Общее развитие

Характерной чертой развития ребенка становится его растущая требовательность. Кроха способен закатить истерику по любому незначительному поводу: игрушка не на том месте, не та тарелка, не тот мультик. Родителям стоит больших усилий сохранять спокойствие в подобных ситуациях. Возможно, им поможет тот факт, что в 1 год 10 месяцев действиями руководит желание ощутить контроль, стабильность и безопасность. Он становится осознанней, и этот большой изменчивый мир начинает серьезно его беспокоить. А если рядом родная игрушка, знакомая тарелка и любимый мультик, то уже и не так страшно.

Вторым неприятным сюрпризом для родителей малыша станет его небывалая строптивость. В 1 год 10 месяцев карапуз отвергает все, что предлагается его вниманию и с криком бросается на пол, если чувствует ответное сопротивление. В такие моменты самой уместной реакцией взрослого будет ожидание. Если ребенок не в состоянии успокоиться по истечении некоторого времени, то следует вмешаться, сочувствуя и называя ему те эмоции, которые он испытывает.

Ребенок в 1 год и 10 месяцев продолжает меняться в физическом плане, стремительно набирая рост и вес. При этом он очень подвижен, активен и любопытен. Малыш способен долгое время, не останавливаясь, прыгать, бегать, ходить на носочках, кружиться, танцевать и петь песни. Наблюдать за ним сейчас очень интересно и весело. Родители не должны упускать эти прекрасные моменты, проводя максимальное количество времени вместе со своим чадом. Ведь 1 год 10 месяцев – возраст, невероятно близкий к завершающему этапу становления его маленькой личности.

Любимые игры

Детям в 10 месяцев уже неинтересно сидеть с игрушками в одиночку. Они нуждаются в активном движении и постоянном внимании. Малыши с интересом разбрасывают свои игрушки, разрушают построенные конструкторы.

Кроха знает все свои игрушки и по маминой просьбе может ее подать.

В 10 месяцев дети могут кидать мячики или «буцать» их ножками, толкать машинки, пытаются строить башенку или собирать пирамидки. Конечно, движения еще не совсем четкие, и не всегда может что-то получится, однако малышам интересно познавать окружающий мир.

На 10-м месяце жизни мама может научить ребенка складывать свои игрушки в корзинку. Например, можно взять игрушку и кроху за руку показать место, где будет ее место.

Ему очень интересны музыкальные и интерактивные игры.

Конечно, не у каждого ребенка может все получатся с первого раза, и он может расстраиваться и плакать. Однако не стоит сразу успокаивать его и делать все вместо него. Следует объяснить крохе и показать, как будет лучше, и дать попробовать еще раз.

Таким образом, малыш будет учится преодолевать препятствия без труда и совершенно спокойно.

Также следует отметить, что детям 10-го месяца жизни очень интересны яркие и красочные книги. Они с любопытством рассматривают картинки, пальчиком могут показать курочку или птичку.

Кроме того, чтение стихов и сказок очень развивает и приводит в восторг маленьких непосед.

Старайтесь каждый день читать со своим малышом и это поможет пополнять его словарный запас.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина.
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Физиологическое развитие ребенка 10 месяца жизни

Маме и папе нужно быть очень внимательными – первое время кроху придется подстраховывать и направлять, в противном случае разбитый нос или шишка на лбу может не только вызвать водопад из слез, но и отбить охоту к физическому развитию.
 
Как и ранее, не забывайте обязательно хвалить малыша за его успехи
– Ваши слова действуют на ребенка ободряюще. Попытки совершать самостоятельные
шажочки можно стимулировать – встаньте на некотором расстоянии от ребенка и
попробуйте позвать его к себе, можно использовать любимую игрушку для побуждения
к ходьбе. На первоначальных этапах лучше выбрать для путешествия на небольшое
расстояние такую зону, в которой малыш может держаться за что-либо руками – это
придаст ему решительности. Когда шаги будут уверенными, малыш может попробовать
совершать их без опоры и поддержки.
 
