Виды раннего детского аутизма
Можно выделить четыре вида расстройства:
- Полное игнорирование происходящего.
- Избирательность контактов.
- Одержимость собственными интересами.
- Трудности взаимодействия.
Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.
Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».
Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.
Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения. Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.
В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком.
Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.
Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.
Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.
Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.
Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.
Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.
Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.
Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций
Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Лечение патологического мышечного тонуса у детей (лечение гипертонуса, гипотонуса) в Саратове, в России
На первой консультации врач расскажет Вам, как проводится лечение, что нужно сделать, чтобы восстановить мышечный тонус, убрать высокий тонус мышц ног, где лечить такую патологию, куда обращаться, как избавиться от повышенного, высокого, гипертонуса в руках и ногах, в маленьких нежных ручках и ножках Вашего чудесного малыша, нужен ли массаж. Если ребенок не стоит на ножках, плохо стоит, на ножках, стоит на цыпочках, на кончиках пальцев ног, обращайтесь в Сарклиник. Врач поможет Вам и Вашему ребенку.
Запись на консультации.Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Фото 1: aporokh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Фото 2: iofoto / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Что можно делать дома самостоятельно
Для улучшения результатов лечебные занятия и массаж можно делать еще и дома. Комплекс упражнений посоветует врач. Обычно это прыжки, ходьба по-утячьи, по разным наклонным и неровным поверхностям. Ходьба на внутренней половине стопы и на внешней попеременно. При этих упражнениях задействуются различные группы мышц. Проще (и веселее) проводить такие занятия в форме игры. Что и как делать, нужно уточнить у врача.
Основные приемы, которые обычно советуют медики:
Осторожно размять икроножную мышцу малыша. Без сильного нажатия несколько раз провести по стопе, выписывая восьмерку
Аккуратно нажимая на ножку, двигать стопу малыша от себя, потом к себе.
Начатые вовремя и регулярные сеансы массажа в сочетании с другими методами дают быстрый результат. Массаж и физкультура могут (и должны) проводиться в форме игры. Это будет не только полезно для здоровья, но добавит еще несколько счастливых и радостных минут общения с малышом.
Если есть возможность, можно записать ребенка в бассейн. Плавание не только снизит гипертонус мышц, но и укрепит весь организм, повысит иммунитет, улучшит обменные процессы в организме и принесет малышу кучу положительных эмоций.
Внимание на обувь!
Какую обувь носит ребенок, делающий первые шаги — очень важно. Но здесь главное — не переусердствовать. Многие врачи советуют, надевать малышу обувь как можно позже и реже
Стопа при этом формируется естественно, что лучше для здоровья. Но в некоторых ситуациях — поход в поликлинику, на улицу, в гости — обувь для ребенка все-таки нужна
Многие врачи советуют, надевать малышу обувь как можно позже и реже. Стопа при этом формируется естественно, что лучше для здоровья. Но в некоторых ситуациях — поход в поликлинику, на улицу, в гости — обувь для ребенка все-таки нужна.
Классический аутизм
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Классической триадой симптомов РДА являются:
- низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
- скудная сфера интересов;
- стереотипность движений.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.
Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.
Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.
Измерение температуры вашего ребенка
Вы можете использовать следующие методы измерения температуры ребенка:
1. Обычный стеклянный термометр. Хотя он старомоден, этот метод все еще считается самым точным. Это также одно из самых сложных действий, когда это расстроенный подвижный ребенок. Цель состоит в том, чтобы продержаться на месте в течение трех минут, убедившись, что кончик глубоко вошел в мягкую складку подмышки.
2. Ушной термометр. Все более популярный, быстрый и простой метод с использованием инфракрасного датчика для измерения температуры энергии, излучаемой барабанной перепонкой. Хотя барабанная перепонка является точной точкой для измерения температуры тела, одно ухо может показывать измерение, отличное от другого. Эмпирическое правило: если результат близок к нормальному, это, вероятно, правда. Если он показывает 39.5 ºC или выше, подтвердите это с помощью стеклянного термометра под мышками.
3. Цифровой термометр. Вид термометра, который можно использовать для измерения оральной, подмышечной или ректальной температуры. Они намного быстрее стеклянного термометра, хотя вы немного теряете в точности.
