочка роговицы с несформированными слёзными протоками раздражается от сухого воздуха и яркого света. В первые часы после рождения кроха держит глазки закрытыми большую часть суток.
Налаживаем контакт сразу после родов
Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?
- Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом.
- Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди.
- После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его.
- Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями.
- Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения.
- Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.
Особенности слуховых навыков
Когда новорожденный начинает видеть, мы выяснили. Во сколько недель малыш начинает полноценно слышать? Ребенок различает звуки с самого рождения. Более того, он различает звуки и во время внутриутробного существования: так утверждают ученые. Отличительной чертой слуха малыша является недостаточная четкость восприятия.
Например, ребенок сразу реагирует на громкий стук, а спокойную речь взрослых не воспринимает. Когда появится нормальный слух у крохи? Это событие произойдет к трем месяцам: вы сразу заметите реакцию малютки на звуки.
Что груднички любят слушать? Ученые выяснили, что грудной ребенок хорошо реагирует на звуки классической музыки. Почему так происходит – не известно. Поэтому включайте запись произведений классиков мировой музыкальной культуры: Моцарта, Вивальди, Гайдна. Классическая музыка хорошо влияет на процессы переваривания пищи.
Помощь ребенку в речевом развитии
Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.
Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».
Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.