Лечение гипервентиляционного синдрома

Большинство пациентов с гипервентиляционным синдромом считают, что страдают страшным смертельным заболеванием, что лишь усугубляет картину. Поэтому первым этапом лечения заболевания является воздействие на пациента на подсознательном уровне. Изменение отношения больного к состоянию своего здоровья в сочетании с коррекцией нарушений по психогенной линии является первым шагом к выздоровлению.

Первостепенной задачей доктора, занимающегося лечением гипервентиляционной болезни, является демонстрация пациенту полного отсутствия органических изменений, даже несмотря на тяжесть симптомов

Важно доказать истину, что в моменты гипервентиляционного криза умереть попросту невозможно, а также продемонстрировать, как зависит тяжесть протекания кризового состояния заболевания от внутреннего напряжения. Иногда этого вполне хватает для того, чтобы справиться с заболеванием

А иногда осознание безопасности болезни и измененное к ней отношение – это лишь полпути.

Хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика, обучающая дыханию диафрагмой. Она позволяет научиться правильно дышать, соблюдать идеальную пропорцию вдоха и выдоха (1:2). Поначалу такие занятия длятся 3-5 минут, пока организм не привыкнет к ним. Со временем продолжительность гимнастики увеличивается.

Обособленно стоят психотерапевтические методы лечения гипервентиляционного синдрома. При помощи поведенческой терапии, метода внушения, психоанализа и других способов воздействия на мозг и подсознание, пациенты начинают иначе смотреть на заболевание и степень его тяжести.

Лечение гипервентиляционного синдрома часто осуществляется при помощи обратной биологической связи. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в медицинской практике. Его суть заключается в контроле функций организма. В случае с гипервентиляционным синдромом – контроле функции дыхания.

Важно изменить свой образ жизни, а также режим отдыха и труда. Необходимо по возможности исключить ночные рабочие смены и переработки, а сон должен быть полноценным каждый день

Пешие прогулки и размеренные физические нагрузки должны стать обязательными. Выходные лучше проводить в новой обстановке на природе: рыбалка, отдых в деревне и так далее. Важно стабилизировать психологическую составляющую организма, поэтому необходимо максимально часто заниматься любимым делом, избавиться от стрессовых ситуаций и иметь полноценный отдых.

Комплекс медикаментозного лечения гипервентиляционного синдрома состоит из различных препаратов:

Вегетропные средства: β – адреноблокаторы (Метопролол, Анаприлин), Беллатаминал, Беллоид, Белласпон, Платифиллин;

Препараты, направленные на коррекцию психологических расстройств: транквилизаторы (Грандаксин, Гидазепан, Афобазол, Адаптол и другие), антидепрессанты (Симбалта, Амитриптилин, Серлифт, Прозак, Коаксил и так далее), нейролептики (Ридазин, Эглонил), успокоительные (Корвалол, Персен, Дормиплант, настойка валерианы и другие);

Метаболические препараты (Актовегин, Рибоксин, Милдронат и другие), витамины В (Неуробекс, Мильгамма);

Препараты, понижающие мышечно-нервную возбудимость: средства с магнием (Магне В6), кальцием (Хлорид кальция, Глюконат кальция), витамин D2.

В лечении гипервентиляционного синдрома также используются препараты, необходимые к употреблению во время криза (Анаприлин, Платифиллин). Они позволяют облегчить состояние больного и справиться с симптомами. Помочь преодолеть криз также поможет простой способ: необходимо неотрывно дышать в полиэтиленовый пакет. Отрывать лицо от него нельзя. В результате такого дыхания в пакете будет скапливаться больше углекислого газа, который помогает перебороть криз гипервентиляционного синдрома.

Курс медикаментозного лечения гипервентиляционного синдрома, как правило, составляет более 2 месяцев. Однако список препаратов и план лечения должен составляться доктором индивидуально для каждого пациента в зависимости от симптомов, тяжести их протекания, стадии запущенности заболевания, особенностей организма, непереносимости лекарственных средств и так далее.

