Зрение младенца

Все малыши, только что появившиеся на свет, видят сразу, однако не так, как взрослые. В связи с недостаточно развитым зрительным аппаратом они видят все в черно-белых тонах. 

В первые 12 месяцев зрительная система будет развиваться, поэтому размытая черно-белая картинка через некоторое время преобразуется в яркую разноцветную. Каждый месяц его зрительные возможности будут стремительно улучшаться.

Первые дни

Новорожденный может видеть четко все, что находится на расстоянии 30 см от него. Так будет до тех пор, пока на глазном яблоке не сформируется желтое пятнышко. Именно оно отвечает за остроту зрительной системы.

Из-за неокрепших глазных мышц отмечается нарушенное фокусирование взгляда. Это так называемое младенческое косоглазие» (глаза сводятся к носу или смотрят в разные стороны).

Есть мнение, что у новорожденных мир представлен в перевернутом виде, однако оно ошибочное. Если у него нет никаких патологий головного мозга, то изображение будет «правильным».

Уже с первых дней вы можете начать тренировку зрения у малыша – почаще говорите с ним, ближе наклоняйтесь, чтобы он обратил на вас внимание и пытался сфокусировать свой взгляд на вашем лице

Есть мнение, что ребенок легче фокусирует свой взгляд, будучи в лежачем положении, поэтому во время общения его можно взять на руки.

1 месяц

На этом этапе малыш видит крупногабаритные предметы с более четким очертанием, учиться сконцентрировать взгляд и координировать движения глаз из одной стороны в другую.

Уже к концу первого месяца вы можете показывать ему контрастные рисунки в черно-белых красках. Также немаловажны ежедневные прогулки в дневное время суток, что положительно сказываются на развитии зрения. 

2 месяца

Младенец может на несколько секунд задерживать свой взгляд на каком-то предмете. Также можно заметить, как он наблюдает за движущимися вблизи объектами. В 2-месячном возрасте окружающий мир становится для малыша более четким и наступает тот момент, когда он может отличать лицо мамы от других лиц.

В этот период жизни его зрение наполняется красками: он уже умеет распознавать красный цвет с самой длинной световой волной.

Поэтому вы смело можете разместить над кроваткой крупные игрушки в черно-бело-красных тонах на расстоянии полуметра от его глаз. Так он будет их рассматривать, фокусировать свой взгляд на них, следить за движущимися элементами и тем самым укреплять глазные мышцы.

3 месяца

У малыша проявляется повышенный интерес к предметам, которые его окружают. Ведь теперь он может полноценно наблюдать за ними. В его обзоре появляется еще один цвет – желтый. Также он умеет различать лица людей, которые часто перед ним появляются.

4-5 месяцев

Малыш четко видит все, что находится на расстоянии 1 м от него. Он может различить каждую деталь, черты лиц, мимику. В этот период жизни добавляется еще один цвет – зеленый.

Он может наблюдать не только за движущимися в стороны объектами, но и сконцентрировать свое внимание на предметах, которые приближаются и отдаляются от него. Благодаря хорошо развитому хватательному рефлексу в 4-5 месяцев, он будет пытаться взять предмет ручками, который вы подносите к нему

Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают. Таким способом они определяют их объемность.

6 месяцев

В этот период жизни он начинает видеть четче и объемней. Ребенок различает все цвета, поэтому можете смело знакомить его с их названиями.

В 6 месяцев у него уходит младенческое косоглазие, однако, если этого не случилось, его нужно срочно показать специалисту.

7-8 месяцев

В таком возрасте малыш отлично различает своих людей от чужих. При виде родственника он будет улыбаться, а увидев незнакомца – может испугаться и заплакать. В 7-8 месяцев малыш различает форму предметов, и не только их цвета, но и оттенки.

Он четко видит вещи, которые находятся вблизи или далеко от него, и может с легкостью на них переключаться.

