Симптомы и стадии истерики

Хотя зачастую нам кажется, что истерический приступ начался совершенно внезапно, обычно признаки предстоящего «спектакля» можно увидеть заранее. Ребенок хнычет, не слушается, отвлекается, куксится, потом может и замолчать. Это обманчивое затишье часто предвещает последующий взрыв с криками, слезами, топаньем ногами, иногда и случайным нанесением физического вреда себе и окружающим. Если вы научитесь видеть симптомы будущей истерики заранее, то ее будет проще предотвратить. Отвлеките ребенка, покажите ему что-то яркое и необычное. Спросите, чем он недоволен, как ему помочь, предложите решить проблему вместе.

Истерика может проявляться по-разному и длиться разное время, но она всегда устраивается при наличии хотя бы одного зрителя. Так как это во многом демонстративное поведение, без активного участия и явной реакции со стороны приступ утихает гораздо быстрее, так как становится бессмысленным. В истерике можно выделить три стадии.

Первая стадия – голосовая

Ребенок плачет, кричит, визжит, обращает на себя внимание громкими звуками

Вторая стадия – моторная или двигательная. Малыш бросается игрушками и другими предметами, падает на пол, катается по нему, сучит руками и ногами, стучит кулаками. Если в этот момент попытаться физически утихомирить ребенка, он может бить родителя, кусаться и вырываться. Опасность этой стадии в том, что потерявший контроль над своим телом ребенок может случайно нанести себе травму.

Третья стадия – остаточная. Буря прошла, остается физическая и эмоциональная усталость. Ребенок уже не кричит, а тихо плачет, тяжело вздыхает и судорожно всхлипывает, иногда может начаться икота. На этом этапе можно обнять ребенка, успокоить, но не нужно причитать над ним и громко жалеть – это только продлит приступ, не давая малышу окончательно прийти в себя. Все обсуждения и выяснения стоит отложить на потом, когда эмоции улягутся.

Как быстро остановить истерику

Ознакомившись с нижеописанными пошаговыми действиями, вы будете знать, как остановить истерику у ребенка в 2 года за 2 минуты.

  1. Немедленно отреагируйте. Как минимум, поверните голову в сторону орущего малыша. На этом этапе не разговаривайте с ним;
  2. Присоединитесь к ребенку, так чтобы вы были на уровне его глаз. Присядьте на корточки, наклонитесь, но малыш должен видеть вас напротив себя, а не смотреть сверху вниз. По-прежнему не разговаривайте;
  3. Проговорите вслух эмоции ребенка, считав их с его лица: «Ты злишься?», «Ты обижен?». Кивая вам в ответ, малыш уже настроен на продолжение диалога с вами. Это — первый мост между вами и ним;
  4. Глубже проанализируйте ситуацию. Спросите ребенка, что он хочет. Если еще не умеет говорить, попросите показать, предлагая разные варианты для ответа;

Не давайте оценку тому, что говорит вам ребенок, отвечая на ваш вопрос. Просто молча слушайте, и когда он выговорится, задайте вопрос: «Что-нибудь еще?»

  1. Ответьте малышу.

Если вы не согласны с тем, что услышали (не собираетесь покупать игрушку, идти куда-то), обнимите ребенка, скажите о том, что понимаете его чувства, но не собираетесь это выполнять.

Примерно так: « Я очень хорошо понимаю твое желание, но я не планировала это делать, извини». При этом обязательно обоснуйте, почему не будете выполнять желание малыша.

А, если, наоборот, согласны, поблагодарите его за то, что сказал вам и теперь вы знаете, что надо сделать. Как только вы войдете в диалог со своим ребенком, истерика начнет утихать.

Помните! Никогда не игнорируйте своего малыша. При этом все свое время вы не должны посвятить только ему, но если слышите о чем он говорит и можете ответить – сделайте это.

Вы не знаете, насколько важно для него то, что он до вас пытается донести (по его шкале ценностей)

И, если это действительно для него имеет значение, а вы никак не реагируете, он все равно выберет способ, на который вам придется обратить свое внимание

Не доводите до этого и тогда у вас не будет необходимости бороться с истериками. Вы просто не узнаете, что это такое.

