История методики

Шкала Апгар для новорожденных существует с 1952 года. Она представляет собой трехбалльную целочисленную (без дробей и десятичных значений) систему оценки пяти критериев состояния новорожденного

Анестезиолог Вирджиния Апгар (не Абгар через «б» и не Акбар, как многие говорят) дала описание трех состояний, которые за короткое время может определить акушер, обращая внимание на 5 основных пунктов поведения и физиологии новорожденного:

  • частота сердечных сокращений (пульс);
  • окрас кожных покровов;
  • рефлекторная возбудимость;
  • дыхание;
  • тонус мышц.

Значения по каждому показателю могут быть от 0 до 2 включительно.

Интересно. После того, как предложенный вариант исследования новорожденного был одобрен, его приняли за основной во всем мире и используют до сих пор.

Шкала Апгара в примерах

Для формирования детального представления по поводу состояния новорожденного, родителям целесообразно ознакомиться с примерами оценок по Апгар и их расшифровкам:

  • 0/2, 1/2, 2/2, 2/3, 3/3 – состояние ребенка в данном случае считается критичным и требует незамедлительного оказания экстренной медицинской помощи;
  • 3/4, 4/4, 4/5, 5/6, 6/6 – здоровье малыша при подобных оценках является нестабильным и требует тщательного контроля со стороны неонатологов и педиатров не только в течение первых нескольких часов жизни, но и на протяжении всего первого месяца;
  • 5/7, 6/7, 7/8, 8/8 – получив такие оценки, грудничок может считаться относительно здоровым, однако чаще всего обладает общей слабостью и истощенностью организма в целом, что обуславливает необходимость со стороны медиков мониторить его состояние в течение первых суток после рождения;
  • 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – показатели, свойственные абсолютно здоровым детям, не нуждающимся в специфическом уходе и наблюдении со стороны медицинского персонала.

Шкала Апгара, использующаяся для оценки состояния новорожденных уже на протяжении многих лет, является единственным, относительно объективным, методом быстрого определения необходимости проведения реанимационных мер для малыша.

Тщательно изучив вышеприведенную информацию, родители смогут понять, каким образом специалисты оценивают здоровье ребенка с помощью данной системы, а также, стоит ли волноваться из-за озвученного врачами количества баллов по Апгару.

Шкала АПГАР и значения баллов

Шкала Апгар оценивает первичное состояние младенца на первой и пятой минутах жизни. Чем тяжелее состояние новорожденного, тем ниже оценка.

  • Все здоровые младенцы получают оценки 7-10 баллов, и это означает, что никаких отклонений не выявлено. 10 – это максимум, который получает совсем небольшой процент новорожденных.
  • Оценка 5-6 баллов подразумевает не слишком критичные отклонения (например, лёгкая степень кислородного голодания).
  • 3-4 балла – серьёзные отклонения от нормального состояния.
  • 0-2 –состояние, угрожающее жизни новорожденного. 

Результаты записываются через дробь, например – 8/9, 7/8, и чаще всего вторичные показатели выше первичных, но могут оставаться и в неизмененном виде, например – 7/7. Это нормально. Но вот если оценка по Апгар через 5 минут не достигла 7 баллов, тест будут проводить повторно каждые следующие 5 минут, пока результат не достигнет 7 баллов и более. То есть, пока состояние малыша после рождения не перестанет находиться вне зоны риска. А для этого будут проводиться всевозможные медицинские и реанимационные процедуры.

