6–9 лет

Ребенок готовится к школе и идет учиться. Он все больше ценит друзей и меньше эмоционально зависит от семьи. Но ему крайне важна поддержка, которую создают родители, и навыки, которые позволяют быть самостоятельным и ярким среди сверстников.

Одевание

Школьника мы учим его не только красиво застегивать все пуговки и поправлять одежду перед зеркалом, но и самостоятельно ухаживать за вещами. Вешать рубашки или блузки на плечики, чистить липким валиком брючки и сарафаны, надевать галстук или завязывать бант.

В этом возрасте ребенок начинает следить за детской модой, хочет быть стильным. Поощряйте это, обсуждайте вещи при выборе в магазине, предложите сыну или дочке самостоятельно собрать гардероб. Не за горами время, когда ребенок сможет сам покупать себе одежду и обувь.

Еда

Теперь ребенок учится не только красиво сидеть за столом, орудовать ножом и вилкой, но более полно обслуживать себя: положить в свою тарелку пюре, куриную ножку и ложку салата, налить себе и маме чаю, красиво выложить пряники на тарелку. В 6–9 лет (иногда раньше) дети начинают с удовольствием готовить простые блюда. Это время горячих бутербродов, пицц, оладушков, яичницы, простых манников и пирогов. Приготовление еды или сервировка стола помогают ребенку почувствовать себя самостоятельным и важным, дают уверенность в себе.

Гигиена

Младшие школьники все еще нуждаются в контроле во время настоящего купания и мытья головы, но умываются и чистят зубы уже сами. Здесь должны работать навыки, которые вы заложили в более раннем возрасте. И все же за чисткой зубов по-прежнему стоит следить: от этого зависит их здоровье.

Установите в ванной таймер, который поможет чистить зубы не менее двух минут, напоминайте о правилах и порядке чистки. Научите детей пользоваться зубной нитью — теперь они справятся

Уделите особое внимание выбору щетки и пасты. В премиальной линейке Colgate есть опция для 6–9 лет со 100% натуральным вкусом, которая содержит фторид в соответствующем возрасту количестве и помогает укреплять эмаль появляющихся постоянных зубов

Эта паста не содержит глютена, парабенов, искусственных подсластителей и красителей, имеет вид прозрачного геля с мятно-клубничным вкусом и защищает зубы в период смены молочных на постоянные.

Вот так шаг за шагом дети учатся самостоятельности. Если мы заложим им правильные привычки, это не только поможет нашим мальчикам и девочкам стать независимыми, но еще укрепит их здоровье и благополучие в будущем. Поэтому не жалейте на это времени и выбирайте лучшее для детей!

https://youtube.com/watch?v=8_aXNmGeP1o

В рамках международной детской программы Colgate «Ослепительная улыбка на всю жизнь» правильной гигиене полости рта уже обучены более миллиарда детей в 80 странах мира!

Здоровье начинается со здоровой улыбки.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Как правило, освоение науки одевания поддается малышам не сразу и только примерно с двух-трех лет. В этом возрасте у ребенка проявляется настойчивое желание и стремление к самостоятельности, поэтому вам необходимо правильно отреагировать на это.

Рекомендации родителям:

1.

Что делать, если ребенок не хочет одеваться? Правильный подход к формированию у ребенка желания одеваться и проявлять самостоятельность избавит вас от постоянных уговоров ребенка что-либо сделать самому

Вам важно возбудить в нем интерес к одеванию, что обеспечит его естественное стремление сделать все самостоятельно

2.

Как научить ребенка одеваться в 2 – 3 года? В возрасте двух-трех лет это сделать будет проще всего, как утверждают детские психологи, поэтому именно сейчас необходимо обратить внимание на некоторые пункты. В частности, не следует подавлять инициативу ребенка, даже если он делает что-то неправильно

3.

Как научить ребенка одеваться, если он не знает как отличать левую и правую сторону? Очень часто бывает, что маленькие дети не способны различать левую и правую сторону, а потому они могут одеться достаточно неряшливо. В этом случае вы не должны проявлять негатив и сразу его одергивать. Если он хочет одеться сам, вы не должны ему мешать. Пусть он закончит одевание, и только потом вы можете ему показать, что некоторые вещи причиняют ему неудобство, потому что были неправильно одеты. Так он запомнит лучше и в следующий раз даже проверит, правильно ли он одевается.

