Развитие двигательных способностей

В возрасте 3 месяцев ребенок совершает первые действия по подчинению собственного тела и координации движений. Он начинает двигаться свободнее, более плавно, потягивается, вытягивает руки и ноги, разжимает кулаки.

В первую очередь в 3 месяца развивается осязание, а также начинается подготовка к сидению и ползанию. Малыш ощупывает себя, свои руки и ноги, сгребает руками пеленки, одеяло, игрушки и другие предметы, до которых может дотянуться. Он может подолгу лежать на животе и рассматривать окружающий мир, подняв голову и поворачивая ее из стороны в сторону.

Задумываясь, какими играми развивать ребенка в 3 месяца, родители начинают скупать сложные и дорогие вещи. На самом деле малышу достаточно самых простых предметов. Несложные игры и упражнения помогут ему закрепить старые навыки и освоить новые:

  • Можно предложить крохе взять в руку яркую погремушку. Как только он зажмет ее в кулаке, нужно тихонько потрясти руку ребенка, чтобы погремушка загремела.
  • Если малыш уже умеет брать игрушки в руку, то можно поиграть, перемещая погремушку и предлагая взять ее слева, справа, сверху.
  • Чтобы научить ребенка перекладывать игрушку из одной руки в другую, нужно предложить ему погремушку. Он зажмет ее в кулаке, после чего ее следует аккуратно переложить в другую руку.
  • Можно повесить над кроваткой, манежем или коляской звенящие игрушки типа колокольчиков, бубенчиков и прочего. Нужно дотронуться рукой малыша до игрушки и посмотреть, как она начнет вращаться и звенеть, затем то же самое можно проделать ногой младенца. Дети быстро запоминают эту игру и начинают колотить по погремушкам изо всех сил.
  • Необходимо развивать и закреплять умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Для этого следует положить руку под плечо лежащего на спине ребенка и, покачивая его, повернуть набок. Затем можно слегка подтолкнуть малыша, и он перевернется на живот.
  • С 3 месяцев начинают учить ребенка садиться. Малыша нужно уложить на спину, взять за руки и медленно приподнять верхнюю часть туловища, а затем аккуратно опустить обратно. Такое упражнение напоминает качание пресса. Постепенно кроха запомнит эту игру, сам начнет хвататься за руки и подтягиваться.
  • Для совершения первых шагов по ползанию следует уложить малыша на твердую поверхность и поставить перед ним яркую игрушку. Завлекая ребенка погремушкой и одновременно прикладывая руки к его ступням, родители создают ему опору. Отталкиваясь, карапуз может добраться до игрушки.

Желательно, чтобы последние три приема родителям показали участковая медсестра, педиатр или массажист. Кроме того, 3-месячному ребенку обычно назначают первый курс массажа, чтобы развить и укрепить его шею, спину, руки и ноги или, наоборот, расслабить их в зависимости от наличия гипо- или гипертонуса. Оздоровительный массаж должен делать профессионал, но простые разминочные упражнения по силам и самим родителям после консультации со специалистами комнаты здорового ребенка.

Возраст 3 месяцев – это период частых падений ребенка. Малыш становится очень подвижным, и любое отвлечение внимания родителей может закончиться падением ребенка с дивана, кровати и прочего.

Возможности движения

Ваш малыш все еще находится под властью гипертонуса. Его мышцы постоянно напряжены, движения хаотичные и неловкие. Однако именно сейчас, на третьем месяце жизни, происходит освобождение от этой скованности. И карапуз уже несмело двигает ручками.

Ладошка грудничка все еще зажата в кулачок. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть ее.

  • Прижимайте подушечки своих пальцев к подушечкам малыша. Слегка надавливайте на них, поглаживайте, пощипывайте.
  • Отгибайте каждый пальчик, целуя и называя его (Большой, Указательный, Безымянный и т. д.).
  • Массируйте пальчики малыша в течение дня как можно чаще – во время кормления, укладывания на сон, купания.
  • Круговыми движениями поглаживайте ладонь карапуза – он будет расслабляться и невольно разгибать ее.

На третьем месяце жизни ребенок уже хорошо удерживает головку. Находясь на руках у родителей, он вертится, рассматривает все то, что ему интересно.

Чем активнее кроха будет делать это, тем быстрее и лучше будут развиваться мышцы шеи.

