Как развивать

Развитие ребенка на 8-м месяце жизни происходит сразу в нескольких направлениях. Задача родителей — поддерживать кроху на этом непростом пути, подсказывая как научиться и получить больше информации.

Отдельно рекомендуется заниматься с крохой:

  • развитием двигательных умений. Предлагайте подвижные игры, гимнастические комплексы;
  • речью. Разговаривайте и знакомьте с новыми словами и их изображением;
  • формированием общих знаний об окружающем мире. Показывайте малышу разнообразие через основные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • развитием умственных способностей. Знакомьте карапуза с логическими игрушками и простыми способами получения информации о предметах.

Двигательные умения и физическая форма

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в дополнительных упражнениях на укрепление мышц тела

Особенное внимание необходимо уделить мышечному корсету, поддерживающему позвоночник, ногам и пальцам рук. Обычно применяется утренняя гимнастика и 2-3 вида разминки в течение дня

Для проведения гимнастического комплекса необходимо:

  • бодрое и веселое настроение крохи;
  • после еды должно пройти минимум 30 минут;
  • до сна, дневного или ночного — около 30 минут;
  • температура в помещении должна быть не выше 22 градусов.

Хорошо способствуют развитию двигательных навыков первые активные игры. Можно прятать игрушки, катать мяч, просить сползать за определенным предметом.

Развитие речи и мелкая моторика

Речь и умение манипулировать пальцами рук — взаимосвязаны. Природой заложено, что речевой центр головного мозга находится рядом с центром мелкой моторики. При стимуляции пальчиков рук активизируется зона, ответственная за речь. На 8-м месяце жизни стоит начинать вводить в ежедневные занятия малыша упражнения, стимулирующие умение работать пальчиками. Предложенные игры должны соответствовать уровню развития и привлекать карапуза. Не торопите события и не огорчайтесь, если кроха не в силах выполнить предложенное упражнение, отложите его на несколько дней или недель. Сохраняйте общий положительный тон занятий, делайте их с игровыми элементами. Наиболее подходящие для 7-ми месячного ребенка упражнения на развитие мелкой моторики:

  • поднимать и подавать игрушки, разложенные перед сидящим или лежащим крохой;
  • указать пальчиком на знакомый предмет;
  • хлопать в ладоши, щупать разнообразные материалы и формы;
  • игрушки на развитие сенсорики (коврики, мешочки, подушечки, бизиборды, пирамидки, кубики).

Кроме мелкой моторики, речь малыша нуждается в пополнении «пассивного словаря». Самыми действенными способами помочь карапузу узнать и запомнить больше слов являются:

  • диалог с использованием наглядного материала. Покажите предмет и назовите его, опишите цвет, форму, предназначение;
  • обучение при помощи карточек. Методика Домана содержит большое количество разнообразных адаптированных под возраст ребенка картинок. Показывайте по 10 карточек в день, называя изображенный предмет. Через 7 дней произведите полную замену материала для изучения, знакомые карточки показывайте в конце занятия по 1-2 шт. за раз;
  • чтение книг. На сегодняшний день существует большое количество специально разработанных для младенцев изданий, позволяющих в доступной форме знакомить кроху с окружающим миром, привлекать к чтению;
  • пение и стихи. Рифма привлекает карапуза. Пение и чтение стихотворений детской тематики стимулирует кроху подбирать слоги по звучанию, мотивируя появление самостоятельной речи.

Знания о мире и умственные способности

Кроха уже понимает намного больше, чем вы можете подумать. На 8-м месяце жизни можно начинать:

  • рассказывать о предметах и явлениях в простом виде. Используйте знакомые малышу слова, прямой порядок слов, мимику и жесты;
  • знакомить карапуза с миром вне дома. Старайтесь ходить гулять на улицу не только на время сна малыша. Гуляя в парке или рядом с детской площадкой, садите кроху и рассказывайте об окружающих его предметах;
  • начинайте читать первые сказки. «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие народные сказки расширяют познавательные способности малыша;
  • во время игры называйте цвет и форму предмета, находящегося в руках ребенка;
  • предлагайте малышу потрогать разные материалы, озвучивая его ощущения;
  • предложите для игры небольшой короб, в который можно складывать игрушки. Малыш с удовольствием будет собирать в него окружающие предметы, после чего, доставать их обратно;
  • приобретите или сделайте развивающий коврик или мягкий бизиборд. Игры с небольшими предметами, компактно размещенными на небольшой поверхности, дадут карапузу больше информации о внешних различиях предметов.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты

Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку

Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Общие движения

Крупная моторика лежит в основе развития ребенка. Именно общие движения определяют и физическое развитие малыша, и психическое, и интеллектуальное. Ведь невозможно познавать мир, если маленький человечек плохо владеет своим телом. Пробежимся по краткому списку того, что обязательно должен уметь делать полугодовалый ребенок.

