Игры от 0 до 3 месяцев

В первый квартал жизни ребёнок не отличается высокой активностью. Особенно это относится к новорождённым малышам.

Однако и для этого возрастного периода можно подобрать полезные и эффективные развивающие занятия.

Первый месяц

Игрушки по большому счёту в этот период не особо нужны. Для ребёнка важна мама, которая кормит его грудью и успокаивает. Но поскольку психика новорождённого представляет собой чистый лист, каждая манипуляция родителей уже способна простимулировать детское развитие.

Развить новорождённых помогут самые простые упражнения:

громко-тихо. При приближении к малышу начинайте с ним разговаривать. Меняя подгузник, обмывая кожу, говорите всегда. При этом нужно изменять интонацию и высоту голоса. Тихое шептание убаюкает, а громкие слова, наоборот, заставят насторожиться.

материнское лицо

Фокусировка на лице – важное достижение для новорождённого. Матери необходимо медленно двигаться вправо-влево, чтобы малыш поворачивал головку и отслеживал перемещения;

наблюдение

В период новорождённости дети лучше видят чёрно-белые предметы, поэтому нужно взять, к примеру, игрушечную зебру и водить ею в различные стороны. Игрушку нужно держать на расстоянии в 25 см и менять направление после того, как кроха передохнёт;

мамин голос. Чтобы детский слух смог развиваться, почаще зовите кроху по имени из разных уголков комнаты. Так ребёнок сможет отслеживать направление шума и совершенствовать слуховое восприятие.

В первый месяц жизни у ребёнка лучше всего развито осязание, вот почему прикосновения матери – это лучший тренажёр для интеллекта. Кроме того, мамины руки – это залог уверенности и безопасности. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно делать массаж новорождённому.

Второй месяц

Период новорождённости заканчивается появлением комплекса оживления, который заметен при приближении матери

Кроме того, ребёнок дольше концентрирует внимание, поэтому и игры с ним будут более серьёзными и продолжительными

  • колокольный звон. Положите кроху на животик, пошумите перед ним колокольчиком и подвесьте бубенец на краешек постели. В следующий раз, заслышав звон, ребёнок станет поворачиваться в сторону интересного звука;
  • нежные пальчики. Когда ребёнок бодрствует, можно гладить его ладони и пальчики различными материалами. Это может быть трикотаж, шёлковый платок, меховушка, грубая вязка. Подобные действия совершенствуют осязание;
  • попрыгушка. Небольшую мягкую игрушку нужно оснастить резинкой и подвесить над постелью. Младенец станет разглядывать перемещения предмета. Также можно приобрести специальный мобиль – более совершенный вид подвесок;
  • потешки. Всем известные коротенькие стихотворения на каждое действие малыша – великолепный вариант развивающей игры. Мама может проговаривать потешки во время массажа, кормления, купания, поглаживания.

Плавание в ванне – не только приятная забава, но и корригирующее занятие, если у ребёнка имеется гипертонус мышц. Сначала малыша можно просто купать, а потом, заботливо придерживая, стоит выполнить просто упражнение – «восьмёрку».

Третий месяц

Ребёнок быстро прогрессирует и уже способен держать головку, держать в ладошках небольшие предметы, гулить, наблюдать за собственными ручками. Также дети пытаются переворачиваться, поскольку им хочется исследовать весь мир.

Подобную любознательность удовлетворят следующие игры:

фитбол. Поскольку малыш способен провести около 10 минуток лёжа на животе, можно придумать весёлую игру с фитболом

Ребёнка кладут на надувной мячик, который начинают осторожно покачивать в разные стороны, придерживая при этом маленького «пассажира»;

погремушки. Ребёнок опять же лежит на животе, а перед ним размещаются несколько ярких погремушек

Как только младенец потянется к одной из них, следует создать опору для его стоп, чтобы ребёнок попытался оттолкнуться. Это упражнение полезно для ползания;

танцы. Развивающие игры до года невозможно представить без музыкального сопровождения. Смело включайте любимую детскую песенку и «приглашайте» кроху на танец. Достаточно просто медленно кружиться, похлопывать в ладони в такт музыке;

звучащий браслетик. На полоску из трикотажа нашейте несколько бубенчиков. Такой «браслет» нужно надеть на любую детскую конечность. При шевелении ребёнок будет слышать звон и станет определять его направление, в результате чего произойдёт активное изучение рук-ног.

Актуальными остаются игры с мобилем, чтение потешек, а также массаж. Не следует забывать и про плавание в ванной.

Погремушки — первые игрушки малыша, которые можно использовать даже в возрасте новорождённости. Читайте об этих игровых приспособлениях в статье психолога.

