Первые шаги
Как только малыш начинает проявлять самостоятельность и передвигаться с помощью опоры, родители начинают задумываться, что делать дальше, как правильно научить ребёнка ходить.
Вот некоторые советы:
- Дайте крохе почувствовать свою поддержку. Например, взявшись за руки, устраивайте небольшие круизы по квартире.
- Приобретите специальные толокары – игрушки, которые можно толкать впереди себя. Это может быть машинка с ручкой или кукольная коляска.
- Уберите подальше ходунки. В этот период ребёнок должен учиться ходить естественным образом.
- Подберите интересные места для прогулок.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Все детки развиваются индивидуально, а такое сравнение может отбить у вашего чадо всякое желание развивать самостоятельную ходьбу.
- Изучите в Интернете наглядные фото-инструкции, как научить ребёнка ходить.
Самое важное в этот период жизни малыша – поощрять его самостоятельность. Это значительно ускорит процесс освоения навыка ходьбы.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
- сон
- занятия на свежем воздухе
- учебная деятельность и воспитание
- прием пищи
- игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
- личная гигиена
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.
Занятия с ребенком в лет
Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.
Развитие речи
Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.
Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:
- гимнастика для языка;
- воздушный футбол (логопедическое упражнение);
- упражнения для языка «мостик» и «балалайка».
Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:
- с профессиями;
- названиями марок автомобилей;
- животными;
- птицами;
- странами;
- кулинарными продуктами;
- растениями.
Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.
Хорошо развивают речь словесные игры:
- Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
- Кому что нужно (почтальону, продавцу).
- Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
- Часть – целое (лепесток – цветок).
- Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
- Скажи по-другому (употребляя синонимы)
- Скажи наоборот (употребляя антонимы).
Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.
Мышление и память
Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.
Игры на развитие памяти:
- запоминаем фигуры;
- что изменилось (игра с карточками);
- найди пару;
- продолжи логический ряд;
- подбери узор;
- определи на ощупь.
Творческое развитие
Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- лепить из пластилина, теста, пластической массы;
- делать аппликации из бумаги;
- составлять мозаики;
- рисовать всеми доступными средствами.
Занятия математикой
Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.
Его надо учить в игровой форме:
- знать цифры в правильном порядке;
- складывать и отнимать;
- решать простейшие математические задачи;
- знакомить с геометрическими фигурами;
- узнавать маленькие и большие числа.
Ознакомление с окружающим миром
Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:
- Кто где живёт.
- Кто чем питается.
- Магазин.
- Библиотека.
- Строитель.
- Продавец.
- Путешествие по городам.
Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:
- Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
- Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
- Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
- Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.
Причины запаздывания
Если у 12-месячного ребёнка не наблюдается попыток к ходьбе, но развивается он нормально, не страдает неврологическими и ортопедическими болезнями, поводов для переживаний нет.
Торможение возникновения навыков ходьбы чаще всего вызывается:
- чрезмерной упитанностью. Набор лишнего веса у ребёнка случается при непродуманности рациона родителями, переедании и нарушении обменных процессов. Позвоночник, нагруженный ненужными килограммами, противится принятию ребёнком вертикального положения;
- темпераментом. Начало ползания или ходьбы у флегматичных или меланхоличных детей происходит позже, чем у «заводных» холериков и сангвиников. Возникновение подобной закономерности объясняется моторной активностью, связанной с особенностями, имеющимися в нервно-психической организации;
- генетикой. Запоздалое начало ходьбы является семейной чертой. В этом случае ожидание от малыша скорого овладения навыками ходьбы бессмысленно;
- климатом. Малыши, родившиеся в южных регионах, обычно осваивают моторные навыки быстрее уроженцев северных территорий;
- боязнью. Возможно, первое вставание на ножки и хождение привели к падению. Естественно, ударившись, кроха не хочет повторения опыта. Поэтому и пользуется знакомым и безопасным способом передвижения — ползанием, а не ходьбой на ножках, причинившей ему вред;
- детской ленью. Поскольку ходьба помогает быстрому познанию мира и охвату большего количества вещей, дети и стремятся встать на ножки. Но вскоре, удовлетворив любопытство, малыш начинает лениться, особенно когда двигаться приходится по ограниченной или остающейся неизменной площади. Например, когда для прогулки выбирают только детскую площадку или пользуются только одним маршрутом;
- использование ходунков как опоры. В настоящее время весьма популярно пользование ходунками. Конечно, для родителей приспособление является очень удобным: сидящий в них малыш способен самостоятельно двигаться по квартире. Однако родителям следует помнить, что малыш, сильно привыкнув к ходункам, будет бояться ходьбы без опоры;
- стрессом. Малыши обладают высокой чувствительностью к изменениям, происходящим в психологической атмосфере. Нахождение в незнакомой обстановке, напряжённая ситуация в семье, использование наказаний и присутствие прочих неблагоприятных условий провоцируют возникновение стресса. Ходить малыш начнёт, как только почувствует безопасность;
- Заболеванием. Силы даже обыкновенной простуды достаточно для ослабления грудничка. Некоторые из детей способны даже к забыванию навыка после хвори в течение нескольких дней. Однако двух недель достаточно для возвращения умения.