1) Малыш, лежа на спинке, изучает ручками свои коленки и ступни, поднимая ноги вверх.

Полезным будет подвесить над кроваткой или детским ковриком небольшой тканевый мяч или колокольчик, чтобы кроха била по нему ножками. Таким образом, разовьется контроль за движениями ног, а звонкий колокольчик развлечет малыша и стимулирует к дальнейшей активности.

2) Переворачивается на бок со спины, помогая себе мышцами спины и шеи.

Осталось совсем чуть-чуть до полноценного поворота на живот

Чтобы помочь малышу быстрее освоить это движение, привлекайте его внимание занимательной игрушкой или погремушкой, за которой интересно тянуться

3) Ребенок 6 месяцев уже хорошо лежит на животе, опираясь на прямые руки перед собой, приподняв грудку над поверхностью.

Интересно! Существует широко распространенный метод раннего развития Домана, который базируется на мнении, что образование ребенка стоит начинать с 3-6 месяцев. В основе этого метода – демонстрация различных карточек с точками, картинками, словами для обучения малыша счету, говорению, чтению.

На данном этапе, когда развитие ребенка в 6 месяцев позволяет долго лежать на животе и смотреть прямо перед собой, становится удобным демонстрация карточек-изображений. Их можно ставить перед лицом малыша, на уровне его глаз, например, на пеленальном столе, и периодически менять картинки.

4) Умеет сидеть с опорой на руки, если посадить.

Малыш уже сидит сам, но пока это для него довольно трудная задача, дающая большую нагрузку на позвоночник. Поэтому не заставляйте младенца сидеть слишком долго. Это может негативно сказаться на его неокрепшем скелете.

5) Сидя, крутит головой, изучая окружение.

Будет здорово окружить малыша гармоничным интерьером, чтобы он с детства воспитывал в себе тягу к прекрасному.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

По весу шестимесячный грудничок должен соответствовать индивидуальным параметрам своего возраста. Отклонение от нормы зависит от интенсивности кормления, наследственности, заболеваний. Как видно из таблицы ниже, мальчики быстрее набирают вес:

Пол Средний рост, см Средний вес, кг
Данные отечественных педиатров Данные ВОЗ Данные отечественных педиатров Данные ВОЗ
Мальчик 65-70 63-72 7-9 6-10
Девочка 63-68 61-70 6-8 6-9

Организм малыша готов переваривать не только молочное и жидкое меню. Постепенное приучение к взрослой пище должно сопровождаться правильным питанием из полезных продуктов. Вводят прикорм, начиная с овощного пюре, разбавляя его грудным молоком

Педиатры рекомендуют родителям с осторожностью вводить каши. Крохи остро реагируют на глютен, содержащийся в пшеничной крупе

Важно следить за проявлением аллергической реакции на новые продукты питания

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Психоэмоциональное развитие

В возрасте 6 месяцев дети уже живут по установленному режиму: спят, бодрствуют в положенное время. Малыши очень нуждаются во внимании родителей, капризничают и плачут, если им скучно.

Например, находясь на руках у мамы, ребенок может обнимать ее и прижиматься к груди. Малыши реагируют на похвалу, гнев, крик. Педиатры советуют общаться с маленькими детьми спокойно, будучи в хорошем настроении. В полугодовалом возрасте закладываются основы характера, проявляются первые личностные особенности ребенка.

Грудничок становится более целеустремленным, настойчивым. К игрушкам и невоодушевленным предметам он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем к людям. У шестимесячного ребенка хорошо развито мышление: он может строить причинно-следственные связи.

Младенец понимает, как привлечь внимание матери, на какую кнопку надо нажать, чтобы игрушка издала звук. В полугодовалом возрасте дети начинают манипулировать родителями

Они уже понимают, что могут криком попроситься на руки. Малыши отличают речь родных людей от посторонних.

В 6 месяцев груднички пытаются делать свой первый осознанный выбор: к кому пойти на руки, какую взять игрушку. Малыш может играть самостоятельно около 10-15 минут. У него уже есть любимые вещи.

Он помногу раз повторяет то, что у него хорошо получается (открывает и закрывает коробку, бросает и поднимает игрушку). Но нервная система еще полностью не сформирована.

Важно не допускать переутомления. В день грудничку следует отдыхать около 2-3 раз.

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

В шесть месяцев родители отмечают изменение психоэмоционального фона ребенка. Если раньше плач был основным инструментом общения, то теперь так выражаются в основном негативные эмоции — боль или дискомфорт. Увеличивается «словарный запас» малыша, в его арсенале уже около 40 звуков.

Психическое развитие ребенка шести месяцев жизни прогрессирует, теперь между взрослым и малышом происходит вполне осознанная беседа. Он может показать или найти тот предмет, о котором идет речь.

