Что такое пластилин и чем он полезен?

До середины прошлого столетия в детских садах для изготовления поделок использовалась глина: занятия были так увлекательны, что частенько педагогам приходилось отмывать испачканные в порыве творчества столы и стулья, а родителям — самих юных скульпторов.

Все изменилось в 1955 году, с началом промышленного выпуска пластилина, нового материала для детского творчества, представлявшего собой смесь растертой в порошок глины, воска, животного жира, церезита. Специальные добавки препятствовали высыханию массы, допуская ее повторное использование — это была сенсация! Спрос на пластилин оказался так велик, что его изобретатель, Джо Маквикер, в 27 лет стал долларовым миллионером.

В наши дни состав пластилина несколько изменился и теперь он практически не липнет к рукам, окрашен в разные цвета, еще более пластичен. Педагоги и психологи советуют начинать с ребенком уроки лепки в 2 года, и тогда к 5-6 годам он будет самостоятельно придумывать поделки и воплощать идеи своими руками. Пользу такого занятия для дошкольников сложно переоценить.

Умственное развитие

Маленькие дети познают мир руками, им непременно надо пощупать интересующий предмет — простое действие развивает нервную и зрительную системы, координацию. Перекатывание пальцами кусочков пластилина заставляет работать одновременно оба полушария головного мозга, совершенствует несколько навыков:

  • Мелкая моторика необходима для становления речи, стимуляции логического мышления, а возможность смешивать цвета и менять форму поделки раскрывает образное, абстрактное восприятие;
  • Своими руками создавая детали новой поделки дети 5-6 лет подготавливают кисть к письму</strong>;
  • Увлеченные лепкой дети учатся концентрации, усидчивости;
  • Желание добиться результата тренирует терпение и привычку всегда доводить начатое дело до конца.

Научившись лепить из пластилина, дети 5-6 лет стараются запомнить новые интересные образы (героев мультфильмов или просто понравившихся им людей), а потом детально повторить их в своей поделке.

Психологическое состояние

Рекомендуемое время для лепки из пластилина дома — вечер. Спокойное занятие снижает возбудимость малыша, способствует его комфортному засыпанию. Детские психологи давно взяли на заметку полезные свойства лепки:

  • Пассивный диалог. Поделки из пластилина расскажут то, о чем дети обычно молчат. Конфликты в семье, страхи, комплексы находят свое отражение в творчестве;
  • Преодоление страхов. Если придать своей фобии физическую оболочку из пластилина, ее можно просто смять и изменить, вылепить что-то радостное, хорошее;
  • Дети, работая с пластилином, получают возможность выразить негативные эмоции (боль, злость, тревогу) в социально приемлемой форме, без скандалов и истерик;
  • Удивительно, но многие необщительные проблемные дети меняют поведение благодаря общему со сверстниками увлечению, они находят друзей и становятся терпимее к окружающим.

Интерес, волнение, радость от успеха, печаль от неудачи, надежда, удовлетворение — это далеко не полный список эмоций, переживаемых ребенком во время изготовления поделки из пластилина. Увлечение помогает развить многогранную в психологическом плане личность, способную на глубокие переживания.

Урок 1 – знакомимся.

Прежде чем начать играть с тестом, ребенку обязательно нужно с ним познакомиться. Знакомство просто необходимо потому что:

1. Малыш не будет выполнять никаких ваших заданий, пока вволю не наиграется с тестом.

2. Не все дети, увидев тесто, тут же бросаются мять его в руках. Некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к новому материалу.

Самый простой способ познакомить ребенка с тестом – это просто сесть рядом и начать из теста лепить. Слепите для малыша колобка и подкатите его к нему, спев песенку из сказки. Слепите кренделек, баранку или булочку и покормите ими маленькую зверушку. Вылепите мячик или тарелочку.

Когда малыш увидит, что мама увлеченно мнет в руках новый материал и так «интересно» с ним играет – он обязательно заинтересуется и попробует взять тесто в руки. А дальше все получится само собой.

Интересные идеи

Красивые поделки из пластилина могут создаваться двумя способами:

  • по конкретной схеме;
  • без определённой инструкции.

В последнем случае необходимо ребёнку необходимо опираться лишь на собственную фантазию.

Отдельные вещи, несмотря на их кажущуюся лёгкость, сделать без пошагового описания действий достаточно трудно. Вот несколько мастер-классов.

