Возможные последствия рукоприкладства

Если вдруг вас кто-то ударит, каким станет ваше отношение к этому человеку? А как вы считаете, чем отличается ребёнок в такой ситуации? Ничем. Малыши, к которым применяется физическое наказание, желают мести. Естественно, со взрослыми им не справиться, поэтому в качестве жертв они выбирают более слабых: животных или детей помладше. Неправильное воспитание может привести к различным проблемам, а также породить садистов и даже маньяков. Многие из них в детстве были подвергнуты насилию в семье.

 Когда родитель поднимает руку на малыша, он начинает думать, что:

  • Можно бить слабого
  • Взрослые не могут справиться с ребёнком и его проступками другими способами
  • Физическая сила- правильный подход для решения проблем
  • Родителей нужно боятся, они вызывают страх
  • Кроха не в состоянии постоять за себя

По статистике большинство родителей придерживаются позиции, что детей бить нельзя. Однако, на деле происходит иначе и периодически ребёнок все же получает ремнём по попе в целях воспитания. Конечно, любая мама может сильно устать, иметь плохое настроение, либо самочувствие. Но это не повод срываться на любимом малыше. В следующий раз, когда вы ощущаете приближение приступа гнева, попробуйте закрыть глаза и посчитать до 10, уйти в другую комнату, направьте своё зло, например, на подушку. В общем старайтесь сделать что угодно, только не ударить ребёнка.

Воспитание ремнем может отразиться на формировании личности малыша. Что будет если бить ребенка, или почему нельзя бить детей?

  1. Если в воспитании малыша часто применяется физическая сила, то он может вырасти человеком без собственного мнения. Эти дети чаще других могут поддаваться плохому влиянию, попадают в плохие компании, ведут разгульный образ жизни, употребляют запрещённые препараты
  2. Чаще всего дети, которых бьют не осознают истинной причины наказания, но понимают, что в чем-то провинились. Таким образом, у малыша складывается мнение, что нужно делать так, чтобы родные об этом не узнали
  3. Такой способ наказания подавляет у крохи «собственное я». Дети слушают других людей, не имея своего мнения
  4. Со временем ребёнок может привыкнуть к физической боли, но психологическая травма останется на всю жизнь 
  5. Люди, которые подвергались в детстве физическим наказаниям строят свою собственную семью на таких же принципах. Так, если в воспитании девочки применялась сила, то, вероятно, что она будет искать мужчину сильного, властного, который может также применить силу. Если же мальчика воспитывали ремнём, то и со своей женой и детьми он будет поступать таким же образом
  6. Если бить малыша в раннем возрасте, то он может начать испытывать страх ко всем, кто больше и старше его. Ребёнок растёт стеснительным, замкнутым, с заниженной самооценкой
  7. Появляется вероятность того, что взрослый ребёнок будет относится также к своим родителям
  8. По статистике около 90% убийц подвергались домашнему насилию. А некоторые даже убивали собственных родителей

Очевидно, что дети, которых били в воспитательных целях, вырастают либо тиранами, либо неуверенными в себе. Такие наказания могут привести к большим проблемам, травмируя психику.

Какие могут быть последствия для психики

На что может повлиять безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?

Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физическое воздействие на ребенка — это как чинить микросхему кувалдой. При таких методах тормозится психосексуальное развитие: природные качества и таланты остаются неразвитыми. Это как сорвать зеленый апельсин с дерева и ждать, что он будет сладким.  

В. Г.: Дети, постоянно вздрагивающие от ожидания физического наказания, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.

Во время физических наказаний у ребенка может выработаться страх перед родителями: с течением времени это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. На фоне такого состояния малышу легче не подходить к маме и папе, сидеть в уголочке, играть одному. Такой ребенок потом очень тяжело адаптируется в окружающем мире: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.

