Этапы сепарации

В первые годы жизни ребёнок очень привязан к родителям. Это нормально, так и должно быть. Родители, в свои очередь, обязаны давать ему любовь и защиту, чтобы сформировать доверие к миру.

Слова любви и поддержка родителей также помогают ребенку развить положительную самооценку. «Если мой родитель любит меня, я ценен», — заключает ребенок. Со временем связь между родителем и ребенком дает последнему внутреннее чувство безопасности, счастья и любви к себе. В результате он может пройти через чувство безопасности, формирование удовлетворительных отношений и достижение своих целей.

Однако уже через пару лет ребёнок начинает прощупывать границы и осознавать себя как отдельную личность

На этом этапе важно дать понять, что он уже является значимым, имеет право на собственное мнение, вкусы и предпочтения. Подавление попыток их высказать может оказаться травматичным

По мере взросления потребность в самостоятельности тоже растёт. К 16-18 годам ребёнка его отношения с родителями переходят на новый уровень, приближаясь к взаимодействию на равных, и тогда сепарация проходит естественно и безболезненно.

Трудности первых месяцев преодолеваем вместе

Процесс родов для женщины очень тяжел, после них ей жизненно необходимо отдохнуть. Нередко в первый год жизни ребенка у мамы отмечаются депрессивные состояния. Причин тому – множество. Это и гормональный сдвиг, и накопившаяся усталость, и нарушения сна и даже ограничения в питании кормящей матери. Все то время, которое когда-то было посвящено себе, любимой, теперь отдано малышу. Нередко мама чувствует свою вину перед ребенком за то, что она недостаточно с ним занимается, что порою раздражается на него. Чувство вины между тем еще больше усугубляет ситуацию. И здесь помощь и поддержку мужа трудно переоценить. В этот момент он должен стать для своей жены надежной каменной стеной и в физическом плане (вставать ночью к ребенку, давать возможность немного отдохнуть днем и пр.), и в эмоциональном (она должна быть уверена, что муж всегда ее поймет и будет любить).

В этот сложный первый год между супругами зачастую возникают весьма серьезные проблемы общения, подчас доходящие до развода. Когда папа не готов к рождению малыша, считает, что младенец слишком мал для “полноценного” общения, тогда-то и возникают мысли о том, что жена перестала его замечать. В этой ситуации общение папы с малышом будет не только во благо маме и спасет папу от ревности к собственному чаду, но и поддержит вашу семью в целом, позволит папе не чувствовать себя лишним.

Вот, например, опыт некоторых семейных пар:

“Наш папа участвует в купании, делает массажик, может одеть ребенка (если попросить и дать, во что одевать), укачивает на руках, если сынишка капризничает вечером. Может погулять на улице, если попрошу”.

“В свободное время папа играет с дочкой (ей сейчас 5 месяцев), вертит во все стороны, подкидывает и щекочет. Еще они друг с другом долго “разговаривают”. И спать дочь любит вместе с папой: укладывается на бочок, соску в рот, а папа ложится рядышком и обнимает сзади, и так, под папиными теплыми руками она засыпает очень быстро”.

Взрослые проблемы родом из детства

Вы часто слышали в детстве: «Ты ошибаешься, не справишься, у тебя не получится» и т.д.? Разумеется, это делалось не по злому умыслу, а лишь из желания предостеречь неразумное дитя и проявить о нем заботу. Но, к сожалению, этот подход приводит к тому, что дети становятся неудачниками, и страх неудачи преследует их всю жизнь. Страх перед конкретной бедой превращается в страх перед неизвестностью. Именно поэтому взрослым людям порой так сложно изменить свою жизнь, больше всего они боятся перемен, даже если эти перемены – к лучшему.

Вот еще один пример. На прием к психологу пришла симпатичная женщина средних лет. Как говорится, все при ней – ни умом, ни внешностью не обижена. Однако ее состояние внушает тревогу даже неспециалисту – руки дрожат, движения мелки и суетливы, она каждую минуту хватается то за носовой платок, то за пудреницу, то вертит в руках ручку. Ее явно что-то очень волнует.

