7 ответов

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса.Также не забывайте благодарить врачей.

Биттерлих Леонид Ростиславовичдетский невролог 2019-04-16 18:03

Это единственная проблема? А так ребенок всегда был спокойным, нормально спал?

Юлия 2019-04-16 18:13

Сейчас он периодически закатывает истерики, если ему что-то не дают и тп. Сам по себе спокойный, аккуратный очень, послушный, хотя ему только годик. Спит хорошо, если не беспокоят зубы, то не просыпается ночью вообще. Единственное иногда может теребить уши, в последнее время когда злится может расцарапать щеку.

Биттерлих Леонид Ростиславовичдетский невролог 2019-04-16 18:31

В общем есть повышенная нервность. Лечение зависит от причины – наблюдался ли у невролога после рождения?

Юлия 2019-04-16 18:37

Он проходил осмотр плановый в 3 месяца, было все в норме. Больше не ходили.

Биттерлих Леонид Ростиславовичдетский невролог 2019-04-16 19:50

Следует попить лекарства на подкрепление процесса торможения в нервной системе (это лечение), если не поможет – то на подавление процесса возбуждения (это уже больше для удобства и приспособления к стрессовым ситуациям).
Для этого нужно сходить к неврологу по месту жительства.А также почитайте рекомендации на моем сайте по этой ссылке: https://www.dokbit.com/vse-o-nervnykh-boleznyakh-detej/tridtsat-problem-s-kharakterom-rebenka-sovety-psikhologov.html

валерия 2019-04-18 10:08

Здравствуйте, у педиатра есть подозрения на проблемы по части неврологии у моего сына, ему 5 лет. Частые капризы, вчера в садике ему не понравился как девочка сидящая рядом громко кричала и он ее стукнул, с рождения писеет по ночам и в тихий час не просыпаясь, говорит с паузами (то ли воздуха не хватает то ли речевой аппарат недоразвит), педиатр советует пустырник, невролог глицин. Раньше до лет 3 не было к нему особых вопросов у невролога- переворачиваться начал чуть позже нормы, пошел в 11 месяцев и говорить начал чуть позже(старший в 1,5 года во всю стрекотал, а младший в 2 не говорил, не помню точно вроде в 2,5 года заговорил) больше вопросов у невролога не было. Меня беспокоит его энурез, капризы(но ночью спит хорошо, один боится, если есть кто то рядом спит не просыпаясь, если никого рядом нет идет ночью искать маму), частые вдохи! Есть аденоиды, узи сердца делали-уз патологии не выявлено, регургитация на тк и лк, срдла 14 мм. Рт. ст. С года и до 4 болел раза 2-3 в год бронхитами, один раз обструктивным, у пульмонолога был год назад ничего страшного не сказала, в последний год бронхитов не было только трахеит и фарингит.

Чего делать нельзя

Нередко родители ребёнка совершают непростительные ошибки, которые и заставляют его замыкаться в своих тревогах и усугубляют страх.

Ни в коем случае нельзя смеяться над реакцией малыша, стыдить его, ведь это не проявление трусости, а особенность мировосприятия

Чтобы избежать насмешек, кроха будет скрывать свою боязнь, но она никуда не денется.
Если у ребёнка не получается преодолеть страх, то маме и папе не стоит опускать руки: вероятно, сыну или дочери просто нужно для этого чуть больше времени.
Не стоит всячески ограждать своё чадо от громких звуков, ограничивать его передвижения и круг общения: дефицит жизненного опыта не избавит от проблемы.
Нельзя допускать фиксации страха, заостряя на нём внимание. Наоборот, к боязни нужно относиться без внешнего беспокойства, стараться отвлечь карапуза играми, прогулками, новыми открытиями.
Огромная ошибка — пытаться решить проблему методом «клин клином вышибают», например, заставлять ребёнка, который боится громких звуков на детском празднике или спектакле, идти на подобное мероприятие

Страх от этого только усилится, малыш может замкнуться в себе и вообще не захочет ни с кем общаться.

Причины

Боязнь громких звуков довольно распространенное явление, и, чтобы ваш питомец адекватно реагировал на эти раздражители, необходимо знать, в чем заключается корректирующее воспитание собаки и ранняя социализация щенка.

