В каком возрасте ребенок начинает реагировать на погремушку?
Уже к концу первого месяца жизни младенец перестает быть несмышленым и беспомощным. К тому же в это время он уже может пытаться следить за яркими погремушками, если ей водить неспешно. Если же к такому малышу ласково обратиться, то он будет сначала прислушиваться, а затем и издавать собственные первые звуки, улыбаясь.
По мере взросления и приближения возраста в 2 месяца, ребенок начинает все активнее следить за движущимися и звучащими предметами. При этом он вполне может поворачивать голову в сторону источника звука, если он располагается сбоку и звучит на протяжении достаточно длительного времени. Позднее, дети начинают реагировать и на те звуки, которые раздаются над их головой. Поворачивая и закидывая голову.
Уже в возрасте 3-6 месяцев дети без особого труда выявляют источник звука, то есть определяют, располагается он с правой или с левой стороны
В ответ на звук они уже не только водят глазами, но и активно поворачивают голову, уделяя внимание издающим его объектам. Хотя некоторые дети могут отреагировать на звук только по прошествии нескольких секунд
Не стоит забывать, что дети в этом возрасте могут реагировать на звук, который раздается на расстоянии порядка 3-4-х метров от них. Детки недоношенные и ослабленные физически, а также те, у которых имеются те или иные отклонения в психомоторном развитии, формирование реакции на источник звука может быть несколько заторможено.
Помимо прочего дети в возрасте 4-6-ти месяцев могут проявлять и отрицательную реакцию, если слышат резкий или раздражающий их звук. В этом случае они могут широко открывать глаза, вздрагивать, морщиться и просто начинать кричать. Такая реакция характерна для неожиданных и неприятных малышу звуков.
Что видит ребенок?
Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.
Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.
Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.
Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом — если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете — начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.
После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура — малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.
В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.
К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным
Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот
Затишье — признак гипоксии
Если обнаружится, что ребёнок страдает от недостатка кислорода, маме назначат специальные препараты, чтобы улучшить кровообращение и поступление питательных веществ. Периодически будут вновь проводить КТГ и допплерометрию. К сожалению, случается, что все принятые меры не помогают, и гипоксия начинает нарастать. Тогда назначают экстренные роды, чтобы ребёночек не задохнулся. Будет ли это кесарево сечение или естественные роды, решит гинеколог.
Чтобы не доводить до этого и доносить малыша до положенного срока, при малейших сомнениях бегите к врачу. Иногда промедление может слишком дорого стоить. Если кроха сидит в животе чересчур тихо или, напротив, круглосуточно «устраивает танцы», следует проверить, всё ли в порядке!
Лейтмотив: назад, к привычному
Однажды проснувшись, Ваш ребенок понимает, что мир стал совсем другим. Принять его таким ему очень сложно и, естественно, главное желание – чтобы все стало так как раньше. Единственная постоянная для малыша в этот момент – мама. Он не может сказать об этом, не может протянуть ручки и сам обнять главного, самого нужного человека. Зато может требовать внимания и физической близости криком.
В период первого скачка развития у детей наблюдаются не только капризы и беспричинный плач, но и ухудшение сна. Малыш, хотя раньше его невозможно было даже заставить этого делать, все чаще по своей воле ложится на живот, для многих в этот период такая поза и вовсе становится любимой. С психологической точки зрения она дает ощущение защищенности от враждебного окружающего мира.
Как быть маме и чем помочь ребенку
Капризы и постоянный плач без повода заставляют маму задуматься – а что же не так с ребенком? Проверить подгузник, померить температуру, накормить, осмотреть нет ли сыпи… все эти действия оказываются безрезультатными и некоторые просто приходят в отчаяние, решают даже обратиться к врачу.
На самом деле лучшее, что может сделать мама для своего ребенка – это взять себя в руки, успокоиться и просто быть с ним рядом. Физическая и психологическая близость подарит чувство защищенности и упокоит обоих. Итак, что же еще нужно предпринять, чтобы малышу было легче пережить переход на совершенно новый уровень развития?
Спокойствие и только спокойствие! Капризы во время очередного скачка развития – это совершенно нормальное явление и относиться к ним нудно спокойно, как к должному. Многие начинают беспокоиться, что у них не хватает молока. На самом деле это всего лишь кажущееся. Просто во время кормления малыш получает ту самую желанную близость и успокаивается. А когда его отрывают от груди он снова начинает нервничать и беспокоиться. Приостанавливать грудное вскармливание из-за каких-то опасений в этот период не престо не рекомендуется, запрещается!
