Навыки и умения

Особенно внимательно нужно относиться к детям в первые месяцы их жизни

Важно периодически показывать малыша педиатру для оценки его развития. Многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Существует специальный календарь развития детей, в котором подробно описаны все навыки по возрастам.

Вот что должен делать ребенок в 2 месяца:

  • реагировать на окружающий мир;
  • проявлять двигательную активность;
  • стремиться к общению со взрослыми, произносить определенные звуки.

Реакция на окружающий мир

Грудничок должен стремиться познавать окружающий мир, активно реагировать на различные изменения. Двухмесячный ребенок следит глазами за перемещающимися предметами в поле его зрения.

Малыш способен четко видеть предметы, расположенные на расстоянии 40-50 см

Особенно привлекают внимание яркие красные игрушки. Сначала малыши видят мир в черно-белых оттенках.

В двухмесячном возрасте их органы зрения совершенствуются. Первый цвет, который дети начинают различать, – это красный. Младенцы тянутся к ярким игрушкам, подвешенным над кроваткой, пытаются их схватить. Малыши в 2 месяца способны фокусировать взгляд на интересующем их предмете около 30 секунд. Груднички всматриваются в лица взрослых. При виде мамы дети оживляются.

Все незнакомые звуки вызывают у двухмесячных младенцев интерес. Сначала малыши замирают, прислушиваются, а затем поворачивают голову в сторону, пытаясь найти источник звука. Дети узнают голос мамы, радуются и успокаиваются, когда его слышат.

Двигательная активность

В два месяца дети становятся более подвижными. Во время бодрствования они активно машут руками и ногами. Двухмесячный ребенок поворачивает голову в разные стороны, приподнимает ее, увидев что-то интересное либо услышав какой-то звук.

В положении лежа на животе он делает движения ногами и руками, как при ползании. Младенец способен уже дольше удерживать головку на весу.

Но родителям необходимо продолжать поддерживать ее руками, чтобы избежать травмирования. Мышцы тела двухмесячного малыша еще слабые, находятся в состоянии гипертонуса. Но в положении лежа на спине напряжение мускулов уменьшается: руки и ноги становятся более расслабленными.

Многие врожденные рефлексы еще остаются (сосательный, ходьбы). Ребенок пока не умеет хорошо контролировать свое тело, поэтому все движения совершает хаотично. Двухмесячный малыш может упираться ногами в твердую поверхность и удерживаться несколько секунд с содействием родителей.

В два месяца малыш уже может сжимать и разжимать пальчики

Моторика рук стремительно развивается. Грудничок начинает сжимать-разжимать пальцы. Уже к концу двухмесячного возраста он может в течение 2-3 секунд удерживать вложенный ему в ладонь предмет. Он учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой.

Звукопроизношение и коммуникативная активность

Двухмесячный возраст – это время активного становления речи. Малыш начинает подражать интонации взрослых людей. Он коммуницирует путем гуления, кряхтения, агуканья, плача.

Ребенок стремится к общению с родителями. Особенно он радуется, когда мама берет его на руки. Ему нравится, когда с ним разговаривают меняя интонацию речи.

Также с удовольствием ребенок слушает песни и музыку. При виде родителей и близких родственников младенец оживляется, начинает гулить. Малыш произносит различные согласные звуки.

Дети двухмесячного возраста прислушиваются к своему гулению. Их плач становится эмоционально окрашенным. Поэтому родители легко понимают, когда ребенок плачет от голода, боли или скуки. К концу второго месяца ребенок начинает произносить не только гласные, но и согласные звуки.

Если грудничок не проявляет коммуникативную активность, постоянно молчит и не реагирует на голос мамы, то рекомендуется его обследовать. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или психикой.

