Физическое развитие

В этом возрасте ежемесячная прибавке в весе уменьшается. За месяц ребенок прибавляет до 0,5 кг и до 2 см в росте. Это связано с тем, что он много двигается, а не постоянно сидит на руках у мамы.

Нормы развития 9 месячного ребенка зависят от пола. Мальчики крупнее девочек. В таблице данные о весе ребенка в 9 месяцев:

Вес, кг Сколько должна весить девочка? Сколько должен весить мальчик?
Нижняя граница 6,5 7,5
Верхняя граница 10,5 11

Наиболее оптимальные усредненные значения. Нормальный вес ребенка около 9 кг.

С момента рождения малыш вырастает более, чем на 20 см. Согласно календарю развития, показатели роста ребенка в 9 месяцев составляют от 65 до 75 см. Девочки немного ниже.

Важным параметром физического развития является размер головы. По ее показателям можно судить о наличии серьезных проблем со здоровьем. Значения окружности головы в 9 месяцев в зависимости от пола малыша:

  • девочки – 41,2-46,5 см;
  • мальчики – 42,5-47,5 см.

Обхват грудной клетки несильно отличается от пола младенца. Средние значения – 44,5-50,5 см.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев умеет сидеть. А так же садиться самостоятельно с помощью опоры или без нее. В сидячем положении малыш может находиться до 15 минут, играя или изучая новый предмет.
Девятимесячный ребенок встает с помощью опоры. Некоторые малыши в этом возрасте могут самостоятельно передвигаться вдоль дивана или кровати, держась за их края. Другие могут тренировать первые попытки шагать без опоры.
К девяти месяцам практически все малыши умеют ползать на четвереньках. Исключение составляют лишь те детки, которые не ползают вообще. Вместо ползания на четвереньках они выбирают альтернативные способы передвижения на попе, на подогнутой под попу ножке или на коленках.
Ребенок в 9 месяцев активно взаимодействует с игрушками. Катает, кидает, разбирает, собирает и вкладывает. Легко выбирает и перекладывает игрушки. Игра становиться более увлекательной и может длиться 10-15 минут без участия взрослых.
Малыш двумя пальчиками может захватывать даже самые маленькие предметы

Поэтому родителям следует уделить внимание пространству, где играет малыш. Ведь все, что кроха взял в руки, может с легкостью очутиться у него во рту.
Малыш уже умеет или учится жевать твердую пищу

При условии, что к 9 месяцам кроха имеет 5-6 зубов. Если у малыша 1-2 зуба или их еще нет, этот навык немного задержится.

Видео о развитии ребенка в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев

На девятом месяце организм ребенка готовится к первым шагам, укрепляются скелет, мышцы плеч и бедер, улучшается координация движений. В этом возрасте дети начинают активно двигаться, ползать, совершать больше движений. Мамины руки интересуют всё меньше, усидеть на одном месте всё тяжелее.

В первые месяцы жизни дети набирают до 900 г. в месяц, на 4-6 месяце вес увеличивается на 600-750 г. К 9-ти месяцам двигательная активность увеличивается, детский организм тратит больше энергии, поэтому набор веса замедляется. В течение 9-го месяца жизни масса тела становится больше на 300-600 граммов, рост увеличивается до 2 см. Голова и грудная клетка становятся больше в обхвате до 1 см.

Измерить точный вес можно дома при помощи электронных весов. В 9 месяцев малыша взвешивают, сидя, без одежды, сидеть он должен по центру на весах. Для определения роста понадобится измерительная лента, которая размещается вертикально вдоль стены. Ребенок стоит возле стены на полу босиком, один из родителей придерживает его за руки.

Взвешивание на весах

Развитие ребенка в 9 месяцев что должен уметь, вес, рост ⋆ Народный целитель

22.04.2018 г.