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.
Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.
В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.
Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.
Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.
Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.
Обзор популярных вожжей-ходунков
При выборе для своего малыша специального поводка, в первую очередь следует обратить внимание на его комфорт и безопасность. Устройство должно быть прочным и надежным
Лучше отказаться от моделей с липучками, так как их кроха может расстегнуть самостоятельно.
Также изделие не должно натирать или передавливать детскую кожу.
Поводок Canpol Babies
Удобные детские вожжи с ярким эффектным дизайном. Бардовая модель с синей отделкой. При их изготовлении использовалась прочная крепкая ткань, которая в течение долгого времени не порвется и не протрется.
С помощью данной конструкции родители смогут помочь малышу самостоятельно сделать свои первые шаги и при этом не упасть и не повредиться.
Главная их особенность заключается в том, что такие вожжи смогут легко трансформироваться времени безопасности для коляски или стульчика за обедом. Поэтому можно сказать, что это аксессуар два в одном.
Вожжи Chicco Первые шаги
Компания Chicco производит самые разные удобные аксессуары для детей. Есть в их ассортименте и вожжи. Многие из них имеют нестандартный дизайн, поэтому понравятся и родителям, и детям. Например, на груди у некоторых моделей располагается портрет мишки панды.
У конструкции очень удобные застежки. Она позволяет маме спасти свою спину от чрезмерной нагрузки в тот период, когда кроха делает свои первые шаги. С ней ребенка не придется постоянно держать на руках. Их одинаково удобно использовать как дома, так и на улице. Параметры изделий легко регулируются, поэтому они подойдут к самой разной одежде.
Best Baby
Данный вожжи представляют собой специальный мягкий, но крепкий пояс из светлой ткани с неширокими лямками на плечах. Сзади у них есть дополнительная лента, за которую будет держаться мама или папа.
Многих покупателей наверняка привлечет стоимость данного товара. Она составляет в среднем всего 150 рублей. Приобрести такие вожжи можно в любом магазине детских товаров.
Сзади у изделия прочное пластиковое крепление, которое ребенок никак не сможет расстегнуть. Надевать его с комфортом удастся и на зимнюю, и на летнюю одежду.
Причины затяжного «сидения»
Существует целый ряд причин, почему ребенок, достигнув определенного возраста, все же не спешит вставать и ходить, даже если родители всячески пытаются научить кроху этому и тратят немало усилий.
Лишний вес
На первый взгляд кажется, что пухленький малыш – это так здорово и замечательно, но вместе с этим, лишние килограммы могут сказываться на общем самочувствии и даже на состоянии здоровья. Детям с излишним весом сложнее двигаться и совершать различные физические нагрузки, в том числе, учиться ходить.
Поэтому не стоит пренебрегать рекомендациями вашего педиатра, который советует следить за набором массы. Если он кушает немного, но полнота присутствует, необходимо проверить работу щитовидной железы и состояние обмена веществ, ведь существуют различные заболевания, на фоне которых появляется данный симптом.
Генетическая предрасположенность
Если мама или папа начали ходить в более позднем периоде (после года), не стоит ожидать, что малыш начнет это делать раньше, поэтому и тревожиться тоже не стоит, особенно если у ваших подружек детки уже научились ходить.
Подробно узнайте у своих родителей, как вы учились ходить, что они делали в этот период, и вы сможете проанализировать и предположить, как это будет происходить у вашего карапуза, и как его научить данному навыку .