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Можно ли бить ребенка?

Особенности возраста

Прежде чем ознакомиться с факторами, которые приводят к такому поведению, следует узнать об особенностях развития маленьких детей. Примерно в 3 года начинается «кризис трехлетнего возраста». С этого времени дети осознают себя отдельной от родителей личностью, у них появляется стремление к самостоятельности.

У каждого ребенка кризисное время проявляется по-особому, но обычно психологи отмечают наличие:

  • негативных реакций;
  • упрямства;
  • деспотических замашек;
  • обесценивания;
  • своеволия;
  • протестных реакций.

Нередко малыши в 2 года послушные, то позднее делают все «назло». Истерики в этот период возникают часто, нередко дети капризничают по 7-8 раз на день. После того как ребенку исполнится 4 года, у него может исчезнуть такое поведение, так как появляются другие методы выражения собственных эмоций.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

А настоящая ли?

Сознательная истерика (каприз)  – для детей постарше – способ добиться желаемого. Ребенок хочет получить то, что взрослые ему не дают. Видно по глазам, по ребенку, что он кричит, потому что хочет, а не потому, что ему плохо и он не может не кричать.
Это каприз, а не истерика, но  внешне очень похоже. В таких случаях даем ребенку понять, что у нас с ним хорошие отношения, мы ждем в сторонке, пока он закончит свое выступление.  И чтобы такие капризы не поощрять дальше, не ведемся на них.

Бессознательная истерика (настоящая) – ребенок не может справиться со своими эмоциями (усталостью, страхом, гневом, потерей) и не контролирует себя. Истерика разгорается. Видно по накалу, по лицу, движениям, что ребенок не может справиться сам. В обоих случаях ребенок может падать на пол, биться руками и ногами, кричать.

Во время истерики бесполезно пытаться погасить истерику строгим голосом, требовать прекратить ее  – сопротивляться тому, что происходит. Обычно такие истерики бывают в возрасте 1-3 лет, когда ребенок не умеет справляться с эмоциями и говорить, что его расстроило.

Способы прекращения истерики у детей

Общепринятых лекарственных препаратов от истерии не существует. Главное в противодействии детской истерике — устранение психотравмирующих факторов, побуждающих возникновение расстройства. Для успокаивающего действия врачи могут прибегать к лекарственным препаратам седативного и физиотерапевтического действия (валериана, пустырник и др.). Эффективно бороться с истерическими настроениями человека помогают солёно-хвойные ванны, массажи.

Самостоятельно помочь себе люди, страдающие недугом не могут, т. к. не в состоянии определить у себя наличия отклонений. Особенно это касается детей и подростков.

Как справляться с детскими истериками: эффективное средство противодействия — «передышка», т.е. удаление или отвлечение малыша от объекта интереса. Такие меры позволят значительно уменьшить время припадков.

Ключевое средство борьбы с детскими истериками — перестройка воспитательного процесса. Изменить отношение к процессу должны все члены семьи — родители, бабушки, дедушки, братья, сёстры и др. Если ребёнок не будет достигать результата с помощью истерических манипуляций, такие действия прекратятся через несколько недель или месяцев.

Длительность зависит от степени привычки и особенностей характера малыша. Чтобы устранить пользу от истерик взрослые люди должны проводить воспитательный процесс с помощью просьб, разговоров, ожидания.

Малыша в истерике оставляют в комнате, родитель выходит из помещения, но продолжает разговаривать с малышом спокойным тоном. Отсутствие свидетелей, объектов истерики, сделает истерическое поведение неэффективным. У ребёнка сформируется понимание, что мама рядом, когда он спокоен.

Как реагировать на истерику взрослым

Общие советы относительно поведения родителей, которые снизят вероятность истерик у малышей:

  1. Спокойное поведение родителей при общении с ребёнком, между собой, с окружающими.
  2. Последовательность воспитания, чёткая и понятная ребёнку линия поощрений и наказаний.
  3. Отказ от конфликтов между родителями в присутствии ребёнка.
  4. Удержание от бурной реакции на истерические «выходки» ребёнка.

