О детском плаче

Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.

Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.

Какой плач называют фиолетовым?

Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:

  • P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
  • U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
  • R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
  • P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
  • L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
  • E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.

С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).

Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.

Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник

Почему малыш не слушается

Известно немало факторов, провоцирующих капризы, плохое поведение. Психологи выделяют несколько основных причин, чаще всего влияющих на бурное выражение эмоций у деток разного возраста.

Попытки привлечь внимание

Проблема сегодняшних детей – недостаток времени, которое родители уделяют подрастающему чаду. Зачастую причина кроется в загруженности на работе, ворохе материальных и бытовых проблем.

Иногда взрослые слишком заняты своими мыслями, чтобы вникать в жизнь малыша не формально, а с искренним участием

Маленькие личности не знают, как привлечь внимание другим способом, выбирают плач, истерики, непослушание

Борьба за лидерство в семье

Детки часто «топают ножкой», делают по-своему (даже неправильно), если взрослые всё время навязывают своё мнение, не признают маленькую личность в сыне или дочке. Приказной тон – не лучший помощник для воспитания спокойного, счастливого ребёнка.

Потеря уверенности в себе

Постоянные запреты, унижение, отсутствие похвалы, придирки к мелочам понижают самооценку. Малышу часто говорят, что он «тупица», «неумеха», «хуже Васи со второго этажа» и так далее. Ребёнок капризничает, огрызается, пытается создать защитный «кокон».

Желание отомстить взрослым

Дело не в дурном воспитании или плохом характере. Детки не прощают обмана, обижаются за невыполненные обещания, страдают из-за ревности к сверстникам, которых родители постоянно ставят в пример.

Психологи советуют родителям подумать, чем они обидели дочку или сына, если внезапно поведение испортилось, малыш стал огрызаться, делать всё назло, капризничать. Если сложно найти причину в себе, спокойно, доверительно поговорите с сыном или дочкой. Возможно, вы узнаете, что спровоцировало душевную рану у дошкольника или подростка.

Проявления детского непослушания:

  • дошкольник впадает в детство. Основная причина – появление младшего братика или сестрёнки, постоянное напоминание «ты уже взрослый». Но малышу в 3–4 года не всегда хочется быть старше. Непосильный груз давит на психику, маленький «взрослый» ведётся себя, как кроха: начинает писаться, просит покормить с ложечки, не хочет самостоятельно одеваться, разбрасывает игрушки. Часто «внезапно повзрослевший» малыш не желает ухаживать за тем, кто отобрал у него привилегии детского возраста;
  • ребёнок делает всё назло. Основная причина – недостаток внимания. Ещё один фактор – желание быть главным в семье. Иногда мысль о собственной «взрослости» и значимости лишает малыша здравого смысла. В 3–4 годика деткам сложно выразить словами своё стремление к лидерству, они решают проблемы криками, истериками, некрасивыми сценами в людных местах.
  • ребёнок делает запрещённые вещи, зная, что его вновь ждёт наказание. После подобных сцен родители часто срываются, кричат, ставят в угол. Но через день всё повторяется вновь: игрушки не сложены, вещи валяются на диване, в углу – гора обёрток от конфет вперемешку с кубиками и машинками. Причина – недостаточное доверие в отношениях между взрослыми и малышом, слабая психоэмоциональная связь. Детки хорошо чувствуют недостаток привязанности, отсутствие искреннего интереса к своей личности. Вывод: лучше полчаса доверительного, искреннего общения, чем полдня фальши и притворства;
  • ребёнок провоцирует скандалы. Причина та же, что и при действиях назло родителям. Нехватка внимания заставляет идти на крайние меры. А что может маленький человечек (даже подростки в душе ранимые и беззащитные), если попытки поговорить ни к чему не приводят? Правильно, приходится бунтовать. Как? Проявления зависят от возраста: малыши истерят, плачут, устраивают сцены, кричат на весь магазин или автобус. Подростки постоянно спорят, поступают наперекор правилам, игнорируют родителей.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Возможно ли и как воспитать детей без криков и наказаний: основные принципы без давления на психику и порицаний

