Какую рыбу ребенку давать нельзя?

К качеству продуктов для детского питания предъявляются самые строгие требования, поскольку нежные пищеварительная и иммунная системы справляются далеко не со всеми патогенными микроорганизмами и вирусами. Так что при малейшем подозрении на несвежесть продукта деткам его не дают. Что касается свежей рыбы, ее нельзя готовить для ребенка, если:

  • глаза ее мутные, запавшие, потемневшие;
  • жабры коричневого, серого или зеленоватого цвета (не красного);
  • под жаберными крышками образовалась слизь;
  • мякоть дряблая, при надавливании на нее пальцами остаются вмятины;
  • у нее тусклая, отслаивающаяся чешуя;
  • неприятный запах.

Замороженный продукт покупать и готовить для малыша не нужно, когда:

  • ледяная глазурь неравномерной толщины, потрескалась, имеет желтоватый оттенок, мутная, или под ней видны следы крови;
  • тушки прилипли друг к другу;
  • от них идет неприятный запах (свежезамороженная рыба не пахнет!).

Обратите внимание: если при разморозке филе потеряли около 40% массы (400 г от килограмма), перед заморозкой их напичкали полифосфатами, которые удерживают в мякоти воду. Такие филе имеют выраженный глянцевый блеск

Если соблюдать простые правила выбора, приготовления и дозировки (особенно заботясь об отсутствии костей), рыба для ребенка станет источником комплекса полезных веществ для правильного развития маленького организма.

Первые продукты, которыми прикармливают ребенка — овощи, фрукты, супчики. Но со временем малыш растет, поэтому его организм начинает нуждаться в дополнительных питательных веществах, участвующих в различных процессах. Немало таких веществ содержится в рыбе.

Примечательно, что ее белок усваивается намного легче мясного, поэтому на пищеварительную систему не оказывается особой нагрузки. В рыбе много меди, цинка, магния. Морские виды могут также похвастаться большим содержанием йода, который играет значительную роль в жизнедеятельности детского организма.

Какая рыба подходит для прикорма малыша?

Огромный ассортимент рыбной продукции, которую можно сегодня найти на прилавках магазинов и супермаркетов, не может не радовать

Однако важно понимать, что далеко не всю доступную рыбу можно использовать для прикорма маленького ребенка

Так, выбирая рыбу для грудничка, рекомендуется:

Отдавать предпочтение свежей продукции, которая не подвергалась заморозке, поскольку она является более питательной и полезной для ребенка. Кроме того, для заморозки рыбы производители нередко используют фосфаты, которые в больших количествах способствуют вымыванию кальция из костей и образованию почечных камней.

Перед покупкой внимательно оценивать ее внешнее состояние, свидетельствующее о свежести предлагаемой продукции. У свежей рыбы чешуя должна быть блестящей, глаза прозрачными, а жабры ярко-красного цвета. О низком качестве продукции можно говорить при наличии слизи в жаберных щелях, мутной пленки на глазных яблоках, а также местами тусклой, с нарушенной целостностью чешуи

Если у вас нет доступа к свежей рыбе, то не забывайте, что при выборе продукции глубокой заморозки, также стоит обращать внимание на ее внешние характеристики. Так, если заморозка рыбы выполнена по всем правилам, то при постукивании издается звук достаточно звонкого характера

В разрезе филе свежезамороженной рыбы должно быть светлого, как правило, бледно-розового ил белого цвета, а вот темноватая окраска говорит о вторичной заморозке. Наличие прогорклого жира со специфическим запахом и желтоватой окраской также говорит о плохом качестве данной продукции.

По жирности рыба делится на три группы:

  • жирная рыба – 8-20% жирности. К этой группе относится сельдь, лосось, скумбрия и палтус;
  • рыба средней жирности – от 4 до 8% жирности. К этой категории можно отнести морского карася и окуня, форель, судака, горбушу, салаку и т.п.;
  • нежирная рыба – менее 4% жирности. Представителями этой группы является речной окунь, минтай, хек, камбала, треска и пикша.

Для первого знакомства ребенка с рыбой следует выбирать представителей нежирных сортов, поскольку они являются менее аллергенными.

Также рыба бывает речной и морской, которые отличаются по содержанию полезных микроэлементов и вкусовым качествам.

