Как научить одеваться

Важно, чтоб ребенок умел одевать минимум одежды, когда повзрослеет и окажется в садике, ведь там он будет не единственным карапузом. Старайтесь с раннего детства приучать свою кроху к самостоятельности

Для того, чтоб обучить малыша процессу правильного одевания необходимо использовать следующие алгоритмы.

  1. Поставьте перед ребенком задачу. Вам необходимо озвучить малышу инструкцию следующим образом: «будь так добр, надень колготки…». Если карапуз совсем маленький можно сказать иначе: «а где же твои штанишки?.. Какой ты молодец, давай-ка, мы их сейчас снимем». При этом слова необходимо сопровождать действиями.
  2. Задачи можно разбивать на ряд этапов. Например, «давай, возьмем штанишки», «посмотри, где передняя сторона, а где задняя», «давай, наденем одну штанину, а теперь другую», «поднимайся и натягивай штанишки».
  3. Мотивируйте. Расскажите карапузу, что его ожидает, если он исполнит Вашу задачу. Мотивировать можно и иным способом: «Какой ты молодец, ты так быстро смог справиться, даже я за тобой не успеваю».
  4. В помощь начинаний. Родитель должен подсказать карапузу, что нужно одевать в первую очередь. Если малышу самому сложно выполнять Ваши подсказки, можете слегка ему помогать, контролируя, как ребенок одевается. Вы можете сказать малышу: «возьми штанишки», дать ему их в руку и попросить надеть. Недопустимо при этом использовать раздраженность, оказывать давление.
  5. Не забывайте хвалить ребенка по мере того, как он будет одеваться. Обязательно указывайте, в чем именно он преуспел.

Теперь Вам известно, что делать, если малыш не хочет одеваться, отправляясь на прогулку или в садик. Помните о возможных причинах подобного поведения, предупреждайте их, а если так сложилось и ребенок уже начал истерить во время одевания, предпринимайте соответствующие меры, вовремя решайте проблему.

Ребенок не хочет раздеваться самостоятельно

“Дочка пяти лет не желает сама раздеваться, когда приходит домой. И что мне делать? Не давить, не критиковать, не отчитывать?” — спрашивает знакомая мама.

Надоест быть в одежде — разденется. Я помню, как в четыре года, возвращаясь из садика, подолгу валялась на полу в пальто. Видимо, ленивой я была уже тогда. Родители меня не уговаривали, не стыдили, не подгоняли, но и не помогали раздеваться. Когда мне надоедало лежать, становилось жарко, некомфортно, появлялась личная мотивация на раздевание — я вставала и снимала пальто.

Одно дело, когда ребенок просто валяется, а если он стонет на всю квартиру: “Раздееееень меня!” — какой фразой отвечать?

Прежде всего постарайтесь понять, почему он стонет. Может, он заболел, и тогда ему надо помочь. Если ребенок не болен, не истощен физически или эмоционально, четко выразите свою позицию: отступать вы не намерены. Рано или поздно до ребенка дойдет, что ныть бесполезно.

Например, можно сказать: “Я сама раздеваюсь. И ты сама разденься. Я знаю, ты справишься”.

Или: “Не могу тебе помочь. Я сейчас занята приготовлением ужина”.

Или: “Нет. Пожалуйста, сделай это сам. Ты умеешь”.

Подберите те слова, которые вам ближе

Важно не что именно вы скажете, а как скажете. Нужна спокойная уверенность. Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть…

Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть…

Кстати, не вижу ничего критичного в том, чтобы иногда помогать ребенку раздеваться. Если ребенку действительно тяжело, не стоит игнорировать его просьбы о помощи.

Учим одеваться:

     Часто дети не хотят даже делать каких-либо попыток, чтобы самостоятельно одеваться. Что же могут сделать родители?
     Проявляйте терпеливость. Не унывайте, сохраняйте спокойствие до того момента, пока малыш не поймет, что одеваться – это так же естественно и обычно, как и чистить зубы, ходить в туалет, кушать. И научиться этому несложно.
     
