Наблюдаем за малышом

Если вы повесили двигающуюся музыкальную игрушку в кроватку так, что до нее дотянуться нельзя, дитя расстраивается. Ему очень хочется ударить по вещи, схватить ее и, конечно же, засунуть в ротик, чтобы посмотреть, что из этого получится. А вдруг вкусно?

Продолжая наблюдать, как ребенок играет с движущимися игрушками, вы обнаружите, что он делает это в соответствии со своим определенным порядком – схватывание, тщательный осмотр и снова схватывание. Точно также младенец поступает и с другими предметами. Занимаясь с чем-то, что находится в непосредственной близости от него, малыш как бы задает сам себе вопрос: «Что держат мои ручки, что я могу с этим сделать?»

В развитии ребенка на 5 месяце жизни четко прослеживается еще одна любопытная тенденция. Он не только активно изучает окружающую его обстановку, но и одновременно пытается проявлять инициативу в общении с членами семьи и даже домашними животными

Вместо того, чтобы как раньше ждать, что кто-нибудь обратит на него внимание, кроха, завидев приближающегося человека, первым начинает лепетать, «гулить» и улыбаться. И кто же сможет устоять перед такими чудесами коммуникабельности? Вы непременно улыбнетесь в ответ, чем вызовете неподдельный детской восторг

Движение – это жизнь

С двигательными навыками ребенка в 5 месяцев происходят значительные перемены. Мышцы уже окончательно освобождены от гипертонуса и начинают действовать более слаженно. Ножки, спинка, ручки умеют действовать как по отдельности, так и одновременно. Развиваются также локомоции – общие движения тела, в которых участвуют практически все мышцы, причем они уже не лишены согласованности, как раньше. Локомоции – это основа самостоятельности, основа подвижности малыша в пространстве.

Если вес и рост ребенка в 5 месяцев соответствуют физиологической норме, то дитя уже умеет самостоятельно переворачиваться с животика на спинку.

Некоторым крохам удаются и перевороты со спины на живот. В этом возрасте кроха способен небольшой промежуток времени проводить в положении полусидя – это не только полезно для его развития, но и просто интересно. Ведь там ему удобнее наблюдать за тем, что происходит вокруг него, замечать людей, улыбаться им и ловить их улыбки в ответ.

Наблюдаются сдвиги и в способности младенца перемещаться, лежа на животе. Он принимает позу лягушонка и, отталкиваясь ножками, продвигается вперед. Некоторые детки, наоборот, пятятся назад. Самая подвижная часть тела – ручки. Они все время чем-то заняты, хотя в их действиях пока нет достаточной ловкости. Крохотные пальчики пока не способны шевелиться свободно и легко.

Уход за пятимесячным ребёнком

Ребёнок в 5 месяцев нуждается в том же уходе, что и раньше. После пробуждения его надо умывать, протирать ему глаза, очищать нос и уши, если они запачканы. Несколько раз в неделю крохе надо обрезать ногти специальными ножницами. Делать это лучше после купания, когда ногтевые пластины немного размягчились.

Купать ребёнка надо хотя бы через день. Но если у вас есть желание, а малютка любит этот процесс, то можно делать это чаще. Можно пользоваться различными горками, матрасами и шапочками. Если малыш сидит сам, то обзаведитесь специальным сиденьем для купания. Это сделает процесс намного веселее. Вы сможете брать с собой различные игрушки, и карапуз с удовольствием будет ими играть.

Помните, что вода должна быть такой же, как температура тела человека. А если у малыша наблюдаются проблемы со сном, то добавляйте в неё травы. Это может быть ромашка, лаванда или череда. Они успокоят карапуза, и ему будет проще заснуть. Кроме того, не забывайте про гимнастику и массаж

Это очень важно, поскольку совсем скоро кроха начнёт ходить, и ему нужны крепкие мышцы

Отклонения в развитии: когда бить тревогу

Здоровый малыш большую часть времени находится в прекрасном расположении духа

Каждому заботливому родителю очень важно знать, какие именно признаки могут указывать на возможные отклонения в развитии пятимесячного малыша. Зачастую «первыми звоночками» становятся вполне безобидные поведенческие реакции, которые могут расцениваться в качестве особенностей конкретного малыша

В том случае, если мамы и папы будут предельно внимательно относиться ко всем изменениям в психоэмоциональном и физическом развитии своего ребенка, то любые нарушения в этом возрасте могут быть скорректированы. В том числе, с помощью медикаментозной терапии.

