Лечение заикания у детей в домашних условиях – бесперспективное занятие

Вы должны понимать, что лечение заикания у детей народными средствами – это бесперспективное занятие. Все, что описывалось выше, имеет смысл только как дополнение к профессиональной психотерапии и занятиям с логопедом. Эти компоненты нужно сочетать между собой, – тогда вы получите наилучший результат.

Не стоит тратить время на попытки «лечения» ребенка дома. До того момента, как вам придется обратиться к врачу, расстройство уже успеет перейти в запущенную стадию, которую трудно откорректировать.

Чем старше ребенок, тем сложнее его вылечить, – важно не забывать об этом. Используйте народные средства, но используйте их грамотно, с умом и своевременно

Лечение заикания

Вопреки распространенному мнению, заикание поддается коррекции.

Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Если вы заметили, что речь ребенка нарушена, следует сразу же показать его специалисту. Лечение будет эффективным, если ребенку до 4 лет и оно начато не позднее полугода от появления признаков заикания.

Труднее справиться с нарушением у подростка и взрослого, но и здесь не стоит опускать руки.

Существуют различные подходы к коррекции, однако цель у них одна – синхронизировать работу речевых центров.

Для дошкольников это различные игровые упражнения, логопедические занятия, упражнения, направленные на мышечное и эмоциональное расслабление.

При работе с подростками, а также взрослыми людьми используют психотерапевтические приемы, медикаментозное лечение, иглоукалывание, лечебную физкультуру.

Справиться с нарушением речи вполне реально, приложив к этому силы и терпение. А доказательствами могут послужить примеры знаменитых людей, которые страдали заиканием, но смогли преодолеть свой недуг. Это Уинстон Черчилль, Брюс Уиллис, Элвис Пресли.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.)

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Причины и лечение

Существует несколько основных причин развития заболевания. Заикание, возникшее в детском возрасте, чаще всего (но не всегда) связано с логоневрозом — особой патологией, возникшей в результате глубокого нервного потрясения или длительного стрессового воздействия. Заикание, обусловленное логоневрозом, не закреплено физиологически. Иными словами, оно возникает только в стрессовых ситуациях, а степень проявления зависит от уровня эмоционального напряжения пациента. Такое невротическое заикание обычно лечится:

  • приемом успокаивающих и седативных средств;
  • приемом ноотропов и специализированных витаминных комплексов, улучшающих скорость реакции нервной системы;
  • сеансами с логопедом и, в некоторых случаях, психотерапевтом.

Как правило, этих средств достаточно для полного излечения или, по крайней мере, стойкой и длительной ремиссии, при которой пациент может не вспоминать о заболевании годами.

Однако нужно сказать, что какого-либо универсального метода лечения заикания не существует, особенно у пациентов во взрослом возрасте. Комплекс средств в любом случае подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей пациента. Хороший специалист отличается от посредственного именно умением правильно подобрать средства для каждого больного.

Рекомендуем также:

История вопроса

Первые диагнозы заикания или просто речевых нарушений ставились еще в античности. По преданию, страдавший заболеванием Демокрит сумел вылечиться, произнося речи с набитым камнями ртом. Но эта история так и осталась только вымыслом. На самом деле ни в античности, ни в гораздо позднее время, вплоть до конца 19 века, лечить заикание не умели.

Почему же медицина была бессильна?

  • Заикание — болезнь редкая, не заразная и не опасная. Соответственно, большинство врачей ставило перед собой другие задачи.
  • Уровень тогдашней медицины не позволял даже оценить причины и механизм развития заикания. Научной базы для лечения не было.
  • Случаи излечения были так редки, что все (и пациенты, и врачи) привыкли считать заикание патологией врожденной и неизлечимой. Следовательно, и занимались этой проблемой лишь немногие энтузиасты.

Но уже в XX веке медицина признала и актуальность, и принципиальную решаемость проблемы заикания. Появились и первые методики лечения заикания , которые продолжают совершенствоваться.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы  (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения  речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей.  Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой  достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических.  Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди  причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов  вызывающих заикание: 

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным  нарушениям в речи ребенка.

Как теперь лечат заикание

Лечение заикания обязательно должно совмещать медицинскую и педагогическую коррекцию. Только при такой совместной работе можно получить результат в максимально короткие сроки и, что самое главное, с гарантией того, что нарушение больше не появится.

До начала  медицинской коррекции, обычно, необходимо пройти обследования. В зависимости от состояния и неврологического статуса могут потребоваться следующие исследования: ЭЭГ (дневное) головного мозга, УЗДГ сосудов головы и шеи, различные биохимические показатели крови и некоторые другие.   