И мы с ними учимся открывать сердце для любви, нежности и заботы. «Вытащить» их очень сложно. Родители в таких ситуациях иногда говорят, что их дети стали замкнутыми, закрытыми. Но первопричиной является не ребенок: с каждым ударом у него растет количество обиды, нарушается его естественная связь с родными. В семье с насилием никогда не будет взаимопонимания.

Униженный ребенок всегда одинок. В таком состоянии он может попасть в плохие компании, начать злоупотреблять вредными привычками, думать о суициде. Он будет пытаться найти себя. Невозможно изменить его мировоззрение, потому что то, что ему недодали, он будет искать в «удовольствии».

Ребенок, которого в детстве били, выходя в свет, всегда очень насторожен: к резким движениям, звукам. Не может найти друзей, ему тяжело довериться кому-то, причем в отношениях со второй половиной тоже. В будущем у него — низкая самооценка и уверенность в жизни и себе. А еще его будет всегда преследовать право сильного: либо он будет чувствовать чью-то силу над собой, либо сам начнет применять ее в отношении тех, кто слабее его — детей, своего партнера.

Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?

Ю. К.: Если в семье не считаются с мнением ребенка, физические границы не имеют значения, а его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают в родителях раздражение и агрессию, то и мир вокруг будет так же относиться к ребенку: например, закрепляется такой сценарий — будущий партнер может тоже применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами. 

В. Г.: Если вы отшлепали малыша в 1,5–2 года, то значит вы позволили прикасаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок выйдет в окружающий мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. Так нарушается граница неприкосновенности.

Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни

Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.

Ответьте на 10 простых вопросов психологического теста, и узнайте как вас воспитывали в детстве.

Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.

Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.

Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.

Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у ребенка.

А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?

Ирина Краморова

Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.

Оправданно ли применение физического наказания

Воспитание детей с применением насилия однозначно не скажутся положительного на формирование личность. Напротив, оно развивает массу психологических проблем в виде комплексов, фобий, страхов, трусливости, низкой самооценки, жестокости и упрямства.

Когда ребенок вырастет, и, поработав со своими детскими комплексами, сможет простить и забыть родителей – тиранов, он точно не испытает благодарности за рукоприкладство. Ведь будет знать, что можно было обойтись и без него.

Поднимая руку, вы показываете ребенку, что:

  1. Слабого человека можно унижать безнаказанно.
  2. Родители чувствуют свое бессилие перед малышом и борются с ним самым примитивным способом.
  3. Решить конфликт можно только с применением физической силы, подавив, растоптав, унизив.
  4. Маму и папу нужно не уважать, а бояться.
  5. Доказываете, что малыш слабый и беспомощный и эту модель поведения он переносит во взрослую жизнь. Не может постоять за себя или дать отпор тому, кто его подавляет.

Часто плохое поведение детей связанно не с их капризами или недостаточной строгостью в воспитании, а с синдромом дефицита внимания и гепер активностью (СДВГ). Это заболевание, которое эффективно лечится в большинстве европейских стран, но мало кому известно из учителей и родителей на постсоветском пространстве.

И это все сказывается самым негативным образом на психике и дальнейшем формировании личности.

Какие альтернативные способы наказания существуют?

Прежде чем браться за ремень или поднимать на малыша руку, используйте другие многочисленные проверенные способы:

  • на время лишите ребенка общения с вами, уйдите в другую комнату, не реагируйте на его призывы и слезы;
  • изолируйте самого ребенка, оставив в комнате без игрушек, книг, телевизора и других средств развлечения;
  • воспользуйтесь так называемой «кредитной» системой: что-то сломал, разлил, испортил – сам убери или почини;
  • лишите малыша похода в парк аттракционов, десерта на ужин или сказки на ночь;
  • если это не угрожает жизни и здоровью ребенка, позвольте ему сделать то, чего он хочет. Пускай съест ложку горчицы или соли. Подобные эксперименты надолго отобьют у него желание ослушиваться вас;
  • припугните ребенка злым волшебником, троллем или домовым, который заберет его в случае непослушания;
  • позвольте малышу самому выбрать себе наказание.