Темперамент
В первый год жизни у крохи происходит активное психомоторное развитие, поэтому двигательная функция тесно взаимосвязана с развитием и работой нервной системы.
Спокойный и медлительный карапуз вряд ли будет спешить заниматься ходьбой, а вот активный и шустрый малыш станет на ноги гораздо быстрее, при этом, он не будет активно нуждаться в вашей помощи, ведь захочет сделать это сам.
Климат
Доказано, что дети, проживающие в южных широтах, развиваются быстрее, чем живущие в северных широтах, поэтому место проживания и климатические условия также важно учитывать
Первые неудачные попытки
Возможно, кроха уже пытался ходить, или вы уже начинали учить, но что-то пошло не так или не получилось (споткнулся, упал, ударился или др.). Он может запомнить эту ситуацию, и в дальнейшем у него не будет желания снова встать и ходить.
Частое нахождение в ходунках
Педиатры в этом вопросе разделились на два основных лагеря: одни утверждают, что ходунки положительно влияют на развитие ребенка, другие же не разделяют это мнение.
На практике мы видим, что слишком частое нахождение в ходунках делает его ленивым, в этом приспособлении намного легче передвигаться, и ребенок это не только хорошо понимает, но и активно использует.
Кроме этого, многие замечают, что после постоянного пребывания в ходунках малыш не полностью становится на стопу во время самостоятельного хождения, и это в действительности может нанести вред здоровью в дальнейшем.
Стресс
Нестабильная атмосфера в семье очень влияет. Если у родителей нет мира, и они постоянно выясняют отношения, ребенок страдает, и это может спровоцировать психологическую травму, а это негативно скажется не только на умении ходить, но и на общем состоянии здоровья.
Инфекционные заболевания
Во время различных инфекционных заболеваний иммунитет слабнет и ухудшается общее самочувствие. В этот период малыш может быть пассивным и неохотно заниматься ходьбой. Не стоит его подгонять, необходимо, чтобы он выздоровел, и только тогда рекомендуется применять попытки научить ребенка ходить.
Неврологические отклонения и патологии развития опорно-двигательного аппарата
К сожалению, но не всегда все проходит гладко, бывают различные ситуации (сложная беременность, трудные роды, родовые травмы), в результате которых ребенок может пострадать.
По этой причине могут возникнуть различные отклонения в развитии, в т. ч
несвоевременная ходьба, поэтому важно вовремя выявить подобные отклонения, обратиться к квалифицированному врачу и пройти необходимое лечение
Дефекты походки: перерастет ли?
Как дети начинают ходить? — Сначала он неуклюж и смешон: ноги расставляет широко, попка оттопырена, чтобы мягче плюхнуться, если что. Но упорства и непосредственности хватит на целую семью. Первые шаги малыш делает у опоры или держась за руки взрослого.
Иногда маме кажется, что если ребенок ходит на полусогнутых ногах, то это вполне нормально. Но бывают случаи, когда «жокейская походка» говорит о нарушениях мышечного тонуса. Это дело поправимо и лечится массажем, соляными и травяными ваннами, специальной гимнасткой.
Хождение на полусогнутых ножках – признак гипотонуса (пониженного тонуса), а хождение на носочках – гипертонуса (повышенного тонуса).
Почему ребенок ходит на пальчиках
Довольно часто (почти во всех семьях) возникает проблема, когда ребенок ходит на пальчиках. Кто-то из врачей поясняет такую походку фантазиями малыша, кто-то баловством. Некоторые ортопеды говорят, что ребенку так удобнее, вот он и не становится на всю стопу.
Ребенок ходит на мысочках примерно до 2 лет, и это считается нормальным. Почему же родители так переживают, если замечают у чада такую привычку? Дело в том, что некоторые серьезные неврологические заболевания имеют такой симптом, как хождение малыша на цыпочках.
Прежде чем пугаться, если ребенок ходит на пальчиках, мамы и папы должны понять, что не бывает болезни, о которой свидетельствует только один тревожный фактор. Вы обязательно заметите еще несколько признаков, и тогда уж громко стучите во все двери. Во всяком случае, консультация грамотного специалиста не помешает. Он поможет Вам успокоиться и не тревожиться понапрасну.