Не забывайте подстраховывать малыша – он все еще быстро устает и может резко уронить головушку, повредив отделы позвоночника.

Чтобы стимулировать ребенка в 3 месяца к успешному развитию, в течение дня чаще выкладывайте его на животик

Обратите внимание, карапуз уже должен уметь опираться на предплечья, высоко подняв голову

Привлекайте внимание маленького исследователя при помощи ярких и звонких игрушек. Медленно передвигайте их перед малышом, побуждая к тому, чтобы он поворачивал головку в разные стороны

Продолжительность подобной тренировки не должна превышать три минуты. Иначе кроха будет уставать.

Бытовые

Что должно быть изучено ребенком?

  • Самостоятельное одевание одежды.
  • Вырезание картинок.
  • Раскрашивание картинок.
  • Знание базовых правил аккуратности.

В 3 года малыша надо обучать самообслуживанию

Если занятия проводятся дома, то развешивайте по всей квартире плакаты с правилами гигиены – проходя мимо них, малыш подсознательно будет запоминать их (помните, что отпрыска трех лет можно научить очень быстро, а вот подростка 16-17 лет научить уже ничему не удастся).

Таким образом Вы будете постепенно говорить малыша к самостоятельной жизни, между делом развивая творческое начало.

Если у Вас недостаточно времени на проведение такие мероприятий, то постарайтесь хотя бы иногда готовить поделки из обыкновенных бытовых предметов: птички из стаканчиков, домики из коробок и так далее.

Кухня и домашние дела

В течение двух недель мы обустраивали кухню для своих малышей и привлекали их к домашним делам. Я не успела сделать многое: ребёнку только 1 год 3 месяца, и не все занятия ему пока по силам; плюс мы были у бабушки некоторое время. Но кое-что изменилось.

Ещё до обучения на курсе у Артёма было два места для приёма пищи: за общим столом и свой маленький стол со стульчиком. Во время общих трапез Тёма сидит за большим столом, а во время перекусов — за своим маленьким. Уже на два завтрака сделал себе гречку с молоком: ставлю ему тарелку с кашей и чашку с молоком, Тёма выливает молоко в тарелку и перемешивает.

В процессе обучения на этот же столик поставила сет с водой: на подносе стоят кувшин с водой, стакан, губка для вытирания пролитой воды.

Пока Артём может просто выпить воду из кувшина, минуя процесс наливания в стакан, или же переливать воду из кувшина в стакан и обратно, потом разлить её на подносе и плескаться в ней руками, поставить стакан в кувшин, как матрёшку. Я спокойно и уверенно и возвращаю его к верному порядку.

Ох, уж эта волшебная вода. Немного забегая вперёд, отмечу, что некоторые хозяйственные дела нам не удались именно по причине того, что интерес к воде пока перекрывает все остальные. Поэтому в ванной у нас стоит башня помощника, на которую Артём то и дело взбирается, открывает воду и что-то моет, переливает, чистит зубы. Но есть уговор — воду лить только в раковину. Заигравшись, сын может налить луж вокруг, тогда мы закругляемся, вместе вытираем мокрый пол и уходим из ванной.

Помимо мест для приёма пищи, организовала Артёму полки в стеллажей и разместила на них его посуду. Сначала он её изучал в своей манере — стащил всё с подноса, разложил на полу, потом постучал, отнёс в комнату. Я объяснила, что это его посуда, из которой он будет кушать. Специально при нём брала тарелки с полок и накладывала в них еду.

Уже на следующий день попросила отнести тарелку на поднос, сын взял и отнёс. На стол пока накрываю я, но Тёма всё видит, обязательно рассказываю ему, что делаю, где беру. Грязную посуду он отодвигает в сторону, чтобы я её убрала. Это тоже прогресс — ещё месяц назад посуда летела со стола, если сын уже наелся.

Совместную готовку мы ещё мало освоили, но кое-что уже попробовали: Артём мыл перчики для фаршировки и смазывал пирожки яйцом перед запеканием.

Одним из домашних заданий я выбрала аранжировку цветов, ведь у бабушки такие красивые розы, астры, ромашки в палисаднике.  Подготовила сет: кувшин, вазы, поднос, срезала самые красивые цветы, удалила все шипы с роз.