У детей, которых бьют, хуже развивается речь

Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.30
      • Больше 2 раз в неделю: −0.37
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.22
      • Больше 2 раз в неделю: −0.92
    • Отец бьет
      • В возрасте 3
        • Меньше 2 раз в неделю: 26
        • Больше 2 раз в неделю: −0.56
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.79
        • Больше 2 раз в неделю: −4.21

Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.

Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.

Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.

Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.

Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:

  • Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
    • Способность отличать себя от других объектов.
    • Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
    • Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
    • Способность оценивать и предсказывать поведение других.
  • Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
  • Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%

Эти участки связаны с:

  • зависимостями
  • суицидальным поведением
  • депрессией
  • ПТСР
  • Диссоциативными расстройствами

Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.

Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.

Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.

Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять

Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.

Что влияет:

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • ушиб головы
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
  • опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
  • перинатальные или неонатальные осложнения
  • неврологические расстройства
  • условия развития и роста

Особенности ребенка

Последствия наказания детей

Иногда родители объясняют свое поведение особенностями поведения ребенка, несоответствием успехов ребенка ожиданиям родителей. Чаще всего жестокому обращению в семье подвергаются дети слегка заторможенные, медлительные, тяжелые на подъем или, наоборот, агрессивные, гиперактивные; с наличием физической, интеллектуальной, эмоциональной патологии, страдающие хроническими заболеваниями; с частыми детскими травмами; с различными проблемами поведения. Родители, которые очень хотят полностью контролировать жизнь и поведение ребенка, гипертревожны, они не доверяют ребенку, часто прибегают к жестоким методам воздействия.

Общими для случаев применения физических наказаний являлись неспособность родителей справиться с ситуацией, отсутствие критичности к собственным действиям, ярко выраженная ориентация на социальные нормы (стремление, чтобы ребенок удовлетворял социальным требованиям) без попытки понять, что с ним происходит.

Существует тесная связь между наказаниями и учебой. С одной стороны, дети, которых регулярно бьют, редко успешны в школе в связи с неуверенностью в себе, с другой – неуспешность ребенка в школе часто провоцирует физические наказания. Для большинства родителей школьная успеваемость является интегральной оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании. Зачастую образуется замкнутый круг: неуспешность и/или нежелание учиться провоцирует наказания; наказания ухудшают ситуацию в школе (нарастают неуверенность, страхи и т.д.).

7 советов родителям, которые иногда бьют детей, но хотят прекратить:

  1. Как в самолете: сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. Займитесь своей эмоциональной саморегуляцией, старайтесь заботиться о себе, чтобы в жизни было меньше стресса.
  2. Используйте принципы поведенческого научения, такие как положительное и негативное подкрепление. Подкрепление работает лучше, чем наказание. Разработать систему своевременных поощрений за хорошее поведение.
  3. Если вы договариваетесь с ребенком о каком-то правиле, то все члены семьи должны быть заодно: пусть супруг, бабушки, дедушки, дяди и тети знают, что iPad выдается только после того, как ребенок сделает уроки.
  4. Отложите ремень, который иногда висит на видном месте для угрозы. Ремнем ничему нельзя научить, ребенок будет только бояться или злиться.
  5. Если вы не готовы разговаривать с ребенком, самое лучшее, что вы можете сделать, — не кричать и не бить. Учитесь брать паузу. Погуляйте с собакой или просто сходите в магазин, но не идите на поводу у своих эмоций.
  6. Учите его выстраивать причинно-следственные связи и разговаривайте с ним. Сам он ничему не научится и будет брать пример с родителей: если вы кричите, он тоже будет это делать.
  7. Ребенок — это не кукла, а отдельная личность. Он не обязан соответствовать вашим ожиданиям, быть удобным и ответственным с самого рождения в силу того, что его мозг для этого пока не развит в полной мере.

2 упражнения для управления гневом

Если вы не умеете справляться со своим гневом, то этому всегда можно научиться. Используйте, например, методы «1—3—10» и «АСВ».

