Научить заботиться о домашнем питомце

Среди любителей животных встречаются разные люди – и хорошие, и плохие. Но если у человека нет сострадания к братьям нашим меньшим, это верный маркер моральной неполноценности. Чтобы ваш ребенок вырос добрым и сопереживающим, воспользуйтесь универсальным средством – заведите питомца.

Кошки, собаки и другие домашние животные – лучшие педагоги, обучающие детей доброте и состраданию. Если по каким-либо причинам у вас нет возможности завести щенка или котенка, решением будет, например, хомячок, попугай или рыбки. Будьте уверены, ваш ребенок проведет сотни часов, ухаживая за своим любимым питомцем – это один из лучших подарков, которые вы можете сделать и юному зоологу, и себе.

Где купить еду и средства для ухода за животными?

  • Бетховен
  • Ле’Муррр

Сделайте ребенку девизом мысль о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. И новый член семьи многократно отплатит вам любовью.

Развивающие игры и занятия для детей 1 год 9 месяцев — 2 года (подробный план — конспект)

Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.

Достижения ребенка к 9 месяцам

В этом возрасте ребенок имеет следующие достижения в сенсорно-двигательной сфере:

  • хлопает в ладоши;
  • берет большие предметы двумя руками и рассматривает их;
  • удерживает маленькие предметы одной рукой;
  • встает на ноги, воспользовавшись помощью взрослого.

Интеллектуальные способности включают в себя следующие действия:

  • помнит вчерашнюю игру;
  • повторяет слова из двух слогов;
  • понимает взрослого;
  • делает попытки при помощи жестикуляции объяснить свои действия и желания;
  • реагирует на просьбы.

Ребенок пытается освоить речь. Если хотите, чтобы сын говорил правильно, общайтесь с ним медленно и четко, не коверкая слов.

Физическое развитие

На 9 месяце ребенок начинает ползать, лежа на животе и, вытягивая тело вперед, совершая боковые движения. Он может сидеть, опираясь на две или одну руку, пытаясь свободной дотянуться до игрушки. В это время дети уверенно стоят при поддержке мамы или папы. Они берут предметы большим и указательным пальцами, осваивая щипковый захват, поэтому следует удалить все мелкие предметы, чтобы они не попали в рот.

Дети готовятся к прямохождению, поэтому большое внимание нужно уделять физической активности, направленной на укрепление костного аппарата. Их все меньше привлекают мамины руки, они с удовольствием ползают и передвигаются по полу, удовлетворяя любопытство, рассматривая различные предметы

Дети меньше прибавляют в весе, т. к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут.

В этом возрасте дети демонстрируют крепкую «хватку». Взяв палец или игрушку, они не собираются их отпускать до тех пор, пока не потеряют интерес. К этому времени у детей появляется 4-6 зубов. Для физического развития важны:

  • ежедневная зарядка и массаж;
  • тренировки кисти и мелкой моторики;
  • ползание;
  • занятия плаванием;
  • активные прогулки.

Во время гуляния на улице дочь или сын должны меньше находиться в коляске. Позволяйте им понюхать цветок, потрогать лист, покопаться в песочнице, знакомиться с окружающим миром и исследовать его. Все это научит самостоятельности и разовьет любопытство.

Эмоциональное и психическое развитие

Дети внимательно наблюдают за действиями мамы и папы. Если раньше их привлекали знакомые лица, то теперь они увлеченно изучают их движения. Они начинают подражать им: надевать на голову платок, пытаться пить из чашки, складывать вещи в сумку. Они с удовольствием играют в «прятки». Внимательно наблюдают за тем, когда мама прячется за креслом или диваном и весело реагируют, когда она выглядывает.

Реакция на незнакомых людей индивидуальна для каждого. Одни с удовольствием общаются, другие пугаются и прячутся за маму. Следует предупреждать детей о приходе посторонних людей, и со временем младшие члены семьи поймут, что гости не представляют никакой опасности. Дети реагируют на интонацию взрослого и сами пытаются «играть» голосом, меняя громкий лепет на тихий.

Родители часто задаются вопросом, во что поиграть с девятимесячным ребенком, т. к. любимой забавой становится бросание игрушки на пол. Детей привлекают игры по своим правилам. Сидя на коленях взрослого, они бросают игрушку вниз и ждут, пока ее поднимут, чтобы повторить свои действия.

