Основная цель наказания

Правильное наказание позволяет сформировать у ребенка представление о границах дозволенного, избежать эгоистического, неуважительного отношения к другим людям, а также поможет ребенку научиться организовывать себя. Отсутствие наказания приведет к тому, что родители в течение определенного времени просто будут накапливать в себе раздражение, негативные эмоции, которые рано или поздно всё равно выльются в наказание. С большой вероятностью это будет именно применение силы, что для ребенка станет трагедией.

Если ребенка не наказывать, он не будет чувствовать заботу о себе, поскольку он вполне вероятно будет считать, что родителям всё равно, что он делает. Снисходительность родителей не приводит к изменению поведения, а только к конфликтам. Поэтому в жизни ребенка обязательно должны быть определенные правила, ограничения и запреты.

История: как наказывали детей на Руси и в России

Для начала попробуем рассмотреть то, какую точку зрения имели наши предки насчет наказаний своих детей. До 21 века, людей мало заботила гуманность, когда дело касалось воспитания детей. Раньше у людей не было проблем с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый, даже, казалось бы, невинный проступок полагалось то или иное наказание. То, что сегодня многие родители считают дозволенным поведением – плач в общественных местах, нежелание есть ту или иную пищу, для наших предков было подходящим поводом, чтобы лишний раз указать ребенку его место.

Избиение розгами. На Руси считалось, что наказание розгами «вострит ум», что только идет на пользу ребенку. С момента принятия «Домостроя» – уникального сборника советов для бытовой жизни русского человека, принятого в качестве основного закона, и до начала XIX века было принято, что каждую субботу взрослые должны «бить детей нещадно» – для профилактики. Даже, когда дети вели себя образцово, им все равно полагалась еженедельная порка.

Моральное унижение. Как бы это странно не звучало, но многие дети в то время предпочитали розги или удары ложкой по лбу, чем словесные унижения. Наши предки были специалистами в плане того, как унизить ребенка морально. К примеру, маленького проказника или лентяя могли нарядить в отличавшийся от общей формы костюм или повесить на грудь специальную табличку, на которой были написаны не самые приятные выражения. Естественно, что подобные счастливчики терпели оскорбления не столько от взрослых, сколько от своих же ровесников.

Лишение ребенка еды. Довольно жестокое наказание для нашего времени, однако, во времена Царя, и вплоть до середины XIX века это считалось действенным методом воспитания слишком дерзких детей. Когда ребенок переходил грань дозволенного, то родители гарантировали ему «персональные обеды» на следующие три дня. «Обеды» состояли исключительно из пары кусков хлеба и воды. Причем если ребенок не искупил свою вину за прошедшие три дня «диеты», то родители могли продлить сроки наказания.

Что касается времени наших бабушек и дедушек, то наверняка многие читающие эту статью родители застали такие наказания как: стояние коленами на гречке или горохе, воспитание отцовским ремнем со стальной бляхой, запреты на гуляния с дворовой ребятней и так далее.

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов.  В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.

Если наказаний слишком много

В равной степени отсутствие наказания и их излишнее количество не приводит к желаемому результату. В той семье, где ребенка наказывают слишком часто, есть два пути развития личности. Либо он вырастает запуганным, тревожным, несамостоятельным, он не понимает, что можно делать, а что нельзя. Либо же ребенок может не соблюдать нормы, бунтовать, в результате чего наблюдается асоциальное поведение. И первый, и второй вариант — это пример личности с психологической травмой. К ребенку, которого часто наказывают, с трудом удастся родителям найти подход, в результате будут возникать трудности с принятием ответственности, самооценкой, реализацией себя как личности.

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

Как правильно наказывать ребенка – советы

  • Соблюдать последовательность – наказание должно настигать за одни и те же проступки. Игнорировать меру не стоит, даже если в данный момент некогда заниматься воспитательными работами.
  • Учитывать тяжесть проступка – за обычное баловство или шалость, совершенную впервые, предупреждение. За повторное нарушение – меры посерьезней.
  • Ограничивать длительность наказания – ребенку следует сообщить, на какое время он наказан.
  • Согласовывать наказание с супругом – иначе один будет позволять, а второй не разрешать. Вместо ощущения себя виновным, ребенок начнет манипулировать взрослыми.
  • Демонстрировать положительное поведение – родители должны поступать так же, как требуют от ребенка.
  • Учитывать особенности личности – к ребенку, склонному к меланхолии, применяются менее строгие меры, чем к сангвинику.
  • Наказывать наедине – без свидетелей, чтобы не снизить самооценку. (А вот хвалить детей надо прилюдно.)
  • Разработать ритуал примирения – чтобы после наказания у ребенка не оставалось осадка, и он точно знал, что прощен. Например, читать примирительный стишок или сцеплять с ним мизинчики.