Умственные навыки у ребенка в 2 месяца

Наблюдения за малышом в 2 месяца становятся все более интересными. Его интеллект, как и тело, развиваются семимильными шагами. Конечно, он у него не такой, как у дошкольника, но с каждым днем совершенствуется. Ребенок в этом возрасте начинает становиться настоящей личностью. Окружающий мир он воспринимает намного более осмысленно, чем новорожденный младенец, начинает свои первые исследования собственного тела и близлежащих предметов. Он уже различает живые объекты от неживых. На маме, папе, бабушке, или старшем ребенке кроха будет концентрировать взгляд дольше, чем на обычной игрушке. Также малыш учится реагировать на эмоции, если вы ему улыбаетесь, он может улыбнутся в ответ. И наоборот, грустное выражение лица мамы способно вызвать испуг или плач ребенка. Он же не понимает, что именно происходит, просто реагирует на то, как мама выглядит, и ему это не очень нравится.

Хоть основным методом коммуникации до сих пор остается плач, малыш все чаще начинает выдавать новые звуки. Когда он спокоен и доволен, старается гулить. Простые гласные складываются в слоги с некоторыми согласными, например, «хе», «эхе», «апе». Каждый ребенок гулит по-своему, и набор звуков может получатся самый разнообразный. Хотя гуление звучит почти как первые слова, произносит малыш звуки неосознанно. Скорее этот этап является тренировкой мимических мышц лица и языка.

В два месяца ребенок уже способен установить простые причинно-следственные связи. Например, он запоминает, когда плакать, придет мама и решит проблему. Иногда малыш способен успокоить себя сам, засунув в рот пальчик или кулачек. Если долго общаться с малышом, уже можно различить особенности его крика, перемены настроения. Многие мамы по тону плача угадывают потребности ребенка, хочет ли он есть, спать, пить, заложен ли у него нос, или малыш просто капризничает. Яркие игрушки, интересные звуки способны успокоить ребенка, если причина капризов плохое настроение. А тихая песенка может его даже приспать.

Итак, эмоциональное и умственное развитие ребенка в 2 месяца характеризуется следующими пунктами:

  • Различает взрослых и детей от неживых предметов
  • Реагирует на эмоции окружающих людей
  • Более разнообразно вырежет собственные эмоции, может улыбаться, выдавать новые звуки
  • Может сам себя успокоить
  • Начинает понимать причинно-следственные связи.

Второй месяц жизни новорожденного очень важен для дальнейшего эмоционального развития. Потому для него так необходим постоянный контакт с мамой и положительные впечатления. Старайтесь в это время не показывать своего плохого настроения ребенку, какая бы проблема у вас не была, он не поймет причины, но очень испугается. Если у малыша в раннем возрасте будет установлен хороший эмоциональный контакт с родителями, он на всю жизнь получит прививку от страха и неуверенности в себе.

Экологическое развитие ребенка 2 месяца жизни

Восприятие объектов природы

Ребенок двух-трех месяцев жизни уверенно держит голову, корпус, благодаря чему может сидеть на руках матери “столбиком”. Он координирует руки и голову, благодаря чему начинает поворачивать голову в разные стороны, разглядывает окружающие природные объекты, на считанные секунды фиксирует на них взгляд, рассматривает их, следит за животными, которые двигаются.

Представление о свойствах объектов природы

Трехмесячный младенец начинает ориентироваться в пространстве дома, ищет глазами знакомых животных, может “достроить” траекторию их движения в случае, когда они исчезли из его поля зрения: поворачивает голову, направляет взгляд в ту сторону, откуда они могут вернуться.

Практическое ознакомление с объектами природы

Активизируется стремление ребенка дотянуться до того объекта, который его заинтересовал. Находясь на руках у матери, малыш делает первые попытки направить руки к ярким природным объектам ближайшей окружающей среды (птицы, бабочки, собаки и др.), захватить их.

Малыш активно наблюдает за тем, как родные взрослые ухаживают за домашними животными, комнатными растениями; как кормят во время прогулки птиц, кошку, собаку. Ребенок эмоционально реагирует на эти действия родителей или других взрослых.

Задача развития:- способствовать расширению сенсорного опыта ребенка, обогащать его впечатление, связанные с животным и растительным миром;

воспитывать у ребенка положительный эмоциональный настрой на общение с объектами природы (в пределах жилого помещения и ближайшей природной среды);


создавать благоприятные условия для практического знакомства ребенка первых трех месяцев жизни с особенностями домашних животных, комнатных растений, овощей, фруктов и т.д.;

формировать у малыша ощущение своей причастности к процессу ухода родных взрослых за животными и растениями, бережно обращаться с ними.