  • что умеет ребёнок в 9 месяцев «на отлично», так это самостоятельно сидеть. Малыш способен сам сесть и сидеть без опоры минут 10. Также из положения сидя девятимесячный ребёнок уже умеет или ещё учится ложиться;
  • младенец активно встает на ножки, крепко держась руками за опору. Обычно в качестве опоры выступает бортик кроватки или диван. Постояв некоторое время, ребёнок самостоятельно опускается;
  • особо подвижные дети, научившись стоять, могут перемещаться на близкие расстояния, переходя от предмета к предмету и используя их в качестве опоры;
  • на девятом месяце жизни ребёнок продолжает учиться ползать. Довольно редко на данном этапе получается это делать в совершенстве. Большинство крох ещё перемещаются по-пластунски, ползут не вперёд, а назад. Хорошо начинают ползать примерно в 10 месяцев. Для успешного освоения навыка необходимо учить ребёнка, стимулировать его упражнениями и частым выкладыванием на живот;
  • двигательные умения ребёнка в 9 месяцев обогащаются танцевальными навыками. Малыш, услышав ритмичную мелодию, начинает совершать плясовые движения. Если при этом мама или папа танцуют вместе с ним и напевают мелодию, ребёнок старается с еще большим усердием.
  • в действиях с предметами и игрушками появляется ещё большее разнообразие. Малыш не просто стучит ими или кидает об пол. Ребёнок начинает выполнять действия с вещами в зависимости от их свойств. Погремушкой он гремит, мячик – катает, мелкие предметы вкладывает в более крупные;
  • у младенца формируется щипковый захват. Двумя или тремя пальчиками он способен поднять с пола самые мелкие предметы, даже крошечки хлеба.Отправляя малыша ползать по полу, не забудьте пропылесосить перед этим. Находя всякую мелочь, ребёнок в большинстве случаев потянет её в рот. А это может привести к тому, что младенец поперхнётся и инородное тело окажется в его дыхательных путях;
  • особый интерес в этом возрасте для ребёнка представляют различные игрушки с подвижными механизмами – рычажками и колесиками.
  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;
  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Молочные продукты

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Экологическое развитие ребенка 9 месяца жизни

Восприятие объектов природы

Умение ползать, самостоятельно садиться, сидеть уверенно, стоять, держась за опору, становиться на колени, сидеть на корточках расширяют возможности ребенка наблюдать за явлениями и объектами природы.

В пределах зрительного восприятия малыш концентрирует внимание на ярком цветке, большом зеленом или желтом листе, кошке, собаке, большой птичке, поворачивает голову на их голоса, прислушивается к звукам, требует от родного взрослого объяснений по поводу них, радуется полученным впечатлением. Представление о свойствах объектов природы

Представление о свойствах объектов природы

В ответ на вопрос взрослого: “Где собачка?”, “Где кошечка?”, “Где цветочек?” поворачивает голову и находит глазами животное, растение.

Взаимодействует с разными по размеру (большими-маленькими) овощами и фруктами, дотягивается до них рукой, хватает, удерживает в руке, прокатывает яблоко, грушу, морковку, луковицу, картошку. Вместе со взрослым вынимает фрукты, овощи, ягоды, зелень с неглубокой мисочки. По словесной инструкции взрослого (“Найди”, “Положи в мисочку”, “Возьми”) выполняет нужные действия.

Положительно реагирует на кормление животных и уход за комнатными растениями, пытается приобщиться к отдельным процедурам ухода: “помогает” родителям поливать цветы, может бросить собаке косточку, инициирует родителям свое желание вместе с ними покормить кошку.

Задача развития:

– привлекать внимание малыша к ярким растениям, животным, живущим рядом;

стимулировать желание обследовать доступные природные элементы взглядом, прикосновением, нюхом, вкусом;

тренировать руки ребенка в определении размеров и форм овощей, фруктов;

побуждать к подражанию взрослого голосам животных, имитировать движения кормления животных с игрушками на основе словесных указаний взрослого;

поддерживать стремление к самостоятельным действиям с игрушечными животными, одобрять самые простые проявления исследовательских действий, комментировать их;
– создавать радостную и доброжелательную атмосферу общения с ребенком, вызывать радость от взаимодействия с природной окружающей средой. Организация жизнедеятельности

Организация жизнедеятельности

Создавайте развивающую экологическую среду: обращайте внимание малыша на яркие объекты природы, называйте их, рассказывайте о них ласковым голосом, показывайте простейшие действия с ними (рассматривайте, нюхайте, пейте и т.д.). Полезно, чтобы взрослый время от времени предлагал ребенку найти глазами знакомый цветок, животное: “Где собачка (кошка, птичка, цветок и т.п.)

Во время бодрствования ребенка поощряйте его к звукоподражанию животным (“гав-гав”,” ко-ко”,”мяу-мяу” и т.д.), говорите нежно о них, показывайте, как хорошо к ним относитесь, как охраняете их, кормите их на глазах у ребенка

Полезно, чтобы взрослый время от времени предлагал ребенку найти глазами знакомый цветок, животное: “Где собачка (кошка, птичка, цветок и т.п.). Во время бодрствования ребенка поощряйте его к звукоподражанию животным (“гав-гав”,” ко-ко”,”мяу-мяу” и т.д.), говорите нежно о них, показывайте, как хорошо к ним относитесь, как охраняете их, кормите их на глазах у ребенка.

Полезно показывать малышу различные действия с овощами и фруктами: катить их, переводить с рук в руки, мыть, смаковать, класть в вазу, вынимать из нее и т.д.
Предлагайте ребенку повторить некоторые из этих действий.

Во время общения уместно предлагать младенцу выполнять отдельные действия по инструкции, используя для этого слова “найди”, “подними”, “возьми”.