9-12 месяцев

В годик у малыша зрительная система такая же, как и у взрослых. Он начинает ходить, поэтому изучает весь окружающий мир во всех красках. В этот период жизни задача родителей – подпитывать его желание познать мир: показывать разные по форме, цвету и структуре объекты.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Способы диагностики в роддоме

В первый месяц жизни выполняют основные диагностические мероприятия. Проводят процедуру аппаратом в роддоме.

Продолжительность исследования составляет максимум пять минут. Допускается выполнение, когда новорожденный ребенок спит.

Применяется метод отоакустической эмиссии. Если результаты вызывают сомнения, дополнительно регистрируют вызванные слуховые потенциалы.

Используется специальный прибор, позволяющий проверить реакцию на звуковые ощущения.

Эффективные методики:

  • фиксация отоакустической эмиссии;
  • поведенческая аудиометрия;
  • импедансометрия;
  • регистрация КСВП (методика ABR).

Определение реакции мозга (ABR)

Способ диагностики подразумевает улавливание импульсов восковых клеток, локализующихся внутри улитки. Слуховой нерв под воздействием звуковых раздражителей дает ответ.

Аппарат является датчиком с электродами, присоединенными к компьютеру. На ПК визуализируется и обрабатывается полученная информация.

Ответом на звуковой сигнал выступает генерация импульсов, фиксируемых прибором. Слышны однотонные звуки, щелчки. Результат переносится на монитор. Там появляется графическая кривая, позволяющая оценить результаты.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия – это звук, регенерируемый волосковыми клетками улитки. Разделяется на спонтанную, возникающую при отсутствии звуков и вызванную, проявляющуюся под воздействием раздражителей.

При диагностике применяется вызванная ОАЭ. Методика считается обязательным обследованием при проверке слуха грудничка.

Отсутствие отоакустической эмиссии нередко свидетельствует о наличии проблем. При получении результата назначаются дополнительные тесты.

Импедансометрия

Тестирование проводится путем помещения в наружный слуховой проход специального прибора. Проводится измерение давления, устройство воспринимает отраженный от перепонки звук.

Дополнительно производится фиксация сокращений стапедиальной мышцы, отвечающей на звуковой сигнал.

Кормление новорожденных в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденного следует как можно чаще прикладывать к груди для того, что бы он «насосал» для себя больше молозива и молока. Приложить к груди ребенка желательно сразу же после рождения. Даже нескольких капель молозива, попавших ему в ротик в первые минуты жизни, будет достаточно, чтобы защитить его от микробов и бактерий, атакующих кожные покровы и слизистые оболочки младенца после его появления на свет. Молозиво вырабатывают грудные железы все последние месяцы беременности и первые дни после рождения ребенка. Оно содержит достаточно иммунных веществ, защищающих малыша от микробов, с которыми он сталкивается сразу после рождения.
В первые дни жизни новорожденного происходит снижение массы тела. Желудок младенца пока слишком мал и ребенок вполне наедается молозивом.
После налаживания кормления (при достаточном количества молока у матери) младенец начинает набирать вес. Количество мочеиспусканий в норме должно быть 10-20 раз в сутки, а стул может быть до 10 раз. Размер стула приблизительно равен кругу, который получится, если соединить большой и указательный палец (жест «О`кей»). Все это является гарантией того, что малыш потребляет молока достаточно для того, чтобы расти и развиваться. Со временем выход кала будет происходить реже, а объем стула ребенка увеличится, но к той поре появятся другие способы определить, что малыш в порядке и ему хватает молока. Чем чаще прикладывать младенца к груди, тем больше молока выработается у мамы.

Как развивается зрение ребенка в утробе

Зрительные нервы и зачатки глаз начинают появляться уже на второй неделе беременности, то есть ещё на стадии эмбриогенеза.

Примерно к концу 1 месяца у плода формируются хрусталики, на 3 месяце – налаживается полноценное кровоснабжение. Склеры и веки оформляются примерно к 5-6 месяцу.