К наиболее популярным морским сортам рыбы можно отнести:

  • минтая;
  • камбалу;
  • лосося;
  • скумбрию;
  • хека.

Главное преимущество морской рыбы перед пресноводными сортами – большая концентрация в ее составе фтора, йода и цинка – минеральных соединений, которые могут вовсе отсутствовать, или находится в гораздо меньших объемах, в пресноводной рыбе. Единственным недостатком данных сортов рыбы является то, что обитатели морских глубин попадают к нам на прилавки преимущественно в замороженном или консервированном виде.

Представителями речных сортов рыбы в детском меню, как правило, являются:

  • судак;
  • карп;
  • форель.

Хоть рыба из пресных вод и менее богата на полезные минеральные элементы, чем морские сорта, но зато процесс ее усвоения детским организмом проходит гораздо легче, она очень редко бывает аллергенном.

Внимание

Покупая речного представителя, очень важно выяснить, в каких именно водах обитала та рыбка, которую вы планируете приобрести для малыша. Ведь живя в загрязненных водах, рыба способна впитывать соли тяжелых металлов, находящиеся в них

Поэтому для детского прикорма рекомендуется выбирать тех пресноводных представителей, которые выращивались в искусственных источниках.

Правила ввода в рацион питания ребенка

На вопрос «С какого возраста можно давать рыбу ребенку?» педиатры отвечают единогласно — не раньше 8 месяцев при отсутствии аллергических реакций на пищевые продукты.

Если у ребенка имеется склонность к аллергии, рыбный прикорм лучше отложить до стабилизации иммунной системы.

С полугода детское рыбное пюре (без соли и других добавок в виде овощей и круп) дают только по рекомендации специалиста в исключительных случаях детям, находящимся на искусственном вскармливании при подозрении на рахит, анемию и некоторые другие заболевания.

Начинать прикорм следует с минимального количества — на кончике чайной ложки, перед обедом или дневным кормлением грудью.

При благоприятном усвоении (отсутствии аллергических высыпаний, поноса и тошноты) порцию постепенно увеличивают до 10 г.

Частота прикорма рыбой — два раза в неделю.

После года порцию увеличивают до 30 г, а после трех — до 50 г. Чаще двух раз в неделю рыбу малышу давать нежелательно: питание должно быть разнообразным.

Виды рыб для детского питания

Продукт делится на виды по месту обитания и жирности.

По месту обитания рыб делят на:

  • пресноводные (речные и выращенные в искусственных условиях);
  • морские, которые считаются наиболее предпочтительными для детского рациона из-за высокого содержания в них йода и ненасыщенных жирных кислот.

Впрочем, малыши своими вкусовыми пристрастиями сами определяют, какая рыба будет полезна. Обычно пальму первенства отдают наваге, хеку, минтаю и горбуше, в которых содержится большое количество фосфора и кальция, стимулирующих рост костей.

По жирности рыб классифицируют на:

  • тощие (постные) — не более 2% жира в составе (навага, минтай, хек, треска, речной окунь);
  • средней жирности — от 2 до 8% (горбуша, форель, судак, зубатка, сельдь маложирная, карп, морской окунь, ставрида);
  • жирные — от 8% и более (семга, скумбрия, чавыча, нельма, угорь, стерлядь, сайра).

Начинать прикорм рекомендуется с самых постных и нежных сортов с минимальным количеством костей.

Какую рыбу можно давать ребенку до года

Для грудничка рекомендуются минтай и навага: у этих видов очень нежная консистенция, слабый ореховый привкус и отсутствует специфический запах, который может навсегда отвратить малыша от полезного продукта. Минтай и навага относятся к сортам рыбы без мелких костей, что облегчает процесс приготовления нежного пюре.

Первая рыба для прикорма ребенка должна быть только вареной или приготовленной на пару. После приготовления ее измельчают блендером и протирают через сито для удаления мелких костей.

Рыба для ребенка в 1 год

Начиная с года можно переходить на более плотные постные сорта — треску, хек. Речной окунь тоже полезен, но в нем содержится очень много мелких костей, которые трудно удалить.

