Ошибка 9. Недостаток времени
Это большая ошибка и проблема, когда у родителей нет времени на своих детей. Понятно, что все крутятся на работе и у каждого есть свои обязанности, но это ведь не означает, что о ребенке с его потребностями надо забыть. Он, как и в младенчестве, нуждается во внимании и проведении вашего свободного времени совместно с вами.
Проводить его в школу, отправить в детский сад, накормив завтраком с утра, или сходить за покупками вместе – всего этого совершенно недостаточно. Научитесь выкраивать время на занятия или игры с ребенком, попробуйте посмотреть вместе мультики или погуляйте в парке.
Если не делать всего этого, ребенок будет ощущать себя забытым и потерянным и начнет искать утешение в другом месте. Не доводите ситуации до такой, когда чужой человек стал роднее вас.
Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?
Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?
Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».
Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.
Трудный возраст
Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.
Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.
В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.
Подытожим вышесказанное
Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.
Еще раз повторим: слова «воспитание» и «взращивание» – разные. Взращивая ребенка, родители не подавляют его потребности, желания, какие-то врожденные способности – наоборот, они дают ребенку возможность развиваться. Но при этом определенным образом родители управляют ребенком для того чтобы он социализировался, встраивался в среду без гиперопеки, чтобы он учился отвечать за себя и самостоятельно решать свои проблемы. И тогда в семье будет расти не невротик, а психологически здоровый ребенок, с которым у родителей всегда будут прекрасные взаимоотношения.
Маленький невротик: основные симптомы
На самом деле, разновидностей невротических состояний у детей великое множество. Каждая из них имеет собственные признаки. Однако общие черты все-таки есть, что помогает распознать данное заболевание по первым симптомам.
- Малыши становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Если же их поругать, то последующую реакцию вообще сложно предугадать. Крохи могут впасть в истерику, падать на пол или даже биться головой о стену.
- Иногда встречаются и противоположные способы реагирования. Ребенок замыкается в себе, не отвечает на вопросы взрослых, в общем, становится отчужденным.
- Если невроз переходит на следующую стадию, то проявляются и другие признаки. У малыша исчезает аппетит, некоторые детки просто перестают кушать. Они начинают жаловаться на регулярную головную боль и неприятные ощущения в животе.
- Отмечаются проблемы со сном и засыпанием, вплоть до бессонницы. Ночью дети просыпаются с плачем и криком. У них появляется повышенная потливость, причем конечности остаются холодными.
- Следующая стадия – ребенок не хочет посещать садик, он страдает от депрессии, постоянных страхов. Это очень непростое состояние, которое требует немедленного вмешательства специалистов.
Итак, жизнь невротика, как мы видим, достаточно сложна. Однако во многом в этой ситуации виноваты именно родители.
В начале статьи мы привели 12 правил, которые гарантируют неурядицы в семье, развитие невротических черт личности у ребенка и прямую путевку к неврологу и психологу.
Мы надеемся, что вы, прочитав подобные вредные рекомендации, поступите наоборот, если, конечно, не хотите, чтобы ваш малыш вырос неуверенным, депрессивным и замкнутым человеком.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Как правильно воспитывать детей – психология
Дабы кроха росла и формировалась правильно, родителям необходимо организовать для этого подходящие условия. Прежде всего, малышу для всестороннего гармоничного развития необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда кроха ощущает равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для зарождения огромного числа проблем. Речь не идет исключительно о поведенческих отклонениях. Реально также и возникновение нарушения здоровья.
Порой случается, что значимые взрослые любят чадо, но малыш не ощущает этого. Поэтому необходимо демонстрировать любовь крохам любыми доступными способами, обнимать их, говорить о собственных чувствах, целовать. Дите должно ощущать безусловность родительской любви, понимать, что родители любить его будут вопреки всему и всегда помогут.
Большинство родителей интересуется, как воспитать ребенка правильно, ибо от этого зависит будущее существование их чада.
