Общие принципы массажа грудничков при гипертонусе

Гипертонус подразумевает прежде всего напряжение мышц-сгибателей рук (располагаются на передневнутренней поверхности верхней конечности) и приводящих мышц бедер (располагаются на внутренней стороне бедер). Необходимо снизить напряжение этих мышечных элементов. Такого эффекта можно добиться поглаживанием. Поглаживать тельце новорожденного надо медленно, мягко, не отрывая руки от поверхности кожи.

В таком же темпе можно выполнять другой расслабляющий прием — растирание.

Разминать же мышцы при гипертонусе необходимо глубоко, медленно, должно как бы оставаться ощущение «приятной боли», но нельзя выходить за грани неприятных болевых ощущений. Интересно наблюдать за малышами во время такого сеанса. Если все выполняется правильно, они обычно не плачут, а смешно кряхтят.

Можно делать специальный прием – потряхивание. При этом рука взрослого плотно обхватывает ручку или ножку ребенка и с незначительной амплитудой и усилием потряхивает ею.

Гимнастика для новорожденных детей с гипертонусом мышц

Гимнастические упражнения в совокупности с массажем являются лучшим средством для снятия мышечных напряжений. Регулярное применение процедур не только избавит малыша от гипертонуса мышц, но и укрепит его общее состояние.

Как правильно сделать массаж и гимнастику грудничку на видео

В целом, любой тонус – это минимально необходимое напряжение мышц в спокойном состоянии. Поскольку в утробе матери ребенок 9 месяцев, то есть почти год, находится в сжатой и напряженной позе, на 10 месяц, после рождения, напряжение никуда не исчезает еще несколько месяцев, особенно это заметно по сжатой позе ножек. Чтобы поскорее привести мышечный скелет в состояние нормального тонуса, грудничкам необходима специальная терапия, для выполнения которой нужно знать, как делать массаж ног ребенку.

Общие принципы массажа грудничков при гипертонусе

Гипертонус подразумевает прежде всего напряжение мышц-сгибателей рук (располагаются на передневнутренней поверхности верхней конечности) и приводящих мышц бедер (располагаются на внутренней стороне бедер). Необходимо снизить напряжение этих мышечных элементов. Такого эффекта можно добиться поглаживанием. Поглаживать тельце новорожденного надо медленно, мягко, не отрывая руки от поверхности кожи.

В таком же темпе можно выполнять другой расслабляющий прием — растирание.

Разминать же мышцы при гипертонусе необходимо глубоко, медленно, должно как бы оставаться ощущение «приятной боли», но нельзя выходить за грани неприятных болевых ощущений. Интересно наблюдать за малышами во время такого сеанса. Если все выполняется правильно, они обычно не плачут, а смешно кряхтят.

Можно делать специальный прием – потряхивание. При этом рука взрослого плотно обхватывает ручку или ножку ребенка и с незначительной амплитудой и усилием потряхивает ею.

Особенности вегетативной нервной системы

Все органы и системы находятся под воздействием вегетативной нервной системы. Она, в свою очередь, имеет два отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатический отдел отвечает за стрессовые ситуации, физическую активность, психоэмоциональное состояние. Парасимпатический отдел – это наше спокойствие, жизнь вне стрессов, работа пищеварительной системы, поддержание постоянства работы сосудов.

Если человек всегда находится в психоэмоциональном напряжении, то превалирует симпатический отдел. Таких людей называют симпатикотониками.

Следует учитывать, что эти два отдела должны быть в равновесии. Если этого не происходит, то возникает вегето-сосудистая дистония у ребёнка.

Следует понимать, что ВСД не является самостоятельным заболеванием, это всего лишь «звоночек» о неполадках в органах и системах.

Основные причины гипотонуса

При этом заболевании кроха не может долго удерживать в напряженном состоянии ручки и ножки. Таким малышам сложно учиться ползать, хватать игрушки, держать голову прямо. Сидеть прямо для них затруднительно и они поздно начинают ходить. Во сколько месяцев начинают ходить дети, читайте тут.

Пониженный тонус мышц у грудничка может проявиться сразу после рождения, но можно диагностировать такие проявления и спустя несколько месяцев. Напрямую связанный с центральной нервной системой, синдром мышечной слабости вызывается целым рядом факторов.


Курение во время беременности влечет кислородное голодание ребенка и неврологические проблемы, в том числе гипотонус

Провоцируют развитие заболевания:

  1. Осложнения заболеваниями будущей матери в процессе вынашивания малыша.
  2. Тяжелые или экстренные роды.
  3. Злоупотребление матерью курением или алкоголем, беспорядочный образ жизни.