Кризисные периоды

Специалисты по детской психологии выделяют несколько опасных периодов, когда равновесие в отношениях часто нарушается:

от года до полутора лет. Проявляется яркое несоответствие потребностей и возможностей у маленькой личности;

от 2,5 до 3 лет. Детки стремятся стать самостоятельными, но в силу возраста не всё удаётся, их всегда ставят в рамки «ты ещё маленький»;

с 6 до 7 лет. Ребёнок идёт в школу, часто возникает кризис первоклассника

От родителей требуется максимальное внимание, понимание стрессовой ситуации, в которой находится первоклашка;

с 10 лет. Первые проявления подросткового максимализма

Нет серого, есть только «чёрное» и «белое». Дети требуют искренности в отношениях, уважения к себе, не прощают фальши. Зачастую плохим поведением подростки протестуют против морального/физического насилия.

10 правил профилактики эмоциональных срывов

Появление маленького члена семьи должно сопровождаться чутким отношением к его маме, чтобы избежать ее знакомства с послеродовой депрессией. Как только с уст мамы стали срываться резкие фразы, необходимо вспомнить 10 правил по восстановлению ее психоэмоционального здоровья:

  1. Спать ей нужно тогда, когда спит младенец. Недосып сильно расшатывает нервы. Поэтому первые 3 месяца не нужно думать о ежедневном мытье пола и как можно чаще спать.
  2. Каждый вечер принимать теплую ванну. Перед процедурой нужно покормить ребенка грудью или смесью, положить его в свою кроватку, самой лечь в ванну и закрыть дверь. Ничто не должно побеспокоить маму в это время. Если младенец заплачет, папа возьмет его на руки.
  3. В выходной мама должна оставлять сытого малыша с мужем и идти в магазин или к подруге на час-полтора.
  4. Если маме хочется, пусть младенец спит в одной кровати с ней. Сделать это нужно для того, чтобы избавить ее от необходимости вставать каждые два-три часа.
  5. Смотреть видео лекций популярных педиатров об уходе за детьми, особенно на волнующие темы. Нехватка информации часто вынуждает сорваться.
  6. Всем родным, в особенности мужу, почаще хвалить свою жену, говорить комплименты.
  7. Мужу как можно чаще предлагать свою помощь, жалеть силы любимой женщины.
  8. Мама должна принять себя вместе с недостатками. Не стыдиться того, что хочется иногда наорать на кого-то.
  9. Вспомнить свои былые победы для восстановления самооценки.
  10. Ставить свои интересы выше остальных, счастливая мама – счастливый ребенок.

Совместный сон

Если женщина не будет умирать от усталости и недосыпа, она не станет злиться и раздражаться. Чтобы молодая мама не срывалась на грудного ребенка, все, что должны делать родные, – ставить мамины потребности выше детских капризов.

Позаботьтесь о своем душевном равновесии

Вы устали за день. Хочется сказать: «оставьте меня в покое, дал отдохнуть». Лучше сделайте следующее.

Пока готовите ужин или моете посуду, поиграйте с малышом в спокойные игры, например, слова. Или дайте ему лист бумаги, карандаши, пусть рисует маму, сидя рядом за кухонным столом.

Включили телевизор, легли на диван? Порисуйте вместе с малышом. Поиграйте в куклы, конструктор, машинки. От вас нужно немного — просто помогать, можно лежа. 20-30 минут спокойных занятий, и довольное чадо уйдет по своим делам, а вы немного отдохнете.

Придумайте себе маленькие радости. Поймите, от чего вы получаете удовольствие. Может, это большой плюшевый медведь, которого можно обнять, или прогулка в парке под дождем. Музей, танцы, рыбалка, цветы — составьте свой список, и время от времени балуйте себя.