Как учить ребенка ходить — в обуви или босиком?
Мнения врачей противоречивы. Но они совпадают в одном — первая обувь не должна передаваться по наследству. Возможно, прежний хозяин косолапил или имел другие «вредные привычки». Тогда его ботиночки будут стоптаны под его ножку, и Ваш карапуз может перенять неправильную постановку стопы.
Кому нужно носить обувь? – малышам, которые ставят ногу неправильно (например, при косолапости). Чаще всего советуют высокие ортопедические ботиночки – они жестко фиксируют голеностопный сустав и не позволяют выворачивать стопы внутрь или в стороны.
При дефектах походки, ортопед сам назначит коррекционную обувь для ребенка, начинающего ходить. А если с малышом все в порядке – просто подберите ему качественные ботиночки или высокие сандалии, закрывающие щиколотку.
Частенько ребенок не хочет ходить в обуви, если ему тяжело и неудобно. Поскольку на улице карапуз видит пример других детей — он терпит, но в квартире устраивает настоящие истерики. Босиком можно ходить дома, в частном дворе и в чистой песочнице. Хождение без обуви – хорошая профилактика плоскостопия и различных болезней. Кроме того, это закаливание и естественный массаж стопы, на которую спроэкцировано много нервных окончаний.
Мамины помощники – вред или польза?
Ходунки, вожжи, манеж – все это ограничители детской свободы, которые поселяются в каждом доме. Нужны ли они? – и да, и нет.
Нужно ли учить ребенка ходить с помощью ходунков, ведь именно для этого, как принято считать, они созданы. Не самом деле, ходунки предназначены для детей, уже умеющих ходить – чтобы чадо было занято, но не упало, а мама могла бы спокойно варить обед.
Высота ходунков, рассчитанная на более старших детей, может стать причиной того, что малыш привыкнет ходить на носочках, хотя до этого и не помышлял. Помимо того, младенец, который еще не пошел, попадает в группу риска по искривлениям позвоночника – ведь его мышцы еще не окрепли и не держат позвоночник в достаточной мере.
Если Вы решили, что у Вас однозначно будут ходунки, придерживайтесь правил:
- выбирайте качественный товар;
- не позволяйте малышу сидеть в ходунках долго;
- если ребенок еще не пошел, лучше пока не пользоваться ходунками, или пользоваться не больше часа в день.
Манеж более подходит, чем ходунки. В манеже можно играть, стоять, сидеть, ходить и при этом не упасть больно. К тому же кроха, играющий в манеже, всегда на виду.
Вожжи нужны больше для прогулок — чтобы кроха не упал в грязь, а мамина спина не болела. Их недостаток – не всегда надежны. Но при небольшом опыте, Вы не уроните кроху и всюду успеете вместе с ним.
Первый шаг – это только маленькое, но смелое путешествие в будущее. Войдите в эту дверь, держась за руки: папа, мама и их малыш!
Особенности режима бодрствования
Режим бодрствования ребенка напрямую влияет на то, как он спит и как усваивает новую информацию, какие полезные привычки приобретает.
Норма активных часов
По мере роста и развития малыш будет бодрствовать гораздо больше:
-
до 3 месяцев — 1-1,5 ч;
-
3-6 месяцев — 1,5-2 ч;
-
6-9 месяцев — 2,5 ч;
-
1 год — 3,5 ч;
-
1-1,5 года — 3,5-4 ч;
-
1,5-2 года — 4,5-5,5 ч;
-
2-3 года — 5,5-6 ч;
-
4-6 лет — 6-6,5 ч;
-
7-10 лет — 12-14 ч;
-
11-14 лет — 14,5-15 ч.
Родителям при составлении режима дня важно найти ту самую «золотую середину». Если во время бодрствования ребенок малоактивен, то и засыпать он будет неохотно
Но и его сверхактивность не поспособствует качественному сну. Вот почему время бодрствования детей должно быть продуктивным, но не перегруженным.
Рекомендации психолога
Чтобы в период бодрствования ребенок активно изучал мир и проводил время с пользой, важно создать для него благоприятную среду. Какие правила соблюдать?
Ежедневные прогулки на свежем воздухе — обязательное условие
Для ребенка любого возраста важно общение со сверстниками. Ближе к отходу ко сну в расписании должны присутствовать только спокойные развлечения
У ребенка должно быть свое рабочее место, где ему комфортно выполнять домашние задания. Ребенку в расписании дня должно хватать время не только на качественное выполнение школьных заданий, но и на игры. Детей не рекомендуется перегружать развивающими занятиями, секциями, кружками. Если ребенок переутомляется, в режим дня можно включить дневной сон (не более часа). Важно сократить время, проведенное перед телевизором или за компьютером, с гаджетом в руках.
Опережение и запоздание
Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.
Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.
Учимся правильно падать
Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.
Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.
Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов
В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. . И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты
Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу
И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как правильно научить ребенка ходить.
Но до первых шагов малышу еще необходимо встать на ножки и попытаться устоять. Многие родители считают, что для того чтобы встать нужны сильные ручки, чтобы подтягиваться и держаться за что нибудь, но это заблуждение. Для того чтобы встать, нужны сильные ноги, мышцы плечевого пояса и спины, ребенок должен вставать не подтягиваясь с помощью рук, а опираясь на мышцы ног. Не уверенно вставая на ножки, он опирается, на что нибудь и немного раскачивается, так будет продолжаться несколько дней.
Для того чтобы укрепить ножки и потренировать во вставании необходимо посадить ребенка в середину комнаты и позвать его, например к дивану привлекая яркой игрушкой, он подползет и встанет. Проделайте это упражнение несколько раз, а когда он устанет, положите его на большой мяч и покачивая сделайте легкий массаж.
Родителям в первое время нужно помогать малышу, опускаться обратно на четвереньки из вертикального положения, так как он еще не может сделать этого сам, но когда ножки окрепнут и появится уверенность, то он это сделает сам. Если вы поставили ребенка, а он стоит на цыпочках, то это верный признак того, что он еще не готов стоять и ходить.
Взрослые увидев, что малыш пытается встать на ноги, пытаются ему помочь, но этого делать не следует, он хоть и маленький, но сам чувствует, когда и что сможет сделать. Когда малыш учится ходить, главная ошибка родителей, это если ребенок встал на ноги, они берут его за ручки и пытаются вести, в этом случае тело заваливается вперед и назад. Если и удерживать ребенка в вертикальном положении, то брать его надо подмышки, чтобы не перенапрягать боковые мышцы и мышцы спины.
Ошибкой является и преждевременная помощь в ходьбе, когда он ходит еще на цыпочках, позднее это скажется и ребенок, будет ходить, загибая стопы внутрь. Чтобы не совершать этих ошибок родители должны знать как правильно научить ребенка ходить.
Когда малыш научился уверенно стоять, опираясь на опору, он начинает первые шаги в бок.
Малыш учится ходить приставным шагом несколько дней, а позднее начинает поворачиваться и тоже ходит боком. Первым шагам помогают предметы и игрушки, которые двигаются и за которые можно держаться.
Ходунки это не лучший выбор, чтобы научиться ходить, если их и использовать, то только на очень не продолжительное время. Находясь в ходунках, малыш чувствует себя стесненным, он не может сесть или поползти, чтобы отдохнуть от вертикального положения, он все время стоит, что может привести к проблемам с позвоночником.
Многие родители говорят, что их малыш не ползает, а стазу встает и пытается идти. Надо помнить, что умение ходить это эволюционный процесс, который начинается с переваливания, сидения,затем ползания, стояния и только потом ходьбой. Если что то из этого выпадает, то это говорит лишь о том, что родители форсировали процесс и очень рано начали заставлять ребенка стоять или ходить, при том, что еще не окрепли мышцы тела и это мажет пагубно сказаться на позвоночнике впоследствии.
Нужна ли обувь чтобы учиться ходить?
Как правильно научить ребенка ходить? Начинать ходить рекомендуется в обуви с высокой жесткой пяточкой, чтобы ребенок ставил ножку правильно, а не выворачивал ее и когда он захочет походить на носочках обувь этого не даст и походка будет прямой и красивой.
Родителям на заметку
Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.
Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.
Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»
Возраст
На что обратить внимание
До 1 года
Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 года
Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 лет
Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 лет
Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возраст
Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах
Что может затормозить появление навыка?
Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.
Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:
- чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
- темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
- генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
- климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
- боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
- стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
- заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.
Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.