Суть проблемы

У некоторых людей открытый рот является проявлением привычки: мышцы челюсти автоматически расслабляются, когда человек сконцентрирован на чем-то ином. Для других это означает неправильное дыхание, когда поток воздуха проходит не через нос, а через рот.

Здоровый человек при правильном дыхании всегда держит рот закрытым, осуществляя вдох и выдох через нос.

Лечение привычки к открытому рту у взрослых представляет некоторую сложность: многие не замечают этой особенности, в то время как другие испытывают социальный дискомфорт и неуверенность из-за часто открытого рта. Взрослым не просто понять причины, почему им не удается постоянно держать челюсти сжатыми.

В чем причина?

Дети от 3 лет и старше могут сосать пальцы по многим причинам. Нужно присмотреться к своему ребенку, понаблюдать за его поведением в разных ситуациях.

Чаще всего у малыша включается «сосательный инстинкт», когда он чувствует себя ненужным. Родители мало уделяют ему внимания и остается только утешаться любимой привычкой. Такого ребенка могут не интересовать игрушки, игры со сверстниками.

Фото: pixabay.com

Стрессовые ситуации тоже «запускают» процесс сосания пальца. Это может быть испуг, пребывание в доме посторонних людей, строгое воспитание, болезни.

Вспомните свои привычки. Мы тоже, сосредотачиваясь на каком-то деле, можем кусать пальцы, грызть ноги, трогать подбородок и губы. А дети очень наблюдательные и всегда повторяют за родителями.

Источники

  • Chi P., Wang XJ. . // Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi – 2021 – Vol24 – N4 – p.297-300; PMID:33878817
  • Shih HS., Winstein CJ., Kulig K. Young adults with recurrent low back pain demonstrate altered trunk coordination during gait independent of pain status and attentional demands. // Exp Brain Res – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33871659
  • Carannante F., Bianco G., Lauricella S., Mascianà G., Caricato M., Capolupo GT. TaTME approach as a rescue during a laparoscopic TME for high rectal cancer. A case report. // Int J Surg Case Rep – 2021 – Vol82 – NNULL – p.105870; PMID:33857768
  • Baek SJ., Piozzi GN., Kim SH. Optimizing outcomes of colorectal cancer surgery with robotic platforms. // Surg Oncol – 2021 – Vol37 – NNULL – p.101559; PMID:33839441
  • Shimizu J., Iba K., Emori M., Sasaki M., Yamashita T. Reconstruction Using Free Vascularized Fibular Grafts after Wide Resection of Humerus Chondrosarcoma in a Patient with Cleidocranial Dysplasia. // Case Rep Orthop – 2021 – Vol2021 – NNULL – p.2302879; PMID:33747589
  • Del Gutiérrez Delgado MP., Mera Velasco S., Turiño Luque JD., González Poveda I., Ruiz López M., Santoyo Santoyo J. Outcomes of robotic-assisted vs conventional laparoscopic surgery among patients undergoing resection for rectal cancer: an observational single hospital study of 300 cases. // J Robot Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33743145
  • Flynn J., Larach JT., Kong JCH., Warrier SK., Heriot A. Robotic versus laparoscopic ventral mesh rectopexy: a systematic review and meta-analysis. // Int J Colorectal Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33718972
  • Ziati J., Souadka A., Benkabbou A., Boutayeb S., Ahmadi B., Amrani L., Mohsine R., Anass Majbar M. Transanal total mesorectal excision for patients with rectal cancer : a Systematic review and meta-analysis. // Gulf J Oncolog – 2021 – Vol1 – N35 – p.66-76; PMID:33716215
  • Nasir I., Mureb A., Aliozo CC., Abunada MH., Parvaiz A. State of the art in robotic rectal surgery: marginal gains worth the pain? // Updates Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33675509
  • Jayasimha S., Nagasubramanian S., Jayanth E ST., Muthukrishna Pandian R., J C., Kumar S. Management of proximal migration of double-J stents after Anderson-Hynes pyeloplasty in children. // J Pediatr Urol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33622628

Как отучить ребенка тянуть все в рот?

