Развитие психики

В 5 месяцев кроха становится необыкновенно любознательным

Его внимание привлекает все: собственное тело, окружающие предметы, незнакомые люди. Главные достижение пятимесячного ребенка:

  • проявляет интерес к строению собственного тела: ощупывает его, облизывает пальчики рук и ног, прикасается к лицу и половым органам;
  • с увлечением рассматривает лица на фотографиях и картинках;
  • делит мир на «своих» и «чужих», хорошо отличает знакомых людей от незнакомых (к последним относится настороженно, но с интересом), готов общаться с неизвестным человеком только в присутствии матери;
  • проявляет инициативу в общении: если малыш соскучился по маме, он начнет гулить и лепетать, тянуть ручки и улыбаться ей, иногда выбрасывает игрушки из кроватки, чтобы мама принесла их обратно;
  • ярко реагирует на интонационную окраску голоса взрослых: если говорят сердито или чересчур резко – кроха может заплакать, если голос звучит ласково и доброжелательно – малыш начнет гулить, улыбаться и агукать;
  • совершенствует координацию движений: теперь он точно знает, какой объект находится близко, а какой – далеко, может взять предмет, на который смотрит;
  • способен играть самостоятельно в течение 5–10 минут;
  • проявляет повышенный интерес к лицам: он с любопытством наблюдает за маминой мимикой, ощупывает ее нос, хватает за волосы, пытается потрогать глаза (не меньший интерес вызывают и лица чужих людей или собственное отражение в зеркале).

Ребенок, познающий мир, тащит в рот все, что находит. Поэтому обеспечьте безопасность младенца: регулярно мойте все вещицы, до которых он сможет дотянуться, и не давайте ему в руки предметы, способные нанести травму.

Упражнения для развития психики

  1. Воспользуйтесь интересом ребенка к окружающим его предметам и расскажите, как устроен мир. Дотрагивайтесь до различных объектов, называйте их и объясняйте, для чего они нужны. Рассматривая с крохой картинки и фотографии, называйте всех изображенных людей по именам, говорите, кто они такие. Указывайте рукой на любую часть тела (на самом малыше, на себе или на игрушке) и громко и отчетливо произносите ее название.
  2. Начинайте развивать память крохи. Для этого читайте ему смешные потешки, прибаутки и четверостишия. Сопровождайте короткими ритмичными стихотворениями все занятия и игры малыша.
  3. Продолжайте совершенствовать тактильные способности малыша. Сшейте несколько маленьких разноцветных подушечек из ткани с разной фактурой (ситца, бархата, вельвета, шелка, кожи), прикрепите к ним разнообразные шнурочки, веревочки, кисточки и пуговицы. Предложите подушечки крохе. Пусть он трогает их, запоминая различные ощущения.
  4. Знакомьте ребенка с новыми людьми. Поднимите его на руки, поднесите к незнакомцу и дайте ему ощупать и осмотреть новое лицо. При этом ласковым голосом объясняйте младенцу, кто перед ним находится и почему его не нужно бояться. Только после того, как кроха убедится в абсолютной безопасности, можете передать его новому знакомому.

Я могу

С каждым новым днем малыш учится все новым и новым
навыкам – он уже умеет переворачиваться,
приподнимает туловище с положения, лежа на спине, пытаясь встать. Если взять малыша за ручки – он,
подтянувшись, возможно, сможет сесть –
такое упражнение очень нравится детям и помогает укреплять мышцы спины и рук,
подготавливая кроху к самостоятельному
передвижению ползком.
 
Управление собственным телом происходит все более и более
осознанно – постепенно угасают врожденные рефлексы, в том числе
хватательный – умение взять в руки какой
– либо предмет теперь сознательно. Кроме того, у ребенка появляются предпочтения
в игрушках – наверняка появится любимая, которая будет привлекать его больше
остальных какими-либо свойствами, например, звуком или цветом.
 
Кроха активно познает не только мир вокруг, но и
собственное тело – во рту могут
оказаться не только погремушки, но и ручки малыша, а также ножки. Он может
трогать себя за живот, глазки, носик, ушки, стягивать с себя носки или тянуть
кофточку – изучая самого себя и предметы одежды.
 