Подделка «Курица»

Любой малыш с интересом проведёт время за изготовлением вот такой забавной пластилиновой курицы. От родителей потребуется лишь время от времени направлять своё чадо. Для работы надо подготовить:

  • классический или мелкозернистый пластилин 3-х оттенков;
  • картонную основу;
  • бисер для глаз.

Инструкция:

  1. Из жёлтого бруска сделать голову (маленький шарик) и саму тушку птицы.
  2. Соединить два базовых элемента.
  3. Сформировать крылья в зелёной гамме и прикрепить их на соответствующие места.
  4. Оформить голову курицы – вылепить гребень и клюв, прикрепить бисеринки в качестве глаз.
  5. Сделать подставку для изделия. Всё! Птицу можно показывать взрослым.

«Рыбки»

Всем малышам нравится наблюдать, как возятся в воде живые рыбки. Пластилин позволяет создать не просто фигурки этих подводных жителей, но и целую композицию. Достаточно использовать лист картона расцветкой, имитирующей воду, и зелёный материал для водной растительности. Насколько эффектно будет смотреться поделка, зависит от разнообразия и живописности слепленных рыб. В качестве дополнительных деталей можно применить речные ракушки, мелкую гальку, веточки, листья и т. п.

Как сделать рыбок самостоятельно? Понадобится:

  • пластилиновая масса разных цветов;
  • доска и стек для лепки;
  • декор.

Технология создания:

  1. Скатайте кусочек пластилина в шарик, слегка придавите его, придавая нужную форму.
  2. Сделайте хвостик и плавники. Зафиксируйте их на туловище.
  3. Прикрепите глазки. Желательно взять чёрные бусины.
  4. Украсьте фигурку пайетками, бисером, цветным пластилином.

Фигурки из пластилина | andrey-eltsov.ru

На странице собраны самые разные фигурки из пластилина: фигурки людей, животных, смешариков и другие.

Лепка из пластилина  забавных фигурок по — настоящему развлекает и укрепляет нервную систему. Поделки из пластилина приносят радость!)

Приятного просмотра и лепки из пластилина фигурок!

На фото лепка из пластилина домашних животных. Смешные животные домашние! Замечательные фигурки из пластилина!

На фото лягушка из пластилина. Картинки для лепки с животными самые популярные!

На фото фигурки из пластилина смешариков. Картинки смешариков чрезвычайно популярны! Один из самых любимых российских мульти сериалов!

Ещё фигурки из пластилина смешариков. С рогами, с ушами, в шляпах и с бантиком смешарики из пластилина смотрятся чудесно!

На фото смешные фигурки из пластилина смешариков в плоском виде.

На фото белка из пластилина с хвостиком. Очень смешные животные белки.

Самая популярная лепка из пластилина именно животных!

На фото лев из пластилина. Смешной львёнок такой! Очень весёлая эта лепка из пластилина!

На фото лиса из пластилина.  Такие поделки из пластилина очень нравятся детям.

На фото петух из пластилина. Красивый петух!

На фото фигурка из пластилина. Такие простые фигурки из пластилина в самый раз для начинающих лепить из пластилина!

На фото человечки из пластилина зимой. Такие простые поделки из пластилина для начинающих хороши!

На фото фигурка из пластилина смешного человечка. Но фигурка похожа на Шерлока Холмса!

Человечки из пластилина смешные!

На фото смешные драконы из пластилина. Но…похоже это уже ткань.! В качестве модели для лепки из пластилина вполне подходят такие картинки!)

А это уже точно фигурка из пластилина мальчика!

На фото полицейский из пластилина. Лепка из пластилина забавных фигурок отвлекает от повседневных забот! Вот какие прикольные поделки из пластилина!)

На фото смешной дракончик из пластилина. Часто картинки с дракончиками дети спрашивают! Лепка из пластилина удобна по картинкам таким!

Кошка из пластилина как живая! Домашние кошки смешные животные!

На фото мышка из пластилина! Смешные животные мышки!

На фото смешарики из пластилина поэтапно для начинающих.

На фото Шрек из пластилина. Картинки с мультяшными героями как раз для лепки из пластилина. Но такие поделки из пластилина сложно лепить!

На фото смешной попугай их пластилина. Попугаи очень смешные животные!

На фото женская фигура из пластилина. Красивая фигура! Настоящее произведение искусства!

На фото черепаха из пластилина. Животных фигурки из пластилина дети любят лепить!

Две смешные собачки из пластилина. Смешные животные собаки!