Эксперты дают следующие советы:

  1. Запрещайте крохе тянуть в рот предметы, которые не относятся к пище. Не ленитесь напоминать ему об этом регулярно, если видите очередную попытку затащить в рот игрушку.
  2. Папа, бабушки и дедушки также должны принимать активное участие в подобных запретах.
  3. Старайтесь всегда играть с ребенком. Если он нашел какие-то мелкие детали, то подробно расскажите ему о них, чтобы у него не оставалось желания исследовать их при помощи языка.
  4. Если малыш тянет в рот пульт от телевизора или мыло во время купания, то покажите ему, что нужно делать при помощи этих вещей.
  5. Не вырывайте предметы у ребенка из рук с криками. Постарайтесь аккуратно забрать предмет, а затем объяснить для чего он служит. Помните, что даже восьмимесячный ребенок способен понимать слова и их смысл.

Советы специалистов

Чтобы отучить малыша от вредной привычки, специалисты рекомендуют:

играть вместе. Рассказывать малышу о происхождении и назначении мелких деталей: «Это колпачок от ручки. Его можно снять и надеть обратно», «Это кубик. Давай поставим его так, чтобы получилась картинка»;

учить взрослому поведению. Дети любят новые игры, поэтому родители могут взять это на вооружение. Следует рассказать малышу о том, что такое мусор и куда его нужно выбрасывать. Однако у этого метода есть недостаток. Когда ребенок научится пользоваться ведром, в нем может оказываться все, что лежит на полу (в т. ч. нужные вещи). Чтобы избежать этого, стоит завести для малыша отдельный игрушечный контейнер;

отвлекать

Нужно хвалить малыша за хорошее поведение и направлять его внимание на другие вещи, когда он пытается поступить неправильно. Если ребенок тянет что-то в рот, стоит отвлечь его книгой, игрой или даже едой.

Многие родители допускают ошибки во время воспитания:

  1. вырывают предметы из рук. Когда взрослые пытаются забрать какую-то вещь у ребенка, она приобретает для него максимальную ценность. Малыш выпустит предмет только тогда, когда его отвлечет что-то более интересное;
  2. приказывают, кричат. Не стоит использовать авторитарный подход, сопровождать действия словами «нельзя, потому что я так сказала» и уж тем более демонстрировать физическую силу. Дружелюбное общение подкупает и вынуждает идти на компромисс, а крики – вызывают стресс и усугубляют вредную привычку.

Дискомфорт в боковых зонах языка

Когда болит язык сбоку в любой из сторон, причинами неприятных ощущений могут быть несоответствие размеров зубных протезов, воспаления слизистых оболочек, интенсивное курение или характерные невралгические проявления.

Боль на кончике языка

Кончик языка постоянно соприкасается с зубами и активно участвует в процессе создания звуков, поэтому доставляет людям особый дискомфорт. Среди причин такого состояния чаще всего отмечаются:

  1. Мелкие травмы на конце языка возникают чаще всего, так как именно этот участок первым сталкивается с пищей, зубными протезами и зубами.

  2. Глоссалгия сопровождается чувством жжения, а также возможностью распространения боли на остальные участки ротовой полости.

  3. Глоссит – воспалительная болезнь ротовой полости.

  4. Стоматит вызывает возникновение мелких болезненных ран на конце органа.

  5. Аллергические проявления возникают в результате мгновенного контакта с некоторыми лекарствами или продуктами питания.

Сосательный рефлекс

Интерес к окружающему миру возникает у малыша на 2–3 месяце после его рождения. В возрасте 4–5 месяцев кроха начинает осознавать работу своих ручек и их возможности. После этого малыш пытается понять, как они работают, поэтому отправляет их на исследование в свой рот. Затем в ход идут практически все предметы, которые находятся в зоне досягаемости: игрушки, одежда, мамины части тела.

Важно понимать, что это нормальный этап в жизни, через который проходят все детки. Задача родителей заключается в том, чтобы создать ребенку безопасные условия

К малышу не должны попадать мелкие детали или предметы с острыми краями Игрушки, с которыми играет малыш, всегда должны быть чистыми.