Медицинская коррекция включает в себя коррекцию биохимических нарушений с помощью нутрицевтических препаратов и при необходимости фармацевтические препараты в случае тяжелых нарушений. При необходимости — рефлексотерапевт, остеопат, массажист, мануальный терапевт.

Педагогическая коррекция включает в себя  занятия с логопедом, лого массаж, при необходимости подключаются специалисты: дефектологи, нейропсихологи, клинические психологи.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Лечение

Навсегда избавится от дефекта можно только в детском возрасте. У взрослых процесс будет длительным, трудным и не гарантировать долговременного результата. Здесь сказывается сила привычки, ведь мозг настроен на постоянное заикание.

К терапии нужно подходить комплексно. Только занятия с психологом или логопедом улучшат речь, но не помогут вылечить недуг. Для лечения необходимо обратиться еще и к невропатологу, остеопату и физиотерапевту.

Этапы коррекции заикания:

  • Установление причины и полное обследование.
  • Коррекционно-педагогическая работа – должна включать в себя артикуляционную гимнастику, логопедические упражнения и психологическое воздействие.
  • Оздоровление организма в целом.
  • Реабилитация и закрепление результата лечения.

Процесс восстановления ритмики речи длителен и требует регулярных занятий. Родитель должен поддерживать ребенка, говорить ласково и медленно. Необходимо ограждать ребенка от стрессовых ситуаций и условий, которые привели к заиканию. Повторение нервного напряжение может привести к рецидиву.

Что такое заикание

Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.

Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика — всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное — заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее — заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное — заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Медикаментозное (поддерживающее) лечение

Использование лекарственных средств значительно облегчает процесс лечения: лекарственные препараты воздействуют, в основном, на причинные факторы болезни. Медикаментозную терапию при заикании назначают очень аккуратно, только при необходимости. Если возможно, этого стараются избегать.

Лекарственные препараты не влияют на заикание: их цель – те патологические процессы, которые лежат в изначальной его основе. Вот группы препаратов, которые могут быть использованы в лечении заикания у взрослых:

– седативные средства;- спазмолитики (очень редко, – только при определенных формах заикания);- транквилизаторы;- нормотимики (препараты, нормализующие настроение).

Особенного внимания заслуживают седативные препараты и транквилизаторы. Первые применяются почти во всех случаях: при любом варианте, заикание будет связано со стрессом. Заикание возникает на фоне стресса, и к стрессу же приводит – это классический порочный круг. Успокаивающие препараты, в определенной степени, могут разорвать этот круг, облегчая тем самым процесс лечения.

В зависимости от того, насколько беспокоит вас ваша проблема, вы можете использовать для лечения заикания у взрослых лекарства на основе трав или синтетические препараты. Последние обладают более мощным действием, однако и побочных эффектов у них намного больше.

Транквилизаторы (изначально препараты, призванные устранять чувство тревоги) также обладают седативным эффектом. Параллельно с этим они помогают сориентироваться на положительный результат лечения. Больные нередко изначально уверены в безуспешности своих попыток – это категорически неверный настрой. Если у вас не получается избавиться от него собственными силам, вам стоить рассказать об этом своему врачу (конечно, если он сам не заметит этого).

Стоит еще раз повторить, что вылечить заикание может только сам больной. Все усилия врача, лекарства и прочие вспомогательные средства – это не более чем обязательная поддержка. Прислушивайтесь к советам врача, строго выполняйте назначения и комбинируйте все элементы лечения – только так вы достигнете желаемого результата.

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр

Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

Виды заикания у детей

По проявлению различают такие формы заикания:

  • тоническая: характеризуется затяжными паузами, растягиванием гласных звуков;
  • клоническая: в этом случае ребенок не проговаривает отдельных букв или слогов;
  • комбинированная: такой недуг является наиболее сложным, в нем сочетаются признаки обоих видов.

По времени и постоянству проявления выделяют три вида заикания:

  • стабильное. Оно также называется привычным, проявляется постоянно;
  • нестабильное. Заикание в этом случае сопровождает стресс, ситуации повышенного эмоционального фона;
  • циклическое. Для такого вида заикания характерны периоды затишья, когда ребенок говорит спокойно, и эпизоды заиканий.

Механизм формирования

В основе возникновения лалоневроза лежит появление мышечных судорог органов, отвечающих за речеобразование. К этим органам относят:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо;
  • гортань.

В процесс также вовлекаются мышцы лица.