В первый черед, своего карапуза следует принимать полностью, невзирая на кажущиеся недостатки. Многие родители совершают практически непоправимую ошибку, стараясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. А когда не получается это сделать, то ощущают разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что не верят в него, что родительских ожиданий он оправдать не смог. Вследствие этого страдает самооценка крохи, что порождает множество проблем.
Своему ребенку, будь то трехлетнее дитятко или подросток, необходимо оказывать поддержку, когда он нуждается в ней. Дети должны понимать, что во всякой трудной ситуации, они всегда могут положиться на родителей. Именно родители вселяют в собственных чад чувство безопасности.
Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают кроху, что при его плохом поведении придет бабайка и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что какой-то страшный человек проникнет в жилище, и родители позволят бабайке забрать его. Отсюда возникает ощущение незащищенности, авторитет родителей падает. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.
Следует больше интересоваться жизнью чада, беседовать на различные темы с ним, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить совместно досуг, занимаясь приятными занятиями для обоих. Совместное времяпровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует зарождению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.
Собственного ребенка нужно уважать, не следует отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы по типу: «не умничай», «мал еще советы раздавать». Необходимо хвалить отпрыска даже за малейшие успехи.
Дабы обучить чему-либо чадо необходимо учесть одну детскую особенность – малыши блестяще запоминают все их интересующее. Поэтому нет резона вдалбливать знания в ребенка, лучше сделать занятия интересными для него, а также, чтобы они включали игровые моменты.
Не следует злоупотреблять нотациями. Ведь они скучны и совершенно неинтересны крохе. Лучше продемонстрировать собственными поступками желаемое поведение. Дети за образец всегда берут действия родителей.
Дети-невротики – типичные родительские ошибки
Как мы уже говорили, среди причин возникновения неврозов у детей специалисты выделяют самую главную – родительское поведение.
Именно отношение мама и папы к ребенку формирует не только его характер, но и нервную систему.
Как же воспитать из спокойного чада невротика?
Старайтесь постоянно подчеркивать важность не самого малыша, а его достижений: первые места в спортивных и творческих конкурсах, мнение окружающих людей, высокие отметки. Не одергивайте воспитателей, которые публично говорят о его неудачах, поддерживайте родственников, выражающих неудовольствие его поведением.
Будьте противоречивы – вместе с супругом ругайте и хвалите ребенка за один и тот же поступок
Обязательно устраивайте скандалы и конфликты в присутствии детей. Только в этом случае они смогут построить «нормальные» отношения в личной жизни, на работе. Если вы в разводе, не забывайте каждый день напоминать о плохой наследственности.
Высмеивайте недостатки малыша. Так вы подготовите его к будущей школьной жизни и, конечно, повысите его самооценку. Постоянно напоминайте девочке, какая она толстая. Это заставит ее заниматься своей внешностью, а значит, ее ждет или карьера модели, или анорексия.
Пусть ребенок остается в неведении, поэтому не объясняйте мотивов своих поступков. Ведь он еще маленький и ничего не поймет, а когда подрастет, то сам обо всем догадается. Не забывайте, что даже двухлетний малыш «понимает» сложные инструкции и формулировки, например, «всегда поступай правильно».
С раннего детства пугайте серым волчком, Бабой-Ягой, Бабайкой, которые только и ждут, чтобы забрать с собой непослушного карапуза. Затем к этой веселой компании добавляйте злого полицейского, жестокого доктора с уколами, монстров в темных комнатах. Кстати, кто сказал, что детей нельзя закрывать в чуланах?
Почаще сравнивайте малыша со сверстниками и осуждайте его. Напоминайте ему, что другие дети в детском саду лучше его: умнее, общительнее, перспективнее. Как только ребенок приступает к какому-либо занятию, немедленно подключайтесь и комментируйте все его неудачи и промахи.
Помните, что доверие между родителями и детьми – совершенно необязательное условие. Выспрашивайте ребенка, что он сделал за сегодняшний день: «Будь честен со мной, я тебя не накажу». Однако после его признания обвините в совершенном проступке, накажите или лишите чего-нибудь.