Гипервентиляционный синдром, безусловно, портит жизнь, существенно снижает ее качество. Несмотря на всю тяжесть симптомов, заболевание не является смертельным. И для успешного выздоровления пациент должен понять эту истину. А чтобы окончательно справиться с заболеванием, необходимо вмешательство опытных специалистов в сфере психологии (психотерапии) и неврологии.

Психомоторное развитие

Обучение людей с синдромом Дауна – очень благодарное дело. Каждое достижение приносит им чрезвычайно много радости. Они с большим энтузиазмом подходят к этому процессу, прилагая немало усилий.

С самого раннего возраста люди с СД требуют пристального внимания и тщательной работы с ними. Дети с мозаичной формой по своему развитию приближены к норме, но все-таки имеют некоторые особенности, которые нужно корректировать.

Следует понимать, что мышление у таких детей немного иное. Оно более инертное, нередко такому малышу сложно сконцентрироваться, ему не хватает усидчивости. Поэтому к процессу их обучения нужно подходить творчески, лучше в игровой форме.

Новую информацию им следует преподносить короткими фразами, повторяя их по несколько раз, так как кратковременная память развита недостаточно. Но главное, делать это интересно и увлекательно. Учитывайте, что такие ученики быстрее других утомляются, поэтому следует делать перерывы в процессе занятий, чередовать умственную деятельность с физической.

Проблемы со слухом и зрением также снижают способность воспринимать информацию, замедляют учебный процесс. Это также следует учитывать, и подстраивать занятия под эти особенности.

Следует обращать внимание на развитие образного и абстрактного мышления: разъяснение утверждений и понятий, предъявление доказательств, расположение предметов в пространстве, их классификация и т.д. Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной

Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания

Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной. Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания.

Важно развивать моторику, ведь она дает возможность детям обслуживать себя в быту. Мышечная слабость снижает способность манипулировать ладонью и пальцами

Их следует разрабатывать. Например, можно использовать упражнение, при котором кисть фиксируется на поверхности стола на ребре ладони. При этом рисование выполняется 3 пальцами, исключая мизинец и безымянный.

Разрабатывать кисти можно с помощью различных приемов:

  • сжимать кулаки, имитировать пинцетный захват и в виде щепотки. Поочередно дотрагиваться всеми пальцами руки до большого пальца;
  • рисование, в том числе пальчиковое, в разных плоскостях — в строго горизонтальной или вертикальной, под острым или тупым углом;
  • лепка из любого материала — пластилин, глина, тесто;
  • играть в ладушки;
  • разрыв газеты;
  • перелистывание страниц книги;
  • использование подручных средств — раскладывать пуговицы по разным категориям, собирать их на нитке, изготавливать украшения. Можно сортировать и пересыпать крупы. Но здесь важна умеренность, чтобы не утомить маленького ученика. Применимы также манипуляции с банками и крышками;
  • складывание мозаики и пазл. Но следует подбирать подходящие для возраста ребенка объекты, чтобы он мог самостоятельно их собрать;
  • работа с ножницами, выкладывание аппликаций. Создание выкроек;
  • обучайте малыша самостоятельно одеваться, совладать со шнурками, молнией, пуговицами. Можно тренировать его с помощью куклы.

Занимаясь с детьми подобным образом, можно не только обучить их физическим навыкам — это обеспечивает непосредственное общение с малышом, стимулирует его психическое и умственное развитие.

Существуют специальные методики, которые дают направление в обучении детей-даунов:

  1. Метод Зайцева. Автор разработал специальные кубики, таблицы и музыкальное сопровождение, которые призваны обучать навыкам чтения. Это, в свою очередь, влияет на качество письма в дальнейшем и сглаживает интеллектуальные проблемы.
  2. Методика Монтессори. Его суть – создать обстановку, в которой малыш будет заниматься по собственному желанию. Он сам выбирает себе род занятий из предложенного ассортимента. Как правило, обучение ведется в игровой форме.
  3. Метод Никитиных — легкость и свобода в обучении, непринужденная обстановка. Упор делается на физическом развитии и закаливании. Все игровые принадлежности должны иметь обучающую основу.
  4. Методика Глена Домана — начинать обучение с самого раннего возраста. Уже с 1 года жизни развивать речь, преподавать основы счета и чтения.
  5. Методика Сесиль Лупан — преподносить информацию ребенку так, чтобы заинтересовать его, чтобы он сам стремился к обучению. Для этого постоянно предлагать что-то новое, постепенно стимулируя его и самому расширять свои познания. Главные критерии – любознательность и самостоятельность.