Рыбу для годовалого ребенка не обязательно превращать в пюре. Рыбные фрикадельки, котлетки, запеканки и суфле приятно разнообразят рацион и принесут здоровью только пользу при умеренном употреблении (2 раза в неделю).

Рыба для ребенка после года

По мере взросления ребенка рекомендуется переходить к сортам средней жирности. Сначала можно дать попробовать отварные судак или зубатку, а если малышу понравится их вкус — предложить в виде котлет или запеченными в духовке.

С двух лет при отсутствии аллергии вводят в рацион красные сорта — горбушу, форель и похожие.

Рыбный бульон и супы на его основе детские диетологи рекомендуют предлагать на обед не раньше трех лет, а жирные сорта рыб — не раньше пяти.

Семгу можно давать ребенку после пяти лет и только в отварном виде. Для приготовления детского обеда лучше использовать хвостовую часть этой рыбы – там содержится меньше жира.

Камбала и скумбрия редко нравятся детям из-за специфичного запаха

При стойком нежелании малышей есть эти сорта рыб не стоит настаивать – переключите внимание на более традиционные треску, навагу, хек и горбушу

Угорь, соленая сельдь и рыбные консервы в детском питании не используются. Эти продукты можно есть детям только по мере полного формирования пищеварительной системы, то есть после 10 лет.

С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи

С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. 

Упомянутые правила распространяются на:

  • дошкольные образовательные организации;
  • дошкольные группы, размещённые в жилых помещениях жилищного фонда;
  • образовательные организации (школы, организации среднего профессионального, высшего образования);
  • детские игровые комнаты, расположенные в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения;
  • стационарные организации отдыха и оздоровления детей;
  • общежития для учащихся образовательных организаций;
  • организаций, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодёжи.

Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к  расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости класса (группы) и расписанию урочной и внеурочной деятельности.

Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов

Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет. Введены требования для дистанционного обучения

Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются

Введены требования для дистанционного обучения. Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч. ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.

Новыми санитарными правилами запрещено размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для детей и молодежи. Исключения предусмотрены для гардеробов, туалета, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых и туалетов, помещений для стирки и сушки белья, других подсобных помещений.

Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизучением.  

В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений,  образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.

Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.  

Правильный прикорм — как и с какого возраста?

Детям до года нужно обязательно рыбу варить или припускать на пару. Нельзя давать малышам жаренный продукт, и тем более соленый или копченый.

Когда организм отвечает на прикорм аллергией, лучше устроить перерыв на две недели, а затем попробовать другие сорта рыбы. Стойкое непринятие любых рыбных продуктов свидетельствует, что с прикормом стоит повременить до годовалого возраста.

Если аллергии нет, можно давать малышу рыбу с 9-11 месяцев. Начинать прикорм нужно с 0,5 части чайной ложечки в первой половине дня, внимательно наблюдая, какую реакцию даст организм на новый продукт. Желательно не совмещать в один день рыбный прикорм с мясным, лучше устраивать «рыбные» дни 2 раза в неделю. В 12 месяцев ребенок должен получать порцию весом 60 граммов, после года ее постепенно увеличивают до 100-150 граммов.

Начинать прикорм грудничков до года лучше с одного сорта рыбы, в течение 3-4 недель, затем можно добавлять в рацион другие виды.

Рекомендуется варить рыбное филе, освобождать его от костей, измельчать блендером и в таком виде давать ребенку. Позже, к 12 месяцам, когда у малыша будет развит жевательный навык, можно готовить для него рыбное суфле или тефтели, а после года давать рыбу кусочками и варить супы на рыбном бульоне из сортов средней жирности.

Одним из важных продуктов, необходимых для питания грудничков, является нежирная морская и речная рыба, содержащая очень полезные для организма рыбий жир, аминокислоты, витамины F, A, D, E, В-12 и др., способствующие правильному обмену веществ минералы: йод, марганец, цинк, медь, бор, железо, фтор и т.д.