Ребенок знает свое имя, умеет при помощи жестикуляции выразить свои желания, реагирует на простые просьбы. Он пытается принимать участие в несложных действиях:

  • вытягивает руки во время переодевания;
  • может стянуть шапку;
  • держит чашку двумя руками;
  • уверенно держит ложку, но ест, в основном, при помощи рук.

Эмоциональные реакции становятся более яркими. Дети проявляют бурную радость, громко смеются, демонстрируют гнев. В этом возрасте ребенок не может играть самостоятельно, ему нужен партнер. Для детей 9 месяцев важны развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие физических навыков и логического мышления.

Речь

Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок к развитию речи. В этом возрасте дети произносят сочетания звуков: «па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Они не просто лепечут, а демонстрируют собственную речевую деятельность. Дети становятся сообразительными, хорошо понимают речь взрослых.

Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)

Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с  “хочу — не хочу”. Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов

Для дома

Среди активных игр для малышей 3–4 лет есть немало таких, в которые можно сыграть дома с родителями. Конечно, наиболее полезны развлечения на улице, но если идет дождь, очень холодно или жарко, то вполне допустимо поиграть и в комнате. Есть несколько вариантов, которые выручат в этом случае:

Горячо и холодно. Дошкольники в 3–4 года очень любят эту простую и одновременно увлекательную игру. Ведущий прячет в комнате некий предмет (например, игрушку), задача ребенка – отыскать ее, при этом ведущий будет помогать в поисках. Если малыш отдаляется от того места, где спрятана игрушка, то мама произносит «Холодно, очень холодно», если кроха приближается к «тайнику» — говорит «теплее», наконец, если ребенок находится совсем близко, то – «горячо»».

Поиск клада. Родитель предварительно рисует план комнаты, отмечая крестиком то место, где спрятан клад. Задача ребенка – разобраться в рисунке и отыскать сокровище, которым может быть любимое лакомство.

Собери и не урони. Родитель размещает вдоль линии несколько предметов: кубики, игрушки. Задача ребенка – пробежать вдоль этой линии, собирая разложенное и держа все предметы в руках

Важно не уронить ни одного, в противном случае упражнение придется начать сначала. Количество предметов не должно быть слишком большим, для первых раз достаточно будет 5-6 штук.

Путешествие

Эта игра помогает проявить фантазию не только ребенку, но и родителям, которые предварительно оформляют комнату: делают «туннели» из коробок, составленных вместе стульев и табуреток, а также ловушки, домики для отдыха из подушек и одеял. Главное – должен получиться своеобразный путь, который предстоит пройти (проползти, пропрыгать) ребенку. Постелив голубую ткань, можно получить реку, а разместив на ней вырезанные в форме круга кусочки газеты – камни, по которым можно перебраться на другой берег. Такая забава придется по вкусу ребенку, а также поможет развитию ловкости и настойчивости, умения ориентироваться в ситуации и самостоятельно выбирать, как преодолеть то или иной препятствие.

Если в семье один малыш, можно предложить ему увлекательную забаву «Балансировка», которая предполагает несколько вариантов:

Пройтись по протянутой по полу скакалке, расставив руки в стороны

Предварительно мама может пояснить крохе, что ему необходимо соблюдать равновесие, поскольку под ногами находится воображаемая пропасть.
То же задание, но в руках ребенок несет любой предмет, например, игрушку, с обязательной установкой действовать как можно более осторожно, поскольку на время игрушка стала хрустальной.
Аналогичное задание, однако усложнено тем, что на голове малыш пытается удержать нетяжелую книгу. Упражнение отлично формирует осанку, поэтому называется «ход балерины».

Различные вариации «Балансировки» можно чередовать, чтобы поддерживать интерес.