Среди наиболее распространенных причин слабого мышечного тонуса у малыша можно назвать:

  • нарушения в организации питания грудничка;
  • пониженный вес ребенка при рождении;
  • врожденные заболевания;
  • значительная потеря веса младенцем после перенесенных вирусных, а также инфекционных заболеваний;
  • употребление витамина D в больших дозах;
  • разные пороки развития крохи, приводящие к паталогическим изменениям.

Симптомы и проявления

У детей симптомы отличаются от взрослых. Так, в раннем возрасте родители могут заметить односторонние или полностью ассиметричные симптомы. Например, ребенок переворачивается только на одну сторону и полностью игнорирует другую. Или поворачивает голову только на одну сторону.

У взрослых основной симптом – неестественная походка, аномальные, нетипичные позы тела и положения конечностей. Расстройство проявляется в основном симптомами со стороны скелетной мускулатуры. Иногда позы немного необычные, а иногда кажутся неестественными даже на первый взгляд.

Другие симптомы:

  • Нарушение двигательной функции, потеря двигательных навыков.
  • У детей – заторможенное развитие моторики. Ребенок не ползает и не сидит в положенном возрасте.
  • При прогрессирующем заболевании у взрослых довольно быстро наступает потеря трудоспособности.
  • Активность и самочувствие во многом зависят от мышечного тонуса.

У взрослых дистония может привести к инвалидности и полной нетрудоспособности, особенно если в роли причины выступает нарушение мозгового кровообращения.

Поэтому важно своевременно обращаться к врачу. Единственный способ сохранить трудоспособность – вовремя начать лечение

Наши врачи

Засов Евгений Юрьевич
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 6 лет
Записаться на прием

Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 39 лет
Записаться на прием

Моисеева Ирина Владимировна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 16 лет
Записаться на прием

Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 40 лет
Записаться на прием

Полонская Наталия Михайловна
Врач – невролог
Стаж 18 лет
Записаться на прием

Смирнова Наталья Валерьевна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 8 лет
Записаться на прием

Диагностика синдрома

Проявления дистонии пересекаются с симптомами других заболеваний профиля. Поэтому диагностика заключается в последовательном исключении всех возможных заболеваний

Важно не только установить форму заболевания, но и найти причину болезни. Так, если заболевание спровоцировано приемом конкретных препаратов, целесообразно прекратить курс, а необходимости в специализированном лечении нет

Основные диагностические критерии для диагностики:

  • На приеме у невролога – определение наличия типичных для дистонии поз или движений.
  • У терапевта или лечащего врача – оценка родов у матери, сбор данных по раннему развитию ребенка – вполне возможно, что симптомы проявлялись ранее, а к развитию болезни имеют конкретные предпосылки.
  • Тестирование на наличие заболеваний, ассоциированных с дистонией.
  • Тестирование на прием курса препаратов, которые могут вызывать симптомы.

Кроме сбора анамнеза, проводят различные инструментальные и лабораторные исследования:

  • Исследование метаболизма – обмен меди.
  • ЭЭГ – электроэнцефалография, которая сразу позволяет исключить или подтвердить органические и функциональные патологии мозга.
  • и – назначают в тех случаях, если других средств диагностики оказалось недостаточно.

Лечение назначают по результатам диагностики.

Лечение синдрома

Терапия должна быть комплексной – это основное правило для лечения подобных состояний. Очень часто затруднительно определить этиологию заболевания для конкретного пациента, поэтому принято применять весь комплекс лечебных мер для достижения максимального эффекта.

Лечение состоит из нескольких назначений:

  • Лечебный массаж.
  • Лечебная гимнастика.
  • Физиопроцедуры.
  • Прием медикаментов.

В настоящее время развиваются инновационные способы лечения – в частности, ботулинотерапия

Но до сих пор план лечения составляют под каждого конкретного пациента – важно найти лекарство, которое поможет именно этому больному. Лечение направлено на нормализацию психомоторного состояния и стабилизацию мышечного тонуса

В клинике ЦЭЛТ работают внимательные специалисты. Обращайтесь с любыми проблемами – ваше здоровье в надежных и опытных руках.

  • Паркинсонизм
  • Невралгия тройничного нерва

Видео «Детский массаж при тонусе»

Чтобы знать, как провести необходимые массажные процедуры при гипер- или гипотонусе, советует к просмотру данный видео-урок.

Особенности тонуса мышц у детей обусловливаются тем, что первые 9 месяцев жизни кроха проводит в тесной утробе матери. Его тельце располагается компактно, пребывает в состоянии постоянного напряжения — гипертонуса. Часто с такими показателями малыш появляется на свет, причем расслабленность и напряженность в различных тканях бывает разная — не всегда адекватная.