Пригласила Артёма. Он сначала пытался выпить воду из кувшина, затем просто разлил воду на поднос, поплескался в ней руками, покрутил цветок, замахнулся вазой (я поймала) и убежал по своим делам. Раньше мне было бы жаль потраченных усилий, сейчас же я просто поняла, что не вовремя предложила занятие и просто повторю его позже. У меня уже заготовлены сеты для мытья стёкол и ухода за цветком, в ближайшее время попробуем. Уверена, они ему понравятся на пике интереса к воде.

Также у Артёма есть свой инвентарь для уборки, но он ему интересен только если и я пользуюсь. Поэтому мы убираем мусор вместе его веником и совком — сначала я подметаю и собираю, потом пробует Артём. Мусор из совка выбрасывает сын (кстати, это непросто), а в качестве приятного бонуса он может протереть тряпочкой пол.

Физическое и двигательное развитие

Какими при нормальном развитии должны быть рост и вес у ребенка в возрасте 3 месяцев, и что малыш должен уметь делать? Эти вопросы мучают очень многих родителей, и сейчас мы попытаемся на них ответить.

В среднем, вес малыша к 3 месяцам должен увеличиться на 2-2,2 кг, т. е. за каждый месяц он должен набирать 700-800 г. А вот рост должен быть на 7-9 см больше, чем он был при рождении. Отклонения от этих норм могут быть незначительными, ведь все дети разные, однако большие отклонения могут быть явным сигналом того, что необходимо обратиться к детскому специалисту.

В 3 месяца здоровый ребенок уже умеет:

  • самостоятельно поднимать и держать головку больше 10 секунд, а также крутить ею в разные стороны;
  • лежа на животе, приподнимать головку и грудь и ненадолго удерживать их;
  • лежа на животе, отталкиваться ножками (у малыша вырабатывается рефлекс к ползанию);
  • вытягивать руки и ноги в стороны (это говорит о том, что они уже становятся более расслабленными, чем в первые два месяца жизни);
  • раскрывать кулачки и пытаться удержать погремушку в руках (ребенок потихоньку учится контролировать свои движения);
  • тянуть в ротик предметы, которые попадутся ему на пути (пеленку, игрушки или свои пальчики).

Чем занять кроху — игры с ребенком

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Новорожденный Развитие до года

Игры с крохой в 3 месяца

Одна из игр, в которую можно играть с ребенком, описана выше. Она не совершенствует никаких способностей, но позволяет оценить приблизительный уровень развития малыша.

Проще всего доставить малышу удовольствие с помощью игрушек, подвешенных над детской кроваткой. Можно разместить их на двух уровнях. Первый предназначен для рассматривания. На втором уровне игрушки размещаются чуть ниже, чтобы ребенок имел возможность до них дотянуться и как-то использовать (ударить, извлечь звуки с погремушки и так далее).

Рекомендуется разнообразить опыт взаимодействия малыша с игрушками, время от времени их меняя

Не стоит вешать сразу много предметов, внимание крохи может устать. Достаточно одной-двух, каждую неделю их стоит менять (а то и чаще)

В этом возрасте ребенок может пробовать искать развлечения и самостоятельно. Одна из игр, в которую можно поиграть с ребенком в этом возрасте, – «ку». Взрослому предлагается закрыть лицо руками, после чего его открыть и произнести «ку-ку». Ребенок будет в восторге.

Одна из развивающих игр для трехмесячного ребенка – показывать малышу картинки и называть то, что на них изображено.

Можно начинать учить ребенка ползать. Для этого перед малышом кладется игрушка таким образом, чтобы он не мог сразу дотянуться до нее. После этого к ступням необходимо приложить ладонь, чтобы ребенок от нее оттолкнулся. Когда он научится чувствовать опору под ногами, начнет это делать самостоятельно.

Невролог

Доктор проверяет психическое и физиологическое здоровье малыша, смотрит, как ребенок реагирует на людей и окружающие предметы. Специалист оценивает тонус мышц и двигательные рефлексы. Чувствительность проверяется постукиванием молоточком по пятке, при котором ступня должна сжаться. Если замечено, что ребенок не разжимает кулачки, дома маме необходимо будет выполнять ряд упражнений, рекомендованных врачом.

Специалист оценивает развитие по умению узнавать игрушку и держать ее в руках. Невролог смотрит, как срастается родничок, измеряет окружности грудной клетки и головы. При обнаружении отклонений назначаются дополнительные обследования.

Развивающие игры

Как развивать кроху, чтобы это было не только полезно, но и интересно?

