Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

Методика Никитиных

Многодетная семья Бориса и Лены Никитиных и их система воспитания были в центре внимания в 70 – 80-х годах XX века. Именно в рамках семьи сложилась никитинская педагогика как система воспитания и интеллектуального развития ребенка. Хотя, по воспоминаниям детей Никитиных, никакой системы не существовало — был лишь небольшой набор принципов, основанных на здравом смысле, опыте поколений и педагогической практике.

Борис Никитин в свое время увлекался идеями Марии Монтессори и Макаренко и мечтал об открытии «трудовой школы», куда сразу после знакомства пригласил и Лену, свою будущую жену. Школа так и не была открыта в силу ряда причин, в том числе идеологических.

Чем же привлекла к себе внимание эта семья?

Методика Гленна Домана

Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.

Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.

  • Успех методики так впечатлил общественность, что ее решили применять в обучении здоровых детей.
  • Суть метода в том, что ребенок усваивает символы, понятия и факты, запоминая визуальную информацию, многократно показываемую ему в виде карточек, на которых изображены знаки, слова, математические и химические формулы, географические единицы, исторические события, животные и растения, планеты Солнечной системы и т. д. Взрослый быстро показывает карточки, четко произнося названия соответствующих объектов, и дает некоторые поясняющие комментарии.
  • Материал подается тематическими блоками (по дисциплинам), повторяется несколько раз с разной скоростью и постепенно усложняется, обрастая деталями. Предполагается, что таким образом можно вырастить гения, вложив в ребенка с любыми стартовыми интеллектуальными возможностями энциклопедические знания.
  • Доман и его последователи верили в то, что человеческий мозг наивысшими темпами развивается до 3 лет, а к возрасту поступления в школу этот процесс прекращается. И задача сопровождающего взрослого — родителя, педагога — успеть в первые 3 года вложить максимум знаний. Ребенок при этом выступает как пассивный объект обучения.
  • Активность ребенка, по Доману, проявляется в других занятиях — физических. На них он делал особую ставку, придерживаясь точки зрения, что они являются залогом успешного интеллектуального развития.
  • Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.

Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.

Коммуникативная методика

Разработанная в Кембриджском университете методика предполагает обучение только носителями языка, благодаря которой ребенок погружается в языковую среду. Первоначально была создана для изучения английского, но успешно используется при обучении другим языкам. Обучение идет при помощи уже изученного ранее материала, родной язык на занятиях практически отсутствует. Преподаватель использует различные вербальные и невербальные методы для донесения материала. Благодаря живому общению и высокой восприимчивости детского мозга, ребенок быстро начинает понимать материал. Методика отлично подходит для аудиалов.

Наибольшего успеха добиваются дети, которые обучаются по этой методике в рамках группы. Они слышат речь не только преподавателя, но и своих сверстников, что положительно сказывается на интересе ребенка к языку.

Плюсы:

  1. Возможность обучения как в группе, так и один на один;
  2. Достаточно быстрое освоение разговорной речи и ее применение;
  3. Благодаря активному использованию речи, ребенок развивает речевой аппарат, улучшается произношение в родном языке.

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Читать подробно о методике Глене Домана

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

https://youtube.com/watch?v=C0EWO2JuP7E

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет

Система развития Марии Монтессори

Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.

С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.

В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы. Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно. Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.

Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»

Методика Масару Ибука

Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.

Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.

Развивающие пособия «Школа семи гномов»

Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.

Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении

Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

Основные принципы подхода Гленна Домана

• Мозг ребенка — компьютер, запомнит все, что в него вкладывается.• То, что усвоено в раннем детстве, останется в памяти навсегда.• Любой ребенок может стать гением.• Раннее развитие — ключ к гениальности.• Начинать развитие ребенка необходимо как можно раньше, с самого рождения.• Мозг растет и развивается в работе, его рост заканчивается к 6 – 7 годам.• Все маленькие дети испытывают естественную потребность в познании, ее необходимо как можно раньше и как можно более объемно удовлетворить.• Лучшие учителя ребенка — родители.• Организованность, систематичность, последовательность, регулярность и хорошая подготовленность занятий.• Занятие заканчивается до того, как ребенок потерял интерес.• Разнообразие и новизна материала.• Создание родителями подходящей обстановки для занятий (чтобы ничего не отвлекало).• Занятия должны приносить радость обоим — и родителю, и ребенку.• Важно радоваться успехам ребенка и хвалить его за достижения. Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе

Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?

Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?

