Как приучить ребёнка к домашних хлопотам

Родителям следует знать и помнить, что они являются для своих детей самым ярким примером для подражания. Чаще всего мамы являются примером для девочек, а папы — для мальчиков. Хотя бывают исключения, но факт остаётся фактом.

Сначала ребёнок наблюдает за родителями, за тем, что они делают, а затем и сам хочет принимать участие в процессе. Поэтому собственным примером показывайте чаду, что уборка, мытьё посуды, приготовление пищи и прочие домашние дела — это неотъемлемая часть семейной жизни, где у каждого есть свои обязанности.

Не бойтесь показывать малышу, что вы нуждаетесь в помощи. Ведь дел по дому так много, и у вас может не хватать времени что-то выполнить. Попросите о помощи своего ребёнка. Дайте ему такое поручением, которое малыш без труда сможет выполнить сам.

Прививать интерес ребёнка к домашним хлопотам необходимо с самых ранних лет. Некоторые психологи советуют тренироваться на игрушках. К примеру, когда мама готовит для всех ужин, дочка может в это время играть с каким-нибудь кукольным набором, в который входят игрушечные продукты.

Или пока папа мастерит или чинит что-нибудь, сын в это время может тоже «помочь» ему своими детскими инструментами. Может, совет не так плох, но другие психологи рекомендуют всё же абстрагировать помощь ребёнка в реальных делах. Ведь малышу не составит большого труда помогать маме доставать продукты во время готовки, подавать ей кухонную утварь, или помочь что-либо помыть для приготовления.

Как и в помощи папе — ребёнок может подавать инструменты, или же забить маленький гвоздик, закрутить болтик. Подходите творчески к этой помощи. Таким образом это поможет вам сблизиться с ребёнком и поднимет вам обоим настроение.

Не ставьте помощь по дому в качестве наказания, по типу:

  • «Получил плохую отметку — моешь сегодня посуду»;
  • «Не слушаешься родителей — убираешься в квартире»;
  • «Не захотел(-а) выгуливать собаку — всю неделю вычёсываешь ей шерсть» и т.д.

Все эти дела и так необходимо делать, вне зависимости от поведения или оценок ребёнка. Такой подход к принудительной уборке отобьёт у ребёнка всякую охоту помогать вам.

Чтобы ребёнок не бросал начатое дело, не доделывайте за него какую-либо обязанность без необходимости. Вы можете помочь ему — показать, как делать правильнее или быстрее, но переделывать это при нём.

Не распределяйте обязанности ребёнка в зависимости от его пола. И мальчики и девочки должны уметь мыть посуду и пол, пылесосить и вытирать пыль, различать инструменты и уметь ими пользоваться.

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.

Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.

Отсутствие взаимопомощи

Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.

Неравное распределение обязанностей

У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»

Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.

Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.

Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.

Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!

Подборка бесполезных фраз

Можете не тратить нервы и время на эти фразы. Бессмысленно говорить с подростком о пользе уборки. Лекция о том, что порядок в комнате, приводит и мысли в порядок — пройдет мимо ушей. Как бы убедительно вы не пытались изложить мнение, подросток вряд ли воспримет это всерьез. А может даже обидеться, а желание убираться от этого не прибавиться.

«Придут гости, а у тебя грязно».
Так говорить не стоит. Ребенок решит, что он должен убираться не ради себя, а ради кого-то. Поэтому неожиданный приход гостей застанет его врасплох. Но это не самое главное

Важно, что у подростка складывается впечатление, будто уборку делаешь для других, а гости — представители санкомиссии.
«У Олега всегда чисто в комнате, а у тебя, как в хлеву!».
Не важно кто такой Олег, друг или брат подростка. Сравнивать ребенка с кем-то нельзя