Несвоевременное распознание проблем, возникших с тонусом мышц, чревато физическим и психическим отставанием в развитии крохи. Это происходит из-за тесной связи моторики и коры мозга. Чтобы избежать негативных последствий для здоровья врачи назначают массаж ребенку при тонусе, не соответствующем норме. Он помогает довести состояние тканей до уровня адекватного возрасту. Ведь чем младше ребенок, тем сильнее выражен тонус. Таким как у взрослых людей он становится только к двум годам.

Диагностика

Постановка диагноза проводится специалистом – неврологом. Для этого ребенка обследуют уже в роддоме, при выявлении специфических признаков назначается консультация узкого специалиста, а также лабораторные анализы для выявления возможных генетических патологий.

Анализируются следующие данные:

  • Случаи наследственных заболеваний у родителей и ближайших родственников.
  • Результаты физикального осмотра, который определяет тонус мышц, проверку основных рефлексов.
  • Общий и биохимический анализы крови.
  • Генетический анализ крови.
  • Биопсия тканей мышц или нервов.
  • Результаты специальных комплексных обследований: КТ, МРТ, ЭЭГ и электромиографии.
  • Исследования ликвора (спинномозговой жидкости).

Отдельным диагнозом мышечная гипотония не классифицируется. Даже в Международном классификаторе болезней (МКБ-10) нет особого обозначения для этой патологии. По результатам вышеперечисленных исследований определяется возможный тип болезни, соответственно которой и проводится дальнейшее лечение. Наиболее близким по МКБ-10 является диагноз врожденный гипотонус у новорожденного (синдром неспецифической вялости), имеющий код P94.2.

Признаками непроизвольного сокращения мышц являются:

  • при бруксизме – скрежетание зубами во сне, ощущение перенапряжения в челюстях после пробуждения;
  • при спазмах мышц головы – обручевидная боль в висках, в области лба, затылка;
  • давящий, пульсирующий, сжимающий характер болевых ощущений;
  • чувство тяжести в области спазма;
  • болезненность при нажатии на триггерные точки (попробуйте пропальпировать область головы, когда она болит: при нажатии на определенные точки болезненность значительно возрастает);
  • тошнота, рвота, головокружение;
  • болезненная реакция на свет, громкие звуки (нечасто).

Когда стоит обратиться к врачу:

  • головные боли возникли внезапно и не проходят;
  • вы столкнулись с мышечными болями впервые после 50 лет;
  • боли сопровождаются головокружением, слабостью, онемением конечностей;
  • боли длятся более двух недель подряд;
  • обезболивающие препараты или не действуют вообще, или дают незначительный кратковременный эффект;
  • боль локализована с одной стороны головы/шеи.

Мышечные спазмы, провоцирующие боль, говорят о нарушении здорового функционирования организма

Чтобы не допустить развития заболевания, важно вовремя обратиться к врачу. Мы советуем посетить терапевта, невролога, эндокринолога, которые назначат вам развернутую лабораторную диагностику

По результатам исследований к вашему лечению могут подключить специалистов другого профиля: ортопеда, кардиолога, мануального терапевта. Комплексное лечение может включать в себя прием лекарственных препаратов, курс массажа, лечебную гимнастику. Хороший врач обязательно даст вам рекомендации по питанию, режиму дня.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Малыш быстро растёт и развивается, в 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встаёт с опорой. К настоящему моменту ваш ребёнок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность. С помощью дивана, кресла, стола ребёнок поднимается на ноги, придёт день, когда он встанет и выпрямится в полный рост, период ползания подходит к концу, и теперь малыша внизу не удержать. Итак, ребёнок пошёл и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях, все ранее приобретённые навыки помогут ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему, пусть, сделав 1-2 самостоятельных шага, он попадёт в ваши любящие объятия

Но первое время ребёнок часто падает, падение- неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и, особенно, бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными. Уберите все опасные вещи из комнаты, и освободите достаточное пространство для ходьбы, предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалёку друг от друга, так, чтобы ребёнок мог переходить от одного к другому

Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию, для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол, плотный ковёр лучше, чем ковёр с длинным ворсом

До тех пор, пока ребёнок не будет твёрдо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь, хотя бы дома он должен ходить босиком, это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия. ходьба, как и речь- эти два чуда из чудес, к которым мы настолько привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия, когда обычный ребёнок начинает ходить, мы воспринимаем это как вполне естественное, само собой разумеющееся дело, а вот ребёнок прекрасно понимает всё чудо ходьбы и просто ликует по этому поводу, разделите с ним это ликование, ведь это- ликование самой жизни