4.

Какой должна быть одежда для ребенка? Хорошей рекомендацией о том, как научить ребенка одеваться самостоятельно, является приобретение удобной одежды для ребенка, которая не препятствует его одеванию. Так, если на кофте или рубашке слишком много пуговиц, то естественно, ребенку не будет интересно воспроизводить столько много скучных и однообразных действий. Ему проще взять и всю рубашку заправить в штаны.

5.

Как родителям научить ребенка одеваться? Учить ребенка одеваться также можно на куклах, что будет способствовать формированию у ребенка общего образа того, как должен выглядеть одетый человек. Полезно в процессе обучения использовать подсказки и естественное стремление ребенка к подражанию.

Особенности обучения в раннем возрасте

Учим одеваться в первый год жизни

При одевании совсем маленьких детей нужно обязательно комментировать действия, говорить названия всех элементов гардероба, описывать их качество и свойства. Cледует называть части тела ребенка: рука, нога; просить дать ручку карапуза, объяснить, что нужно просунуть ее в рукав кофточки

Совершенно не важно, может малыш это сделать или нет, умеет ли разговаривать, все запоминается в пассивном словаре

Комментарии во время одевания делятся на несколько этапов:

  • Предупредить кроху о своих действиях;
  • Комментировать действия и объяснять их;
  • Подводить итоги при достижении результата.

Не стоит от крохи требовать только самостоятельного одевания, следует показать, как делать это правильно. В таком трудном деле помогут игры, совместные действия с карапузом. Они могут включать помощь в направлении движения ладоней малыша, демонстрацию на игрушках. Как только становится видно, что ребенок начал действовать и у него все получается, это становится дополнительным стимулом для продолжения занятий. Взрослый может оказать помощь, только если у крохи возникают затруднения. Если все идет гладко, то не стоит отбивать охоту ребенка к самостоятельным действиям. Нужно обязательно хвалить малыша за любые достижения и успехи.

Важно! Можно давать малышу различные предметы для развития моторики: пуговицы, шнуровки. Такие манипуляции помогают не только развивать логическое мышление, но и формируют навыки одевания

Учим одеваться в раннем возрасте 1 – 3 года

После года ребенок в состоянии самостоятельно подавать взрослому нужные вещи, протягивать руки при надевании кофточки или футболки, поднимать голову при надевании шапочки. Обязательно следует продолжать комментировать все свои действия, привлекать ребенка к разговору со взрослым. В полтора года карапуз способен раздеться без помощи родителей.

Важно! Рекомендуется устраивать соревнования, кто быстрей оденется: дети или взрослые. Родителям обязательно показать свою заинтересованность в игре

К двум годам малыш поднимает две ручки для надевания свитера или платья, просовывает руки в рукава пальто или курточки, ножки в колготки с помощью взрослого, снимает практически все элементы одежды

Родителям важно не упустить момент, когда карапуз станет требовать для себя самостоятельных действий, ему захочется все делать самому. В это время нужно приступать к активному обучению, процесс будет происходить легко и интересно

Естественно, нужно приобрести наиболее простую одежду. Следует как можно чаще хвалить малыша за самостоятельность, тогда можно будет заметить существенные успехи к трем годам.

При обучении одеванию нужно учитывать микропроцессы. Например, до трех лет кроха учится надевать конкретные элементы одежды. Он не в состоянии полностью переодеться после пробуждения, но способен натянуть на себя трусики и колготки, брюки и носочки без помощи взрослых. Это и называется овладением микропроцессами. Одеться полностью на прогулку является целостным процессом, а надевание отдельных элементов одежды – микропроцессами.

Как избежать капризов?