Во что играть с грудничком — (от 3 месяцев до года)

Малышу исполнилось 3 месяца. Молодая мамочка уже освоилась с правилами ухода за ребенком, уже прошли колики, он начинает меньше спать и больше бодрствовать, во что играть с грудничком?

В 3 месяца малыш уже обычно умеет держать голову, удерживает погремушку в руке, реагирует на мимику лица мамы, смеется, гулит. В этом возрасте исследование малышом окружающего мира происходит на уровне органов чувств, именно это и используйте в своих играх.

Во что поиграть с грудничком? Положите малыша себе на живот и пойте ему песенки, выбирайте мелодии разного ритма и интонации: медленные и быстрые, маршевые и вальсовые. Малыш еще не понимает смысла песни, но уже чувствует интонацию и будет гулить в такт мелодии. Развитие ребенка находится на кончиках его пальцев, поэтому играйте с грудничком в пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Мальчик с пальчик». Детки очень любят, когда им делают гимнастику, дополните ее подходящими потешками и стишками, например упражнение-велосипед выполняйте под стихотворение К. Чуковского «Ехали медведи на велосипеде», к массажу стопочек добавьте потешку «Куй-куй чобиток».

Ребенку нравится наблюдать за маминой мимикой, четкое проговаривание всех слов будет способствовать быстрому развитию речи. Учите части тела: ручки, ножки, пальчики во время массажа, а лица такой потешкой:

Ты моя красавица:

Глазки – бусинки;

Носик – пуговка;

Ротик – клюковка!

Ты – моя куколка!

Или так, трогаете щечки, лобик, ротик, глазки и в конце носик с присказкой:

Стенка, стенка, потолок, дверь, окошки и звонок! Динь-динь!

Груднички обожают такие игры, от них они просто заливаются смехом.

Малыши учатся координировать свои движения, привяжите игрушку на ленточку, пусть он пытается ее схватить, меняйте игрушки, описывайте их в игре: «А ну-ка лови поросенка! А теперь поймай мышку!»

В 4-5 месяцев малышу уже можно читать книжки, они должны быть с четкими большими картинками, изображающими предметы или животных. Называйте предмет, его цвет, у животных показывайте части тела. Произносите, как кто говорит.

Стимулируйте малыша к переворотам, к ползанию, для этого кладите игрушки чуть дальше, чтобы ребенок доставал их. Когда носите грудничка на руках, показывайте и рассказывайте ему обо всем, что видите, на улице предлагайте ему послушать, как поет птичка, как лает собачка, дайте потрогать листики, цветочки.

Когда малыш уже сядет, можно рисовать пальчиковыми красками, можно прятать игрушки от киндер-сюрприза в мисках с разными крупами, пусть он ищет их. Такие игры хорошо развивают мелкую моторику ребенка. В 6-7 месяцев уже пора покупать сортер. Но не рассчитывайте на то, что ребенок уже будет вкладывать фигурки в нужные отверстия, играйте с ним вместе. Давайте ему посмотреть фигурку, назовите ее: круг, квадрат, треугольник, расскажите какого она цвета. Дайте крохе коробки, научите перекладывать фигурки из одной в другую.

С грудничком 8-9 месяцев уже можно поиграть в такую игру: возьмите 3 игрушки, лучше животных, поставьте их в ряд перед ним, называя каждое животное. А потом говорите: Возьми котика! Возьми зайчика! И т.д. Точно также можете учить цвета с помощью разноцветных кубиков.

Все малыши очень любят играть в «ку-ку», разнообразьте игру: возьмите платок, закрывайте им, то свое лицо, то лицо малыша, отбрасывая платок, говорите «ку-ку»! Также можно прятать под платочек игрушки, малыш может сам снимать платок, а вы говорите «ку-ку!»

В 9-10 месяцев научите ребенка листать книги, рассказывайте, что в них нарисовано, читайте стихи. В этом возрасте малыши уже начинают говорить первые слова и имитировать звуки, мимику. Научите его имитировать звук машины, показывать ежика, копировать голоса животных, это уже возможно в 11-12 месяцев.

Играйте в игры, в которых слова согласуются с действиями, например про котят, показывайте, что делают котята, а малыш пусть повторяет и показывает лапки, ушки, животик в соответствии со словами стишка:

Все котятки мыли лапки,

Мыли ушки, мыли брюшки,

А потом они устали,

Сладко — сладко засыпали!

Подбирайте для таких игр свои стихи, они учат малыша внимательности, развивают речевые навыки и артикуляцию.