Таблица оценки по шкале Апгар

Показатели, на которые акушер обращает внимание, анализируя состояние здоровья новорожденного

Оцениваемое состояние 1 2
Пульс (частота сердечных сокращений) Сердечных тонов нет Меньше, чем 100 ударов в минуту Больше, чем 100 ударов в минуту
Дыхание Отсутствует Спонтанное, нерегулярное, поверхностное или замедленное Ровное, отчетливое, с громким криком
Цвет кожных покровов Бледность/синюшность Тело розовое, конечности с признаками синюшности Розовое как тело, так и конечности
Мышечный тонус Не обнаружен, конечности висят Редкое сгибание конечностей, слабый тонус Активные движения в локтевых, плечевых коленных, тазобедренных суставах
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Реакция присутствует, но слабо выражена, проявляется в виде гримасы или шевелений Чихание, кашель, крик в ответ на раздражитель

Интересно. Ярко выраженным рефлексом только что родившегося ребенка является поиск материнского соска во время прикладывания его к груди. Можно проверить это рефлекс, прикоснувшись к щеке ребенка – в ответ на этот жест он откроет рот и повернет голову в сторону раздражителя.

Младенец на реанимационном столике

Дыхание

Во внимание принимается не только первый крик, хотя он сам по себе является хорошим показателем работы организма, но и дыхание. От того, как часто, глубоко и равномерно вдыхает новорожденный, зависит, сколько ткани и органы получают кислорода

При недостатке кислорода могут развиться множественные кровоизлияния, функциональные нарушения центральной нервной системы, следствием чего могут быть нарушения кровообращения в мозге, серьезные соматические и психомоторные расстройства и даже смерть в неонатальном периоде (в первые 28 дней жизни). Количество вдохов должно быть близко к 40-45 в минуту.

Проводя анализ дыхания на 1, 5, 10 и 15 минутах жизни по шкале оценки новорожденных, можно судить о динамике угасания возможной асфиксии:

  • на 1 минуте судят о внутриутробной гипоксии;
  • на 5 минуте определяют эффективность проведенных реанимационных действий, принимается решение о необходимости интенсивной терапии;
  • на 10 минуте судят о результатах интенсивной терапии;
  • на 15 минуте виден результат оказанной реанимационной экстренной помощи, и дается прогноз дальнейшего существования ребенка после перенесенной гипоксии.

Частота биения сердца

В норме сердце ребенка совершает более 100 ударов в минуту, среднее значение близко к 130 уд./мин. Если сердце бьется недостаточно интенсивно, в результате чего пульс ниже 100 ударов в минуту, акушер ставит 1 балл в таблицу шкалы Апгара для новорожденных. При отсутствии сердцебиения ставится оценка 0.

Тонус мышц

Здоровый доношенный малыш после рождения активно пользуется ручками и ножками, шевеля ими хаотично. Такой ребенок получит 2 балла. При невыраженном шевелении или наличии лишь способности прижать руки к груди, а ноги согнуть в коленном суставе, ставится оценка 1. Висящие конечности, как плети, означают отсутствие тонуса мышц, в связи с чем их оценивают в 0 баллов. Такому ребенку показана тактильная терапия в форме оздоровительного массажа или более серьезная медицинская помощь.

Интересно. В медицинской практике имеют место случаи, когда ребенок рождался с абсолютным отсутствием тонуса мышц, благодаря массажу обретал его и во взрослой жизни становился профессионалом, активно пользующимся своими когда-то неработающими конечностями. Мышцам неведом знаменитый принцип нобелевского лауреата в области медицины Эдгара Дугласа «все или ничего».

Рефлекторная возбудимость

Под рефлекторной возбудимостью понимается непроизвольная реакция организма на внешние раздражители. В связи с тем, что многие новорожденные нуждаются в санации верхних дыхательных путей, забитых первородной слизью, рефлексы оцениваются именно во время этой процедуры. Здоровый активный ребенок при введении трубочки в носовые ходы чихает и кашляет, а спустя некоторое время протестует громким криком, за что ему ставят 2 балла. Если новорожденный отреагировал только гримасой или неявным шевелением, тогда он получает 1 балл. Никак не отвечающему малышу на раздражитель ставят 0 баллов.

