Как в других странах

Несмотря на то, что большинство современных народов указывает происхождение человека лишь патрилинейно, во многих культурах встречалось или встречается определение рода по материнской линии. Полностью матрилинейные общества существуют в некоторых странах Азии. Так, представители индонезийского народа минангкабау наследуют от матери не только имя, но и земельные наделы, а также другое имущество.

Как полагает Д.В. Сичинава, примеры сохранившихся до наших дней матронимов можно найти у скандинавов. Например, датский конунг Свен Эстридсен (то есть, буквально сын Эстрид), живший в XI веке, носил такое имя, так как его мать происходила из гораздо более знатной и влиятельной аристократической семьи, чем отец – некий ярл Ульф. Вышеупомянутая Эстрид была сестрой легендарного короля Дании, Англии и Норвегии Кнута Великого, этот факт давал ее сыну право претендовать на престол.

Многие испанцы и латиноамериканцы носят по две фамилии. Обычно первой они указывают отцовскую, а следом – материнскую, но иногда по тем или иным причинам одна из фамилий опускается. Так, знаменитый художник Пабло Руис и Пикассо стал широко известен именно как Пикассо.

В Англии XVI-XVII веков фамилия матери традиционно записывалась в документах в качестве второго имени ребенка. В XIX веке этот обычай перешел и в США вместе с множеством британских эмигрантов.

«Даже мужья при заключении брака, давая свою фамилию жене, вместе с тем нередко берут ее фамилию в качестве своего среднего имени, т.е. происходит символический обмен именами. Например, Джейн Рид выходит замуж за Джона Смита и получает его фамилию Джейн Смит, а он берет ее фамилию в качестве среднего имени, и теперь его зовут Джон Рид Смит. У четы рождается сын и получает имя Уолтер Рид Смит, т.е. девичья фамилия матери опять-таки включается в его полное имя», – так описал эту традицию в своей статье философ М.Н. Эпштейн.

Вообще, во многих странах мира отчества просто не существуют. По примеру Западной Европы российские СМИ, формирующие языковую культуру населения, также обычно не указывают патронимы, очевидно, считая их консервативным пережитком прошлого.

Будет ли принят закон о матчестве?

В интернете была организована петиция с целью собрать подписи в пользу введения закона о матчестве. Пока проект не получил широкой поддержки, поскольку его сильно осуждают сторонники традиционных семейных ценностей. В России принято давать отчество только по отцу, и нарушение этого правила в патриархальных семьях неприемлемо. Особенно сильно матронимы осуждаются верующими людьми.

Одновременно с этим девушки всё чаще задумываются о матчестве. Согласно опросу, проведённому на женском форуме, 9% участниц однозначно одобряют матронимы. Столько же высказываются категорически против

Другие же относятся с осторожностью к этому явлению

Пока нельзя сказать точно, будет когда-нибудь в России официально разрешено давать ребёнку матчество. Вполне возможно, что через какие-нибудь 30 лет Мариевичи, Екатериновичи и Анастасиевичи станут для нас так же привычны, как Александровичи, Сергеевичи и Ивановичи.

А как вы относитесь к матчеству?

Закон можно обойти

Современное российское законодательство в данном вопросе поддерживает мужчин. Статья 58 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» однозначно утверждает: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

Предусматривает кодекс и такие случаи, когда отцовство ребенка официально не установлено. Тогда имя малышу дает его мать, как и свою фамилию. А вот отчество «…присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка». То есть, женщине приходится буквально придумывать своему малышу патроним, если она, например, сильно обижена на бывшего мужчину и больше не хочет никогда даже слышать его имени.

Основываясь на действующем законодательстве, органы ЗАГС должны отказывать матерям в праве на присвоение матронимов. Но закон, как это часто происходит, можно обойти. Например, вышеупомянутая Мария Чернобровкина нашла в словарях мужской вариант своего имени – Марий, а также напомнила сотрудницам ЗАГС о писателе, которого звали Эрих Мария Ремарк, и древнеримском военачальнике по имени Гай Марий.

Что касается Анастасии Анновны, то при смене патронима на матроним она сослалась на мужское имя Ан. А Юлии Даниловой даже не пришлось ничего объяснять: в современной России многие мужчины являются тезками легендарного полководца Юлия Цезаря или известного кинорежиссера Юлия Гусмана.

Так что имен, имеющих подобные «парные» аналоги, при желании можно найти немало. Кроме того, сама 58 статья Семейного кодекса РФ содержит оговорку, позволяющую сослаться на национальные традиции.

