Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Как реагировать маме

  • Родители должны начать воспитание с себя. Нужно следить, насколько вы последовательны в своих запретах и других действиях. Нельзя при этом поддаваться капризам, и разрешать то, что вчера запрещали. Так должны поступать оба родителя.
  • При этом нельзя переусердствовать, и ругать малыша слишком строго. Это может вызвать обратную реакцию.
  • Нужно не только ругать ребенка за капризы, но и хвалить за хорошее поведение.
  • Постарайтесь уменьшить количество возможностей для запрещенных действий крохи. Уберите все опасные предметы, которые могут его привлечь.

Будьте внимательны к своему малышу, старайтесь правильно реагировать на его капризы, и вы обязательно вырастите воспитанного ребенка.

Воспитание детей Психология Семья

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Способы: лучшие и не очень

Такой прием (благодарить дочь) работает, но сколько еще придется фокусничать, чтобы добиться желаемого? Навсегда приучить ребенка быть щедрым и заботливым – это огромный труд. А значит нужно выбрать другой способ. Здесь поможет вариант «стать тем, кого хочешь видеть». Делайте для ребенка то, чего не делали раньше.

Малыши никогда не думают о том, что игрушки кто-то чинит, постельное белье меняют, а еда не только готовится, но и покупается. А значит этим вы чадо не удивите. Проявляйте заботу в мелочах, принесите стаканчик сока, когда ребенок делает уроки. Такое проявление внимания дорого стоит, ведь вы позаботились «просто так», сделав отдых от занятий более приятным. И увидите, уже через некоторое время ваша забота вернется к вам.

И не забывайте хвалить! Громко и внятно! Дочка принесла подушку, когда вы прилегли отдохнуть – расскажите об этом мужу, бабушке по телефону, пусть все члены семьи отметят проявления нежности, такая поддержка стимулирует на другие добрые дела.

Ждать того, что жизнь изменится, и все станет безоблачно – не стоит! Сначала ребенок, не получив желаемого, не будет стесняться в выражениях эмоций. Если дело запущено, то времени на восстановление мира в семье потребуется немало. Но вы то знаете – пришло время меняться, а значит не отступайте ни на миллиметр и просто перестаньте тратить силы на примирение и заприте покрепче свои переживания – ребенок должен понимать, что вы – мама, а не рабочая лошадка.

Дочка требует в приказном порядке полотенца, объясните, что употребление слова «пожалуйста» только добавит вам желания принести нужную вещь. Ребенок повышает голос – тут же укорачивайте ответом, что если ваша малышка раздражена, она всегда может поговорить с вами и объяснить причину своего чувства. Все проблемы можно решить мирно! Ваша задача – внушить эту мысль ребенку.

И еще: часто детки не понимают, что родители любят их, и стараются вести себя максимально сдержанно. Если сын назвал вас «злой», ну так стоит один раз показать ему, что такое взрослая злость

От недоумения малыш обязательно оторопеет, и вот тут важно сказать, почему вы не показываете все свои чувства и бережете его

Сложнейшие жизненные ситуации, с которыми ему еще придется столкнуться, потребуют напряжения усилий. Человечность и понимание – самое мощное средство, которому вы можете научить ребенка. Так начните это делать как можно раньше.

А дальше последуют маленькие капризы, непонимание и полное пренебрежение к старшим

И тут важно не упустить момент. Вашей детке подарили «не тот» подарок? Ребенок расстроился и буквально выбросил презент не поблагодарив? Самое время показать, как плохо не отвечать добром на добро! Не говорите, что «ребенок еще маленький и не понимает», берите его за руку и отводите в сторонку

Внятно, тихо и медленно объясните отпрыску, что любой подарок принимается только с благодарностью и никак иначе! Что можно хотеть одно, а получить другое. Можно даже не любить подарок, но обидеть того, кто дарил – нельзя! А значит нужно извиниться, улыбнуться или по-другому загладить вину. И не откладывать на потом, а сделать это здесь и сейчас. Пусть ваша дочка или сынок сами придумают выход из ситуации, разрешите им сделать это – увидите, результат превзойдет ожидания.