Педагоги советуют: главное – одевайтесь без слез! Маленьким деткам необходимо постоянно двигаться, у них куча нерастраченной энергии, они не могут усидеть на одном месте. В итоге одевание и раздевание кажется им слишком утомительным и скучным занятием. Они выворачиваются, изгибаются, отказываться подчиняться взрослым и не желают выполнять самостоятельные действия. Если взрослый будет проявлять нетерпение, раздражительность, слезы неизбежны

Важно перевести обучение в игровую форму! Например, сказать, что штанишки волшебные, ножки являются поездом, который движется по тоннелям

Совсем маленького можно отвлечь яркими игрушками, которые обязательно привлекут его внимание. В этот момент нужно разговаривать, читать стишки и потешки, чтобы удержать внимание крохи

Не стоит из одевания делать проблему. По мере подрастания кроха стремится сделать что-то самостоятельно, он не может постоянно отказываться подчиняться. В 5 – 6 лет дошколята обязательно научатся справляться самостоятельно.

То, каким вырастет чадо, полностью зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться является не только процессом самообслуживания, но и важнейшим шагом в будущую жизнь.

Тонкости обучения

Дабы малыш не чувствовал неуверенности из-за того, что надевать ему предстоит большое количество вещей, первое время можно использовать принцип чередования – одну вещь надевает мама, другую – он сам. Аналогично можно поступать с носками – мама надевает на левую ногу, ребенок – на правую. А сделать процесс интересным поможет самостоятельный выбор наряда. Поэтому вечером мама с ребенком могут открыть шкаф с вещами и подобрать вместе костюм на следующий день. Крохе будет гораздо приятнее наряжаться в то, что он же и выбрал.

Чтобы ребенок научился действовать быстро, можно использовать таймер. Сначала родитель задает игровую ситуацию, например, сегодня малыш – пожарный, он должен как можно быстрее приехать на вызов, после чего засекает таймер, скажем, на 5 минут. Задача ребенка – уложиться в установленный срок. Родители не подгоняют его, но периодически показывают на часы, намекая, что существует временное ограничение, пожарник не может позволить себе собираться медленно.

Когда это задание стало получаться уверенно, игровая задача усложняется: теперь малышу нужно не просто быстро, но и аккуратно одеться.

Еще один вариант обучения – это соревнования. Родитель заранее готовит таблицу, на которой указывает, например, что Мишка надел брюки за 2 минуты, кукла Маша – за 1 минуту 30 секунд, и так далее. Клетка с именем ребенка пока остается пустой. Далее малышу делается задание – справиться с брюками и постараться сделать это быстрее, чем игрушки. Результат заносится в таблицу. Подобным образом можно проработать те действия, которые вызывают трудности, например натягивание колготок или продевание головы в горловину. Не обязательно приурочивать одевание к прогулке, ребенку будет интересно принять участие в импровизированных соревнованиях с игрушками.

Если же ничего не получилось и ребенок проиграл, следует успокоить его, «признавшись», что Мишка долго тренировался, поэтому и одержал победу. И предложить малышу тоже попробовать еще раз.

Обучить малыша одеваться и раздеваться самому – дело непростое, но очень важное. При правильном подходе и использовании игровых методов процесс становится увлекательным и веселым, а постоянная похвала отлично мотивирует к дальнейшим успехам

Поэтому очень важно не нервничать, не торопить ребенка, а подстраиваться под его ритм и постепенно повышать сложность заданий.

Одеваемся сами

Детки чувствуют, где можно не принимать участие и это заслуга родителей. Мы разрешаем не трудиться, списывая на маленький возраст, а они этим пользуются. Надо давать возможность проявить себя. Как сможет, так и сделает, зато САМ.

Конечно, мы не говорим о ребенке годовалого возраста или меньше, когда можно просто уложить малыша, напевая песенки или гремя любимой игрушкой, отвлекаем и успешно делаем свое дело.

Мы говорим о садовском возрасте – 3 года

Можно поэтапно ставить ему задачи. Например, сегодня пытаешься сам надеть куртку, завтра застегиваешь молнию, через некоторое время позволять самому решить задачу – надеть что-то или снять, застегнуть. Пусть через слезы, через капризы, но потихоньку, с нашей помощью, он сможет и ему в саду будет легче.

Застежки, пуговицы, молнии – самое важное с чего надо начать

К тому же, ребенка может завлечь игра с молнией, например, и он охотно будет её застегивать и расстегивать. Не забывайте, что дети подвижны, энергичны, любят игры.