Простые забавные игры для одного малыша

Дома можно предложить ребенку одну из следующих простых забав:

  • Донести из одного конца комнаты в другой надутый воздушный шарик, при этом не используя кисти и подошвы. Можно толкать предмет коленом, локтем, животом, дуть, однако ограничение необходимо соблюдать.
  • Кенгуренок. Воздушный шарик зажимается между колен, ребенок должен пропрыгать заданную дистанцию, не потеряв его. Если шарик выпал, придется начинать все сначала.
  • Пигвиненок. Шарик зажимается между щиколоток, далее ребенку предлагается преодолеть небольшую дистанцию, не потеряв его.
  • Шарик на ракетке. Мама просит ребенка переместить воздушный шар из одного конца комнаты в другой, подбрасывая его вперед и вверх при помощи ракетки. Сложность только одна – шар не должен упасть.
  • Через ручеек. Мама предварительно изготавливает необходимые материал: из тканей двух цветов вырезает небольшие лоскутки. Далее на пол кладется доска (ее с успехом заменит кусок длинного картона). Задача ребенка – перейти через «ручеек», по краям которого растут цветы (например, красные и синие – маки и васильки). По указанию мамы «Сорви васильки» малыш приседает и собирает несколько синих лоскутков, далее встает и идет вперед. По указанию «Сорви маки» — собирает красные. Игра помогает развитию внимания.

Эти спортивные игры отлично улучшают координацию движений, развивают ловкость, выносливость, умение добиваться своей цели. Не стоит принуждать малыша к таким занятиям, поскольку он должен получать от игры удовольствие. Только в этом случае данный вид деятельности станет максимально полезным.

Малыши и дошкольники

С ними всегда просто: чем больше внимания мамы и папы, тем лучше!

1. Приготовьте обед

Маленьким детям нравится играть на кухне. Кто сказал, что нельзя превратить игру в полезное занятие? Вместо того чтобы придумывать, чем занять малыша, пока вы готовите, просто готовьте вместе с ним. Ребёнку вполне можно доверить пластиковую или силиконовую посуду, в которой он смешает сухие и влажные ингредиенты. Также любой малыш сможет помыть фрукты и овощи.

2. Исследуйте что-нибудь

Для набора юного химика рановато? Тогда на помощь придут самодельные мыльные пузыри — смешайте воду, моющее средство (в пропорции 3:1) и добавьте немного сиропа: парадокс, но так пузыри будут крепче. Пускайте их с балкона — пусть прохожие тоже порадуются!

3. Рисуйте

Лайфхак: если дать малышу раскраску или альбом и карандаши или краски, можно не только занять его на несколько часов, но и освободить время для работы. При этом вы вполне можете находиться в одной комнате и приглядывать за ребёнком, чтобы краска всё-таки оказалась на бумаге, а не на стене.

4. Занимайтесь физкультурой

Маленьким детям особенно тяжело даётся ограничение движения. Гулять во время самоизоляции нельзя — во всяком случае, в прежних объёмах! — так что заниматься стоит иначе: например, найдите подходящее видео на YouTube.

Играть в различные настольные игры

Настольные игры – один из лучших способов приятно и с пользой провести время в кругу семьи. Игр огромное количество, но все же позволим себе привести несколько примеров:

  • «Монополия». Есть самые разные вариации этого экономического бестселлера. Дайте своим детям почувствовать себя бизнес-магнатами – это очень увлекательно.
  • «Arial Джанга». Эту игру придумал в семидесятых британский геймдизайнер. Суть в том, чтобы из отдельных блоков построить как можно более высокую башню. Вот только башня быстро становится неустойчивой и требует навыков и концентрации. И дети, и взрослые от Джанги в восторге – попробуйте и вы.
  • «Spin Master Games» (101 игра). Это целый набор игр, который даст возможность «безболезненно» для рассудка пересидеть любую самоизоляцию. У вас несколько детей от мала до велика? Spin Master – игра для всех возрастов.

Где купить настолки?

Например, на таких онлайн-площадках:

  • Мосигра
  • Goods.ru
  • Igrotime

Обязательно попробуйте и другие варианты – вскоре вы найдете игру, от которой вы с детьми буквально не сможете оторваться.

Список дел по дому для девочек на каждый день: чек-лист на возраст 5-6 лет (дошкольники)

Детки в возрасте 5-6 лет более самостоятельны, моторика рук развита, а логические цепочки работают достаточно хорошо для выполнения домашних дел. При этом помощь по дому продолжат быть в игровой форме, но список дел постепенно расширяется. Не забывайте, что если ребенок ходит в детский сад, то дома у него отдых и помощь по дому должна распределяться в пропорции 50/50. Если же ребенок на домашнем воспитании – помощь по дому не более 30-40 минут, в общем времени, и не более 5-10 минут за один раз. Таким образом, ребенок продолжает играя помогать, и не утрачивая интерес.