Предлагаем поиграть с малышом в развивающие игры:

Игра Как играть
Прятки Любимая игра малышей в трехмесячном возрасте. Суть ее проста. Мама накидывает на голову платок или плед и, наклонившись к крохе, говорит:
 
«А где мама? Найди маму». Малютка будет пытаться снять платок с маминой головы, за это его следует обязательно похвалить.
 
Затем можно поменяться ролями, теперь платочком можно накрыть головку ребенка, со словами «А где Саша (Дима, Аня)? А вот он (она)!» снять платок.
 
Обычно после этих действий кроха заливается довольным смехом. В игре могут поучаствовать и другие члены семьи.
 
Предложите малышу найти игрушку, накрыв ее платком.
 
Сделайте так, чтобы он видел, куда именно вы спрятали игрушку, иначе вместо задорного смеха, карапуз может расплакаться.
Хватайка Для развития тактильной чувствительности детских ладошек, поиграйте с ребенком в игру «Хватайка».
 
На ленточку или веревку привяжите несколько предметов различных форм, материалов и цветов.
 
Это может быть мягкая игрушка, пластмассовая вещь, металлический ключик и так далее.
 
Поочередно опускайте предметы на уровне детских ручек, нужно дождаться пока он поймает игрушку, надо дать ему время ощупать ее.
 
Когда ребенок потеряет к ней интерес, опустить следующий предмет.
Игры со звуком В этом возрасте дети начинают реагировать на звуки. Возьмите колокольчик или любую музыкальную игрушку, использовать мелодию в телефоне.
 
Отведите колокольчик в сторону и позвоните, карапуз должен найти взглядом источник звука.
 
Игра хорошо развивает слуховое восприятие и двигательные навыки малыша при повороте головы и туловища в сторону звука.
Подражание звукам Поймайте взгляд ребенка и издавайте различные звуки «Бу-бу-бу», «Тарарам» и другие, эти упражнения побуждают малютку к речевым действиям.
Кубики и пирамидки В детских магазинах представлен огромный выбор развивающих игрушек для детей от трех месяцев.
 
Приобретите развивающие игры и фигурки различной формы, сначала карапуз будет просто разглядывать и изучать их.
 
Покажите ребенку, как класть кубики один на другой или как собирать пирамидку, со временем он будет стараться повторить ваши действия.
Зеркало Чаще подносите ребенка к зеркалу и проявляйте различные эмоции — задорно смейтесь, хмурьтесь.
 
Поиграйте с различными образами — наденьте очки или шляпу. Малыш будет с интересом вглядываться в отражение в зеркале.
Волшебный мешочек Интересная игра надолго увлечет кроху, и способствует развитию тактильных навыков.
 
Возьмите непрозрачный мешочек, сложите в него предметы различной формы и структуры. Используйте разные материалы.
 
Кроха должен поочередно доставать предметы из мешочка и изучать их взглядом и на ощупь. Играть в такую игру лучше только под присмотром взрослого человека.
Танцы Во время активного бодрствования крохи, возьмите его на руки и потанцуйте под музыку, наклоняя малыши из стороны в сторону.
Игры с газетой Предложите малышу на растерзание старую газету или журнал. Рвать и сминать бумагу способствует укреплению силы пальчиков.
 
Следите, чтобы ребенок не тащил газету в рот.
Игра в мяч Приобретите легкий мячик, лучше со специальным массажным эффектом. Подойдет текстильный или вязаный мяч с наполнителем.
 
Аккуратно кидайте мяч малышу, со временем он должен пытаться поймать его.

Проводите больше времени с малышом, осваивайте новые игры. В магазинах можно найти специальную литературу о ребенке 3 месяцев, о его развитии, что он должен уметь.

Расширяйте круг совместных игр, вы увидите, каких успехов достигнет карапуз к концу третьего месяца.

Частые “вопросы-ответы”

  • Сколько должен весить ребенок в 3 месяца?

    Ориентировочный вес мальчиков – 6,50 кг, девочек – 5,50 кг.

  • Почему малыш срыгивает?

    Срыгивание – это естественный процесс у грудничков и является следствием незрелой нервной системы, а также не до конца сформированной системой пищеварения.
    Причинами срыгивания могут быть следующие:
    – неправильное кормление (избыточное);
    – заглатывание воздуха;
    – метеоризм;
    – резкое изменение положения тела ребенка после кормления.
    Для ребенка в 3 месяца нормальным является то, что он срыгивает после каждого кормления. Этот процесс не представляет собой какой-либо опасности.
    В случаях если срыгивания частые и больше похожи на рвоту, а также сопровождаются недостаточной прибавкой в весе, ребенка необходима консультация врача.

