Почему дети жадничают?
Как ни странно, но жадность — это нормальное качество карапузов. В 2-3 года малыш часто начинает говорить «это мое», «дай мне». Это печалит родителей. В парке часто можно увидеть как мама ругает ребенка за то, что он не поделился машинкой со своим сверстником.
Упреки, фразы наподобие «ты поступаешь плохо, с тобой тоже не поделятся» вызывают только слезы малыша. В итоге его игрушку насильно отбирают и отдают другому. В такой ситуации странно, что мама встает на защиту чужого ребенка и сама не осознает, как сильно обижает своего.
Если у вас попросят вещь, которой вы дорожите, отдадите вы ее другому человеку? Повлияет ли на ваше решение обвинение в жадности? Конечно, нет. Представьте, что чувствует ваш ребенок, когда его заставляют чем-то делиться
Родителям важно понять, что игрушки, которые подарены малышу, воспринимаются им как личное имущество. Он имеет право поступать с ними так, как ему хочется
Странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно.
Понимание того, что существует «чужое», приходит несколько позже, чем осознание своего «Я». Именно поэтому малыши яростно охраняют собственные игрушки, но спокойно забирают их у других детей. Такое поведение является нормальным и говорит только о том, что ребенок развивается. Просто ему нужно помочь быстрее научиться щедрости.
Читаем также: Мой ребенок жадина — что делать? Бороться или смириться? Причины детской жадности
Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? В видео вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:
Типичные ошибки родителей
Если в семье несколько детей, родители часто настаивают, чтобы старшие всем делились с младшими. Такой подход вызывает ревность у малышей. Старшим детям начинает казаться, что мама и папа больше любят их – младших братьев и сестер.
Чтобы не обижать собственного ребенка, постарайтесь избегать типичных ошибок, которые совершают родители. Помогут следующие правила:
- Не упрекайте ребенка в жадности и плохом поведении. Вы купили игрушки для малыша, пусть он и решает, как с ними поступать.
- Не отбирайте игрушку насильно, чтобы отдать другому ребенку. Ваш малыш расценит это как предательство.
- Не просите прощения у мамы ребенка, который что-то выпрашивает у вашего сына или дочки. Ваше чадо не обязано что-то делать для других.
- Не разрешайте окружающим говорить, что ваш малыш — жадина.
- Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым. Не стоит вызывать чувство вины у малыша из-за того, что плачет другой ребенок. В данной ситуации хозяин игрушки ни в чем не виноват. А вот другому малышу мама как раз должна объяснить, что есть свои игрушки и есть чужие, которые принадлежат другим детям.
- Не запрещайте ребенку забирать свои игрушки у других детей, но объясните, чтобы он делал это без применения силы. Если не получается, попросите маму малыша, чтобы она сама взяла игрушку и отдала вам.
Если не можете обойтись без нотаций, осуждайте не ребенка, а его поведение. Слова «жадина-говядина» ранят малыша. Объясните ему, что обижать других детей — плохо.
Малыш сильно привязан к своим игрушкам. Если вы будете отбирать их и демонстративно передавать другим малышам, у маленького человека разовьется болезненное чувство собственности. Когда он вырастет, он будет продолжать жадничать. Некоторые психологи утверждают, что отказ делиться игрушкой — это скрытый детский страх потерять маму. Тем более она не должна ругать ребенка, ведь это нанесет ему серьезную травму.
Этапы социализации ребенка
Специалисты утверждают, что первые проявления чувства собственничества у крохи начинаются после полутора лет. До этого периода говорить об этом просто нет смысла.
В дальнейшем созревание и формирование личности малыша выглядит следующим образом:
- 1,5-2 года. В данном возрасте даже самый дружелюбный ребенок начинает меняться. Для него нет пока четкого разграничения на мое и чужое. Однако уже появляется любимая игрушка, которой он далеко не всегда готов поделиться с близкими людьми даже на время. Пугаться этого факта не стоит, потому что психологи считают такое поведение карапуза абсолютной нормой для его возрастной категории.
- 2-3 года. В этот период у ребенка начинает активно формироваться собственное «Я». На фоне таких изменений дети могут захотеть четко ограничить зону личного пространства. В данном случае не обходится без конфликтов с ровесниками, которые активно пытаются в нее внедриться. Повода для тревоги также пока не существует, потому что таким образом малыш познает окружающий мир и свое место в нем.