Организация жизнедеятельности

Родители привлекают внимание малыша к объектам природы, которые находятся в доме и окружающей среде. Держа ребенка на руках “столбиком”, взрослые расширяют поле его обзора

Важно, чтобы родители обращали внимание ребенка на цветы, стоящие на подоконнике или столе; чаще приближали его к ним; предоставляли малышу возможность дотронутся к безопасным предметам, получить яркие впечатления от сезонных букетов, декоративных цветов без резкого запаха, больших листьев деревьев и др. Чтобы заложить фундамент дальнейшего экологического развития ребенка, родителям необходимо много и продуктивно общаться с ним; показазывать, называть и комментировать увиденное на прогулке

Чтобы заложить фундамент дальнейшего экологического развития ребенка, родителям необходимо много и продуктивно общаться с ним; показазывать, называть и комментировать увиденное на прогулке.

Правильно поступают родители, которые привлекают внимание ребенка к процессу ухода за домашними животными и комнатными растениями, позитивно эмоционально окрашивают его. Показатели экологического развития ребенка двух месяцев:
– находясь на руках у матери в положении “столбиком”, ребенок рассматривает объекты природы;
– поворачивает голову к тому природному объекту, который заинтересовал;
– пытается дотянуться рукой и схватить доступный природный объект;
– активно наблюдает за кормлением животных

Показатели экологического развития ребенка двух месяцев:
– находясь на руках у матери в положении “столбиком”, ребенок рассматривает объекты природы;
– поворачивает голову к тому природному объекту, который заинтересовал;
– пытается дотянуться рукой и схватить доступный природный объект;
– активно наблюдает за кормлением животных.

Развитие эмоций и памяти

Если раньше грудничок просто улыбался, увидев маму, то сейчас он смеется, забавно открывая беззубый ротик. Радость при встрече выражена, теперь нужно пообщаться. Женщина ласково беседует с младенцем, а он пытается ей отвечать: громко произносит гласные звуки, воркует, как голубок. Он не может словами выразить свои ощущения, сделайте это сами. Разыгрывайте сценки, меняя тембр голоса и интонации, задавайте вопросы и отвечайте на них

В это время вы можете ходить по комнате, собирать в стирку грязное белье или протирать пыль – главное, чтобы малыш чувствовал ваше присутствие и внимание к нему

Некоторые дети улыбаются через 2 недели после рождения, более серьезные груднички терпят до полутора месяцев. Если ваш младенец не хочет приветствовать маму улыбкой и в 2 месяца, посоветуйтесь с неврологом. Развивается и мимика ребенка, он не только улыбается, но и хмурится, когда чем-то недоволен. В этом случае он начинает кряхтеть, а потом хныкать. Сказать, что ему не нравится, младенец не может, но звуки издает разные в зависимости от ситуации. По звучанию мама может понять, беспокоит его мокрый подгузник, хочет грудничок кушать или ему страшно и скучно в одиночестве. Теперь это не просто крик, в плаче малыша заметны эмоции: обида, страх, просьба о помощи.

Радость малыша направлена только на маму, это единственный человек, которого он узнает. Лицо младенец различает на расстоянии не дальше полуметра, зато родной голос узнает, даже когда женщина разговаривает с кем-то за дверью. Голос мамы малыш помнит и узнает независимо от того, говорит она громко или тихо, быстро и взволнованно или медленно и спокойно. Страх чужих людей пока не появился, ребенка может взять на руки любой зашедший к вам гость, он не испугается.

У малыша хорошо развита интуиция, он прекрасно чувствует атмосферу в семье. Вы можете ссориться с мужем шепотом или даже на языке глухонемых, а у новорожденного испортится настроение, он может даже с ревом проснуться от глубокого сна. Пожалейте его нервы, объявите мораторий на скандалы. Все вопросы можно решить мирным путем.

Поговорим, малыш?