     Комментируйте все действия. Повторяйте одну и ту же информацию каждый раз, когда малыш одевается, а вы ему помогаете справиться с этой задачей. Для большинства повторение – наилучший способ усвоение новой и сложной информации.
     В настоящее время существует множество игрушек-тренажеров, которые позволяют учиться шнуровать или застегивать молнии, пуговицы. Это все хорошо. Но в реальности процесс застегивания одежды и обуви на своем теле отличается. Поэтому такой метод обучения может не сработать. Лучше всего обучать малыша в процессе его же одевания.
     
     Удобные виды одежды – залог быстрого обучения
     
     Чтобы облегчить начальный процесс обучения, необходимо приобрести удобную одежду без непонятных застежек и механизмов.
     
     • Штаники. Пояс должен быть на резиночке, а сами брючки иметь свободный крой;
     
     • Свитерки и футболочки. Должны иметь расширенную горловину и свободный фасон;
     
     • Обувь. Должна быть нескользкой. Чтобы кроха поскорее научился различать правую и левую ножки можно приобрести модели, где носочки окрашены в разные цвета или имеют различные рисунки. Наиболее удобная застежка – липучки. Как правило, большинство детей умеет правильно надевать обувь только к 4 годам. Особенно успешно процесс обучения проходит в детском саду.
     
     Одеваем штаны самостоятельно
     
     Для начала необходимо усадить кроху на край дивана или кровати, чтобы его ножки свисали вниз. Чаще всего, когда ребенок натягивает штанину на ножку, она начинает застревать либо внизу, либо в складках. Тогда взрослый должен четко сказать, что ничего страшного не произошло. Просто нужно начать заново. В тоже время папа или мама при следующей попытке должны постараться больше помочь и правильно направлять его ножку. Когда ножка попадет в нужное место и ребенок сможет встать на ноги, то можно смело сказать: “Ура!”
     
     Надеваем футболку
     
     Наиболее частой проблемой, с которой сталкиваются дети, является застревание головки малыша в узкой горловине. Это связано с тем, что большинство, надевая футболку, сначала проталкивают личико, а не макушку. Появляется страх, поскольку глаза закрываются. Тогда кроха начинает плакать, кричать, переживать. Родители ведут себя по-разному: некоторые начинают самостоятельно одевать ребенка, некоторые кричат, ругают малыша. В таких ситуациях у детей формируется неправильное представление о самом процессе. Он считает, что надевать футболку очень сложно, а когда я начинаю это делать сам, то родители злятся. Чтобы избежать этого необходимо выполнять следующие рекомендации:
     
     • Заранее растяните горловину футболки;
     • Давайте футболку малышу с уже подготовленной горловиной;
     • Продемонстрируйте крохе, что пройма кофты достаточно широкая. Предложите ему взглянуть через нее. Так ребенок убедится, что его голова точно свободно проходит;
     • Поначалу показывайте малышу, что макушка продевается в горловину первой;
     • Обязательно покажите ребенку, как нужно правильно держать футболку. Это позволит быстро просовывать голову буквально одним движением. В то же время кроха не станет просовывать ручки в рукава раньше, чем проденет головку;
     • Дайте время потренироваться. Но не стоит этого делать, когда вы спешите. Ребенок только расстроится из-за того, что у него не получается и в дальнейшем может и вовсе отказаться от такого занятия.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?

Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?

Возраст Что он может сделать сам?
1,5-2 года
  • Снять шапочку, шорты, легкие брючки, юбку
  • rongСтянуть за пятку носочки
  • Снять обувь, расстегнутую родителями
2 -2,5 года
  • Расстегнуть и застегнуть застежку-«молнию», «липучки»
  • Снять брюки и расстегнутую взрослыми кофточку
  • Снять шапочку
  • Просунуть ноги в носки, колготки, брюки, которые держат перед ним
  • Снять верхнюю одежду, если ее предварительно расстегнули
  • Просунуть  руку в рукава верхней одежды, свитера, платья, подаваемых родителями
  • Надеть трусики
  • Подтянуть спустившиеся колготки
2,5 – 3 года
  • Надеть шапку, накинуть шарф
  • Застегнуть крупные пуговки, застежки на сандалиях
  • Снять платье или футболку
  • Не путать правый и левый сандалик, сапог, ботинок, замечать путаницу и исправлять ее
  • Замечать изнанку и лицевую сторону одежды
  • Надеть колготки и брюки
3,5 – 4 года
  • Развязать поясок от платья, завязанный сзади
  • Застегнуть застежки и пряжки на платье, куртке
  • Заправить рубашку в брюки
  • Аккуратно сложить или повесить свою одежду
  • Оценить свой внешний вид, смотрясь в зеркало, исправить обнаруженные недостатки
5-6 лет
6-7 лет

Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.

Оптимальное время

Два — три года -самое оптимальное время для приобретения нового навыка (самостоятельного одевания одежды) Молодые родители интересуются, когда ребенок начинает одеваться сам? Это зависит от того, сколько времени вы уделяете своему карапузу. Если малышом не заниматься, не показывать ему, как правильно и что нужно делать, этот процесс может затянуться. Естественно, рано или поздно он все-таки научиться быть самостоятельным. Однако, вы должны понимать, что запоздалый навык может повлиять на определенные трудности в общем развитии малыша

Поэтому очень важно, чтоб родители прикладывали свои усилия и начинали знакомство ребенка с самостоятельным одеванием не позже, чем в 3 года

Не стоит забывать и о том, что все детки индивидуальны и об их готовности к самостоятельности можно говорить, заметив определенные проявления в их действиях, в поведении.

Если вы замечаете, что малыш пытается сам раздеться — это повод задуматься, что наступило оптимальное время.
Обратите внимание, возможно, ваш карапуз, отправляясь на горшочек, уже самостоятельно спускает штанишки. Если он пытается потом одеться, не подгоняйте, не пытайтесь помешать, сделать все за ребенка, пусть сам пробует.
Если ваш карапуз пытается самостоятельно надевать курточку, не забывайте его похвалить, не спешите всунуть руку в рукав. С первого раза карапуз сам не справится, но очень постарается.
Знакомство с липучками можно начинать уже с полуторогодовалого возраста

Если у вашего карапуза это легко получается, то можете переходить к шнуркам.
А вот знакомство с кнопками не рекомендуется ранее возраста, приближенного к двум годам. Дело в том, что у ребенка будет недостаточно развитый лучезапястный сустав.
Знакомить карапуза с молнией необходимо после двух лет. Тут речь идет о возможности самостоятельно вставить бегунок в застежку, а не водить собачкой туда-сюда (последняя манипуляция может выполняться ребенком и младшего возраста).
В два с половиной года приучайте ребенка к застегиванию пуговиц.

С первого раза карапуз сам не справится, но очень постарается.
Знакомство с липучками можно начинать уже с полуторогодовалого возраста. Если у вашего карапуза это легко получается, то можете переходить к шнуркам.
А вот знакомство с кнопками не рекомендуется ранее возраста, приближенного к двум годам. Дело в том, что у ребенка будет недостаточно развитый лучезапястный сустав.
Знакомить карапуза с молнией необходимо после двух лет. Тут речь идет о возможности самостоятельно вставить бегунок в застежку, а не водить собачкой туда-сюда (последняя манипуляция может выполняться ребенком и младшего возраста).
В два с половиной года приучайте ребенка к застегиванию пуговиц.

7 умных советов родителям, чей ребенок не хочет одеваться

1. Наберитесь максимум терпения, и сохраняйте спокойствие. Сделайте вдох-выдох и отстранитесь на минуту от ситуации. Вспомните, что обычно предшествует поведению, когда ребенок не хочет одеваться. Помните, дети просто так ничего не делают. Дети – это интерпретированное ими отражение вашего поведения.

2. Не стоит угрожать ребенку запретами просмотра мультиков или покупкой конфет и игрушек. Такая жесткая позиция может сработать лишь пару раз, а впоследствии вы только настроите ребенка против себя и вдобавок получите его разочарование в вас.