На фото пластилиновые собаки смеются, увидев гнома. Смешные животные собаки! И гномик смешной!

На фото боксёр из пластилина. Крепкие у него мышцы!

Фигурки из пластилина борцов дзюдо. Поделки из пластилина на спортивную тему пацаны любят!

На фото викинг из пластилина. Такие поделки из пластилина сложны в исполнении!

На фото три собачки из пластилина. Такие смешные животные собаки!

Вот такие забавные фигурки из пластилина! Лепка из пластилина замечательное занятие!

Это может Вас заинтересовать :

andrey-eltsov.ru

Как делать фигуры животных?

Дети 3-4 лет обычно любят лепить из пластилина фигурки забавных животных. Давайте рассмотрим, как вылепить самых простых зверушек пошагово.

Гусеница

Чтобы сделать необычную гусеницу, понадобится скатать несколько шариков одинакового размера. Они могут быть однотонными или разноцветными. После этого останется только скрепить их между собой. Для придания большей реалистичности на передний шар прикрепляют глаза и делают озорную улыбку.

Мишка

Из пластилина темно-коричневого цвета скатайте один большой шар — это будет туловище. Шар чуть поменьше станет головой, еще четыре маленьких комочка выполнят роль лапок. Также вам понадобится три крохотных мячика — они пойдут на ушки и хвост.

Из светлого пластилина скатайте мордочку. Из черного пластилина сделайте три шарика — два из них пойдут на зрачки, а третий станет носом. Живот мишки делают из расплющенного шарика желтого или белого цвета.

Когда все детали готовы, можно собрать медведя. Голову туловищем для большей надежности сажают при помощи зубочистки, остальные элементы просто прикрепляют. При желании вы можете одеть своего Мишутку, к примеру, слепить для него шапочку или шарфик.

Динозаврик

Из пластилина синего, зеленого или фиолетового цвета скатайте плотную толстую колбаску, затем чуть вытяните более тонкий хвост и сделайте шею. Из этой же колбаски выделите голову. При помощи пластмассового ножа формируйте пасть и вставьте в нее треугольник из красного либо оранжевого пластилина.

Чуть выше прикрепите глазки. Из небольших желтых треугольничков сделайте гребень. Сформируйте колбаски для ног — их прикрепляют к туловищу, тщательно разглаживая места стыков.

Жираф

Из оранжевого пластилина сделайте толстую колбаску

Осторожно вытяните из неё длинную шею и загните сверху в виде головы

При помощи стеки сформируйте рот и вставьте маленькую лепешку из розового пластилина. Выше закрепите чёрно-белые глаза.

Из жёлтой массы загните колбаску в виде рожек, на концах закрепите шарики светло-коричневого цвета. Ножки формируют из колбаски желтого цвета, копытца оформляют коричневой лентой.

Сформируйте тонкий жгут из пластилина коричневого цвета, прилепите его к спине, аккуратно приплющите и разгладьте. Стекой сформируйте засечки по длине. Закрепите хвост. Из пластилина черного цвета сделайте небольшие лепешки-пятна. Наклейте их по всему телу жирафа.

Рыбка

Отщипните маленький кусок пластилина. Тщательно разомните его, скатайте в шарик, а затем чуть вытяните до овала. При желании овал можно слегка приплюснуть, это сделает туловище рыбки более плоским и придаст максимальное сходство с настоящим водным обитателем. Из пластилина другого цвета сформируйте несколько треугольников — это будут плавники и хвостик рыбки.

Из черных шариков сделайте глазки рыбы, если пластилина нет — их можно прорисовать стекой. При желании туловище можно украсить имитацией чешуи. Для этого придётся сделать много маленьких шариков, сплюснуть их пальцами и закрепить на туловище.

Это только небольшой перечень тех животных, которых можно слепить из пластилина с малышом 3-4 лет. При желании можно смастерить зайчика, кошечку, лисичку, моржа, а также интересных насекомых — жучков, паучков, муравьёв и божьих коровок.

Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.

Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.

Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!

Еще один пример:  мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали  налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.

ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и  просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает  с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.

— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет  с малышом).

— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку,  картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.

Например: «Какая нарядная неваляшка!  Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? ( гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие!  А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: « Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.

— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:

  • Первый день – учимся скатывать шарик.
  • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
  • Далее делаем перерыв 2-3  дня.
  • И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

— Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.

— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

 

Урок – 2 – «Втыкалочки».