“По образованию я химик. Сразу после института я устроилась работать в одну фирму, и проработала там 15 лет. Место насиженное, все меня знают, и я всех знаю. Работу люблю, достигла в своей профессии определенных результатов. И вот недавно подруга уговорила отправить резюме в некую иностранную контору. Отправила, ни на что не надеясь, да и забыла про него. И вот неожиданно приходит ответ, что меня приняли на работу даже без собеседования, только по результатам моего резюме. Я даже не знаю, каков будет круг моих обязанностей. Больше всего боюсь, что не справлюсь с новой нагрузкой, что проявлю свою некомпетентность, и в тот же день меня уволят. Жизнь в последние три дня превратилась в сущий ад – на всех раздражаюсь, кричу. Принимаю успокоительные препараты, но результат – нулевой.

Недавно я поймала себя на мысли, что я уже испытывала такие ощущения в детстве. Перед важным экзаменом, контрольной, собеседованием мама говорила мне: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему». И акцент был сделан именно на то, чтобы готовиться к худшему (заранее расписывались отходные пути, продумывались другие варианты), а эфемерная надежда на лучшее так и оставалась чисто теоретической. Я никогда не любила рисковать, ни в мелочах, ни в серьезных делах. По жизни я не очень везучий человек, неудачи так и сыпались на меня со всех сторон.

Теперь я в полной растерянности – предложение очень интересное, но я боюсь. Настолько, что от страха теряю контроль над собой.”

Забегая вперед, скажем, что эта дама так и не приняла заманчивого предложения от иностранной фирмы. Правда, она пошла на психологический тренинг «Уверенность в себе», который помог ей изменить свое отношение к неудачам – реальным и придуманным. Она стала более спокойной и открытой. Хотите знать, что было дальше?

Однажды она с мужем впервые за много лет выбралась в театр. Пробираясь между креслами, случайно наступила на ногу молодому человеку, который сидел неподалеку. Извинилась, но молодой человек оказался австрийцем, и изъясниться мог только на немецком. В школе наша дама когда-то изучала немецкий, и даже говорила на нем вполне сносно. Правда, после школы у нее не было языковой практики. Еще недавно она даже представить себе не могла, что осмелится говорить на немецком с носителем языка – наверняка, она сделает кучу ошибок в каждом слове. Однако сейчас женщина довольно бодро вступила в разговор, и (надо же было такому случиться!) они с молодым австрийцем оказались коллегами-химиками. Знакомство имело деловое продолжение – австрийская фирма пригласила нашу бывшую неудачницу на работу, и ныне она вместе с семьей живет в Австрии, работает в той самой фирме на весьма выгодных условиях.

И везение, и неудачу, как ни парадоксально это звучит, можно запрограммировать. Старайтесь больше доверять своим детям, представлять их успешными и благополучными – будь то победа на школьном конкурсе чтецов или поступление в ВУЗ. Удача любит того, кто уверен в себе. И в ваших силах – дать ребенку эту уверенность.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Материнская агрессия

Об этой стороне материнства у нас как-то не принято говорить. Однако это не означает, что подобного явления не существует. Родители, обезумевшие от детского плача, порой совершенно перестают себя контролировать, они готовы сделать что угодно, лишь бы ребенок замолчал. И, к сожалению, делают. В педиатрии существует даже понятие: травма от сотрясения. Такую травму ребенок может получить, если его с силой тряхнуть в порыве злости. Последствия печальны: в их числе дислексия, синдром дефицита внимания, задержка умственного развития и даже смерть.

Оказывается, невозможно все взять под строгий родительский контроль и поместить в жесткие рамки «правильного поведения». Тогда-то родитель и ощущает свою беспомощность, и как следствие – его охватывает гнев, раздражение, злость. Но как же справиться со своим постоянным внутренним напряжением и тревогой? Как не допустить агрессии по отношению к ребенку?

Что делать?

  • Если ребенок довел вас до истерики, вы чувствуете, что перестаете себя контролировать и уже готовы ударить его, скажите себе СТОП. Передайте чадо кому-нибудь из домашних и отправляйтесь пить чай, принимать душ или звонить подруге. Подойдет поход в ближайший магазин или просто прогулка. Это лучше, чем трястись от злости, прилежно выполняя материнские обязанности.
  • Представьте себе в цвете, что было бы, если бы вы не сдержались и избили ребенка, наорали на него или сделали еще что-то, что вам в тот момент хотелось. Представили? Не правда ли, разбитая чашка, которую вы со всего маху швырнули о стенку, гораздо меньшая потеря?
  • Когда придете в себя, возвращайтесь к малышу.

Успокоившись, постарайтесь проанализировать свое состояние. Очевидно одно: вы действительно очень устали и вам нужен отдых. Постарайтесь так организовать режим дня, чтобы в нем нашлось хоть какое-то место для вашего личного времени. Если малышу уже больше трех лет, с ним можно попробовать договориться, что в определенный момент вам надо побыть одной, а потом вы обязательно вернетесь к нему. Можно сказать, что мама временно «болеет» и надо подождать, пока поутихнет накал страстей.

Для ребенка такая домашняя психотерапия тоже будет небесполезной, он учится уважать чужие чувства. Ребенок вполне может понять, что у каждого человека – и большого, и маленького – должно быть время для себя, свое внутреннее пространство, которое никто не может нарушить. Постепенно у малыша вырабатывается чувство уважения к вашим занятиям и вашему времени.

Возможно, вы скоро услышите от него: «Мамочка, я сейчас занят, поговорим позже» или «Я сейчас рисую и хочу побыть одна». Не пугайтесь и не огорчайтесь! Это свидетельствует о том, что ребенок взрослеет, он осознает себя самостоятельной личностью – со своим внутренним миром, интересами, потребностями. Кроме того, на вашем примере он учится выражать словами, что с ним происходит, что он чувствует в данный момент, а значит, легко сможет рассказать вам и о своих переживаниях

С точки зрения психологии, это очень важное умение – не загонять свои чувства вглубь, а уметь ими делиться

Материнская апатия

Другой стороной усталости может быть апатия. Наверное, нет человека, которому не знакомо это чувство. Слово «апатия» в переводе с греческого означает «бесстрастность», это состояние эмоциональной пассивности, безразличия, равнодушия к событиям окружающей действительности. Но апатия молодой мамы осложняется тем, что она несет ответственность не только за себя, но и за ребенка. Его нужно кормить, укладывать спать, заниматься с ним разными полезными вещами, а сил нет ни на что.

Что делать?

  • Перечитайте какую-нибудь остроумную книжку, желательно не связанную напрямую с детской темой.
  • Вспомните о своем хобби. Если же вспоминать нечего, то найдите для себя новое увлечение. Одна моя подруга, сидя в декретном отпуске, неожиданно для себя увлеклась дизайном интерьера. Теперь это стало ее основной профессией.
  • Займитесь спортом. Это классическое средство от апатии, заодно и фигуру в порядок приведете.
  • Общайтесь и заводите новые знакомства. Даже если это будут не профессиональные и деловые связи, а дружба с мамочками на детской площадке, это все равно выход из болезненного самокопания.
  • Путешествуйте. Конечно, с маленьким ребенком это не очень легко делать, но, как показывает практика, ничего сверхсложного в этом нет. Путешествия помогают по-новому взглянуть на обычные вещи, вносят свежую струю в отношения, развивают мысль.

Сепарационная тревога

Сепарационная тревога (в широком смысле) является ключевым диагностическим признаком детского тревожного расстройства в связи с разлукой. Страх разлучения при тревожном расстройстве в связи с разлукой является чрезмерным, проявляется главным образом в виде беспокойства относительно возможной потери какого-либо объекта или человека, от которого ребёнок находится в зависимом положении. В узком смысле термин «сепарационная тревога» используется в психоанализе для обозначения гипотетической тревоги младенца или ребёнка по поводу вероятной утраты материнского объекта. В психоаналитической объект-теории делается акцент на страхе потерять отношения с объектами, а в инстинкт-теории — на связи сепарационной тревоги с инстинктным напряжением.

Лечение

Для достижения устойчивого эффекта необходимо применение этиотропной терапии. Уместны и когнитивная терапия, обучающая ребёнка самоутверждениям, способствующим совладанию с ситуацией и уменьшению тревожных мыслей.

Фармакологическое лечение используется в крайних случаях, когда немедикаментозные методы лечения не привели к улучшению. Могут назначаться антидепрессанты, однако нет убедительных доказательств того, что помогают трициклические антидепрессанты или бензодиазепины. Кроме того имеются ограниченные данные о том, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина дают симптоматическое облегчение, но нет доказательств того, что это улучшение сохраняется после прекращения медикаментозного лечения.

Признаки и симптомы

Академическая обстановка

Как и в случае с другими тревожными расстройствами , дети с SAD, как правило, сталкиваются с большим количеством препятствий в школе, чем дети без тревожных расстройств. Было обнаружено, что тревожным детям гораздо труднее адаптировать и соотносить школьную деятельность. При некоторых тяжелых формах SAD дети могут нарушать правила поведения в классе или вообще отказываться от посещения школы. По оценкам, почти 75% детей с SAD демонстрируют ту или иную форму отказа от школы .

Есть несколько возможных проявлений этого расстройства, когда ребенка вводят в академическую среду. Ребенок с SAD может сильно протестовать по прибытии в школу. Ему или ей может быть трудно прощаться со своими родителями и проявлять такое поведение, как крепкая привязанность к родителю, что делает почти невозможным для родителя отстраниться от них. Они могут кричать и плакать, но так, чтобы казалось, что им больно

Ребенок может кричать и плакать в течение длительного периода времени после того, как его или ее родители ушли (от нескольких минут до более чем часа), и отказываться общаться с другими детьми или учителями, отвергая их внимание. Они могут чувствовать непреодолимую потребность знать, где их родители и что с ними все в порядке.

Это серьезная проблема, потому что по мере того, как дети все больше отстают в выполнении курсовых работ, им становится все труднее вернуться в школу.

Краткосрочные проблемы, возникающие в результате отказа от учебы, включают плохую успеваемость или снижение успеваемости, отчуждение от сверстников и конфликты в семье.

Хотя поведение отказа от школы является обычным явлением среди детей с SAD, важно отметить, что поведение отказа от школы иногда связано с генерализованным тревожным расстройством или, возможно, с расстройством настроения. При этом у большинства детей с тревожным расстройством разлуки отказ от школы является симптомом

До 80% детей, которые отказываются от школы, имеют право на диагноз тревожного расстройства, связанного с разлукой.

Домашняя обстановка

Симптомы SAD могут сохраняться даже в знакомой и / или комфортной для ребенка обстановке, например, дома. Ребенок может бояться оставаться в комнате один, даже если он знает, что его родитель находится в соседней комнате. Они могут бояться остаться одни в комнате или спать в темной комнате. Проблемы могут возникнуть во время сна, поскольку ребенок может отказываться ложиться спать, если его родители не находятся рядом и не видны. В течение дня ребенок может «затенять» родителя и цепляться за него.

Рабочее место

Как SAD влияет на посещаемость и участие ребенка в школе, его поведение избегания остается с ним по мере того, как он растет и вступает во взрослую жизнь. В последнее время «влияние психических заболеваний на производительность труда стало серьезной проблемой как на национальном, так и на международном уровне». Как правило, психические заболевания – это распространенная проблема со здоровьем среди работающих взрослых, от 20% до 30% взрослых страдают как минимум одним психическим расстройством. Психическое заболевание связано со снижением продуктивности, и у людей с диагнозом SAD уровень их функционирования резко снижается, что приводит к неполному рабочему дню, увеличению количества полных отсутствий на работе и «сдерживанию», когда дело доходит до выполнения и завершения задач. .

Мамин хвостик: что делать, если ребенок не отпускает маму ни на шаг?

Практически любого малыша в раннем возрасте можно назвать «хвостиком». Очень часто дети ходят по пятам за мамой и ни на секундочку не хотят разлучаться. Все потому, что пока 9 месяцев малыш находится в утробе матери, она для него — самое родное и близкое создание. А такого человека, как известно, никуда нельзя отпускать.

В каком возрасте ребенок не отпускает маму

Обычно до 5 месяцев малыши никак не реагируют на разлуку с мамой. Это объясняется физическим развитием. Пока младенец не видит маму, он про нее и не вспоминает, потому что просто пока не умеет этого делать.

С 5 месяцев начинается «все самое интересное». В этом возрасте младенец уже умеет удерживать в памяти образы людей и предметов. Но вот нет понимания, что вещи есть на самом деле, даже если их не видно.

То есть, если мама не перед глазами, значит, она не существует! И может больше не появиться. Конечно, будет надежнее всегда находиться рядом с мамой.

Часто период сильной привязанности сопровождается желанием ребенка физически держаться за маму, даже если она никуда не собирается уходить.

О таком тревожном поведении можно говорить, если малыш часто сидит на руках, хватается ручками за одежду. То, что это сопровождается громким плачем, говорить не приходится.

Гиперпривязанность может затянуться до трех лет, а то и больше. Все зависит не только от возрастных особенностей, но и от других причин.

Почему малыш не отпускает маму

Первый шаг к решению проблемы — это понять ее источники, причины. Установив их, будет легче справляться со сложившейся ситуацией.

  • Значимый взрослый. В этот период самым важным человеком для ребенка является мама. В ее присутствии приходит чувство спокойствия и безопасности, ведь в ее утробе малыш провел достаточно долгое время. То есть привязанность к маме является нормой, пока она не выходит за рамки.
  • Жестокое обращение. Причиной может стать грубое отношение папы. Не удивительно, что от такого тирана малышу захочется спрятаться у мамы. В этом случае стоит пересмотреть методы воспитания.
  • Хочется внимания. А достаточное ли участие принимают родители в жизни ребенка? Просмотр фильмов в одной комнате с малышом не считается.
  • Угрозы бросить. Очень часто взрослые говорят детям: «Будешь себя плохо вести, я от тебя уйду!» Это неправильный метод воспитания. Чем чаще эта фраза применяется, тем страшнее становится ребенку. Неврозы еще никому пользу не приносили. Думайте, что говорите своему крохе.
  • Слишком много мамы. Если малыш целыми днями видит рядом только маму, она заполняет все его жизненное пространство. Если мама уходит, весь привычный и понятный мир ребенка рушится. В семьях, где с самого рождения с малышом нянчились другие взрослые, гиперпривязанность встречается намного реже.

Как приучить к расставанию: полезные советы

Малыш должен понять, что после расставания с мамой он обязательно ее увидит. Это самый важный принцип. Остальные советы подскажут, как ему следовать.

Никогда не оставляйте тайком (например, пока ребенок спит). Малыш должен видеть, как мама уходит, и научиться ее отпускать.

Почаще назначайте няньками других родственников. Много любви не бывает. А если вы свято уверены, что никто не справится с дитем так же прекрасно, как вы, срочно пересмотрите это свое суждение.

Начинайте с малого — например, с оставления крохи одного в комнате на пару минут. Многим и это дается в первый раз с трудом. Перед уходом в другую комнату скажите: «Сейчас мама вернется» и помашите рукой. Не переставайте разговаривать, пока не придете. Придумайте повод («Помою две тарелки и вернусь»). Не обманывайте, приходите, как и обещали, но постепенно растягивайте время отсутствия.

Не превращайте расставания в трагедию. Вы не бросаете и не предаете ребенка, вы не «мать-кукушка», вы не портите ему нервы и т.д. Уходите спокойно с улыбкой на лице. Дети чувствуют эмоциональное состояние взрослых и часто его копируют.

Опишите, что произойдет, пока вас не будет. Например: «Ты покушаешь, поспишь, а мама уже рядом». Всегда объясняйте, куда и зачем идете.

Хвалите ребенка. «Ты большой молодец, что отпускаешь маму. Я тобой горжусь».

Проявите терпение, и со временем ребенок поймет, что маму можно отпустить, ведь она всегда приходит к своему малышу.

В этот непростой период важно запастись терпением и выбрать правильный настрой. «Как здорово, что малыш хочет со мной общаться»

«Какой ужас, он постоянно ходит по пятам!» Фразы говорят об одном, но звучат по-разному, не так ли? Избавьтесь от раздражения, прочувствуйте и уясните для себя ценность каждого момента, проведенного с крохой, ведь ни один из них не повторится.

Если у мамы есть ощущение, что уходя от крохи, она его бросает, предает, это настроение также передается ребенку. Спокойствие мамы = спокойствие ребенка. Будьте счастливы!

Диагноз

Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным выражать некоторую степень тревоги в отношении реальной или угрожающей им разлуки с людьми, к которым они привязаны. Эта тревога рассматривается как проявление нормы, отражающей развитие ребёнка в период от раннего младенчества до двухлетнего возраста. Другие источники (например, Altman, McGoey и Sommer) отмечают, что данный диагноз не должен ставиться детям младше трёхлетнего возраста.

Диагностируется данное расстройство в случаях, когда страх отделения составляет основу тревоги, и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со значительными проблемами в социальном поведении. При этом клиническая картина должна наблюдаться по меньшей мере 4 недели.

Кроме того, важно исключить генерализованное тревожное расстройство детского возраста (93.80, в соответствии с ИДК-10).

Рожаем вместе

На курсах будущий папа принимает самое активное участие в процессе подготовки к родам. Он должен знать все, что происходит с женщиной и ребенком во время родов. Если папа подготовлен, его помощь может стать неоценимой. Он станет для вас и акушерки настоящей опорой (в прямом и в переносном смысле слова), а не помехой. Папа поддержит вас и в эмоциональном, и в физическом плане (он может делать обезболивающий и расслабляющий массаж).

“Роды случались в моей жизни дважды. Какими же разными они были! В первый раз моя подготовка сводилась только к “самообразованию” по книжкам и рассказам подруг. С мужем мы попрощались в приемном покое роддома, и я осталась одна – наедине со своей болью, разрывающей меня на части, наедине со страхом, в холодном ярком свете блестящей лампы. Дальше память жалостливо закрывает мне глаза, и следующий момент, который я отчетливо помню, — как мне показали новорожденную дочку на несколько мгновений, а потом куда-то ее унесли. Я снова одна…

Вторые роды были совсем другими. Мы долго готовились к ним вместе с мужем. И можно смело сказать, что рожали мы тоже вместе. Я не представляю, что бы я делала без него. Муж зажигал аромалампу, делал мне специальный массаж, поддерживая меня на схватках. А я покачивалась и расслаблялась, обнимая его за плечи. И вторую дочку он принял сам, своими руками. Мы не расставались ни на минуту”.

Между прочим, в примитивных обществах считалось, что муж рожает вместе с женой. У многих народов существовал обряд кувады (от франц. couvade – высиживание яиц), ритуальная симуляция отцом процесса родов. Он изображает роды “в цветах и красках” в то время, когда его жена рожает. В наиболее “чистой форме” обряда кувады, супруг ведет себя, как роженица, и лежит в постели, а супруга начинает хлопотать по хозяйству почти сразу же после родов. Таким образом, злые духи, пришедшие за матерью или ребенком, встречают сильного мужчину и ретируются. Эта форма кувады зафиксирована у индейцев Калифорнии и Южной Америки, в Южной Индии, на Никобарских островах, на Целебесе, Борнео.

Как подготовить карапуза к расставанию?

Помни – все новое должно появляться в жизни малыша постепенно. Дай ребенку возможность привыкнуть к мысли, что порой ты можешь уходить. Оставляя кроху с членами семьи или няней, попробуй выполнить несколько простых действий:

Практикуйтесь дома. Ребенку легче справиться со страхом остаться без мамы, если именно он становится инициатором сепарации. Пусть он сам уйдет в соседнюю комнату (если там безопасно), а ты подожди несколько мгновений, прежде чем отправиться следом. Перед каждым выходом из комнаты ты можешь говорить чаду, что уходишь, куда идешь и как скоро вернешься обратно. Малыш должен узнать, что если ты будешь отсутствовать 1-2 минуты – ничего страшного не произойдет.
Дай ребенку время на адаптацию. Малыши меньше боятся остаться без мамы, если им не страшно остаться с няней. Пускай няня отработает несколько смен в твоем непосредственном присутствии дома. Прежде чем первый раз оставить ребенка на весь день с няней, попроси ее приехать как минимум за полчаса до твоего выхода из дома. Пускай малыш привыкнет к присутствию няни, прежде чем за мамой захлопнется дверь. Аналогично следует поступать, если оставляешь ребенка у родственников. Прежде чем уйти, убедись, что карапуз наладил контакт с новыми людьми.
Помни о прощании. Поцелуй и обними малыша, когда уходишь. Скажи ему, куда идешь и когда вернешься

Важно: сократи ритуал прощания и не сбегай. Ребенок сильнее испугается, если мама неожиданно испариться в воздухе.
Улыбайся

Дети считывают эмоции взрослых, поэтому относись к няне благосклонно и улыбайся. Если ребенок заплакал, избегай слез и негативных эмоций (как минимум до момента, пока находишься в его поле зрения). Порой маме и ребенку нужно вместе пройти через испытание разлукой. И не обижайся на кроху, если няня расскажет, что он перестал плакать спустя каких-то полторы минуты после ухода мамы.
Откажись от контроля. Не стоит повторно возвращаться домой, чтобы проконтролировать ситуацию. Увидев маму, ребенок снова разволнуется и зальется слезами.
Начни с пробной версии. Пускай ребенок останется с няней на 1-2 часа. Затем постепенно увеличивай период разлуки с мамой, чтобы приучить оставаться с чужими людьми.

Предлагаем ознакомиться: Могут ли алименты быть ниже прожиточного минимума в 2020 году — на ребенка, меньше

Прогноз

Дискомфорт от разлуки у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев – это нормально. Дети часто нервничают или боятся незнакомых людей и незнакомых мест, но если поведение по-прежнему проявляется после шести лет и длится дольше четырех недель, у ребенка может быть тревожное расстройство разлуки. Около 4% детей страдают этим расстройством. Расстройство тревожного расстройства, связанного с разлукой, хорошо поддается лечению, особенно если его вовремя выявить с помощью лекарств и поведенческой терапии

Очень важно помочь детям с тревогой разлуки определить обстоятельства, которые вызывают у них тревогу (предстоящие события разлуки). Способность ребенка переносить разлуку должна постепенно увеличиваться с течением времени, когда он или она постепенно подвергается опасным событиям

Поощряйте ребенка с тревожным расстройством разлуки чувствовать себя компетентным и сильным, а также обсуждать чувства, связанные с провоцирующими тревогу событиями, способствует выздоровлению.

Дети с тревожным расстройством разлуки часто негативно реагируют на воспринимаемую тревогу у своих опекунов, поскольку родители и опекуны, у которых также есть тревожные расстройства, могут невольно подтвердить нереалистичные опасения ребенка, что если они разлучены, может случиться что-то ужасное

Таким образом, очень важно, чтобы родители и опекуны осознавали свои собственные чувства и передавали чувство безопасности и уверенности в связи с разлукой.

Продольные эффекты

Несколько исследований направлены на понимание долгосрочных последствий SAD для психического здоровья. САР способствовало уязвимости и действовало как сильный фактор риска развития других психических расстройств у людей в возрасте 19–30 лет. Более вероятно возникновение конкретных расстройств, включая паническое расстройство и депрессивные расстройства. Другие источники также подтверждают повышенную вероятность проявления любой из двух психопатологий с предыдущей историей детского САР.

Исследования показывают, что у детей, страдающих тревогой разлуки в более раннем возрасте, страх приобретается сложнее. Это означает, что, вероятно, существует взаимодействие между ассоциативными и неассоциативными процессами, связанными со страхом и тревогой в более позднем возрасте.

О причинах

Для того чтобы понять, как себя вести, надо разобраться, почему так происходит. Есть несколько причин, которые работают как по отдельности, так и вместе.

Ребенок повзрослел. Теперь он понимает, что люди и предметы существуют и там, где он не видит. А что с ними там происходит и вернутся ли они — неизвестно. Проще говоря, каждый раз, когда мама исчезает, у ребенка возникает страх, что она не вернется.

Привязанность — биологическая программа, которая заложена в ребенке природой. Беспомощный, слабый, маленький человеческий детеныш может выжить только в том случае, если будет рядом с любящим взрослым, и на это направлены все усилия ребенка. Поэтому он пристально следит, ползет и идет за мамой или за другим значимым взрослым. Чем меньше удовлетворена его потребность в привязанности, тем сильнее он будет волноваться, если мама исчезает из виду. Поэтому нельзя «ради воспитания» отказывать малышу в объятиях и утешении. Его надо брать на руки, когда ему грустно, или страшно, или просто хочется уткнуться в мамину шею. Надо чаще гладить и целовать — словом, эту потребность в привязанности максимально удовлетворять.

«Еще во время кризиса первого года жизни малыш интенсивно начинает познавать окружающий мир. Он уже не лежит в кроватке, а ходит и даже бегает. А познание часто сопровождается мамиными «нельзя», ее недовольством ребенком. Нельзя залезать на стол, нельзя брать вазу, нельзя ломать игрушки. Новые возможности приводят за собой новые страхи. Ребенок начинает бояться потерять материнскую любовь, которая дает ему безопасность и комфорт. Раз ругает — значит, может и разлюбить?

Именно страх потери любви вызывает у ребенка потребность правдами и неправдами привязать маму к себе и порождает особый вид зависимости. Малыш интуитивно ищет способы, как уберечься от потери, пытается методом проб и ошибок найти самый надежный» (Алла Баркан, д-р мед. наук, магистр философии, профессор, автор книг «Плохие привычки хороших детей», «Современный дошкольник», «Ребенку хорошо в детском саду» и др.).

Иногда такой страх перед маминым отсутствием является реакцией на страхи самой мамы. Если она почти уверена, что с ребенком не справятся, что он будет плакать и страдать, то ребенку передается ее тревожность.

Кто придумал закон подлости?

Как известно, вероятность того, что бутерброд упадет маслом вниз, прямо пропорциональна стоимости ковра. Вином заливается именно антикварная скатерть с ручной вышивкой. Чем элегантнее ваша парадная блузка, тем скорее вы заляпаете ее жирным соусом во время банкета. Нет никаких сомнений, что соус не отстирается, значит, с блузкой придется расстаться навсегда, а заодно и с модными туфлями, которые были подобраны специально для нее. На работу вы, оставшись без блузки и без туфель, придете в самом худшем расположении духа, и по этому поводу запорете важный отчет. Начальство, конечно, выскажет все, что думает о вас и о вашем отчете – и пошло, поехало… А-А-А-А-А!!! Пора плакать!

А все почему? Как раз потому, что вы относитесь к злополучной блузке слишком трепетно. Чего боимся – то и получаем.

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание. 

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее. 

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности. 

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью. 

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Источники

  • Skalafouris C., Samer C., Stirnemann J., Grosgurin O., Eggimann F., Grauser D., Reny JL., Bonnabry P., Guignard B. Electronic monitoring of potential adverse drug events related to lopinavir/ritonavir and hydroxychloroquine during the first wave of COVID-19. // Eur J Hosp Pharm – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33832918
  • Авторы не найдены . // Zhonghua Shao Shang Za Zhi – 2021 – Vol37 – N3 – p.201-206; PMID:33706434
  • D’Alterio MN., D’Ancona G., Raslan M., Tinelli R., Daniilidis A., Angioni S. Management Challenges of Deep Infiltrating Endometriosis. // Int J Fertil Steril – 2021 – Vol15 – N2 – p.88-94; PMID:33687160
  • Baroni A. Facial skin esthetic treatments with plasma radiofrequency ablation. // J Cosmet Dermatol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33683794
  • Bardanzellu F., Piras C., Atzei A., Neroni P., Fanos V. Early Urinary Metabolomics in Patent Ductus Arteriosus Anticipates the Fate: Preliminary Data. // Front Pediatr – 2020 – Vol8 – NNULL – p.613749; PMID:33409262
  • Funato Y., Kimura A., Matsuda W., Uemura T., Fukano K., Kobayashi K., Sasaki R. Metoclopramide versus sumatriptan in the treatment of migraine in the emergency department: a single-center, open-label, cluster-randomized controlled non-inferiority trial. // Glob Health Med – 2020 – Vol2 – N4 – p.259-262; PMID:33330817
  • Machek SB., Cardaci TD., Wilburn DT., Willoughby DS. Considerations, possible contraindications, and potential mechanisms for deleterious effect in recreational and athletic use of selective androgen receptor modulators (SARMs) in lieu of anabolic androgenic steroids: A narrative review. // Steroids – 2020 – Vol164 – NNULL – p.108753; PMID:33148520
  • Cavadias I., Rouzier R., Lerebours F., Héquet D. . // Bull Cancer – 2020 – Vol107 – N11 – p.1171-1185; PMID:32988609
  • Sukkar SG., Bassetti M. Induction of ketosis as a potential therapeutic option to limit hyperglycemia and prevent cytokine storm in COVID-19. // Nutrition – 2020 – Vol79-80 – NNULL – p.110967; PMID:32942131
  • Nogueira M., Warren RB., Torres T. Risk of tuberculosis reactivation with interleukin (IL)-17 and IL-23 inhibitors in psoriasis – time for a paradigm change. // J Eur Acad Dermatol Venereol – 2021 – Vol35 – N4 – p.824-834; PMID:32790003