Уже сейчас мама должна активно общаться с крошкой: объяснять все свои действия, знакомить с обстановкой, акцентировать внимание на мелочах. Кажется, будто он ничего не понимает, но именно сейчас закладывается его речевой аппарат

Кажется, будто он ничего не понимает, но именно сейчас закладывается его речевой аппарат.

Доказано, что те мамы, которые с первых дней рассказывали малышу, что несут его купаться, показывали, как идет дождик, объясняли, что уточка желтая и крякает, получали смышленых и разговорчивых малышей раньше остальных.

Все свои беседы сопровождайте чрезмерным интонированием, улыбками и даже гримасами. Чем больше оттенков в вашей речи и на лице, тем быстрее карапуз усвоит «принципы общения» и начнет вас копировать.

К тому же его очень забавляет, когда мама строит рожицы.

Ребенок в 2 месяца явно не такой соня, как новорожденный. Он может целый час «общаться» с мамой и отказываться засыпать: мир так поразителен!

Рекомендуемый режим дня

От 8 до 10 недель режим ребенка почти не отличается от новорожденного периода, малыш спокоен и тратит много времени на рост во сне. Однако на 2 месяце жизни больше времени грудничок спит уже именно в ночное время, бодрствуя больше днем.

Режим с чередованием сна и бодрствования ребенку в два месяца нужно прививать. Точно так же должно быть установлено время на кормление, развитие с помощью специальных занятий. Четкий режим дня обеспечит малышу эмоционально положительное, бодрое и уравновешенное состояние.

Сон

Чтобы нормально развиваться физически и психологически, ребенок в 2 месяца должен спать днем минимум 3-4 раза. Как именно построить распорядок дня — вопрос индивидуальный, зависит от графика кормления и времени, когда грудничок сам просыпается утром.

На 2 месяце жизни ребенка дневной сон желателен на свежем воздухе. Не переусердствуйте, учитывайте погодные условия и корректируйте время пребывания на улице в зависимости от температуры воздуха. Здоровый сон на свежем воздухе способствует развитию иммунитета.

Кормление

Идеальное питание ребенка в 2 месяца – натуральное материнское молоко. На нем физическое развитие малыша намного лучше, чем на искусственном вскармливании. Первый прикорм сторонними продуктами делать рано.

В отличие от первого месяца жизни, когда грудничок ест по желанию и сам этого требует, уже можно делать четкие промежутки между кормлениями. Оптимальные временные рамки – 2, 2,5 и 3,5 часа. В норме малыш должен получать от своего веса 1/6 молока или смеси в сутки. Эту цифру следует разделить на число кормлений, чтобы примерно понимать, какой объем питания грудничок должен получить за раз.

Уход

Чтобы рост и психика ребенка в 2-3 месяца были в нормальном развитии, есть способы их стимулирования, универсальные для девочки и мальчика:

  • ежедневные прогулки длительностью 2-4 часа;
  • недолгое, но частое выкладывание малыша на живот для тренировки шейных мышц;
  • воздушные ванны по 5-15 минут в день (ребенок должен быть догола раздет, можно перед купанием или очередным переодеванием);
  • знакомство мальчика и девочки 2 месяцев с разными по фактуре материалами и развитие моторики путем вкладывания их малышу в руку;
  • мануальный уход в виде массажа, поглаживаний по всему телу.

Отдельное внимание уделяется купанию. Достаточно водных процедур раз в два дня в вечернее время

Оптимальная температура воды 36-37 градусов, температура воздуха в комнате для купания – 23-24 градуса. В ванночку с водой можно добавлять отвар из коры дуба, ромашки или лаванды для лучшего сна.

Нормы физического развития в 2 месяца жизни

Для того, чтобы оценить, насколько гармонично развивается малыш на этом месяце жизни, родителям стоит ознакомиться с примерными нормативами развития крохи.