Маленькие дети очень любят что-то втыкать в тесто, и это — полезное занятие, в процессе этой игры малыши отлично развивают мелкую моторику.

Слепите из теста пирожок и предложите его украсить. Начните это делать сами и пригласите в игру малыша.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания – возьмите его руку в свою и первые несколько движений сделайте вместе – когда его рука «запомнит» новое движение – он начнет втыкать в тесто предметы самостоятельно.

Втыкать в тесто можно самые разные предметы (использовать небольшие предметы разной формы очень полезно — ребенок захватывает такие предметы тоже по-разному, т.е. движения пальцев, которые малыш производит в игре, будут наиболее разнообразными — и это очень полезно).

Макароны, орехи, фасоль (если вы уверены, что ребенок ее не съест), небольшие игрушки, крышечки от бутылок, любую мелочь, которая найдется вашем доме (просто пройдитесь по квартире и соберите горстку небольших вещей) — чем более разнообразные предметы для игры вы подберете — тем лучше!

Пластилинография. Рисуем пластилином – Мастер-класс по пластилинографии для детей 3–4 лет «Пасхальный кулич»

Публикация «Мастер-класс по пластилинографии для детей 3–4 лет «Пасхальный…»
В этом мастер-классе я расскажу о нетрадиционной технике изобразительного искусства – пластилинография. Эту работу могут выполнить дети младшего дошкольного возраста. Задачи: – обучение технике “пластилинография”; – развитие мелкой моторики; – развитие интереса к нетрадиционной…

Пластилинография для младшего дошкольного возраста 4–5 лет «Портрет клоуна»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю знакомить вас с очередной продуктивной деятельностью по программе дополнительного образования “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при знакомстве с основными жанрами живописи ” – портрет в стиле…

Конспект ООД «Цыплята» для детей 3–4 лет в технике пластилинографии. Инклюзия
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением объемных картин при помощи пластилина с использованием дополнительных материалов. Основной материал – пластилин, а основным инструментом…

Мастер-класс по пластилинографии «Мишка косолапый» для детей от 3-х лет
Пластилинография для детей от 3 лет – это уникальный способ развития творческих способностей у детей, развитие мелкой моторики рук, помогает развивать и совершенствовать приемы работы с пластилином; закреплять умения формировать из пластилина округлые комочки, принимать…

Пластилинография. Рисуем пластилином – Пластилинография с детьми 2–3 х лет

Статья «Пластилинография с детьми 2–3 х…»
Все знают, что в раннем возрасте необходимо развивать мелкую моторику. Это очень полезно не только для общего развития ребенка, но и активизирует зону головного мозга, которая отвечает за развитие речи ребёнка. Пластилинография – это рисование пластилином на какой-либо…

Фотоотчет о занятии по пластилинографии во второй группе раннего возраста «Украсим кукле платье»
Цель: Учить детей украшать платье в технике пластилинографии. Задачи: 1. Учить детей из маленьких кусочков пластилина скатывать шарики. 2. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 3. Продолжать обучать прикреплять « горошины» на шаблон….

Конспект занятия по пластилинографии «Одежда из монеток» (первая младшая группа)
1 Пояснительная записка Тема занятия «Одежда из монеток» – лепка чешуи для рыбок. Интеграция образовательных областей: худ- эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие. Цель НОД: обогащение сенсорного опыта детей,…

Фотоотчет «Подарок для папы. Аппликация и пластилинография» (вторая младшая группа)
России существует праздник, называемый День защитника Отечества, который отмечают 23 февраля. Этот день имеет особый смысл для каждого, кто помнит свою историю и является патриотом своей Родины. День защитника Отечества содержит в себе огромную смысловую нагрузку – это символ…

Страницы:

Полезные советы по организации занятия лепкой с детьми 3-4 лет

Рекомендации:

  1. Место для занятия лепкой с ребенком должно быть удобным, хорошо освещенным. Ковровых покрытий лучше избегать, чтобы не испортить.
  2. Занятие лепкой с ребенком 3-4 лет можно организовать в любое время дня, главное чтобы у ребенка был интерес и желание лепить.
  3. Можно и нужно для объяснения или создания интереса к лепке использовать иллюстрации. Но не стоит предлагать их слишком много, чтобы не отвлекать детей от основной задачи.
  4. Качество детской поделки зависит от развития мышц пальцев рук, поэтому перед занятием лепкой стоит провести пальчиковую гимнастику.
  5. Внимания и сосредоточенности на занятии 3-4-летним детям обычно хватает на 15-20 минут, а значит именно столько времени стоит уделить лепке. Если за это время работа не закончена, то лучше отложить на завтра . Так как ребенок начинает утомляться, падает уровень внимания и снижается интерес к занятию.
  6. Помогайте ребенку, только если он об этом просит. Но и не отказывайте в помощи, когда что-то не получается. Положительные эмоции – залог успешности в занятиях с ребенком чем бы то ни было.
  7. Главная задача анализа детских работ в том, чтобы были усвоены способы и приемы лепки и, выяснить, какие ошибки допущены.
  8. Указать ребенку на недостатки следует очень аккуратно и доброжелательно, чтобы не разрушить творческий настрой.
  9. Во время занятий лепкой с детьми 3-4 лет, следует давать больше самостоятельности. Выбрать цвет пластилина, прием лепки, способ украшения готовой работы — все это доступно ребенку данного возраста. Именно это дает возможность развития творческих способностей.
  10. Обязательно устраивать выставки детских работ, хранить поделки. Это положительно влияет на самооценку детей и укрепит желание творить.

Часто родители игнорируют занятия лепкой с ребенком, из-за нехватки времени, или из-за боязни большого беспорядка после лепки. Но это совершенно напрасно. Проблема беспорядка легко решается, если у ребенка есть специально оборудованное место для занятий творчеством.

Совместные занятия родителей с ребенком не только позволяют провести время весело и с пользой, но и очень сближают и укрепляют семейные отношения. А еще это огромный вклад в дальнейшее обучение в школе.

В статье мы рассмотрели примеры лепки из пластилина, но лепить можно и из теста, глины и других пластичных материалов. Надеемся, что рекомендации будут полезны и помогут организовать занятия лепкой увлекательно, интересно и продуктивно.

Оформление статьи: Оксана Гривина

Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет

Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.

Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.

Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий

«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку,  отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

«Покорми курочку и петушка». В следующий раз  на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

Игра «Ау».  Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите : «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.

  • Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из  них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
  • Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку —  и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»

Лепим угощения для игрушек

Можно начать занятие примерно с такой сценки: мишка пришел в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.

  • Бублик и крендель. Сначала катаем колбаску. Чтобы слепить бублик, соединяем концы колбаски друг с другом, в случае кренделя – концы слегка перекрещиваем.
  • Конфеты. Раскатываем небольшую пластилиновую колбаску, по краям прикрепляем маленькие шарики.
  • Пирожок. Сначала катаем большой колобок, затем его расплющиваем. Получившуюся лепешку складываем вдвое, края защипываем.
  • Яички на тарелочке. Катаем большой колобок, расплющиваем, разравниваем пальчиками – получается тарелочка. Затем катаем маленькие колобочки и складываем на тарелочку – это яички.

Яблоки. Катаем колобки, в них пальчиком делаем небольшие углубления. Затем в углубления прикрепляем маленькие лепешки-листочки.

Грибочки. Катаем колобок и расплющиваем его – это шляпка гриба, катаем столбик – это ножка. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».

Конфеты с фантиками. Катаем небольшие колбаски или шарики, а затем заворачиваем их в заготовленные кусочки цветной бумаги или фольги, как в фантик. Скорее всего, придется помочь малышу завернуть конфетку, т.к. это задание не из легких. Только смотрите аккуратнее, чтобы малыш не съел такую конфету, уж больно она похожа на настоящую!

Пирог / торт/ пицца. Сначала лепим большой колобок и расплющиваем его в не слишком тонкую лепешку – получилась основа для торта или пиццы, кому как больше нравится. Затем украшаем всем, что есть под рукой: фасолью, макаронами, горохом, гречкой или любой другой крупой.

Какие же приёмы способен освоить ребёнок 3-5 лет?

Лепка простых фигур (столбики, колбаски, шары, овальные формы). Столбики — это ножки грибов, лапы животных, ножки стола или стула. Колбаски — стволы деревьев, сосиски в магазине, стебли и листья (если приплюснуть) цветов, ботва овощей, хвосты животных. Шары — головы животных и людей, яблоки и другие фрукты (чуть вытянуть с одной стороны — груша, с двух — лимон), снеговик, основа для чайника, чашки. Овальные формы — тела людей и животных, овощи (огурец, морковка), рыбы.

Составление фигуры из частей. Первым делом малыш должен научиться выделять эти части. Например, хочет ребёнок слепить зайчика. Спрашиваем: “Что есть у зайчика?” И пусть малыш перечислит: “Голова, туловище, передние лапки, задние лапки, хвостик, ушки, глазки, носик, усы”. Если что-то забудет, помогаем.

Дальше обсуждаем, из каких простых фигур будем лепить эти части (туловище — столбик, носик — маленький шарик, усики — тоненькие колбаски или искусственная щетина и т.п.). Можно усложнять поделку из пластилина(на лапах коготки, ушки двухцветные, на животе “манишка”). Можно фигурку одеть (шапочка, ботинки, сумочка, корзинка, бантики и т.п.).

Обращаем внимание малыша на пропорции фигур и объясняем, как их достигнуть. Например, ребенок хочет слепить поросёнка

Дошли до ножек. У поросёнка все ножки одинаковые, поэтому раскатываем одну длинную колбаску, делим её пополам, потом ещё раз пополам и так получаем четыре одинаковых столбика — ножки поросёнка. А вот у зайчика, например, передние лапки короче задних, поэтому сначала делим колбаску на две неравные части, а потом большую пополам — получаем задние лапы, меньшую пополам — получаем передние.

Одновременно учимся соединять части между собой “примазывая” их друг к другу пальцами или стекой.

Особое внимание следует уделить лепке фигурки человека. Сначала это может быть кукла в длинной шубке (шубка — большой конус, голова — шар, два шарика — кисти рук, две овальные формы — ступни ног, налеп — шапочка с шариком-помпоном)

Куклу-мальчика можно слепить, взяв за основу большую овальную форму, на которой стекой нарисовать разделение на рубашку и брюки (штанины тоже прорисовать стекой). Остальные части у куклы-мальчика будут те же (голова, кисти рук, ступни ног, шапочка с помпоном).

Объясните малышу, как добиться устойчивости фигурки (ступни должны быть толстые, как будто в валенках), малыш должен научиться “ставить фигурку на ноги” самостоятельно. Лицо сначала можно прорисовывать стекой, потом лепить маленькие шарики — глаза и рот из тонкого жгутика.

Ещё учимся, вылепив основную форму руками, придавать ей чёткость и создавать мелкие части пальцами: прищипыванием (клюв у птицы, нос у человечка, пирожки, пельмени), вытягиванием (уши у мышки, ноги и уши у толстого поросёнка, голова матрёшки вытягивается из её туловища). Лепим различные полые формы (чашка, юбка, тарелка, колокольчик).

Дополняем различными деталями фигурки, вырезанные формочками для пластилина. При этом сначала обсуждаем с ребёнком, чего не хватает вырезанной фигурке (уточке — глазок, крыльев, ножек; домику — окошек, ёлочке — шишек, бабочке — усиков и головы) и как её можно украсить (бабочке — украсить крылья узорами или налепами; машине — сделать колёса другого цвета и диски на них; звёздочку — украсить, как будто это пирожное). Налепами можно сделать пятна на теле коровы, чешую на рыбе.

Очень важно также научить ребёнка смешивать пластилин, объяснить, в каких пропорциях брать цвета для смешивания, чтобы получались нужные оттенки. Не забудьте отдельно показать, как смешивать цвета, чтобы получились мраморные разводы (для этого пластилин нужно скручивать и растягивать, а не разминать)

Поделки на основе «колобков»

  • Снеговик. Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
  • Неваляшка. Катаем два шарика и слепляем их между собой. Отдельно катаем два маленьких колобочка и прицепляем их по бокам в качестве рук.

Гусеница. Катаем небольшие шарики — столько штук, насколько хватит терпения. На мой взгляд, лучше всего лепить гусеницу вдвоем: несколько шариков слепит малыш, несколько — мама, а потом объединить все вместе. Лицо делаем стекой. По желанию прикрепляем рожки.

Новогодняя елка. Эту поделку я упоминала раньше в статье «Новогодний адвент календарь». Для поделки понадобится шишка, именно она и будет елкой. Игрушками на нашей елке будут маленькие пластилиновые шарики, или просто кусочками отщипанного пластилина. В конце занятия мама закрепляет елку на пластилиновом основании, чтобы все могли ею любоваться в преддверии праздника.

Колобок. Колобка малыш, конечно, катал уже не раз. На этот раз предложите ему сделать все мелкие детали из подручных средств. Например, у нашего колобка глаза и нос из гороха, ноги — из фасоли, шляпа — из пуговицы.