Истерические проявления детей, оставленные без грамотного и должного внимания со стороны взрослых, сохраняются после 10 лет. Они ярко заявляют о себе в подростковом и взрослом возрасте. Постоянное обращение к истерике, как к действенному инструменту, оказывает сильное влияние на психическое состояние и может иметь плачевный итог.

Результат постоянных истерик у детей:

  • проблемы с созданием и сохранением здоровых семейных отношений;
  • склонности к суициду;
  • развитие истерических расстройств личности.

Исходя из опасности возможных проявлений, частые нервные срывы у детей игнорировать нельзя. Необходимо незамедлительно предпринимать активные меры для противодействия этому явлению, вплоть до обращения к психологу.

Что делать, когда ребёнок истерит (общие рекомендации для взрослых, которые помогут прекратить капризы):

  1. Спокойствие и сдержанность.
  2. Твёрдое и спокойное отклонение просьб.
  3. Выдерживание паузы.
  4. Обращение к малышу за помощью для понимания его поведения.
  5. Предложение компромиссных решений.
  6. Аргументация решения.
  7. Общая, стабильная линия поведения всех взрослых людей по отношению к детям.

Соблюдение этого комплекса рекомендаций позволит воспитать спокойного и умного малыша.

Психологическая методика, которая способна эффективно остановить нервный срыв:

Игнорирование истерики малыша, отсутствие внимание на нём. Нельзя покидать помещение, далеко уходить от малыша.
После прекращения припадка — уверенно подойти к малышу и добродушно заговорить с ним.
Если припадок возобновляется, снова отойти.

Хорошее поведение подкрепляется хорошим отношением

Важно сделать так, чтобы сохранялась модель поведения везде: дома, на улице, в общественных местах, в гостях

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Так что же делать с детской истерикой? Советы и полезный подарок

Ну, во-первых, радоваться, что из маленькой фасолины, в рамках интересов которой было исключительно выживание, ваш ребёнок становиться Личностью. Понятно, что совет радоваться истерике не тянет на миллион долларов, но вам придётся принять этот факт: истерики и капризы есть элемент развития. В ваших силах только исключить возможныефизиологические причины возникновения истерики и, если уж что-то упустили, будьте на позиции чуткого взрослого. Эмоции — это НОРМАЛЬНО.

И во-вторых, обращаться к специалисту в сложной психологической ситуации — это тоже НОРМАЛЬНО. Вы не станете хуже и никто не станет тыкать в вас пальцами, если в кризисный для вас момент вас поддержит не подружка с бокалом сухого красного (что тоже неплохо, но часто недостаточно, ведь проблема-то останется), а грамотный специалист.

Для того, чтобы это все понять и начать применять, мне пришлось прочитать толстую книгу про развитие мозга. А вам я предлагаю облегчить ваши поиски ответов на вопрос «как справиться с детской истерикой?».

Знакомьтесь, практикующий семейный психолог и мама — внимание! — пятерых детей Софья Пименова. Вот уж у кого точно можно и нужно поучиться чуткому и осознанному родительству

Крайне рекомендую заглянуть к ней на страничку, ведь все, что я с таким трудом нашла посредством долгого и не всегда полезного чтения, Софья даёт в своих обучающих программах для женщин. Также она проводит консультации, да и много чего полезного, советы и рекомендации она выкладывает в бесплатном доступе. Четко, по делу, без воды вы получите практический инструмент для улучшения отношений с собственным ребёнком!

А если решите купить тренинг или вебинар, то по промокоду HONEYMAMA вас ожидает скидка 10%! У Софьи в закреплённых сториз есть вебинары на животрепещущие темы «Детская истерика», «Послушный ребёнок. Как?», «Мама на нуле» и даже «Детский сад без слез». Все то, о чем маме обычно не с кем поговорить, а уж решить самостоятельно и вовсе не получается. Обязательно воспользуйтесь скидкой;)

Так что, дорогие мои, вытрите слезы себе и ребёнку. Пункт ‘детские истерики’ на самом деле не тот вопрос, из-за которого стоит портить нервы всей семье.