Наказание в детском саду детей

Главная задача воспитателявоспитатель должен:

полностью разобраться в ситуации: почему малыш так или иначе сделал (может, его подговорил кто-то или заставил), какими мотивами руководствовался (оборонялся) и т.д. В зависимости от ответов на данные вопросы, необходимо подобрать эффективное и соответствующее проступку наказание;

выбирать такую меру воспитания, которая не должна навредить детскому здоровью: ни психическому, ни физическому. Воспитательница шлепнула или даже избила вашего ребенка? Мало того, что она должна лишиться работы, она также может понести наказание за свое непрофессиональное поведение.
применить справедливое, обоснованное и понятное наказание. Самое главное, чтобы сам детсадовец был уверен в правильности понесенного наказания

Очень важно, чтобы ответ на проступок был максимально быстрым. Наказание, которое применяется через день или даже неделю, не является корректным

Вряд ли малыш сможет понять справедливость такого наказания;
придерживаются тактичности и вежливости. Ни в коем случае, воспитатель не имеет право вешать «ярлыки» на детей, унижать и оскорблять их.

наказание детей дошкольного возрастаКак следует реагировать воспитателю на самые распространенные детские шалости?

  • Замечание.Поведение малыша переходит все границы? Прежде всего, следует напомнить ему про это.
  • Последнее замечание с разъяснением.Объяснять о неправильности детского поступка можно как угодно. Главное: не повышать голос, не оскорблять и не угрожать. Лучше всего дать возможность детсадовцу понять о последствиях содеянного, ощутив себя на месте обиженного малыша.
  • Время для раздумий.Минут 10 для ребенка достаточно, чтобы подумать о своем поведении и сделать выводы.
  • Извинение.Если детсадовец раскаялся в своем неправильном поступке, такая мера воздействия будет достаточной.
  • Временное лишения удовольствия или развлечения.Непоседа срывает занятия? Можно просто не разрешить ему участвовать в детской игре. Такое наказание для него будет очень полезным уроком.
  • Изменение отношения.Для каждого детсадовца, как правило, воспитатель это хороший друг и наставник. Поэтому, если происходят изменения в общении с ним, дети начинают переживать, переосмысливать свои поступки и раскаиваться. Такой метод воспитания может быть очень эффективным, если придерживаться некоторых условий:
  1. временный характер;
  2. недопустимость групповой критики. Это может негативно настроить всю группу против обидчика;
  3. легкий уровень игнорирования. Воспитателю не стоит полностью прекратить общения с ребенком, а лишь изменить его.

Информирование родителей о плохом поведении малыша.Если никакие из вышеперечисленных воспитательных мер не подействовали, сотруднику детсада стоит поговорить с мамой и папой дошкольника. Родители, в свою очередь, должны повлиять на его поведения.

Почему не рекомендуют шлепать?

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.

Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.

Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание. Особенно восприимчивы к такого рода наказаниям дети в возрасте 4 лет.

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место

Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Оправданно ли наказание детей и насколько оно необходимо

Всех родителей можно условно поделить на две группы: те, кто принципиально против того, чтобы наказывать детей, и те, кто наоборот – всеми руками за. Давайте разберемся, насколько необходимо наказывать своих детей. Чтобы это было понятнее, рассмотрим конкретный пример.

Представьте, что вы априори не можете никак наказать ребенка за его поступки. И вот, ваш ребенок случайно разбил вашу любимую вазу. Естественно вместо того, чтобы как-то проучить ребенка, вы скажите ему что-то наподобие следующего: «Молодец» или «Смотри, как вдребезги ты ее разбил, я бы так не смогла». Или допустим, ваш ребенок затеял драку с другим мальчишкой. Даже если инициатором драки оказался бы ваше чадо, вам бы все равно пришлось обвинять чужого ребенка в «избиении».

Если в детстве не приучить ребенка к ответственности, то к моменту его окончательного взросления, он может превратиться в вполне маргинальную ячейку общества.

Теперь же вспомним про другую группу родителей, которая считает, что наказания для ребенка – необходимость. Эту группу можно разделить на две подгруппы. Первая – это та, в которой родители считают, что наказания должны носить исключительно физическое воздействие. Родители второй подгруппы наоборот – чаще наказывают детей лишением чего-то, или давят на них психологически.

Сразу уясните для себя, что причиняя физический вред ребенку каждый раз, когда он что-то делает не так, вы рискуете сломать его психику, сделав из него закрытого в себе несчастного человека. Иногда лучше лишить ребенка сладкого или компьютера на несколько дней, чем «всыпать» ему ремнем по мягкому месту.