Как успокоить ребенка. Тут, на самом деле, все просто – нудно чаще носить его на руках. Не стоит опасаться того, что он избалуется – в этом возрасте дети еще не реагируют на Вшу так называемую “слабину”. Физический контакт дает малышу то самое чувство защищенности от внешнего мира и проблем, которые свалились на него. Кроме того, помните, что ваш малыш стал воспринимать мир гораздо разнообразнее. Поэтому с ним можно поговорить, спеть песенку или даже придумать какую-нибудь игру.
Отступайте от планов. Даже если Вы придерживаетесь четких графиков кормления и сна, во время скачка развития на пятой недели от них лучше всего отступить. Во-первых, малыш гораздо больше бодрствует, чем раньше. Во-вторых, он сам подскажет, когда и что нужно сделать – лучше всяких часов и будильников.
Сон – лучшее лекарство. Во время сна ребенок отдыхает не только физически, но и эмоционально
Поэтому крайне важно, чтобы спал он все же регулярно и довольно долго. С проблемой как уложить малыша можно справиться несколькими путями
Например, укачать его на руках или покатать в коляске. Кстати, некоторые замечают, что самые настоящие чудеса творит любая, даже не длительная автомобильная поездка.
Возраст, в котором дети начинают слышать
Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.
Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.
Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.
Дополнительные методики
С такой задачей, как проверить слух новорожденного, можно в домашних условиях, применяя несложные методы.
Рефлекс Моро
Применяя этот способ, определить пороговую слышимость не удастся. Метод позволяет исключить тяжелые степени тугоухости.
Проводится процедура следующим образом:
- Грудничка кладут на ровную поверхность, распрямив ему ножки и ручки. Насильно заставлять выпрямиться младенца нельзя.
- Хлопают в ладоши на расстоянии около 20 см от ушка. Ответом на громкий звук является вздрагивание, плач, грудничок растопыривает пальчики.
- Таким же образом проверяется и второе ушко.
Метод Калмыковой
Метод дает возможность определить восприимчивость ребенка к высоким, средним тонам.
Выполняются следующие действия:
Взять три пластиковые баночки
Каждую из них заполнить на треть разными крупами (горох, гречка, манка).
Один родитель привлекает к себе внимание грудничка, другой стоит вне зоны видимости с подготовленным реквизитом.
На расстоянии около 10 см от детского ушка сначала трясут емкостью с манкой. Таким образом издаются высокочастотные звуки.
Проводят тестирования с двумя другими емкостями.
Новорожденный малыш услышит только звук баночки, наполненной горохом. Он на время замрет или вздрогнет. Звук от более мелких круп ребенок хорошо слышит ближе к полугоду.
Если грудничок не отреагировал на емкость с горохом, рекомендуется через несколько суток провести повторное тестирование. При отсутствии положительной динамики следует обратиться к врачу.
Когда малыш начинает слышать?
Исследователи определили, что реагировать на звуки малыш начинает на 16-17 неделе внутриутробного развития. В этот период ребенок затихает, прислушиваясь к мелодичной классической музыке, или радостно шевелит ножками, слыша, как мама читает знакомый стих.
На шестом месяце беременности ребенок отличает голос мамы, когда она разговаривает с другими людьми, определяет звучание льющейся воды, узнает любимые мелодии или сказки. В это время малыш может вредничать из-за слишком громкого звука телевизора или высоких децибелов магнитофона.
В развитых странах слух новорожденного проверяется специалистом еще в родильном доме в первые часы после рождения. Скрининг слуха помогает выявлять существующие проблемы на самом раннем этапе развития. К сожалению, у нас пока не уделяют должного внимания ранней диагностике слуха у новорожденных.
Сразу после рождения ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, знакомую музыку. Существует мнение, что причиной этого является наличие жидкости в первые дни после рождения во внутреннем ухе малыша, однако это не соответствует действительности. Просто следует различать наличие реакции ребенка на звуковые раздражители и собственно фактор того, слышит ли он их. Когда у родителей возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, им лучше сразу обратиться к врачу. Таким образом, они избавятся от ненужной тревожности и беспочвенных опасений или, наоборот, смогут вовремя выявить проблему и приступить к лечению.