Это снижает его самооценку и никак не мотивирует к уборке. К тому же, вскоре вы узнаете, что подросток ненавидит Олега.
«Уберешься — дам деньги».
Такая награда хорошая мотивация. Но в будущем она ни к чему хорошему не приведет. Подросток столкнется с обманом. Когда живешь сам, тебе никто не платит за уборку. А есть ли тогда смысл убираться?
«Если не наведешь порядок к моему возвращению, то никакого Интернета».
Раньше родители пугали, что нельзя будет смотреть телевизор. Сейчас под запреты попадает Интернет и видеоигры. Если вы не приводите в исполнение обещанное наказание, то скорее всего подросток не поверит вам. Он не станет ничего делать.
Если тинейджер убрался, то не забывайте, вы добились этого поставив ультиматум. Ребенок перенимает эту манеру от родителей. В будущем вы можете заметить, что он также будет обращаться и с близкими.
«Быстро убрался в своей комнате!»
Лучше не использовать приказной тон. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя иначе. В нем формируется взрослая личность. Поэтому ваши приказы вызывают внутренний протест. Подростку остается либо бунтовать, либо смириться. Второе, в легкой степени ломает его личность. Вы лишаете его выбора.
Мама жалуется, но убирается, а подросток отдыхает.
Родитель может взять на себя уборку комнаты ребенка. Но к чему это приведет? Тинейджер не будет понимать, что ему нужно наводить порядок. Ведь в его спальне всегда чисто, благодаря кому-то. Он не будет видеть смысла вытирать пыль, когда все горизонтальные поверхности блестят.
«Я больше не буду убирать у тебя в комнате».
Решение достаточно неоднозначное. Подросток может из принципа не убираться. В какой-то момент ваше терпение лопнет и все вернется в исходный режим. Но даже если вы будете сохранять спокойствие, то в какой-то момент удивитесь. Тинейджер может привыкнуть к беспорядку и не замечать его.
Но возможна и победа. Ребенок устанет наблюдать, как спальня медленно превращается в свалку и начнет грандиозную уборку.
Шансы, что метод сработает 50/50
Принимайте во внимание характер вашего подростка. Если вы склоняетесь к выигрышу, то испробуйте метод.
Важно: лучше вообще не допускать того, что только вы убираете в комнате у ребенка.

Приучаем к порядку ребенка 9-14 лет

Это один из самых сложных возрастов

Именно в это время дети часто спорят с родителями и на все имеют собственное мнение. Однако, это не значит, что в этом возрасте нужно отказаться от того, чтобы учить ребенку порядку. Конечно, уборка это уже не то занятие, которое должен любить подросток

Но, важно дать ему понять, что у всех есть свои обязанности

Что делаем:

  • Четко ставим перед ребенком цель. Указывайте на задачу и время. Например, «Сегодня до обеда нужно протереть стол, полки и стеллаж в комнате», «До вечера нужно пропылесосить в квартире» и т.п.
  • Мотивируйте на самостоятельные действия. Сделайте так, чтобы ваш ребенок сам хотел убирать. Например, разрешите ему во время уборки слушать его любимую музыку громче обычного и т.п.
  • Не высмеивайте подростка, даже если он совершает ошибки. Все подростки не любят, когда подвергают сомнению их самомнение. Не стоит высмеивать ребенка, даже если он совершает ошибки. Лучше просто покажите, как нужно делать правильно

Советы родителям:

Ответственность за чистоту и уважение к труду других важно воспитывать с раннего детства
Действуйте сообща с остальными членами семьи
Распределите обязанности по дому. Например, поручите вашей дочке следить за комнатными растениями и т т.п.
Не наказывайте ребенка, но при возможности хвалите его
Старайтесь быть образцом для подражания

Как родители «мешают» детям помогать им?

Нередко взрослые сами не замечают, как препятствуют инициативе своих детей..