Поиграйте с малышом, вызовите интерес к процессу одевания. Предложите игру «я еще маленький». В ней все делает мама, но не просто делает, а комментирует: «Сейчас я беру кофточку и надеваю на Сашеньку» и т.п. Ребенку станет интересно и он обязательно захочет поучаствовать, может не сразу, а подключится позже

Это не важно, важен результат

Обучаемся навыкам одевания в игре

Многие родители наверняка замечали, что уже в восемь-девять месяцев кроха с интересом начинает стягивать с себя носочки и пытается надеть себе на голову шапочку. Иногда этот процесс превращается для него в целую забаву – мама надевает на него носки – он их снимает и смотрит довольный в ожидании, когда же их ему опять наденут. С шапочкой та же история – стоит маме ее снять с его головы, как кроха с радостью напяливает ее на себя снова. И чем эта игра не повод начать обучение самостоятельному одеванию?

Первый этап – учимся снимать одежду

Есть детки, которые уже к полутора годам легко снимают с себя некоторые предметы гардероба – носки, шапочку (без завязок), штанишки, трусики и даже маечки. При попытке мамы догнать дитя и надеть на него все это обратно, оно весело улепетывает. Конечно же, снять всегда проще, чем надеть, но ведь это и есть первый этап, когда ребенок, приходя с прогулки, уже в силах сам снять с себя некоторые вещи. Вот и вмените ему это в обязанность. Но не торопливым «давай скорее», а в соревновательной форме – «давай кто первый».

Второй этап – учимся управляться с застежками

Сейчас в магазинах продают много разных игрушек и тренажеров для развития мелкой моторики. Коврики с замочками, молниями, пуговками, шнурочками, крючочками – самое «то», чтобы учить малыша застегиванию застежек на одежде. Если не нашли ничего подходящего в магазине – сделайте такой тренажер сами.

После игры в «раздевание» эти игры для мелкой моторики будут вторым этапом в обучении. Обычно к году пальчики малыша уже становятся более послушными, и поэтому развивать их в это время такими вот тренировками будет очень даже уместно. Вот увидите, к двум годам (если заниматься не меньше трех-четырех раз в неделю) кроха будет легко справляться с липучками, кнопочками и молниями. Некоторые особо талантливые осваивают даже пуговки.

Третий этап обучения в игре – это одевание

В куклы должны играть не только девочки, но и мальчики. Ведь именно на куклах очень легко научиться одеваться. Начните с раздевания. С этим заданием кроха справится быстро. Потом попросите ребенка одеть куклу самостоятельно. Помогите ему, покажите, как это легко сделать, подбадривайте и хвалите малыша, если у него все получается, и не смейтесь, если что-то в процессе у него пошло не так. Со временем эта игра увлечет малыша.

Собираясь на прогулку в очередной раз, попробуйте схитрить и одеть какую-нибудь вещь на малыша неправильно. Например, штанишки начните надевать ему на руки, а потом на его удивительный возглас скажите, что совсем забыли, как это делать правильно и попросите его напомнить и показать. Эта игра обязательно понравится крохе и он с удовольствием в нее втянется, а втянувшись, и сам не заметит, как стал одеваться самостоятельно. Правда, маме придется помогать ребенку на первых порах натягивать рубашку, платье и свитер, но согласитесь – и это уже прогресс.

Оденусь без маминой помощи

В садике с карапузом не станут так церемониться, как дома. Все детишки одеваются и обуваются сами. Конечно, воспитательница будет рядом и в случае чего поможет, но лучше, чтобы малыш мог обойтись без посторонней помощи.

Порой на то, чтобы одеться, у ребенка может уйти целый час. Вначале он будет искать одежду, затем заиграется, потом наденет штанишки задом наперед, а кофту шиворот-навыворот… У мамы есть два выхода: терпеливо ждать или быстренько за 2 минутки одеть ребенка самостоятельно. Догадываешься, как лучше поступить? А чтобы ускорить процесс, есть разные хитрости. Допустим, мама ставит таймер – и вы должны одеться, пока не прозвучит сигнал. Можно одеваться наперегонки. Малыш, конечно же, победит! Но прежде убедись в том, что ему под силу справиться со всеми застежками, пуговицами и шнуровками на одежде.