Очень важны коллективные занятия, при которых дети тянутся и ориентируются друг на друга.

Какие ещё существуют препараты от кокцидиоза кроликов?

Помимо Ампролиума, против кокцидиоза используются и другие лекарственные средства. Ниже приводим список аналогов-кокцидиостатиков:

Эйметерм — аналог препарата

  • Эйметерм;
  • Байтрил;
  • Толукокс;
  • Зинаприм.

Эйметерм 5% — кокцидиостатик в виде суспензии. Действующее вещество – толтразурил. В 1 мл лекарства содержится 50 мг активного вещества, которое быстро блокирует ферменты, отвечающие за течение обменных процессов в клетках простейших микроорганизмов. Толтразурил препятствует размножению кокцидий и вызывает их гибель.

Перед началом лечения нужно правильно рассчитать дозу лекарства для кролика. На 1 кг веса животного отмеряют 0,14 мл суспензии. Если животное вести 4 кг, то ему дают 0,56 мл средства. Эйметерм применяют перорально. Достаточно однократного приёма, чтобы полностью избавить кролика от паразитов. В тяжёлых случаях Эйметерм дают дважды с промежутком между приёмами 5 дней.

Внимание! Нельзя забивать кроликов, прошедших лечение Эйметермом, раньше чем через 70 дней после приёма суспензии, так как их мясо непригодно для пищи. Байтрил – антибактериальное средство, которое эффективено и в отношении кокцидий. Оно выпускается в виде жидкого раствора в концентрации 5% и 10%.Первый вариант применяется для инъекций, а второй – перорально

Оно выпускается в виде жидкого раствора в концентрации 5% и 10%.Первый вариант применяется для инъекций, а второй – перорально

Байтрил – антибактериальное средство, которое эффективено и в отношении кокцидий. Оно выпускается в виде жидкого раствора в концентрации 5% и 10%.Первый вариант применяется для инъекций, а второй – перорально.

Для лечения кроликов средство разводят в воде по инструкции – на 10 л берут 5 мл средства. Курс лечения длится 3 дня.

Внимание! Забой животных разрешено производить не раньше чем через 14 суток после последнего приёма средства. Действующим веществом в Толукокса является толтразурил. Средство выпускается в форме суспензии

Ветеринары рекомендуют его животным, у которых болезнь прогрессирует, а другие лекарства оказываются неэффективными

Средство выпускается в форме суспензии. Ветеринары рекомендуют его животным, у которых болезнь прогрессирует, а другие лекарства оказываются неэффективными

Действующим веществом в Толукокса является толтразурил. Средство выпускается в форме суспензии. Ветеринары рекомендуют его животным, у которых болезнь прогрессирует, а другие лекарства оказываются неэффективными.

Схема приёма Толукокса для кроликов такая – 1 мл суспензии растворяют в половине литра воды и заполняют ею поилки. Приготовленный состав используют на протяжении 2 суток, после чего лечение приостанавливают на 5 дней. Далее готовят свежий раствор и снова поят кроликов 2 дня.

Внимание! Забой кроликов, прошедших курс терапии Толукоксом, можно осуществить через 8 дней. Зинаприм представлен в ветаптеках в двух формах – в виде раствора для инъекций и порошка. В своём составе он содержит 2 компонента, оказывающих губительное воздействие на кокцидии:

В своём составе он содержит 2 компонента, оказывающих губительное воздействие на кокцидии:

Зинаприм представлен в ветаптеках в двух формах – в виде раствора для инъекций и порошка. В своём составе он содержит 2 компонента, оказывающих губительное воздействие на кокцидии:

Каждый из компонентов усиливает действие другого. В целом препарат переносится хорошо, но в случае превышения указанных в инструкции доз может вызвать у кроликов рвоту или диарею.

Способ применения раствора для кроликов:

  • дозировку рассчитывают, исходя из массы тела зверька, — на 10 кг веса берут 1 мл состава;
  • Зинаприм вводят внутримышечно;
  • в первые сутки средство вводят дважды с интервалом 12 часов;
  • в последующие дни лечения делают 1 инъекцию утром или вечером;
  • длительность курса терапии определяет ветеринар.

Зинаприм в виде порошка растворяют в питьевой воде в пропорции 1 г/1л. Питьём заполняют поилку. На следующие сутки готовят раствор с меньшей концентрацией лекарства – 0,5 г/1 л. Водой наполняют поилку каждый день. Во время лечения питомцам нельзя давать чистую питьевую воду, кроме той, что содержит лекарство. Длительность терапии – от 3 до 5 дней.

Кокцидиоз наносит серьёзный ущерб фермерским хозяйствам, ведь инфекция стремительно распространяется и поражает всех кроликов. Особенно опасно это заболевание для молодняка. Чтобы защитить животных от простейших паразитов, применяют ветеринарные препараты – Ампролиум и его аналоги. Сначала нужно внимательно изучить инструкцию по применению лекарства и проконсультироваться у ветеринара по поводу продолжительности курса лечения и дозировки, чтобы не навредить питомцам.

Симптомы

Считается, что каждый десятый ребенок до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). Количество больных мужского пола в два раза превышает число пациенток-девочек. Типичные характеристики и черты:

  • злость, ярость, раздражительность;
  • частые истерики;
  • постоянные споры со взрослыми, особенно с родителями;
  • отказ подчиняться правилам;
  • впечатление намеренного умысла, чтобы рассердить или разозлить других;
  • низкая самооценка;
  • быстрое наступление разочарования;
  • стремление обвинить других в своих бедах или проступках.

Больных несоциализированным и социализированным расстройством поведения считают «плохими детьми» из-за их преступного поведения и отказа принять правила. Согласно статистических данных около 5% десятилетних ребят имеют этот поведенческий дефект. При этом пациентов мужского пола в четыре раза больше, чем женского. Около 30% больных этой группы страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Типичные формы и характеристики:

  • отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам;
  • повторные прогулы занятий;
  • употребление психоактивных веществ (наркотиков – у подростков; сигарет и алкоголя – у школьников);
  • отсутствие сочувствия;
  • агрессивность по отношению к животным, другим людям, проявление садистских наклонностей, включая издевательства, физическое или сексуальное насилие;
  • инициация драк;
  • использование холодного оружия и подручных средств в выяснении отношений;
  • ложь, лицемерие;
  • принадлежность к банде и преступные деяния (кража, умышленное разжигание огня, проникновение в чужие жилища, вандализм);
  • склонность убегать из дома;
  • суицидальные идеи (встречаются редко).

Установлено, что от 2 до 5% детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Мальчиков с данной проблемой в три раза больше, чем девочек.

Характеристики СДВГ включают:

  1. невнимательность – проблемы со сосредоточением и удержанием внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, не завершая предыдущее задание;
  2. импульсивность – перебор действий, наличие «короткого запала», хаотичность и непоследовательность, склонность к несчастным случаям;
  3. гиперактивность – постоянное беспокойство и суетливость.

Типичные проявления недуга

Симптомы недуга в младенчестве

Груднички с неврологическим синдромом отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством. Такие крохи более плаксивые, даже малейшее изменение привычного уклада жизни вызывает у них много эмоций, нарушение аппетита и сна. Ребята могут чрезмерно реагировать на громкие звуки и яркий свет. Нередко режим таких малышей необычный, они с удовольствием спят днём и бодрствуют ночью.

Признаки церебрастении в раннем детском возрасте

Крохи до 3-х лет могут отставать в наборе массы тела и физическом развитии от своих ровесников. Они не любят активные игры, даже небольшие нагрузки приводят к быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия. Нередко такие дети выглядят сонными, вялыми, не проявляют интерес к игрушкам, другим детям. Ребята могут отставать в интеллектуальном, речевом развитии, но такие задержки обычно умеренные и легко корригируются.

Одним из признаков неврологических отклонений у ребёнка является «морская болезнь», дети тяжело переносят поездки, а катание на качелях может вызывать рвоту и головокружение. Ухудшается самочувствие крохи при низких и высоких температурах, особенно плохо малыш переносит жару. Вегетативные дисфункции являются причиной нарушения терморегуляции, потливости и зябкости крохи.

Симптомы болезни у дошкольника

В связи с низкой способностью адаптироваться к новым условиям, первые трудности возникают, когда малыша отдают в детский сад. Новые условия и повышенная психоэмоциональная нагрузка сказывается на самочувствии крохи, возникают новые проявления синдрома.

Повышенная тревожность перерастает в страхи, ночные кошмары, энурез. Этих детей легко вывести из равновесия, но успокаиваются они тоже быстро. Значительный стресс приводит к физиологическим нарушениям – возникает тошнота, рвота, головокружение, учащается сердцебиение.

Проявления недуга в школьном возрасте

С момента поступления малыша в школьное заведение на первый план выходят проблемы со способностью концентрации внимания. Такие дети быстро устают и требуют более частой смены деятельности, продолжительных периодов отдыха. Тяжело даётся малышам чтение, запоминание материала, письмо под диктовку, пересказ услышанной информации. Работоспособность ребёнка значительно выше в утренние часы. К вечеру у малыша накапливается усталость и возникает эмоциональное истощение.

Головные боли, головокружение, сопровождающиеся тошнотой и рвотой – частая жалоба, с которой дети обращаются к врачу.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатального поражения центральной нервной системы

В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка

  • Нейросонография( методэхографической визуализации головного мозга новорождённого и ребёнка до 1 года, пока открыт большой родничок)
  • Электроэнцефалография (метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга.)
  • Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга
  • Эхоспондилография шейного отдела позвоночника
  • Электронейромиография (исследование проводимости нервного сигнала и реакции мышц)
  • Компьютерная томография ( КТ)
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ)
  • Биохимические анализы крови
  • Консультации специалистов (эндокринолог, ортопед, логопед, психолог и др.)

Следует отметить, что нет необходимости в применении сразу всех методов дополнительной диагностики. Конкретные методы исследований у Вашего ребёнка определит специалист нашего центра на основании данных неврологического статуса на момент осмотра.

Лечение последствий перинатального поражения центральной нервной системы

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Лечение острого периода перинатальных поражений центральной нервной системы проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться неврологам и педиатрам , включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, мануальную терапию и элементы педагогической коррекции.

В большинстве случаев, у одного ребёнка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы чаще всего отмечается сочетание нескольких синдромов заболевания, лечение должно быть комплексным под контролем врача-невролога, при участии психолога, остеопата, эндокринолога, мануального терапевта, логопеда, ортопеда, педагога-дефектолога.

Собрать воедино всех специалистов и диагностическо-лабораторные методы исследования непростая задача. А бегать с малышом по разным клиникам, неподъемная работа и для родителей и для ребёнка.

Поэтому в Отделении медицинской реабилитации для детей с нарушением функции центральной нервной системы медицинского центра «ЮгМедТранс» в городе Ростов-на-Дону имеются дневной стационар, где проводится диагностика и лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с задержкой речевого, психического, двигательного развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивности и др.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа обследования, медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа, лечебной физкультуры, проводится консультация медицинского психолога, логопеда.

После окончания курса лечения в стационаре ребёнок и его родители получают рекомендации для продолжения лечения амбулаторно до следующего курса стационарного лечения. Таким образом, под контролем врача-невролога, остеопата и психолога проводится лечение и наблюдение за течением заболевания в динамике.