Как правило, ребенок берет за пример ваше поведение: принесет стакан сока (как вы когда-то), предложит мягкое кресло или подушку. Такое проявление заботы будет не только полной вашей победой над капризами, но и показателем того, что человек становится взрослым и принимает ответственность за поступки.

Как реагировать на истерику?

Советы психолога

Бесполезно успокаивать ребенка  и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша – нужно, наоборот,  помочь разобраться с чувствами и эмоциями. 

Если ребенок  взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать – вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом. 

Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”.  Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” – ведь это не так на самом деле. 

Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”. 

Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.” 

Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему. 

В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя

Пусть будет меньше запретов таким образом.  

Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.  

После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула – у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия. 

А вот, чего важно избегать: 

  • Шантажа
  • Подкупа
  • Одноразовых решений

Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе. 

Помните о правилах безопасной истерики:

  • “Я не раню себя”
  • “Я не раню других”
  • “Я не порчу имущество”

Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 25

Как преодолеть детские капризы

Детские капризы являются попыткой привлечь к себе внимание. Для ребенка в таком возрасте это не безобразие, требующее прекращения, а попытка сказать о том, что ему нужно внимание и понимание

Кроха пытается найти способ, с помощью которого сможет добиться от родителей того, чего хочет. Если у него это получится, то подобное поведение станет для ребенка нормой. Это не только слезы, но и крики, драка, дерганье и даже кусание. Допускать такого нельзя.

Родители должны показать малышу, что плохим поведением добиться он ничего не сможет. Только так можно добиться изменения поведения в лучшую сторону. Иногда полезно просто не обращать внимания. Если никто не будет пытаться успокоить ребенка, то и плакать ему будет не за чем. Если же вокруг него все вокруг будут сочувствовать и успокаивать, это станет причиной продолжать капризы.

Многие родители как можно больше пытаются успокоить и приласкать малыша. Но при чрезмерной ласке капризы могут развиться еще сильнее. Это не значит, что кроху не нужно успокаивать и обнимать никогда. Но это должно быть в меру

Важно показать ребенку, что вы не сможете быть рядом постоянно.
Важно, чтобы в самого раннего возраста у крохи были определенные запреты и ограничения, и он понимал, что это такое. В дальнейшем процесс воспитания будет происходить проще

А повзрослев, малыш станет более дисциплинированным.
Капризы у ребенка могут начинаться также из-за того, что он окружен слишком большим количеством внимания со стороны старших. Малышу необходимо дать возможность побыть самому. Он может играть с игрушками и развиваться сам в течение некоторого времени ежедневно. Когда вы отправляетесь на прогулку, дайте ему возможность пообщаться с другими детьми на площадке, пусть даже пока с помощью взглядов и жестов. Но и здесь важно соблюсти меру
Внимание от родителей и других взрослых малышу тоже необходимо.
В воспитании родители должны быть максимально последовательными. Иначе ребенку будет трудно адаптироваться к миру
Нужно договориться с другими родственниками, принимающими участие в воспитании, что линия поведения будет совпадать. Ребенок не поймет, если сегодня вы ему что-то разрешите, а завтра запретите.
Очень распространен вечерний каприз. Происходит это, когда пора ложиться спать. Ребенок еще полон сил, и не понимает, почему пора ложиться. Чтобы таких капризов было меньше, времяпровождение перед сном должно быть более спокойным. Например, почитайте крохе книжку.

Watch this video on YouTube

В чем причины детского непослушания и капризов

Я круглые сутки провожу с ребенком, безумно его люблю, а он асе равно ведет себя ужасно.

Возглас недоумения расстроенного родителя

Что может означать родительская фраза «Мой ребенок совсем меня не слушается!»? Вариантов — множество. Кто-то скажет: «Это означает, что ребенок капризный»

Обратим внимание на каприз в подлинном смысле слова: агрессивную настойчивость ребенка, стремящегося любой ценой добиться исполнения своих желаний. Такой ребенок не приемлет никаких возражений и готов устроить бурную сцену ради исполнения любой своей прихоти

Понятно, что подобное поведение доставляет немало огорчений родителям. Да и самому ребенку оно не идет на пользу, ибо, закрепляясь как черта характера, приводит впоследствии к формированию вздорности, эгоистичности и неуживчивости. Хотя, если задуматься, то родительский ответ уже предполагает, что капризность есть сформировавшаяся черта характера.