Рост крохи на 10 месяце жизни в среднем уже достигает 71-76см, а вес 9-9,5 кг. Интенсивной
прибавки, как в первые месяцы, уже не наблюдается, что обусловлено серьезным скачком в физическом развитии и
повышенной двигательной активностью – малыш
беспрерывно учится управлять своим телом, с каждым днем совершенствуя
навыки.

Режим малыша

Маленький ребенок очень устает, совершая новые открытия день за
днем и осваивая новые и новые умения. Сон – все еще важная составляющая его
физического и психического развития, которую никак нельзя игнорировать. Периоды
бодрствования у ребенка 10го месяца жизни уже гораздо больше, чем были в первые
месяцы после рождения, но, тем не менее, многим деткам еще необходим двойной
сон в течение дня

В таком случае между
перерывами на сон должно проходить не менее 4 часов – за это время кроха
порядком устанет и быстро заснет.
 
Все еще важно следить за тем, чтобы малыш ложился спать вовремя: если ребенок
трет глазки, зевает и ищет место для сна – самое время отправить его в кроватку.
Полежите с ним, спойте песенку или погладьте по голове, вполне возможно, что для засыпания Вашему
ребеночку все еще необходима материнская грудь. Встречаются и такие детки,
которые могут уснуть прямо на полу, увлекшись игрой – ничего хорошего в этом
нет – значит малыш порядком переутомился и обессилел.
 
 

С того момента, как кроха научился самостоятельно сидеть
необходимо совершать попытки приучения его к горшку

Предлагайте малышу
«сделать дела» в горшочек после сна или еды – ни в коем случае не ругайте
ребенка, если у него не получилось и обязательно скажите слова одобрения, если
старания увенчались успехом. Насильно усаживать дитя на горшок, если оно
выражает явный протест тоже не стоит: так вы добьетесь стойкой ненависти к этой
процедуре.
 
Постепенно нужно приучать кроху к личной гигиене: ежедневные
утренние умывания и вечерние купания
должны дополниться гигиеной полости рта. Используйте для чистки зубов
специальную силиконовую щеточку. Когда ребенок привыкнет к процедуре можно
дополнить чистку зубов пастой для малышей соответствующего возраста – лучше
всего подойдут продукты без вкуса и запаха.

Развитие речи

Говорение у ребенка стало более активным, но основу общения малыша составляет звукоподражание. Не все дети в этом возрасте говорят несколько слов. Нормой считается, если до года у карапуза есть хотя бы одно слово, обозначающее предмет или человека (мама, папа, мяч, дай). Если пока ваш малыш не сказал вам «мама», не переживайте. Появление активной речи у каждого ребенка имеет свои сроки и возможно кроха скажет заветное слово уже в ближайшие недели.

На 11-м месяце жизни в речевом развитии идет процесс анализа речи окружающих людей, повтор простых форм без вкладывания в них определенного смысла. Малыш как бы играет со звуками, изучая возможности своего речевого аппарата. Повторяя за взрослыми, кроха может повторять простые слова, но пока не будет вкладывать в них конкретный смысл. Каждое слово приобретает смысл, только после закрепления в головном мозге четкой связи между видом и звучанием слова, обозначающего предмет. Хорошо на формирование таких связей влияет использование разнообразных карточек, методики Глена Дамана.

К 10-ти месяцам, если вы называли кроху преимущественно по имени, он быстро реагирует на свое имя, оборачивается или поднимает на вас глаза, радостно приветствуя ваше желание с ним пообщаться.

Чтобы развитие речи карапуза шло быстрым темпом, стоит уделять много времени на речевые игры и беседы. Называйте окружающие его предметы, рассказывайте ему о событиях и действиях, которые он делает или видит. Карапуз должен «купаться» в речи, видеть необходимость в скорейшем обретении этого навыка.