Метод «1—3—10». Когда чувствуете, что закипаете, для начала попробуйте применить эту простую технику:

  • 1 — один раз скажите себе: «Я с этим справлюсь» или «Я спокойна и разберусь с этим»;
  • 3 — после этого сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха (на 5 счетов вдох, на 5 выдох — медленно);
  • 10 — затем досчитайте до 10.

До банальности просто, но очень эффективно. Пробуйте много раз, пока не привыкните. Здесь самое сложное — научиться распознавать сигналы приближающейся бури на ранних стадиях. Когда крышу уже снесло — слишком поздно. Человек не может себя контролировать в гневе.

Применение техники «1—3—10» требует формирования нового навыка, а для этого нужно многократное повторение, практика. Так что не падайте духом, если сначала не выходит. Продолжайте тренироваться и поощряйте себя за малейший прогресс. Тогда навык будет закрепляться. Если все же вам этого мало, попробуйте метод «АСВ».

Метод «АСВ». Каждое утро и вечер в определенное время (лучше сразу после пробуждения и перед сном) уединяйтесь, садитесь на стул, закрывайте глаза и вспоминайте один из прошлых срывов. С той разницей, что вы в этой ситуации — спокойны, ровно дышите, улыбаетесь и говорите себе «Я с этим правлюсь».

А теперь главное — вы фокусируете внимание на чувствах ребенка, на том, как вы его любите, как он нуждается в вашей поддержке и внимании, даже если ведет себя не так, как вы хотите. Далее представляете, как начинаете обращение со слов: «Давай будем делать так-то и так-то». Это позволит вам не критиковать и не дергать ребенка и создаст позитивную атмосферу концентрации внимания на решении, а не на проблеме

«Давай…» — магический призыв, приглашение к действию, блокирующее негативную оценку человека

Это позволит вам не критиковать и не дергать ребенка и создаст позитивную атмосферу концентрации внимания на решении, а не на проблеме. «Давай…» — магический призыв, приглашение к действию, блокирующее негативную оценку человека.

Это упражнение потребует у вас 2 раза по 5 минут в день. Но большинство людей эти 10 минут, которые могут значительно улучшить качество их жизни, почему-то не находят. Вам решать.

Кроме того, чтобы предотвратить раздражение и усталость, старайтесь больше развлекаться, особенно вместе с ребенком. Займитесь спортом. Общайтесь больше с людьми, которые вас поддерживают и хвалят (а с теми, кто упрекает и обвиняет, — меньше).

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.

Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого. 

Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?

  1. Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
  2. Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
  3. Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
  4. Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
  5. Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это

Что делать в случае срыва

И вот мы, вроде бы, определились: бить детей нельзя. Разве что чрезвычайные обстоятельства могут вынудить к некому физическому воздействию, и то в строгих рамках. Мы выяснили, почему дети ведут себя плохо, и нашли альтернативные способы решения проблем.

Но будьте готовы. Возможно, рано или поздно ребенок выведет вас из равновесия. У вас будет плохое настроение, много других дел. Либо вам просто будет лень объяснять ему что-то обстоятельно и спокойно, и вы его ударите. Это будет сделано сгоряча, и это будет только ваша ошибка. Попросите у ребенка прощения. Это будет правильно и вдвойне полезно.

Во-первых, вы начнете с ребенком диалог и сможете мирно уладить ситуацию. Во-вторых, вы собственным примером покажете ему, что все могут ошибаться. И чтобы исправить ошибку – нужно обязательно извиниться. Известный педиатр, психолог и журналист Евгений Комаровский на своих открытых лекциях призывает родителей не паниковать, если они таки ударили ребенка. «Поднимите руки те, кого в детстве хоть раз шлепали по попе!» — просит он, и большая часть зала поднимает руки. «Вот видите! – продолжает Евгений Олегович. – И все вы выросли здоровыми, полноценными личностями!»