Цвет кожи

Это критерий нагляднее всего говорит о нарушениях кровообращения. Посиневшая голова или конечности – явные признаки наличия проблем, не говоря уже о полной синюшности всего тела. Полностью розовый или, как говорят, телесного цвета малыш получает 2 балла. Выраженная бледность кожных покровов также свидетельствует о нарушениях и является показателем к особому вниманию со стороны медперсонала.

Подробнее о критериях шкалы Апгар

Как правило, профессионалу-неонатологу для оценки состояния малыша по этой системе требуется около 50 секунд. Подобной скорости требует и сама система, ведь первая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар должна быть присвоена в первые 60 секунд. Для непрофессионала или будущей мамы разобраться в данной системе может быть намного сложнее. Разберем критерии оценки более подробно.

1. Внешний вид, цвет кожи ребенка

Считается, что в норме цвет кожи новорожденного – розовый, как бледный, так и ярко-розовый. Высший балл обычно набирают детки – «кесарята», так как при родах они не проходят родовые пути.

У рожденных естественно младенцев, особенно при длительном потужном периоде, часто наблюдается некоторая синюшность кожи конечностей при общем розовом цвете, шкала оценки новорожденных в таком случае присваивает им 1 балл. Нулевой балл – это общая бледность, или же синюшность всего тела.

2. Сердцебиение новорожденного

Оценка частоты сердцебиения ребенка проводится при помощи фонендоскопа. У новорожденных детей ЧСС составляет, в среднем, 140 ударов каждую минуту. Если ЧСС не превышает 100 ударов каждую минуту, что обычно наблюдается при гипоксии в родах, малышу присваивается 2 балла по этому пункту, если же ЧСС ниже 100 ударов- 1 балл. Нулевой балл по данному критерию ставят в ситуации, когда сердечная деятельность вообще не прослеживается.

3. Рефлекторная возбудимость

У новорожденных проверяются следующие рефлексы:

  • Первым наблюдаемым проявлением безусловных рефлексов является, конечно же, вдох и первый крик.
  • Сосательный рефлекс дает возможность получать питание сразу же после родов.
  • Удивительными для неспециалиста покажутся рефлексы ползанья и ходьбы. Новорожденный ребенок способен отталкиваться от опоры, лежа на животе, и при поддержке подмышками совершает нечто наподобие «шагов», переступая по поверхности.

Если все вышеперечисленные рефлексы проявляются полностью и сразу, ребенок заслужил 2 балла по этому критерию. Если проявляются только по прошествии времени и после стимуляции, то присваивается 1 балл. В случае, если рефлексы не выражены вообще – 0 баллов.

Часто при проверке рефлексов на первых минутах после родов ограничиваются проверкой реакции на введение катетера для отсасывания слизи из носа и ротовой полости. Здоровый новорожденный активно гримасничает, отталкивает катетер, 1 балл присваивается тому, кто ограничивается слабо выраженными гримасами. Нулевой балл – это абсолютное отсутствие реакций на раздражитель.

4. Активность и тонус мышц

У здоровых новорожденных высокий тонус мышц, из-за чего ноги и руки у них согнуты в коленном и локтевом суставе, а пальчики сжаты в кулачок. Движения ребенка беспорядочны, активны, он хаотично двигает конечностями. При укладывании на бок здоровый новорожденный стремится принять позу, характерную для эмбриона; если пытаться «развернуть» его, потянув за конечности, он будет оказывать сопротивление. Активный новорожденный с высоким тонусом мышц заслуживают по данному критерию 2 балла, когда же тонус мышц малыша более низкий, движения менее активны – 1 балл.

0 баллов ставят, если ребенок вообще не совершает активных движений, вялый, имеет низкий тонус мышц. Такое состояние часто присутствует у глубоко недоношенных детей.

5. Дыхание

Новорожденный ребенок делает около 40 вдохов и выдохов каждую минуту и издает громкий крик. Здоровый, активно дышащий, «громкий» малыш получит по данному пункту 2 балла. В случае, если дыхательные движения реже, а крик едва слышен, выставляется 1 балл. Если как крик, так и дыхание полностью отсутствуют, ставится ноль баллов.