Животные могут бояться выстрелов, выхлопов автомобилей, звука петард, салюта, грохота трамваев, поездов и т.д. Довольно часто боязнь звуков протекает в виде фобий. Следует напомнить еще об одном: слух собаки очень чувствителен. Ваш питомец способен слышать то, о чем вы и не подозреваете. Например, человек начинает слышать звуки частотой от 20 герц, в то время как собака реагирует на звуки частотой от 35 до 70 тыс. герц. То есть то, что мы воспринимаем как бытовой шум и на что не обращаем внимания, может быть для собаки как удар молотком по голове. Сильный звук причиняет боль и даже может повредить барабанную перепонку и кортиев орган (рецепторная часть слухового анализатора) уха собаки. А если говорить о грозе с молнией, петардах или салюте, то они сопровождаются еще и вспышками света, которые глазам собаки удовольствия тоже не доставляют.

Выбор способов для коррекции боязни громких звуков зависит от степени ее выраженности. Выделим для простоты три степени «болезни».

  1. Слабая степень боязни проявляется просто в беспокойстве: собака двигает ушами, оглядывается в поисках источника звука, но остается достаточно управляемой и даже берет корм.
  2. Средняя степень проявляется в испуге, после чего собака не слушается, с трудом успокаивается и не ест предлагаемое лакомство.
  3. При сильной боязни собака дрожит, не подчиняется командам, впадает в паническое состояние, не берет лакомство, пытается вырваться, если находится на поводке, или убегает, когда поводка нет. Иногда она отказывается выходить на улицу, активно сопротивляясь при этом.

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции

В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ

Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Ребенок вздрагивает во сне и плачет, как успокоить?

Именно поэтому рекомендуется заматывать ребенка в пеленку. Однако вместо тугого пеленания, которые практиковали наши бабушки, необходимо использовать свободный вариант.

Ребенок вздрагивает во сне и плачет, как успокоить:

  • Обычно для этих целей покупают специальные спальные мешки, которые застегиваются на липучку или молнию. В таком случае, ребенок находится как бы в коконе, который позволяет ему немного передвигаться, но ощущается давление ткани.
  • Это идеальный вариант для засыпания малыша. Можно сымитировать такое пеленание при помощи обычной пеленки. Однако нет необходимости укутывать ребенка солдатиком.
  • Многие находчивые мамы вообще придумали универсальные способы, которые помогают ребенку засыпать. Обычно включают радио, на волну, которой не существует.
  • Наблюдается в таком случае незначительный шум. Как ни странно, он успокаивает ребенка, помогает ему лучше спать. Обязательно перед сном необходимо купать ребенка, соблюдать основные ритуалы.
  • Это способствует успокоению ребенка, нормализует работы нервной системы. Таким образом, он лучше засыпает и реже просыпается во сне.


Кроха спит

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Как справиться со страхом громкого шума

Как научить ребенка не бояться громких звуков? Родителям нужно проявлять повышенное внимание и чуткость. Обязательно следует помнить, что до года такая чувствительность не является поводом для беспокойства

Чтобы успокоить кроху, можно разговаривать с ним спокойным голосом. Очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к необычному тембру (по сравнению с мамой).

При резком звуке нужно вести себя спокойно, не вздрагивать и не пугаться, потому что в противном случае ребенок почувствует опасность. Можно включить успокаивающую музыку (максимум на 30 минут, потому что даже спокойные звуки утомляют), тихо спеть колыбельную, спокойно поговорить с крохой. Если его пугает что-то конкретное, то можно познакомить ребенка с источником шума. Обычно после этого малыши перестают опасаться телефона или пылесоса.

Если ребенок боится громких звуков в 6 месяцев, не нужно создавать в доме идеальную тишину. Малыш должен привыкнуть спать при незначительном фоновом шуме. Речь, конечно, не идет о громкой уборке. Но от тихого разговора или приглушенного звука телевизора ребенок не должен просыпаться. В этом возрасте полезно знакомить малыша с разными звуками: стуком каблуков, игрой гитары, звоном ключей. Это влияет только положительно. Учеными доказано, что дети, которые растут в богатой звуковой среде, успешнее начинают говорить и быстрее развиваются.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры. 