Почему сосут палец груднички до года

Дети до года используют палец в качестве соски по таким причинам:

  • голод;
  • неутолённый рефлекс;
  • режущиеся зубки;
  • тревога;
  • скука.

Знаете ли вы? Около ¾ детей в возрасте до 12 месяцев регулярно сосут пальчик.

Основные мотивы того, что груднички сосут палец – они голодны или им не дают насладиться в полной мере сосанием груди или бутылочки.

Обычно это происходит так:

  • Некоторые мамы кормят малышей строго по графику, а не по требованию. Помня о том, что при сосании пропадает чувство голода, дети начинают сосать палец или кулачок, не получая мамину грудь.
  • Мамы определяют время, отведённое на сосание, и забирают пустую, как им кажется, грудь. Если вам кажется, что грудь пустая, это не всегда так — там может быть немного молока, просто оно более густое и не течёт так быстро, как вначале. Так предусмотрела природа, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. Пока малыш не начал сердиться и дёргать ножками, ему достаточно того, что есть, и грудь менять не надо.
  • Рано или слишком резко снимают с грудного вскармливания. Педиатры рекомендуют кормить младенцев грудью до годовалого возраста, однако по ряду причин (болезнь, отсутствие молока, выход мамы на работу) возникает необходимость закончить этот процесс раньше.

Вам будет интересно узнать больше о грудном вскармливании: об основных правилах грудного вскармливания, о полезных свойствах грудного молока, сколько грудного молоко необходимо съедать новорожденному, до какого возраста кормить ребенка грудным молоком, как отучить ребенка от грудного кормления.

У малышей, которых кормят из бутылочки, забирают её после опустошения. Они наедаются, но не «насасываются», особенно если соска уже прослужила какое-то время, стала податливее, дырочка в ней расширилась.

Важно! Время, нужное для того, чтобы в полной мере удовлетворить рефлекс сосания, у каждого ребёнка своё. Палец во рту у малыша может оказаться и по причине прорезывания зубов, хотя тут чаще используются игрушки или другие предметы потвёрже, чтобы можно было почесать дёсны


Палец во рту у малыша может оказаться и по причине прорезывания зубов, хотя тут чаще используются игрушки или другие предметы потвёрже, чтобы можно было почесать дёсны.

Женщины часто ошибочно полагают, что дети маленькие и ничего не понимают, поэтому их нежелание иметь ребёнка (осознанное или подсознательное) останется для малыша незамеченным.

Вам будет полезно узнать о правилах развития ребенка по методике Штейнера, Николая Зайцева, Глена Домана, Монтессори.

Беспокоиться женщины могут и по другому поводу – несложившиеся отношения с мужем, бытовые проблемы и другие.

Ребёнок ощущает мамину тревогу и начинает тревожиться сам, а единственный способ успокоиться, который ему знаком, – сосание.

Некоторые женщины надолго оставляют детей в кроватке без внимания и игрушек. Чтобы хоть как-то развлечься, те сосут пальчик.

Стандартные ответы

Как правило, о таких навязчивых действиях говорят в следующем ключе:

 «Он просто привлекает ваше внимание»
«Вы мало\плохо кормили его грудью, вот у него и не удовлетворен сосательный рефлекс»
 «Это нервный тик»

Да, каждый из этих вариантов возможен – хотя не всегда именно с такой формулировкой.

Но всегда ли наличие такой потребности – грызть, сосать, теребить что-то во рту – свидетельствует о «родительском недосмотре»?

Современная наука шагнула далеко вперед в том, что касается детского развития. Многие  проявления детей, которые раньше считались тем, что нужно «исправлять», сейчас рассматриваются как вариант нормы.

Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета

Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение

Оральная стадия

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, выделил 5 стадий психосексуального развтия личности более века назад, тем не менее некоторые его постулаты актуальны и на сегодняшний день. Первой стадией является оральная стадия. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной привычкой».

0 месяцев – 1,5 года

Собственно, оральная стадия по Фрейду- охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа — время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым

Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой или опекуном. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии

На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует ее нежность и любовь по отношению к себе.

Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с  нехваткой материнской заботы. Чтобы  избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание  по требованию.

А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (с отсутствием потребности в близких доверительных взаимоотношениях), доверчивым или недоверчивым

А ну-ка, укуси!

С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки. Теперь жевание и кусание становится ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «Ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.

Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток  обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.

Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно

И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть авторучки или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.

Можно, но осторожно

Недооценить важность оральной стадии просто невозможно. Строгие запреты будут тормозить развитие малыша. Важно не запрещать и ругать, а быть рядом и помогать ребенку знакомиться с окружающим миром самым безопасным способом

  • Прежде всего, необходимо обеспечить малышу максимальную  безопасность. Обязательно уберите из зоны его доступа все колющие и режущие предметы, бытовую химию и легко бьющиеся предметы. Если у вас есть старшие дети, следите, чтобы малыш не подобрал «в гостях» у брата или сестрички мелкие детали от конструктора или игрушек.
  • Если ребенок берет грязный, опасный предмет в рот, его необходимо остановить. По возможности, останавливаем спокойно. Говорим коротко и четко: «Это не съедобное», «Мы это не едим», «Это опасно».
  • Будет хорошо, если вы сможете объяснять, как с этими несъедобными предметами принято обращаться. Разумеется, после того как вытащите их изо рта малыша.
  • Используйте простые и понятные, но обычные слова. Упрощенные варианты вроде «Это кака» или «Фу!» обедняют речь.
  • Когда у малыша начнут резаться зубки, предлагайте альтернативу (прорезыватель, соску, сушку…)
  • Насыщайте ребенка сенсорной информацией в безопасном режиме. Предлагайте игры на развитие сенсорного восприятия.

Даже если ребенок нарушает правило, очень важно не подвергать его психологической и физической агрессии. Ребенок поступил неверно, поступок не одобряем, а ребенка любим и прощаем

А если ребёнок не переключается на другие способы изучения мира?

Родителям приходится мириться с этим, так как никакие убеждения, ни наказания в данном случае на детей не могут подействовать. Мы можем только терпеливо ждать, пока малыш начнёт получать достаточное для него количество сенсорной информации через другие источники, особенно тактильно, трогая и манипулируя с предметом руками.

У некоторых детей это происходит раньше (около года), у других – остаётся до 2 и даже до 3 лет (не напрасно на игрушках с мелкими деталями пишут предостережение для детей до 3 лет). В первую очередь можно вам посоветовать набраться терпения, так как единственный способ оградить ребёнка от проглатывания мелких деталей остаётся таким же, как и в 6 месяцев — следить за ребёнком и не позволять брать предметы в рот.

В полтора года вы также можете обращать внимание ребёнка на другие способы манипулирования с предметами. Например, если ребёнок берёт в рот мусор, предложите самостоятельно отнести его в мусорное ведро, если ребёнок кусает бумажку, предложите ему порвать бумажку ручками

С другой стороны, если ваш ребёнок ведёт себя подобным образом только дома, то, возможно, он подходит к возрасту проверки норм и правил. Ответьте на следующие вопросы: бывают ли длительные промежутки времени или определённые ситуации, когда ребёнок ничего не тянет в рот? Был ли момент после года, когда вам показалось, что ребёнку уже не нужно проверять всё на зубок? Смотрит ли он на вас, как будто ожидая вашей реакции, когда берёт что-либо в рот? Есть ли другие сферы, в которых ребёнок ведёт себя похожим образом? Если всё это так, то, скорее всего, ребёнок проверяет, что будет, если он нарушит созданное правило.

Такое поведение становится типичным у детей около 2 лет. Дети пытаются разобраться в окружающем мире, узнать, по каким правилам он работает. Какие правила нарушать можно, а какие нет. В данном случае вам нужно быть особенно последовательной и проявить строгость. Каждый раз, когда ребёнок возьмёт что-то в рот, заберите у него эту вещь или мусор и строго скажите: нет, этого делать нельзя. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребёнка, просто повторяйте свои действия из раза в раз. Как только ребёнок поймёт, что это непоколебимое правило, он начнёт его соблюдать.

Варвара Жданова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог

Режутся зубки

Когда дети перестают тянуть все в рот? Очень часто малыши, у которых только начинают прорезаться зубки, пытаются просто почесать десна. Поэтому они могут тащить в рот пальчики, свою одежду и прочие предметы, которые попадаются под руку. Задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить кроху всем необходимым на этот период.

Сегодня в детских отделах магазинов можно найти массу разнообразных прорезывателей, резиновых колечек и прочих предметов, которые помогают малышу справиться с дискомфортом в области рта. Если вы не очень хорошо относитесь к такому решению проблемы, то приобретите детский обезболивающий гель.

Когда бить тревогу?

Ребенку такая привычка доставляет огромное удовольствие. Родители же, наоборот, раздражаются и беспокоятся за развитие чада.

«Сосать пальцы – привычка младенцев, взрослые дети за этим занятием выглядят глупо», –  можно услышать от родителей. То, что ребенок постоянно тянет палец в рот, не главная проблема. Через грязные руки он может занести инфекцию в организм или заразиться гельминтами. У некоторых детей из-за частого нахождения пальца во рту развивается неправильный прикус.

Фото: pixabay.com

Если ребенок прибегает к помощи пальчика раз в день, чаще перед сном, беспокоиться рано. Так он себя убаюкивает, и резко отучать от привычки не стоит. 

Но когда ребенок сосет палец больше 3-4 раз в день, это уже отклонение от нормы. Нужно решать проблему.  

Физиологическое объяснение того, почему дети всё тянут в рот

Вы будете удивлены, но

Другими словами, привычка тянуть всё в рот помогает познавать мир, чувствовать его на вкус, ощущать и составлять об окружающих предметах своё личное мнение. Однако, если на 5-ом месяце жизни такой путь познания ещё вполне объясним и даже в какой-то мере уместен (у ребёнка также могут резаться зубки и он просто старается снять болезненные ощущения  с помощью чесания дёсен), то вот если эта привычка сохраняется и в дальнейшем – её смысл и физиологический подтекст всё-таки меняются.

Ребёнка в 2-3 года уже не так интересует вкус предметов, он больше заинтересован тем, что произойдёт, если он сделает что-то, к примеру, возьмёт свою любимую игрушку в рот и попытается её сжать зубами, или попробует макароны, которые лежат в его тарелке не только с гастрономической точки зрения, но и постарается понять,  какие они с помощью своих тактильных ощущений. Как правило, по достижению 3-х летнего возраста проблема «всё во рту» должна исчерпать себя сама. Ребёнок становится взрослее, мудрее и у него появляются другие способы общения с внешним миром и он учиться пользоваться другими «инструментами» для его познания.

Стоит ли бороться с привычкой всё тянуть в рот до 3-х лет

Как бороться с привычкой всё тянуть в рот?

Этот вопрос очень часто задают родители. И, на него есть очень простой ответ.

Таким образом, вы просто препятствуете своему малышу познавать мир. Не стоит этого делать. Просто:

  • позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка были специальные игрушки, которые он мог жевать и кусать (они не должны иметь острых углов и краёв и не содержать мелких деталей, должны быть выполнены из безвредных материалов).
  • если причина того, что «всё – во рту» — процесс прорезывания зубов – позаботьтесь о том, чтобы облегчить боль и страдания малыша с помощью специальных гелей, которые снимают воспаление дёсен.
  • а, поскольку периодически все игрушки оказываются во рту у вашего малыша – вам необходимо ежедневно проводить их мойку, обдавать  их кипятком, а тканевые игрушки – не забывать периодически стирать…
  • ну, а если привычка вашего малыша вас всё-таки очень напрягает и раздражает – займитесь развитием мелкой моторики пальчиков вашего крохи, займите чем-то его ручки и пальчики, делайте специальные упражнения и зарядку для пальчиков, рисуйте карандашами и красками, лепите поделки из пластилина, играйте под вашим бдительным наблюдением с крупами, но ни в коем случае не кричите на ребёнка и не наказывайте его…
  • если же какой-то предмет действительно нельзя брать в рот – уберите его с глаз малыша или хотя бы объясните на доступном языке своему ребёнку, почему тянуть камни в рот нельзя (они грязные и невкусные). Но, если их даже и нельзя тянуть в рот, то их можно просто рассматривать или играть с ними – другими словами, предложите ребёнку альтернативу.
  • и, самое главное – будьте последовательными в своих разрешениях и запретах, и предупредите об этом своих родственников и близких. Если вы не разрешаете – значит, никто не имеет права это разрешать, с другой стороны, если вы не запрещаете – ребёнку будет сложно понять, почему папа или бабушка говорят «нельзя»…

Как помочь ребенку?

Ругать чадо и насильно вырывать пальцы изо рта, как это делают многие родители, не стоит. Такое поведение травмирует, усугубляет положение: малыш испытывает стресс и снова находит успокоение в «сладком пальчике».

Можно попробовать потереть палец черным перцем. Но действие такого способа недолгое – ребенок может привыкнуть ко вкусу приправы. К тому же взрослые дети понимают, что можно помыть руки и снова наслаждаться любимым занятием.

Фото: pixabay.com

Попробуйте пойти обманным путем. Наклейте ребенку на палец лейкопластырь и скажите, что там «вава» и ее нельзя трогать, пока не заживет. 

Если ребенок любить сосать пальчики перед сном, отвлекайте его. Расскажите сказку, при этом поглаживайте его ручку, сделайте небольшой массаж. Можно дать ему в руки игрушку и сказать, что «мишка» не может уснуть без своего маленького друга.

Побольше уделяйте внимания малышу: обнимайте, жалейте, играйте вместе с ним. У ребенка просто не останется времени на привычку.

Если ребенок продолжает сосать пальцы после 5-6 лет, следует обратиться за профессиональной помощью к детскому психологу.

Ранее Yellmed рассказывал, как извлечь жевательную резинку из волос ребенка без ножниц.

Решаем проблему мягко

Все, чем вы должны заручиться – это терпение и деликатность. Помните, что здесь работает индивидуальный подход, а часто нужно воздействовать на ребенка комплексно. Обязательно учитывайте возраст и потребности ребенка. Так с детками постарше лучше разговаривать и пояснять, рассказывать о последствиях такого пристрастия, они уже вполне способы понимать и анализировать

Совсем еще младенцам важно обеспечить максимальный тактильный контакт с мамой и удовлетворение сосательного рефлекса.
 

✓ Если ребенок находится на грудном вскармливании, не бойтесь давать грудь по требованию, перекормить его или что он привыкнет, будет постоянно «висеть» на вашей груди. Честно говоря, он и без груди будет стремиться все время быть у вас на руках. Кормление по требованию, как правило, помогает быстро решить этот вопрос.

✓ Если вы хотите свернуть ГВ, то не делайте это резко, чтобы не создавать стрессовую ситуацию для ребенка. Старайтесь свернуть кормление постепенно и очень плавно (растяните процесс на несколько недель, 1-2 месяца), проводите с ребенком максимально возможное время и не давайте ему думать о том, что если сиси нет, то и мамы тоже рядом не будет.

✓ Временная привычка брать палец в рот, связанная с болезненным прорезыванием зубов, решается отвлечением внимания, использованием специальных охлаждающих гелей и игрушек-прорезывателей.

✓ Противоречиво мнение насчет соски. Пустышка действительно помогает отвлечь ребенка, избавить его от привычки сосать палец. Но, выходит, что мы просто меняем «шило на мыло», хотя тот же Комаровский совершенно не видит в пустышке ничего плохого, особенно если она специальная ортодонтическая.

✓ Достижение психологического комфорта у ребенка. Сосание пальца является неким успокоительным ритуалом, чем-то удовлетворительным и приятным для малыша. Во время процесса он чувствует себя комфортно. Ваша цель: сделать так, чтобы ему было комфортно без этого. Задумайтесь, возможно, частые ссоры родителей, трудное привыкание к детскому саду, новая няня, переезд, страхи и фобии или другие факторы могли повлиять на это.

