Как родителям помочь научить ребёнка говорить

Все люди, приобретая какой-либо навык, начинают с самого легкого и простого действия. Так и с речью малыша, следует помочь ему накопить словарь простых слов, таких как: биби (машина), ам (кушать), туту (едет поезд) и тому подобное. Набрав таким образом небольшой словарь, ему будет легче изучать новые слова.

Рекомендуется строить всякого роды гримасы ребёнку. Маленькие дети любят играть и подражать родителям. Поэтому гримасничая они будут развивать артикуляционный аппарат. Стоит также делать развивающие игровые упражнения, связанные с мелкой моторикой. Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с центральной нервной системой будут способствовать быстрому развитию речи.

Как быстро научить ребенка говорить – советы

Первый совет наверняка знаком всем, кто задумывался, как научить ребенка рано говорить, – общаться с крохой надо начинать еще до его рождения
Особенно важно уделить этому внимание в третьем триместре, когда плод особенно активно реагирует на звуки. Поглаживайте животик, разговаривайте с ним
Так крохе будет проще узнать мамин или папин голос после рождения.
Совет номер два – не сюсюкайте

Оставьте «симпапуличек» и прочие уменшительно-ласкательные словечки для общения с подругами или подписей фото в соцсетях. Говорите с ребенком правильными словами, обычным голосом (не можете удержаться – произносите слова чуть ласковее, но не переходите на писк). Называйте предметы полными названиями, даже если кроха «сокращает» их до односложны х слов. Это важнейшее правило для тех, кто задумывается, как научить ребенка правильно говорить, или не хочет переучивать кроху в будущем.
С самого раннего возраста общайтесь с младенцем так, чтобы он видел ваши губы, выражение лица. Так ему проще будет освоить разные звуки. Помните, что визуальный контакт очень важен.
Произносите слова с разными интонациями, чтобы малыш усвоил особенности интонационной окраски речи.
Уделяйте внимание пальчиковым играм, которые позволят малышам быстрее заговорить. Помните, что центры мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны.
Постоянно задавайте крохе вопросы. Даже если вы поначалу отвечаете на них сами, продолжайте это делать – и со временем малыш включится в процесс общения.
Не забывайте о чтении. Никакая аудиокнига не заменит маминого голоса. Читать можно перед сном или в течение дня. Это правило обязательно для тех, кто хочет научить ребенка говорить.
Говорите простыми, но полными предложениями. Используйте глаголы, прилагательные, местоимения – это позволит малышу научиться правильно употреблять различные части речи.

Важно! Отложите в сторону гаджеты! Психологи в один голос утверждают, что слишком раннее знакомство с телефонами, планшетами или компьютером замедляет развитие речи, усложняет общение со сверстниками. «Расхлебывать» последствия придется долго: логопедическая коррекция, занятия с психологами, борьба с зависимостью от электронных девайсов потребуют немало сил

Возможные трудности

Существует несколько проблем, с которыми в той или иной степени сталкиваются все родители

Исправить их не сложно, достаточно уделить внимание, потренироваться чуть дольше.

  • Слияние звуков. Ребенок не может прочитать слог слитно, выговаривает буквы отдельно. Есть простой визуальный способ: нарисуйте линию между двумя буковками и скажите, что они как бы стремятся друг к дружке. Повторите, отработайте звучание.
  • Регрессии. Хоть малыш и читает, но его глазки непроизвольно возвращаются назад, к уже пройденному. В этом случае, сбавьте темп занятий, проходите материал немного дольше.
  • Додумывание. Такое встречается даже у школьников, но появляется при в то время, когда ребенок только учится читать по слогам дома. Мальчик или девочка правильно произносят начало слова, но заканчивают неверно. Исправить это можно, только если постоянно указывать на ошибки.

Упражнения для развития внимания

Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.

Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его

Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.

Обратное задание — лишняя буква. Процесс аналогичный

Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.

Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.

Как научить ребенка разговаривать?

Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать

Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения

Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.

И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.

И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.

Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.

Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.

Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.

Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.

Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов

В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги

Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.

Когда следует прибегнуть к помощи логопеда?

Домашние занятия с ребенком помогают улучшить произношение букв, стимулируют развитие осознанной речи. Но не всегда у родителей выходит помочь малышу начать нормально разговаривать. В этом случае нужно обращаться к логопеду.

Записаться на консультацию к специалисту необходимо когда ребенок:

  • молчит при нормальном слухе и психическом развитии;
  • плохо произносит сложные буквы;
  • нечетко выговаривает слова;
  • не умеет строить связные предложения.

Некоторые родители думают, что к логопеду нужно обращаться с 5-6-летнего возраста.

Но, как показывает практика, лучших и более скорых результатов можно добиться, если начать занятия со специалистом в раннем возрасте. Логопед в своей практике использует специальный массаж, упражнения, которые улучшают артикуляцию и произношение слов.

Живое общение с малышом – приятное и полезное занятие

Мыслитель Древней Греции, Скилеф, сказал: «Все великие события начинаются с общения». Именно! Поэтому нужно, чтобы ребенок красиво говорил, четко оформлял мысль и внятно ее аргументировал. И лучше живого общения придумать что-либо сложно.

