Проявления детской агрессии

У каждой эмоции есть свои определенные телесные выражения. К примеру, при агрессии наш организм мобилизуется для отпора обидчику: мышцы напрягаются, сжимаются кулаки. Если же ничего не произошло, то гнев так и остается в виде напряженности в нашем теле.

Психологи выделяют три главных проявления детской агрессивности:

  • мимические реакции (показывание языка, нахмуренное лицо, поджатые губы);
  • поведенческие (укусы, пинки, тумаки и т.д.);
  • вербальные (ругательства, грубые выражения, угрозы).

Кстати, выражения гнева и злости у маленьких деток так же разнообразны, как и у взрослых, однако малыши пока не могут их замаскировать.

Например, трехлетний ребенок, когда злится, может покраснеть, сжать кулачки и крикнуть: «Я тебя сейчас стукну!»

Шестилетний мальчик, возможно, уже не станет драться со сверстником, а отвернется и так дернет колесо у детской машины, что оно отвалится. Это тоже вариант агрессии.

Почему так важно уметь отмечать проявление агрессии у своего чада? Это пригодится, чтобы вовремя заметить наступление «бури» и направить гнев в мирное русло.

К примеру, если малыш начал топать ножками из-за того, что его приятель по песочнице не дает свой совочек, не стоит ждать драки – лучше развести их по разным сторонам.

Игры для преодоления агрессии

Предлагаем специально подобранные игры, которые помогут выплеснуть агрессию, отреагировать гнев и злость. Вы можете играть в них вдвоем с ребенком или с целой группой детей.

  1. «Обзывалки». Вам понадобится маленький мяч, которым нужно будет перекидываться. На каждый бросок участник называет соперника любым необидным словом. Только заранее договоритесь, какие обзывалки можно использовать. Например, это могут названия фруктов или овощей: «Ты – редиска!»
  2. «Барашки». Встаньте на четвереньки напротив друг друга и упритесь лбами. Для смеха можно издавать соответствующие звуки: «Бе-е-е». Только следите, чтобы ваш маленький «барашек» во время игры не расшиб себе лоб.
  3. «Петушиный бой». Сегодня вы не мама с ребенком, а петушки, которые прыгают на одной ножке и дерутся легкими подушками. Чтобы было еще веселее, включите динамичную музыку. Перед игрой необходимо договориться о правилах: нельзя обзываться; проигрывает тот, кто наступит на пол второй ногой.
  4. «Бумажные снежки». Это развлечение подойдет для всей семьи. Сначала подготовьте «снаряды» – скомкайте листы бумаги в мячики. Кидайте друг в друга снежки, прячась в укрытие и уворачиваясь от особо метких бросков.
  5. «Брыкалки». Малыш ложится на спину на мягкое одеяло или ковер. Это нужно для того, чтобы он не отбил пятки. Пусть он брыкается, касаясь при этом пола всей ножкой. Ноги можно чередовать, постепенно увеличивая силу и скорость брыканий. На каждый удар следует произносить: «Нет!», «Никогда!», «Нельзя!»
  6. «Выбивалки». Это занятие отлично подходит для расслабления и снятия напряжения. Попросите малыша помочь вам выбить пыль из средней по размеру подушки. Разрешите ребенку подкидывать ее, пинать, колотить руками.
  7. «Дуй на мячик». Дыхательные упражнения замечательно успокаивают и расслабляют мышцы. Положите теннисный мяч на ровную поверхность и предложите ребенку дуть на него так, чтобы тот скатился со стола. Для детей постарше можно усложнить задание: прокатить мячик в определенном направлении, поставить на пути следования препятствия в виде фишек.
  8. «Мыльные пузыри». Подобная игра подойдет как для снятия агрессии, так и для отвлечения внимания у маленьких детей. Выдувайте пузыри, а малыш пусть их ловит, избавляясь от злости и повышая настроение.
  9. «Зерно для курочки». Попросите кроху приготовить «зернышки» для курочки из бумаги. Суть игры заключается в том, что ребенок разрывает лист бумаги на множество мелких кусочков и бросает вниз. Гнев и раздражение обычно проходят уже на стадии подготовки «корма».
  10. «Футбол». В теплое время года побыть футболистами дети могут и на улице, а зимой лучше взять тряпичный или надувной мяч. Тогда вам не придется беспокоиться за люстру и окна. Ребенок может пинать, подкидывать мячик, забивать его в ворота (дверной проем или сложенные вместе стулья).

Пробуйте все варианты, чтобы подобрать наиболее эффективный способ для преодоления детской агрессивности. Во время игры не думайте о поведении ребенка, просто наслаждайтесь процессом и выпускайте на волю эмоции. Хороший результат зависит, в том числе, и от маминого настроения.

Если вы испробовали все вышеперечисленные развлечения, а детская агрессия не проходит, вы сами стали срываться и кричать на ребенка, обязательно обратитесь к психологу. Чем раньше родители заметят проблемы с поведением малыша, тем скорее вместе со специалистом найдут выход из этой ситуации.

Появление детской агрессии

Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой. В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.

Эмоциональная атмосфера в доме

Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно. Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми. Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.

Неправильно выбранный стиль воспитания

Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя. Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться. Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.

Некомфортная атмосфера в детском учреждении

К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.

Обесценивание чувств и эмоций ребенка

Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными. Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно. Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».