Малыш начинает использовать различные артикуляционные упражнения для получения новых звуков или повторения услышанного. Он экспериментирует со звучанием и громкостью, играет с языком и губами. Часто можно заметить, как во время игры кроха повторяет один и тот же звук или слог. Благодаря таким тренировкам кроха четко запоминает, какое положение губ, зубов и языка необходимо для получения нужного звука.

Происходит систематизация эмоций, с которыми встречается малыш. Он может безошибочно опознать похвалу или негатив, сам может реагировать на происходящее, используя широкий спектр жестов, звуков, мимики. Легко понимает и реагирует на простые просьбы «дай», «покажи», «нельзя» или «нет», «посмотри».

Одним из способов стимуляции развития речи является предложение на 11-м месяце жизни твердой пищи, которую необходимо жевать. Во время процесса разжевывания происходит тренировка мышц речевого аппарата, ускоряется процесс появления активной речи.

Общение с окружающими людьми

Малыш должен развивать социальные навыки, играя с другими детками, пусть даже старшими по возрасту.

Малыши в 22 месяца уже должны иметь базовые понятия о норме поведения в обществе, поэтому следует учить их контактировать с другими ребятишками, избегая конфликтных ситуаций. Можно брать на прогулку несколько игрушек, которыми малыш может обмениваться, налаживая коммуникативные навыки.

В этот период дети особенно чувствительны и могут негативно отреагировать на попытки познакомить их с другими малышами. Правильнее будет не «давить» на ребёнка, а предоставить ему свободу выбора. Пройдёт немного время, и карапуз самостоятельно наладит первый контакт и обретёт друзей «по песочнице».

Нельзя сравнивать своего малыша с другими ребятишками, это выработает у малютки заниженную самооценку и неуверенность в собственных силах.

Физическое развитие

В среднем нормой прибавки веса на 10-м месяце жизни считается 500 г. Рост станет больше на 1-1,5 см. Объем головы и грудины увеличатся на 0,5 – 1 см.

Следует отметить, что на 10-м месяце жизни ребенка все больше проявляется его индивидуальность. Кто-то уже топает вдоль опоры и пытается отрывать руки, другие – ползают, третьи- не торопятся осваивать ходьбу и быстрое ползание, а изучают игрушки и предметы сидя. Некоторые малыши, особенно самые подвижные, за ближайшие 4 недели могут вовсе не прибавить в весе, потратив все поглощенные калории, на движения. Это нормально. Если малыш остается в рамках граничных показателей, соответствующих возрасту, причин для волнения нет. Допустимо отклонение от установленных показателей гармоничного развития не более чем на 8%.

Как развивать малыша

Возросшие психические, эмоциональные и моторные возможности открывают перед младенцем много новых вариантов получения информации. Теперь взрослые могут предлагать крохе большой спектр разнообразных игр и занятий, ориентируясь на предпочтения ребенка. Среди наиболее полезных занятий для малыша на 11-м месяце жизни можно выделить:

Речевые игры. Разнообразные задания, позволяющие карапузу тренировать речевой аппарат, находить знакомые предметы на картинках, в книжках, среди предложенных вещей, позволяют совершенствовать умение говорить, развивать понимание обращенной речи. Отдельно стоит предлагать крохе разнообразные артикуляционные упражнения: повторить за взрослым звук, слог, слоговую цепочку.
Игры на развитие мелкой моторики. Занятия с бусинами, шариками, пирамидками и кубиками, сенсорными мешочками и бизибордами развивают пинцетный захват, координацию пальчиков и рук, способствуют развитию речевого центра головного мозга. На 11-м месяце жизни все игры с небольшими предметами должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы избежать заглатывания;
Игры с водой. Переливание воды из разных стаканчиков и ковшиков, мельницы и фонтанчики, ролевые игры с резиновыми игрушками во время купания положительно влияют на общие знания об окружающем мире, дают возможность познакомить с новыми формами игр, поднимают настроение карапузу;
Творчество. Рисование пальчиками, лепка из теста, мелки – виды творчества, теперь доступные крохе. Через простые занятия малыш знакомится с разнообразием цветов, форм, развивает мелкую моторику. Творческие занятия с 10-ти месячным ребенком нужно проводить совместно, водя ручкой крохи по бумаге, показывая, как менять форму теста, рисовать при помощи мела