Здесь можно возразить: «Да неужели я желал, чтобы мой ребенок со слезами и визгом корчился в истерике по любому пустяку?». Конечно, никто не стремится вызывать у детей капризы сознательно. Но определенные родительские не вполне осознанные действия способны спровоцировать ребенка. Порой можно услышать на детской площадке фразу типа «Вот скажу: “пора домой”, и будет истерика». А через минуту, когда мама зовет ребенка домой, действительно начинается истерика, прекратить которую можно только, если насильно увести (унести) свое дитя с площадки.

Итак, можно утверждать, что:

В основе нашего поведения и взаимоотношений лежат значения слов, присутствующие в нашем сознании и основывающиеся на том, как мы видим мир. Слова — это средство, с помощью которого мы ощущаем, понимаем и объясняем мир, а также транслируем свое мироощущение и понимание окружающим.

Если родители убеждены в том, что дети себя плохо ведут, потому что они избалованы, эгоистичны, дурно воспитаны, у них плохая наследственность, то из этого следует, что ребенок плох сам по себе, благодаря сумме своих внутренних качеств. Изменить что-либо невозможно.

С другой стороны, если родители объясняют для себя непослушание другими причинами: дети плохо ведут себя потому, что они хотят внимания, быть любимыми и значимыми. Тогда возможно взаимодействие и диалог, направленный на изменение взаимоотношений.

Следовательно, изменяя наши представления и убеждения, мы переходим от одного способа видения мира к другому. Здесь Вашему вниманию предлагается видение мира детского непослушания через призму теории Р. Дрейкурса.

Р. Дрейкурс предлагает рассматривать любое плохое поведение ребенка как способ найти контакт с нами, взрослыми. Если дети чувствуют, что их понимают, ценят и любят — они в контакте со взрослыми — у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

Тот путь, который избирает ребенок, чье поведение не устраивает окружающих его взрослых, Р. Дрейкурс рассматривает как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основные категории (цели):

внимание,
власть,
месть,
уклонение.

В теории Р. Дрейкурса предусмотрены диагностические инструменты, помогающие довольно точно определить, какую именно цель преследует ребенок в данный момент, и вообще — преследует ли ребенок в настоящий момент ошибочную цель или общается доверительно и открыто.

Анализируя детское непослушание, за скобками следует оставить ситуации, когда ребенок голоден, болен или утомлен. В упомянутых случаях плохое поведение ребенка связано с его специфическим состоянием, а не какими-либо другими обстоятельствами.

Выявленные Р. Дрейкурсом ошибочные цели можно использовать для того, чтобы понять смысл того или иного поведения ребенка. При таком подходе плохое поведение — это информация к размышлению, которая помогает избегать скоропалительных репрессивных родительских воздействий на ребенка.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Капризы детей до 1 года

Родителям важно понимать, как происходит психологическое развитие крохи в таком возрасте

Кризис новорожденности

Наблюдается в период от самого рождения до двухмесячного возраста малыша. Этот этап в развитии играет очень важную роль. Если такой кризис проявляется вовремя, это считается нормальным. Малыш на приближение взрослых должен реагировать, а общаясь с мамой, издавать различные звуки и улыбаться. Основной признак этого кризиса – это потеря веса.

Младенческий возраст

Начинается в двухмесячном возрасте и длится до одного года. В этот период общение ребенка с окружающими происходит с помощью эмоций

Очень важно, чтобы родители и другие родственники уделяли как можно больше внимания общению с малышом. В этот период многие дети уже могут произносить свои первые слова и познают мир

Когда кроха в этом возрасте плачет или лепечет, это значит, что он стремится наладить контакт с родителями. Кризис пройдет тогда, когда у ребенка сформируется самостоятельная полноценная речь.

На основе этих особенностей психологии детей, выясним, есть ли неприятные причины и последствия этих кризисов.