4. Лобный термометр. Встречается в клиниках, этот метод определения температуры ребенка безболезнен, не страшен и довольно точен. Подобно ушному термометру, он использует инфракрасную технологию для измерения внутренней температуры тела.
Бурсит ахиллова сухожилия
Бурситом ахиллова сухожилия называют воспалительный процесс, поражающий сухожильную сумку. Причиной его развития становятся травмы, тесная и неудобная обувь, подагра. В зависимости от того, с какой стороны сухожилия возник его очаг, различают задний и передний бурсит:
- Задний бурсит. Возникает преимущественно у женщин в результате ношения высоких каблуков. Подъемник провоцирует так называемые «шишки», которые и приводят к заболеванию. Ранними симптомами служит боль, покраснение и гипертермия, поздними – плотный и чувствительный нарост, известный как «деформация Хаглунда».
- Передний бурсит. Заболевание, которое также известно, как «болезнь Альберта». К нему способно привести любое состояние, сопровождающееся нагрузкой на сухожильную область. Сопутствующие болезни – подагра и ревматоидный артрит. Если причиной стал ушиб или подагра, симптомы развиваются быстро, если же другие нарушения – постепенно. В качестве симптомов появляется боль, припухлость и красные пятна, распространяющиеся по обе стороны пятки.
Распространенные жалобы
Если у вас боли с внутренней стороны пятки, в первую очередь необходимо исключить пяточную шпору — для этого делают рентген. Если шпоры нет, причиной боли сбоку могут быть травмы, деформации стопы или избыточные нагрузки — лишний вес, неудобная обувь, тяжелый физический труд.
Если пятка болит при ходьбе и на нее больно наступать, постарайтесь снизить нагрузки и обратитесь к врачу. При описанных симптомах в первую очередь подозревают пяточную шпору, ахиллит, остеохондропатию бугра пятки, бурсит либо нагрузочный периостит. Кроме них возможны инфекционные болезни, онкология и травмы. Тактику индивидуальной дифференциальной диагностики разрабатывает лечащий врач.
Чаще всего пятка болит поле сна при пяточной шпоре. Для заболевания характерна интенсивная боль в области пяток по утрам, во второй половине дня она стихает.
Причины возникновения
Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:
- Испуг.
- Страх.
- Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
- Смена окружения.
- Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
- Рождение второго ребенка в семье.
Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.
Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.
Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:
- тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
- черепно-мозговой травмы;
- перенесенного нейроинфекционного заболевания.
Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.
Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:
Родовая травма
Одним из дефектов является младенческая расщелина позвоночника, при которой позвонки не полностью охватывают сырые нервы. При травме шейного отдела существует ряд неприятностей
Такой ребенок имеет проблемы с успеваемостью, страдает плохой памятью, ему тяжело сконцентрировать свое внимание на предмете. Эта самая расщелина и вызывает потребность ходить на носочках
Доктор Никонов
Мое мнение: на походку ребенка влияют только мышцы. Если мышцы растягиваются до нормы, то какие бы травмы позвоночника не были, ребенок ходил бы правильно. Расщелина уже была внутриутробно и организм ребенка, чтобы родиться живим, “укрепил” мышцы отеком. Отек в мышцах не дает возможности сдвинуть кости позвоночника ребенка. В противном случае, кости позвоночника разошлись бы во время родов.
Делая воздействие на мышцы методом Никонова детям, которые ходят на носочках, я заметил, что диагнозы, которые ставят неврологи, не влияют на восстановительный процесс в мышцах.
Гипертонус мышц
Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение и расслабление различных мышц.
Неврологи и ортопеды считают, что контролирует силу напряжения и расслабления центральная нервная система. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Когда в мышцах осуществляется большое напряжение, то возникает гипертонус мышц, который, с точки зрения неврологов, диагностируется по следующим признакам:
- Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях.
- Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и повернуты ладонью вниз в предплечьях.
- При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей.