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха – это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги. 

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться – это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей. 

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света – обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект – порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка. 

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”. 

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга – “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу. 

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями. 

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов. 

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Советы родителям:

Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребёнок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы ещё больше напугаете ребёнка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».
Не принижайте значение страха для самого ребёнка, не игнорируйте его жалобы

Важно дать почувствовать ребёнку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно не возможно.
Постоянно уверяйте ребёнка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребёнок должен верить вам.
Обсуждайте с малышом его страхи

Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
Постарайтесь отвлекать ребёнка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребёнком!
Поддерживайте ребёнка, но не идите на поводу. Например, если ребёнок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Боязнь громких звуков и голосов у детей с поражением мозга и другими заболеваниями

Иногда излишняя боязнь громких звуков у ребёнка может быть спровоцирована определёнными заболеваниями:

  • патологии уха (отиты);
  • травмы и особенности строения органа слуха;
  • перенесённые инфекции (грипп, менингит и прочее);
  • синдром повышенной усталости.

Нередко страх наблюдается у малышей, которые имеют органические поражения головного мозга. Фонофобия часто сопровождается болью в голове, нервозностью, скачками внутричерепного давления. Кроха постоянно возбуждён, периодически у него возникают приступы беспричинной боязни. Данная патология в лёгкой и средней степени поддаётся лечению, которое призвано улучшить мозговое кровообращение, в результате чего остаются лишь незначительные изменения. Дополнительно больному назначаются успокоительные средства для уменьшения возбудимости.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из “ужастика”. Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.

Ребенок болезненно переносит шум

Первый день в садике…

– Мама, они все время кричат! Я туда больше не пойду. У меня уши болят. – Зайчик, ну, так и ты с ними покричи, это же весело.

Взгляд, полный изумления и где-то даже недоверия.

– Нет, мне это не весело.

С каждым днем, проведенным в садике, ребенок все больше замыкается в себе. Вместо того чтобы заводить новых друзей, он сидит в уголке один. Не идет на контакт, отказывается от коллективных игр и занятий. Он с удовольствием готов остаться один дома, только бы не идти в сад. Причем после нескольких дней, проведенных дома, наблюдается заметное улучшение. Малыш лучше себя чувствует, с удовольствием идет на прогулку, играет, контактирует с детьми.

Что происходит с ребенком? С чем связана такая реакция на шум? Как помочь ребенку в стрессовой ситуации? Возможно, он еще маленький для сада и ему лучше оставаться дома?

А если это своего рода манипуляция родительской любовью? Если он хочет просто, чтоб его баловали, жалели и шли у него на поводу? Может, не все так плохо в коллективе, как кажется?

Или вдруг у ребенка проблема с коммуникацией? Возможно, это первые ласточки, и стоит вовремя обратиться к специалистам, чтобы подкорректировать поведение?

Ответы на эти вопросы кроются в особенностях детской психики, а именно – свойствах звукового вектора.

Как новорожденные воспринимают звук

Новорожденные дети слышат очень хорошо. Слух начинает работать еще во внутриутробном периоде. Процесс формирования слуховой системы заканчивается приблизительно к двадцатой неделе беременности. Уже на этой неделе можно начинать общаться с малышом — рассказывать об окружающем мире, говорить, как сильно вы его любите и ждете, делиться впечатлениями. Ученые доказали, что стенки живота пропускают звуки громкостью 30 децибел. Околоплодная жидкость немного приглушает шум извне, но это не мешает ребенку не только слышать голоса, но и различать тембр, настроение говорящего, интонации. Очень хорошо воспринимаются низкочастотные звуки, например мужские голоса.

В течение первых дней жизни во внутреннем ухе новорожденного находится жидкость, так что он почти ничего не слышит. Но все системы активно развиваются. Уже к четвертой неделе жизни кроха начнет различать отдельные звуки, а с девятой-двенадцатой он научится определять, откуда они доносятся. Новорожденный одинаково слышит как во время сна, так и в период бодрствования. Дети первых месяцев жизни не нуждаются в полной тишине во время сна. Это объясняется тем, что еще во время беременности они постоянно слышали звук работы внутренних органов матери и шумы извне.