Во время занятия рассказывайте, что вы делаете, акцентируйте внимание на полученном результате;
Тренировка двигательных навыков. Прятки и догонялки, гимнастика и прогулки при помощи взрослых

Рекомендуется предлагать малышу тренировать свои навыки с использованием игровых элементов. Возьмите игрушку и поставьте ее на стул, позовите малыша измененным голосом, предложив ему взять игрушку в руки. Заинтересованный кроха поднимется с пола и попытается забрать вещь. Пусть игрушка, управляемая вами, отойдет от него на некоторое расстояние, стимулируя карапуза сделать несколько шагов.
Развитие зрения и слуха. Классическая музыка и игры с музыкальными инструментами хорошо развивают слух малыша. Заводные и движущиеся игрушки тренируют внимание и остроту зрения;
Сюжетные игры. Пора начинать знакомить кроху с возможностями сюжетной игры. Покажите, как можно манипулировать куклой или игрушкой, чтобы повторить знакомые действия: положить спать, покормить. Во время такой игры разговаривайте с малышом от имени игрушки, комментируйте ее ощущения (больно, приятно);
Игры исследования. Предложите малышу найти предмет, спрятанный в коробку или мешок. Покажите, как играть с сортером, логическим кубом. Первый раз выполните необходимое действие самостоятельно, потом повторите движение, управляя руками крохи, предложите выполнить задание самостоятельно;
Развитие логики и обобщения. Общаясь с малышом, покажите ему разницу между большим и маленьким, употребляйте слова обобщения для предметов (овощи, фрукты, мебель, посуда), покажите, как можно сортировать вещи по цвету, размеру;
Чтение. Сказки, стихи, потешки – способ знакомить малыша с удивительным миром книг, показывая новый способ познания.

Питание

Питание ребенка на 10-м месяце жизни продолжает меняться. В ближайшие 4 недели к уже привычным 2 «взрослым» приемам пищи хорошо добавить 3-е. Грудное молоко или смесь обязательными являются только в первое утреннее и последнее вечернее кормление.

Рацион малыша подбирается исходя из уже введенных продуктов, формируется по следующим принципам:

Новый продукт или блюдо вводится во 2-е утреннее кормление.
В обед малышу предлагается знакомое многокомпонентное блюдо.
Вечером кроха кушает творог или другое легкое блюдо.
Новые продукты вводятся осторожно, небольшими порциями. В течение нескольких дней количество нового продукта постепенно увеличивается, доходя до возрастной нормы.
Хорошо предварительно оговорить введение новых продуктов в рацион малыша с педиатром.
Желательно, чтобы каждый день малыш получал молочную кашу, овощи в виде пюре, одно из видов мяса, творог, сок или фруктовое пюре

2 раза в неделю необходимо предлагать карапузу половинку желтка.

В норме к 10-ти месяцам карапуз кушает 5 раз в день. 3 кормления состоят из новых и уже введенных продуктов, 2 – грудь или смесь. Промежуток между едой достигает 4-4,5 часов. Хорошо выстроить определенный график еды и приучить к нему малыша. Таким образом, постепенно кроха будет привыкать к режиму питания, его организм будет настраиваться на еду в определенное время.