Сейчас в продаже есть много развивающих игрушек, некоторые мамы думают, что достаточно купить ее ребенку и пусть играет. Но игрушка тогда интересна и развивает, когда вы играете ею вместе. Ни одна самая интерактивная игрушка не заменит ребенку общение с мамой, поэтому лучшее развитие – это совместная игра. Включите свою фантазию или используйте наши советы и вам будет очень интересно играть с грудничком.

Игры для малышей от 1 до 3 месяцев

Позади самый трудный месяц жизни, и хотя ребенок еще мал и много времени проводит во сне, периоды активности становятся длиннее. Малыш уже улыбается, приветствуя родителей, а к третьему месяцу умеет открыто и заливисто смеяться.

Чему научился малыш

Среди основных достижений можно выделить:

  • умение удерживать головку и поворачивать ее на звук;
  • способность держать погремушки и легкие игрушки;
  • активное движение ручками и ножками, агуканье и «общение» посредством гласных звуков;
  • концентрацию внимания на лице мамы и предметах в поле зрения, а также способность провожать взглядом близких или интересующие предметы и тянуться к ним.

Игровой процесс

«Черно-белые картинки»

Дети любят разглядывать все черно-белое. Устраивая развивающие игры для новорожденных в 2 месяца, можно предлагать иллюстрации из журналов, абстрактные рисунки, а также черно-белые фотографии мамы и папы, которые помогут малышу фокусировать взгляд.

«Посмотри на куклу»

Также развивать зрительные способности можно при помощи куклы бибабо (погремушки). Надев игрушку на руку, нужно двигать ею вверх-вниз, вперед-назад или просто по кругу в поле зрения малыша.

Не менее удачным вариантом станут пальчиковые игры для новорожденных (ребенку следует помогать поочередно соединять и поглаживать пальчики, хлопать и так далее), в ходе которых также будет развиваться мелкая моторика и внимание. «Игра с фонариком»

«Игра с фонариком»

Нужно затемнить комнату, взять ребенка на руки и включить фонарик. Медленно передвигая луч, необходимо освещать предметы и называть их. Далее выключить свет и после слов «раз, два, три, фонарик, гори» включать фонарь и вместе с малышом называть предмет, находящийся в свете луча. Эта игра способствует развитию внимания и речи.

Развивающие игры для новорожденных можно проводить под классическую музыку (произведения Моцарта, Гайдна, Вивальди и Шуберта).

Это стабилизирует познавательное, эмоциональное и психическое развитие ребенка и даже укрепляет иммунитет. И все же самый лучший музыкальный инструмент – человеческий голос, поэтому с малышом нужно разговаривать и петь ему с первых дней жизни.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Пуповина новорожденного ребёнка

Находясь еще в роддоме, пуповину малышу обрабатывают медсестры, но дома за ней должна следить сама мама. Перед обработкой обязательно оцените ее состояние: ни в коем случае не должно быть выделений (ни кровянистых, ни гнойных), а при их обнаружении нужно срочно сообщить врачу

Непосредственно обработка начинается с того, что мама ватной палочкой, смоченной в 3% перекиси водорода, осторожно проводит по пупочку ребенка, а за тем уже новой палочкой, смоченной в зеленке, мажет пуповину. По истечении 2-3 недель остаток пуповины отпадет и зарубцуется

Что должен уметь ребёнок до 1 месяц

Конечно, в первый месяц малыши умеют не так много, но родителям важно следить за всеми изменениями в поведении своего ребенка. Так, например, у новорожденных обязательно присутствует хватательный рефлекс: если что-то вложить ему в ладонь, он обязательно должен сжать ее

Что касается зрения, то оно еще не совсем четкое, однако, уже позволяет фокусироваться на лице родителей (особенно мамы) и на движущихся предметах.

У многих малышей в первый же месяц может появиться улыбка. Как правило, это «сытая» улыбка и проявляется она во сне. Осознано ребенок начнет улыбаться к 2-2,5 месяцам.

Режим дня в 0-1 месяц

Как неоднократно упоминалось, новорожденные спят очень много, а их сон несколько хаотичен. Но, тем не менее, уже можно приучать своего малыша к определенному распорядку. Например, утро начинать с умывания, принятия воздушных ванн и легкого массажа. Это поможет крохе проснуться и получить массу удовольствия. Днем в хорошую погоду пойти на прогулку или поиграть с ним дома. А купать малыша принято перед сном. Кормить все еще следует по первому требованию.