Чего нельзя делать родителям: советы

Если ребенок боится громких звуков, родителям нужно правильно вести себя, чтобы не усугубить фобию. Нельзя смеяться над реакцией крохи, стыдить его. В противном случае ребенок начнет скрывать свой страх. Родителям не стоит опускать руки, если преодолеть боязнь никак не получается. Просто конкретному малышу для этого может понадобиться больше времени. Нежелательно всячески ограничивать своего малыша от громких звуков, потому что дефицит жизненного опыта и общения с разными людьми точно не избавит от проблемы.

Огромной ошибкой является стремление решить вопрос знакомым способом «клин клином». Если ребенок боится громких звуков, не стоит заставлять его идти на городской праздник, где будут салюты, или детское мероприятие. Страх может только усилиться, а сам малыш замкнется в себе и на время перестанет общаться с окружающими

Не нужно заострять внимание на фобии. К страху следует подходить без лишнего беспокойства

Можно стараться отвлечь малыша играми, спокойными разговорами, прослушиванием мелодичной музыки.

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Художественная и сказкотерапия

В 3 года ребенок боится громких звуков обычно из-за конкретных причин. Нужно выяснить источники такой реакции и вспомнить, что могло ее вызвать. Малыш мог испугаться собаки во дворе, которая внезапно залаяла, или увидеть фрагмент фильма-катастрофы, где присутствовали истошные крики. Взрослым нужно присмотреться к себе. Возможно, неблагоприятная реакция ребенка вызвана тем, что родственники разговаривают на повышенных тонах.

Иногда родители провоцируют стрессы у малыша, эмоционально предупреждая об опасности. В таком случае из всего множества запретов стоит оставить только самые необходимые (не играть с огнем, не совать пальцы в розетку, не открывать дверь посторонним, не есть немытыми руками), потому что у ребенка не должно быть страха перед внешним миром.

К детским фобиям нужно относиться с пониманием, категорически нельзя высмеивать или стыдить ребенка. Если что-то испугало кроху, нужно обнять и успокоить его. Ребенок должен чувствовать близость родителей и готовность защитить его в любой момент. Очень эффективна при боязни громких звуков художественная и сказкотерапия. Например, можно предложить малышу вообразить себя диким зверем и громко порычать. Он почувствует свою энергию, и резкий звук не будет вызывать негатива.

Если ребенок боится громких звуков, что делать родителям, чтобы помочь преодолеть страх? Время от времени стоит организовывать шумные игры. Тогда реакция на неожиданный звук станет спокойнее. Можно поиграть в своеобразный магазин, где конфеты и мелкие игрушки продаются за страхи. Произойдет внушение того, что боязнь ушла и больше не вернется. Вне зависимости от результатов игры ребенка нужно похвалить и подчеркнуть, что он проявил себя самым благоприятным образом (не испугался звука, не заплакал).

Боязнь громких звуков у малышей до года

Ближе к концу первого месяца жизни ребенок будет чутко реагировать на неприятные и громкие звуки. Кроха вздрагивает всем телом, может беспокойно двигать руками, плакать. Если ребенок стал бояться громких звуков в раннем возрасте, то обычно это связано не с негативным пережитым опытом, а с естественной реакцией психики на шум. Звук ассоциируется с опасностью. Похожее чувство грудничок испытывает в присутствии незнакомцев или когда боится засыпать без мамы. Продолжительный звук вызывает неприятные ощущения в органах слуха.

Так, боязнь громких звуков — это естественная реакция организма, проявление инстинкта самосохранения, который в этом случае дает о себе знать до 12-18 месяцев. Со временем ребенок перестанет бояться громкого шума, который повторяется и не несет никакой опасности. Это феномен слухового привыкания.

Другой интересный феномен можно наблюдать уже к концу второго месяца жизни или раньше. Если мама поет ребенку колыбельные, то кроха скоро начнет пытаться имитировать гласные звуки. Это напрямую связано со слуховыми стимулами.