- Старше 3 лет. Ребенок уже четко понимает, какие вещи принадлежат исключительно ему. Следовательно, любое посягательство на них со стороны посторонних людей он может воспринимать в штыки. Наказывать его за это не стоит, но профилактическая работа в этом случае однозначно не помешает.
- 5-7 лет. Если в этом возрасте дети продолжают активно защищать свою территорию и отказываются делиться игрушками, то родителям однозначно стоит пересмотреть свою модель воспитания. Иначе из их милого шалуна вырастет эгоист, обреченный на одиночество.
Предлагаем ознакомиться: Скарлатина у детей: причины, симптомы и лечение
Специалисты утверждают, что первые проявления чувства собственничества у крохи начинаются после полутора лет. До этого периода говорить об этом просто нет смысла.
1,5-2 года. В данном возрасте даже самый дружелюбный ребенок начинает меняться. Для него нет пока четкого разграничения на мое и чужое. Однако уже появляется любимая игрушка, которой он далеко не всегда готов поделиться с близкими людьми даже на время. Пугаться этого факта не стоит, потому что психологи считают такое поведение карапуза абсолютной нормой для его возрастной категории.
Шанс на «выздоровление» от вредной привычки
Чтобы ребенок быстрее научился относиться к личным вещам не жадничая, родителям необходимо создавать в семье комфортную атмосферу: делиться друг с другом фруктами или конфетами, воспитывать в малыше понимание того, что жадность может лишить его друзей. Но здесь есть грань, переступив которую малыш может начать раздавать личные вещи без шанса на их возврат.
Дети всегда подражают родителям. Поэтому показывайте ребенку на площадке, как надо просить для игры понравившуюся вещь, а затем благодарить за это. Ведь если мама ведет себя спокойно и вежливо, то и малыш станет перенимать эту модель поведения и забудет о жадности.
Порой за жадностью скрывается жажда лидерства. Это свойство присуще детям, которых взрослые баловали и потакали всем их прихотям. В таких семьях дети вырастают уверенными в том, что их желания – самые главные.
Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Морально-нравственные качества формируются у детей уже в школьном возрасте, а в дошкольном существует принятие или непринятие взрослыми той или иной формы поведения ребенка. Доминирующим является позитивное подкрепление поведения ребенка: хвалите его за «правильные» поступки, прижимайте к себе и всячески одобряйте его достижения.
Известно, что ребенок с особым вниманием относится к новым предметам и игрушкам. Наигравшись, освоив игрушку, он с удовольствием ей делится и меняется на другую. Трудно поделиться новой и такой желанной игрушкой
Поэтому не берите ее в гости или на прогулку, лучше взять пару тех, которыми легко поделиться и на время поменяться с другими детьми
Трудно поделиться новой и такой желанной игрушкой. Поэтому не берите ее в гости или на прогулку, лучше взять пару тех, которыми легко поделиться и на время поменяться с другими детьми.
Если ребенок взял чужую игрушку и не желает ее отдавать, отвлеките его, мягко попросите отдать чужую вещь или договоритесь, как и когда вы вернете чужую игрушку. И помните главное: ребенок не жадный, он просто еще не научился быть щедрым, но с помощью родителей все сможет и всему научится».
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Эго и чувство собственности
Малышу всего годик, а он плачет при попытке взять из его рук любимую игрушку. Это ли жадность? Вообще, психологи утверждают, что осознание своей личности у человека начинается в 2 года. В этом возрасте он осознает градацию «я» и «другие» и предпринимает активные попытки защитить своё: игрушку, территорию, желание. В 1-1,5 года малыш тоже борется с поползновениями товарища забрать игрушку, но пока это происходит на подсознательном уровне.
В 2-3 года защита своей собственности – это уже позиция. Да, это своеобразный эгоизм. Но пройдя через этот этап, ребенок начинает осознавать различие между понятиями «я» и «мы», между прижимистостью, скупостью и щедростью.
Взрослые должны понимать причины жадности своего ребенка – они могут быть вполне уважительными.
• Малыш не понимает, что игрушку другой ребенок берет не навсегда?
• Малышу просто не нравится ребенок, отбирающий игрушку? И такое бывает!
• У него просто плохое настроение?
• Или ребенок своей жадностью показывает ревность?
Что делать, если ребенок жадный?
Когда родители заметили, что ребенок в семье растет очень жадным, им следует стараться придерживаться следующих практических советов, которые помогут научить делиться:
Учите совместным играм. Пригласите лучших друзей сына или дочери. Предложите им поиграть в командную игру, в которой для того, чтобы добиться результата, необходимо работать быстро и слаженно. Для этого прекрасно подойдут собирание пазлов, построение замка из конструктора, оформление дизайна детской комнаты и так далее. В процессе работы предложите ребенку угостить своих друзей сладостями. Или, попросите раздать специальные призы за результативную и творческую работу.
Не наказывайте за проявление скупости. Избегайте называть своего ребенка «жадиной» или применять наказания за проявления скаредности. Кроме того, считается непедагогичным заставлять силой делиться вещами с окружающими. Так можно спровоцировать развитие обиды и озлобленности на весь мир. Применяйте позитивное мотивирование, помните, что для ребенка 2-3 лет считается совершенно нормальным нежелание отдавать некоторые важные для него вещи другим людям. Со временем, когда личность друга займет достойное положение в жизни ребенка, он научится делиться. Не угрожайте: «Если не поделишься, я выброшу твою игрушку» или «Не станешь убирать свои вещи, я их отдам более послушным детям». Так можно развить только страх лишиться личных вещей.
Не замалчивайте проблему. Разговаривайте со своим сыном/дочерью, постарайтесь, чтобы он рассказал вам о причинах нежелания делиться. Поясните другим детям, почему ваш не хочет дать им поиграть со своей новой игрушкой. Помогайте своему маленькому сыну или дочери облекать в слова те чувства, которые он сейчас испытывает. Стимулируйте его на проговаривание проблемы, возможно причина его жадности достаточно уважительная, например ценность вещи, подаренной любимым дедушкой или родителями.
Учите выходить из проблемы. Возрастные кризисы тоже не стоит сбрасывать со счетов. Иногда дошкольники считают, что «подарить» – синоним слова «отдать на всю жизнь». Предлагайте компромиссы: пусть 5 минут с ценной игрушкой развлекается один ребенок, а следующие пять минут – другой. Учите меняться с друзьями вещами.
Организуйте удобное место для игр с товарищами. Перед тем как пригласить в гости товарищей, предложите своему ребенку убрать в недоступное место все те ценные игрушками, которыми он не хочет делиться. А те, которые ему не жалко пустить в игру с товарищами, следует поставить на виду. Попросите гостей тоже принести свои игрушки, которыми они могли бы поделиться.
Уважение превыше всего. Не позволяйте себе распоряжаться детскими вещами на свое усмотрение
Важно спрашивать разрешение у сына или дочери перед тем, как взять ту или иную вещь из его комнаты. Важно уважать права маленького человека, чтобы не спровоцировать развитие еще одной пагубной привычки – воровства.
Показывайте пример
Будьте щедрыми. Родителям важно, во что бы то ни стало делиться с ребенком вещами, вкусными продуктами. Применяйте в своем лексиконе слово «делиться», поясняйте, что можно разделить с другом не только вещи, но и чувства, впечатлении, эмоции, любовь, хорошие и плохие новости.
Поощряйте проявление щедрости
Акцентируйте внимание на благородном поступке дошкольника, если он от всего сердца поделился с соседским мальчиком своим ведерком и совочком. Говорите о пользе, которую может принести щедрость: сегодня ты дал Мише покататься на велосипеде, а завтра он может дать тебе то, чего нет у тебя.
Почему ребенок жадничает – основные причины
Таким образом, говорить собственно о жадности можно лишь по отношению к детям старше 5-летнего возраста. Психологи выделяют несколько причин того, почему дети жадничают.
Давайте рассмотрим их подробнее.
- Дефицит родительского внимания. Жадины-говядины часто вырастают в тех семьях, где мамы и папы заняты работой, а недостаток ласки компенсируют подарками. Малыш не готов делиться этими вещами, которые ему очень дороги, с другими людьми.
- Избалованность. Ставя малыша на своеобразный пьедестал, сдувая с него пылинки, родите взращивают маленького деспота. Он не только не отдаёт купленные ему игрушки, не делится ими, но и требует всё новых и новы подарков.
- Родительский пример. Дети, как известно, берут пример с родителей. Если взрослые члены семьи считают каждую копейку (и речь идёт не об экономности), не хотят делиться со своими близкими, то ребёнок, с большой долей вероятности, переймёт подобный образ жизни.