Основные показатели системы

Для удобства запоминания в 1962 году педиатр Йозеф Буттерфилд предложил использовать начальные буквы фамилии автора системы оценки:

  • А – аppearance – цвет кожи;
  • Р – puls – количество сердцебиений;
  • G – grimace – изменение гримасы лица в ответ на раздражение;
  • А – activity – мышечный тонус;
  • R – respiration – дыхание.

За каждый показатель выставляются баллы от 0 до 2. Их сумма отражает уровень гипоксии после рождения. При рождении шкала Апгар используется дважды: на первой и 5 минуте после появления на свет. При этом очень важна динамика в баллах.

Иногда ребенок с низким показателем через 5 минут успевает восстановиться и прибавить 2-3 балла, что переводит его в категорию с нормальным состоянием. Но изначально низкие показатели настораживают педиатров и требуют от них дополнительного внимания.

Если изначально низкие показатели (менее 7) на пятой минуте не улучшаются до нормального уровня, то такой новорожденный требует наблюдения и оценки через каждых 5 минут. На полную оценку отводится 20 минут наблюдений.

Сердцебиение

Количество сердечных сокращений – показатель, который отслеживался во время беременности с помощью КТГ. Нормальным сердцебиением у новорожденного считается 120-140 ударов в минуту. Во время родов при записи КТГ заметно, что во время схватки сердцебиение замедляется, но потом постепенно восстанавливается. У некоторых детей оно может оставаться в состоянии брадикардии, что является неблагоприятным признаком.

Количество сердечных сокращений – основной признак, который способен повлиять на выраженность остальных составляющих шкалы Апгар. При нормальном ЧСС выставляется 2 балла, если отмечается его замедление, то 1 балл. При отсутствии сердцебиений – 0.

Замедление ударов сердца или их непрослушивание может повлиять на цвет кожных покровов, дыхание, мышечный тонус. Поэтому оценка по шкале будет очень низкой.

Дыхание

Первым свидетельством нормального дыхания является крик. При этом расправляются легкие, закрываются артериальные протоки, которые кровоснабжали органы в обход легких. Громкий и пронзительный крик сразу после рождения дает 2 балла по шкале. Один балл выставляется при слабом крике, замедленном появлении его, появлении стона вместо крика. Ноль – при полном отсутствии звуков.

Мышечный тонус

В период внутриутробного развития плод находится в позе эмбриона с согнутыми и приведенными к груди ножками и скрещенными ручками. Его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. После рождения он активно непроизвольно начинает размахивать руками. Если движения выраженные, выставляется 2 балла, при незначительных махах, сниженном тонусе конечностей – 1. Полное отсутствие движений вместе с оценкой дыхания и сердцебиения может дать 0 баллов.

Оценить этот показатель легко на первой минуте по поведению новорожденного. Также педиатры для проверки тонуса используют приемы сгибания-разгибания рук в локтевых суставах, в плечах, разнообразные движения ногами.

Рефлексы

Нервная возбудимость оценивается при введении катетера в нос. Это неприятная процедура, которая необходима для удаления слизи из полости носа и рта для облегчения дыхания. Если ребенок выражено гримасничает в ответ на раздражитель, выставляется 2 балла. Плохая реакция на введение катетера в нос – 1. Отсутствие реакции – 0 баллов.

При рождении у детей регистрируются безусловные рефлексы, которые заложены природой и необходимы для выживания. Выраженность рефлексов говорит о готовности плода к рождению и его хорошем состоянии. Оцениваются способность глотать, хватательный рефлекс, хоботковый (вытягивание губ при касании их), сосательный и некоторые другие (рефлекторная ходьба и ползанье, сведение и разведение ручек, реакция на раздражение стоп). Такие реакции на раздражители являются временными. В старшем возрасте они постепенно должны угасать и заменяться условными рефлексами. Сохранение реакций, как у новорожденного, на раздражители больше положенного срока переводит рефлексы в группу патологических.

Цвет кожных покровов

Состояние кожи зависит от выраженности гипоксии. Критерии оценки по шкале Апгар следующие:

  • 2 балла – бледно-розовые или розовые кожные покровы;
  • 1 балл – тело розовой окраски, конечности с признаками цианоза (синюшности);
  • 0 баллов – бледность или цианоз тела и конечностей.

Цвет кожных покровов является не основным показателем. Он находится в непосредственной связи с дыханием и сердцебиением младенца. Ухудшение этих показателей приводит к изменениям кожных покровов.

Таблица оценки состояния новорожденного по шкале Апгар:

Вирджиния Апгар и ее шкала

В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.

Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.

В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.

После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.

Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.

Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.

Как интерпретировать суммарный балл? (от 0 до 10)

10 баллов – наилучший показатель. Отечественные врачи его ставят редко. За рубежом во врачебной практике максимальный балл можно встретить нередко. А вот у нас специалисты его практически не ставят.

И тут причины такого положения дел у каждого врача и применительно к каждому конкретному ребенку различны. Нужно понимать, что методика изначально основана на субъективной оценке показателей.

Конечно, и особенности организации системы здравоохранения, и особенности менталитета нашего народа здесь имеют значение.

Как-то не принято у нас заявлять о полном благополучии. Особенно если ситуация может неожиданно по какой-либо причине измениться. И тем более, если речь идет о хрупком организме малыша, только что появившегося на свет. Поэтому, вероятно, имеют место ситуации из разряда «перестраховаться» или «чтобы не сглазить».

7-8-9 баллов –  оптимальная оценка состояния малютки, свидетельствующая о его хорошем самочувствии. Такие баллы свидетельствуют, что период ранней адаптации проходит хорошо. Ребенок после появления на свет в особо пристальном наблюдении медперсонала не нуждается. Ему достаточно просто хорошего ухода.

5-6 баллов – состояние крохи удовлетворительное. Имеются легкие отклонения от нормы. Требуется более тщательное наблюдение медперсонала в послеродовом периоде.

3-4 баллов – оценка состояния ниже среднего. Ребенку нужна медицинская помощь. Такой показатель требует продолжения обследования по критериям Апгар на десятой-пятнадцатой-двадцатой минуте жизни. Такая оценка в динамике покажет результат от проведенных реанимационных мероприятий.

Если малыш родился в состоянии 3-4 балла по шкале Апгар, за ним устанавливается пристальное медицинское наблюдение в первые недели после рождения.

0-1-2 балла – критические показатели. Малыш нуждается в срочной реанимационной помощи. Такого ребенка в дальнейшем необходимо комплексно обследовать и тщательно наблюдать у специалистов в динамике.

Еще уточню, в каком виде представляются в медицинских документах результаты обследования.

Так как оценка проводится дважды (на первой и пятой минуте), результат записывается двумя цифрами через косую черточку (слеш). Например, 8/9 баллов.

В большинстве случаев вторая оценка бывает выше первой. Это говорит о положительной динамике в состоянии малыша. То есть, адаптационный ресурс ребенка хороший и успешно реализуется после родов.

Как правило, во время второго обследования, через пять минут после рождения у крохи учащается ЧСС, нормализуется дыхание, кожа приобретает нормальную розовую окраску. Дети становятся более активными. Улучшаются защитные рефлексы и реакции на раздражители.

В случае понижения второй оценки (9/8 или 8/7) медицинское наблюдение за новорожденным усиливается. Это значит, у малыша после рождения возникли сложности в адаптации к новым условиям.

Показатели

По шкале Апгар оценивают такие критерии:

  1. Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).
  2. Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120-140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.
  3. Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла.
  4. Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.
  5. Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40-45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка асфиксия, именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.

Шкала Апгар и прогноз в будущем

Все клинические симптомы неврологических отклонений у новорождённого объеденены под общим названием — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Выделяют несколько вариантов ПЭП в зависимости от преобладающих симптомов.