Иногда пишут, что ребенок начинает видеть уже в утробе, но это не совсем так, поскольку, во-первых, сначала должен сформироваться зрительный центр в головном мозге, во-вторых, в течение всей беременности он находится в своеобразной камере депривации, то есть слышит все приглушенно и ощущает себя в полумраке. Хотя сквозь плотно закрытые веки его глаза уже могут различать свет и тьму.

Появившись на свет, ребенок имеет идентичные взрослым органы зрения и отделы головного мозга. Вот только они ещё несовершенны.

Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать?

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос

С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение

Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Изменение зрения у новорожденных по месяцам

Зрительная система ребенка, как, впрочем, и весь его организм, постепенно развивается и укрепляется. Рассмотрим, что именно и как видят младенцы по мере подрастания.

Возраст (месяцы)
Что видит младенец
1
Взгляд становится осмысленным. Ребенок способен фокусировать взгляд, следить за крупным предметом на удалении не более 60 см.
2
Может подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, следит за его перемещениями

Узнает маму и других членов семьи.
3
Появляется реакция на цвет, его внимание привлекают яркие игрушки. Распознает красный и желтый цвета

Поворачивает глазки вслед за движением игрушки.
4
Может долго рассматривать понравившуюся игрушку. Начинает различать синий, зеленый, а затем и другие оттенки. Формирование зрения идет параллельно со становлением моторики – ребенок пытается ухватить то, что его заинтересовало
5
Формируется стереоскопическое зрение – малыш способен ориентироваться в пространстве, зафиксировать взгляд на игрушке, оценить расстояние до нее и дотянуться. Он видит предметы вблизи и вдали, узнает людей и предметы. В этом помогает и возросшая мобильность – ребенок переворачивается, ползает, пытается вставать. Расширяется цветовая гамма.

Первый год жизни – самая ответственная и интенсивная пора формирования зрительной системы. Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить, как видит ребенок в 3 месяца, в 6 месяцев и в год. Зрение годовалого ребенка уже во многом напоминает зрение взрослого человека.

Физиологическая дальнозоркость, остающаяся после родов, окончательно исчезает в среднем к 3 годам. Но полностью формирование зрительной системы заканчивается только к 6-7 годам.

Забота природы

Все малыши рождаются с частично недоразвитыми органами зрения и слуха. Тоже самое можно сказать о детенышах животных. Матушка природа выбрала такой уникальный способ защиты от чересчур ярких эмоций, с которыми кроха может столкнуться в момент появления на свет. Нахождение долгих 9 месяцев в мамином животике, вырабатывает у малыша привычку к темноте.

В основном ребенок не различает цвета, может слышать только резкие звуки. Природа тщательно защитила грудных детей, ограничив эти органы чувств. Через несколько месяцев привыкания к окружающему миру они самостоятельно восстанавливаются, доходя до нормы. Этот процесс происходит довольно медленно. Маленький организм улучшает свои функции примерно 6 месяцев.

Советы и рекомендации

  • Не переживайте, если до полугода у ребенка немного косят глазки. Это происходит из-за того, что у малыша еще формируется бинокулярное зрение и глазками он видит объекты как бы по-отдельности. К шести месяцам у ребенка формируется способность видеть картинку целостной, а легкое косоглазие проходит.
  • Если этого не произошло, покажите ребенка детскому офтальмологу. На основании клинической картины и опыта врач сможет определить, норма это или патология.
  • При установлении зрительного контакта старайтесь, чтобы малыш находился в вертикальном положении – взгляд лучше фокусируется.

