Умение делиться и обмениваться игрушками
Чтобы обучение в детском саду приносило плоды, ребёнок должен научиться слушать. В какой-то мере посещение кукольных театров и домашние инсценировки спектаклей могут посодействовать развитию этого умения. Однако не стоит забывать, что в таких сценках дети большей частью воспринимают происходящее визуально.
Большая часть родителей старается привить детям навык делиться ещё с годовалого возраста. В это время как будто всё идёт гладко, дети охотно дают поиграть свою куклу или танк другому ребёнку. Начиная с двух лет, когда к малышам приходит осознание личной принадлежности, они всё чаще проявляют жадность. Просто дети ещё не понимают, что вещь, отданная на время, будет им возвращена, страх не получить её обратно мешает им проявлять щедрость.
Иногда родителям кажется, что их попытки научить ребёнка делиться или меняться с другими ни к чему не приводят, но не сдавайтесь. Со временем малыши обретут этот навык, а помогут им в этом сказки про жадных детишек, а также про игрушки, которые возвращаются к своему хозяину
Поощряйте сына или дочь меняться с другими ребятишками вещами, обращая внимание на то, что, отдав свою игрушку, малыш получает взамен другую. Учите, что потом нужно вернуть игрушку хозяину, а свою взять обратно
Без навыка делиться и обмениваться вещами в детском саду не обойтись.
Уровень физического развития
Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.
Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.
Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:
- прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
- закаливающие процедуры;
- посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.
Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.
Знания об окружающем мире
Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.
Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.
В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.
Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша
Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период
Почему так важен режим
Даже если в вашей семье не принято или не получается придерживаться определенного режима, его соблюдение должно стать одним из этапов подготовки ребенка к детскому саду.
Важно, чтобы малыш умел засыпать без мамы, особенно днем. В детском садике его никто не будет убаюкивать
Если ребенок начнет просыпаться, засыпать, гулять, играть и заниматься в определенное время, это существенно облегчит ему период привыкания к новым условиям. Соблюдение режима поможет скорректировать и биологические часы малыша, он будет меньше уставать, ему будет значительно легче усваивать и приобретать новые знания и умения.
Нелишним будет, если ваш малыш будет знать слова «нельзя», «нужно» и «можно». Это облегчит ему взаимодействие с воспитателями и поможет избежать конфликтов с другими детьми. Умение соблюдать общеустановленные требования в конечном итоге позволит сократить период адаптации, сделает посещение детского сада для ребенка удовольствием, а не тяжкой обязанностью или наказанием.
Как сформировать у малыша те навыки, которые пригодятся ему при адаптации к садику?
Малыш уже успел привыкнуть к определенному укладу окружающего мира – и вдруг этот уклад резко меняется. Вследствие таких перемен ребенок испытывает большой стресс. В новом для себя окружении он сталкивается с непривычной обстановкой, требованиями, занятиями, распорядком дня, едой.
Среди множества незнакомых людей вокруг нет того человека, который был бы нужен больше всего – дорогой мамочки, которая при необходимости и поможет, и успокоит. В ее отсутствие малыш вынужден решать все проблемы своими силами.
Чтобы облегчить процесс адаптации, начать готовить ребенка к садику следует за несколько месяцев до того, как он проведет там свой первый день. Практика показывает, что быстрее всего к жизни в садике привыкают те мальчики и девочки, чьи родители с самого начала поощряли их самостоятельность. Потребность справляться с различными заданиями самостоятельно вполне естественна для ребенка.
Рефлексы, эмоции и «речь»
В возрасте 4 месяца некоторые рефлексы новорожденного угасают. На их место приходят более осмысленные движения. Ослабевают и исчезают такие рефлексы:
-
- Хватательный рефлекс новорожденного, который проявляется схватыванием и удерживанием младенцем предмета при касании к его ладони;
- Рефлекс Моро. Его определяют различными приемами.
Один из них, ударить по столу, на котором лежит ребенок на расстоянии 15-20 см от него. Малыш при этом вскидывает ручки в стороны с разогнутыми пальцами, а затем вновь возвращается в исходное положение. Не стоит самостоятельно проводить этот эксперимент, чтобы не пугать ребенка;
Рефлекс повторяется на обеих ладонях. Если не проходит к 4 месяцам, то могут быть неврологические проблемы;
Рефлекс ползанья по Бауэру.
Ребенок лежит на животе и поднимает головку. При этом пытается ползти, так называемое спонтанное ползание. Если к стопам приставить ладонь, то ребенок отталкивается от нее. Это можно использовать как подготовку к выработке навыка ползания. В 4 месяца рефлекс угасает.
Больше всего родители радуются всплеску эмоционального развития малыша в этом возрасте. Ребенок к 4 месяцам очень любит общаться, часто улыбается близким людям, любимым вещам, смеется.
В психоэмоциональном развитии ребенка этого возраста можно выделить такие моменты:
-
- Малыш хорошо научился узнавать близких ему людей, которые за ним ухаживают.
Он радуется, когда видит их, смеется, просит внимания к себе. Особенно при этом он выделяет маму. Ребенок в этом возрасте очень тесно связан со своей матерью и тонко улавливает ее настроение.
-
- Незнакомые люди вызывают у четырехмесячного младенца настороженность.
Иногда он может заинтересоваться ими, но может и испугаться. Если знакомый человек сильно изменит внешность, то ребенок его не узнает.
-
- У ребенка активно развивается речь.
Пока он только произносит звуки, особенно гласные. Из согласных часто может произносить «м», «б», «п». Иногда получаются слоги из этих букв. Малыш любит гулить, «петь» и производит множество звуков.
- Если ребенку показать бутылочку или мамину грудь, то он уже знает, что последует кормление.
- Младенец в 4 месяца любит рассматривать игрушки и прочие предметы, может брать их в ручку, перекладывать из одной руки в другую.
- Ребенок уже способен испытывать такие эмоции как радость, любопытство, страх, обиду.
В этом возрасте ребенок по-новому учится смотреть на различные предметы, у него изменяется зрение и слух.
Возможно ваш малыш развивается немного по-другому, и вам актуальнее будет ознакомиться с тем, что должен уметь ребенок в 3 месяца
Есть ли обязательный стандарт?
Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.
Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.
Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты — настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыша интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.
Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией. Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.
Малыш должен уметь одеваться без помощи взрослых
Попасть руками в рукава и натянуть на ноги штанины – задача не из легких. Но родители должны проявлять терпение и позволять малышу самостоятельно возиться со всеми предметами гардероба. Примерно к трем годам навык самостоятельного обращения с одеждой будет вполне усвоен.
Все попытки малыша проявить в этом плане самостоятельность надо обязательно поощрять. Тягу к тому, чтобы одеться без помощи взрослых, необходимо поддерживать в нем постоянно. Крошечные пальчики еще не набрали силу, и ребенок еще не научился ими как следует пользоваться.
Попытки подтянуть носочек или продеть пуговичку в петлю несомненно достойны похвалы
На неудачах же, наоборот, заострять внимание не надо. Малыш не должен бояться того, что у него что-то не получается – из-за этого можно расстаться с верой в собственные силы
Дети в самом юном возрасте обычно стягивают с себя одежду, выворачивая ее наизнанку. Следует научить ребенка обращаться со своими предметами гардероба так, чтобы перед повторным одеванием их не пришлось выворачивать. Этот важный навык необходимо оттачивать каждый день.
Самый простой способ привить его – приучить малыша садиться на стульчик перед тем, как приступить к раздеванию. Если на ребенка надеты колготки, он должен сесть спиной к сиденью и спустить колготы ниже колен. Одной рукой следует ухватиться на носок чулка, второй – за пятку, и потянуть. Потом эту же операцию следует повторить на другой ноге. Как только навык будет успешно усвоен, можно будет разобрать, где какие элементы расположены у колготок: резинка, шов, пятка, носок.
Это требуется для того, чтобы малыш понимал специфику размещения колготок на спинке стула: центральный шов должен располагаться сверху, а резинка – возле края. Брать колготки нужно двумя руками за резинку – таким образом каждый чулок окажется возле нужной ноги, и проблемы с одеванием не возникнут.
Одевать ребенка в детский сад следует так, чтобы все предметы гардероба он мог без труда снять и повторно надеть. Неразъемная молния в таком случае более предпочтительна, чем пуговицы, а свитер явно будет лучше кофты. Обувь на шнурке выбирать не рекомендуется – лучше подобрать модель на липучке. Ребенок сможет одеться тем быстрее, чем проще ему будет обращаться с застежками.
Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?
Если с точки зрения психофизиологии ваш ребенок уже готов отправиться покорять новые знания в первом классе, нужно уделить внимание его интеллектуальному развитию, проработав набор базовых знаний и умений. Конечно, требования имеют прямую зависимость от школы и конкретного учителя, однако можно сформулировать перечень, типичный для большинства школ:
первоклашка должен помнить свое имя, отчество и фамилию, а также идентифицировать себя по ним;
ребенок должен знать, как зовут маму, папу и чем они занимаются;
малыш обязан без труда вспоминать адрес проживания и номер телефона (сгодится домашний или мобильный одного из родителей);
он должен суметь правильно назвать страну проживания, город, а также некоторые другие государства и города;
важно, чтобы первоклассник разбирался в одежде и обуви, а также понимал основные отличия между их разными видами — например, мог отличать кроссовки от ботиночек, а кепку от панамки;
ребенок должен без труда перечислять или идентифицировать по изображениям животных, рыб, насекомых, птиц, цветы, деревья, плоды и т.д., а также выбирать из списка домашнюю живность и дикую фауну;
малышу стоит ориентироваться во временах года, знать, на какие части делятся сутки, помнить названия и порядок дней недели;
желательно, чтобы ребенок мог рассказать о погоде и явлениях, встречающихся в природе;
будущий первоклассник должен ориентироваться в оттенках базовой палитры;
ему нужно объяснить разницу направлений – право, лево, вперед, назад;
ребенок должен быть в состоянии перечислить виды спорта, а также названия и особенности профессий;
важно, чтобы малыш понимал основные правила движения на дороге, предназначенные для пешеходов, и умел трактовать сигналы светофора;
следует позаботиться о том, чтобы он помнил названия любимых сказок и их авторов;
ребенок должен уметь управляться с ножницами и вырезать контуры фигур;
ему следует ориентироваться в основных праздниках;
ребенок должен быть готов рассказать о своих хобби и любимых занятиях;
он обязан сформулировать ответ на вопрос, если на собеседовании спросят, для чего он собирается идти в школу.
Базовые навыки и умения интеллектуального характера:
- навык решения простых задачек на логику и отгадывание загадок;
- умение определить, какой предмет лишний, и пояснить причины отбраковки;
- умение прибавить к группе предметов тот, которого в ней не хватает;
- понимание схожих и отличительных признаков разных предметов, по которым их можно выделить или сгруппировать;
- умение восстанавливать последовательный и логичный ход событий.
Проверка развития речи, внимания и памяти:
- ребенка попросят найти отличия в двух картинках, одинаковых на первый взгляд;
- малышу предложат скопировать схематичный рисунок или узорные линии;
- будущему первокласснику предъявят картинку, а затем попросят описать ее, не глядя на изображение, или составить по ней небольшой рассказ;
- ребенок должен суметь воспроизвести короткое предложение после прослушивания;
- малыш должен продемонстрировать умение читать по памяти кроткие стишки или пересказывать сюжет сказки.
Основные знания в области математики:
- счет в пределах от 1 до 10 и обратно, а также простые действия с числами в пределах десятка;
- понимание понятий «больше», «меньше», «равно»;
- перечисление, изображение и узнавание простых фигур из геометрии;
- умение провести сравнение фигур по параметрам длины, высоты или ширины;
- навык деления предметов на несколько равных частей.
Базовые навыки чтения:
- умение отличать гласные и согласные буквы;
- умений найти в предложенном слове определенную букву;
- умение подобрать слово, которое начинается на предложенную букву;
- навык деления слов по слогам;
- умение прочесть небольшой фрагмент текста из нескольких предложений (хотя бы читая слова по слогам);
- чтение небольших предложений и пояснение смысла прочитанной информации.
Необходимые навыки письма:
- способность удерживать в руках ручку (карандаш);
- умение провести непрерывную волнистую или ровную линию;
- навык обводки изображения по контуру (без отрыва руки от листа);
- способность зарисовывать клеточки;
- умение писать самые простые слова типа «кот», «мама», «дом»;
- готовность переписывать слова и простые предложения по примеру;
- проверка пространственного мышления – дорисовка изображения, в котором есть только одна половина;
- умение копировать предложенные на рисунке геометрические фигуры;
- навык аккуратного закрашивания рисунков без выхода за их границы.
Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми
Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.
Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.
В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.
В 4 года ребенок уже должен иметь представление:
- о том, что нельзя причинять боль, обижать;
- необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
- нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.
Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».
С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:
- проявлять уважение, говорить «вы»;
- проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
- соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.
Так чему же все-таки учат в детском саду?
Оказывается, на сегодняшний день в сфере образования работает программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», которая была утверждена в 2010 году. Практикуется она чуть больше двух лет и разработана до 2017 года. Основной акцент в ней делается на игровую деятельность, а также на личностное развитие детей.
Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся – в детском саду или же дома – она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка – физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.
Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях – вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.
Познавательное развитие включает в себя знания из области природоведения, окружающего мира, правовой культуры – ребенок должен иметь представление о том, что такое закон и почему его нельзя нарушать, знать и понимать нормы морали, говоря простым языком, – различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Добавим сюда социальные знания (понятия «семья», «близкие», «детсад», «школа»), географические понятия («мой город», «моя страна», «моя улица»).
Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.
Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.
Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.
Домашние обязанности и навыки самообслуживания
В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).
Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.
Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»
В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).
Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.
К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.
У ребенка должны быть сформированы базовые навыки гигиены
С самого юного возраста ребенок должен обзавестись привычкой мыть руки перед едой и после возвращения с улицы. Чтобы эта процедура не вызывала отторжения, следует создать для нее комфортные условия. Чтобы малыш дотягивался до крана, под ноги ему следует поставить устойчивую скамейку. Полотенце у ребенка должно быть свое, индивидуальное, и размещенное на удобной для него высоте. Длинные рукава перед мытьем рук каждый раз необходимо закатывать.
Чтобы превратить мытье рук в веселую игру, можно сопровождать его песенками и поучительными стишками. В непринужденной обстановке ребенок научится качественно намыливать руки, совершать при мытье круговые движения пальчиками, а затем смывать под струей воды всю пену с ладошек.
Чтобы высушить ручки, следует воспользоваться полотенцем. По завершению процесса малыша непременно следует похвалить за старание. Привыкнув к тому, что мытье рук – процедура регулярная, ребенок начнет сам напоминать об этом родителям.
Перед поступлением в садик малыш должен быть приучен к унитазу либо горшку. Время подгузников для него уже прошло. Ребенок должен вовремя стягивать с себя штанишки, самостоятельно садиться на горшок, использовать туалетную бумагу.
Ребенок должен уметь есть без помощи взрослых
В каком возрасте пора вручать малышу ложку? Ответ на этот вопрос в каждом случае индивидуален и зависит от поведения конкретного ребенка. Обычно в возрасте одного года чадо само начинает требовать, чтобы ему дали столовый прибор. Сначала, конечно, каша будет размазываться и по столу, и по лицу – но очень быстро ребенок начнет отправлять ее в рот без промахов.
Ребенка в возрасте двух лет уже можно учить слегка наклоняться над тарелкой. Так будет меньше шансов запачкать одежду и стол.
Чтобы поскорее научить ребенка пользоваться бумажными салфетками, следует подать ему личный пример. Глядя на то, как управляются с салфеткой взрослые, малыш сообразит: вытирать с лица и рук остатки пищи салфеткой намного удобнее, чем одеждой. Конечно же, стопка салфеток всегда должна находиться в пределах досягаемости ребенка.
Для приема пищи у малыша должен быть собственный столик и стульчик, чьи размеры соответствуют его росту. Основные требования, предъявляемые при этом к посуде – это удобство и безопасность. Ложки должны быть небольшими, тарелки – устойчивыми, а ручки чашек – приспособленными для детских пальчиков.
С самого нежного возраста малыш должен участвовать в сервировке стола. Ему можно поручить расстановку тарелок, раскладку салфеток и столовых приборов. В детском саду ему придется периодически дежурить по столовой, помогая нянечке – там-то и пригодится приобретенный дома навык.
Впрочем, за общий семейный стол малыша тоже можно периодически усаживать. В результате у него улучшится аппетит и появится желание есть, как взрослые – то есть самостоятельно.
Идеальный возраст
Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.
- До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
- В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
- В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
- В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
- К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.
Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.
Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.