В то же время, доктор Комаровский озабочен: «Если вы ударили ребенка, то это не ему нужно теперь к психологу, а вам». Неудивительно: сейчас в России очень мало квалифицированных семейных психологов, к которым можно обратиться за помощью, если ваш ребенок плохо себя ведет и вы не знаете, что с этим делать.

С непослушными детьми родители быстро устают, становятся раздражительными. Вполне логично, что порой они не могут сдержаться и срывают на детях свою агрессию и усталость. Но все же, нужно учиться это преодолевать.

Реальная статистика

Несмотря на строгое отношение закона к вопросу избиения несовершеннолетних, в Российской Федерации десятки тысяч детей подвергаются моральному или физическому насилию в семье. Такая статистика спровоцирована как общественными стереотипами, согласно которым строгое отношение к детям способствует их воспитанию, так и отсутствием реального контроля со стороны общественности, правозащитных и государственных организаций. Как правило, родители привлекаются к ответственности за жестокое обращение с детьми только в том случае, когда ситуация вызывает сильный общественный резонанс.

С другой стороны, в последнее время наблюдается активизация деятельности органов опеки над детьми, которые активно занялись выявлением неблагополучных семей, в которых дети подвергаются домашнему насилию со стороны взрослых. Государственные чиновники не всегда инициируют процесс лишения родительских прав сразу. Если действия по избиению детей не несут системного характера, а семья признается благополучной, сотрудники службы опеки часто ограничиваются профилактической беседой с родителями.

Реакция на наказание

Если родитель, ударивший ребенка, постоянно чувствует свою вину, им очень легко манипулировать. Лишняя шоколадка, еще одна игрушка, третий мультфильм вместо разрешенных двух или час-другой за компьютером – и через несколько дней ребенок превращается в виртуозного манипулятора. Это еще более страшно, чем сам факт родительского срыва.

А вот оплеухи, щедро раздаваемые родительской рукой, а тем более воспитание ремнем, приведут к иным последствиям. Чадо либо превратиться в бессловесное запуганное существо, не имеющее собственного мнения, либо станет транслировать бесконечную агрессию во внешний мир. Сначала будет третировать сверстников в детском саду или в песочнице на детской площадке. Затем превратится в трудного подростка. А там и до свержения родительского авторитаризма разрешенными физическими методами недалеко.

Думается, вопрос о том, можно ли бить детей в целях воспитания, решается сам собой. Прежде чем поднять на ребенка руку, нужно сто раз подумать и… опустить ее. Только гуманные методы воспитания, любовь, доброжелательность, великодушие, готовность помочь, поддержать и утешить, приносят хорошие плоды.

Плохих детей в природе не существует. Есть дети, исковерканные родительской озлобленностью, слабостью, педагогическим непрофессионализмом. Есть дети педагогически запущенные, нуждающиеся в помощи и защите. В любом случае, физическое наказание по отношению к ребёнку неприемлемо. Цель наказания – не оскорбить, не запугать, но помочь, скорректировать путь развития, разъяснить неправильную позицию или способ взаимодействия с окружающим миром.

Не бей — советует доктор Комаровский

Сам он признавался, что хотя бы по разу, но его дети получали по «мягкому месту». Иногда это единственный быстрый способ остановить маленького человека от неверного шага. Главное здесь — не причинить боль, а скорее ошарашить чадо, оградить его от того, чтобы, к примеру, броситься на дорогу или ударить мать.

На просьбы родителей помочь им, научить, как перестать бить своих детей за непослушание, Комаровский отвечает коротко: «Пальцем не трогать. Ни при каких обстоятельствах. Только в экстренных случаях, но не больно».