Что такое истерика

Истерика — это психоэмоциональное состояние ребёнка, при котором доминируют негативные эмоциональные проявления (агрессия, отчаянье, раздражение). Особенностью детской истерики является невозможность самостоятельного контроля. Иными словами, истерическое поведение доставляет самому ребёнку намного больше вреда и дискомфорта, чем окружающим людям. Механизм протекания следующий:

  1. Возникает стимул (триггер).
  2. Триггер вызывает эмоциональную реакцию у ребёнка.
  3. Эмоция захлёстывает, становясь доминирующим состоянием в текущий момент. Ребёнок не контролирует эмоцию, призывы «Успокойся!» не сработают.
  4. Ребёнок демонстрирует истерическое поведение.
  5. Происходит разрешение или не разрешение ситуации.
  6. Эмоциональная реакция ослабевает.
  7. Истерическое поведение прекращается.

Затрагивая данную тему, важно очертить границы, так как истерика может являться симптомом ряда неврологических проблем. Если состояние обладает следующими параметрами, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к врачу-невропатологу:

  • продолжительность свыше 40 минут;
  • потеря сознания;
  • малыш задерживает дыхание в процессе истерики;
  • ребёнок наносит себе физический ущерб (бьёт, царапает, кусает);
  • истерическое поведение возникает всё чаще и чаще;
  • после истерики ребёнок испытывает страх, видит ночные кошмары;
  • истерика начинается ночью, при этом непонятно, ребёнок спит или бодрствует.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Какое лечение назначается пациентам с частыми истериками?

  • Соблюдение режима отдыха и сна. Необходимо ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, уделяя на сон не менее 7-ми часов. Во время работы или учебы стоит делать перерывы, чередуя умственную активность с физической.
  • Исключение психотравмирующих ситуаций – ссор, конфликтов, шумных развлечений, просмотра триллеров и фильмов ужасов.
  • Нормализация гормонального состояния с помощью лекарственных препаратов. Уровень половых гормонов у женщины значительно влияет на ее эмоциональное состояние. Гинеколог-эндокринолог назначает лечение, для нормализации уровня эстрогенов.
  • Регулярная половая жизнь. Сексуальная разрядка помогает нормализовать уровень гормонов. Она также улучшает нейрохимические процессы, происходящие в нервной системе, и способствует снижению нервного напряжения.
  • Повышение уровня самооценки:
  • Прекратить сравнивать себя с другими. Допустимо сравнивать себя настоящего с собой прошлым;
  • Повторять позитивные высказывания по отношению к себе;
  • Составить список своих достоинств и достижений;
  • Ежедневно бескорыстно помогать окружающим, не рассказывая об этом;
  • Устроиться на работу, приносящую удовольствие;
  • Принимать решения самостоятельно, не ища одобрения окружающих.

Альтернативные способы разрядки:

  • Спорт – теннис, велосипедная езда;
  • Танцы;
  • Физическая работа (в саду).

Освоение навыков релаксации:

  • йога;
  • медитация;
  • аутотренинг.

Изменение отношения к происходящему. Истерики возникают, когда ожидания не соответствуют реальности. Поэтому не стоит многого ожидать от людей и предстоящих событий, чтобы не испытывать разочарования.

Причины истерик

Истерика не бывает абсолютно беспричинной, она всегда становится реакцией на те или иные раздражители. Не всегда сразу становится очевидно, что именно вызвало такое поведение ребенка, но задача родителей – понять это и работать с конкретными проблемами. Если истерические приступы не обусловлены неврологическими или психическими нарушениями, то в большинстве случаев можно выделить следующие причины детских истерик:

1. Недостаток родительского внимания

Ребенку необходим контакт с родителями. Он хочет общаться, проводить время вместе. Малышу нужно знать, что его любят, что он важен для родителей. Если ребенку не хватает внимания, он будет искать способы его получить любой ценой