  • «Я всё сделаю сама» — маме легче и быстрее решить все вопросы самой, чем объяснять тактику действий, исправлять его ошибки, а потом ещё и переделывать сделанное.
  • «Ты всё делаешь не так!» — ещё одна грубая ошибка взрослых – ругать за «неудачные» попытки помочь. Причём, здесь речь идёт не только конкретно о наказании. Если вы всем видом показывайте, как ребёнок плохо сделал, что разлил молоко, стараясь убрать со стола, он очень расстроиться. И в следующий раз дети не захотят помогать вообще, чтобы не огорчать маму.

Помните, без проб и ошибок ребенок ничему не научится! От вас зависит то, какое отношение к уборке формируется у детей. Лучше с самых ранних лет демонстрировать малышу, что домашняя работа — это увлекательное и легкое занятие.

Как сформировать у детей интерес к уборке у дошкольников

Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми. Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам. Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.

Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:

  • Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
  • Дайте ему интересную «роль» — ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
  • Устройте соревнование — можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд — мама или дочка.
  • Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
  • Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
  • Рассказывайте интересные истории — полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.

Как приучить ребенка убирать за собой: конкретных шагов

Фактрум публикует пост Рут Сукэп — гуру порядка и разумных трат, колумнистки Нью-Йорк Таймс, писательницы, жены и мамы двух детей. Рут ведёт свой блог, посвящённый порядку: порядку в голове, в финансах, в отношениях и… в детских комнатах! Итак…

Будьте готовы к слезам, угрозам, торгу, отговоркам, требованиям чего-либо взамен и обещаниям все сделать позже. Не раз вам захочется выбросить белый флаг и самой разложить игрушки по полкам.

Я уже сбилась со счета, как часто мой муж — наш семейный миротворец — спрашивал, действительно ли оно все стоит того. «Они ведь всего лишь дети — одной 3, другой — 6.

Тебе не кажется, что ты требуешь от них слишком многого?»

Но я не отступилась. Если я не стану ожидать от них большего, кто станет? Рано или поздно мои дети скажут мне за это спасибо. Так я рассуждала.

Битва продолжалась несколько месяцев. Несколько раз я тратила буквально по несколько часов, чтобы добиться своего. Но теперь, спустя почти год, я знаю, что могу ограничиться словами «Пожалуйста, приберись в своей комнате», и моя просьба будет удовлетворена. Из всего этого я сама вынесла несколько уроков.

Было бы странно ожидать от ребенка чистоплотности, если бы я сама не прикладывала усилия для того, чтобы содержать дом в чистоте.

Ну конечно, дома не всегда идеальный порядок, но я регулярно трачу достаточно времени, чтобы в нем было чисто и уютно. Мои девочки могут видеть, как я убираюсь, почти каждый день, а иногда даже помогают мне в этом.

Наше правило — сделать так, чтобы каждое утро начиналось с порядка в квартире.

Будьте последовательны

Часто к вечеру мы так устаем, что у нас не остается сил на уборку. Но каждое утро мы начинаем с того, что прибираем за собой. Даже в те дни, когда нам совсем этого не хочется. Даже если у нас куча других дел. Даже если вокруг столько всего происходит.

Хорошо это или плохо, но это уже вошло у нас в привычку. Я думаю, когда-нибудь мои девчонки будут делать это не задумываясь. Пока, правда, нужно им напоминать

Но вот что важно: это МЫ начинаем день с уборки. Они И я

Это ключ к решению проблемы.

Мне было бы проще все убрать самой, пока они смотрели бы телевизор. Но я никогда не делаю за них их работу.

Будьте решительны

Это значит, что ответ «Нет» не принимается ни при каких обстоятельствах. Мои дети каждый день учатся принимать одну простую вещь — пока они дети, они должны меня слушаться. Они понимают, что я жду от них выполнения того дела, которое я их попросила сделать, не больше и не меньше. С первого раза, без споров, жалоб и отговорок. У нас тут не демократия, никаких переговоров.