Необходимо знать, что низкая оценка необязательно приводит в дальнейшем к отрицательным результатам. Если на пятой минуте у ребёнка прибавляется баллы, или результат достигает 6 баллов — возможно в будущем всё придёт в норму. Результат меньше 6 баллов, в основном, имеют недоношенные дети. У многих новорождённых, имеющих при рождении разные формы перинатальной энцефалопатии (в т. ч. и средней тяжести), все нарушенные функции со стороны нервной системы со временем восстанавливаются полностью. Для будущей жизни ребёнка показатели шкалы Апгар не имеют никакого смысла. Это субъективная оценка состояния органов и систем на текущий момент, когда происходит определение жизнедеятельности организма ребёнка. Сравнивать здоровье или перспективы развития двух детей с разными оценками не имеет смысла. Даже если оценка составила 0 — 2 балла, это не означает, что ребёнок останется больным и недееспособным. Часто такие дети догоняют и даже в дальнейшем опережают в своём развитии сверстников с более высокими показателями. В дальнейшем здоровье ребёнка зависит от внимания и ухода родителей, правильного и неукоснительного выполнения всех советов врача.

Полезные ссылки:

Объяснение показателей новорожденного

В современной медицине пользуются шкалой Апгар, чтобы дать оценку состоянию здоровья ребенка сразу после его появления на свет.

Разработана данная методика была в 1952 году Вирджинией Апгар из Америки, которая по профессии была врачом-анестезиологом. Она оказалась настолько универсальной и простой в использовании, что шкалу применяют по настоящее время во всем мире, с тем лишь различием, что в некоторых странах она имеет другое название (адаптированное под местный язык).

В аббревиатуре слова APGAR каждая буква имеет свое значение:

  • Appearance – цвет кожных покровов, Pulse – пульс ребенка, Grimace – гримаса, движения мимики;
  • Activity – активность совершаемых движений, Respiration – дыхание.

Как правило, вторая оценка превышает на 1-2 балла первую, так как новорожденный ребенок уже успевает немного “освоиться”.

https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o

Баллы присваиваются за обязательную оценку следующих критериев (где 0 – это минимальное значение, 1 балл – среднее значение, и 2 балла – высокий показатель):

  1. Работа сердца. Врачом-неонатологом определяется частота пульса в минуту, для этого число ударов за 6 секунд умножается на 10. Пульс у новорожденных деток более частый, чем у взрослого человека, и в норме составляет около 120-140 ударов в минуту. Наивысшая оценка в 2 балла ставится при количестве ударов от 100 в минуту и больше, 1 балл – менее 100 ударов, и 0 баллов – при отсутствии сердечной деятельности, либо при единичных сокращениях сердца (в данном случае требуется срочная реанимация).
  2. Дыхание. Количество вдохов у новорожденного ребенка варьируется в пределах 40-45 в минуту. Если первый вдох сопровождался громким криком, малыш получит оценку в 2 балла, если при рождении крик был слабым, больше походил на стон – 1 балл, при отсутствии крика и слабой дыхательной деятельности – 0 баллов.
  3. Мышечная активность. Обычно, при рождении, дети совершают активные движения своими ручками и ножками, за что получают 2 балла. Если мышечная деятельность слабая – 1 балл, отсутствует – 0 баллов.
  4. Наличие/отсутствие рефлексов. Уже с самого рождения у маленького человечка присутствуют такие рефлексы, как – дыхательный, сосательный, глотательный и др. Данный критерий подразумевает оценку их наличия.
  5. Кожные покровы, цвет. При визуальном осмотре оцениваются кожные покровы и слизистая. Их цвет должен иметь оттенок от светло-розового до “красноватого”. При наличии синюшности – 1 балл, общая бледность и выраженная синюшность – 0 баллов (это может свидетельствовать о гипоксии, либо наличии патологии).