Обязательно обратиться к участковому терапевту следует в том случае если:

  • При гулении ребенок использует только гласные звуки и полностью игнорирует согласные.
  • Когда ребенку протягивают руки, он не пытается подтянуться или же малыш не способен самостоятельно двигать корпусом и переворачиваться.
  • У крохи отсутствует интерес к игрушкам и предметам, которые его окружают.

Пятимесячные дети способны реагировать на слова, обращенные к ним и эмоциональную окраску речи. Если этого нет, следует обратиться к специалисту и пройти обследования, исключающие заболевания головного мозга и некоторые неврологические патологии.

Некоторые мамы принимают решение вводить прикорм в 5 месяцев

Самые распространенные проблемы

В числе наиболее частых проблем, возникающих с пятимесячными младенцами можно отметить:

  • Падения. Ребенок все активнее и смелее использует возможности собственного тела и родители не должны оставлять его без присмотра даже на минуту. В любой момент кроха может перевернуться и упасть. Однако, не стоит паниковать если это произошло. Прежде всего, нужно успокоить малыша — он сильно испугался. В течение какого-то времени наблюдается за поведением и самочувствием ребенка, при любых настораживающих симптомах следует незамедлительно обратиться к врачу.
  • Появление первых зубов, которое, как правило, становится причиной капризного поведения грудничка. Прорезывание зубиков всегда доставляет немало хлопот родителям и вызывает серьезный дискомфорт у малыша. Для того чтобы справиться с ситуацией можно использовать различные прорезыватели и специальные гели с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
  • Первый прикорм становится причиной проблем со стулом. Овощные и фруктовые смеси способны не только доставить много радости ребенку, но и вызывают изменения стула – он может разжижаться или наоборот уплотняться. Если новые блюда были введены слишком рано, могут начаться запоры. Такие проблемы провоцируют белковые и молочные продукты прикорма и слишком малое потребление воды. Для того чтобы снизить риск возникновения запоров и болей в животике прикорм следует вводить постепенно небольшими порциями и только после согласования с педиатром.
  • Замедление прибавки в весе. Дети, находящиеся на грудном вскармливании в среднем прибавляет до 500 граммов в месяц. Если вес крохи за прошедший месяц изменился менее, чем на полкилограмма врач может назначить введение прикорма.
  • Гипертонус или рефлексы новорожденных. Появление подобных признаков у детей в возрасте 5 месяцев является первым признаком серьезной неврологической патологии. В этом случае родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Специалист может назначать парафиновые ванночки, массаж и курс медикаментозных препаратов.

Важно помнить, что своевременно выявленные проблемы в развитии ребенка позволят справиться с ситуацией с минимальными последствиями и сделать так, чтобы в будущем малыш ни чем не отличался от своих сверстников, рос здоровым и довольным жизнью. https://www.youtube.com/embed/DYsqF4dDyq4%20

https://youtube.com/watch?v=DYsqF4dDyq4%2520

Малыш в 5 месяцев

Календарь развития пятимесячного ребенка. Что умеет малыш?

9.5 Общий Балл

Ребенок в 5 месяцев

Достоверность информации

9

Актуальность информации

9.5

Раскрытие темы

9.5

Доступность применения

10

Плюсы

  • Малыш осваивает новые навыки
  • Можно начинать прикорм
  • Узнает родных
  • Гулит и смеется

Минусы

Ребенок начинает активно двигаться, что может быть небезопасным

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает.Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Малыш в 5 месяцев

Первые достижения

Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.

Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.

Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу

Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой

Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

Что представляет собой пятимесячный ребенок

Если месячный ребенок только ест и спит практически весь день, то с приближением к отметке «6 месяцев» с ним происходят значительные изменения.  Меняется все: он сам растет и прибавляет в весе, меняется его режим дня, питание, появляются новые умения и навыки.

В 5 месяцев ребенок весит уже почти вдвое больше, чем при рождении. В среднем масса тела возрастает на 3-3,5 кг. Рост тоже не стоит на месте: он увеличивается примерно на 15-18 см.