Развивающие занятия (игры) с малышом до 1 месяца

Чтобы с пользой провести время бодрствования малыша, существует несколько приемов. Каждый день на короткий промежуток времени нужно переворачивать ребенка на животик (лучше всего это делать на кровати). Такое упражнение помогает окрепнуть мышцам спины, ребенок учится держать головку. Если слегка подталкивать стопы, то проявится рефлекторное ползание. А если взять его под ручки и поставить ножками на кровать, то малыш рефлекторно начнет делать шажки.

Чтобы малыш скорее развивался, а мышцы становились крепче, необходимо проводить массаж ладоней, стоп, спинки и ножек: поглаживания, легкие нажатия пальцами, круговые движения. Все свои действия обязательно сопровождайте веселыми короткими стишками, песенками, можно негромко включить приятные мелодии, либо просто ласково разговаривать.

Игры с малышом 8-11 месяцев

8 месяцев. Игра «Батут»

Игра «Батут»

Что развивает: моторику.

Как играть: возьмите малыша подмышки и поднимайте его так, будто он прыгает на батуте. Поднимайте и опускайте его на диван, пол или ваши колени, чтобы он отталкивался и как бы подпрыгивал. Эта игра отлично тренирует мышцы ног.

9 месяцев. Игра «Стаканчики»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, моторику. Как играть: купите или соберите из подручных средств набор стаканчиков, коробочек или баночек разных размеров

Главное, чтобы они могли вкладываться один в другой наподобие матрешки. Хорошо, если стаканчики будут разноцветные. Покажите малышу, как маленький предмет можно класть в большой. А потом пусть кроха попытается сам проделать это с вашей помощью

Как играть: купите или соберите из подручных средств набор стаканчиков, коробочек или баночек разных размеров. Главное, чтобы они могли вкладываться один в другой наподобие матрешки. Хорошо, если стаканчики будут разноцветные. Покажите малышу, как маленький предмет можно класть в большой. А потом пусть кроха попытается сам проделать это с вашей помощью.

10 месяцев. Игра «Похожи-не похожи»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память. Как играть: вырежьте из картона геометрические фигуры разных размеров и разных цветов

Показывайте крохе парами: разные фигуры одного цвета, одинаковые фигуры разных размеров и пр. Называйте фигуры и цвета, указывайте, что — большое, а что — маленькое

Как играть: вырежьте из картона геометрические фигуры разных размеров и разных цветов. Показывайте крохе парами: разные фигуры одного цвета, одинаковые фигуры разных размеров и пр. Называйте фигуры и цвета, указывайте, что — большое, а что — маленькое.

11 месяцев. Игра «Кукольный театр»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, речь. Как играть: с помощью игрушек — обычных или надевающихся на пальцы — поставьте небольшой спектакль по мотивам стихотворения или сказки, которые знакомы крохе

Пусть у каждого героя будет свой тембр голоса и манера речи. А если в спектакле задействованы животные, им стоит продемонстрировать маленькому зрителю, как они мяукают, лают или мычат

Как играть: с помощью игрушек — обычных или надевающихся на пальцы — поставьте небольшой спектакль по мотивам стихотворения или сказки, которые знакомы крохе. Пусть у каждого героя будет свой тембр голоса и манера речи. А если в спектакле задействованы животные, им стоит продемонстрировать маленькому зрителю, как они мяукают, лают или мычат.

](http://detstrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/zanyatiya-i-igry-s-rebyonkom-v-mesyats/)

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша.

Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка. Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза

А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса

Тихий голос успокоит, а громкий — привлечёт внимание

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Читайте продолжение на следующей странице, нажав ее номер ниже.

8 месяцев

Кто сказал мяу? Познакомьте малыша с «языком» животных. Покажите на картинке кошку и спросите: «Как говорит киса?». Немного подождите и сами ответьте: «Мяумяу». Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т.д.

Доползти до игрушки. Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше — так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.

Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек.

Прогулки

Еще один вопрос, который нередко задают молодые родители: когда начинать гулять. Вопрос о необходимости прогулок даже не стоит обсуждать – это и закалка, и со временем социальная адаптация. А пока – еще и возможность для мамы пройтись и пообщаться с другими родителями.

Обычно врачи разрешают выносить малыша ненадолго уже со второй недели, если он здоров. Как правило, гулять начинают на балконе, если вы живете в многоэтажном доме. Первая прогулка занимает всего 15 минут. Каждый день это время нужно увеличивать, доводя общее время до 2 часов, если это позволяет погода.