От этого всем будет хорошо, а вопрос, как сдержаться, чтобы не ударить ребенка, оставит вас. Спокойные родители — спокойные дети.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

История Влада

Владислав обратился к психологу в 36 лет. Можно сказать, что его почти насильно привела жена, а женился он незадолго до этого. Проблемы у него были всегда, однако он сам не решался никому о них рассказать.

Влад – талантливый учёный, кандидат наук. Однако он теряется, сталкиваясь с любыми практическими проблемами. Под «проблемой» в данном случае имеется в виду, например, необходимость починить сломавшийся пылесос: то есть – отнести его в ремонт. Такие вопросы он всегда решает очень долго, ему тяжело на что-то определённое решиться. Куда нести? В какую мастерскую? Вдруг там дорого (при этом Влад – довольно обеспеченный человек)? Вдруг плохо сделают?

Он испытывает серьёзные проблемы в отношениях с людьми, если это не чисто профессиональные отношения. В общении ему всегда хочется поддакивать собеседнику, что бы тот ни говорил: он теряет себя в общении.

Из-за этого у него бывают длительные периоды депрессии, отвращения и ненависти к себе. Чтобы Владислав не делал, за что бы он ни брался, он все всегда старается сделать на максимуме своих возможностей и… при этом никогда не бывает доволен результатом.

Как выяснилось в беседе с психологом, родители Влада были внутренне чуждыми друг другу людьми, хотя и не разошлись. Они постоянно ссорились. Ссоры эти почти никогда не носили открытого и грубого характера: оба, и папа, и мама – интеллигенты, отец – доктор наук. Однако, анализируя свои проблемы, Влад пришёл к выводу, что именно ссоры родителей и их отчуждённость друг от друга стали причиной этих проблем.

Влад рассказал, между прочим, вот какой эпизод (по его словам, это одно из его первых воспоминаний, ему было 4-5 лет): «Я помню, мы как-то шли домой. Возможно, были в гостях. Дул сильный ветер. Он шумел в кронах деревьев. Из-за этого отец и мать говорили очень громко. Они спорили, ругались. При этом оба держали меня за руки. Но я вдруг почувствовал, что это чужие люди, которые не замечают меня, которым я не нужен. Я почувствовал себя совершенно одиноким в этом мире. Те, которые назывались моими родителями, не были на самом деле моими родителями. Они меня не видели, не интересовались мной. Так я чувствовал. Это было очень страшно».

В работе с психологом выяснилось, что истоки такого ощущения недовольства собой лежат в детстве. Маленькому Владу казалось, что если он будет очень-очень хорошим, самым лучшим, то родители перестанут ссориться и они заживут дружно и счастливо. Он находил подтверждение своим убеждениям в мимолетной улыбке матери, когда он рассказывал об очередной пятерке, или в дружеском хлопке по плечу отца, когда он выигрывал очередной кубок в спортивных соревнованиях

Эти моменты были единственными, когда наш герой получал хоть какое-то внимание и любовь со стороны самых важных для него людей

Из детства он вынес два послания, которые стали неосознаваемыми девизами всей его последующей жизни. Первый: «Ты нужен и любим только тогда, когда ты можешь не просто много, а очень много. Никому не интересны твои переживания, мнения и желания, важны лишь те результаты, которых ты можешь добиться». Естественно, что в этом случае самым страшным было не оправдать ожиданий родителей и лишаться даже той толики принятия, которую Влад получал от матери и отца. Отсюда сформировалось второе внутреннее послание. «У тебя нет права на ошибку, ты не можешь принимать неверные решения». Отсюда рождалась его неспособность справиться даже с бытовыми вопросами и страх ошибки, который, в свою очередь, влиял на его готовность к активным действиям.

Самоотчёт Влада интересен тем, что он очень точно выразил ощущения многих детей, родители которых постоянно конфликтуют: это именно чувство заброшенности, одиночества и своей ненужности.