Характерная особенность этого возраста – появление первых зубов. В 5 месяцев у некоторых деток действительно начинают прорезаться молочные резцы, но процесс этот может затянуться надолго. Иногда первый зуб родителям удается увидеть только к году. Режущиеся зубки вызывают массу неприятных ощущений у малышей, это сказывается на их поведении и общем состоянии. Груднички все тянут в рот, чешут десны кулачком, постоянно капризничают, питание детей становится затрудненным, может наблюдаться подъем температуры. Родителям придется запастись терпением и выдержкой, чтобы пережить этот непростой период.

Другое существенное изменение – это возросшая активность днем и уменьшение количества часов дневного сна. Месячный ребенок очень мало времени тратил на изучение окружающего мира. Теперь малыш может гулять до двух часов подряд. Общая продолжительность бодрствования занимает почти полдня.

Каким должно быть питание? Малышам в этом возрасте по-прежнему ничего не нужно, кроме материнской груди или специальных молочных смесей. Но малыши на искусственном вскармливании могут приучаться к первому прикорму уже с этого возраста. Как это делать правильно, расскажет педиатр.

Достижения ребенка к 9 месяцам

В этом возрасте ребенок имеет следующие достижения в сенсорно-двигательной сфере:

  • хлопает в ладоши;
  • берет большие предметы двумя руками и рассматривает их;
  • удерживает маленькие предметы одной рукой;
  • встает на ноги, воспользовавшись помощью взрослого.

Интеллектуальные способности включают в себя следующие действия:

  • помнит вчерашнюю игру;
  • повторяет слова из двух слогов;
  • понимает взрослого;
  • делает попытки при помощи жестикуляции объяснить свои действия и желания;
  • реагирует на просьбы.

Ребенок пытается освоить речь. Если хотите, чтобы сын говорил правильно, общайтесь с ним медленно и четко, не коверкая слов.

Физическое развитие

На 9 месяце ребенок начинает ползать, лежа на животе и, вытягивая тело вперед, совершая боковые движения. Он может сидеть, опираясь на две или одну руку, пытаясь свободной дотянуться до игрушки. В это время дети уверенно стоят при поддержке мамы или папы. Они берут предметы большим и указательным пальцами, осваивая щипковый захват, поэтому следует удалить все мелкие предметы, чтобы они не попали в рот.

Дети готовятся к прямохождению, поэтому большое внимание нужно уделять физической активности, направленной на укрепление костного аппарата. Их все меньше привлекают мамины руки, они с удовольствием ползают и передвигаются по полу, удовлетворяя любопытство, рассматривая различные предметы

Дети меньше прибавляют в весе, т. к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут.

В этом возрасте дети демонстрируют крепкую «хватку». Взяв палец или игрушку, они не собираются их отпускать до тех пор, пока не потеряют интерес. К этому времени у детей появляется 4-6 зубов. Для физического развития важны:

  • ежедневная зарядка и массаж;
  • тренировки кисти и мелкой моторики;
  • ползание;
  • занятия плаванием;
  • активные прогулки.

Во время гуляния на улице дочь или сын должны меньше находиться в коляске. Позволяйте им понюхать цветок, потрогать лист, покопаться в песочнице, знакомиться с окружающим миром и исследовать его. Все это научит самостоятельности и разовьет любопытство.

Эмоциональное и психическое развитие

Дети внимательно наблюдают за действиями мамы и папы. Если раньше их привлекали знакомые лица, то теперь они увлеченно изучают их движения. Они начинают подражать им: надевать на голову платок, пытаться пить из чашки, складывать вещи в сумку. Они с удовольствием играют в «прятки». Внимательно наблюдают за тем, когда мама прячется за креслом или диваном и весело реагируют, когда она выглядывает.

Реакция на незнакомых людей индивидуальна для каждого. Одни с удовольствием общаются, другие пугаются и прячутся за маму. Следует предупреждать детей о приходе посторонних людей, и со временем младшие члены семьи поймут, что гости не представляют никакой опасности. Дети реагируют на интонацию взрослого и сами пытаются «играть» голосом, меняя громкий лепет на тихий.