Развитие ребенка в 2 месяца

ВНИМАНИЕ: в таблице указаны средние показатели. Не стоит бить тревогу, если рост или вес ребенка отличается от нормативов, при этом ребенок хорошо ест и спит

Среди особенностей физического развития ребенка в 2 месяца можно выделить:

  1. Изменяется структура волосяного покрова. На смену мягким пушковым волосикам приходят «взрослые» волосы луковичного типа;
  2. Красные сосудистые пятнышки, которые часто можно обнаружить в области лба или затылочной части головы, начинают бледнеть. Как правило, если у крохи нет проблем с кровообращением, к году они и вовсе исчезнут.
  3. На втором месяце жизни у младенца значительно возрастает чувствительность к болевым ощущениям. Ребенок гораздо быстрее реагирует на возникший дискомфорт: несвежий подгузник, слишком горячая или наоборот холодная температура воды при купании, неудобная одежда.

Сенсорные структуры

Малыш растёт и развивается. Это также заметно по его органам чувств.

Вы можете проверить, насколько развит слух у крохи. Возьмите погремушку (главное это делать так, чтоб малыш вас не заметил), позвоните ей с правой стороны от ребёнка. Если малыш начнёт пытаться посмотреть в вашу сторону или, как минимум, притихнет. Станет понятно, что он вас услышал. То же самое стоит повторить, только через некоторое время, уже с левой стороны. «Во сколько дети начинают слышать»
Улучшается качество зрения малыша. Теперь он уже с лёгкостью может увидеть, что находится на расстоянии в полметра от него. Картинка в его глазах уже более насыщенная, с чёткими очертаниями. «Когда дети начинают видеть»
Ребёнок научился улавливать лица людей

Вы можете заметить, что он следит за вашими глазами, когда вы на него смотрите.
Также малыш уже лучше может концентрировать своё внимание на движущихся в близком расстоянии от него предметах. Вы с лёгкостью можете это проверить

Только не стоит для этой цели использовать игрушку, которая издаёт какие-то звуки.
Кроха начинает обращать внимание на свои конечности. Вполне нормально, если вы заметите, что малыш не вытаскивает кулачок изо рта.
Малыш способен удерживать игрушку, но только некоторое время.

Советы по развитию двухмесячного ребенка

  • В два месяца детки начинают спать меньше, чем спали в месяц. Иногда перерывы во время сна и бодрствования приводят к тому, что ребенок путает день с ночью. Это становится реальной проблемой для родителей, потому что они не могут полноценно отдохнуть. В этом случае нужно постараться сократить число и длительность дневного сна ребенка, чтобы он спал больше ночью. Достаточно не дать ему заснуть сразу после кормления, отвлечь чем-то интересным.
  • Будить ребенка днем не желательно. Если разбудить младенца в фазе глубокого сна, то он станет вялым и капризным и скорее всего в следующий период дневного сна проспит еще дольше.
  • Чтобы улучшить сон и поднять иммунитет ребенка, нужно гулять с ним не менее двух раз в день. Солнечные лучи предотвращают развитие рахита.
  • По утрам помимо ежедневного туалета нужно делать ребенку легкий массаж, заниматься с малышом гимнастикой. Нет ничего приятней, чем прикосновения мамы – поглаживайте ребенка, разомните ему ножки, ручки, пальчики, ладошки, ступни, плечи. Это можно делать с помощью детского массажного масла, которое не нужно смывать. Сгибайте и разгибайте коленки и локти ребенка, сделайте упражнение «велосипед». Тело ребенка в два месяца очень отзывчиво на массаж. Если будете регулярно проводить подобные манипуляции, уже через неделю вы заметите, что развитие малыша пошло быстрее.
  • Можно развивать у ребенка хватательные навыки. Вкладывайте малышу в руки колокольчики или погремушки. Хотя ребенок еще достаточно мал, он уже выделяет среди игрушек любимые.
  • Продолжайте сенсорное развитие ребенка. Зрение, слух и осязание в 2 месяца развиваются быстрыми темпами. Кроха своими маленькими пальчиками любит щупать мягкое или шуршащее, прислушивается к звукам мобиля и погремушек, рассматривает разноцветные игрушки. Не ограничивайте кругозор малыша одними и теми же игрушками. Почаще меняйте подвешенные над кроваткой игрушки, заменив их фотографиями родных или яркими воздушными шариками. Но следите за тем, чтобы младенец до них не дотянулся. Включайте младенцу музыку. Для начала попробуйте колыбельные мелодии Моцарта.
  • Если вы пеленали ребенка, то пора отказываться от этого способа успокоения. Малыш уже совершает меньше хаотичных движений, не будит себя и не царапает во сне. Зато изучение окружающих предметов, сенсорное развитие и двигательные навыки осуществляется гораздо быстрее без пеленания.