После оценки всех критериев выводится суммарный балл, на практике он никогда не достигает 10 баллов в первые секунды жизни (не более 15% новорожденных удостаиваются такой оценки).

Через пять минут проводится повторная оценка. В случае необходимости состояние ребенка оценивают по несколько раз, каждые пять минут.

Хорошим показателем являются следующие значения: 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10. В данном случае с ребенком всё хорошо, и его передают под мамину опеку.

При показателях 5/7, 6/7, 7/8 жизни ребенка ничего не угрожает, видимых патологий нет, но новорожденному требуется усиленное внимание. При значениях 4/5, 5/6, 6/6 требуется наблюдение со стороны медицинского персонала на протяжении не менее 5 дней, в случае необходимости, оказание помощи. При значениях 4/5, 5/6, 6/6 требуется наблюдение со стороны медицинского персонала на протяжении не менее 5 дней, в случае необходимости, оказание помощи

При значениях 4/5, 5/6, 6/6 требуется наблюдение со стороны медицинского персонала на протяжении не менее 5 дней, в случае необходимости, оказание помощи.

Если оценка здоровья новорожденного “по Апгар” составила от 4/4 баллов и менее, то состояние расценивается как тяжелое, часто требует вмешательства врачей и проведения ряда процедур, реанимации.

У недоношенных детей, которые появились на свет раньше положенного срока, оценка здоровья в 5/7 уже считается хорошей.

Исходя из всего вышеперечисленного, оценка здоровья по шкале Апгар в 8/8 баллов – это хороший показатель, и повода для переживаний нет. Ведь, как известно, молодые мамы переживают по любому поводу, а им лучше поберечь свои нервы и здоровье ради ребенка.

На сегодняшний день, данная оценка в 8/8 баллов является самой распространенной. Данная система оценки здоровья новорожденного является быстрой, и была создана с целью – выявить необходимость ребенка в срочной реанимационной помощи. Она была создана для врачей, и на состояние здоровья в последующую жизнь ребенка никак не влияет.

Расшифровываем результаты, или что значит оценка Апгар

Все мамы верят в то, что их детки самые лучшие. Именно поэтому у многих из них, если не у всех, назревает вопрос: «А почему не 10 по Апгар?» По словам медиков, самый высокий балл, который можно набрать на подобном экзамене, ставится лишь в 10 – 15% случаев из 100%!

Во-первых, потому что сами врачи – народ осторожный и предусмотрительный. А, во-вторых, потому что все зависит не только от них, но и от мамы. От того, какой образ жизни она ведет во время беременности и слушается ли медиков непосредственно во время родов.

Тем не менее, как бы там ни было, но если крохе поставили:

от 7 до 10 баллов по шкале Апгар – это уже повод вздохнуть с облегчением. Иными словами, врачи признали, что ребенок жизнеспособен и не нуждается ни в каком интенсивном уходе;

от 4 до 6 баллов – не стоит волноваться! Состояние новорожденного удовлетворительное

Хотя, возможно, на начальном этапе ему потребуются какие-то реанимационные процедуры;

меньше 4 баллов – такой результат означает, что малыш нуждается в немедленных реанимационных процедурах в условиях стационара;

от 0 до 2 баллов – важно поговорить с врачом. Такие оценки ставятся детям с тяжелыми родовыми травмами, с серьезными поражениями ЦНС, при которых реанимации в условиях перинатального центра не избежать

Также их выставляют мертворожденным детям.

Кроме того, бывают ситуации, когда малыш получает:

  • в сумме за 2 этапа (на 1 минуте и на 5 минуте) меньше 7 баллов – это значит, что медики будут проводить дополнительное оценивание каждые 5 минут еще как минимум 4 раза для того, чтобы яснее увидеть общую картину;
  • 5 – 6 баллов в первую минуту своей жизни и 7 – 10 баллов уже через 5 минут – это повод успокоиться. Его наверняка переведут в разряд детей, которые не нуждаются в дополнительном уходе.