Родители часто задаются вопросом, во что поиграть с девятимесячным ребенком, т. к. любимой забавой становится бросание игрушки на пол. Детей привлекают игры по своим правилам. Сидя на коленях взрослого, они бросают игрушку вниз и ждут, пока ее поднимут, чтобы повторить свои действия.

Ребенок знает свое имя, умеет при помощи жестикуляции выразить свои желания, реагирует на простые просьбы. Он пытается принимать участие в несложных действиях:

  • вытягивает руки во время переодевания;
  • может стянуть шапку;
  • держит чашку двумя руками;
  • уверенно держит ложку, но ест, в основном, при помощи рук.

Эмоциональные реакции становятся более яркими. Дети проявляют бурную радость, громко смеются, демонстрируют гнев. В этом возрасте ребенок не может играть самостоятельно, ему нужен партнер. Для детей 9 месяцев важны развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие физических навыков и логического мышления.

Речь

Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок к развитию речи. В этом возрасте дети произносят сочетания звуков: «па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Они не просто лепечут, а демонстрируют собственную речевую деятельность. Дети становятся сообразительными, хорошо понимают речь взрослых.

Как определить отклонения от нормы в развитии?

Если ваш малыш не пройдет проверку предложенным ниже тестом, есть повод обратиться к врачу за консультацией.

Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.
Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.
Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.
Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками

Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.
Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону

Если этого не происходит, есть повод задуматься.

Мы разобрались с отклонениями, теперь узнаем: нормальное развитие ребенка в 5 месяцев – каким оно должно быть?

Девочка и мальчик: в чем отличия развития малышей в 5 месяцев

  • Принято считать, что речь девочек может развиваться быстрее, чем речь мальчиков. Мальчик сначала учится называть действия предметов, а девочка – сами предметы. Если малышка повторяет слова, услышанные от взрослых, то мальчик придумывает свои, иногда и вовсе непонятные для посторонних.
  • Предполагается, что маленькие мужчины больше любят тактильный контакт, младенцы женского пола приходят в восторг от звучания родного маминого голоса.
  • По среднестатистическим данным, мальчик до шести месяцев значительно быстрее увеличивает показатели своего роста.
  • Младенцы женского пола более подвижны, их двигательные навыки развиваются быстрее.

К таким данным не нужно относиться серьезно. Половая принадлежность не может существенно влиять на развитие ребенка. Те или иные отклонения от нормы чаще всего объясняются индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Что касается ухода за младенцем в 5 месяцев, то он ничем не отличается от ухода в предыдущем возрасте. Только теперь гораздо больше времени нужно уделять развивающим занятиям с малышом

Игры: чему можно научить

Поскольку малыша интересует всё вокруг него, почаще разговаривайте с ним, показывая ему то, что попадает в поле его зрения: небо, цветок, игрушку и так далее. Можно обучать малыша свойствам предметов, например, «вот шарик, он катится», или как произносят звуки животные: собачка лает, киска мяукает, изображая, как они это делают. Кроху это приведёт в неописуемый восторг, и он будет пытаться воспроизвести эти звуки сам.

Можно показывать малышу крупные цветные картинки с изображениями предметов и животных, называя их и объясняя, что или кто это. Такую книжку можно соорудить своими руками, делая не просто картинки, а вставляя элементы для развития: кармашки, разные детали на липучках и так далее.

Книжку с картинками можно сделать своими руками

Игры с подбрасыванием

Многие родители, играя с ребёнком, подбрасывают его на небольшое расстояние на руках. Сначала малышу страшно, но потом он привыкает к этому, с восхищением воспринимая это занятие. Но кроме радости для ребёнка и развития вестибулярного аппарата, в этом занятии скрыт определённый психологический момент — формирование доверия между мамой или папой и малышом, это чувство останется у него на всю жизнь

Соблюдайте, конечно, меры предосторожности, и если малышу некомфортно или страшновато, эту затею лучше оставить

Как учить ребёнка играть с мячом

Поиграйте с малышом в футболиста. Положите надувной мячик ему на стопы так, чтобы малыш упирался в них. Пусть он стучит по мячу ножками ими пытается оттолкнуть его. Такое занятие укрепляет мышцы ног, подготовит их к ходьбе.