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребёнка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встаёт из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый, если есть возможность, поставьте в комнате ребёнка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой. игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь, специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребёнку предметы жёсткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжёлые и лёгкие. Ребёнку интересно всё, что его окружает, он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвёт их на части, всё, что малыш делает руками- собирает или разбрасывает игрушки, рвёт бумагу и тому подобное- развивает его интеллект и творческие задатки. К этому возрасту ребёнок не говорит ещё ни слова, но уже многое понимает, продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребёнок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приёмов. Итак, основной задачей занятий с ребёнком в возрасте девяти-двенадцати месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребёнка, используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.

Виды

Врачи выделяют следующие формы вегетососудистой дистонии:

  • по гипертоническому типу;
  • по гипотоническому типу;
  • по кардиальному типу;
  • смешанного типа.

ВСД по гипертоническому типу

Данный вид патологии сопровождается подъемами артериального давления до высоких значений. В связи с этим появляются головная боль, головокружение, слабость, мелькание «мушек» перед глазами, чувство тошноты.

ВСД по гипотоническому типу

Симптомом этой формы патологии является снижение артериального давления. Сложно поддается диагностике в связи с общим характером проявлений.

ВСД по смешанному типу

Характеризуется регулярной сменой артериального давления от высоких значений до низких. Смешанная вегетососудистая дистония чаще всего появляется в связи с наследственной предрасположенностью. Клиническими симптомами данной формы заболевания являются панические атаки, повышенная тревожность, раздражительность.

Разновидности синдрома

Как было отмечено ранее, мышечная дистония – это отклонения в функционировании отдельных мышц или мышечных групп, которые проявляются чрезмерной скованностью, ограничением двигательной активности, неравномерным тонусом. В связи с этим выделяют две основные формы заболевания: гипертонус и гипотонус. При гипертонусе отмечено повышенное напряжение мышц, при гипотонусе – пониженное.

Заболевание классифицируют на несколько форм по локализации и степени распространения:

  • Локальная. Охватывает небольшой участок тела, задействована только одна мышца или группа мышц. Другое название – фокальная.
  • Сегментарная – задействованы несколько частей тела, которые находятся рядом. Проявления дистонии наблюдаются в нескольких мышечных группах.
  • Мультифокальная. Задействованы несколько частей тела, не смежных друг с другом.
  • Гемидистония – возникает в мышцах одной половины тела.
  • Генерализованная – вовлечено все тело, симптомы могут появляться в любой мышечной группе, несмотря на то, что обычно есть преобладающая.

Фокальные дистонии распространены сильнее, чем остальные формы. Их, в свою очередь, также несколько типов:

  • Краниальная. Проявляется блефароспазмом – так называют непроизвольное зажмуривание глаз. Вместе с этим присутствуют и другие симптомы.
  • Фарингеальная (другое название – ларингеальная).
  • Цервикальная.
  • Профессиональные дистонии, которые возникают при сильных мышечных напряжениях.

Фокальные дистонии чаще всего встречаются у взрослых людей трудоспособного возраста. Симптомы заболевания снижают качество жизни, способствуют снижению работоспособности, повышают риск социальной дезадаптации и инвалидизации. Нередко синдром приводит к образованию функциональных дефектов – например, расстройства зрения при блефароспазме вплоть до функциональной слепоты, сложности с удержанием головы при цервикальной форме заболевания. Поэтому лечение направлено не только на устранение симптоматики, но и на восстановление и поддержание функций организма.

Что такое мышечный спазм, его виды и причины

Мышечные спазмы – это непроизвольные сокращения мышечной ткани. В отличие от естественных сокращений (например, в процессе переваривания пищи, при занятиях спортом, глотании воды), спазмы возникают без какой-либо внешней или внутренней причины, в отсутствие желания человека и непредсказуемо.

Как правило, мышечные спазмы в области головы затрагивают область висков, лба, затылка. Непроизвольные сокращения жевательных мышц могут возникнуть вследствие употребления стимулирующих веществ (кофеина, таурина, наркотических средств) или по внутренним физиологическим причинам. Во втором случае речь идет о:

  • тризме – спазме, провоцирующем плотное сжатие челюстей;
  • бруксизме – непроизвольных мышечных сокращениях, возникающих преимущественно во время сна, в ночное время, и сопровождающихся скрежетом верхнего ряда зубов и нижний.

Спазмы мышц в области шейного отдела позвоночника могут быть как односторонними, так и двусторонними. Часто они связаны с защемлением нервов или патологиями позвоночника (например, грыжей).