Малыш узнает голоса родителей на расстоянии, реагирует радостным визгом или своеобразными возгласами, показывая необходимость внимания. В полугодовалом возрасте дети максимально проявляют нежность к родителям, стремятся прижаться и обнять.

Появляется осознание причинных отношений. Младенец начинает понимать, что на крик придет мама, а если в поле зрения появляется бутылочка или тарелка — время обеда.

У ребенка имеется врожденный инстинкт самосохранения, но в силу отсутствия должного опыта, он развит недостаточно хорошо. А учитывая тот факт, что подвижность малыша увеличивается, следует максимально внимательно следить за его передвижениями и максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы у него было больше возможностей для исследования «мира».

Первый прикорм — важное событие

В шесть месяцев начинают вводить прикормы, что позволяет разнообразить рацион питания ребенка. Следует начинать с мягких продуктов, выбирая овощные пюре или каши, поддерживая интерес к новой еде, давать также немного попробовать то, что ест мама или папа. Подробнее о первом прикорме.

Шестимесячные дети развивают понимание «постоянства объекта»: они будут искать предмет, который уронили или который исчез из поля зрения.

Правильно ли развивается малыш

Чтобы определить развитие, сделайте с ребенком следующие упражнения:

  • Покажите игрушку на расстоянии 20-30 сантиметров. Малыш должен уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Кроме того, ребенок может потянуться руками или поползти к предмету;
  • Предложите малышу грудь, бутылочку со смесью или ложку с едой, он должен открывать ротик или совершать сосательные движения;
  • Если вы попробуете отнять игрушку у малыша, он должен крепко схватить предмет, не отпускать и сопротивляться;
  • Многие дети уже реагируют на свое имя;
  • Поговорите с ребенком, меняйте мимику и движения. Ребенок должен начать повторять за вами.

Нужно насторожиться и показать малыша педиатру, если он не может или даже не пытается сесть, даже при поддержке. Если грудничок не удерживает предметы в ладошке и не может перекладывать вещь из одной руки в другую. Тревогу вызывает, если он не улыбается и не узнает родителей, не реагирует на звуки и игрушки.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Что должен уметь ребенок в пол года

В основном то, что умеет ребенок в шесть месяцев, можно свести к следующим ключевым навыкам:

  • есть с ложки;
  • ползать;
  • произносить отдельные слоги;
  • переворачиваться с живота на спину.

Двигательная активность

Многие малыши пытаются в этом возрасте самостоятельно сесть.

Важный момент развития ручных навыков – когда младенец начинает пользоваться большим пальцем независимо от движений остальных пальцев руки.

Зрительное восприятие

Неподвижные предметы младенец видит гораздо яснее. Предпочитает контрастные изображения, четкие контуры и яркие цвета.

Острота зрения в шесть месяцев в несколько тысяч раз выше, чем при рождении.

Слуховое восприятие

Малыш быстро поворачивается на звук. Узнает голоса близких людей. Может выделить в речи слова, состоящие из 2 слогов, например, «ба-ба». У ребенка 6 месяцев появляется способность различать свое имя.

Понимание и развитие речи

Младенец в 6 месяцев наблюдает за окружающими людьми, воркует и лепечет в ответ на вопросы, двигает руками и ногами. Он высказывает удовольствие от общения. Если при разговоре не останавливаться, чтобы дать ему возможность «выговориться», он начинает скучать.

Ребенок может шептать, кричать, ворчать, т.е. по-разному интонировать речь. Может находить взглядом называемый предмет, если тот знаком малышу и занимает постоянное место. По просьбе взрослого делает простые движения («помаши ручкой», «ладушки, ладушки»). Откликается на свое имя.

Психологические изменения

Чтобы у ребенка сформировалась правильная самооценка, он должен чувствовать, что он любим.

Малыш смотрит на себя в зеркало, но не осознает, что это он. Собственное отражение привлекает его просто как изображение другого ребенка.

В этом возрасте младенец уже понимает, как взрослый относится к нему и к отдельным его поступкам.

Краткая таблица навыков

Показатель развития
Что умеют дети в 6 месяцев
Крупная моторика
Ползать; переворачиваться с живота на спину; присаживаться, держась за руку взрослого.
Мелкая моторика
Намеренно сводить руки вместе; есть с ложки; перекладывать игрушку из руки в руку; брать мелкие предметы при помощи указательного и большого пальцев.
Речевые навыки
Лепетать; произносить отдельные слоги; отзываться на имя.
Интеллект
Держать по игрушке в каждой руке и переключать внимание с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок

Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.

Навыки

Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот

Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния

Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.

Физиологическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватки. По статистике, мальчики начинают ходить позже.

Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету. Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды

Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.

Психоэмоциональное развитие

Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков. В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы

Он реагирует на крик, гнев или похвалу

В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу

Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении

В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи

Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна. В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна

В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.