3. Предоставьте ребенку право выбора одежды, которая ему нравится. Конечно, малышу может нравиться летний вариант, а на улице декабрь. Тут можно применить хитрость. Заранее заготовьте 2-3 варианта одежды на ваше усмотрение (но не более) и пусть выберет наиболее понравившуюся. Это позволит ему чувствовать себя значимым, самостоятельным и “взрослым”.

4. Вспомните о приеме “переключения” внимания ребенка. Представьте, что одевание — это игра. В ситуации, когда ребенок не хочет одеваться попробуйте его заинтересовать игрой. Вы можете даже сказать, что потребность одеваться и идти отпала и вы будете играть. Придумав сценарий по мотивам его любимых мультиков, он легко вовлечется и, даже может сам предложит вам одеться и выйти на улицу, чтобы спасти главного героя от неминуемой гибели. Отлично подойдут для этого персонажи из мультсериала про Дашу путешественницу и ее брата Диего.

5. Создайте определенный ритуал одевания. Чтобы ребенок воспринимал каждый раз это как новое приключение. И не стоит произносить фразы: “Давай будем одеваться!”, “Нам нужно срочно выходить” и т.д. Эти фразы всегда звучат угрожающе для малышей

Лучше их избегать и не акцентировать на этом внимание

6. Всегда вознаграждайте ребенка похвалой. Хвалите за то, что он сам надел шапку или сапоги. Что в этот раз у него лучше получилось и какой он молодец. Сравнивайте его собственное поведения проводя линию сравнения с ним самим, не сравнивая с другими детками или братом/сестрой.

7. Обязательно поощряйте инициативу ребенка и не торопите, когда он делает что-то медленно. Как бы родителям не хотелось помочь своему малышу, но он должен научиться одеваться самостоятельно и закрепить этот навык самообслуживания к 5–6 годам.

Помните, любую проблему можно разложить как пазл на мелкие кусочки и сложить из них правильную картинку. Мы глубоко убеждены в том, что дети редко делают что-то специально или назло (как иногда может показаться взрослым), они всего лишь копируют поведение своих близких и отстаивают свою независимость и самостоятельность. А самым главным авторитетом для ребенка являются его родители, с них он берет пример, ждет поддержки и ищет оценку.

Поэтому прежде чем сетовать на поведение своего чада, чаще анализируйте то, что вы могли упустить в той или иной ситуации. Ведь нам, родителям, часто бывает некогда из-за работы и забот замечать многие мелочи, которые очень четко отслеживают наши дети, как самые строгие инспекторы.

Быть родителем это большой труд и оплачивается он самым ценным на свете – любовью наших детей. А идеальный родитель – это “плюшевый мишка со стальным скелетом”.

Исправить ситуацию, когда ребенок не хочет одеваться, поможет правильный подход к ребенку и осознанное родительство!

Другие статьи на тему

Человек и общество / Школа для родителей Как воспитать ответственность 394 0 “Навигатор” № 12 (1284) от 02.04.21
Человек и общество / Школа для родителей Хочу забрать ребёнка 325 0 “Навигатор” № 9 (1281) от 12.03.21
Человек и общество / Школа для родителей Неужели трудно позвонить? 432 0 “Навигатор” № 6 (1278) от 19.02.21
Человек и общество / Школа для родителей Малыш игнорирует запреты 356 0 “Навигатор” № 3 (1275) от 29.01.21
Человек и общество / Школа для родителей Хоть сто раз повтори 514 0 “Навигатор” № 2 (1274) от 22.01.21
Человек и общество / Школа для родителей Останемся на дистанте? 424 0 “Навигатор” № 1 (1273) от 15.01.21

Основные тезисы

Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.
Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки. В книге Билла Адлера “Перехитрим малыша” я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки. Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.
Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.
Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков – неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами

И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.
Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания

Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.
Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша – ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

Ищем мотивацию для ребенка

Развитие самостоятельности — это всегда задача поиска подходящей для ребенка мотивации. Здесь сложно подобрать универсальную рекомендацию. Ищите, что будет мотивировать именно вашего ребенка, ищите нужные слова, понаблюдайте, какие ситуации подталкивают его к деятельности. И оценивайте мотивацию не с позиции “зачем это надо маме”, а с позиции “зачем это надо ребенку”.