Иногда слезы, крики и гипертрофированная реакция – это чуть ли не единственная возможность для маленького человечка напомнить о себе, попытаться добиться того, чтобы взрослые заметили его, даже если это внимание будет со знаком минус. Поэтому нередко истерики – повод задуматься, хватает ли ребенку взаимодействия с вами, не чувствует ли он себя брошенным и обделенным

2. Физический дискомфорт

Когда малыш устал, хочет есть или пить, когда ему жарко или, наоборот, слишком холодно, неприятные ощущения и переутомление могут вызвать истерику. Особенно такие реакции характерны для детей 1-2 лет, когда ребенок не всегда полностью осознает потребности своего тела. В этой ситуации сложно переоценить значение режима дня

Устоявшееся время приемов пищи, прогулок и сна, отсутствие излишней активности перед тем, как уложить ребенка спать, внимание к физическому состоянию малыша – все это может помочь укрепить нервную систему и, как следствие, значительно уменьшить количество истерик

3. Невозможность выражать мысли и чувства вербально

Это частая причина истерик в период до 3 лет. Ребенка переполняют эмоции, он хочет донести до вас что-то, жаждет понимания и ответной реакции. Малыш не знает, как высказать то, что он чувствует, и это раздражает его, вызывает вспышки гнева. Ситуация может осложняться, если в семье в принципе не принято говорить о чувствах

Очень важно, чтобы с самого раннего возраста родители обучали ребенка словесному выражению эмоций. Помогите крохе – спросите его, злится ли он, испуган или взволнован, покажите, что вы со своей стороны искренне хотите понять его чувства

4. Кризис, обусловленный возрастом

Недолгий, но бурный период истерик может быть связан с так называемым кризисом трех лет. В этом возрасте дети проходят важный этап взросления, и этот момент обычно сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок стремится к самостоятельности, упрямится, прощупывает границы, пытается «продавить» родителей. Это нормальная стадия развития, и главное в этот момент – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации ребенка. Не давайте ему манипулировать вами, иначе ребенок запомнит, что это действенный способ добиться своего и будет применять его регулярно. Не нужно игнорировать более активные, чем раньше, проявления характера или давить родительским авторитетом, но необходимо давать ребенку понять, что хорошо, а что плохо, и не раздвигать по малейшему требованию рамки дозволенного.

5. Непоследовательность родителей

Когда требования взрослых к малышу бессистемны и нелогичны, а в некоторых случаях и противоречат друг другу, его растерянность и непонимание находят выход в истерике. С самого начала вам стоит выработать четкие правила и ограничения и следовать им. Не ругайте ребенка сегодня за то, что было поводом для похвалы вчера, не допускайте несогласованных действий разных членов семьи, когда, например, мама запрещает что-то, а папа разрешает. Если обстоятельства меняются, проговаривайте их с ребенком, объясняйте, на что ему нужно ориентироваться и почему.

6. Гиперопека

На попытки тотального контроля, удушающую любовь и непрошеную чрезмерную заботу ребенок ответит истерикой, пытаясь вырваться из созданной родителями клетки и отстоять свои границы. Для малыша это практически единственный способ постараться отвоевать свое личное пространство, право на собственное мнение, заявить о себе как о личности. Уважайте вашего ребенка, считайтесь с ним, с самого рождения он – отдельный человек со своим характером и полноценный член вашей семьи.

Этапы

Истерика у детей обычно происходит по подобному сценарию и состоит из нескольких стадий. На каждой из них проявляются свои симптомы, которые необходимо знать, так как это позволит быстрее устранить приступ:

  1. Предвестники. Сначала ребенок высказывает неудовольствие. Например, он хнычет, сопит, долго молчит или сжимает кулачки. В данное время истеричное поведение можно предотвратить.
  2. Голосовая. Дети обычно начинают кричать, причем громко. Требование прекратить это делать будет бесполезным.
  3. Моторная. Происходят активные действия – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Данная фаза особенно опасна, так как может привести к травмированию, а ребенок ничего не ощущает.
  4. Заключительная. После «разрядки» дети ищут утешение у родителей. Они устают, поскольку эмоциональное потрясение забирает много сил.

Обессиленные дети быстро засыпают, а сон будет глубоким. Если знать, как остановить истерику у ребенка, то можно предотвратить все указанные этапы.