Следующие обследования проводятся малышам во время сна:
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – объективный метод, оценивающий состояние волосковых клеток в улитке. Он дает незамедлительный ответ – есть потеря слуха или нет. Если отоакустическая эмиссия не регистрируется, а тимпанометрия и импедансометрия показывают, что все в порядке, то специалисты сразу предполагают, что проблема со слухом есть.
Метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) позволяет выявить место поражения слуховой системы и уточнить степень потери слуха. Это один из самых информативных и надежных способов оценки снижения слуха у младенцев и детей младшего возраста. Исследование проводится достаточно быстро, и, как правило, по его результатам специалист уже совершенно точно может сказать, какой у ребенка уровень потери слуха, и получить четкое понимание о дальнейших действиях по слухопротезированию.
ASSR-тест – это регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны. Результаты исследования с учетом корреляционной зависимости достаточно точно характеризуют пороги звуковосприятия. Полученные данные можно использовать при слухопротезировании новорожденных и детей первых лет жизни.
Все вышеперечисленные исследования позволяют сурдологу выявить полную картину состояния слуха малыша, а также подобрать и настроить слуховые аппараты.
В дальнейшем, при достижении ребенком возраста 3-4 лет, проводятся уточняющие исследования и коррекция настройки слуховых аппаратов с помощью игровой аудиометрии. Это максимально эффективный метод, при котором специалист взаимодействует с малышом, видит его реакцию на те или иные звуки. Также активное участие в этом процессе принимает сурдопедагог. Такая совместная работа повышает точность настройки.
О проверке слуха у детей рассказала врач-сурдолог,
директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков»
в МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (Москва)
Анна Владимировна Семенова.
Степени тугоухости
Что же считается плохим слухом? Выделяют четыре степени тугоухости:
- Первая степень: человек воспринимает звуки от 25 до 40 децибелов (для сравнения, хороший слух — это способность воспринимать звуки до 20 децибелов). Шёпотная и удалённая речь воспринимается с трудом, но разговор воспринимается хорошо.
- Вторая степень: порог слышимости увеличивается до 55 децибелов. Шёпотная речь воспринимается на расстоянии не больше одного метра.
- Третья степень: значения децибелов увеличиваются до 70. Воспринимать шёпотную речь для ребёнка становится невозможным. Чтобы расслышать собеседника, нужно подойти к нему на расстояние один-два метра.
- Четвёртая степень: порог слышимости достигает 90 децибелов. Становится практически невозможно воспринимать речь окружающих.
При достижении порога слышимости более 90 децибелов, слух утрачивается полностью. Наступает глухота.
Снижение звуковосприятия ребёнка может начаться внезапно: при резком снижении слуха у ребёнка патология развивается за каких-то пару часов. При остром течении — слух ребенка ухудшается в течение одного месяца. Подострое снижение слуховой чувствительности возникает в течение одного – трёх месяцев. При хроническом течении – снижение слуховых способностей происходило более трёх месяцев.
Запишитесь на приём прямо сейчас!
Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25 или воспользуйтесь формой обратной связи
Записаться
Но снижение способности различать звуки у малыша — не повод бездействовать! Необходимо при первых же признаках нарушения слуха обратиться к грамотному оториноларингологу.
Как избежать проблем?
Необходимо проверять зрение и слух малыша. Следует показать ребенка ЛОРу или сурдологу, офтальмологу. Распознать проблемы со слухом можно по таким признакам:
- кроха не реагирует на громкий шум, погремушку;
- малыш к 4-5 месяцам не издает звуков.
Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания и проблемы со зрением. У многих новорожденных косят глаза, но к 6 месяцам их зрачки фиксируются по центру. Если этого не происходит, нужно обращаться в больницу.
Другие признаки зрительных патологий:
- ребенок болезненно реагирует на свет спустя месяц после рождения, он закрывает глаза, наблюдается слезотечение;
- зрачки белые или слегка затуманены;
- кроха закатывает глаза вверх, он не реагирует на движение, не водит глазами за погремушкой;
- зрачки младенца постоянно бегают, ребенок не может сфокусироваться на предмете;
- малыш постоянно трет глаза и плачет.
Данные симптомы свидетельствует о врожденных заболеваниях.
Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Развитие зрительной функции и слухового аппарата у всех детей индивидуально. Чтобы вовремя распознать отклонения, необходимо наблюдаться у специалистов.