Например, мой старший сын Арсений не хотел чистить ботинки. Потому что “и так сойдет”. Начищенные ботинки нужны были маме, а не ребенку. Я начистила до блеска правый ботинок. На контрасте левый стал сильно проигрывать, и стало понятно, что “так не сойдет”. В итоге левый ботинок Арсений уже почистил сам — мотивация на это появилась.

А младшего, Сашку, и мотивировать не пришлось — он сам захотел чистить обувь. Ему было три года, когда он выпросил у меня персональную губку для чистки обуви, ревностно следил, чтобы никто ее не брал, и каждый вечер протирал ею свои ботиночки.

Было важно не упустить этот момент личной заинтересованности. Когда-то давно, в этом же возрасте, и Арсений хотел чистить обувь сам, но я не позволила, потому что “грязь, микробы, запачкается, заболеет”. (Увы, я не всегда была “ленивой мамой”.) Если не дать возможности попробовать и научиться тогда, когда к этому есть интерес, вовсе не факт, что, когда ребенок “дорастет”, этот интерес у него останется

(Увы, я не всегда была “ленивой мамой”.) Если не дать возможности попробовать и научиться тогда, когда к этому есть интерес, вовсе не факт, что, когда ребенок “дорастет”, этот интерес у него останется.

Выбираем одежду вместе:

     Если первый прием не работает, то можно перейти ко второму. В начал сезона сходите вместе с малышом в магазин. Пускай он выберет модели одежды, которые ему действительно нравятся. Очень многие потом с гордостью носят приобретенные штанишки или футболки. Ведь это их выбор!
     
     Родители должны заранее выбрать магазин с подходящими моделями и ценами на одежду, чтобы не возникало форс-мажорных ситуаций и конфликтов.
     
     Если даже ребенок подбирает не совсем (по вашему мнению) удачную вещь – уважайте его выбор и не сопротивляйтесь. Родители должны расценивать это как проявление собственного мнения.

Как помочь ребенку развить самостоятельность?

Как мы обычно учим ребенка какому-то новому действию? Один-два-три раза рассказали-показали и надеемся, что ребенок усвоит. При этом мы часто забываем, что процесс обучения устроен намного сложнее и повторять его нужно много-много раз. Ведь кроме того, чтобы сказать и показать, нужно еще проверить и поправить. И делать это каждый раз, как только понадобится, не ожидая, что ребенок уловит с первой попытки

Кроме того, во всем этом процессе важно сохранить самое главное – интерес ребенка и его желание учиться, что становится уж совсем непростой задачей, учитывая монотонность и примитивность ее для родителя

Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения: 

  1. Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.

  2. При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.

  3. Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”

  4. Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.

  5. Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.

Попробуем замерзнуть:

     Если первые два варианта не работают – двигаемся дальше. Следующий способ – наименее желательный, но вполне допустимый. Если кроха отказывается одевать куртку или какую-либо другую вещь в прохладное время года – позвольте ему не одеваться и замерзнуть. Как правило, далее сценарий разворачивается по одному из трех направлений:
     
     1. Малыш быстро замерзает и приходит к мнению, что предложенная куртка ему отлично подходит. Но это не значит, что родители должны тут же бежать за курткой и продолжать прогулку. Вы доброжелательно сокращаете время пребывания на улице, возвращаетесь домой и даете крохе понять, к каким последствиям привело его (ее) непослушание. Многие дети в следующий раз перестают сопротивляться и спокойно надевают все, что предложат взрослые;
     
     2. Ребенок замерзает и просит надеть куртку. Родители указывают ребенку на то, что они так и знали, что их сын (дочь) замерзнет и взяли куртку с собой. Согревшись в верхней одежде, малыш поймет свою ошибку и больше такого не допустит;
     
     3. Кроха не сильно замерзнет и не попросит надеть куртку. Так он убедиться в своей правоте.
     Дети очень подвижны и легко согреваются за счет движения на улице. Но родители должны быть осторожными и контролировать ситуацию. Пребывание на холоде раздетым может угрожать здоровью малыша.