Контроль времени — одно из важнейших заданий для девочек школьниц

Список дел по дому для девочек на каждый день — чек-лист на возраст 5-6 лет (дошкольники):

  • Познакомиться с мелким ремонтом одежды, помогать взрослым вдевать нитку в иголку (разрабатывая мелкую моторику рук), наматывать нитки на катушки и т.д.;
  • Наливать с бутылок и кувшинов холодные напитки в стаканы;
  • Получать деньги на карманные расходы и учиться их распределять, выделяя часть на расходы, а часть на накопления;
  • Разбирать белье перед стиркой на темное, светлое, белое;
  • Раскладывать посуду после мойки в нижние ящики;
  • Относить вещи в стирку и аккуратно вешать еще чистые вещи в шкаф;
  • Следить за чистотой одежды и обуви и при необходимости сушки/стирки сообщать взрослым;
  • Контролировать питание и наличие воды у домашнего питомца;
  • По необходимости убирать за домашним питомцем;
  • Сортировать мелкие вещи, перебирать ягоды и фрукты, мыть и складывать во фруктовницу;
  • Как только ребенок выучит цифры и номиналы монет – раскладывать монеты по номиналам и, подсчитывая их сортировать на круглые суммы;
  • Как только научится складывать свои вещи, помогать складывать мелкие вещи членов семьи;
  • При приходе гостей подсчитать всех и помочь накрыть на стол, помочь рассадить гостей за стол;
  • Поливать цветы и протирать листы у крупнолистовых растений;
  • Выносить мусор самостоятельно, если возле дома;
  • Собирать листья в саду, вырывать сорняки на клумбах;
  • Варить яйца, делать бутерброды, простые салаты;
  • Собирать рюкзачок на занятия, в школу или сад, на кружки.

Зачем годовалому ребенку режим

Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.

Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.

Ребенок рассматривает игрушку

Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.

Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»

Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики

Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это “Бабочки” (как на фото чуть выше), “Машинки”. Из пластиковых — “Веселые пуговки”.

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Совместные игры

Такие занятия по типу развивашек предусматривают, что и мама, и малыш полностью вовлечены в процесс и делают что-то вместе. Всякие лепки, рисования предлагать не стоит в силу пока еще слишком нежного возраста: такие занятия актуальны к 2 годам (хотя рисование пальчиковыми красками можно попробовать). Давайте разберем что-нибудь эдакое, чтобы даже маме интересно было!

1. Изучаем свойства предметов

В игровой форме малышам можно показывать рассказывать о свойствах воды, температуры, габаритах, фактуре и цветах. Ваше воображение поможет найти подходящие материалы и предметы, при этом не обязательно использовать игрушки, а можно вполне обойтись подручными средствами и смекалкой.
 
Например, свойства воды (холодная, теплая, мокрая) можно показать с помощью кубиков льда и губки. Берем стакан теплой воды и пипетку, замораживаем кубики льда (водичку можно подкрасить красками, чтобы было интересно, да и цвета разучите). Холодный кубик льда кладется на столик, его можно потрогать и убедиться, что он действительно холодный. Теперь пипеткой с теплой водой поливаем этот кубик и…чудеса, он начинает таять, превращаясь в цветную лужицу!! Кубика нет, но есть водичка, по которой можно шлепать ладошками! Сухой губкой убираем лужицу и…она исчезает! (Всплеск эмоций обеспечен!)
 
Большой-маленький, высокий-низкий, далеко-близко также можно изучить с помощью игрушек и подручных предметов.

2. Изучаем цвета

Если есть пищевые красители и лишняя пачка макарон, то можно предложить малышу поиграть в самодельный сортер. Предварительно раскрасьте макарошки (не вареные) краской и предложите малышу положить макаронины, допустим, красного цвета в стаканчик, а желтые в тарелочку

3. Рисуем на ладошках

Годовалый малыш еще не справится с кисточкой, а вот пальцем рисовать уже умеет. Специальные пальчиковые краски как раз для этого предназначены, при этом абсолютно безопасны и легко смываются. Рисуя на ладошке малыша, сопровождая процесс веселой потешкой или стишком, показывайте, как называются его пальчики. На память можно оставить цветной отпечаток на бумаге и повесить в рамочку

4. Мыльные пузыри

любят даже взрослые, а маленькие дети от них в настоящем восторге: заразительно смеются и ловят их ручками. Доставьте ребенку такое удовольствие, а если у вас есть собака, то будет вдвойне веселее (они тоже смешно их ловят!)