Показатели экологического развития ребенка:- проявляет активный интерес к знакомым и незнакомым объектам природы;
– концентрирует внимание на тех из них, которые находятся в ближайшей окружающей среде;
– использует для овладения желаемым объектом природы весь арсенал своих моторных возможностей (ползание, сидение, стояние на коленях и на корточках, вертикальное стояние);
– по просьбе взрослого и подражая ему, произносит характерные для знакомых животных звуки;
– охотно играет игрушечными животными, пытается сопровождать действия с ними соответствующим звуками;
– адекватными действиями реагирует на вопросы родителей, связанные с местом нахождения определенного животного ( “Где собачка?” и т.д.);
– с помощью взрослого исследует объекты природы, разными способами манипулирует ними;
– сопереживает процессам ухода взрослыми за домашними животными и комнатными растениями

Психическое развитие малыша

В психоэмоциональном плане у родителей появится ещё больше поводов порадоваться за малыша, ведь в 9 месяцев он:

  • знает своё имя, реагирует на него улыбкой и поворотом головы, когда слышит, проявляет заинтересованность;
  • ярче выражает собственные эмоции, смеётся и веселится, проявляет гнев и обиду;
  • указывает пальцами на конкретные предметы, которые хочет взять, потрогать, а также на те места, куда хочет попасть;
  • умеет показывать жестами «нет» и «да»;
  • выполняет простые просьбы, например, дай, возьми, подыми игрушку, иди к маме;
  • пытается помогать при одевании, протягивая руки в рукава, а ножки в штанину, сам снимает шапочку;
  • умеет находить взрослых, играя в прятки, по голосу и шагам.

Личность малыша в девять месяцев активно формируется.

Крупная моторика

На девятый месяц развития ребёнка он активно ползает, переставляя руки и ноги очень быстро. Малыш самостоятельно встаёт на ноги, оказываясь у опоры, за которую хватается руками, приподымая собственное тело. Вдоль этой опоры он уже может уверенно передвигаться, делая шаги и переставляя руки. Некоторые дети передвигаются по всей комнате на ногах, придерживаясь любой опоры, которая оказывается на их пути.

Мелкая моторика

Что должен уметь девятимесячный ребёнок из мелкой моторики, так это уверенно использовать щипковый захват – брать предметы двумя-тремя пальцами. Развивайте этот навык, разминая пальчики каждый день, давайте малышу самостоятельно мять и рвать бумагу, переминать пластилин, щупать ткань и прочие предметы разной фактуры.

Знакомьте малыша с новыми предметами, убедившись, что они не опасны, и ребёнок их не проглотит. Давайте трогать обыкновенную губку, пластиковую бутылку, крупы в ёмкостях, деревянные брусочки, ракушки – чем больше ощущений, тем лучше. Но не увлекайтесь, за раз хватит одного-трёх новых ощущений.

Окружающий мир

Слуховая память у малышей отличная, поэтому малыш демонстрирует узнаваемость людей, предметов, мест, показывая эмоциональную реакцию. Под звуки музыки малыш в 9 месяцев танцует, если родители танцевали с ним в младенчестве, на просьбы отвечает правильными действиями, может показать ручку, если попросить.

Ребёнок внимательно наблюдает за взрослыми, их интонациями, мимикой, реакцией на разные вещи и действия, начиная копировать их

В этот возрастной период он уже умеет сосредотачивать внимание сразу на нескольких предметах, поэтому часто играет двумя и более игрушками сразу. Но фаворитами детей в этот период остаются всё же музыкальные игрушки

Речь

Произношение слогов и цепочек слов у девятимесячного младенца – это ежедневное занятие. Малыш старается подражать взрослым, а если с ним занимались постоянно с первых дней жизни, уже к 10 месяцам он может довольно осмысленно разговаривать, выстраивая логичные предложения.

Пассивный запас слов очень важен, поэтому разговаривайте с малышом постоянно, читайте ему, следите, чтобы ваша речь была правильной. Даже банальное комментирование своих действий играет огромную роль. Повторяйте слова в предложениях, читайте короткие стишки, описывайте словами всё, что видите вокруг.

Эмоции

На появление знакомых людей, которые нравятся малышу, он реагирует очень бурно, смеясь, улыбаясь, жестикулируя. При общении мимика и жесты на этом месяце тоже используются часто. Кроха показывает рукой на вещи вокруг, которые его заинтересовали, недовольно машет головой на то, что ему не нравится. Поскольку он уже может высказать больше, используя невербальное общение, плачет малыш значительно реже.

Привес и прирост новорождённого

Первая неделя — снижение веса и первые прибавки

Вес новорожденных малышей очень нестабилен в первую неделю и может снижаться — это является проявлением здоровой нормы.

В первые дни жизни происходит интенсивное избавление молодого организма от излишней жидкости. По этой причине малыш может потерять до 7-10% от своего первоначального веса. Например, при начальном весе в 3500 г., ребенок за 3-4 дня может сбавить вес почти на 350 грамм (до 3150 г.).

Как правило, такое падение веса явно прослеживается при естественном грудном вскармливании, потому что выработка грудного молока у матери обычно начинается только на 2-4 день после родов. А до этих пор ребенок питается лишь молозивом, которое вырабатывается молочными железами лишь в небольших количествах, не способных сколь-либо повлиять на вес.

Если же ребенка держат на искусственном или смешанном вскармливании, то первоначальное падение веса будет незначительным, либо вовсе не проявится.

Привес грудничков за первую неделю
Привес, г Сред­ний Мини­маль­ный
маль­чик 150 ±150 -200 … -300
девоч­ка 100 ±100 -150 … -250

* Привес отсчитывается от первоначального веса с которым родился ребенок

Итак, в первую неделю жизни мальчики прибавляют в среднем по 150 грамм, девочки — 100 г. Однако значительный процент детей (около 25%) может демонстрировать нулевой или отрицательный привес (потерю веса), и это также является для них нормальным явлением. В последующие недели будет достаточно времени, чтобы скомпенсировать первоначальную потерю веса. Но, в этом случае, за весом малыша надо регулярно следить: после первой недели вес должен стабильно увеличиваться, иначе надо искать и решать проблему с кормлением или здоровьем с помощью врача.

Если в любой день первой недели окажется, что малыш потерял более 7% от своего первоначального веса, то рекомендуется обратиться к специалисту. Если сбавил более 10% — вмешательство врача является обязательным.

Привес и прирост за первый месяц

В следующей таблице указаны ориентировочные нормы привеса и прироста грудничков за первый месяц жизни (30-31 день). Так, мальчику желательно прибавить 0,77–1,45 кг, девочке 0,67–1,27 кг.

Нормы привеса новорожденных за первый месяц
Привес, кг Низ­кий Сред­ний Боль­шой
маль­чик 0,38 – 0,76 0,77 – 1,45 1,46 – 1,76
девоч­ка 0,40 – 0,66 0,67 – 1,27 1,28 – 1,58

* В таблице указан привес от рождения до 30-31 дня от рождения

Низкий и большой привес, как правило говорят о том, что интенсивность кормления можно соответственно увеличить или снизить. Если привес малыша выходит за рамки предложенных диапазонов, то это повод вмешаться участковому педиатру. Он должен найти причину слишком низкого или чрезмерного привеса (неверное кормление, временная болезнь ребенка или матери, другое). Затем, в зависимости от текущих показателей роста и здоровья ребенка, врач вырабатывает рекомендации по кормлению, чтобы все показатели постепенно возвращались к норме.

Обращаем внимание на то, что многие врачи постаринке отсчитывают привес от минимального, им так привычнее. Однако в современных эталонах привеса отсчёт ведётся от первоначального веса с которым ребенок родился, поскольку это позволяет оценивать прибавки более объективно

Поэтому нормы привеса первой недели и первого месяца, указанные на данном сайте отсчитвают привес от первоначального веса при рождении.

Прирост за первый месяц для мальчиков составляет 3,5 – 6,0 см, для девочек 3 – 5,5 см.

Безопасность малыша

Термина «полная безопасность ребенка» не существует. Но все же некоторые правила позволят минимизировать риски развития неблагоприятных ситуаций. Ведь нам легче предупредить беду, чем разбираться потом с уже наступившей проблемой.

  • Нельзя оставлять рядом с ребенком тяжелые предметы или посуду с горячей жидкостью.
  • На розетках в доме должны быть специальные пластиковые заглушки.
  • Нельзя оставлять наполненные емкости с водой (ведра, тазы) в доступности малыша.
  • Необходимо оборудовать жилище индикаторами утечки бытового газа.
  • Нельзя оставлять даже на короткое время малыша одного в ванне с водой. Одну руку всегда следует держать на спинке ребенка, чтобы вовремя перехватить его в нужный момент.
  • Нежелательно использовать ходунки. Они иногда смертельно опасны для ребенка.
  • Нельзя оставлять малыша надолго на ультрафиолете во время прогулки. Самый опасный загар – это с 10 утра и до 15 дня. Не рекомендуется в это время находиться на прямых солнечных лучах.

Всю бытовую химию, лекарства, растворители следует хранить в недоступном для детей месте. Но если ребенок все-таки добрался к ядовитым веществам и выпил их – не надо бросаться и искать ответ на форуме у других мам, а незамедлительно ехать в больницу!

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.

Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола

У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Чего ждать от кризиса трех лет

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Для обучения цветам подойдут подручные предметы ярких оттенков

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Как развивается речь от 2 до 3 лет

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.