Что стоит учесть при выборе этой методики

  • В системе Домана совсем нет места творческим занятиям. Изобразительное, прикладное, музыкальное и танцевальное искусство вне сферы интересов в данной методике. Свобода самовыражения ребенка в ней не предусмотрена в отличие, например, от вальдорфской педагогики, которая, как вы уже сами увидели, является прямой антитезой подходу Домана.
  • Наконец, поскольку в рамках этой концепции в интеллектуальном развитии ребенок выступает как получатель знаний, а не активный их искатель, неистово следуя одной лишь методике Гленна Домана, жажду познания довольно легко не только проглядеть, но и заглушить, а вместе с ней — и любую познавательную инициативность в недалеком будущем.
  • Поэтому механическое копирование инструментария, предложенного Доманом, исключительно пассивная передача ребенку энциклопедических знаний без их осмысления вряд ли приведет к настоящему интеллектуальному развитию, которое является заявленной целью метода. Интеллект — это не набор разрозненных фактов в голове, а способность видеть в них взаимосвязи и самостоятельно выстраивать их, применять усвоенные знания и выработанные умения в решении задач самого разного рода — будь то интеллектуальные, профессиональные или социальные.

В век, когда благодаря цифровым технологиям информация может быть получена в течение считаных секунд, память на факты теряет свою ценность в сравнении со способностью быстро и грамотно анализировать информацию, а для этого ребенка нужно учить размышлять над тем, что он узнаёт, искать причинно-следственные связи и создавать новые смыслы. Механистически натренированный мозг на это не способен.

Воспитание ребенка

Вопросы воспитания ребенка в 7-8 лет в первую очередь направлены на выработку необходимых качеств для скорейшей адаптации в обществе, приобретения важных бытовых навыков.

В 7-8 лет важно развивать в ребенке самостоятельность и умение проявлять инициативу в бытовых вопросах. Воспитание этих качеств обычно происходит через привлечение мальчиков и девочек к домашнему труду

В 7-8 лет малыш может самостоятельно вытирать пыль, подметать, ухаживать за домашними животными и цветами, стирать свое нижнее белье и носки и т. д. Хорошо, если одно из описанных действий станет обязанностью ребенка, развивая чувство долга и добросовестность, ребенок будет видеть, что он полезен, чаще проявлять желание помочь.

Рассказывайте крохе, как важно уметь помогать другим людям, предлагать свои услуги в ситуациях, когда человек может стесняться просить о помощи. Развивайте понимание чужих эмоций, тренируйте умение проявлять заботу, сопереживание и т

д.

Отдельно нужно уделять внимание способности анализировать свои поступки, обдумывать возможные результаты до совершения действия. В этом возрасте малыш уже способен моделировать возможные последствия своих поступков, если его научить это делать

Чтобы научить ребенка оценивать свои поступки, можно использовать “метод рассуждения”. Для этого взрослый во время диалога с ребенком начинает рассуждать над предложением малыша или уже совершенном действии: рассуждает над тем, как поступок выглядит со стороны сына или дочки, потом рассказывает, почему это неприемлемо на взгляд родителя. Суть метода заключается в научении крохи анализировать не только собственные интересы, но и отношение к действию со стороны окружающих.

Вслед за вами малыш научится обдумывать поступки и действия с разных сторон, сначала вслух. После того, как умение станет привычным — малыш начнет рассуждать сам с собой, вести “внутренний диалог”.

В 7-8 лет у ребенка могут проявиться проблемы, связанные с неуверенностью в себе. Малыш в этом возрасте начинает чаще задумываться над собственной внешностью, умениями, способностями. Не все малыши могут правильно оценить свой потенциал и начинают замыкаться, испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, не могут завести друзей. Для решения этой задачи взрослым нужно подчеркивать сильные стороны ребенка, говорить ему о своей любви, научить правильно выстраивать отношения со сверстниками.

В этот период хорошо на уверенность ребенка в собственных силах влияет посещение различных спортивных секций на выбор малыша. Любой спорт использует в тренировочном процессе философию, мотивацию, учит перебарывать собственные страхи и слабости. Занятия с опытным тренером могут изменить отношение малыша к собственному телу, способностям.

Если сын или дочка не хочет посещать спортивную секцию, можно предложить ходить в танцевальный или творческий кружок. Суть этого метода в том, что ребенок будет видеть свои успехи, поймет, что у него получается что-то лучше, чем у других, будет расти уверенность в своих способностях.

Рассматривая воспитание ребенка 7-8 лет, стоит обсудить вопрос помощи ребенку в уроках. В первые годы учебы вряд ли удастся избежать постоянных просьб о помощи с домашним заданием. Главное условие этой помощи — быть советчиком, а не исполнителем. Для решения сложного задания предложите сыну или дочке решить подобное задание на примере вместе с вами. Придуманную задачу подробно объясните, донесите до ребенка смысл действий, после чего попросите повторить на задании из школы.

Многие родители жалуются, что не могут понять, как детям объяснить задачу на их уровне, помочь усвоить схему решения, принятую в современной школе. Тут есть 2 пути. 1-ый — внимательно изучить учебник. Большинство современных обучающих пособий содержат в себе четкую схему решения задачи, после чего ребенку предлагается решить подобные упражнения

Обратите внимание крохи на изложенное в примере. 2-ой способ — обратиться к знаниям сына или дочки

Спросите, как ему объясняла учительница тему на уроке, каким способом решения она пользовалась.

Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.