Разрешенные продукты и возрастные нормы

Продукт Возраст введения Количество
Фруктовый сок 5-6 мес. До 200 мл
Фруктовое пюре 5-6 мес. 150г
Творог 6,5 мес. 40г
Овощи 6 мес. 150г
Молочная каша 5 мес. 150г
Безмолочная каша 7 мес. 150г
Мясо 7 мес. 40г
Рыба 8 мес. 40г
Кефир 7 мес. 70мл
Хлеб 7 мес. 1 ломтик
Сухари, детское печенье 6 мес. 3 шт.
Растительное масло 6 мес. До 5 капель
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес. 0,5 желтка
Многокомпонентная молочная каша 8 мес. 150г
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес. 150г
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес. 150г

Суточная норма питания в среднем должна соответствовать весу карапуза, разделенную на 9. Если карапуз весит 9 кг, то суточная норма равна 1000г. Обычно малыши съедают около 1000 мл за 5 кормлений. Количество потребляемых калорий не должно быть ниже 800.

Мясо и рыба

Мясо должно присутствовать в рационе ребенка каждый день. Суточная норма продукта составляет 40 г для уже известного карапузу вида мяса. Обычно предлагают индейку, кролика, курицу, говядину или телятину. Разрешено предлагать куриные субпродукты. Вы можете использовать подходящее по возрасту баночное питание или отварить мясо самостоятельно в воде.

Рыба (хек, треска, судак, камбала) может быть предложена в готовом виде из баночки. Разрешено предлагать, приготовленную на пару или в воде, свежую рыбу.

Мясо или рыба тщательно отвариваются в чистой воде без добавления соли и перетираются вилкой или перемалываются блендером. Полученное мясное или рыбное филе добавляется к овощной или злаковой каше. Рекомендуется предлагать малышу мясо или рыбу в 3-е кормление.

Каши

На 10-м месяце жизни хорошо предлагать малышу различные варианты многокомпонентной каши. Хорошо смешивать свежие овощи в различных комбинациях и пропорциях. Варить овощи можно на воде или бульоне от мяса или рыбы.

Самым простым вариантом злаковых каш является быстрорастворимые коробочные варианты. Чтобы приготовленное блюдо было полезным, стоит внимательно следить за выполнением, указанных на коробке, инструкций.

Первый суп

Для приготовления многокомпонентного супа для малыша необходимо:

  • Хорошо промыть небольшой кусочек мяса и положить его в воду.
  • Довести мясо до кипения и слить воду.
  • Залить мясо чистой водой и варить в течение 1 часа.
  • Достать готовое мясо, а в бульон положить нарезанный лук и морковь. Варить 10-15 мин.
  • Готовое мясо взбить в суфле в блендере или нарезать на очень маленькие кусочки.
  • В бульон с луком и морковью добавить мелко нарезанный картофель и варить еще 10-15 минут.
  • Готовое блюдо перетереть или взбить в блендере.
  • Добавить чуть-чуть сливочного масла и мясное суфле (нарезанное мясо).
  • Остудить.

Вместе с морковью и луком в такой суп можно добавлять кабачок, тыкву, брокколи и другие овощи.

Нужные игрушки и принадлежности

Игрушки должны быть, прежде всего, полезными. Например, те, которые можно катить или толкать перед собой, помогают малышу развивать равновесие и учиться ходить.

Вот еще несколько примеров полезных игрушек и материалов.

Кубики, пирамидки, сортеры, матрешки, конструкторы

Они помогают крохе развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.
Мячики. Их можно бросать, толкать ловить, пинать – все это стимулирует развитие равновесия и координации, способствует укреплению мышц, что понадобится для обучения ходьбе.
Яркие развивающие карточки с изображением животных и птиц, овощей и фруктов

С их помощью можно расширять кругозор, наращивать пассивный словарь крохи, стимулировать развитие речи.
Картонные книжки с красочными крупными иллюстрациями. Чтение также помогает развитию речи, памяти, кругозора. Читать нужно много. И лучше те книжки, которые карапуз выберет сам.
Пластилин или тесто для лепки, пальчиковые краски или мелки для рисования, крупные бусины для нанизывания – все это прекрасно стимулирует мелкую моторику, а значит, и речь.

Кстати, весьма полезно знакомить ребенка с альтернативными видами творчества. Например, можно рисовать пальчиками по столу, на котором рассыпана манная крупа, гречка или мука. А картофельное пюре может стать прекрасной палитрой для выкладывания съедобного натюрморта из овощей.