5. Катаем мяч

Только научившегося малыша трудно занять надолго сидячими занятиями: ему бы побегать! Если есть небольшой прыгучий мячик, то научите ребенка пинать его ножкой, кидать вверх и в сторону. Соорудите мини-боулинг из пластиковых бутылок, футбольные ворота из коробки для игрушек и наслаждайтесь игрой! В качестве альтернативы можно воспользоваться надувными шариками (только не надувайте их слишком большими, чтоб не лопнули и не испугали карапуза), а чем их больше, тем смешнее и веселее будет играть!

6. Книги и потешки

полезны с самых ранних лет, ведь совместные занятия могут быть и спокойными. Возьмите большую картонную книжку с яркими картинками, а еще лучше, если она будет музыкальная. Покажите малышу, где лисичка, где колобок, а где гуси га-га, пусть он сам попробует подержать книгу, может даже «выскажет» свое «агу-агу». Единственный момент: не ждите, что малыша это заинтересует надолго, как говорилось, они недолго сидят на месте и быстро устают.

7. Ролевые игры

типа «дочки-матери», «магазинчик» или «доктор и пациент» нравились и нам в детстве, и нашим мамам, и бабушкам. Вашему ребенку они тоже понравятся, а потом он научится играть со своими сверстниками, при этом оттачивая навыки социального общения. Покормите куклу, полечите медвежонка вместе, малышам это нравится!
 

Игры для юных исследователей

Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:

  • Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
  • Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
  • Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
  • Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
  • Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
  • Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
  • Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
  • Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.

Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.

Ошибки в воспитании детей 1, 2, 3 лет

В заключение два примера неправильного подхода к воспитанию маленького ребенка.

Оле скоро 1 год 10 месяцев. Она посещает ясли. Дома на нее не обращают никакого внимания. Чтобы девочка не мешала взрослым, ее сажают в кроватку или на высокий стул. Вместо ласкового ответа н внимания к ребенку мать только раздражается и кричит; «Не приставай, мне некогда». Девочка малоразвита, говорит всего несколько слов (пала, ляля, ав-ав). У нее безразличное выражение лица, она часто плачет, раздражается и очень упряма. Мать виновата в отставании развития ребенка, в его настроении и поведении.

Иначе воспитывается Виталик (1 год 9 месяцев). С ним без конца занимаются мама, папа и бабушка. Каждое его желание немедленно удовлетворяется. Мальчик очень развит (знает наизусть многие стихотворения Барто, «Муху-цокотуху» Чуковского), но сам играть не умеет, — игрушки его не интересуют (хотя их у него целый ящик), он капризный и раздражительный, плохо засыпает. Вечером, укладывая его спать, отец рассказывает ему сказки — без этого он не ляжет, ночью часто просыпается. Родителям приходятся обращаться к врачу с жалобами на нервное состояние ребенка.

Как первый, так и второй приемы воспитания неправильны. В первом случае недостаток воспитания — в отсутствии должного контакта между ребенком и взрослыми, вследствие чего ребенок лишен многих радостей, свойственных этому возрасту, его эмоциональное состояние чаще всего бывает подавленным, угнетенным. Он плохо развивается.

В другом случае родители слишком много занимаются с ребенком. Чрезмерные впечатления приводят к перенапряжению нервной системы и в конце концов — к нервному заболеванию ребенка.

Распорядок дня ребенка 1, 2, 3 лет должен быть продуман. Всему свое время— кормлению, сну, прогулке, самостоятельной деятельности ребенка и занятиям с ним взрослых.

Как много радостных минут могут доставлять малышу родители, как интересно могут они заполнить его досуг и в то же время расширить его кругозор, развить мышление и речь! Хорошие, теплые отношения с родителями останутся у ребенка надолго, а впоследствии станут радостными воспоминаниями о его детстве.

Дети от года

Чем занять ребенка в год? Годовалый малыш уже умеет ходить, хорошо соображает и понимает многие мамины слова. С детками такого возраста можно делать зарядку, танцевать, играть с «сенсорными коробочками», лепить из слоеного теста или пластилина. Крохи обожают рисовать, предложите ребенку кисточку с акварелью или баночки пальчиковых красок и альбом.

Еще один вид занятий – чтение книг, рассматривание картинок, карточек, занятия с наклейками. Малыши с интересом будут впитывать все вкладываемые в них знания.

Деткам постарше станут интересны различные занятия, направленные на изучения форм, цветов, новых слов, звуков животных. Надолго занимают малышей игрушки-вкладыши или сортеры.

Планируя досуг своего ребенка, не бойтесь выдумывать и фантазировать. Ведь взрослые, как и дети, с большим удовольствием окунаются в омут развлечений и веселья. Радуйтесь вместе со своими детьми, развивайте их с помощью игр, прививайте малышам все самое доброе и правильное.

Играть с колпачками

Мой муж, увидев набор колпачков (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) впервые, сказал, что это полная ерунда, мол та же матрешка, только хуже. Однако это неправда, и это очень скоро стало ясно.

Когда мы первый раз показали дочке эти колпачки, она проиграла с ними час без перерыва. Игрушка на самом деле очень полезная и многофункциональная. Представляет она собой набор из нескольких колпачков (у нас их 10), последовательно вкладываемых друг в друга.

Как играть с колпачками?

  • Колпачки можно складывать друг в друга. Детям в этом возрасте очень нравится складывать одни предметы в другие, во время игры у них складывается понимание о вместимости тары, они учатся сравнивать емкости.
  • Из колпачков можно строить пирамидку, поначалу с маминой помощью, конечно.
  • Если в вашем наборе цвета колпачков повторяются, можно объяснять на колпачках одинакового цвета понятия «большой» и «маленький». Например, вы выбираете два зеленых колпачка, предъявляете их ребенку и объясняете, какой из них большой, а какой маленький. Как я уже писала ранее, понятие размера лучше всего изучать на предметах, которые по всем своим остальным свойствам (кроме размера) абсолютно идентичны. Поэтому колпачки для этой цели подходят как нельзя лучше.

Играя с колпачками вы постоянно называете цвета, что несомненно поможет ребенку их запомнить. Можно вместе с малышом отбирать колпачки какого-то одного цвета.

Колпачки можно как бы прятать, накрывая меньший колпачок бОльшим и приговаривая «Где маленький колпачок? Спрятался!». Дети очень любят играть в такие прятки, и это заодно дает ребенку понимание, какой колпачок больше, а какой меньше.

Чем-то похожая по своей сути игрушка — радуга. Принцип игры тот же, но здесь от ребенка требуется бОльшая точность движений.

Скатывать мячик/шарик по горке/желобкам.

Наблюдение за скатывающимися шариками здорово тренирует глазные мышцы ребенка, а также дает малышу первое понимание основ закона всемирного тяготения. Ну и, конечно, это просто очень увлекательно для малышей – смотреть на скатывающиеся мячики.

Для этой игры вам нужно будет из подручных материалов соорудить небольшую горку, в этих целях подойдет даже книга, но лучше что-нибудь побольше. Главное, чтобы горка не получилась слишком крутой, иначе шарик будет скатываться слишком быстро, ребенку будет тяжело за ним уследить.

Также для этой игры в продаже имеется специальная игрушка, она называется Кугельбан (My-shop, KoroBoom). Кугельбан представляет собой конструкцию с дорожками-желобками, по которым скатываются шарики и другие фигурки. Предложите ребенку положить шарик на верхнюю дорожку и посмотреть, что будет дальше. А можно пустить сразу несколько шариков друг за другом.

Подвижные игры

В возрасте 2-х лет ребенок, как никогда, нуждается в физическом развитии. Он уже научился ходить, но другие навыки тоже следует развивать. Укрепление мышечного каркаса, развитие гибкости, выносливости, быстроты и ловкости — все это нужно для полноценного развития крошки. Пора учить его прыгать, бегать, приучать к утренней зарядке.

Для развития каждого аспекта физического здоровья, существуют отдельные упражнения.

Игры с мячом

Упражнения с мячом всегда приносят массу удовольствия для ребенка. Ему интересно ловить мячик, пинать, наблюдать, как отскакивает от пола или стен. Такие занятия развивают в ребенке ловкость, быстроту действий. Малыш учится оценивать происходящую ситуацию, координировать свои движения, чтоб поймать мячик.

Как нужно играть:

  • для развития силы броска, просите ребенка кидать мячик в стену или пол. Пусть малыш понаблюдает, как он отскакивает от поверхности;
  • покажите малютке, как можно закатывать мячик между ножек стула. Потом дайте ему тоже попробовать попасть в «ворота». Такое упражнение хорошо тренирует точность;
  • посоревнуйтесь с малышом в том, кто дальше пнёт мячик. Это тоже развивает силу удара. Поддайтесь ребенку, сделайте так, чтоб у него мяч откатился дальше. Не забудьте похвалить кроху, мотивируйте его! Это даст ему сил и уверенность в следующих своих маленьких победах;
  • пусть малютка догоняет катящийся мячик;
  • начните кидать мячик малышу, а он пусть его старается поймать. Это разовьет ловкость;
  • пусть сынок или дочка подбрасывает мяч вверх и тут же пытается его поймать. Продемонстрируйте это на собственном примере.

В таких играх должны участвовать только легкие мячи, которые не принесут вреда ребенку. Поверьте, в процессе, малыш не раз столкнется с игрушкой.

Малыши обожают подвижные игры с мячом

Попрыгаем

Для данного развивающего упражнения нам понадобиться маленькая скамейка. Ставим малыша на нее и предлагаем прыгнуть с нее на пол. Продемонстрируйте сначала принцип действий на собственном примере. Комментируйте то, что делаете. Когда малыш решится выполнить упражнение первый раз, придерживайте его за ручку. Так ему не будет страшно, да и не упадет в случае чего. Наставляйте его словами к действию, чтоб он пригнул ноги, оттолкнулся и прыгнул. По завершению прыжка непременно похвалите ребенка. Скажите ему, какой он молодец и как ловко справился с задачей.

Дети очень хорошо воспринимают поставленные задачи через сказочных персонажей. В этом случае, они сами хотят быть сказочным героем и превзойти в достижениях персонажа. Придумайте какую-нибудь сказку, где лисичка не умела прыгать, от чего застряла на пеньке. Начался дождик, и она промокла, так как не могла спрыгнуть. Рассказав такую сказку ребенку, предложите малышу продемонстрировать «лисичке» как нужно правильно прыгать. И вот, ваш ребенок не только умеет прыгать, но и чувствует себя героем, что помог лисичке спуститься с пенька.

Подпрыгивание

Еще один важный элемент в физическом развитии — умение подпрыгивать. Научить этому ребенка довольно просто. Опять же, надо прибегнуть к мотивационным методам. Натяните веревку на чуть большем уровне вытянутых рук малыша. На веревку нацепите различные игрушки или любимые конфетки. После этого предложите крохе допрыгнуть и дотянуться до нужного предмета.

Хождение по веревке

Растяните по прямой длинную веревку и предложите малышу пройти по ней, не оступаясь. На конец веревки можно посадить любимую игрушку, чтоб малыш дошел до нее. Когда крошка с успехом справиться с хождением по прямой, начните изгибать траекторию. Пусть теперь ходит по изгибам.

Хождение по веревке развивает координацию движений и тренирует равновесие

Прибираем комнату

В два года ребенок уже может различать предметы по цветам, знает их название. Поэтому, приучите ребенка укладывать все игрушки на место, называя их. Малыш будет ходить по комнате и собирать игрушки, раскладывая их. Выполняя эти действия, вы побуждаете ребенка к физической активности, одновременно приучая к порядку в доме. Ребенок осознает ответственность за чистоту и порядок в своей комнате. Комментируйте его действия, направляйте его подобными фразами: «Санечка, убери львенка! Он уже наверно соскучился по своим друзьям

И не забудь загнать машину в гараж!» Во время такого диалога, малыш будет осознавать свою важность

Когда комната прибрана, не забудьте похвалить малютку. Скажите ему, какой он ответственный и трудолюбивый. Как хорошо он помогает мамочке.