Преимущества

Виды спазмов мышц головы:

  • эпизодические непроизвольные сокращения мышц: головная, шейная мышечная боль длится не более 14 дней за период 1 месяца;
  • хронические спазмы: от 15 дней в месяц и более.

Обычно причинами спазмов мышц головы, челюстей, шеи являются:

  • нарушение обмена веществ;
  • недостаточная физическая активность;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • сосудистые патологии;
  • дефициты витаминов, микроэлементов;
  • стресс: физиологическое, психологическое, эмоциональное перенапряжение;
  • переохлаждение;
  • повышенная температура тела;
  • ожирение;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы;
  • ущемление нервных волокон.

Как проявляется мышечная дистония?

Мышечная дистония – это нарушение нормального мышечного тонуса у младенцев в сторону повышения, понижения или сочетание того и другого. Как должен выглядеть малыш в норме?

Еще неродившийся малыш в животике у мамы располагается очень компактно. Если в первые месяцы беременности он еще в свободном плавании, то в последний триместр ему приходится принимать определенное положение, чтобы уместиться. С этим и связан внешний вид здорового новорожденного: крохотные ручки согнуты в локтевых суставах, кулачки сжаты и приближены к груди, бедра незначительно развернуты в стороны, ножки так же согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Такое положение малыша обусловлено повышенным напряжением мышц и носит название «физиологический гипертонус мышц».

Естественно, что после рождения некоторое время малыш будет находиться в таком положении. Ведь в утробе матери он лежал в этой позе долго и, чтобы принять общепринятый человеческий облик, ему понадобится некоторое время. Тонус ручек придет в норму к 3 месяцам, а ножек – к 4. Если к этому времени напряжение мышц не пройдет, то это будет патология – гипертонус.

Следующую патологию под названием «гипотонус» можно заподозрить с первых дней жизни. Новорожденный пассивный, лежит, распластав ручки и ножки, иногда даже вдоль тела, мало двигается. Если совершать пассивные движения в конечностях малыша, то он не будет оказывать сопротивления. В положении на животике младенец не будет пытаться удерживать голову.

Также часто наблюдается, когда у новорожденного мышцы одной половины тела напряжены, а второй половины, наоборот, чрезмерно расслаблены. И маленькое туловище будет изгибаться дугой, так как напряженные мышцы перетягивают слабые в свою сторону. Совокупность таких симптомов тоже является одним из видов мышечной дистонии.

Общие рекомендации по проведению массажа

  1. Деткам до года массаж и упражнения проводят в положении лежа на спине.
  2. Предварительно следует смазать руки массажным маслом или кремом.
  3. В помещении должна быть комфортная для малыша температура.
  4. Проводить массаж следует за час или через час после кормления.
  5. Массировать малышей следует от периферии к центру, то есть идти по направлению от кистей рук к плечикам, от стоп к паховой области (не затрагивая половые органы ребенка).
  6. Будет занимательно, если массажные движения и всю процедуру массажа сопровождать детскими стишками и потешками.
  7. Массаж и упражнения проводятся при удовлетворительном состоянии здоровья ребенка.

Техника массажа зависит от вида дистонии.

Последствия нелеченого гипотонуса мышц

  1. Отставание в физическом развитии. Малыш поздно начнет держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить.
  2. Слабые мышцы спины не могут поддерживать должным образом позвоночник, что в конечном итоге приводит к сколиозу, нарушению осанки и походки.
  3. При слабости мышц рук ребенку тяжело будет учиться писать. Как следствие, в дальнейшем возникнут проблемы с учебой в школе.
  4. При запущенном случае гипотонуса есть большая опасность развития мышечной дистрофии (ребенку тяжело будет передвигаться) или атрофии (ребенок вообще не сможет двигаться самостоятельно).

Для выполнения массажа можно обратиться к специалисту. Однако многие упражнения родители с легкостью смогут делать самостоятельно.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Разновидности синдрома

Мышечную дистонию устанавливают чаще у детей грудного возраста или пациентов от 40 до 60 лет. У подростков болезнь практически не встречается. В зависимости от причин развития выделяют два вида патологии:

  1. Первичная. Возникает в результате генетической предрасположенности при отсутствии других заболеваний, способных стать причиной нарушения тонуса.
  2. Вторичный. Болезнь развивается на фоне уже имеющегося нарушения. Причиной синдрома становятся преимущественно неврологические травмы, заболевания, которые оказывают негативное влияние на нервную систему.

Синдром мышечной дистонии имеет и несколько степеней тяжести развития (от легкой до тяжелой). Каждая из них характеризуется определенной выраженностью симптомов.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.