К выбору рыбы для детского рациона нужно отнестись очень серьезно: по возможности использовать свежую рыбу, при покупке целой рыбы следует обратить внимание на чешую (у качественной рыбы она блестящая), жабры (без слизи), при покупке филе – на цвет (белый или бледно-розовый). Морская рыба безопасна и очень полезна, так как богата минеральными веществами (в первую очередь йодом и фтором), а также жирами омега-3; но ее обычно можно купить только в замороженном виде. Из речной рыбы, более доступной и легче усваиваемой организмом, диетологи отдают предпочтение форели (она обитает только в чистой воде и, следовательно, не содержит вредных веществ) и рыбе, выращенной в искусственных водоемах

Из речной рыбы, более доступной и легче усваиваемой организмом, диетологи отдают предпочтение форели (она обитает только в чистой воде и, следовательно, не содержит вредных веществ) и рыбе, выращенной в искусственных водоемах.

Когда вводить рыбу грудничку

Рыба вводится в рацион детей грудного возраста позже, чем другие продукты, так как может вызвать аллергию. Диетологи советуют давать ребенку рыбу только после того, как он привыкнет пище из мяса, – в 9-10 месяцев. Вводить рыбу в меню грудничка нужно постепенно: начать с 5-10 граммов в день и довести к 12 месяцам норму суточного потребления до 70 граммов. При этом необходимо помнить, что рыбный бульон содержит вредные для детского организма вещества, выделяющиеся в процессе варки, поэтому рыбные супы рекомендуется давать детям с 1,5-3 лет. Нельзя также кормить детей грудного возраста жареной, копченой, соленой рыбой и рыбой жирных сортов (это все лососевые, осетровые рыбы, сельдь).

Чтобы не перегружать пищеварительную систему ребенка, следует чередовать рыбные и мясные дни в течение недели, избегая приготовления этих блюд в один день; готовить блюда из рыбы не чаще, чем 2 раза в неделю.

Если употребление рыбы вызвало у ребенка аллергию, следует исключить ее из рациона на две недели, затем попробовать приготовить рыбу другого сорта (возможна аллергия как на всю рыбу, так и на определенный сорт).

Прикармливание в 11 и 12 месяцев

В этом возрасте ребёночка кормят домашними супами со свежей зеленью. Безусловно, идеальный вариант – борщ без поджарки со сметаной (сейчас её разрешают). Зелёные веточки укропа либо петрушки следует выращивать на собственном огороде или в горшке на окошке.

Хлеб, намазанный кусочком сливочного маслица, идеально подойдёт для растущего организма.

В конце 12 месяца ребёнок может кушать и глютеновые каши – перловку, овсянку и пшёнку. Однако следует их вводить аккуратно, чтобы избежать негативных реакций.

Годовалые дети уже могут кушать многие блюда с родительского стола, но нужно забыть о некоторых излюбленных лакомствах, которые некоторые «несознательные» мамочки и бабушки обожают пичкать младенцев:

  • различные фруктовые соки, которые содержат разнообразные кислоты, раздражающие слизистые;
  • овощи прямо с грядки (они приводят к газообразованию, а также плохо усваиваются);
  • сладкая выпечка, печенье;
  • экзотические плоды;
  • молоко коровы либо козы.

Готовое консервированное пюре с рыбой

Основные предприятия, производящие прикорм для грудничков, выпускают и консервированные составы с рыбой

Они имеют определённые плюсы, и педиатры часто рекомендуют обратить внимание именно на них

Особенно важно вводить рыбу, используя уже готовые составы, в том случае, если ребёнок отличается плохой переносимостью новых продуктов в рационе и испытывает проблемы с кишечником

Положительные свойства готового прикорма с рыбой следующие:

  • полная безопасность продукта для ребёнка и наличие всех необходимых сертификатов на каждый компонент консервов;
  • присутствие в составе овощей или круп, что повышает калорийность продукта и облегчает привыкание к рыбе малыша;
  • вкус, который нравится практически каждому ребёнку;
  • возможность сэкономить время для родителей, так как готовые консервы требуется только подогреть.

Если, вводить рыбу в прикорм ребёнку, решено при помощи готовых пюре, надо выбирать продукты известных фирм, желательно тех, продукция которых уже есть в рационе малыша. Если возникли сложности при выборе продукта, определиться с лучшим поможет педиатр.

Новое питание в жизни ребёнка

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу. Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов

Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма

Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности

младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке

Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;. рефлекс выталкивания пищи угасает

рефлекс выталкивания пищи угасает

В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;

нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.