Без отца и без отчества

Сменить отчество в зрелом возрасте формально проще, нежели дать матчество новорождённому ребёнку — к этой практике у загсов крайне противоречивое отношение. С одной стороны, они идут навстречу одиноким матерям, лишь бы не ставить в графе «отчество» прочерк в том случае, когда биологическое отцовство не установлено. С другой — сохраняют жёсткое предубеждение против матчеств, у которых нет и не может быть аналогичных отчеств. Стать Валентиновной или Александровичем по матери можно, в регистрации Оксановича или Мариновны госслужащие почти наверняка откажут, мотивируя это тем, что «в школе засмеют» и «нельзя лишать ребёнка права на отца». Даже если ни биологического, ни приёмного отца на горизонте не видно, не говоря уже о более сложных вопросах гендера и воспитания.

В марте 2018 года жительница Режа Альмира Давлетханова дала полугодовалой дочери Мире матчество Альмировна, объяснив своё решение нежеланием «давать абы какое отчество»: «Я понимала, что не будет участвовать в нашей дальнейшей жизни». Работники загса не стали препятствовать Давлетхановой, сославшись на то, что в татарском и башкирском есть мужское имя Альмир, а потому аналогичное матчество в их глазах выглядело ничем не из ряда вон выходящим. Аналогично москвичка Юлия Данилова записала в свидетельстве о рождении своей дочери матроним: Искра Юльевна.

Совсем отказаться от отчества Семейный кодекс не позволяет, но и тут встречаются исключения. В 2012 году правительство Бурятии выпустило постановление, позволяющее давать полные имена в соответствии с бурятскими национальными традициями — образовывая фамилию ребёнка от фамилии отца или матери. Таким образом, граждане республики могут игнорировать русифицированные отчества, хотя на практике этой опцией пока пользуются немногие. Советская традиция Ф. И. О. оказалась живучей.

По примеру русских князей

При всем консерватизме патронимов, который отмечают многие исследователи, во времена Древней Руси наряду с отчествами существовали и матчества. Например, М.В. Голомидова считает, что матронимы можно рассматривать как «интуитивное оживление варианта, который действительно существовал в прошлом».

Кандидат филологических наук Дмитрий Сичинава написал работу «Когда матчество заменяет отчество», которая вошла в образовательный курс «Рождение, любовь и смерть русских князей», опубликованный 25 июня 2015 года в рамках проекта Arzamas.academy

Ученый обратил внимание, что в древнерусской культуре встречалось употребление матронимов, если это имело значение для определения социального статуса или наследственных притязаний конкретного человека

«Простейший случай – внебрачный ребенок: например, у князя Ярослава Владимировича был сын, Олег Настасьич, рожденный от наложницы Настасьи, которому отец желал передать престол», – написал Д.В. Сичинава.

Матронимы использовались и в случае законного брака, если личность матери имела принципиальное значение для судьбы человека по той или иной причине. Так, младший сын князя Мстислава Великого упоминается в летописях XII века как Владимир Мачешич (то есть, сын мачехи, которой его родительница приходилась старшим сыновьям отца). Данное именование подчеркивает, что этот сын князя был рожден от второй жены и не имеет таких же прав на наследственный удел, как другие Мстиславичи.

Использование матронимов часто зависело от положения женщины-матери в семье и отношения к ней в обществе. И сложно найти в русской истории женщину, которая являла бы такой же пример социально-политической активности как Марфа – вдова новгородского посадника Исаака Борецкого. Как известно, она возглавляла народное движение, противодействовавшее попыткам Ивана III Васильевича (1440-1505 гг.) распространить власть Москвы на Северо-Западную Русь. Неудивительно, что сына знаменитой Марфы-посадницы земляки уважительно величали не только Дмитрием Исааковичем, но и Марфиным – по имени матери.

Так, автор Типографской летописи, составленной в XVI веке священнослужителями Троице-Сергиева монастыря, написал: «Тѣмъ же повелѣ главы отсѣщи: Дмитрею Борецкому Исаковичю Марфину и Василью Губе Селезеневу, Еремѣю Сухощоку, Кипреяну Арзубьеву и иныхъ товарищевъ…».

Отца как бы и не было

В начале 2020 года различные СМИ опубликовали информацию о семимесячной жительнице Томска, которую зовут Елизавета Марьевна Чернобровкина. Поскольку отец девочки не захотел принимать никакого участия в ее судьбе, малышка получила не только фамилию матери, но и матроним, образованный от имени самого близкого для нее человека.