Ксения, мама 5-месячного Ильи: «Я пеленала Илюшу до 1,5 месяцев. Затем, из-за неврологических проблем педиатр прописала нам курс массажа. Массажистка раскритиковала пеленание, сказала, что из-за него у деток больше проблем, чем пользы. Я отказалась от пеленок и уже в 2,5 мес Илюша поднимал голову из положения лежа на животике. А из-за того, что он получил возможность весь день дергать ручками и ножками, он стал лучше спать ночью, видимо уставал за день».

Итак, каковы основные достижения ребенка в 2 месяца?

Основной физический навык малыша – умение держать головку и координировать движения. Он достиг успехов и в развитии зрения – взгляд крохи стал более фиксированным и осмысленным. Младенец внимательно слушает новые звуки. Эмоциональное развитие детей в два месяца тоже идет большими темпами – малыш учится улыбаться и гулить

И важно не предоставлять кроху самому себе в кроватке, а показывать ему окружающий мир, чаще держать на руках, спиной к себе. Делать гимнастику и массаж, и тогда в 3 месяца ваш малыш порадует вас еще большими успехами

Зрение, слух и речь

Меняется и зрение малыша, который теперь не так сосредоточен на своих ощущениях. Теперь ему удается изучать мир вокруг. Хотя зрение еще далеко от идеала: когда ребенку 2 месяца, сфокусироваться на быстро движущихся предметах и мелких деталях не получается. Но какой-либо крупный предмет, игрушки, расположенные на некотором расстоянии от него, карапуз видит и может изучать долго. Особенно мамино лицо. Но вряд ли мама сможет длительное время стоять, склонившись над кроваткой. Так что есть смысл подвесить крупные игрушки. Цветовое зрение только начинает формироваться, малыши получают первое представление о том, что мир вокруг полон красок, игрушки могут быть желтыми или зелеными.

Также кроха может заинтересоваться своими ручками — внимательно их разглядывать, сгибать и разгибать пальчики. Это нормальный этап развития. Так как гипертонус уходит, кулачки у ребенка уже не сжаты. Вот малыш и пробует это делать. Такие движения очень важны как для физического, так и психического развития. У него уже хорошо сформировано осязание: кроха умеет реагировать на ласковые прикосновения, ему интересно, когда к ладошкам прикасаются тряпочками из разных тканей или твердыми предметами. Можно использовать игрушки. Для него это способ познавать мир.

По-прежнему у карапуза сильны те же рефлексы, что и у месячного ребенка.

  • Хватательный. Малыш все так же уверенно держит мамины пальцы или игрушки, которые вкладывают ему в ручку. Полезно давать ему вещи самой разной величины, гладкие или фактурные.
  • Сосательный. Новорожденный сосет не только грудь, но и все, что попадает в его ротик, будь это игрушки или краешек пеленки. Он способен уметь осознанно сосать свой большой палец, а не только когда он случайно оказывается в ротике.

Слух ребенка также улучшается, хотя пока воспринимаются не все звуки. Но дети реагируют на темп речи родителей. Если она спокойная, то и движения его плавные и размеренные. Услышав быструю громкую речь, малыш двигается рывками.

Ему интересны новые звуки. Карапуз реагирует на них, замерев, прислушиваясь, может уметь поворачивать головку к источнику шума. Пора использовать игрушки с шумовыми эффектами. Особенно нравится крохе слышать человеческий голос. У малыша появляется так называемый «комплекс оживления», которым он встречает близких людей:  активно машет ручками и ножками, улыбается, издает звуки.

Двухмесячный ребенок пытается повторять речь родителей. Пока у него получаются только гласные, которые он как бы пропевает. Эти навыки — первые шаги к гулению. Взрослым рекомендуется повторять эти звуки, словно вступая с малышом в диалог. Это будет стимулировать его речевой аппарат.