Не торопитесь и дайте ребенку хорошенько вас разглядеть. Старайтесь держаться на расстоянии 20 см, это же касается предмета, который вы показываете.
Не меняйте резко образ перед малышом: например, если носите очки, не снимайте их

Малыш может напугаться и сначала не узнать вас.
Обращайте внимание на глаза ребенка: не допускайте попадание волосков, слизистых образований и инородных предметов.
Не прячьте ребенка от света – это заставит глазные мышцы работать, однако избегайте слишком яркого света, а также прямого попадания солнечных лучей.
Перед сном используйте ночник.
К месяцу жизни повесьте над кроваткой малыша игрушки на расстоянии 20-30 см. Периодически меняйте их

Это позволит развивать зрение, тренируя зрительную мышцу.
Чаще меняйте мимику при общении с ребенком.
Старайтесь вести себя спокойно, выражать положительные эмоции.
Чтобы проверить, все ли в порядке у ребенка со слухом, хлопните легонько возле ушка и посмотрите на реакцию малыша.
Наблюдайте за ребенком: реагирует ли он на голос, пытается ли отыскать источник звука.

  • Не включайте громко телевизор, если вы раньше любили включать его фоном, не делайте этого.
  • Несмотря на то, что первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки, старайтесь сильно не шуметь.
  • Обеспечьте малышу место для сна в тихом месте. Конечно, не стоит изолировать вообще все звуки, чтобы ребенок мог засыпать при небольших раздражителях, когда подрастет.
  • Как можно больше общайтесь с ребенком, пойте песенки, читайте стихи. Включайте классическую музыку. Это успокаивает малыша, а постоянное общение – отличный способ положить начало развитию речевой функции.
  • Сон – необходимая составляющая нормального развития зрительного и слухового анализатора. Чтобы быть уверенным, что ребенок не переутомляется под влиянием внешнего шума, узнайте у педиатра, сколько должен спать новорожденный.

Зрение новорожденного

В мамином животике тепло и темно. А после рождения дети попадают в светлый, яркий мир. Зрение у новорожденных совсем не четкое, размытое — благодаря этому кроха практически не замечает изменений. Точнее, он видит, что стало тепло, он видит очертания предметов и людей, но все это — словно в тумане. Он различает пятна, но не четкие контуры.

Только к 3 неделям появляется способность различать некоторые детали. Так, если склониться над малышом этого возраста, он уже сможет различить, что перед ним уже хорошо знакомое мамино лицо или другое, чужое. Мамино лицо кроха распознает первым, потому что именно она зачастую проводит с ним больше времени. Особенно пристально малыш изучает особенности внешности во время кормления.

Фокусировать взгляд малыш научится еще позже — не ранее 3 месяцев

Чтобы стимулировать его к этому, можно повесить над кроваткой мобиль — яркую карусель, которая будет привлекать внимание. Также зрение у новорожденных можно развивать, если повесить на стену изображения геометрических фигур и во время прогулок по квартире рассматривать картинки

Также после 3 месяцев ребенок учится различать первые цвета — желтый и красный. Постепенно цветовой спектр расширяется, и к полугоду зрение крохи уже становится полноценным.

Признаки правильного развития органов зрения

Итак, выделяют следующие признаки правильного развития зрения у младенца:

  1. глазные яблоки имеют одинаковый размер и расположены не на выкате;
  2. зрачки глаз имеют одинаковый размер и цвет;
  3. в возрасте 2 месяцев у младенца четко прослеживается способность фокусировать зрение.

Конечно, родители, в силу свой некомпетентности, могут не заметить некоторых особенностей развития. Именно поэтому в возрасте 6 месяцев (а по назначению педиатра — и ранее) необходимо посетить офтальмолога, который осуществит диагностику зрения и сможет прояснить, имеются ли какие-либо проблемы.

В этом вопросе чем ранее будет обнаружено отклонение от нормы, тем легче его устранить

Собственно, поэтому не стоит пренебрегать и ежемесячными визитами к педиатру — он может увидеть то, на что родители не обратят внимание в силу своей некомпетентности

Да и просто лишний раз услышать, что малыш развивается хорошо — почему бы и нет?