Сама Мария Чернобровкина считает, что женщины должны получить право выбора: называть ребенка в честь человека, который отказался взять на себя ответственность и является лишь биологическим отцом, или давать детям матчества. Многие россиянки сами воспитывают и обеспечивают своих детей, и они не понимают, почему в современном российском обществе вопрос об альтернативной возможности присвоения матронимов юным гражданам вызывает такую острую дискуссию.

Хотя не обо всех подобных случаях становится известно прессе, они постепенно приобретают характер тенденции. Например, жительница Барнаула Анастасия два года назад, как только ей исполнилось 18 лет, официально отказалась от своего отчества и взяла матчество. Теперь она не Александровна, а Анновна – в честь матери. Как объяснила девушка свой поступок представителям СМИ, она даже не видела своего отца, поэтому не считает нужным называться по его имени.

Восемь лет назад москвичка Юлия Данилова дала своей дочери необычное и красивое имя Искра, а в графе, предназначенной для отчества, записала – Юльевна, в свою честь.

Постепенно все больше россиянок сходятся во мнении, что устоявшаяся в патриархальном обществе традиция давать ребенку лишь отчество, ущемляет права женщин. Они считают, что всем родителям, в том числе воспитывающим детей в полных семьях, необходимо предоставить возможность выбора.

Как вас по матушке?

Матронимы в дореволюционной России отнюдь не были редкостью, особенно в глухих деревнях, где писарей гораздо меньше заботили мизогинные соображения правителей. «Сильнее была привычка называть людей по главному в роде. А кто главный в роде? Тот, кто был постоянно с детьми, тот, кто занимался жизненным укладом», — поясняет Андрей Власов, заведующий кафедрой фольклора ИРЛИ РАН. Он также указывает на то, что матчества помогали избежать общественной стигмы или просто были удобнее: «Может быть, у матери несколько детей, и все от разных … Тогда называли именно по женскому имени. Есть Андрей — но Андреев в деревне много. Так чей Андрей-то? Да Палахин или Палашин». В советское время документооборот стал более жёстким и эта привычка отмерла. Тогда же под запретом, по сути, оказались национальные традиции образования имен туркменов, таджиков и монголов, уступив место предельно формализованной тройке, ныне известной как Ф. И. О.

У отчеств в современной России остались, по сути, две функции. Первая — официальная: отчество, наряду с другими паспортными данными, позволяет однозначно идентифицировать человека. Вторая относится к традиционному этикету: обращение по имени и отчеству считается более уважительным. Ни то ни другое как будто не мешает взять матчество вместо отчества, но может ли гражданин РФ сделать это по закону?

Фамилии — новые отчества

Не секрет, что очень многие фамилии — не что иное, как вчерашние отчества (патронимы) и матчества (матронимы). И у тех, и у других была вполне чёткая прикладная функция — указывать на право наследования. В матрилинейных обществах (то есть тех, где имущество наследуется не по отцовской, а по материнской линии) дети вместе с именами получали матчество. Эта традиция сохранилась у некоторых народностей Индии и Бангладеш.

В большинстве стран патриархат взял своё, но следы матчеств можно найти в языках самых разных народов мира: романских, германских, кельтских, славянских, семитских, арабских (пророк, отождествляемый с Христом, в исламе носит имя Иса ибн Марьям, то есть «Иисус, сын Марии»), а также языках Юго-Восточной Азии. Где-то они выражены более ярко: матчества до сих пор используются в Индонезии, Филиппинах, Вьетнаме — в качестве среднего имени новорождённый получает девичью фамилию матери. В других культурах сохранились в виде фамилий, образованных от женских имён. Таких найдётся достаточно и в русском языке: Катины, Маринины и Татьянины.

Как получить матчество?

Чтобы малыш получил матчество, необходимо, чтобы был мужской вариант имени матери. Например, Александр-Александра, Евгений-Евгения. Но отчество по своему имени получится дать и обладательницам других имён. Например, есть мужские имена Марий, Дарий, Анастасий и др. Если женщина докажет, что отчество образовано от мужского имени, то никаких проблем с регистрацией не будет.

Однако противники этого явления утверждают, что ребёнку с матчеством жить будет непросто. В школе его могут начать дразнить сверстники, позднее непривычное на слух отчество будет вызывать улыбку у окружающих. Но уже при получении паспорта в 14 лет можно отказаться от матронима.