Кстати, наказания должны прочно войти в вашу родительскую практику. Не слушайте психологов, говорящих о вреде физических мер воздействия – порите офицерским ремнем. Также лишайте своего общения, запирайте в темной комнате, грозитесь отдать чужой тете. Пусть малыш каждую минуту гадает, что придумает мама за новый поступок.
Из вашего чада не получится невротик, если вы не научите его обманывать. Вы ведь уверены, что дети всегда лгут? Тогда пусть ребенок врет более изощренно. Постоянно напоминайте ему в беседе о том, что видите насквозь его жалкие попытки обмана: «Думаешь, я не вижу, что ты лжешь?», «Как только можно такое выдумать?» За любую попытку обмана обязательно наказывайте.
Заботливая мама – это тревожная, беспокойная родительница, которая передает свое волнение ребенку. Постарайтесь ни на минуту не покидать его. Постоянно находитесь рядом, оберегая от любых инициатив и волнуясь за него. Пусть малыш также растет тревожным, неуверенным в себе, замкнутым, зато он всегда будет готов к любым неприятностям.
Вашему младенцу уже исполнилось полгода, а он еще не выучил английский язык, не умеет плавать, не отличает творчество Моцарта от музыки Бетховена? Тогда вы должны освоить с ним все самые популярные методики раннего воспитания. Невроз обязательно наступит, как несоответствие между возможностями ребенка и предъявляемыми требованиями.
Всегда помните, что лучшая на свете мама – это мама-невротик. Поэтому никогда не принимайте помощь родных и близких, решайте все свои проблемы самостоятельно. Внимательно следите за трудностями других людей, чтобы успеть вмешаться и в их ситуацию. Даже если вы устали и постоянно срываетесь на домочадцев, не ходите к психологу – пусть ребенок считает, что вы сильный человек и просто само совершенство.
В результате подобных манипуляций велика вероятность воспитания невротика. Как же увидеть в ребенке признаки невротической личности?
Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?
Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?
Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».
Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.
Трудный возраст
Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.
Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.
В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.
Подытожим вышесказанное
Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.
Еще раз повторим: слова «воспитание» и «взращивание» – разные. Взращивая ребенка, родители не подавляют его потребности, желания, какие-то врожденные способности – наоборот, они дают ребенку возможность развиваться. Но при этом определенным образом родители управляют ребенком для того чтобы он социализировался, встраивался в среду без гиперопеки, чтобы он учился отвечать за себя и самостоятельно решать свои проблемы. И тогда в семье будет расти не невротик, а психологически здоровый ребенок, с которым у родителей всегда будут прекрасные взаимоотношения.
Мужчина маменькин сынок – Тяжелый случай
Маменькин сынок – это, как правило, мальчик, воспитанный в неполной семье. О нем с детства заботятся мама и/или бабушка. Он привык, что все проблемы всегда решает женщина.
Мама улаживает конфликты в школе, ищет репетиторов для поступления в университет, ходит в деканат, чтобы неразумного сынку не выгнали из ВУЗа, находит работу, решает, с какими женщинами ему встречаться мужчина маменькин сынок…
А «мальчик» во всем полагается на свою родительницу. Другой модели поведения маменькин сынок просто не знает. Если перед его глазами нет мужчины-авторитета (соседа родственника, киношного супергероя), которому хочется подражать, – пиши пропало. Диагноз неизлечим если мужчина маменькин сынок.
Психологи утверждают, что есть несколько типов маменькиных сынков. Вот, так сказать, классификация по степени тяжести болезни:
- Третья рука мамы – это забитый мужчина, затерроризированный своей властной мамашей. Впрочем, это его ничуть не тяготит. Его жизнь неотделима от жизни родительницы. Куда она – туда и он. Мама решает, какую ему надеть рубашку, куда пойти гулять в воскресенье (только с ней!), какая девушка ему подходит (да никакая). Подобные мужчины, даже если каким-то чудом найдут спутницу жизни, никогда не уедут от своей мамочки, которую боготворят. Да и зачем отрываться от покровительницы, которая бескорыстно любит его и готова печь для него пирожки даже ночью?