И так, Влад стал слабовольным (слабоволие – это неспособность сделать выбор, принять решение в ситуации, когда есть разные варианты поведения) и застенчивым, потому что не получил от родителей той любви и внимания, которые нужны каждому ребёнку. Родители, как часто бывает в конфликтных семьях, были слишком заняты собой, своими отношениями.

Между тем, наша уверенность в себе, сила воли – это результат той энергии любви, которой нас напитали в детстве.

Кто может помочь

На начальном этапе помогать должен тот, кто рядом – муж. Не бабушки новорожденного, а именно муж, который возглавил свою семью и взял на себя ответственность за новую жизнь. Главная ошибка молодых мам состоит в том, что они боятся ударить в грязь лицом перед супругом. Однако нет ничего страшного в том, что женщина, впервые взявшая в руки новорожденного, чего-то может не понимать или не уметь. Каждый раз, делясь с супругом своими мыслями, она сможет найти ответы на многие вопросы.

Интересно! У мужа есть преимущество – он не страдает от всплеска послеродовых гормонов и не привязан в прямом смысле слова к младенцу. Его мозг работает в прежнем режиме. Поэтому именно эмоционально стабильные папы могут быстрее найти решение для многих проблем.

Чтобы не стать заложницей ситуации, важно вовремя осознать, что проблема есть. Ее легко обнаружить, поймав себя на мысли: «Я срываюсь на грудничка!»

Для начала можно самостоятельно поискать выход, срываясь на чем-нибудь другом. Выходом могут стать:

  • дневник, в который женщина будет записывать все свои мысли и переживания;
  • форум, на котором тысячи женщин, оказавшись в похожих условиях, делятся опытом и поддерживают друг друга;
  • зеркало, глядя в которое, мама сможет орать и плакать, выплескивая все, что скопилось внутри.

Откровения с отражением

Если в семье женщина не найдет, кому высказаться, ей потребуется помощь сначала психолога, потом – психотерапевта.

Болезненные состояния

Если во время кормления грудью ребенок ведет себя раздраженно, обратите внимание на состояние его здоровья. Его может беспокоить болевой синдром, который обостряется при движении челюстью, когда малыш начинает сосать молоко

Возможные физиологические причины и патологии:

  • дисфункция желудочно-кишечного тракта – тошнота, замедленное переваривание, запор, метеоризм, вздутие;
  • колики во время становления ферментативной системы;
  • молочница на слизистых оболочках рта;
  • инфекционные заболевания;

Нарушения в работе желудка и кишечника могут лишить малыша аппетита. Даже при небольшой тошноте или болях ребенок будет отказываться от груди, плакать, изгибаться. Такое же поведение наблюдается, когда у ребенка начинаются колики.

По мнению консультантов по вскармливанию, колики – это естественный процесс. Желудочно-кишечный тракт ребенка продолжает формироваться, начинается активная выработка ферментов. Пищевые массы и выделяемые газы могут застаиваться, растягивая стенки кишечника, что и провоцирует болезненность.

Лечить это состояние не нужно. Помогите ребенку пройти этот этап, предлагая грудь по требованию, успокаивая и постоянно находясь рядом с ним. Когда ферментативная система окрепнет и переваривание нормализуется, малыш не потеряет доверия к маме и вернется к груди.

Еще одна причина, по которой ребенок может протестовать и плакать у груди – это молочница во рту. Ее провоцируют грибки рода Кандида и состояние сопровождается появлением маленьких, зудящих язвочек на слизистых оболочках с белой творожистой массой поверх.

Эффективное лечение при молочнице должен порекомендовать педиатр или неонатолог. Используются противогрибковые препараты местного применения, но прекращать вскармливание нельзя, ведь с молоком малыш получит необходимые для иммунитета белки и питательные вещества.

Неправильная организация грудного вскармливания

Неправильная организация режима – это незнание женщины. Ей могли сказать: «Не бери ребёнка лишний раз на руки, три часа выдерживай межу кормлениями», а её сердце разрывается на части, потому что ребёнок плачет. И из инстинкта самосохранения её тело будет заканчивать грудное вскармливание.

Трещины сосков – это неправильное прикладывание ребёнка к груди. Оно может возникать из-за того, что женщина не позаботилась о себе, кормит в неудобной позиции. А может быть, она боится приблизить ребёнка к себе, у нее есть ощущение, что она чем-то ему может навредить. Неоднократно у меня были клиентки, которые использовали силиконовые накладки для груди, которые предохраняют сосок от ребёнка. У женщины много тревоги и страха: она боится, что ей опять будет больно. С медицинской точки зрения, к любому соску можно приложить ребёнка.

За выброс молока отвечает гормон окситоцин, который подавляется адреналином, гормонами стресса. И в любой ситуации лактостаза я спрашиваю: «А что было вчера?». И как правило, женщина говорит: «Ничего, всё как всегда». А я продолжаю спрашивать, что всё-таки было, кто что сказал. И выясняется, что произошла ситуация, которая повлияла на выброс молока. Разбор этих ситуаций облегчает симптомы. Лучший способ борьбы с лактостазом – лёд на 20 мин, прикладывание ребёнка и льда к груди каждые три часа, чтобы прошёл отёк, и нормализация эмоционального состояния.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Совет №4: расставляйте приоритеты

В 90% случаев детская агрессия – это результат недостатка внимания и заботы. Родители постоянно работают, погружены в ежедневные дела и заботы, а малыши тем временем предоставлены сами себе. Да, никто не спорит, что таким образом вы пытаетесь сделать всё возможное для своих детей. Ведь всегда хочется дать им как можно больше. Элитная школа, дорогие вещи, классные игрушки.

Но проблема в том, что юные умы воспринимают ваше отсутствие, как нежелание проводить с ними время

И в действительности им нужны не новомодные гаджеты, а любовь и внимание мамы и папы. Вы хотите, чтобы через пару тройку лет ребёнок спросил вас: «Мама, почему ты меня не любила?»

Нет? Значит, правильно расставляйте приоритеты.

Как перестать кричать на ребёнка: советов, помогающих обуздать свои отрицательные эмоции

Как перестать кричать на ребенка

1. Осознайте последствия крика

Когда вы кричите на ребёнка, чтобы добиться от него нужной реакции, это рождает в детской душе лишь страх. Он слышит крик, но не его содержание. Да, ребёнок начинает реагировать в тот момент, когда взрослый повышает голос, но лишь потому что боится. Это настоящая ловушка для родителей. Они кричат и злятся на себя, за то, что не смогли в очередной раз справиться с негативными эмоциями. Гнев набирает силу и уже трудно остановиться…А ребёнок, вместо уважения и близости к вам, всё больше отдаляется.

2. Подготовьте ребёнка к «эксперименту»

Отказаться от крика довольно сложно и это не происходит за один вечер. Потребуется много усилий и помощь ребёнка не помешает. Поговорите с ним, и попросите об услуге. Объясните, что с сегодняшнего дня вы перестаёте кричать друг на друга. Теперь ваше общение только в спокойных тонах. Попросите ребёнка напоминать это правило каждый раз, когда вы его нарушаете. Он будет чувствовать, что его оценили, а вы сможете избежать ошибки.

3. Научитесь контролировать эмоции

Мало кто умеет распознавать эмоции так точно, как ваш ребёнок. А учится он, глядя на реакцию взрослого. Если вы реагируете криком на различные ситуации, то рано или поздно ваше чадо станет вести себя так же. Проговаривайте вслух свои возникающие чувства. Не копите их внутри, иначе всё взорвётся как бесконтрольный вулкан. Пусть ребёнок учится сопереживанию, а не впитывает вашу злость.

4. У детей есть право быть детьми

Как перестать кричать на ребёнка когда они словно специально выводят из равновесия? Помните, что дети – это экспериментаторы, которые усердно прощупывают границы на предмет дозволенности. Они познают, что хорошо, а что плохо. Старайтесь спокойно объяснять им, почему некоторые вещи нельзя делать и не выходите из рамок спокойствия.

5. Избегайте борьбы за власть

Будьте осторожны и не попадитесь в схему отношений — «Я тебе докажу, кто в доме хозяин!». Это тупик. Возможно ваш ребёнок проходит очередной бурный этап развития и скоро его отрицательное поведение сойдёт на нет. Сконцентрируйтесь на сильных сторонах своего чада. Помните, что вы родитель и у вас больше опыта и навыков для разрешения конфликтных ситуаций.

6. Поймите, что дети – это не вы

Многие люди ожидают от других, и особенно от детей, поведения, удобного для себя. Это дарит чувство спокойствия. В противном случае появляется тревожность, а вместе с ней и крик. Вам надо осознать, что невозможно требовать от других действий удобных лишь для вас только потому что так вы ощущаете спокойствие и комфорт.

Когда дети верят, что мы на их стороне, то хотят вести себя хорошо, как минимум для того, чтобы сделать нам приятное.

8. Найдите свои методы для успокоения

Что вы делаете, когда чувствуете, что вот-вот взорвётесь? Как пытаетесь остановить приближающийся крик? Можно сосчитать до трёх и сделать глубокий вдох. Или улыбнуться друг другу, чтобы разрядить обстановку. Эти быстрые и простые действия позволят вам остыть.

9. Поработайте над осознанием своих эмоций

Обратите внимание на чувства, которые возникают в момент вспышки ярости. Под гневом могут скрываться страх, печаль, отчаяние или разочарование

Позвольте себе прочувствовать эти эмоции и пережить их. Не принимайте поспешных решений, подождите пока гнев уйдёт.

10. Помните о волшебных словах

Вам известны такие слова, как пожалуйста, спасибо, извините? В общении с незнакомыми людьми мы их часто употребляем. К сожалению, бывает так, что по отношению к самым близким и родным людям эти волшебные слова застывают в горле словно ком. А ведь так просто сказать прости ребёнку, если вы сорвались на крик, попросить об одолжении или поблагодарить за хорошее поведение. Если вам кажется это сложным или глупым, задайте себе вопрос – почему?

Иногда достаточно сделать небольшой шаг навстречу и ситуация начнёт меняться в лучшую сторону.

Возможно Вас заинтересуют статьи:

Несколько советов о том, как контролировать свои эмоции

Семь способов испортить воспитанием дочке жизнь

Как пережить переходный возраст ребёнка

Возможные причины срыва

Немало матерей с ужасом ловит себя на мысли: «Я срываюсь на грудного ребенка! Значит, я – плохая мать!». Однако ругать себя на этом этапе нельзя. Прежде всего, нужно разобраться в причинах. Если смотреть на проблему глобально, то причина здесь одна – жизнь резко изменилась, и женщина не может вернуть все на свои места.

Раскладывая каждый свой прожитый день по полочкам, молодая мама сможет отметить более мелкие детали:

  1. Постоянная сильная физическая и психологическая усталость расшатывает нервы. Не имея возможности выспаться, женщина начинает верить в то, что теперь так будет всю жизнь.
  2. Отсутствие времени на себя. С появлением младенца молодая мама утрачивает возможность следить за собой, из-за чего из привлекательной девушки она превращается в серую мышку.
  3. Теряется связь с мужем. С появлением ребенка у бедняжки не хватает ни времени, ни сил на мужа. Он, понимая, что жена погрузилась в новые заботы, продолжает жить в своей параллели.
  4. Невозможность договориться с младенцем о перерыве в ежедневном марафоне вынуждает женщину опустить руки и почувствовать себя абсолютно несчастной.
  5. Бюрократические процедуры, которые необходимо начинать сразу после выписки из роддома, добавляют масло в огонь, которое дает старт настоящим нервным срывам.

Важно! Психологические сложности переживает практически каждая женщина, родившая впервые. В сложившейся ситуации нет вины молодой мамы

Она – жертва обстоятельств, которой нужна помощь.

Недосып – причина срывов