Полезные развивашки можно сделать самостоятельно. Например, оклеить картонные кубики бумагой разных цветов, чтобы затем просить кроху показать нужный цвет. Если внутрь одного из таких кубиков поместить колокольчик, то весьма скоро ребенок запомнит, кубик какого цвета умеет звенеть.

А купив крохе новую игрушку, можно запаковать ее последовательно в несколько коробок, а затем – в подарочную бумагу с ярким бантом, чтобы процесс распаковывания занял у малыша какое-то время и разогрел интерес к тому, что внутри. Это и положительные эмоции, и развитие моторики.

Двигательные навыки

Моторные умения переходят на новый уровень. Теперь малыш легко, лежа на спине, поднимает ноги и тянет их в рот, переворачивается в любом направлении и может сесть из любого положения. Практически все игровые действия производит сидя. Спина в это время практически прямая, удерживать равновесие уже намного проще.

Поднявшись у опоры, он стремится совершать первые шаги или знакомые игровые движения. Некоторые дети, поднявшись на ноги, через некоторое время могут начинать плакать, прося вернуть их в прежнее положение. Такое поведение говорит, что малыш не понимает, как ему вернуться из нового положения обратно. Рекомендуется показать карапузу, как ему сесть или лечь, чтобы побороть страх.

Если до этого возраста кроха ползал преимущественно по-пластунски, то на 10-м месяце большинство детей осваивает передвижение на четвереньках. Рекомендуется стимулировать это умение, предлагая добираться до игрушки посреди комнаты, играя в догонялки. В целом, педиатры советуют стимулировать умение ползать для укрепления мышц спины. Чем лучше карапуз будет владеть умением ползать, тем легче и быстрее он пойдет.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(
оценок; рейтинг статьи )

Уход за ребенком в 10 месяцев

Педиатры советуют родителям придерживаться рекомендаций: следить за гигиеной и питанием карапуза, играть с ним в развивающие игры, обращать внимание на безопасность крохи. 

В игровой форме стоит купаться, чистить носик и умываться. Чтобы ребенок не был вялым и не капризничал, стоит об условиях комфорта малыша в обеденное время. Как правило, в этом возрасте детей можно приучать к горшку. Нужно начинать учить кроху следить за порядком, убирать свои игрушки и делать это все в игровой форме. Чтобы малыш с радостью согласился выполнять ваши поручения, нужно показывать ему пример.

Можно изначально заниматься этим делом вместе с крохой. Иногда малыш сам может проявлять инициативу. Не стоит ему запрещать в помощи.  Найдите ему занятие по душе, так он быстрей привыкнет к своим обязанностям – выбирать книгу для чтения, складывать игрушки. Выполняя такие простые вещи, ребенок быстрей приучится к режиму дня и будет знать, что его ожидает: обед, прогулка или чтение книги.

Советы родителям

Дети очень четко реагируют на реакцию родителей в различных
ситуациях и начинают активно использовать собственное поведение в качестве
рычага давления

Так, не стоит потакать слезам и крикам малыша, если он
капризничает из-за отобранного у него опасного предмета или нежелании
укладываться спать: молодой маме или папе важно спокойно и четко выражать свою
позицию: «нет» значит «нет» и вариантов здесь быть не может.
 
Следите за тем,
чтобы запреты были установлены действительно по необходимости: не стоит
ограничивать стремление ребенка изучать окружающую обстановку, если она состоит
из опасных для него предметов постоянным одергиванием и криками – просто
постарайтесь устранить по максимуму все, что может представлять угрозу из поля
зрения ребенка.

Мальчики и девочки: есть ли различия?

Есть ли различия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:

Физические параметры. Обычно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.
Темпы развития. Мальчики быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают говорить и осваивают горшок.
Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают

Им важно осваивать пространство
Девочки склонны наблюдать и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.
Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и спокойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться
Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.