- Псевдосамостоятельный – сложный тип, распознаваемый не сразу. С виду весьма солидный и самостоятельный. Он понимает, что мама, стоит ей дорваться до власти, контролирует всех и вся и способна основательно подпортить жизнь отбившемуся от рук сыну, если тот не будет держать ее на расстоянии. Сопротивляться он не может, поэтому выбирает бегство – съезжает на съемную квартиру, навещая маму по выходным, пытается завести семью и друзей. Однако его главная проблема в том, что во всех женщинах он видит свою мать. И страшно боится стать подкаблучником. Он хотел бы завести семью, но не знает – как. Ибо примера перед глазами не было. Такие мужчины предпочитают до седин жить в одиночестве. Так что, если вы знакомы с мужчиной лет тридцати шести, который ни разу не был женат, знайте – это типичный маменькин сынок, избегающий появления женщины в своем доме.
- Промежуточный тип – мужчины, которые ищут жену по образу и подобию своей матери. С маменькиным сынком подобного рода вполне можно ужиться. Однако он всегда будет сравнивать свою супругу с матерью, разумеется, в пользу второй. А мамочка никогда не оставит семью сына в покое – будет учить, как жить, как вести хозяйство и как воспитывать детей (она-то вон какого замечательного послушного сына вырастила!). Кроме того, такой мужчина привык получать все и ничего не отдавать взамен. То есть, еще тот эгоист …
Покупка игрушки для себя, а не для ребенка
Многие современные родители испытывают чувство вины из-за того, что много времени проводят на работе, забывая не только сходить с малышом куда-либо, но и элементарно почитать ему сказку или поиграть. Дефицит внимания, которое могли бы уделять собственным детям, они пытаются восполнить с помощью покупки дорогостоящих игрушек, в наличии которых звуковые и световые эффекты, опции воспроизведения сказок и песен. Глупо полагать, что высокотехнологичные гаджеты могут заменить ребенку общение с матерью или отцом. Ими можно воспользоваться, но в самых крайних случаях, когда из-за отъезда нет возможности почитать ребенку сказку. Можно сказать, что появление данных гаджетов способно успокоить лишь самих родителей, но дети не всегда в них нуждаются. Для их развития, в том числе эмоционального, интеллектуального, социального, намного полезнее окажется заниматься с пластилином, мячом, ведерком и лопаткой. Это будет способствовать полноценному развитию творческого начала и подготовке ко взрослой жизни. Говорят, что у современных детей отсутствует фантазия и желание что-либо придумывать из-за постоянного времяпрепровождения за компьютером, вследствие чего не стоит лишь ребенка желания заниматься с подручными материалами. Это займет его, в особенности в тот момент, когда родитель будет занят домашними делами, а малыш сможет создать нечто новое и интересное своими руками.
Рекомендация: самое оптимальное – подбор и покупка игрушек в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Лучше всего не покупать их слишком много, чтобы чередовать, а заодно вызывать интерес у малыша появлением новых, чтобы не появилось однообразия. Можно купить несколько игрушек и спрятать, чтобы впоследствии радовать ребенка новым приобретением.
Излишняя опека
Воспитывая маменькиного сынка, женщина продолжает и в пять, десять двадцать лет защищать и уберегать своего ребенка от всяких трудных ситуаций. Она старательно и регулярно убирает его комнату, моет за ним посуду, выбирает ему одежду и даже помогает одеваться. Взрослому сыну она будет выбирать друзей и контролировать каждый его шаг чуть ли не поминутно.
Очень часто в таких семьях господствует полный матриархат, и слово отца практически ничего не значит. Материнская любовь затмевает все разумное и логичное. Для такой неуемной любви есть свои причины, которые все объясняют. Чаще всего ребенок был долгоожидаемым и родился после многолетних обследований, консультаций и лечений. Возможно, были очень тяжелые роды или слишком слабое здоровье у малыша.