У современных мам набирает популярность фитбол — специальный гимнастический мяч, с помощью которого малыша также можно физически развивать, делая различные упражнения.

Игры на специальном мяче доставляют удовольстве ребёнку

Игра в прятки

У малышей прятки вызывают бурные эмоции, они могут звонко хохотать во время игры. Научить играть очень просто — мама закрывает ладошками лицо и «прячется» от малыша, при этом говоря: «Где мама?», через несколько секунд появляясь. Также можно «прятать» малыша, накрывая его лёгким куском ткани, например, носовым платочком, который он может снять самостоятельно.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают мелкую моторику, память. Это разжимание и сжимание кулачков и пальчиков, сопровождающееся песенками, стихами и сказками.

Популярна сказка-потешка «Сорока-ворона». Помните, в детстве мама играла с нами, водя пальчиком по открытой ладошке: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила — этому дала, этому дала, а этому не дала. Ты печку не топил, воду не носил, дрова не рубил — не дам тебе кашки».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона» развивает память и мелкую моторику

Как играть с ребёнком в 5–5,5 месяцев — видео

Итак, ваш ребёнок растёт и развивается. Впереди ещё много разных достижений и побед. Но помните, ваш малыш индивидуален, и если что-то соседский мальчик умеет делать в 5 месяцев, а ваш нет, не нужно срочно бежать к врачу и проверять ребёнка на разные болезни. Всё придёт в норму в своё время. Соблюдайте требования педиатра, развивайте ребёнка и скоро вы будете радоваться каждому новому движению или звуку.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

Ребенок начинает меньше спать

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход

Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем

Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Зарядка с ребенком 5 месяцев

Физические упражнения с грудничком должны представлять собой полчаса удовольствия, вызывая у него ассоциации с игрой. Сопровождайте все действия счетом, что помогает воспитать чувство ритма. Также можно включать и приятную, веселую музыку. Вы заметите, если она придется по душе карапузу, то он довольно быстро начнет двигаться ей в такт.

Плавание, массаж, движения направлены в этом возрасте на укрепление центральной нервной системы, развитию суставов, мышц.

В арсенал уже накопленных упражнений можно добавить новые, направленные на развитие формирующихся умений.

1. Для укрепления мышц пресса, развития вестибулярного аппарата, малыша можно животиком положить на свои раскрытые ладони так, чтобы большие пальцы расположились у него на нижних ребрах сбоку. Ножки пяточками должны упираться в грудь держащего. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, имитируя полет самолета. Можно даже с улыбкой погудеть, изображая гул мотора. Наблюдайте за тем, как туловище крохи немного прогибается в пояснице.

2. Для развития брюшного пресса, укреплению мышц спины и передней поверхности шеи рекомендовано упражнение на своеобразное приседание. Положите карапуза на спинку. Вложите в ладошки большие пальцы своих рук, он должен рефлекторно сдать кулачки. Оставшимися пальцами обхватите запястья крошки. Разведите ручки в стороны и потяните на себя, пока он не сядет. Поднимите ручки, соедините их вверху, захватите и задержите в таком положении одной рукой. Одновременно двумя пальцами другой проведите сзади по позвоночнику снизу-вверх. Ребенок, следуя рефлексу, выпрямит спинку. После этого, поддерживая головку одной рукой, опустите его назад на поверхность. Выполняется не более 1 раза в день.

3. По-прежнему давайте малышу бултыхаться в теплой воде, чтобы он активно двигал ручками и ножками. Обязательно поддерживайте его при этом под спинку или животик, и непременно с ним разговаривайте.

4. Не забывайте и о фитболе

На этом большом мяче покачивайте его осторожно, чтобы не испугать, в положении лежа на спине и на животе. Контролируйте температуру поверхности, чтобы крохе было комфортно

И обязательно… Вы же помните, правда? Обязательно спокойным, ровным тоном рассказывайте о том, что вы вместе делаете.