Признаки хорошего слуха
Понять, что грудничок слышит, достаточно просто: через несколько недель с момента рождения он начинает вздрагивать, услышав громкие звуки.
Месячный грудничок сосредотачивается, замирает, когда с ним начинают говорить. Он становится оживленным, услышав голос мамы, пытается повернуться на звук.
С трех месяцев младенец начинает негативно реагировать на резкие звуки. Звонок телефона, шум пылесоса провоцируют вздрагивание, широкое раскрытие глаз, плач, крик.
Показателем отсутствия проблем со слухом является лепет, гуление. Четырехмесячный грудничок лепечет, увидев родного человека. Постепенно малыш начинает произносить слоги.
Плохо слышащий ребенок также лепечет, но дальнейшее развитие речи не наблюдается.
Формирование слуховой функции
Возможно, вы удивитесь, но малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.
Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни
Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.
Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.
Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент
Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
Признаки патологий
Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.
Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.
Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.
О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.
Чтобы вовремя заметить имеющиеся или развившиеся отклонения, родители не должны пренебрегать обязательными медицинскими осмотрами ребенка.
- Первый осмотр проводится в 1 месяц. В рамках этого обследования ребенку проверяют слуховые и зрительные рефлексы.
- Второй осмотр нужно пройти в полгода. Недоношенным детям рекомендуется сделать это раньше — в три месяца.
- Третий обязательный медосмотр ребенку проводится в возрасте 1 года. В ходе этого мероприятия ребенка осматривает и ЛОР, и окулист. Если есть проблемы, то отоларинголог дает направление на консультацию к сурдорогу, а окулист назначает дополнительные аппаратные диагностические обследования.
Довольно часто проблемы со слухом и зрительной функцией проявляются у детей, родившихся от беременности, сопровождавшейся резус-конфликтом. Также заболевания органов слуха и зрения очень часто передаются по наследству, если у родителей или в третьем поколении есть родственники с тугоухостью, глаукомой, катарактой, врожденной слепотой или дистрофией сетчатки или глазного нерва.
О том, когда новорожденные начинают слышать и видеть, смотрите в следующем видео.
Возраст, в котором дети начинают слышать
Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.
Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.
Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.
Как избавиться от страха: советы родителям
Часто родители не понимают, с чем связана боязнь ребенка и его негативная реакция на звуки, которые для них являются обыденными и естественными. Некоторые из них пытаются кричать или шлепать ребенка, тем самым повышая риск ухудшения ситуации. Такое поведение с ребенком до 3-х лет способно спровоцировать проблемы в будущем.
Для успокоения малыша и избавления его от чувства страха от шума резких звуков требуется придерживаться следующих рекомендаций:
- Пытайтесь чаще беседовать с ребенком в спокойных и ласковых тонах, изменяйте интонацию, тембр разговора и его силу, желательно обеспечить малышу звучание непривычного для него мужского баритона;
- Не реагируйте на резкие звуки, пытаясь вскрикнуть или встать, ведите себя естественно, что даст малышу понимание отсутствия реальной угрозы;
- Включайте ребенку мелодичные красивые мелодии;
- Знакомьте кроху с напугавшим его предметом, объясняйте для чего необходим пылесос, бытовая техника или телефон;
- Учите ребенка издавать различные виды звуков, произносить их громко и тихо, так он меньше станет реагировать на посторонние шумы, а игра станет новой забавой;
Не стремитесь во время сна малыша обеспечивать «идеальную» тишину, оптимальным для засыпания является фон работающего телевизора или спокойного тихого разговора. В такой обстановке даже появление резкого звука, нарушающего тишину, не напугает ребенка.
Самое главное – атмосфера в доме. Нужно, чтобы ребенок осознавал, что родители – это надежные люди, которым можно доверять. Они всегда будут рядом и дадут его в обиду. Тогда малышу будет легче приспособится ко всем проявлениям окружающего мира.
Психологи рекомендуют:
- часто говорить с детьми спокойным, ласковым и уверенным голосом. Хорошо если это будут делать оба родителя – чтобы младенец легко воспринимал разные звуки;
- малыша успокоит, если родитель на своем примере покажет, что бояться внезапного шума не стоит, будет вести себя спокойно и уравновешенно, не будет резко вскакивать, услышав шум;
- дайте детям самим воспроизвести какой-нибудь звук. Разрешите им посигналить в машине, поиграться с телефоном;
- можно использовать мелодичную негромкую музыку. На позитивное восприятие маминого и папиного голоса настраивают колыбельные, которые родители поют перед сном;
- используйте в играх образы животных, включите в задание воспроизведение громкого рычания, издаваемого львами, тиграми, медведями;
- не стоит прилагать все усилия к тому, чтобы в доме, где есть маленький ребенок, царила идеальная тишина. Пусть он засыпает, не обращая внимания на фоновые шумы, – тогда громкие звуки не покажутся ему такими резкими и пугающими.