Обычно мамы опасаются плохо одеть младенца, особенно если на улице ветер или просто прохладно. Есть несколько золотых правил:

Начните «гулять» дома с раздевания малыша до распашонки. Пусть полежит без подгузника и другой одежды сначала минут 10, потом 20, потом полчаса, потом все время бодрствования. Это закаляет кроху и позволяет наладить терморегуляцию.
Выходя на улицу, обязательно подумайте о том, что ребенок будет лежать в коляске, которая, как правило, не продувается, не нужно укутывать чадо в 5 одеял. Возьмите одно про запас, если вам кажется, что во дворе слишком холодно

Но от прогулки не отказывайтесь.
Если вы будете гулять на руках, тем более не следует кутать ребенка, потому что его будет греть тепло вашего тела и рук.
Важно обеспечить защиту голове, так как ушки и открытый родничок легко продуваются. Если малыш родился в конце весны или летом, то будет достаточно хлопчатобумажного или тонкого трикотажного чепчика.
Еще одно золотое правило помогает понять, как же одеть малыша: наденьте на него на одну кофту больше, чем себе

Этого, поверьте, будет достаточно.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

4 месяца

Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.

Прятки. Накройте свою голову платком и спросите: «Где мама?». Снимите платок и покажитесь малышу: «Вот мама!». И спрячьтесь снова.

Ну-ка отними! Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.

Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.

Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки

Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)». Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает: «Потягунюшки, Потягунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки – ходюнюшки, А в ручки = хватунюшки, А в роток – говорок, А в головку – разумок!»

Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху: «Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!»

Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать: В светлом теремочке «Выросла (имя девочки) Люди ее любят, Все ее голубят».

А сыночку можно прочитать: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька (имя мальчика) хороший, Коленька (имя мальчика) пригожий.

Вреда не будет, если вы будете читать стихи Пушкина или любимого поэта серебряного века. Главное – делать это с радостью, нежно и ласково.

Игрушки для малышей старше 9 месяцев

Вот теперь уже ассортимент игрушек будет стремительно расти — толкатели и каталки, деревянные пазлы и всевозможные пирамидки, сортеры, конструкторы — ребенку будет интересно все. Мальчикам покупают машинки, девочкам — куклы (хотя и машинки для девочек тоже вполне востребованы, как и для мальчиков игрушечные коляски), появляются наборы посуды и наборы доктора — и начинаются первые ролевые игры.

В этом возрасте дети уже хорошо запоминают и повторяют движения, потому при прочтении сказок мама должна играть роль — олицетворять движения. И уже скоро кроха будет ей в этом помогать.

Начиная с этого возраста можно играть в игры по принципу «Где какой цвет?» или «А найдешь ли ты мячик/кубик/грузовичок?». Если малыш уже ходит, ему определенно понравятся догонялки. Конечно, далеко он не убежит, но эти несколько шагов, когда он понимает, что находится впереди мамы, что он самый-самый быстрый — они вызывают в нем неподдельную радость, и малыш начинает смеяться заразительным, искренним смехом.

Вариантов игр для детей этого возраста огромное множество — все зависит от маминой фантазии. Для игры можно задействовать подручные материалы — кухонные судочки, миски, фасоль и, например, орехи. Можно использовать игрушки, изготовленные из специальных высококачественных материалов. А можно — и природные материалы — палочки, камешки, ракушки.

В этом возрасте малышу играть уже гораздо интереснее, а самое приятное, что уже не всегда нужна мама — ближе к году он сможет найти друзей на детской площадке, и уже вместе они будут играть в свои, «взрослые» игры.

Развитие мальчиков и девочек первого месяца жизни

Каждый человек уникален, и даже крошечный человечек не является исключением. Об этом следует помнить молодым мамочкам, которые нередко сравнивают своих малышей с другими детками и беспокоятся, если их умения в чем-то не совпадают.

Развитие ребенка в первый месяц жизни идет «семимильными шагами», причем на данном этапе развития совершенно неважно — мальчик это или девочка. День за днем он кропотливо трудится, и уже к концу этого периода у него образуется значительный список достижений:

  • удерживание в поле зрения яркого предмета, который медленно движется (погремушка) и фиксирование на нем взгляда;
  • удерживание взгляда на крупных и неподвижных предметах (лица взрослых), увеличение скоординированности и плавности движений глаз;
  • выделение мамы среди всех взрослых, окружающих кроху, распознавание ее голоса, запаха, рук;
  • проявление реакции в виде вздрагивания или резкого мигания на невидимый громкий звук, поворачивание головки в его сторону;
  • возникновение «обратной связи» с родителями в виде улыбки, возникающей как ответ на ласковые слова, улыбку взрослого;
  • возникновение первых попыток копирования окружающих звуков, «гуление» при обращении к нему;
  • появление более активных, чем раньше, движений ручками и ножками;
  • удерживание некоторое время головки при лежании на животике;
  • проявление посредством плача или крика перемены в настроении.