Доктор Никонов
Мое мнение: мышцы в гипертонусе находятся в позе эмбриона для того, чтобы ребенок мог развиваться нормально до периода рождения. Гипертонус – это обычное и нормальное состояние мышц плода в утробе матери. Если же он исчезает, ребенок выпрямляется из позы эмбриона, встает, и, отталкиваясь от стенки матки ножками, рождается недоношенным.
После рождения ребенка данное состояние мышц полностью исчезает к шести месяцам.
Педиатры и детские неврологи не знают о мышечном отеке, наедающем мышцам свободно двигаться продолжают считать, что проблема в физическом отставании детей в гипертонусе (которого нет). В результате ребенок как ходил, так и будет ходить на цыпочках.
Пирамидальная недостаточность
Детские неврологи: пирамидальная недостаточность названа так из-за того, что клетки ствола головного мозга имеют пирамидальное строение. Нарушение приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, а именно, мышц стопы и икр. О наличии данного диагноза судят по таким признакам:
- Запрокидывание головы.
- Дрожание подбородка.
- Тремор рук, неспособность хватать и удерживать предметы.
У ребенка замедляется физическое развитие, он позже начинает садиться и вставать.
https://youtube.com/watch?v=8EJ6SqLUpeo
Доктор Никонов
Мое мнение: хождение – это акт работы мышц. Если мышцы полностью растягиваются, то ребенок ходит правильно. Если какая-то группа мышц растягивается не полностью, то ребенок будет ходить на носочках вынужденно, чтобы не вызвать болевое ощущение от растягивания отекшей мышцы.
https://youtube.com/watch?v=PCPjFBRpuHA
Подпишитесь на каналы
Канал клиники
Личный канал
Энцефалопатия
Неврологи считают, что при диагнозе энцефалопатия дети ходят на носочках, объясняя их походку гипертонусом, который возникает из-за проблем в головном мозге.
Доктор Никонов
Мое мнение: при энцефалопатии нет анатомических изменений в головном мозге ни при обследовании УЗИ, ни при обследовании МРТ. В мышцах стоп имеется отек, который, при постановке ноги на полную ступню вызывает боль. Поэтому ребенок вынужден ходить на носочках.
https://youtube.com/watch?v=pWXBWCh-sqs
Деформация ступней
Детские неврологи: одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, трудно поддающаяся лечению, – врожденная плоско-вальгусная стопа с вертикально расположенной таранной костью («стопа-качалка”). В основе этой патологии лежат нарушения взаиморасположения таранной, пяточной и ладьевидной костей. У детских неврологов и ортопедов нет мнения по поводу причин возникновения этой патологии.
Доктор Никонов
Мое мнение: начинаю убирать отек из мышц спины и голени – походка на носочках постепенно исчезает. Ребенок полностью встает на ступню во время хождения или бега.
К деформациям стоп относят: идиопатическую ходьбу на носках, “конскую стопу”.
Подпишитесь на каналы
Канал клиники
Личный канал
Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок
В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.
Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга: внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.
Лечение
Лечение без операции или консервативная терапия включает в себя ношение обуви с мягким высоким задником, уменьшение нагрузок на стопу и голеностоп, проведение курса физиотерапии, а также применение противовоспалительных препаратов.
Иногда помогают инъекции кортикостероидов, хотя это может быть рискованно с точки зрения формирования в будущем разрыва ахиллова сухожилия. Эффективно может быть применение индивидуальных ортопедических стелек, особенно при сопутствующем плосокостопии.
К сожалению, боли в области ахиллова сухожилия могут быть достаточно упорными, в связи с чем, консервативное лечение не достигает эффекта.
В случае неэффективности консервативной терапии показано хирургическое лечение.
Существуют две отличные друг от друга хирургические методики лечения заболеваний ахиллова сухожилия: открытые и эндоскопические.
Открытые операции в данной области применяются все реже, они часто осложняются, поэтому останавливаться на них мы здесь не будем.
Эндоскопические вмешательства более предпочтительны в связи с менее выраженным болевым синдромом, коротким восстановительным периодом после операции, хорошим косметическим результатом, возможностью быстрого возвращения к спорту.