Как родители наказывают детей

Что делает большинство родителей, когда хочет наказать  детей? Они кричат, обвиняют, обзывают. И только маленький процент объясняет, а что собственно пошло не так и почему мама и папа недовольны таким поведением или поступком.

А ведь для того, чтобы наказать ребенка, ему надо сначала объяснить правила поведения. Наказывать за то, о чем он не был уведомлен – глупо. Наказать, чтобы потом это не повторилось, тоже так себе вариант. Ребенок может просто испугаться в данный конкретный момент, затаить обиду, но это не избавит его от ошибок в последующем. Ведь мы не объяснили, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не получилось опять так плохо. Мы просто накричали, А ведь то, что очевидно взрослым, не всегда понятно детям, особенно если это дети  ещё маленькие.

Одно время мой младший сын очень часто ронял посуду на пол. Конечно же, это происходило нечаянно. И почему-то он сразу начинал плакать и говорить, что он это сделал не специально. Хотя я никогда его не ругала за это. Поэтому я научилась переводить всё в шутку. При громком звуке падающей и разбивающейся посуды я кричу: «Всем оставаться на своих местах! Не шевелимся! Пылесос спешит на помощь» Этим я снимаю напряжение и берегу от ненужных травм всех, кто оказался в эпицентре события.

Можно, конечно, накричать, обозвать криворуким рукопопым и никчемным человеком, который только и делает, что вгоняет семью в растраты. Но разве это вернет разбитую кружку или тарелку? А может быть, это добавит нежности и любви в наши отношения? Или посуда перестанет падать? Нет! Так зачем к разбитому стеклу добавлять еще и разбитую психику собственного ребенка?

После того, как осколки убраны, нужно просто объяснить, что носить тарелки из кухни в комнату небезопасно, можно поскользнуться и выронить её. Если так хочется покушать в комнате, нужно попросить маму или папу принести тарелку или сделать это максимально аккуратно, не спеша и двумя руками. И тогда в следующий раз ребенок приложит максимум усилий, чтобы тарелка осталась целой и невредимой. Но даже это не всегда убережет его от новой разбитой тарелки или чашки.

И помните, все мы совершаем ошибки, даже став взрослыми и даже зная, как было надо поступить или сделать. Будьте более снисходительны к своим детям, они еще в начале пути.

Лучшие варианты наказания ребенка без насилия

13 способов как лояльно наказать ребенка за непослушание:

«Штрафные» работы. Если ребенок сделает какой-то проступок, то должен выполнить домашнюю работу. Например, порисовал стены – вытирай, намусорил – убирай… Очень хорошо в семье установить определенные правила, в случае нарушения которых, любой должен выполнить наказание – вытереть окна, помыть посуду, убрать со стола и прочее.
Сказка в виде наказания. Я часто придумываю различные сказки на ходу, чтобы помочь детям освоить нормы поведения. В моих сказках главный герой делает те же самые проступки, что и мои дети. В конце каждой сказки герой осознает, что так делать нельзя и больше не повторяет свои ошибки. Есть уже всем известные готовые сказки такие как: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что посеешь, то и пожнешь» или другие поучительные сказки.
Изоляция ребенка. Малыша ставят в угол или уводят в другую комнату, где нет игрушек, и просят подумать о своем поведении и успокоится. Для того, чтобы понять свою вину дается столько минут, сколько детям лет. Так 3-летнему чаду достаточно давать для раздумий 3 минуты.
Лишение приятного. Такой способ будет эффективным для большинства детей и не принесет морального и физического вреда. Например, если ребенок сделал намеренно шкоду, не дайте ему в этот раз обещанных сладостей.
Наказание посторонним человеком. Обычно этот метод работает очень хорошо. Дети остро воспринимают критику чужого человека. Так можно попросить прохожего пожурить малыша и поговорить о его плохом поведении.
Самонаказание. Если ребенок хочет попробовать горчицу, разрешите ему это сделать, при этом рассказав о том, что будет после того, как он это сделает. Так ребенок будет верить вашему слову и в следующий раз хорошо подумает, стоит ли игра свеч. Детям постарше можно предложить самому выбрать наказание за проступок.
Крик. С этим методом надо быть поосторожней и применять его нужно во время опасных моментов, когда необходимо, чтобы ребенок быстро прекратил какое-то действие. Так, если ребенок каждый день слышит крики в свой адрес, то в скором времени он реагировать на них не будет. Это, конечно, тяжело не сорваться на крик. Так как у детей есть особый талант- «играть на нервах». Иногда родители срываются на крик, используя оскорбления в адрес ребенка. В этом случае малыш не очень хорошо понимает всю суть претензий, но хорошо запоминает слова и стиль поведения. И вскоре вы сможете услышать все выученное в свой адрес. Так что не удивляйтесь.
Игнорирование ребенка. Это является серьезным наказанием особенно для ребенка дошкольного возраста. Ведь родители в этот момент – самое главное в их жизни. Психологи не рекомендуют устраивать байкот подолгу и часто. Когда ребенок выполнит ваше требование, поцелуйте и приласкайте его.
Исправительный стульчик. Это наказание очень распространенно в США и сейчас его внедряют во многих детских садах. Если ребенок перестает слушаться, его садят на непродолжительное время на стульчик, объясняя, за что наказали.
Запугивание. Многие мамы применяют такой способ наказания