✓ Детей постарше лучше занять, увлечь интересным занятием с привлечением рук и необходимостью тонких манипуляций пальцами (собирание пазла, рисование и лепка). Многие утверждают, что посещение кружков и развивающих центров положительно сказывается на коррекции привычки (ребенок увлечен и забывает о сосании пальца, берет пример с других детей).

✓ Деликатные разговоры с малышом старше 2-х лет. Нельзя назвать это 100 % решением проблемы, но опыт многих мам доказывает результативность таких разговоров. Ребенку объясняется, почему сосать пальчик не нужно (это не красиво, он будет «болеть», станет другим).

Очень понравился пример одной мамы, которая отучала свою двухлетнюю дочку от навязчивого сосания большого пальца: она в разговоре объяснила малышке, что если так будет продолжаться, то пальчик однажды станет зеленым. Естественно, ночью палец был намазан зеленкой, а с утра ребенок, мягко говоря, обалдел. Но привычка быстро осталась в прошлом.

✓ Цветные напальчники. Возможно, есть некоторое сравнение с ограничителями, которые описаны немного ниже, но вряд ли эластичная повязка как-то ограничивает свободу малыша. Эти цветные напальчники напоминают непоседе о том, что делать так не стоит. Конечно, ничто не мешает ребенку снять его или сосать палец прямо так, но, говорят, работает.

Сосание пальца, причины

Многие современные педиатры даже не считают это вредной привычкой в младенчестве. И детские врачи, и психологи сходятся во мнении, что пальчик во рту ребенка — это просто неудовлетворенный инстинкт сосания.

Напомним, что сосательный рефлекс появляется одним из первых у малыша. Для грудничков понятия «сосать» и «жить» очень близкие. Ведь все они сосут (кто грудь, а кто и пищу из бутылочки) и для насыщения, и для развития. При сосании запускаются отлаженные веками процессы усвоения питательных веществ, улучшения пищеварения, ощущения психологического комфорта.

В процессе сосания, в том числе и собственного пальчика, участвуют три нерва: блуждающий, носоглоточный, троичный. Именно во рту малыша находятся сильные рецепторы, помогающие запускать вышеуказанные процессы. А лучшим объектом для сосания является грудь мамы, и только потом уже — пустышки, а для значительной части деток — пальчики. Как и грудь, дитя может получить их по первому своему требованию — ручка всегда находится рядом с телом. Поэтому и пальчики в рот отправляются инстинктивно. По сути, это замена материнской груди. Кстати, раньше такой альтернативой служили узелочки с хлебным мякишем. Их называли «куклами». Сегодня же им на смену пришли ортодонтические соски-пустышки. Но для тех, кто сосет пальчик, он является лучше альтернативой маминой груди, нежели пустышка. Сосание собственного пальчика или пальцев — самый удобный, простой и всем доступный способ удовлетворения сосательного рефлекса.

Что же говорят специалисты по грудному вскармливанию по поводу такой вредной младенческой привычки? Младенцы это делают до и после кормления, таким образом, показывая, что уже голодны либо еще не наелись. Напомним, что главную порцию материнского молока ребенок съедает за первые 5-10 минут. После этого он просто пребывает с маминым соском во рту для удовольствия и выдавливает молочко по капле. Если же мальчик или девочка тянет пальчики в ротик после кормления грудью — может быть, вы держите его у груди маловато, ему не хватает сосания?

Многие мамы, малыши которых находятся на смешанном питании, замечают, что они скорее справляются с бутылочкой, нежели с добыванием молока из маминой груди, и сразу после этого тянут в рот пальчики. То есть деткам на искусственном вскармливании может не хватать удовлетворения сосательного рефлекса. У грудничков на грудном вскармливании подобное встречается реже либо вообще не наблюдается.

Еще одна причина, по которой детки до года тянут свои руки в рот, — прорезывание первых молочных зубов. Их десны зудят, чешутся, и с пальчиком во рту им гораздо комфортнее.