Причиной судорожных сокращений мышц речедвигательного аппарата становятся патологические процессы, возникающие в головном мозге.

Нормальную работу высшей нервной деятельности обеспечивает гармоничное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре и подкорке головного мозга. По ряду причин эта гармония может нарушаться, приводя к гипервозбуждению или преобладанию торможения в центрах речи. Незрелые, незащищенные речевые области у детей подвергаются такому воздействию в первую очередь, приводя к заиканию. Подобная подверженность также связана с отсутствием у детей тормозных условных рефлексов, что приводит к повышенной возбудимости и ее распространению.

В мозге существуют специальные нервные центры, отвечающие за речевую активность. Самые значимые из них:

  • центр Брока – голосовой, самая крупная речевая инстанция мозга. Приводит в работу мышцы и связки, формирующие речевую активность;
  • центр Вернике – слуховой. Участвует в распознавании собственной и чужой речи;
  • ассоциативный центр – анализирует сказанное и дает команду голосовому центру действовать.

Получается, что все три очага работают по кругу. Под действием голосового центра мы произносим фразу, при этом активизируется слуховой центр, заставляющий ассоциативный анализировать информацию. После анализа он позволяет снова включиться в работу голосовой области.

Это слаженный механизм, действующий строго и четко. Проблема возникает, когда изменяется скорость работы центров. Чаще всего это происходит из-за гипервозбуждения центр Брока. Увеличивается скорость его действия, что влечет за собой размыкание круга. Возбуждение переносится на близлежащие двигательные отделы коры мозга. Это приводит к появлению судорог. Затем голосовой центр расслабляется, круг снова замыкается.

Другая причина кроется в нарушении деятельности стриопаллидарной системы. Данная система отвечает за сокращение и расслабление мышц или за поддержание нормального мышечного тонуса и его перестройку. Если в ее работе происходит сбой, то это приводит к дисбалансу тонуса артикуляционных, дыхательных, голосовых мышц, вызывая их спазм. Они находятся в постоянном напряжении, что не может не отразиться на качестве речи.

Еще одна причина заикания – борьба между правым и левым полушариями мозга. Первое  отвечает за ритмичную, четкую речь, тогда как второе – за аритмичную. В норме правое полушарие должно подчиняться левому, но у заик они развиты одновременно хорошо, из-за чего вступают в конкуренцию. Нарушение закономерности их взаимодействия влечет за собой сбивчивость речевого ритма.

Заикание у детей: формы и причины возникновения

Заикание условно делят на неврозоподобное и невротическое.

Первое вызвано повреждениями мозга, связанными с его поражением в период внутриутробного развития, в процессе родов, раннем младенчестве.

Невротическое заикание обычно связано с какой-либо травмирующей психику малыша ситуацией, стрессом:

  • сильный испуг, потрясение;
  • семейные ссоры, развод родителей;
  • смена привычной обстановки, например школа;
  • конфликт со сверстниками;
  • долгое отсутствие родителей, особенно мамы и пр.

Вызвано заикание может быть и врожденной, передающейся по наследству слабостью речевого аппарата. И в таком случае говорят о врожденном заикании.

Неврозоподобное заикание проявляется тогда, когда малыш овладевает речью. Уже тогда у него возникают трудности с речью: он переставляет слоги, медленно пополняется его словарь. В период, когда формируются фразы, развивается заикание.

Обычно эти дети отстают в развитии. Они позже начинают не только говорить, но и ходить.

Ребенок, страдающий невротическим заиканием, начинает говорить вовремя, а то и раньше, чем сверстники. Обычно такие дети эмоционально неустойчивы, плаксивы, впечатлительны. Для них характерны робость, обидчивость, раздражительность, неуверенность в себе.

Заикание возникает внезапно, после какого-либо стрессового фактора.

Ребенок растет и начинает понимать, что он не такой, как все. Он стесняется своего дефекта, боится говорить, общаться, что только способствует прогрессированию заикания.

Точные причины, от чего у детей возникает невротическое заикание, полностью не изучены. Ученые считают, что оно как-то связано с нервной системой, нарушениями в ней, что и провоцирует мышечные судороги. Поэтому правильнее говорить не о причинах, а о предрасполагающих факторах заикания. К ним относятся:

  • нестабильность эмоций ребенка;
  • слишком строгое воспитание;
  • недостаток любви и ласки;
  • заикание у близких ребенка – здесь речь идет не о наследственности, а о подражании речи родителей, братьев, сестер;
  • двуязычие в семье;
  • слишком высокие требования к малышу.