Предлагаем ознакомиться: Как восстановить лактацию советы и рекомендации
Если ребенок боится громких звуков в 4 года, то чтобы благополучно справиться с его фобиями, родители должны к страхам относиться с пониманием. Малыша нельзя ругать или стыдить, намного лучше постараться отвлечь его с помощью интересной игры.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Как проходит проверка слуха у детей?
До полутора-двух лет малыши не могут показать, слышат они или нет. Мир без звуков для них норма, другого эти дети не знают. Поэтому вся диагностика основана на рефлекторных ответах мозга на звук как раздражитель. На первом этапе ребенка осматривают с целью исключить пороки развития органов слуха, такие, например, как атрезия слухового прохода или аномалия развития ушных раковин, воспалительные заболевания.
Также специалист детально выясняет у родителей, не было ли проблем в период беременности, как протекали роды, были ли у ребенка серьезные заболевания или операции. Узнав историю развития малыша, сурдолог приступает к обследованиям, которые позволят точно выяснить, слышит ребенок или нет.
Первое, с чего начинает специалист – тимпанометрия и импедансометрия. Это инструментальные методы, позволяющие выяснить, все ли в порядке со средним ухом, нет ли врожденных аномалий развития, отитов, аденоидов (не все патологии среднего уха можно увидеть при осмотре). Этот метод позволяет исключить нарушения на пути проведения звука.
Если что-то идет не так…
Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:
- различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
- тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
- использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
- курение и употребление наркотиков;
- контакт с ядовитыми веществами;
- радиационное воздействие.
Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:
- тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
- асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
- глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
- переношенность;
- поражение в родах центральной нервной системы;
- необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
- гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.
Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).
Зрение новорожденного
В мамином животике тепло и темно. А после рождения дети попадают в светлый, яркий мир. Зрение у новорожденных совсем не четкое, размытое — благодаря этому кроха практически не замечает изменений. Точнее, он видит, что стало тепло, он видит очертания предметов и людей, но все это — словно в тумане. Он различает пятна, но не четкие контуры.
Только к 3 неделям появляется способность различать некоторые детали. Так, если склониться над малышом этого возраста, он уже сможет различить, что перед ним уже хорошо знакомое мамино лицо или другое, чужое. Мамино лицо кроха распознает первым, потому что именно она зачастую проводит с ним больше времени. Особенно пристально малыш изучает особенности внешности во время кормления.
Фокусировать взгляд малыш научится еще позже — не ранее 3 месяцев
Чтобы стимулировать его к этому, можно повесить над кроваткой мобиль — яркую карусель, которая будет привлекать внимание. Также зрение у новорожденных можно развивать, если повесить на стену изображения геометрических фигур и во время прогулок по квартире рассматривать картинки
Также после 3 месяцев ребенок учится различать первые цвета — желтый и красный. Постепенно цветовой спектр расширяется, и к полугоду зрение крохи уже становится полноценным.
Признаки правильного развития органов зрения
Итак, выделяют следующие признаки правильного развития зрения у младенца:
- глазные яблоки имеют одинаковый размер и расположены не на выкате;
- зрачки глаз имеют одинаковый размер и цвет;
- в возрасте 2 месяцев у младенца четко прослеживается способность фокусировать зрение.
Конечно, родители, в силу свой некомпетентности, могут не заметить некоторых особенностей развития. Именно поэтому в возрасте 6 месяцев (а по назначению педиатра — и ранее) необходимо посетить офтальмолога, который осуществит диагностику зрения и сможет прояснить, имеются ли какие-либо проблемы.
В этом вопросе чем ранее будет обнаружено отклонение от нормы, тем легче его устранить
Собственно, поэтому не стоит пренебрегать и ежемесячными визитами к педиатру — он может увидеть то, на что родители не обратят внимание в силу своей некомпетентности
Да и просто лишний раз услышать, что малыш развивается хорошо — почему бы и нет?