А ведь кто-то сейчас начал сетовать на нехватку времени и сил. Нет! Не уговорили! На то, чтобы поговорить, нам не нужны особые усилия, все, что для этого нужно, это – желание! А оно должно быть, ведь мы общаемся с самым любимым и дорогим нам человечком. Такие разговоры нужны и нам самим, и нашему малышонку, в том числе, и, чтобы развить его красноречие!

А время? С этим вообще все просто! Мы так часто что-то делаем в одной комнате, пока карапуз занимается в другой. Так почему бы не делать вместе одно дело или хотя бы, не заниматься каждый своим, но в одной комнате. Тогда разговор сам собой завяжется. И еще! Не нужно тратить время, когда мы куда-то идем на пустое молчание или болтовню по телефону с друзьями. У вас появляется возможность общаться со своим маленьким! А это куда важнее!

Конечно, легко могу понять, когда взрослые не совсем уверены в своих силах. Они не знают, ни о чем, ни как поговорить с маленьким. Что делать? Пусть вам на помощь придут супруги, бабушки и дедушки, в конце концов, ораторское мастерство и риторику для детей преподают на специальных курсах. Зачем это надо? Только так кроха сможет научиться спорить, рассуждать, выступать перед аудиторией, доносить свою мысль, раскрывая полностью ее суть, вести переговоры. Для этого нужно СЛУШТЬ ребенка!

Одно из самых простых, но действующих упражнений, чтобы риторика развивалась – пересказ. Идете из садика, школы или кружка, спросите, что нового и интересного было. Пусть малыш расскажет, с кем разговаривал, о чем, во что играл, чем кормили и т.д.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях

Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.

Выбор букваря и методики

При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв

Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.

Лучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.

Самыми популярными на сегодня являются три методики:

  1. Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.

  2. Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.

  3. Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.

Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.

В каком порядке нужно учить буквы

На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать. Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:

  • твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
  • согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
  • глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
  • остальные буквы в произвольном порядке.

Очень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить

Правила произношения

Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет

Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями

Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?

Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:

  • изучение гласных;
  • добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
  • использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Обратите внимание!Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Гимнастика для артикуляции

Тут вам логопед не нужен. Эта гимнастика нужна для того, чтобы ребенок смог научиться говорить правильно. Вы в игоровой форме тренируете речевой аппарат малыша и помогаете осваивать слова.

Как выполнять

Любой навык закрепляется при регулярных и постепенных занятиях. Правила такие:

  • делать не больше 2-3 упражнений;
  • продолжительность занятия от 5 до 10 минут;
  • упражнения закреплять несколько раз.

Нужно не работать, а играть, тогда малышу будет интересно этим заниматься, поскольку эти упражнения относятся к маленьким деткам, от полутора лет, у которых логопедические проблемы еще не выражены, но для профилактики стоит выполнять маленькие простые упражнения.

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите ребенку вместе с вами открыть ротик, задержаться на пару минут и закрыть.
  2. «Покажи забор». Это означает сжать зубки и сильно улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Откройте рот вместе с малышом и покажите ему, как можно почистить зубки язычком, проводя по внутренней и внешней их части.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Малышу нужно нарисовать язычком на небе любые предметы. А можно закрасить все небо.

Не будьте серьезным, играйте в это вместе, гимнастика поможет красивому произнесению звуков с раннего возраста.

Как научить ребенка говорить слова?

Главное правило – больше разговаривайте с крохой. Он запоминает все то, что ему сказали, а со временем сможет это повторить. Но не стоит требовать от малыша все и сразу, не нужно смотреть на возраст (если кроха заговорил с задержкой). Каждый ребенок развивается индивидуально.

Чтобы разговорить малютку, необходимо начать с самого простого – со слогов. Произносите знакомые ему «ма-ма», «па-па», «ба-ба», а затем произносите целиком «мама», «папа». Затем просите повторить за вами. Разговаривайте с улыбкой, интонация должна быть дружелюбная, нельзя повышать тон или кричать.

Чтобы научить новым словам, нужно знакомить ребенка с окружающим миром. Называть все то, что видит малыш (дерево, машина, собака, кошка) или берет в руки (мячик, пирамидка, ложка, яблоко).

Стимулируют на разговор простые вопросы – «где твоя игрушка?», «хочешь есть?». Важную роль в развитии речи играют глаголы. Существует такая закономерность: чем больше малыш знает глагольных действий, тем быстрее он начинает говорить. Именно поэтому необходимо научить выговаривать – «баю-бай», «ам-ам», «куп-куп», «топ-топ».

Бывает такое, что ребенок упирается, не желает говорить не потому, что не умеет, а просто не хочет. Ему удобно, чтобы родители потакали во всем, ведь они и так понимают все, что нужно. В таком случае научить кроху говорить не получится без одной хитрости.

Если малыш что-то просит, показывает пальцем, то нужно сказать: «я не понимаю, скажи конкретно». В случае истерики поддаваться не стоит, кроха должен осознать, что манипулировать не получится.

Что такое слог?

Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.

Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.

Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.