5

Вы обратили внимание, что иногда грудничок, лежа на животике, как будто подтягивается на ручках? Это он осваивает промежуточный навык — подползание. Помогите ему в этом: положите (поставьте) перед ним привлекательную игрушку на расстоянии чуточку большем, чем длина его вытянутой ручки

Можно ставить поочередно и немного в стороне от крохи. Хороша для этих целей звенящая неваляшка — яркий цвет и мелодичный перелив звука приковывают все внимание малыша и он начнет подтягиваться к ней на ручках (подползать). Если в это время подложите тугой валик под пяточки, станет упираться ими и отталкиваться. Так он постепенно перейдет и к ползанию.

Чтобы совершенствовать и дальше развивать то, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, требуется проводить с ним много времени в период бодрствования. Вы в таких бесконечных, но милых сердцу заботах, не заметите даже, как он будет стоять на пороге шести месяцев — возраста больших сюрпризов.

Полезные ссылки:

Советы родителям

  1. С малышом можно начинать больше разговаривать, рассказывать эмоциональные истории или сказки, петь песенки. Можно также поиграть с ребенком в простые игры, типа: «Нет, ку-ку», «Вот я» и т. п. 

  2. Купать малыша в ванной с добавлением успокаивающих отваров трав.

  3. В кормлении уже можно придерживаться определенного графика.

  4. Не стоит также торопить ребенка сесть самостоятельно. Для этого ему еще нужно время.

  5. Занимайтесь с малышом гимнастикой. Приводите в движение ручки и ножки. Это укрепляет мышечный тонус и позвоночник. Не нужно забывать и про массаж, который также развивает тело ребенка.

  6. В этом возрасте можно записать малыша на занятия для маленьких детей в бассейне со специалистом. Если нет такой возможности, то подойдет и домашняя взрослая ванна. Нужно надеть на шею специальный круг. Обычно маленьким детям это занятие очень нравится.

  7. Для развития зрительной памяти и попыток сравнения можно поднести кроху к зеркалу и какое-то количество времени понаблюдать, что малыш будет делать. В таких случаях он сравнивает свое изображение, с тем, кто его держит на руках. Ребенок понимает, что в зеркале находится он сам, а рядом другой человек. Это его радует.

  8. Отправляясь на прогулку в этом возрасте, ребенка можно носить в слинге или эрго рюкзаке. Так он сможет наблюдать за тем, что происходит вокруг.

Если имеются какие-либо отклонения от нормы, родителям стоит обратиться за консультацией к специалисту. Лучше диагностировать проблему раньше, когда ее можно еще скорректировать или исправить. Но не нужно забывать, что каждый ребенок развивается по-своему в присущем только ему темпе.

С использование материалов книги Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

Ребенок в 5 месяцев начинает «болтать»

Малыш имитирует звуки, которые слышит, постепенно переходит от простых к сложным: «гу-гу», «агу», «да-да». Он также с удовольствием «общается» с игрушками.

Малыши от рождения очень чувствительны к голосам родителей, поэтому им необходимо постоянно слышать, как ты разговариваешь. Эмоциональное общение влияет на ребенка, на развитие его познавательной деятельности. Чтобы еще больше сблизиться с пятимесячным ребенком, сопереживай ему в радостях и печалях, поддерживай его эмоционально, когда он расстроен. Делись с ребенком впечатлениями: показывай новые предметы, радуйся игрушкам, затевай весёлые игры.

Развиваемся и развлекаемся

Как развивать в 5 месяцев ребенка и при этом развлечь его, заставить улыбаться и заливисто смеяться? Огромную радость доставят крохе легкие подбрасывания вверх, громкое чмокание, щекотка. Старайтесь не перевозбудить дитя такими занятиями, в противном случае его будет сложно уложить спать вовремя. Помогайте младенцу исследовать его тело. Наденьте ему на ножку или ручку яркую пинетку с колокольчиком. Сначала малыш посмотрит на интересную вещицу, потом дернет ножкой, услышит звон, попытается схватить свою нижнюю конечность.

Из картонной коробки сделайте подобие горки. Покажите, как по наклонной поверхности сказывается машинка или другая игрушка на колесиках. Это станет отличным первым примером причинно-следственной связи между явлениями. Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за их плавным полетом. Чтобы кроха учился принимать свои первые в жизни решения, положите ему в каждую ручку по пищащей игрушке. Посмотрите, будет ли он глядеть на ту руку, которая «пищит». Когда младенец станет чуть постарше, он научится сжимать оба предмета одновременно.