«Вот прилетит злая фея и заберет тебя за непослушание..» Но этот метод нужно использовать с осторожностью. Так как у детей – меланхоликов на почве запугиваний может развиться внутренняя драма.
Строгий взгляд

Этот способ работает только с послушными детьми и мамами с «железными нервами». Маме довольно неодобрительно взглянуть на ребенка, чтобы он задумался о последствиях такого поведения.
Повышение голоса. Этот способ также является одним из самых лояльных и работает с более покладистыми детьми. Когда дети слышат, что мама немного повысила голос, сразу понимают, что так делать нельзя и перестают шалить.
Объяснение. Это очень лояльный способ наказания. Использовать его стоит также параллельно со всеми другими методами наказания. Если ребенок уже большой, чтобы рассказать, почему он нашалил, то прежде чем наказывать, расспросите о его мотивах. Так окажется, что часы он разобрал, не для того, чтобы досадить папе, а чтобы узнать, что там находится внутри. В жизни бывает всякое и иногда слегка шлепнуть ребенка просто необходимо.

9 общих принципов «правильного» наказания

Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила.

Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.Действуйте спокойно. Прежде всего, успокойтесь, а уже затем подходите к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.Учитывайте особенности ребёнка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему

нельзя кричать на ребенка

. Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Так что же делать: наказывать или нет?

Истина здесь, как водится, находится посередине: процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Очень многое зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка — одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны родителя, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение.

Не существует универсальной таблицы «преступлений и наказаний» и ключик к собственному ребенку вам придется подбирать самостоятельно. 

Я же могу дать только общие рекомендации, которые и помогут, надеюсь, найти этот волшебный ключик.

Как выбрать наказания для детей

Родители думают о том, как наказать ребенка за непослушание. Тут необходимо действовать не эмоционально, а четко взвешивать все факторы. Необходимо учесть следующее:

Малыш должен четко осознавать, за что наказывают детей обычно, и что он неправильно сделал в данном случае. Причем между его проступком и наказанием должна быть понятная для него связь. К примеру, если он намусорил, то следует заставить ребенка прибирать. А затем то же самое нужно сделать и в другой комнате, чтобы он научился ценить труд людей.
Бывает, стоит вопрос, можно ли наказывать детей, если они не могут выполнить само наказание. Обязательно необходимо подбирать такое задание, которое физически можно выполнить провинившемуся малышу. К примеру, вполне логично, что 3-летнего ребенка никто не заставит собирать граблями листья во дворе осенью. Это спровоцирует у них только чувство отчаяния или раздражения.
Прежде чем думать, как наказывать ребенка, всегда нужно анализировать ситуацию, которая привела к тому, что малыша придется наказать. Вот как раз этот момент воспитатели и родители часто упускают из виду. Обязательно нужно разобраться в ситуации объективно. К примеру, если у малыша еще плохо развита мелкая моторика пальцев, то нельзя его наказывать за то, что шнурки на ботинках плохо завязаны. То же касается и такого случая, когда ребенок разбил чашку, когда старался потушить пожар. Необходимо помнить, что даже для преступников всегда учитываются смягчающие факторы.
Последовательность и своевременность. Наказание ребенка должна быть сразу же после проступка. В противном случае не стоит даже вспоминать потом о нем, так как ребенок четко должен помнить и осознавать, что натворил что-то неправильное. Особенно этому правилу нужно следовать, если у малыша ранний возраст.
Учитывать особенности ребенка — это касается не только возраста, но и его психологического состояния, характера. В некоторых случаях выходит, что ребенок назло родителям делает что-то

Особенно это важно для периода полового созревания. Причем неправильно выбранное наказание для подростков может привести даже к суициду.

https://youtube.com/watch?v=JzRqpmukdI8