  • Малыш часто пускает слюни, что делать?

    Именно в этом возрасте слюнные железы работают особо интенсивно. Так как глотать слюну малыш не научился, он выпускает ее наружу.

  • Почему часто сосет пальцы?

    Все дети в этом возрасте сосут пальчики, и это абсолютно нормально. Значит ребенок начинает познавать мир и себя. С возрастом у большинства эта привычка проходит сама. Отучать нужно, когда ребенок увлекается этим уже в более-менее сознательном возрасте.

  • Ребенок перестал агукать, что не так?

    В этом случае нет ничего страшного. Дети перед следующим этапом развития речи “замолкают”.

Развивающие игры для детей 3 месяцев

Любая мама может организовать полезные игры дома для своего малыша. Приведем несколько примеров того, как развивать ребенка в три месяца с помощью игр.

Игра в прятки. Мама накрывает свою голову полотенцем или платком и спрашивает у малыша: «Где мама? Ку-ку!» Потом платок снимается: «Вот мама!» Таким же образом можно спрятать и самого ребенка. Возможно, у него получится самому снять платок. Похвала в таком случае обязательна.

Развитие звукоподражаний. Мама смотрит в глаза и заводит разговор с крохой, пытаясь вызвать у него повторение гласных звуков: «Ууу. Бу-бу-бу!» Подобное общение вызывает положительные эмоции у малыша, проявляющиеся комплексом оживления. К тому же, играя в подобные игры, взрослые побуждают своего кроху к первым речевым достижениям.

Пальчиковые игры. Это может быть «Сорока-белобока», «Грибок», «Кую-кую ножку» или другие пальчиковые игры. Цель подобных игр – развитие мелкой моторики, а также эмоционально положительное развитие младенца.

Игра «Найди колокольчик». Мама знакомит своего малыша с колокольчиком (или же с любой другой музыкальной игрушкой), а именно со звуком, им издаваемым. Затем мама отводит колокольчик в сторону и звонит им. Задача малютки – отыскать взглядом звучащий колокольчик. Благодаря данной игре развивается не только слуховое восприятие, но и двигательные навыки (активные повороты туловища и головы в сторону звука).

Пение. Врачи утверждают, что детки слышат и запоминают пение матери, будучи еще в утробе. Трехмесячные малыши также любят песни и замирают во время прослушивания маминой колыбельной. Нередко после песен младенец начинает гулить, как будто пробует повторить за мамой только что услышанное.

Теперь вы знаете, чем заняться с трёхмесячным младенцем. Очевидно, что это под силу любому любящему родителю. Остается лишь сделать вывод о том, что уровень прогресса младенца находится, прежде всего, в руках его мамы и папы. А для организации занятия с ним вовсе не обязательно скупать горы литературы и игрушек. Главное – это быть рядом с малышом и как можно больше общаться с ним, поскольку, как упоминалось в самом начале, в младенческом возрасте ведущий вид деятельности – это эмоциональное общение со взрослыми.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие — это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика — это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться>>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову>>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться>>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков

Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Подведем итоги

Итак, что должен уметь ребенок в 3-х месячном возрасте?

  • Появляется «комплекс оживления»;
  • вес увеличивается на 400–600 г;
  • рост прибавляется на 2–4 см;
  • малыш в 3 месяца хорошо удерживает головку;
  • лежа на животе, приподнимает корпус;
  • взгляд становится координированным и управляемым;
  • кроха предпочитает стабильный склад и режим дня;
  • нормализуется работы пищеварения, колики и «газики» больше не беспокоят малыша так часто;
  • для «искусственников» уже вводится прикорм;
  • малютка распознает характер мимики, жестов, интонации.

Ваш малыш уверенно карабкается по лестнице развития, преодолевая каждую ступеньку с трудом и усилиями. Впереди еще столько открытий и достижений, новых впечатлений и эмоций!

В ваших силах помочь маленькому человечку преодолеть все трудности и вместе добиться самых высоких результатов

Ведь внимание, любовь и похвала родителей – лучшее поощрение и сильнейший стимул для развития детей и причём не только в 3 месяца!. Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .