Как приучать?

Теперь, когда мы определились, в каком возрасте нужно приучать дитя к горшку, и выбрали подходящее изделие, можно приступать непосредственно к привитию малышу новых навыков.

  • вам нужно отказаться от применения подгузников хотя бы днем, когда ребенок не спит и активно передвигается по квартире;
  • определите удобное место, поставьте туда горшок и никогда не сдвигайте его, — дети часто «заигрываются» и поздно понимают, что им нужно в туалет, времени на поиски нужного предмета у них, как правило, нет;
  • не ругайте малыша, если вдруг произошла «авария»;
  • не заставляйте силой сидеть ребенка на горшке, такими строгими действиями вы только вызовете отторжение, он больше не захочет ходить на горшок;
  • следите за поведением ребенка, как правило, дети притихают, напрягаются и краснеют, когда наступает «момент истины», подлавливайте такие эпизоды и усаживайте малыша на горшок;
  • регулярно приглашайте малыша сходить на горшочек, особенно перед едой, сном и после него;
  • одежда, в которую одет ребенок дома, должна быть удобной для него и без труда сниматься;
  • преувеличенно хвалите малыша за успехи, проговаривайте, как приятно стать взрослым и ходить в сухом.

Некоторые родители, чтобы развлечь малыша во время сидения на горшке, дают ему книги и игрушки. Но не стоит сильно отвлекать ребенка посторонними предметами во время такого ответственного процесса. В первую очередь горшок должен ассоциироваться и восприниматься как предмет для справления естественных надобностей, а не как игровая площадка.

Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Мнение специалистов

Ни один педиатр не станет утверждать, когда правильно приучить ребенка к горшку. Считается, что наиболее целесообразно приступать к этому процессу по достижении малышом 18 месяцев. Такой вывод основан на физиологических особенностях организма, поскольку до этого возраста мочеиспускание и стул у него имеют рефлекторный характер. Кроха не ощущает наполнение органов выделения и не может управлять действиями по их опорожнению. Это значит, вполне естественно и нормально, что он может в любое время «справиться по своим делам», при этом не имеет значения, чем он был занят раньше. Так, справедливо выражение «детские неожиданности». Становится понятным то, почему родители малыша напрасно тратят время и усилия, чтобы выработать стойкий навык. Так происходит, если они не знают, с какого возраста приучать детей к горшку.

Если говорить с точки зрения науки, то всеми процессами управляет головной мозг, в который поступают определённые сигналы. Распознавать передачу таких импульсов нервной системы малыш станет ближе к двум годам. К примеру, наполнение прямой кишки дети начинают чувствовать немного раньше, чем ощущение необходимости опорожнения мочевого пузыря.

Когда приучать ребенка к горшку

Около года ребенок начинает осознавать, что ему пора «сделать важные дела». В это время он уже понимает, хочется ли ему «по-маленькому» или «по-большому». Естественный контроль этих процессов начинается после года и окончательно вступает в силу в течение второго года жизни. Средний возраст выработки устойчивых рефлексов — от 22 месяцев до 3 лет. Осознанный поход на горшок — важный показатель взросления ребенка

Педиатры считают, что тут важно не спешить. Родителям нужно быть готовыми потратить силы и время, чтобы обучить ребенка всем тонкостям этого деликатного процесса

Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней. Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства.

1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:

  • Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
  • Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
  • Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
  • Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
  • Может ли малыш следовать простым указаниям?
  • Умеет ли он ходить и садиться?
  • Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
  • Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
  • Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?

Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.

2) Правильные условия. Следующее, что вы должны сделать, — оценить обстоятельства, в которых вы собираетесь приучать ребенка к горшку. Если в этот период жизни у него и без того много стресса (смена садика, новая няня или появление младшего братика), придется отложить это до лучших времен. 

Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.

Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.

Когда и как лучше начинать приучать малыша к горшку?

Хочется сразу сказать, что начинать приучать ребенка к горшку в возрасте до года —  не только нецелесообразно, но в какой-то степени даже вредно, и хотя многие мамы с гордостью заявляют, что их ребенок ходит на горшок по команде «пи-пи», в будущем их ждет разочарование. Приучение ребенка ходить на горшок по команде всего лишь вырабатывает условный рефлекс и помогает экономить подгузники, но ребенок должен ходить на горшок осознанно, по мере наполнения мочевого пузыря, но никак не по команде. Такие дети по мере взросления начинают капризничать и отказываются садиться на горшок, а переучивать всегда сложнее, чем сразу учить правильно.

Приучаем ребенка к горшку пошагово

Итак, какова правильная последовательность приучения ребенка к горшку?

Шаг первый. Определяем уровень физиологического и психологического развития ребенка. Ребенок готов осваивать горшок только в том случае, если: установлен стабильный режим дефекации, ребенок может сохранять подгузники сухими в течение 2 часов, понимает и знает слова «пописал» и «покакал», ребенок эмоционально выражает неудовольствие от нахождения в мокрой одежде или подгузниках, малыш умеет самостоятельно раздеваться, ребенок знает названия частей тела и предметов одежды. Если это о вашем ребенке, значит он уже может самостоятельно регулировать свои физиологические потребности. Как правило, это происходит в возрасте от года и до трех лет, но год — это частный случай. Полтора года — это как раз тот возраст, в котором многие педиатры советуют начинать приучать ребенка в горшку.

Шаг второй. Во время приучения малыша к горшку вам придется полностью отказаться от использования подгузников в домашних условиях. Малютка должен иметь возможность изучить свое тело, так что в это время у вас под рукой обязательно все время должна быть тряпка и чистая одежда. Ребенка ни в коем случае нельзя ругать и после этого усаживать на горшок, в этом случае горшок будет ассоциироваться у него с наказанием и вызывать у него неприятные эмоции. Начинать приучать ребенка к горшку лучше всего летом, когда тепло, и на нем минимум одежды.

Шаг третий. Знакомство с горшком. Делать это нужно тогда, когда малыш будет в хорошем настроении, лучше всего показать это «устройство» после сна или еды, когда существует наибольшая вероятность возникновения желания справить нужду. Делаем все очень медленно, всячески стараясь заинтересовать малыша. Медленно достаем горшок, открываем его, снимаем штанишки, усаживаем малыша, одеваем штанишки, выливаем содержимое. В случае, если у ребенка получается, хвалим, без лишних эмоций и криков «Вася, он сходил на горшок!». Если ничего не вышло, ни в коем случае не ругаем, чтобы не провоцировать боязнь горшка. Самое главное, чтобы горшок провоцировал у ребенка положительные эмоции, и никак не отрицательные.

Шаг четвертый. Приучаем малыша ходить в горшок по расписанию, а не только тогда, когда ему этого хочется. Обязательно делаем это перед прогулкой или перед сном. Со временем это выработает у ребенка некую систему.

Шаг пятый. Ни в коем случае не позволяем горшок превратиться в игрушку для ребенка. Не следует покупать горшки со всякими погремушками и висюльками. Все-таки этот предмет должен использоваться по прямому назначению и рождать соответствующие ассоциации.

Шаг шестой. Постепенно отучаем ребенка от уличного подгузника. Для этого берем с собой на прогулку горшок и сменную одежду, подгузники при этом не надеваем. Надо приучать малыша проситься в туалет. Каждый раз, когда случается авария, нужно спокойно говорить: «Милый, ты описал штанишки, давай в следующий раз сходим на горшочек (кустики польем)». Каждый раз, как только малыш сам попросился в туалет, хвалим его.

Шаг седьмой. Избавляемся от ночного подгузника. Здесь главное приучить ребенка ходить в туалет перед сном и утром, и научить его проситься на горшок. Со временем он научится просыпаться и звать вас, чтобы «сходить по делам».

Мнение педиатров

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: нормы физических и психологических достижений

Учитывая уникальность каждого индивидуума, со всего разнообразия человечества, ни один, даже самый опытный медик не сможет точно определить со скольки лет нужно начинать высаживание на детский трон. Как ни крути, честь познавать такие тонкости имеют только самые близкие. Лучше всех, прочувствовать свое творение можете только Вы, любящие мама и папа.

Помните, что ваше маленькое чудо так же вас чувствует, наблюдает за вами и формирует образы поведения. Существует мнение, что если малыш будет видеть как ходите в туалет вы, в нужный момент это поможет ему понять назначения горшка, у вас будет свой – большой, у него – свой маленький. Не вздумайте недооценивать чувствительность малыша!

В любых процессах обучения новому, даже груднички прекрасно чувствуют и распознают интонацию и настроение… А подобные взаимодействия, надо признать — это определяющий фактор гармоничного развития здоровой личности. Следовательно, для того, чтобы даже такие уроки как высаживание, протекали в легкости, создайте приятную атмосферу и учитесь играя!

Возможные проблемы

Обучение гигиеническим навыкам не всегда проходит гладко и просто. Бывает, что ребенок испытывает страхи или беспокойства из-за нового предмета в доме. Некоторые дети могут иметь проблемы со здоровьем, из-за которых процесс обучения серьезно затрудняется. Бывает так, что ребенок отлично осваивает навык использования ночной вазы, но внезапно отказывается на нее садиться. Если мама или папа настаивают на том, чтобы ребенок сел на горшок, может начаться настоящая истерика.

Возможные причины такого явления.

  • Иногда ребенок негативно реагирует на какие-либо изменения в привычной жизни. Поход в садик, переезд в новый дом, пополнение в семействе может вызвать непонимание. Внешне это вполне может проявиться в виде регресса навыков или в несогласии выполнять обычные действия.
  • В возрасте 3 лет ребенок вступает в кризисный период. Малыш может начинать бунтовать и делать все наперекор родителям. Вполне вероятно, что когда вы попросите сесть на горшок, он назло написает в штаны.
  • Негативная обстановка в семье, особенно скандалы между родителями, могут серьезно повлиять на ребенка. Малыш может начать бунтовать и вести себя агрессивно, либо, напротив, замкнуться в себе и просто перестать реагировать на происходящее вокруг. В обоих случаях происходит частичная или полная потеря навыков.
  • Временный отказ от испражнения в личный туалет может быть связан с плановой прививкой, простудой или болезненным ростом зубов.

Для решения проблемы достаточно разобраться в причинах ее возникновения. Помните, что если не устранить первоисточник, то регресс может быть достаточно серьезным. Вы можете заметить, что ребенок боится горшка, причем без видимых на то причин. Если он плачет, вырывается и напрочь не хочет садиться на него, то у родителей часто наступает полный ступор. Бывает несколько поводов для такого поведения:

  • Вы начали знакомство с ночной вазой слишком рано.
  • Вы мало хвалите за успех и ругаете за неудачу.
  • Неприятное первое знакомство. Например, вы усадили малыша на холодный горшок, который еще и шатался.
  • Запоры, из-за которых у крохи появилась ассоциация горшка с болью.
  • Ребенок может просто стесняться делать свои дела на глазах у близких людей и кучи родственников.

Исправить ситуацию легко. На время оставьте малыша в покое, подождите, пока страхи немного забудутся. Помните, что попытки подсунуть плачущему ребенку горшок могут только усугубить ситуацию. Попробуйте поиграть с малышом. Предложите ему посадить на ночную вазу любимую игрушку и постарайтесь всячески вызвать положительную реакцию. Вы можете придумать для ребенка историю о том, что горшок скучает и грустит, когда малыш к нему не подходит. Сюжет такой повести может быть абсолютно любым, отталкивайтесь от интересов малыша. Интересный вариант – украсить «ночную вазу» наклейками в виде любимых мультипликационных персонажей.

Все вышеописанные проблемы носят психологический характер, но встречаются и сугубо медицинские факторы, которые мешают приучению к горшку. Если вы наблюдаете непроизвольное опорожнение кишечника или мочевого пузыря у ребенка старше 5 лет, необходимо обратиться к специалисту. Отсутствие контроля у ребенка может быть обусловлено такими факторами:

  • патология органов, которая появилась еще при рождении малыша;
  • воспалительные процессы в мочевыводящих путях;
  • проблемы в работе нервной системы;
  • наследственные заболевания;
  • длительное стрессовое состояние, страхи, тревоги.

Основные методы приучения ребенка к горшку

Поскольку существует слишком много факторов, которые влияют на процесс «обучения», то нет единых правил для всех. Нельзя точно обозначить возраст, когда приучение ребёнка к горшку становится возможным. Есть общие рекомендации, принятые современными врачами, которые не совпадают с советами педиатров двадцатилетней давности. Поскольку меняются даже воззрения медицины, стоит критично относиться к любым советам и внимательно оценивать возможности и желания своего ребёнка.

А для того чтобы создать собственное более менее объективное мнение, давайте ознакомимся с разными точками зрения и различными традициями приучения детей к горшку.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Рекомендации медиков говорят о том, что ребёнок может сознательно контролировать собственные позывы в туалет не раньше 2,5-3 лет. Однако существует множество примеров, когда ребёнка приучали не писать в одежду даже в младенческом возрасте.

К примеру, среди африканских племён принято приучение ребёнка к горшку в течение первых дней жизни. Мама носит ребёнка постоянно в слинге на спине (на боку), внимательно наблюдает за ним, видит, когда взять малыша из пелёнок и подержать пописать. Женщина, у которой недельный ребёнок мочится в пелёнки, считается невнимательной матерью. Африканская норма – приучить ребёнка к горшку за 3 дня.

Совсем по-другому обстоят дела в цивилизованных странах. Здесь «сухость» малыша поддерживается памперсами, а процесс приучения к горшку считается нормой после 1-2 лет. Однако даже среди европейцев встречаются родители, которые начали процесс приучения к горшку значительно раньше, чем рекомендует официальная медицина.

В теории естественного воспитания считается, что быстро приучить ребёнка к горшку можно в течение первого месяца. Ребёнок в этот период всегда подаёт определённые сигналы о желании опорожниться. Это происходит неосознанно, но внимательная мать может выделить эти признаки среди других поведенческих особенностей. Возможно кряхтение, задерживание взгляда, беспокойное сопение и даже призывный крик, которые будут сообщать о том, что малышу нужна помощь – он хочет сходить в туалет.

Внимательное наблюдение за ребёнком сказывается также на формировании тесной связи между ним и матерью. Это ещё один плюс естественного подхода.

Однако для многих женщин такой процесс оказывается слишком сложным. Всё время наблюдать за своим малышом могут немногие. Поэтому рефлекторный навык не формируется, к 2-м месяцам малыш перестаёт подавать какие-либо сигналы и спокойно писает в пелёнки или подгузники. В таком случае стоит обратиться к рекомендациям современных медиков.

Современный метод по советам медиков

Советы медиков начала 21 века в Европе и Америке сводятся к тому, что приучать ребёнка к горшку раньше 2-лет не стоит. Если ребёнок в 2 года не ходит на горшок – это вообще не проблема. При этом возможны небольшие вариации. К примеру, лучший возраст, чтобы научить ребёнка ходить на горшок, в Европе принят как два года, а в Америке – ближе к двум с половиной.

По каким признаками определяют, что малыша уже можно приучать к сознательному посещению туалета:

  • когда памперс в течение 1,5-2 часов остаётся сухим;
  • когда малыш часто просыпается утром или после дневного сна с сухим подгузником;
  • когда у ребёнка установился некоторый режим «походов» в туалет (к примеру, он обязательно писает после сна, или какает через 2 часа после еды);
  • когда ребёнок «подаёт знак» родителям (часто это происходит неосознанно) – перед тем, как помочиться или покакать, он останавливается, задумывается, перестаёт играть. Это говорит о том, что ребёнок ощущает происходящий внутри него процесс, и уже способен сознательно контролировать его;
  • если малыш часто демонстрирует свои негативные эмоции после намокания штанишек (однако для этого необходимо, чтобы многоразовые подгузники были сменены на простые х/б прокладки или штанишки без подгузников).

Кроме того, существуют дополнительные рекомендации. Чтобы начать приучение к горшку, ребёнок должен уметь выполнять простые поручения, снимать и надевать штанишки, произносить и понимать слова. В частности, необходимо понимать названия одежды, значения слов «писать», «какать», «лужа». Это – методика приучения современных медиков, ею пользуется большинство родителей.

Основные методики приучения к горшку

Сегодня в сети интернет можно встретить немало советов и видео-уроков о том, как следует приучать кроху ходить самостоятельно в туалет. Однако, все они основаны на двух методиках, эффективность которых уже была неоднократно доказана.

Интересно: Как выбрать автокресло для ребенка

 “Неделька”

Эта методика разработана известной английской писательницей Джиной Форд специально для детей возрастом от 2 лет и старше.

  • День первый. Как только кроха проснется, сразу садите его на горшок, мотивируя тем, что он уже взрослый. Можете даже отвести его в ванну, дабы показать унитаз и рассказать, что мама с папой тоже ходят на горшок, но только немного больше. Если у вашего чада ничего не получилось, садите его на горшок каждые 10-15 минут. Сами же в эти моменты присаживайтесь рядом и начинайте развлекать малыша.
  • День второй. Повторяйте те же действия, что и в первый день. Не забывайте наблюдать за поведением крохи, чтобы предотвратить нежелательное “протекание”.
  • День третий. Не сдавайтесь и ведите свою “политику” по отношению к ребенку. Ни в коем случае не надевайте на малыша памперс, даже если идете на улицу на прогулку. Предложите чаду перед выходом немного посидеть на его “друге”. Если же ничего не получилось, возьмите горшок с собой.
  • День четвертый — седьмой. На этом этапе ребенок уже знает, что нужно проситься и в случае если он все-таки заиграется, ему на выручку обязательно должен прийти папа или мама и напомнить, что пора сделать “пи-пи” или “ка-ка”.

3- х дневная методика

Своего рода экспресс-метод, который помогает в максимально короткий срок приучить 2-х летнего ребенка к горшку. Однако, это не значит, что спустя 3 дня ваш малыш начнет без осечки ходить сам на горшок. За это время вы лишь заложите в него основы самостоятельности, которые со временем “дадут свои плоды”.

День первый. Откажитесь от подгузников. Малыша можно оставить полностью голым (если позволяет температурный режим в помещении) или надеть нижнее белье. Отложите все свои дела и будьте постоянно с чадом, наблюдая за его поведением. Как только ребенок начинает присаживаться, чтобы сделать свое “дело”, сразу же подставляйте ему горшок.

Важно! В первый день трехдневной методики нужно, чтобы с малышом находилось сразу двое взрослых, так как если один случайно отвлечется и “ритуал” сидения на горшке будет пропущен, нужный навык у малыша просто не закрепится.

 Загрузка …

День второй. На этом этапе повторяем все те же действия, что и в первый. Разница лишь в том, что вы уже можете не сидеть целый день дома, а выйти с малышом на прогулку. Делать это следует сразу же после того, как кроха сходит в туалет. Не забудьте взять с собой сменную одежду и конечно же вашего нового “друга”.

Интересно: Ветрянка у ребенка — симптомы и эффективное лечение

День третий. Закрепите ранее заданные навыки. Выходите с малышом на прогулку, только более длительную. Кроха должен научиться сдерживаться и контролировать свои позывы.

Как говорит Комаровский, 2 года — это идеальный возраст для того, чтобы начинать приучать ребенка к горшку. Главное — это даже в случае постоянных неудач, не “опускать” сразу же руки, иметь терпение и не забывать хвалить кроху за его послушание.

Чего делать нельзя:

Держать на горшке подолгу (насилие – не лучший способ привить «любовь» к горшку).
Покупать горшки в форме зверюшек и т.п

(многие дети отказываются в них ходить, воспринимая их именно как очередную игрушку).
Ругать за мокрые штанишки (в возрасте полутора лет большинство детей и без того ощущают от них дискомфорт).
Придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).
Будить ребенка ночью: это может привести к нарушениям сна. 20% 4-летним и 10% 5-летним детям может потребоваться ночью подгузник, даже если днем они исправно ходят на горшок.
Не рекомендуется лишать ребенка питья перед сном

Это не предотвратит ночного мочеиспускания, но может навредить.
Нельзя ругать и не стыдить малыша за промашки! Если, конечно, вы не желаете развить у ребенка кучу неврозов и комплексов.
Не паникуйте, если малыш проявляет недюжинный интерес к продукту собственной жизнедеятельности (играет с ним, изучает, пробует на вкус и пр), не ругайте его за это. Это абсолютно нормально, ведь у маленького ребенка еще нет взрослых предубеждений. Малыш ощущает себя автором продукта, который он произвел, и у него появляется чувство “я сам это сделал”, “я могу”, “у меня получается”. Это предпосылки для развития творческой личности, как утверждают психологи.
Лучше не вырабатывать условный рефлекс ребенка, включая воду в ванной. Есть вероятность, что «натренированный» малыш будет писаться всякий раз, когда услышит шум воды. Например, если вы решили помыть посуду.
Не верьте «доброжелателям», которые утверждают, что с вашим чадом «не все в порядке», если до полутора лет малыш не освоил в совершенстве технику владения горшком. Верьте в себя и своего ребенка.

С какого возраста приучать к горшку

Большинство специалистов склоняется к мнению, что приучать ребенка к горшку следует примерно с полутора лет. Подобный вывод сделан с учетом физиологических особенностей развития детского организма. В более раннем возрасте как мочеиспускание, так и стул у малышей носят рефлекторный характер и не контролируются. Ребенок просто не чувствует, что хочет в туалет. На этом этапе приучение крохи к горшку является бесполезной тратой времени. Следует дождаться, когда головной мозг малыша начнет распознавать передачу соответствующих импульсов от нервной системы и обрабатывать ее должным образом.

Рано или поздно наступает пора отучать малыша от подгузника

Интересно. Наполнение прямой кишки детки начинают чувствовать раньше, чем потребность в опорожнении мочевого пузыря.

Мальчик или девочка, в чем разница?

Важно знать и то, что мальчики становятся быть готовыми ходить на горшок значительно позже девочек. По этой причине, не стоит их сравнивать или равняться на успехи знакомой девочки

Так же важен вопрос, как именно приучать писать мальчика, стоя или сидя? Однозначного ответа на него нет, все индивидуально. Но все же, поначалу лучше усаживать сынишку, ведь у малышей процессы мочеиспускания и дефекаций происходят одновременно. Как только он сможет самостоятельно их различать, можно рассказать о возможности писать стоя.

Самое важное, что стоит вынести из данной статьи то, что не стоит торопить события! Каждый ребенок научится ходить на горшок рано или поздно. И если ему еще нет даже трех лет, не стоит ругать малыша за промахи

Это может травмировать детскую психику. Правильная похвала ребенку и поощрение за достижения – залог успеха и счастья семьи.