Родители должны помнить, что чем раньше начинается лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, тем больше шансов у реpбёнка жить полноценной жизнью.

Лечение

Лечение должно быть комплексным. Медикаментозная терапия направлена на улучшение работы нервной системы, улучшение её трофики. Психотерапевтические занятия направлены на социализацию ребенка, адаптацию к внешним факторам. Дополнительно применяется остеопатическое лечение, массаж, рефлексотерапия.
Важную роль в эффективности лечения и реабилитации играют родители: на них лежит ответственность за соблюдение ребенком правильного режима сна и отдыха, обеспечение сбалансированным питанием, ограничение времяпрепровождения за компьютером и поощрение за занятия спортом.

Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46

Прогноз

Несмотря на всю тяжесть нарушения, прогноз благоприятный. Своевременно выявленная церебрастении достаточно хорошо корректируется медикаментами и физиотерапией. Своевременное лечение церебрастении у детей, восстанавливая когнитивные функции и устраняя симптомы, позволяет ребенку жить полной жизнью. В то же время человеку необходимо долгое время принимать препараты и всегда соблюдать режим дня, чтобы нарушение вновь не дало о себе знать.

Схожие Статьи

Абстинентный синдром при алкоголизме, курении и наркомании: отличительные признаки, методы терапии, когда станет легче

Злокачественный нейролептический синдром: что это такое, симптомы, код по МКБ-10, лечение, последствия

Синдром деперсонализации: симптомы, причины и методика лечения

Что такое дереализация и как от нее избавиться?

Синдром Веста у детей: причины, симптомы, возможно ли вылечить, прогноз

Бронхообструктивный синдром: причины, симптоматика, доврачебная помощь и лечение

Профилактика

Для укрепления нервной системы при церебрастеническом расстройстве важно устранить раздражающие факторы. Профилактика синдрома включает изменение режима дня

Чтобы исключить ухудшения самочувствия, пациенту потребуется:

Чтобы исключить ухудшения самочувствия, пациенту потребуется:

    • избегать стрессовых ситуаций;
    • больше гулять на свежем воздухе;
    • правильно сочетать труд и отдых;
    • меньше времени проводить у телевизора, компьютера;
    • повысить физическую активность;
    • научиться расслабляться физически и эмоционально;
    • спать не меньше восьми часов.

Чтобы восстановить нормальную работу нервной системы, исключить возврат негативных симптомов, понадобится помощь близких людей. Профилактические мероприятия при церебральной астении включают:

    • нормализацию питания;
    • решение проблем в семье и на работе;
    • участие в мероприятиях с положительными эмоциями;
    • исключение нервных перенапряжений;
    • применение витаминных комплексов;
    • предупреждение травм;
    • отказ от алкоголя, курения;
    • плавание в бассейне.

Особого внимания с целью исключения риска развития церебральной астении заслуживает период планирования беременности и вынашивания ребенка. В это время женщина должна:

    • пройти обследование;
    • вылечить хронические заболевания;
    • отказаться от вредных привычек;
    • исключить прием лекарств, негативно влияющий на развитие эмбриона;
    • не допускать возможности заражения вирусной инфекцией;
    • устранить контакты с больными людьми.

Посттравматическое истощение

Выраженность симптоматики посттравматической церебрастении зависит от тяжести черепно-мозговой травмы. После травм легкой степени в отдаленном периоде отмечаются частые головные боли, повышенная утомляемость, у школьников наблюдаются трудности в обучении.

После тяжелых травматических состояний у больного могут отмечаться сумеречные состояния, спутанность речи и мышления, дезориентировка во времени и окружающей среде, повышенная сонливость, признаки оглушения.

Для посттравматической церебрастении характерно астеническое состояние с выраженными вегетативными расстройствами, чрезмерная эмоциональная возбудимость, беспричинное беспокойство, повышенная чувствительность к громким звукам и яркому свету.

Более выражены аффективные нарушения: раздражительность, агрессия, взрывчатость. Когнитивные нарушения чаще всего проявляются понижением уровня самокритики и оценки окружающих обстоятельств.