- Неправильные установки. Взрослые сами учат малыша жадничать. Например, требуют оставить новую машинку дома, иначе на детской площадке её сломают. Или запугивают: «Ещё раз разбросаешь детали конструктора, отнесу его другому ребёнку». Маленький человечек воспринимает эти слова всерьёз.
- Стрессовые ситуации. Дети – консерваторы, и любое изменение обстановки является для них стрессом. Например, ребёнок пошёл в садик, или у него родился братик/сестрёнка. В результате он категорически не желает делиться своими вещами, которые являются для него союзниками, олицетворением приятных мгновений прошлого.
Жадничать могут дети, растущие в неблагополучных семьях. Они быстро понимают цену любой вещи, поэтому расстаться с ней не готовы не при каких обстоятельствах.
Что не так с нашими реакциями на детскую «жадность»
Банальная вещь, но бревно в чужом глазу лучше всего заметно при наличии собственной такой же соринки. Мы замечаем и реагируем наиболее эмоционально на то, что отзывается в нас:
Накатывает обида, когда наш ребёнок как-то не так делит с товарищем по песочнице формочки.
Стыдно, что ребёнок жадничает — не хочет отдать свою лопатку или отнимает чужую.
Паникуем, заведомо предполагая, что делёж игрушек кончится дракой.
Делаем со своими детьми обидные вещи, которые делали в детстве с нами: например, заставляя делиться игрушкой, которую малыш отдавать не готов.
Не находим спокойных и простых слов, чтобы помочь детям объяснить, чья вещь, кто готов или не готов делиться, как не следует отбирать то, что тебе не разрешили брать, как нужно договариваться.
Нам кажется, что можно поделиться последним (спойлер: последним невозможно поделиться, его можно отдать, если вам почему-либо это важно).
Когда собственный похожий опыт не был прожит качественно, нас, взрослых, «выбрасывает» в то состояние, в котором мы «застряли». И мы актуализируем из прошлого опыта эмоции (вероятно, отрицательные), решения (неудачные, коль скоро мы не переросли ситуацию), убеждения (скорее всего, необдуманные как следует чужие, коль скоро у нас не находится взрослого решения такой задачи).
Чем помочь себе:
- Замечайте эти состояния, чтобы отделять их от ситуационных проблем и потребностей малыша. И не высказывайте ему, его другу Васе или Васиной маме чувства, которые вы длите в себе со времён собственной игры в песочнице. Вместо этого лучше помочь детям договориться по поводу происходящего сейчас, захотеть самим поделиться игрушкой.
- Замечайте эти состояния с тем, чтобы напомнить себе, что вы — взрослый человек, и уже знаете и умеете гораздо больше, чем в свои два, три, четыре года, когда не смогли отпустить ситуацию. Это тот случай, когда отличный ответ, который вы придумали через много лет после того, как диалог закончен, может и пригодится. Дайте его себе, и вернитесь в происходящее.
Не жадный, а неопытный
Долгое время дети зависят от взрослого не только физически, но и психологически. Ваша личность помогает малышу справляться со всем, до чего его собственная пока не доросла. Поэтому он в прямом и переносном смысле говорит «да» всему, что показывает, говорит взрослый. Но чем сложнее личность, тем чаще малыш начинает пробовать отказываться. Это проявляется в том числе в ситуациях, когда он не делится игрушками.
Для него это важное открытие: оказывается, можно сказать «нет». Плохо, если взрослые усматривают в этом только непослушание, жадность и требующее искоренения своеволие
Вредно, когда мы забираем его право отказать и пытаемся увещевать: «Жадничать плохо, нужно делиться своими любимыми игрушками». От нас очень многое зависит — ведь это взрослые задают контекст, в котором на втором году жизни малыш будет произносить свои первые «нет». Важно объяснять малышу, а не постоянно требовать и настаивать.
Если вы спрашиваете, какого цвета майку он наденет, возьмёт или нет седьмую лопатку на прогулку, хочет ли пить, можно ли взять его игрушку, нужно ли ему ещё раз показать, как резать ножницами, — то любой данный ответ будет приемлем и потому разумен. А если вы задаёте вопросы с «правильным» ответом, то учите не тому, чтобы осознанно заявить о своих намерениях, а тому, чтобы угадывать ваши. Например: пойдёт ли малыш вовремя спать, ушанку или панамку наденет на прогулку, будет или нет опять рыться в вашем шкафу.
Уважать малыша с его желаниями — значит задавать вопросы, предполагающие реальный, а не мнимый выбор.
Забирая у ребёнка право решать, выбирать и отказываться, мы провоцируем у него агрессию, истерику или депрессию
Если же вы и вовсе не предполагаете, что такой маленький человек что-то может и хочет решать, выбирать, отказываться от каких-либо благодеяний в свой адрес, — то малыш в меру своего разумения сам предложит вам ситуации, в которых предъявит вам своё мнение. И чаще всего не угадает и получит от вас негативную обратную связь вроде «крохе слова не давали».
Дальше, в зависимости от типа нервной системы, вы пожнёте протест наружу или вовнутрь: агрессию, истерику или депрессию. Последнее хуже всего, потому что на первый взгляд малыш такой удобненький, смирный, покладистый. Где положишь, там и лежит. И только некоторое время спустя станет видно, что он что-то упускал всё то время, пока был уныл вместо инициативности.
Причины детской жадности
Как только вы начинаете замечать первые проявления жадности, нужно разобраться в природе ее возникновения.
Существует несколько основных причин:
Дефицит внимания.
Как правило, так происходит у родителей, которые очень много работают
Родители пытаются заменить внимание многочисленными подарками. Ценность подарков в восприятии ребёнка возрастает, и он начинает жадничать
Избыток внимания.
Все родители очень любят своего ребёнка, но позволяя и прощая ему абсолютно все, мама и папа воспитывают маленького манипулятора
Важно соблюсти баланс
Страх одиночества.
В раннем возрасте для малыша игрушки заменяют друзей. Ребёнок боится остаться один, поэтому делиться своими друзьями ему ни с кем не хочется.
Ревность.
Как правило, ребёнок ревнует родителей к братьям и сестрам, особенно младшим. И если они получают больше внимания, он начинает проявлять недовольство, переходящее в агрессию, и, как следствие, жадность.
Бережливость.
Ребёнок очень переживает за свои вещи, боится, что кто-то сломает или испортит его игрушки. Как следствие – не хочет их никому давать.
Детская жадность – это естественно?
Как ни странно – да. Просто мы привыкли любое нежелание делить своими вещами называть жадностью. Грубо, резко, иногда хлёстко, но одно слово описывает все стороны чувства собственности. А между тем отстаивание своих границ не обязательно обусловлено «скупостью» или «алчностью» ребёнка. Всё гораздо сложнее.
Психологическое обоснование «жадности»
Маленькие дети, в силу возрастных особенностей, не понимают разницы между действительно ценной вещь и какой-либо безделушкой. Для них одинаково дороги и шикарные велосипеды, и собранные на поляне опавшие листья. А всё потому, что ещё нет устоявшихся границ между «Я», «Моё» и остальным миром.
И подобное отношение к вещам необходимо уважать. По двум причинам.
- Во-первых, воспитание ребёнка, уступающего свои вещи всем и каждому, приведёт к тому, что в будущем из него получится безвольная личность, не могущая отстоять своё мнение, собственные права и права близких людей.
- Во-вторых, посмотрите на ситуацию детскими глазами и примерьте её на себя. Обрадовались бы вы, если кто-то потребовал отдать ему ваш смартфон, холодильник, автомобиль? Вот и малышу его игрушечная машинка столь же дорога, как вам – недавно купленный джип.
Тем более что в просьбе взрослого поделиться с другом машинкой есть определённое лицемерие. Мы постоянно учим ребёнка уважать чужое личное пространство: «Не трогай вещи сестры», «Не бери мамину косметику», «Это папины инструменты, нельзя их брать». А вот детские вещи почему-то считаем возможным отдавать без его согласия или под нажимом родительского авторитета.
Так что не стоит принуждать ребёнка делиться личными вещами. «Жадность» исчезает с возрастом, когда приходит понимание, что игрушками можно меняться, а отданная машинка вернётся через несколько минут.
Возрастные особенности
Специалисты выделяют несколько возрастных этапов формирования чувства собственности у детей.
- 12-24 месяца. Ребёнок ещё не делит вещи, людей на своё и чужое. В этом возрасте даже нет границ, которые бы проводили чёткую черту между этими понятиями. Следовательно, нельзя говорить о жадности. Малыш берёт чужие вещи, отдаёт или не отдаёт свои игрушки.
- 2 года. Приблизительно в двухлетнем возрасте ребёнок начинает осознавать свою самость. У него появляется преставление о себе, в лексиконе возникают слова «Я» и «Моё». Последним словом дети чётко фиксируют своё личное пространство и свои вещи. Вот почему двухлетки так остро реагирует, когда чужой человек берёт его игрушки или одежду. И это не жадность.
- 3 года. Почему ребенок жадничает в 3 года? Дети вступают в кризисный период, когда обнаруживается несоответствие социума меняющимся детским потребностям. Ребёнок упрямится, своевольничает, командует, упрямится, а то и открыто бунтует против «режима». Что касается жадности, то она может как гипертрофироваться, так и пропасть из поведенческого арсенала.
- 4 года. Это возраст активной социализации, когда дети играют не просто рядом, а вместе. Взаимодействие выходи на передний план, а личные вещи и игрушки превращаются в инструментарий, помогающий наладить общение с ровесниками. Малыш методом проб и ошибок понимает, что с теми детьми, которые делятся, играют чаще и охотнее.
- Предшкольный возраст. На этом возрастном этапе уже можно говорить о формировании такой черты характера, как жадность. Скорее всего, ребёнок развивается негармонично, испытывает психологический дискомфорт, который и компенсирует излишней рачительностью.
То есть в некоторых ситуациях здоровое чувство собственности принимает и крайние формы. В чём же причина подобного поведения детей?
Возрастные проявления жадности
В 5-7 лет дети вполне спокойно могут делиться какими-либо вещами друг с другом. В противном случае они способны аргументировать нежелание давать свои игрушки кому-то еще. В таком возрасте частое проявление жадности может быть признаком внутренних переживаний
Если поведение характерно для старшего ребенка, то это может быть обусловлено недостаточным вниманием со стороны родителей. Чаще всего жадность путают с вполне нормальным желанием защитить свою собственность
В 4-5 с использованием игрушек устанавливается контакт между детьми, потому что именно в такому возрасте происходят первые взаимодействия. Необходимо объяснить малышу, что другим не нравится такое поведение, поэтому нужно делиться.
В 3-4 года дети способны выразить то, чем они недовольны на словах
В этом возрасте важно поддерживать ребенка
В 2-3 года у всех детей наступает пик жадности, потому что они воспринимают какие-то вещи частью себя.
В 1-2 года у ребенка только происходит процесс формирования понятий своего и чужого.
Ценность какой-либо вещи для ребенка сильно не соответствует ценностям взрослых. Родители иногда заставляют малыша отдать что-то свое кому-то, придерживаясь собственных представлений о вежливости. Для ребенка все объяснения, как нужно себя вести, не несут никакого смысла.
Чтобы понять, почему малыш ведет себя так, стоит приравнять его игрушку к собственному мобильному телефону. Осознание того, какие вещи стоит защищать, а какими стоит смело поделиться приходит только с годами.
Рассмотрим причины такого отношения к собственности.
- Недостаток внимания. Жадность можно встретить у тех детей, которые получали заботу от родителей в форме материальных ценностей.
- Влияние семьи. Отрицательная мотивация, угроза отобрать игрушки и прочие вещи приводят к своеобразному отношению к вещам.
- Ревность. Наличие в семье младших братьев и сестер.
- Большое количество внимания. Происходит из-за воспитания, когда сразу же исполняются все желания крохи.
- Отсутствие симпатии. Возможно, кто-то из сверстников малыша ему совершенно не нравится.
- Излишняя аккуратность. Школьники очень часто волнуются за состояние своих вещей, редко позволяя другим ими пользоваться.
- Скромность и нерешительность. Скромные дети весьма часто испытывают чувство одиночества, игрушки заменяют им настоящих друзей в реальности.
Тест на определение жадности
Есть очень простой тест, который поможет определить степень жадности вашего ребенка.
Расскажите ребенку такую историю:
Ответ будет примерно такой: «Поиграет и подарит» или «Будет жить вместе с мамой» или «Подарит, но попросит, чтобы мама всегда давала его мальчику, если тот попросит». Это нормальные, правильные ответы.
В таком случае нельзя делать поспешных выводов, нужно задуматься и разобраться в причинах таких ответов. Возможно, это действительно проявление жадности, а может быть..
у вашего ребенка просто мало игрушек.
Важно отметить, что этот тест предназначен для детей двух-трех лет. В крайнем случае его можно предложить четырехлетнему ребенку
Дети старшего возраста, скорее всего, не дадут прямых ответов. Вполне возможно, что они предложат бартер – домик, в обмен на какую-то вещь, о которой они давно мечтают. Но к возрастной детской жадности это уже не имеет отношения.
В заключение скажем, что жадность – это ни в коем случае не природное, а исключительно социальное явление. Она – результат неправильного воспитания и неправильного поведения взрослых. Поэтому жадность если она случайно или умышленно не была закреплена, как и другие возрастные временные проявления, закономерно исчезнет.
27.02.2011
о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Как отучить ребенка жадничать?
Можно увидеть, как взрослые люди пытаются разрешить конфликтные ситуации между детьми. Если ребенок не отдает игрушку, его настойчиво уговаривают это сделать. А если уговоры не помогают, насильно выдирают игрушку из рук маленького хозяина, чтобы отдать ее чужому малышу. Такое обращение с ребенком недопустимо!
Чего еще делать нельзя?
Нельзя отчитывать малыша, особенно в присутствии других, называя его плохим ребенком. Достоинство маленького человечка нужно уважать.
Не допускайте, чтобы окружающие ставили клеймо на вашем ребенке, называя его жадиной. Кроха обучается правилам поведения и постигает основы общения с себе подобными. Ему нужны ваша поддержка и понимание. Когда родители позволяют чужим тетям и дядям обзывать малыша, ему больно и одиноко. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, подчеркивая, как отвратительно он выглядит на их фоне. Такие сопоставления могут вызвать у малыша комплекс неполноценности. Травматические методы не подходят. На исправление нежелательной черты требуется время и терпение. Нужно постепенно обучать малыша щедрости и бескорыстию, пониманию того, какие ценности важнее — вещи или люди.
Искореняем проявления детской жадности правильно
Отправляясь на прогулку, возьмите с собой не одно ведерко, а два. Не один совочек, и не один мячик. Есть вероятность, что малыш охотно поделится игрушками с другими ребятами.
Когда дети начинают спорить из-за игрушки, предложите им сделать обмен. Пусть Таня, чтобы покатать кукольную коляску, даст Кате поиграть своим плюшевым мишкой. Если хотя бы один из малышей возражает, не настаивайте.
Играя в песочнице со своим ребенком, подключайте других детей. Если они одним совком, по очереди, выроют ямку, это научит их передавать вещь из рук в руки — делиться.
Назревает конфликт? Постарайтесь переключить внимание малыша. Предложите покачаться на качелях, скатиться с горки, покормить голубей
Придумывайте дома игры, в которых куклы или животные проявляют щедрость друг к другу.
Выбирайте для чтения книги, а для просмотра мультфильмы, в которых готовность делиться рассматривается как положительное качество, а жадность — как отрицательное.
Подавайте хороший пример щедрости, когда проявляете гостеприимство или делаете подарки родным и друзьям. Речь не идет о примере в денежном эквиваленте
Ребенку важно понять, что оказывать внимание другим, делиться, дарить — это приятно
Чтобы ребенок меньше травмировался
В первую очередь, нужно его защищать. В маленьком возрасте следить, чтобы он не упал с высоты, поставить стопоры на двери и защиту на ящики, где хранятся опасные предметы. Оставлять ребенка одного можно только убедившись, что пространство вокруг него безопасно.
Но при этом стоит учить малыша последствиям действий. Аккуратно показывать, что плита горячая, а ящиком можно прищемить пальцы. Так образуются причинно-следственные связи и понятия об нескольких повторений ребенок станет осторожнее.
Поэтому вредно постоянно держать ребенка в манеже или другом закрытом пространстве, а также надевать на здорового малыша пробковые шлемы для защиты затылка от падений
В дальнейшем это может привести к неосторожному поведению и увеличению травм.
Как говорит Илья Зеленкин, взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них
Но при этом важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности:
– находиться рядом с ребенком на территории игровой площадки и в транспорте.
– ожидая транспорт, стоять на хорошо освещенном месте рядом с людьми и всегда держать ребенка за руку.
– на остановках не поворачиваться спиной к дороге и не вставать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком.
– при входе в транспорт, детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.
– очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.
– обязательно нужно использовать средства защиты: шлем, налокотники, наколенники при катании на роликах, велосипеде, на катке.
Неуемную детскую энергию лучше направлять в нужное русло, заниматься спортом или танцами. Так ребенок научится управлять своим телом и группироваться при падениях — это уменьшает риски, несмотря на возможные спортивные травмы.