Женщина в этих ситуациях постоянно находиться в страхе за жизнь своего ребенка, который ей достался дорогой ценой. Этот страх сопровождает ее всю жизнь, на каждом этапе жизни своего мальчика.
Вы здесь
Главная » Пациентам » Основные ошибки родителей в воспитании детей
Основные ошибки родителей в воспитании детей
Основные ошибки родителей в воспитании детей
Воспитание детей – это важный процесс, который в конечном итоге приводит к формированию личности и поведения. С самого раннего детства взаимодействие родителей и детей направлено на то, чтобы привить им определенные знания, навыки и умения, которое очень пригодятся на протяжении всей жизни и будут играть важную роль при взаимодействии с социумом и в межличностных контактах. Ошибки в воспитании могут проявиться, через пять, десять и даже двадцать лет, поэтому родителям нужно внимательно подходить к такому сложному вопросу, как воспитание. Основной задачей воспитания является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и выявление индивидуальных особенностей, талантов и способностей у ребенка, возможности их реализации, а также формирование системы ценностей, которая будет определять поступки ребенка.
Итак, какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании.
Ошибка первая – недостаточность ласки
Дети нуждаются в ласке. Именно ласка позволяет ощутить ребенку, что он любим. Это придает ему уверенность в своих силах. Не отказывайте ребенку в ласке, дайте ему немного уверенности в своих способностях. Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи, поощряя их маленькие победы. Проступки так же не должны оставаться незамеченными. Просто объясните ребенку, что вы его любите, но такое поведение не одобряете. Неодобрение поступка – это не повод отказывать ребенку в ласке, так как ребенок должен чувствовать и понимать, что он любим не смотря ни на что.
Ошибка вторая – непоследовательность и несогласованность в воспитании
Начиная с раннего детства, у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Требования к ребенку должны быть четкими и выполнятся всеми членами семьи. Колебания в требованиях к ребенку способствуют дезориентации у ребенка, ему трудно в том что «можно» и что «нельзя». В дальнейшем это способствует формированию социально-психологической дезадаптации у ребенка. Если требования правил разные по отношению к ребенку у членов семьи, то ребенок просто научится приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция не выгодна для малыша, заметит неуважение в свою сторону, его мнение перестанет быть авторитетным.
Ошибка третья – детей балуют
Многие родители готовы сделать ради своего ребенка все. Мотивируя, это тем, что – детство короткая пора, что в детстве нужно получать самое лучшее и т.д. На само деле, избалованным детям очень трудно приходится в жизни. Нельзя лишать ребенка самостоятельности и возможности учится на своих ошибках, в дальнейшем это может при вести к множеству проблем. Когда родитель создает»рафинированные» условия для своего ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот – он ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать сам, а если не получится, я тебе помогу»– вот один из вариантов подхода в воспитании.
Ошибка четвертая – слишком строгое воспитание
Здесь родитель придерживается такого принципа: дети должны слушаться старших беспрекословно, «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что в доме я – главная». На самом деле дети обязательно должны понимать: почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно выполнять все, когда вы рядом и плевать на все запреты, когда вас рядом нет. В случае необходимости можно сказать ребенку так: «Ты сейчас делаешь, как я сказала, а вечером мы все обсудим».
Ошибка пятая – наполеоновские планы
Здесь родитель думает примерно так: «Мой ребенок будет заниматься (теннисом, плаваньем, живописью, танцами и т.д), я не позволю ему упустить свой шанс». На самом деле, дети, к сожалению, не всегда оценивают усилия родителей. Желание детей и родителей не всегда совпадают. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых, но по мере взросления и появления своих убеждений, желаний, ценностей возникает желание вырваться из родительской клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием психоактивных веществ, поход на ночные дискотеки. Поэтому, планируя день ребенка, нужно оставлять ему время для его личных дел.
Медицинский психолог Кашникова Т.А.