Очень сильны тактильные ощущения – малыш начинает
понимать и различать понятия – твердый-мягкий, холодный-горячий. Если начать
заниматься с ним в этом возрасте, регулярно повторяя свойства ощупываемых
предметов, ребенок не только начнет понимать описание их качества, но и
запомнит его. В возрасте, когда кроха начнет передвигаться самостоятельно,
такой навык поможет уберечь его от изучения опасных предметов, например
горячего чайника или кастрюли.
 
Введение прикорма в возрасте 5 месяцев обусловлено не
только относительной зрелостью пищеварительной системы, но и появлением
способности кушать густую пищу. Постепенно проходит инстинкт выталкивания
инородных предметов изо рта языком – сейчас кроха вполне в состоянии кушать с
ложечки и самостоятельно глотать предложенное угощение.
 
Растущий малыш произносит новые звуки и очень радуется
этому. Очень часто родители крошек подмечают ,что научившись произносить тот
или иной слог или звук, ребенок повторяет его снова и снова в течение
нескольких дней, выражая бурный восторг от полученного результата.

 
Психологическое развитие малыша набирает обороты. Ребенок
5го месяца жизни начинает разделять окружающих его людей на «своих» и «чужих» –
если еще месяц назад он спокойно мог пойти на ручки к незнакомой тете или дяде,
то сейчас попытки пообщаться с ним для посторонних людей могут закончиться как
минимум настороженностью, а вероятнее всего испугом и истерикой. Чтобы такого
не произошло – дайте ребенку время
привыкнуть к новому человеку на
расстоянии, прежде чем переходить к более тесному контакту.

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

К этому времени вес грудничок удвоил свой вес, который имел при рождении.

Средние параметры (возрастные показатели, разработанные ВОЗ), которым должен в идеале соответствовать кроха:

— масса девочек соответствует диапазону от 6,1 до 7,8 кг, а мальчиков — от 6,7 до 8,4 кг;

— рост малышек колеблется от 61,8 до 66,2 см, а малышей — от 63,8 до 68,0 см;

— окружность головы маленьких красавиц — 40,2-42,7 см, а красавцев — 41,4-43,8 см.

У детей постепенно увеличивается глубина дыхания, потому что идет развитие легких. И в 5 месяцев средняя частота дыхание составляет 35-40 вдохов-выдохов в минуту. Органы пищеварения все еще незрелые, поэтому прикорм вводить еще рановато, лишь в виде исключения.

Не забывайте, что такие показатели описывают «идеального» карапуза, но на деле и физическое, и психомоторное развитие ребенка в 5 месяцев протекает неравномерно и может отличаться от вышеперечисленных нормативов. Поэтому, волнуясь из-за каких-либо незначительных расхождений, надо консультироваться с педиатром, наблюдающим за развитием Вашего сына или дочки.

Режим дня ребенка в 5 месяцев

В возрасте 5 месяцев дети обычно спят около 15 часов в сутки, из них в среднем 10 часов ночью и 4 часа днем.

К 5 месяцам обычно начинает устанавливаться ночной сон и можно зафиксировать примерное время для засыпания на ночь и время утреннего подъема.

Уже можно попробовать установить время первого утреннего сна, который обычно наступает через 1,5-2 часа после пробуждения. Идеальное время для него с точки зрения биоритмов – 8.30-9.30, так как по своей структуре утренний сон является продолжением ночного сна.

В зависимости от времени и длительности утреннего сна у пятимесячных малышей обычно есть еще 2-3 дневных сна, закончить которые желательно не менее, чем за 2 часа до ночного сна.

Помните, что приведенные выше нормы и режим дня ребенка являются усредненными, с допустимыми отклонения в ту или иную сторону. Следует учитывать, что каждый малыш индивидуален!

Психическое развитие

В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.

На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.

Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.

Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.

Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.

Психологическое развитие

улыбаясь

Незнакомых он боится и начинает плакать в их присутствии. У малышей 5 месяцев появляются любимые игрушки. Дети этого возраста не могут долго удерживать в своей памяти лица людей. Поэтому бабушки, дедушки, тети и дяди, которые навещают кроху нечасто, будут для него еще некоторое время чужими.

Грудничок в 5 месяцев уже умеет различать интонацию в голосе. Если с малышом разговаривать ласково, тогда он будет выражать радость. Заметив строгость в голосе, ребенок может расплакаться. Негативные эмоции у грудничка вызывает незнакомая ему обстановка

В такой ситуации для малыша важно присутствие мамы с папой

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает.Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Малыш в 5 месяцев

Первые достижения

Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.

Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.

Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу

Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой

Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

Занятия для развития

В 5 месяцев очень важна физическая активность

  • Ежедневно следует уделять от 10 до 15 минут на гимнастику с малышом. Таким образом, вы сможете укрепить костно-мышечный каркас тела своего ребенка и научите его управлять собственным телом. Как делать гимнастику? Все очень просто. В положении лежа разводите руки младенца в сторону, после чего скрещивайте их на груди. Также можно аккуратно подтягивать ребенка за ручки, подсаживая его. Обязательно подвигайте ножками, сделав велосипед. Затем можно перевернуть непоседу на животик и позаниматься с ним уже в этом положении.
  • Для того чтобы стимулировать малыша на самостоятельное ползание, неподалеку от его головы можно положить яркую игрушку, так чтобы дотянуться до нее руками было нельзя. Под ножки карапуза можно поставить ладонь, для того чтобы он мог использовать ее в качестве опоры. Отталкиваясь от нее и опираясь на предплечья, кроха сможет проползти несколько желанных сантиметров.
  • В пятимесячном возрасте можно немного видоизменить привычный массаж, добавив в него новые элементы. Теперь кожу малыша можно не только гладить и растирать, но и слегка поколачивать, пощипывать и разминать.
  • Обязательно уделяйте время занятиям на фитболе. Благодаря им у ребенка не только активно развиваются и укрепляются мышцы, но и улучшается работа вестибулярного аппарата и пищеварительной системы.
  • Также педиатры советуют по возможности записаться на занятия в большой ванне или бассейне, которые имеются во многих детских поликлиниках.
  • Знакомя малыша с новыми игрушками, обязательно покажите, что с ними можно делать. Так мяч можно бросить или покатать. Плюшевого медвежонка — обнять или погладить, а колечки от пирамидки – снять или повесить обратно. В этом возрасте младенец активно все тянет в рот, поэтому следует избегать игрушек с мелкими предметами, которые могут стать причиной удушья. Также все вещи, которые вы даете малютке, обязательно должны быть чистыми и выполненными из экологически безопасных, гиппоалергенных материалов.

Еще несколько занятий

  • В периоды бодрствования обязательно нужно разговаривать с малышом, рассказывая ему о том, что вы сейчас делайте. К крохе лучше всего обращаться по имени, а родственников нужно называть по именам. В общении с пятимесячным ребенком нужно менять интонации, можно наклониться к ухе ребенка и сказать пару слов шепотом, ему на ушко. Или, например, во время разговора остановиться и сделать лицо неподвижным. В этом случае, ваш маленький собеседник удивится и попытается заставить вас продолжить общение с ним.
  • Общение и познание мира также может происходить через … обычное зеркало. К нему можно следует регулярно подходить, чтобы малыш мог видеть свое и мамино отражение и сравнивать их.
  • Во время нахождения в воде, ребенку намного проще двигаться и обучаться некоторым пока еще сложным для него навыкам. Во время купания можно показать ребенку, как следует ползать или сидеть.
  • Вытирая карапуза после ванны можно называть отдельные части тела малыша, дотрагиваясь до них.
  • Любимой игрой все детей является «ку-ку» и ее вариации. Можно просто закрывать глазки малыша своими руками, прятать лицо полотенцем или одеялом.
    Можно начать изучение животных. Для этого следует использовать большие и яркие картинки, при этом для большего веселья нужно называть название животных и подражать их голосам.
  • Отличным вариантом для развлечения станут специальные книжки и модули с различными пуговицами, липучками и аппликациями, которые можно изучать на ощупь и развивать мелку моторику юного первооткрывателя.
  • Тем, кто не боится испачкаться, мы советуем познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Для создания первых шедевров достаточно несколько баночек с краской и листка ватмана. Такое времяпрепровождение способно вызывать массу положительных эмоций не только у мамы, но и у крохи. Пока вы занимаетесь домашними делами, усаживайте малыша в слинг. Из него он сможет ближе знакомиться с окружающим его миром и при этом чувствовать мамино тепло и заботу.

Посещение педиатра и медицинские аспекты

В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.