Избавьтесь от лишних вещей

Попробуйте убрать — на чердак, в гараж… — часть их игрушек, как я сделала это прошлым летом. Вы не представляете, как детям самим стало проще после этого жить.

Но дети — как магниты, они как будто притягивают к себе новые игрушки, детали, бумажки, и все это накапливается снова и снова. Поэтому, выбрасывая ненужное, полезно быть немного циничной.

Всякие бумажки и обломки вообще должны утилизироваться практически немедленно (когда дети этого не видят).

Убирать вещи должно быть легко

Моим девочкам убираться очень просто, потому что все в их комнате имеет свой «домик». Одежда висит достаточно низко, чтобы они могли сами ее вешать, игрушки и игры каждая «приписана» к своей полке или коробке.

Пусть это будет весело

Признаюсь, уборка далеко не всегда приносит удовольствие. Но нужно стараться сделать так, чтобы процесс увлекал детей. Например, устройте соревнование: кто быстрее уберется — дети в своей комнате, или мама в остальной части квартиры. Или включите музыку, чтобы можно было собирать игрушки и танцевать.

Поделитесь советом

Дети не всегда понимают, что от них хотят взрослые. Поясните, что вы имеете в виду, когда просите прибраться. Я показала своим дочерям, как правильно развешивать одежду, складывать пижаму, как проверять, не испачкались ли вещи.

Мы вместе научились «сканировать» комнату в поисках завалявшихся по углам игрушек, проверять, не закатилось ли что-то под кровать. Я показала им, куда складывать мусор и грязную посуду, которая не должна оставаться у них в комнате.

Правда, они все еще сопротивляются моим просьбам застелить кровать.

Проявите тактичность

Никогда не ожидайте от детей идеального порядка. Даже если они очень старались. Когда я прошу их что-то сделать, я ожидаю, что они для этого приложат все усилия, но результат может оказаться не таким, как если бы за это дело взялась я сама. Напротив, если в кокой-то день они прибрались лучше, чем обычно, их нужно за это похвалить.

Чтобы ребенок не потерялся: 30 правил техники безопасности

Источник , перевод

Приучаем к порядку ребенка 2-3 лет

Именно в этом возрасте желательно начинать обучение чистоплотности, так как для малышей родительское слово все еще остается законом. Привить хорошие привычки и полезные навыки в 2-4 года очень просто.

  1. Поощряйте инициативу ребенка. Об этом уже было сказано выше. Остается лишь добавить, что любая попытка малыша помочь вам по хозяйству не должна остаться без внимания. На первых порах не стоит даже пытаться объяснять малышу, что он делает не так.
  2. Не давайте крохе сложные задания. Ясное дело, что помыть пол для двухлетнего карапуза – непосильная задача, а вот с уборкой игрушек в своей комнате он справится без труда. Главное, заранее расскажите ребенку (а лучше – покажите), что где должно лежать.
  3. Приучайте к порядку в игровой форме. «Постройте» домик для машинок, сделайте «садик для кукол». Привнесите сказку в обычную жизнь, и тогда крохе будет гораздо интереснее следить за чистотой.

Чего нельзя делать?

При воспитании бытовых навыков избегать следует:

  1. Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
  2. Ограничения самостоятельности ребенка;
  3. Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
  4. Плохого собственного примера;
  5. Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
  6. Упреков и обвинений;
  7. Повышения голоса;
  8. Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
  9. Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
  10. Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.

Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.

Платить или не платить?

Стоит ли платить детям за работу по дому? Этот вопрос уже долгие годы является предметом споров в семьях. Некоторые родители предпочитают демонстрировать, что тяжелая работа должна быть вознаграждена финансово. Другие уверены, что зарабатывание денег никак не связано с домашними обязанностями.

В данной публикации мы рассмотрим мнения родителей относительно того, стоит ли платить ребенку за выполнение работы по дому. А также выясним, что по этому поводу думают специалисты по финансам и развитию детей.