Операция выполняется под контролем артроскопа через пару проколов кожи в области ахилла. Изображение от артросокопа через видеокамеру передается на монитор, на которой хирург может увидеть воспаленную сумку и костные разрастания (остеофиты) пяточной кости. Удаление остеофитов и воспаленных тканей в области сухожилия проводится специальным прибором шейвером.
Для более деликатного выделения и устранения патологически измененных тканей в области ахиллесова сухожилия также может использоваться холодная плазма. После операции пациенту можно сразу ходить практически с полной нагрузкой. Через несколько дней пациент начинает выполнять упражнения на восстановление движений в стопе. Через две недели удаляют швы.
Курс физиотерапии ускоряет реабилитацию. По нашему мнению артроскопичская операция является достойной малоинвазивной альтернативой открытой операцией. В связи с крайне маленькими разрезами кожи при артроскопии по сравнению с открытыми операциями, удается избежать нарушений заживления ран, формирования уродливых рубцов, повреждения нервов.
Эксклюзивное медицинское оборудование. Применение новейших малоинвазивных хирургических технологий. Профессиональные и опытные врачи и медсестры. Комфортные палаты стационара. У нас есть все необходимое, для того чтобы успешно помогать пациентам с болезнями и травмами стопы и ахиллова сухожилия. Принцип нашей работы индивидуальный подход к каждому пациенту. Приходите обследоваться и лечиться к нам.
Плюсы медицинской помощи
Врач-физиотерапевт или невролог разрабатывают программу процедур индивидуально, опираясь на основной диагноз и особенности детской психологии и физиологии, стараясь в комплексе облегчить состояние и приучить ребенка ходить на полной стопе.
Что дает терапия:
- Расслабление — ванночки с отваром трав лаванды, череды и ромашки помогут успокоить малыша и расслабят напряженные мышцы.
- Снятие тонуса — сеансы массажа уменьшат спазмы, усилят кровоток и ускорят укрепление мышечной ткани.
- Улучшение координации — занятия в бассейне, подвижные игры научат дошкольника лучше держать равновесие и разовьют моторные функции организма.
- Повышение активности — чем активнее малыш будет двигаться, тем быстрее привыкнет ставить ножку правильно.
- Развитие мышечной гибкости, эластичности связок и подвижности голеностопного сустава.
Подробнее о методах восстановления и реабилитации деток младшего возраста можно узнать в клинике «Доктор Позвонков». Берегите здоровье уже сейчас!
Профилактические меры
Чтобы никогда не знать горестей с голеностопом, нужно лишь помнить о профилактических мерах. Это и упражнения для ахиллова сухожилия, и грамотно подобранная обувь, и сбалансированное питание:
- Проводить разминку голеностопа перед сложными физическими упражнениями.
- Грамотно качать икроножные мышцы, укрепляя тем самым конечность.
- Практиковать упражнение «выпрыгивание» – они обеспечат эластичность волокон.
- Практиковать упражнения, направленные на растяжку сухожилия.
- Употреблять достаточное количество белка, кальция и витамина D.
- Минимизировать в повседневной жизни каблуки и шпильки.
- Покупать анатомически правильную обувь, а именно с жестким задником.
Если вы испытываете боль и дискомфорт в зоне сухожилия, самолечение может сыграть с вами злую шутку – привести к хромоте либо хроническому воспалению. Центр восстановительной медицины предлагает вам консультацию грамотных травматологов-ортопедов, передовую методику лечения и индивидуальную реабилитацию.
Свободные, ничем не ограниченные движения – часть нашей полноценной жизни, поэтому любой тревожный сигнал – повод нам позвонить.
Узнать цены клиники вы может в прайсе либо по телефонам: +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.
Ранний аутизм у детей: симптомы и причины
Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.
В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.
Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.
Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки и т.п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи).
Клиническая картина
Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни
Обращают на себя внимание следующие признаки:
- позднее возникновение лепета;
- мало улыбаются;
- не фиксируют взгляд на других людях;
- отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
- не реагируют на собственное имя;
- резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
- после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.
У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.
В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:
- длительное фиксирование взгляда на взрослом;
- улыбка, обращенная к родителю;
- вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
- двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.
У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки.
Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.
Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны.
Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.
В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция: они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.
Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут.