Все ли младенцы должны научиться ползать?

Если ответить на этот вопрос коротко, то – да, очень желательно, чтобы такой этап двигательного развития, как ползание, прошло подавляющее большинство детей. Как, собственно, и происходит. 
 
Умение ползать развивается в несколько этапов.
 
Большинство младенцев делает первые попытки поползти уже в 3-4 месяца, если перед ними находится что-то интересное. Пока у малыша получается только, лежа на животе, двигать ножками в попытке оттолкнуться, а ручками собрать ближе к себе пеленку, на которой он лежит. Иногда ему действительно удается немного продвинуться – не оставляйте с этого момента ребенка одного на диване или столике!
 

В 4-5 месяцев ручки и плечевой пояс у младенцев уже (в среднем) достаточно окрепли – у них получается приподнять туловище и по очереди переставлять локти, упираясь ножками, которые пока еще лежат (спинка и поясница окрепнут вот-вот!). Тем не менее, это уже действительно ползание, таким способом можно медленно, но верно преодолеть один-два метра.
 

С 5-6 месяцев многие дети уже по-настоящему ползают на четвереньках, быстро передвигаясь по всей квартире. Этому этапу предшествует подъем на четвереньки и раскачивание.
 
Однако все, что мы рассказали – лишь средние данные. Варианты, конечно, существуют, и их много!
 
Во-первых, есть много способов ползания. Еще доктор Спок описывал их разнообразие:

  • на четвереньках,
  • на животе по-пластунски,
  • с вытянутыми ногами,
  • боком
  • и  даже сидя, подогнув под себя одну ножку! (трудно представить, но доктор уверяет, что это было именно ползание, причем быстрое). 

Хотя некоторые педиатры считают, что необычные способы ползания – сигнал каких-то проблем со здоровьем, тем не менее это все же именно этап ползания, а значит, развитие малыша идет «по плану».
 
Во-вторых, сроки развития у каждого ребенка свои. Поэтому есть вполне здоровые дети, которые начинают ползать и в 4 месяца, и в 8, и даже в 9. Кстати, очень многие малыши сначала осваивают ползание, а уже потом, через пару месяцев начинают уверенно сидеть. Поэтому не стоит переживать, если ваш ребенок не делает активных попыток поползти в полгода. А вот если их нет и в восемь месяцев, желательно посоветоваться с врачом, спросить у него, доволен ли он физическим развитием своего юного пациента.
 
Однако есть дети, которые «пропускают» этап ползания: они начинают сидеть,  затем, подтягиваясь, вставать и, наконец, ходить, причем, как правило, достаточно рано. 
 

Нет, если при этом невролог и педиатр не видят никаких отклонений. Скорее всего, такое развитие – вариант нормы. В частности, не стремятся ползать более спокойные, флегматичные дети (ниже мы подробнее поговорим о возможных причинах «неползания»). А вот попробовать помочь ребенку научиться ползать вполне можно и полезно. 
 

Когда ребенок научится сидеть самостоятельно

Ребенок не сидит в 9 месяцев

Исходя от врожденных и наследственных навыков, дети самостоятельно принимают вертикальное положение в 4,5 месяцев или отказываются сидеть до года. Девочки обычно усаживаются раньше мальчиков. Активные и стройные дети справляются быстрее, относительно полненьких сверстников, однако бывают исключения.

Норма

Согласно нормативам, дети начинают садиться или вставать к 10 месяцам. Врачебной помощью стоит заручиться, если малыш к девяти месяцам не переворачивается с живота на спинку или не проявляет желания сесть. Если дети в 3-4 месяца настойчиво принимают сидячее положение, не стоит поддерживать данное решение. Позвоночник малыша не окреп, вертикальное положение в раннем возрасте причинит вред. Лучше выкладывать грудничка в люльку-шезлонг – положение «полулежа» увеличит обзор без вреда позвоночнику.

Помощь в ползании

Ползать малыши начинают каждый по-своему. Некоторые подтягиваются на ручках и ползут на животе вперед, другие отталкиваются руками и отползают назад. Все это можно назвать «подползанием», начальным этапом. Дети пытаются осуществить такие перемещения в 4-5 месяцев, лежа на животе. В дальнейшем, по мере укрепления мышц спины и рук, живот отрывается от пола, вес переносится на руки, и начинается увлекательное путешествие на четвереньках.

Значение ползанья в развитии

  • самостоятельное передвижение малыша и тренировка мышц спины, рук, пресса, шеи;
  • формируется правильная осанка, поэтому ползанье является важным этапом физического развития на пути к самостоятельному хождению;
  • значительно увеличиваются активность и познавательная способность ребенка;
  • гармоничное развитие головного мозга, сообща работают левое и правое полушария для правильной координации.

Именно с шестого месяца начинается период «подползания» – попытки встать на четвереньки, дотянуться до нужной игрушки, уползание в сторону или назад.

Важно! Навык ползания важнее умения сидеть. Сидя, ребенок еще быстро устает и не может самостоятельно поменять положение тела

Развивать и укреплять мышцы необходимо постепенно, начиная с рождения. В период 1-2 месяца малыш должен научиться хорошо держать голову, если это не произошло, необходимо обратиться к невропатологу за помощью. В 3 месяца регулярно заниматься укрепляющей гимнастикой, тренирующей мышцы спины и шеи, очень хорошо зарекомендовали себя упражнения на мяче – фитболе. В 4 месяца тренируется навык захвата – предлагать игрушки, поролоновые гантели и любые другие предметы, которые детская ручка может без труда обхватить. В 5 месяцев необходимо учить переворачиваться на бок и крутиться вокруг себя. Обычно берут ребенка, лежащего на спине, за одну ручку и помогают ему перевернуться, чуть потягивая в сторону.

Для ответа на вопрос, почему ребенок не ползает в 6 месяцев, необходимо грамотно оценить его физическую готовность к этому. В случае отсутствия у малыша отставания в развитии, его нужно стимулировать к ползанию. Положить на небольшом расстоянии от него любимую игрушку, пусть пытается дотянуться. В помощь можно создать руками опору для его стоп, так ему будет легче оттолкнуться. Очень хороший способ основан на подражании: лечь рядом с крохой на пол и показать, как правильно ползать. Если ребенок не ползает в 6 месяцев, можно пригласить в дом гостей с маленьким ребенком, который уже умеет ползать. Малышу будет наглядно продемонстрирован мастер-класс ползанья.

Как правильно помогать ползать

Педиатры:

Авзалова Дарья Евгеньевна

Врач-педиатр, инфекционист

Стаж: 17 лет Отзывов: 6

Вызвать на дом

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр первой категории

Стаж: 27 лет Отзывов: 17

Записаться на прием Вызвать на дом

Белоусова Елена Сергеевна

Врач-педиатр, нефролог

Стаж: 17 лет Отзывов: 14

Записаться на прием Вызвать на дом

Быков Михаил Викторович

Врач-педиатр высшей категории, специалист УЗ-диагностики, кандидат медицинских наук

Стаж: 24 года Отзывов: 3

Записаться на прием Вызвать на дом

Казакова Лилия Валентиновна

Врач-педиатр, неонатолог, руководитель службы консультантов по ГВ

Стаж: 27 лет Отзывов: 30

Записаться на прием Вызвать на дом

Седова Мария Сергеевна

Врач-педиатр, аллерголог-иммунолог

Стаж: 19 лет Отзывов: 28

Записаться на прием Вызвать на дом

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Врач-педиатр, дежурный педиатр на горячей педиатрической линии

Стаж: 38 лет Отзывов: 21

Записаться на прием

Столов Андрей Михайлович

Врач-педиатр, неонатолог

Стаж: 29 лет Отзывов: 1

Записаться на прием Вызвать на дом

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

Догоняет в развитии сверстников

Мы познакомились с Дашей по окончании 5 курса лечения на занятии с дефектологом. Сейчас девочке 2 года. Она старательно собирает пирамидку и пазлы, разглядывает картинки с изображением животных и называет их. Она ходит, держась за руку взрослого, а иногда и бежит. По словам мамы, в знакомой обстановке Даша может ходить самостоятельно, преодолевая большие (до 10-15 м) расстояния.

На занятиях Даша проявляет заинтересованность в предложенных педагогом занятиях и заданиях, участвует в совместной деятельности. Даша знает и соотносит с изображениями фигурки некоторых животных, показывает игрушки, верно собирает пирамидку, пытается собирать разрезные картинки из двух частей, производит соотнесение по форме и по цвету. Самостоятельно может собрать часть сборной фигуры. Обращенную речь понимает практически в полном объеме. 
Оксана Лукина, педагог-дефектолог, психолог

– Пока пассивный словарь превышает активный. Наблюдается задержка развития двигательной сферы, скованность движений. Мелкая моторика рук пока сформирована недостаточно. Во время занятий наблюдается положительная динамика в развитии ребенка. Родителям Даши даны необходимые рекомендации по физическому развитию девочки, развитию мелкой и крупной моторики, созданию речевой среды и расширению знаний об окружающем мире, – продолжает Оксана Лукина.

Когда специалисты «Реацентра» заметили у Даши отставание в речевой сфере, в курс включили занятия с дефектологом Оксаной Лукиной. Сейчас девочка говорит наравне со сверстниками.

Уже после первого курса Даша, неподвижно лежащая до этого, стала сама сидеть и вставать на четвереньки

Как понять, что у ребёнка нарушения походки

Чтобы сформировалась нормальная правильная походка, требуется соблюдение трёх условий:

  • анатомически правильное строение нижних конечностей,
  • отсутствие суставных патологий,
  • отсутствие нарушений в работе мышц.

Понять, что ребёнок начинает ходить неправильно, можно с юного возраста — и тогда же обратиться к врачу за постановкой диагноза. Как бывает в лечении всегда, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем эффективнее будет лечение.

Признаки неправильной походки

1. Ходьба на носочках: ребёнок, уже уверенно ходящий вдоль опоры и без неё, вдруг начинает перемещаться исключительно на госочках, привставая на мысок стопы

Важно отследить, является ли такая походка постоянной, наступает ли ребёнок на всю стопу во время пробежки или подъёма по лестнице

2. Шаткая, неустойчивая походка: ребёнок старается шире расставить ноги во время движения, потому что иначе начинает падать. Беспокоиться нужно в ситуации, когда ребёнок уже должен вполне уверенно ходить самостоятельно. Для первых месяцев самостоятельной ходьбы некоторая неустойчивость совершенно нормальна.

3. Асимметричная походка: ребёнок сильнее опирается на одну ногу, или ставит одну вперёд, а вторую подтягивает, или подворачивает стопу, или ставит одну из стоп на носок. Тревожиться не стоит только в случае, если малыш учится ходить и перемещается вдоль опоры приставным шагом — это норма.

4. Косолапость, разворачивание стоп внутрь. В принципе, это может быть вариантом нормы у малышей, но лучше проконсультироваться с врачом.

5. «Шаркающая» стариковская походка: укороченный шаг, при котором ребёнок как бы тянет за собой стопы.

6. «Ступенчатая» походка: ребёнок чуть сгибает колени, будто поднимается по лестнице, даже когда идёт прямо.

7. «Утиная» походка: во время движения ребёнок переваливается из стороны в сторону.

Как лечат в «Реацентре»?

Процедура эта практически безболезненна. Вначале маленький пациент может ощущать легкое покалывание в точке воздействия, но очень скоро привыкает к этому ощущению.

Если к полугоду ребенка родителей что-то настораживает в его поведении, или они замечают, что развитие идет с отставанием, это серьезный повод обратиться за консультацией к неврологу.
Оксана Малышева, врач-невролог, рефлексотерапевт, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ижевского филиала «Реацентра

Как правило, индивидуально и по показаниям, микротоковую терапию в «Реацентре» проводят в комплексе с мануальной терапией, медицинским массажем, занятиями с логопедом, дефектологом и психологом.

Мануальная терапия позволяет устранить и скорректировать последствия родовых травм, улучшить кровообращение головного мозга, снизить внутричерепную гипертензию.

Занятия с логопедом (по показаниям, с 2 лет) направлены на стимуляцию и вызывание речи, на постановку звуков, построение грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

Занятия с педагогом-дефектологом и психологом (по показаниям, с 1 года до 18 лет) направлены на развитие основных психических процессов, на помощь детям в социально-психологической адаптации, на помощь детям и родителям в детско-родительских отношениях.

г. Ижевск, ул. Пушкинская, 222

8 800 2222 602

Подпишись на IZHLIFE

И узнавай новости Ижевска там, где удобно.

Что делать, если у ребенка нарушен сон?

Не существует общих правил для детского сна, потому что условия жизни могут сильно отличаться от семьи к семье, как и сами дети значительно отличаются друг от друга.  Один ребенок может хорошо спать только в одиночестве, другой – только в одной постели с родителями, а третий будет хорошо спать даже в комнате, где играют старшие братья или сестры.

Подготовка ко сну может являться причиной страха для многих маленьких детей. Они боятся находиться в одиночестве, боятся покидать родителей, закрывая глаза и засыпая. Родителям, также может быть тяжело расставаться с ребенком на время сна, что приводит к желанию укладывать его рядом с собой. До сих пор, не смотря на появление радионянь, мамы встают каждую ночь, чтобы проверить «дышит ли мой ребенок».

Ключ к решению проблем со сном состоит в создании последовательной модели поведения ребенка перед отходом ко сну, которая поможет ребенку быстро уснуть и хорошо выспаться ночью. Эту схему также необходимо перенести и на дневной сон. Поначалу уложить малыша в постель может быть сложно, но повторение одного и того же ритуала вскоре принесет свои плоды.

«вечерний ритуал» для подготовки ко сну

  • Запланируйте перед сном один и тот же распорядок, который начинается примерно в одно и то же время.
  • Переоденьте ребенка, умойте его, почистите ему зубы и приготовьте постель.
  • Затем отведите от 10 до 30 минут для особого спокойного времени с ребенком: посмотрите книжку с картинками, послушайте спокойную музыку. Старайтесь не использовать светящиеся гаджеты: синий спектр света светодиодных экранов оказывает негативное воздействие на сетчатку глаз.
  • Во время «перед сном» деятельность не должна быть очень активной, не нужно бегать, скакать, бороться с ребенком. Лучше всего почитать или рассказать добрую сказку, избегая страшных историй. Хороший ритуал подготовки ко сну сделает вечер расслабленным, спокойным и тихим.