При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.

Обязательно стоит рассказать врачу, если:

  • Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
  • Малыш часто срыгивает на ГВ.
  • Плохо спит и ест.
  • Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.

Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.

Что должна уметь 5-месячная девочка?

Способности и навыки малышек определяются их психоэмоциональным, физическим и интеллектуальным развитием. Несмотря на то что все дети разные, к пятимесячному возрасту они должны приходить с определенными показателями.

Физические навыки девочек:

  • переворачиваться со спины набок, живот. Это позволяет ребенку увеличить обзор окружающего пространства;
  • управлять конечностями, поднимать их в положении лежа на спине;
  • хватать и удерживать игрушки;
  • уверенно держать головку;
  • приподниматься на локтях из позиции лежа на животе.

Педиатр Комаровский отмечает, что природой заложены определенные этапы физического развития ребенка, во время которых позвоночник постепенно укрепляется, подготавливается к удержанию тела в вертикальном положении.

Сначала малыш становится на четвереньки, потом начинает ползать, сидеть, стоять, а затем – ходить. Некоторые дети минуют этап ползания. Это считается вариантом нормы и означает, что мышцы спины достаточно укрепились.

Особенности психоэмоционального развития девочки в 5 месяцев:

  • малышка часто лепечет, когда остается одна и изучает окружающую обстановку, свои ручки и ножки;
  • пытается произносить отдельные звуки при виде родителей, любимой игрушки;
  • прислушивается к разговору, когда речь обращена к ней;
  • девочка может самостоятельно играть около 10-15 минут;
  • она громко и часто смеется;
  • малышка радуется, когда ее хвалят, и настораживается, когда родители разговаривают на повышенных тонах;
  • любит рассматривать яркие игрушки, картинки.

Педиатры отмечают, что дети в пятимесячном возрасте уже многое понимают и осознают. Если родители заметили, что девочка не реагирует на голос, не проявляет интереса к окружающему миру, пассивна в физическом плане, то нужно обращаться к доктору.

Как развивать

На пятом месяце жизни уже необходимы ежедневные развивающие занятия. Их можно разделить на 3 вида:

  • Обучение двигательным навыкам и развитие костно-мышечного аппарата.
  • Развитие умственных способностей.
  • Совершенствование органов чувств.

Каждый из этих видов можно использовать по отдельности или создавать комплекс развивающих упражнений, включающий в себя занятия на развитие всех необходимых навыков.

Двигательные навыки и укрепление мышц тела совершенствуются через зарядку и упражнения в течение дня. Хорошо делать по 3-5 подходов в течение дня после пробуждения. Хорошо перед упражнениями сделать разогревающий массаж и после завершения комплекса расслабить мышцы поглаживанием.

Можно считать, включать музыку, рассказывать стихи и петь песни. По длительности один подход может занимать до 20 минут. Основными требованиями являются бодрое настроение и желание ребенка. Если карапуз не настроен на активные движения, не стоит его заставлять, предложите ему другой вид деятельности.

Умственные способности тренируются вместе с совершенствованием органов чувств. Между 4 и 5 месяцами формируется первоначальная база знаний. Малыш ассоциирует внешний вид предмета с его звучанием, названием, вкусом. Стимулом для развития способностей становится предоставление широких возможностей к познанию. Не нужно отбирать вещи из рук ребенка, лучше следить за их чистотой и безопасностью. Уже в этот период стоит проверить дом на наличие нежелательных предметов в доступной для малыша области, купить или сделать засовы на полки, заглушки на розетки и т.д. С каждым днем малыш будет все активнее и уже не за горами день, когда он начнет передвигаться.

Рекомендуется включать малышу классическую музыку, читать книжки, показывать и рассказывать о предметах, окружающих его. Чем больше разнообразных вещей увидит кроха, тем легче ему будет впоследствии осваивать речь, использовать новые способы мышления.

Улучшившееся зрение позволяет предлагать в этом возрасте для игры зеркало. Кроха с интересом будет рассматривать свое и ваше отражение, предметы перед собой и сзади. Постепенно сформирует представление о себе. Но не стоит ждать, что он будет понимать, что это отражение. Такое понимание появится не ранее 1,5 лет.

Следует предложить карапузу развивать сенсорику. Для этого удобнее всего купить или сделать развивающий коврик. Сделанный из ткани разной на ощупь, наполненной различными видами круп, этот предмет стимулирует развитие разных центров головного мозга.

Ребенок в 5 месяцев начинает «болтать»

Малыш имитирует звуки, которые слышит, постепенно переходит от простых к сложным: «гу-гу», «агу», «да-да». Он также с удовольствием «общается» с игрушками.

Малыши от рождения очень чувствительны к голосам родителей, поэтому им необходимо постоянно слышать, как ты разговариваешь. Эмоциональное общение влияет на ребенка, на развитие его познавательной деятельности. Чтобы еще больше сблизиться с пятимесячным ребенком, сопереживай ему в радостях и печалях, поддерживай его эмоционально, когда он расстроен. Делись с ребенком впечатлениями: показывай новые предметы, радуйся игрушкам, затевай весёлые игры.

Развитие речи

Речь и психика взаимосвязаны настолько, что разделить их невозможно. Процесс познания происходит через развитие речи. Ребенок начинает обобщать. Теперь для него «би-би» – это и игрушечная машина, и самосвал на улице.

Понимание речи уже сформировано. Активный словарь ребенка (слова, которые он произносит) состоит из 15 – 20 слов-заменителей. Пассивный словарь (понимание обращенных к ребенку слов) довольно объемный. С помощью интонации ребенок может передавать свои эмоции.

Ребенок произносит все гласные звуки и некоторые согласные. В двухсложных словах он произносит ударный слог («мишка» – «ми»). Начинают появляться первые предложения из двух слов: «Дай ми».

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо разговаривать с ребенком его детским языком, коверкая слова. Все слова следует произносить правильно. Больше комментируйте все, что происходит вокруг. Побуждайте ребенка к речи, как можно чаще задавая ему вопросы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Исследователи заметили, что ребенок, в речи которого преобладают существительные, – это будущий аналитик. Тот малыш, который чаще употребляет глаголы (дай, гулять) вырастет очень деятельным человеком.

Упражнения на развитие речи:

  • все игры, развивающие мелкую моторику (движения пальцев рук);
  • чтение книг;
  • «Позови игрушку»;
  • «Погладь киску»;
  • «Покажи у собачки глазки, носик, ушки»;
  • Различные «Прятки» с игрушками и самим ребенком;
  • «Поздоровайся с куклой. Как ее зовут? »;
  • «Кто как кричит».

Родители должны наблюдать за своим ребенком. В случае, если в возрасте 17 месяцев он ничего не говорит, не ходит, не умеет самостоятельно принимать пищу – это очень серьезный повод обратиться к специалистам, поскольку развитие ребенка не соответствует установленным в педиатрии нормам.

Любите и развивайте своих детей.

Зрение

Зрительное восприятие – одно из самых важных в нашей жизни. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем именно так. В 5 месяцев зрение ребенка продолжает свое развитие, становится еще более совершенным. Теперь он различает не только формы и очертания предметов. На этом этапе кроха не просто видит и различает цвета, его глаза могут распознать даже несколько оттенков одного цвета.

Очертания предметов перестают быть размытыми, окружающий мир приобретает четкость и резкость. Зрачки охватывают уже больше пространства, для того, чтобы удержать предмет в поле зрения, карапузу уже не нужно скашивать глаза.

Боковое зрение все еще слабовато, но вот четко перед собой человечек видит более, чем просто хорошо. Это позволяет разнообразить занятия с ним – теперь он видит, что объект перед ним круглый, красный, на нем есть выпуклости. Малыш еще не осознает, но вполне различает рисунки в детской книжке.

Отхождение от норм

Все детки индивидуальны и могут не вписываться в общепринятые нормы. Но есть навыки, отсутствие которых в этом возрасте должно насторожить маму:

  1. Плохо держит головку.
  2. Не может совершать перевороты.
  3. Совсем не говорит.
  4. Не тянется к ярким предметам.
  5. Не проходит тест на слух.
  6. Не узнаёт родных людей.
  7. Не реагирует на своё имя.
  8. Не улыбается и не проявляет никаких эмоций.

Если у вашего ребёнка есть один или несколько признаков из этого списка, стоит обратиться к детскому доктору. Только опытный специалист сможет распознать причины и понять это отклонение или ваш малыш просто не спешит обретать новые умения.