Повышенный уровень тревожности у ребенка

Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка. Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка. В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Основные причины детской агрессии

Для возникновения агрессии у ребенка существует множество поводов и пусковых механизмов. И они разнятся от семьи к семье. И все же, психологи называют пять самых распространенных причин, которые способствуют появлению детской агрессии.

1. Проверка границ дозволенного

Подросший малыш с удивлением понимает, что не всегда он является центром вселенной. Ему хочется потрогать то и другое, взять третье, но взрослые отвечают: «Нельзя!»

Если же мама с папой непоследовательны в своих запретах, после детских истерик меняют собственное решение, то не следует удивляться агрессивности ребенка.

2. Неудовлетворенные желания

Мама не разрешает смотреть мультик? Запрещает брать на прогулку машинку? Детские желания не удовлетворены. А они захватывают кроху целиком и полностью. Не умея высказывать свое разочарование, малыш начинает толкаться, щипаться, швыряет машинку на пол.

3. Непринятие чувств ребенка

Очень часто родители запрещают выражать детям негативные эмоции, особенно это касается мальчиков.

Малышу говорят: «Мужчины не плачут!» или «Не реви, ты же не девочка!» Не имея возможности проработать и отразить подобные чувства, ребенок копит негатив и переводит его в агрессию.

4. Особенности воспитания в семье

Не секрет, что от характера взаимоотношений между детьми и родителями зависит и формирование личностных качеств ребенка.

Так, при авторитарном стиле воспитания, малыш может стать неуправляемым в ответ на излишнюю строгость взрослых. При попустительском стиле ребенок ведет себя так, как хочет, не ощущая родительского контроля.

5. Подражание

Еще одним фактором возникновения детской агрессии может стать подражание негативному поведению взрослых (ругань, повышенный голос, рукоприкладство, категоричные приказы), любимых персонажей кинофильмов и мультиков.

Игры при агрессивном поведении

В данный возрастной период ведущая деятельность ребенка – игровая. Специалистами в области детской психологии были выделены специальные игры, которые позволяют снять агрессию, ощутить комфортное психоэмоциональное состояние.

«Обзови меня»

Главный атрибут – небольшой мячик. Нужно встать напротив ребенка и кидать друг другу мяч. Каждый бросок сопровождается «обидным словом», которое должно быть безобидным. К примеру, «Костя – гвоздик», «Мама – панама».

«Выбивание пыли»

В моменты, когда ребенок ощущает желание выплеснуть агрессию, стоит поработать с его телом, чтобы помочь ему справиться с эмоциями. Для данной игры можно взять мягкую подушку и попросить малыша активно бить ее, подбрасывать, кричать, пинать, выбивая таким образом из нее пыль.

«Как насчет драки»?

Следует захватить небольшие подушки и устроить с ребенком самый настоящий бой. Можно обеспечить звуковое сопровождение. Лучше сказать малышу, что можно лишь использовать подушки, не обзывая и не распуская руки, что приведет к прекращению игры.

«Обстрел снежками»

Необходимо заранее заготовить скомканную бумагу, бросаясь ей друг в друга.. Не нужно забывать уворачиваться от «снарядов», прятаться и искренне радоваться победе. Дети в восторге от подобного развлечения, которое способно не только снять агрессивность, но и обеспечить прилив положительных эмоций.

«Салют»

Для данной игры понадобится разноцветная бумага, которую следует отдать ребенку. Суть данного способа снять агрессию в том, чтобы для начала разорвать листы на кусочки, а затем начать подбрасывать их вверх. Главное – обеспечить достаточное количество бумаги, чтобы ребенок смог вдоволь насладиться игрой, а уже после собрать все листки с пола.

«Катание мячика»

Данная игра предполагает использование теннисного мячика, который следует расположить на поверхности. Задача малыша – дуть на мячик, чтобы тот смог сдвинуться с места. Также можно придумать различные траектории, по которым будет катиться мячик. Глубокий вдох будет способствовать расслаблению всех мышц, успокоению, вследствие чего не стоит недооценивать пользу дыхательных упражнений для коррекции агрессивного поведения.

«Буря в море»

Можно устроить игру в процессе купания или набрать воду в глубокую и широкую посуду, воображая, что это море, на котором вот-вот начнется шторм. В данной игре также используется сила дыхания, что позволяет устраивать самые настоящие волны.

«Повелитель ветров»

Нужно усесться напротив ребенка и дать ему звание повелителя ветров. Суть игры – дуть как можно сильнее на своего спутника. Мама может подыграть малышу, делая вид, что ее активно сдувает, что приходится сопротивляться порывам ветра.

«Упрямый ослик»

Малышу необходимо улечься на что-то мягкое. Суть игры- поднять и силой опустить ноги, сопровождая действиями фразами «Нет!», «Никогда». Ребенку позволительно выплескивать эмоции, активно отстаивать в этот момент свою позицию.

«Футбол дома»

Понадобится подушка или мяч, изготовленный из тряпок или ненужной бумаги. Родитель и ребенок начинают игру, обсудив правила. Суть – возможность ребенка попинать, покидать мяч, сбросив таким образом, эмоциональное напряжение.

Чтобы подобрать наиболее оптимальную игру для малыша, стоит испробовать все варианты. Не нужно делать акцент на том, что она необходима, чтобы скорректировать агрессивное поведение

Лучше всего понимать, что это прекрасный способ лишний раз уделить внимание своему ребенку