Читай также: Развитие самостоятельности ребенка. Как помогать и не мешать

Лучший способ обучения – это, разумеется, игра! Для деток есть специальные приспособления, их называют «бизборд» или «бизиборд». От английского слова busy – занятой. Действительно, малыш может заниматься с этой доской часами. На ней могут быть собраны самые разнообразные замки, механизмы и защелки, шнуровки. Все это ребенок будет встречать в реальной жизни. А благодаря тренировкам, сумеет быстро справиться с новой застежкой. Ну, может, зашнуровать шнурки под силу далеко не всем трехлеткам. Хорошо, что есть обувь на липучках. А тем временем карапуз как следует натренируется.

Еще с одеваниями помогут игры. Пусть кроха попробует завязать шарфик мишутке, надеть ему носочки, рукавички или футболку!..После таких тренировок твой ребенок будет собираться на улицу значительно быстрее, а главное, без твоей помощи, самостоятельно. Как взрослый! 

Полезные советы для мам и пап

Так как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 или 4 года – задача не одного дня, нужно подходить к её выполнению творчески. Можно использовать в процессе обучения игры, небольшие хитрости и уловки.

  1. Сделайте тренажёры. Это специальные «гаджеты», которые помогают совершенствовать тонкую моторику. Выглядят они как две половины плотного материала, к которым пришиты застёжки-молнии, липучки, крючочки, пуговицы, шнурки и пр. Ребёнок играет, а заодно тренируется и разрабатывает пальцы.
  2. Подготовьте «шпаргалку». Если ребенок одевается слишком медленно и никак не может запомнить очерёдность действий, нарисуйте или купить плакат, на котором изображён алгоритм одевания и раздевания. Повесьте его на шкаф в детской комнате и предложите малышу использовать его в качестве подсказки.
  3. Устраивайте соревнования. Сборы на прогулку можно превратить в весёлый конкурс: кто быстрее оденется. Конечно, мама будет «проигрывать» малышу, чтобы тот почувствовал себя более уверенным и самостоятельным. Затем правила можно усложнить: не просто быстро одеться, а ещё и аккуратно при этом выглядеть.
  4. Заранее готовьте одежду. Чтобы сборы в садик не превращались в настоящую пытку, заблаговременно подбирайте утренний костюм. Сделать это можно вместе с ребёнком, особенно если у вас подрастает девочка. Заодно вечером можно потренироваться в одевании и раздевании.
  5. Будьте гибкими в процессе обучения. Ребёнок не может овладеть навыком за один день. Поэтому нужно быть терпеливым, а также не стоит настаивать, если сегодня он что-то не хочет делать, отказывается одеваться самостоятельно. Предложите одеваться вместе, замените футболку красивой рубашкой и пр.

Ну и ещё один совет: не сравнивайте своего малыша с ровесниками. Да, одни дети легче усваивают навык одевания. Ну и что? Это не повод заставлять ребёнка, поторапливать или ругать его за медлительность. Умение всё равно придёт, ваша задача – помочь своему чаду почувствовать себя более взрослым и самостоятельным.

Сделайте плакат с утренним распорядком

Плакат с утренним распорядком может детально продемонстрировать вашему ребенку, что ему необходимо сделать, чтобы одеться. Разделите плакат на колонки, а затем нарисуйте каждый элемент одежды. Если вы плохо умеете рисовать, вы можете использовать фотоаппарат, чтобы сделать снимки одежды, а затем наклеить их на плакат. Убедитесь в том, что вы размещаете рисунки или снимки в логическом порядке, чтобы ваш ребенок мог все понять самостоятельно. Например, вам не стоит размещать картинку с ботинками в первой колонке, так как, если ваш ребенок сначала наденет ботинки, он не сможет надеть штаны или носки. После того как вы закончите работу над плакатом, повесьте его на уровне глаз ребенка там, где он его гарантированно увидит.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – лень.

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

Ошибки родителей


Хвалите ребёнка за успехи и мягко объясняйте ошибки Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.

  • Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
  • Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
  • Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

18 советов, как научить ребенка одеваться

Учим ребенка главным действиям с одеждой: застегнуть молнию и пуговицы, надеть перчатки или варежки, носки, как по ярлыку определить у футболки или кофты лицевую и заднюю сторону, определить изнаночную и лицевую сторону колготок или носочков;
У детей могут возникнуть сложности с натягиванием штанин, длинных рукавов, колготок, в которых они просто путаются. В этом случае нужно несколько раз постепенно и правильно показать движения вместе с ребенком. Каждый шаг объясняйте подробно и медленно
Для малыша в два года достаточно несколько таких повторений, чтобы он понял и запомнил, как это действует;
При обучении уделите внимание отдельным деталям одежды. Это не только застежки, но и пояс, кармашки, манжеты, воротничок
Они должны быть аккуратно уложены или заправлены;
Приобретайте для малыша вещи с простыми застежками, с которыми он справиться сам. Для деток до трех лет подходящим вариантом станут липучки и крупные пуговицы, нижние элементы одежды на резинке. А варежки станут комфортнее перчаток;
Хорошо, если одежда будет с подсказками. Например, с рисунком или аппликацией спереди, разноцветными пуговками и петельками, большим кольцом на собачке от молнии и так далее;
Наберитесь терпения и спокойствия. Не ругайтесь, не смейтесь и не злитесь, если кроха делает что-то не так. Иначе отобьете желание учиться чему-либо. Ребенок испугается или начнет сильно капризничать;
Не мешайте ребёнку. Как считает популярный педиатр Комаровский, вмешиваться в попытки детей что-либо сделать нужно только, если это угрожает здоровью и безопасности крохи или кого-то другого;
Пусть ребенок познает, как делать правильно, путем собственных проб и ошибок. Если он сделал что-то не так, не спешите исправлять ошибку. А когда он уже наденет вещь, спросите, видит ли он, что здесь неправильно. Поинтересуйтесь, что нужно исправить, как это сделать;
Выдерживайте темп одевания, не торопите и не подгоняйте малыша. Если потребуется, внесите коррективы в режим дня, чтобы малыш успел спокойно собраться. Оставляйте больше времени перед сборами и перед выходом на улицу;
Если что-то не получается, подбодрите кроху. Поощряйте желания к самостоятельным действиям и проявления вкуса в одежде. Хвалите и отмечайте успехи ребенка. Говорите, что в этот раз получилось лучше предыдущего. Хвалите кроху, когда он именно сам надел вещь, выполнил задание или что-то сделал. Такая похвала – главный фактор при воспитании детской самостоятельности;
Помните, что малыши копируют поведение. Пусть кроха повторяет за вами. Одевайтесь параллельно. Например, вместе надевайте носки, кофту, штаны и так далее;
Чтобы ребенок запомнил, что и когда надевать, каждый раз собирайтесь в одинаковой последовательности. Повесьте в комнате или коридоре картинки-памятки с наклеенными предметами одежды в нужном порядке;
Если малыш не хочет одеваться сам, подтолкните кроху за счет совместного участия. Начните делать действие и предложите закончить самостоятельно;
Если ребенок продолжает терпеливо ждать, пока взрослый его оденет, и не хочет одеваться самостоятельно, применяйте методы адаптации ребенка к реальному миру. Скажите, что если он хочет гулять, значит, нужно одеться. Если он хочет кушать, нужно взять ложку в руки и так далее. А если он не оденется, то не пойдет гулять. Если не возьмет ложку, не поест;
Используйте различные игры и учите, играя. Малышу должно быть интересно, а не скучно. Можно использовать куклы, в том числе и бумажные, мягкие игрушки с разными видами одежды, чтобы усвоить порядок одевания. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями;
Найдите и проговаривайте различные стишки, потешки или считалки. Они займут и отвлекут маленького ребенка, пока вы одеваете кроху. Малышей постарше научат, где лево, а где право, как правильно одеть ту или иную вещь. Сегодня в интернете легко найти подобные стишки под каждый элемент, будь то варежки, сапожки, шапочка или пр.

Важно, чтобы потешка подходила по возрасту;
Соблюдайте принципы единства. Малыш должен одеваться самостоятельно везде и всегда, в независимости от места и времени

Не делайте за него действия которые он может выполнить сам!;
Аккуратно указывайте на неопрятность во внешнем виде и помогайте исправить это, поощряйте попытки контроля малыша за собственной одеждой и обувью, за порядком на полке и в шкафчике. Но не ругайте и не наказывайте кроху при отсутствии навыков, а при необходимости подсказывайте и помогайте.