Одна из причин истерик — страх быть брошенным

Этот страх формируется у детей, которых родители часто бросают внезапно и надолго. Детям, которых растят бабушки, в то время как родители зарабатывают деньги, чтобы содержать семью, живут в других городах, знакомы такие ситуации. Дети из интернатов и даже элитных закрытых школ знают, о чем идет речь.

Когда родитель пытается компенсировать свое отсутствие бурными припадками любви и выражением радости, за которыми не следует продолжения праздника, ребенок чувствует себя обманутым и несчастным. Он уже знает, что праздник — это только прелюдия к горькому одиночеству. Дети протестуют, требуя, как может показаться, невозможного: чтобы родители всегда были рядом. Но разве не об этом мечтают все дети на свете?

Техники

Безусловное принятие поведения поможет преодолеть любой кризис

Для нормального психического здоровья ребенку важно знать, что он любим без условностей. Несмотря на частые инциденты, отношение должно оставаться неизменным

Чаще повторяйте, какой он замечательный несмотря на капризы.

Техника «интерпретации» строится на проговаривании происходящего. Вместо «не кричи», говорите: «Какой громкий голос. Объясни, почему ты сейчас кричишь. Я слышу тебя всегда: когда ты тихо разговариваешь, поешь, говоришь красивые слова». Если молчит, помогите: «Ты перешел на крик, потому что…», вербализуйте личное отношение к ситуации. Ваши трактовки помогут в следующий раз выразить проблему словами.

Помогайте узнавать эмоции

Когда видите, что малыш плачет, спросите, что не нравится. Покажите пример выражения эмоций вербальным способом: «Я тоже раздражаюсь и злюсь, если у меня не получается. Выражаю возмущение в словах и пытаюсь сделать снова. Могу оставить на время, затем переделать. Со второго раза всегда получается. Давай попробуем вместе».

Реже говорите «нет»

Родители слишком быстро говорят на просьбы «нет», что быстро доводит до точки кипения», – говорят детские психологи. Пытайтесь показать ребенку, что вы его понимаете: «Я хочу купить игрушку, но она дорогая. У меня пока нет денег. Давай подождем». Такой отказ лучше короткого «нет».

Предлагайте альтернативы

Зная причину истерики, проговаривайте возможные последствия. Если собираетесь за покупками и понимаете, чем это может закончиться, предупредите: «Я возьму тебя с собой, если не будешь просить купить игрушку». Когда малыш соглашается, спросите, что будет, если нарушит договоренность. Так обезопасите себя от эмоционального публичного шоу, научите сына или дочь осознаваться причинно-следственные связи поведения, делать выбор.

Узнавайте потребности

Учитывайте желание малыша и чаще спрашивайте, чтобы хотел получить в подарок или куда пойти гулять. Не держите в строгих рамках. Без правил в воспитании не обойтись, но всегда есть место исключениям. Допустим, он просит поиграть на площадке еще чуть-чуть. Если нет срочных дел, задержитесь на 15-30 минут, давая возможность физически устать. Небольшая уступка избавит от плача по дороге домой, не испортит настроение обоим.

Объясняйте правила

Допустим, малыш закатывает истерики из-за нежелания пристегиваться ремнем безопасности в авто. Объясняйте, что ехать не пристегнутым опасно. Вам придется многократно повторяться, пока информация не осядет на подкорке

Чтобы переключить внимание на другую тему, предложите во время еды листать любимую книжку, слушать песенки, по очереди читать стихи.

Не шантажируйте

«Если будешь капризничать, гулять не пойдем. Послушного мальчика угощу конфетой». Этот метод неэффективен. Малыш не в состоянии контролировать настроение. Ваша угроза эмоционально дестабилизирует. Если не хватает времени на объяснения, приступов агрессивной истерии не избежать. Чаще беседуйте, на примерах сказок и сравнениях объясняйте правила поведения, учите словами выражать радость и грусть. Это поможет спокойно пройти возрастных кризисы. Помните, что родительская любовь – такая же необходимость как еда и сон.