Автономный робот-курьер «Яндекс.Ровер» приступил к доставке еды в жилые дома

Экономический спад из-за пандемии в большей степени затронул женщин, чем мужчин

Выгодный способ убежать от инфляции – взять кредит

Как приучить ребёнка к порядку: советы и подсказки

Собственный пример

На мой взгляд, пока ничего лучше не придумали. Потому что дети с рождения смотрят на родителей и копируют их привычки, поведение, образ жизни. Так почему бы не использовать это, когда речь заходит о том, как приучить ребенка к порядку и дисциплине. Будьте примером и привлекайте детей в свою команду. Вы семья, вы все живете под одной крышей и все заинтересованы в том, чтобы ваш дом был чистым и уютным. И не забудьте, что и папа должен принимать участие в общем деле. Иначе ребенок может тоже отлынивать, глядя на то, как папа смотрит телевизор, пока мама одной рукой орудует пылесосом, а второй гладит белье.

Чек-лист уборки

Разделите обязанности и пропишите детям их часть в виде плана. Максимально четко и как можно более мелкими задачами. Такой чек-лист я использовала со старшими детьми ежедневно для поддержания порядка: убрать постель, отнести грязные вещи в стирку, убрать всё со стола перед сном и так далее. В каждой семье будет свой список. Это очень облегчает еженедельное наведение порядка. А для того, чтобы у каждого из детей появилось понятие о своей зоне ответственности, нарисуйте график с именами, обязанностями и оставьте окошко для проставления крестика об успешно выполненном задании. Вот такой вот мини-квест.

Дошкольники и младшие школьник не способны на решение глобальной задачи – убери комнату. Для них это очень объемный процесс. Разделите его на мелкие задачи. И делите обязанности поровну, если детей 2,3 и больше. Можно растягивать процесс наведения порядка по времени на 2-3 дня. Но всегда оговаривайте четкие временные условия. Не когда-нибудь потом, может быть завтра, а конкретный день и четкое время.

Обязанности по возрасту

1-2 года – мама показывает и помогает, объясняет, как и зачем нужно наводить порядок.

2-3 года – помогает собирать маме, выбрасывает мусор, поливает цветочки

3-4 года – учимся заправлять кровать, вытирать пыль, мыть чашки и тарелки, самостоятельно собираем игрушки.

 4-5 лет – самостоятельно собирает вещи (и так же самостоятельно их раскидывает часто и много), выносит мусор (мои дети ходили вдвоем к мусоропроводу, это был целый ритуал)

Начиная с 5 лет, ребёнок уже может делать очень многое, помогая родителям с наведением порядка в доме. Учите, направляйте и наслаждайтесь результатами.

Поощрение за уборку

Я придерживаюсь мнения, что платить деньги за чистоту и порядок в доме не совсем правильно. Тогда уж и маме нужно выдавать зарплату и аванс за то, что она вкусно кормит, стирает и наводит порядок. Налицо несправедливость Но, если вы придерживаетесь другой точки зрения, то конечно можете благодарить детей и таким образом

Как поощрить, если не деньгами? Поход в кино, кафе, просмотр фильма дома, совместная прогулка или поездка – любая приятность и внимание с вашей стороны

Напоминания

Приготовьтесь к тому, что вам придется напоминать о необходимости навести порядок много, очень много и очень долго. Да, к 7 годам ребенок понимает и осознает, что он должен убирать за собой вещи, поддерживать чистоту и помогать родителям. Но самостоятельно об этом вспомнить или встать в субботу пораньше, чтобы поскорее начать заниматься уборкой в комнате, не может. Хотя не исключаю, что где-то есть и такие дети. Но мне лично они пока не попадались. Поэтому запаситесь терпением и любовью и начинайте внедрять напоминания.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации. Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет

Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

Организационный виш-лист

И напоследок давайте перечислим процессы, которые важны для успешной учебной жизни ребенка. Ваш ученик может выполнять их на автопилоте, а может забывать о них постоянно, но хотя бы классу к седьмому-восьмому стоит их проработать. Хотя бы затем, чтобы через несколько лет вам не пришлось говорить друзьям и знакомым: «Я не могу принять это чертовски привлекательное приглашение, слишком занята: мы с ребенком сдаем сессию».

Подъем по будильнику.

Самостоятельные утренние сборы в школу, хороший завтрак.

Умение запирать, отпирать квартиру и не забывать ключи.

Самостоятельный поход в школу и обратно.

Обеспечение связи (заряженный телефон, все время с собой).

Контроль количества денег на проезд и школьные завтраки.

Заполнение дневника и запись домашнего задания в дневник.

Умение следить за временем по часам.

Прогнозы о том, сколько времени займет выполнение уроков.

Самостоятельное и своевременное выполнение уроков.

Поиск учебного материала в домашней/школьной библиотеке и Интернете.

Собирание рюкзака в соответствии с расписанием на следующий день.

Поддержание в порядке всех школьных принадлежностей (ручки, линейки, циркуль и пр.).

Уборка на рабочем месте (чтобы не страшно было подходить к нему на следующий день).

Уборка школьной формы в положенное место.

Обеды и полдники вовремя.

Наверняка вам захочется чем-то дополнить наш список. Это простая «техническая база» учебного процесса, но она, правда, важна. И похоже, виш-лист не так уж огромен, за несколько лет можно помочь ребенку отточить все эти навыки, облегчить ему путь к самостоятельности и успеху, а себе – обеспечить покой и уверенность человека, который знает, что его отпрыск – научен нужным вещам.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы

В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?

Правильно организованный отдых — залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: «помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток». Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?

  • Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие — это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
  • Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
  • Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.

Едим слона по частям

Ребенок пытается контролировать себя, а мы все это время контролируем ребенка. И контролируем то, как он себя контролирует! – и чтобы совсем не запутаться, можно применить один удобный метод, психологи рекомендуют. Итак:очень сложно наладить все, сразу и навсегда, психика просто пасует перед такой непосильной задачей. Гораздо проще и реальнее меняться по частям.

* Составьте для себя список «проблемных зон» в учебной жизни вашего ребенка, чтобы с особенным вниманием их исправлять. Скажем: детка не умеет вставать по будильнику, забывает записывать домашние задания и слишком поздно садится за уроки

Прекрасно, принимаемся за дело.

* В общем потоке привычной жизни вы начинаете особенно внимательно стимулировать ребенка именно по этим трем направлениям, чтобы хотя бы под вашим контролем эти проблемы исчезали. На установление ВАШЕЙ привычки контролировать может уйти 2-3 недели. А ребенок тем временем почувствует, что его жизнь упорядочивается.

* После этого выбираете одну, самую простую задачу из списка и обсуждаете с ребенком, а как бы он мог делать это сам? Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погромче? Или перевести его на 10 минут пораньше? Или закупить для завтраков особые йогурты, фрукты, сыр, кефир, чтобы чадо с удовольствием хозяйничало на кухне? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. На вашей совести теперь будут не сами утренние сборы в школу, а поставки в холодильник сыра и кефира. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить ЕГО самоконтроль по этой линии. Ну, может быть, сменить фрукты на мюсли. И хвалить, хвалить.

* Как только вы увидели, что одно направление полностью отработано, и ответственность за него перешла в руки ребенка, вычеркиваете розовым фломастером этот пункт из своего списка и вносите туда что-нибудь новенькое, актуальное, например: «Вечно забывает зарядить телефон».

* Даете детке небольшую передышку и время для адаптации, а затем вкрадчиво подходите к нему с новым креативным предложением из списка: «А что бы помогло тебе всегда записывать домашнее задание?..» Цикл повторяется. Только не стоит слишком торопиться, тише едешь – дальше будешь, а капля по капле и камень точит.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.