Итак, поставьте себя на место маленького человека, посмотрите на мир его глазами. Если не получится сразу — пробуйте снова и снова, пока сможете полностью отказаться от физического наказания. 372 5.0 Опубликована: 13.01.2021

Как остановиться и не ударить ребенка

Прежде чем шлепнуть ребенка попробуйте взять себя в руки. Да это сложно, когда эмоции и утраченный контроль берут верх над ситуацией. Психологи советуют, перед тем как бить ребенка по попе сделать следующее:

Выйти из комнаты, закрыться в ванной или туалете

Важно избегать зрительного контакта. Страх в его глазах усиливает работу миндалевидной железы родителя, сложнее успокоиться и взять себя в руки.
Можно пить воду маленькими глотками, глубоко дышать.
Помогает взять воздушный шар и надувать его.
Закройте глаза и представьте морокой берег, цветущий весенний сад, заснеженный парк и то, как вы веселитесь там с малышом.
Помогут любые техники медитации.. Мамам в состоянии затянувшегося стресса или послеродовой депрессии, нужно постараться уделять хотя бы немного времени себе

Мамам в состоянии затянувшегося стресса или послеродовой депрессии, нужно постараться уделять хотя бы немного времени себе.

Последствия физических наказаний для ребенка

Шлепки и удары, призванные воспитать ребенка приводят к росту агрессии. Даже если кажется, что малыш успокоился, обида, злость, разочарование, страх никуда не пропадают.

Малыш боится мамы

Почему никогда нельзя бить детей:

  • малыш теряет поддержку в лице родителей;
  • он понимает, что слабый всегда подчиняется сильному;
  • малыш не может сопротивляться тому, кто выказывает свое превосходство.

Физическое наказание – травма для ребенка. Она останется на всю жизнь, в той или иной мере она проявится.

Несколько мифов о физическом наказании

Есть мнение, что физическое наказание – это способ воспитать сильного и уверенного в себе человека. Но это не так.

Ребенок, которого бьют, медленнее развивается, он сложнее адаптируется к новым условиям, ему трудно искать друзей. Ведь у него не получается доверять людям, он не может на них положиться, потому что когда-то, ударив, его предали родители. Он сторонится незнакомых, особенно тех, кто выше его и сильнее физически. Он знает, что они могут его обидеть и будут правы. В голове сформировалась установка – прав тот, кто сильнее, слабый всегда должен отступать.

Девочка боится и терпит унижения

Родители думают, что подзатыльник или шлепок по попе – единственный и действенный способ заставить сына или дочь слушаться. Но это ошибка. Ребенок только учиться ориентироваться в жизни, он должен знать не только о своих эмоциях, но и о переживаниях родителей.

Мамам и папам надо озвучивать свои чувства. Нет ничего плохо в том, что они злятся, негодуют, но недопустимо выражать свой гнев через рукоприкладство. Лучше описать эмоции, объяснить малышу, с чем они связаны.

Шлепки ведут к тому, что доверие исчезает, кроме боли появляется и ненависть. Родители остаются главными людьми в жизни, но ребенок обижен на них, злится. В итоге все равно негативные эмоции отодвигаются на второй план, малыш игнорирует их. Так он справляется и с другими чувствами, пряча их. Во взрослой жизни такой человек не в состоянии выражать эмоции, плохо понимает, что чувствует сам, а какие переживания навязаны обществом.

Методы поощрений

Детей обязательно нужно и поощрять, и наказывать. Ребенок — маленькое, до конца не сформированное существо, он не знает границ, у него нет четких рамок, нет понимания жизни. Все, что он знает, — это то, что вложили в него мы. Хорошие поступки ребенка, его победы, старания и усилия обязательно нужно поощрять. И самое лучшее поощрение для ребенка — это признание и похвала родителей.

Чем больше ребенок слышит ободряющих, теплых слов от папы и мамы, тем лучше он развивается, тем легче учится, становится сильнее и увереннее в себе.

Мы хвалим детей постоянно. Девочкам все время говорим, какие они красавицы и умницы. Поощряем каждое их достижение, стремление помочь, проявление сострадания и милосердия. Могу сказать, что у этого метода уже есть свои плоды: их сердца впитали так много любви, нежных слов, теплых взглядов, поцелуев и объятий, что они просто не могут этим не делиться с миром!

Почему родители применяют физическое наказание

Родители прибегают к физическому наказанию детей, в случаях когда:

  • Сами в детстве подвергались насилию и переняли такую модель поведения от папы и мамы.
  • Имеют психологические проблемы или даже отклонения. Возможно, склоны к садизму или находятся в состоянии депрессии.
  • Не обладают знаниями в сфере воспитания или ленятся применять педагогический подход. Как показала практика, ударить значительно проще, чем поговорить, выслушать, объяснить и найти компромисс.
  • Хотят самоутвердиться подобным образом.

Причин применения к детям физического насилия и жестокого обращения в семье значительно больше и они индивидуальны.

Альтернативы шлепкам и подзатыльникам

Как мы увидели, кажущаяся простота наказания оборачивается большими сложностями в будущем. Если же мы с раннего возраста малыша выбираем сложный путь воспитания в традициях уважения, диалога, передачи посильной ответственности, то получаем совершенно другого ребёнка и другие взаимоотношения с ним.

Вот несколько методов, которые помогут перейти от побоев и наказаний к уважительному воспитанию.

Замените наказания практикой естественных последствий. Сказать «надо, а то накажу» — проще. Сложнее принудить с помощью наказания сделать что-то с энтузиазмом и инициативой. Между «родитель хочет, чтобы ребёнок хотел делать и делал» и «желания ребёнка и его возможности» лежит пропасть, и перекинуть мост через неё можно только из взаимопонимания, поиска компромиссов или способов сотрудничества. Начать рассуждать с позиции «твои потребности», «мои потребности» и что мы можем сделать друг для друга, чтобы каждый получал хорошее от того, что мы вместе.

Когда мы моделируем естественные последствия и даём принимать решения, каждый возможный исход для ребёнка — это практика в ответственности.

Рассмотрим на примере, когда двухлетний малыш разбил чашку. Любая реакция взрослых вызовет ответную реакцию. Сравните:

  • Ребёнок нечаянно разбил чашку, и его за это побили → «Я неуклюжий»
  • Нарочно разбил чашку, и его за это побили → «Я вредитель/плохой»
  • Нечаянно разбил чашку, а ему показали, как убрать осколки и откуда достать запасную чашку → «Я знаю и умею действовать в подобных несчастных случаях»


Вместо того чтобы плакать от побоев, малыш спокойно учится исправлять свои ошибки

Когда мы наказываем ребёнка за промах, то бросаем его наедине с проблемой: «Вот так — плохо. Почему ты так делаешь — не знаю, и знать не хочу. Сам догадывайся, как можно сделать то, что тебе нужно, и не огрести за это. Да, пока будешь придумывать, я тебя ещё несколько раз поколочу за неудачные идеи». При таком подходе взрослый не смотрит на ситуацию глазами ребёнка и не знает, что именно им движет. Он просто называет происходящее плохим поведением.

Подготовленный родитель понаблюдает, сделает выводы и предложит альтернативу. А малыш вместо неудачи почувствует успех.

Вникать в происходящее затратно, но при этом мы даём ребёнку именно то, в чём он нуждается, помогаем найти способы быть хорошим. Сами учимся вести переговоры и узнавать другого человека, и учим тому же сына или дочь.

Давайте больше самостоятельности. Организованная с учётом возможностей и потребностей возраста среда позволяет ребёнку успешно проявлять инициативу, учиться делать выбор, действовать самостоятельно. Такая альтернатива наказанию — ценнейший подарок, который можно дать своим детям.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства дома

Уберите накал эмоций из нежелательных ситуаций. А в моменты, когда ребёнок сотрудничает, соблюдает правила, доводит до конца начатое — давать больше качественного общения. Не концентрироваться на плохом, фокусироваться на успехах, замечать их и давать самому похвалить себя за удачу, используя описательную похвалу.

Контейнируйте эмоции. С малышами своевременное контейнирование эмоций может практически моментально в разы сократить количество проблемных эпизодов. Контейнирование — это когда взрослый забирает себе часть детской боли, разрешает открыто поплакать и проговорить свои эмоции.

Планируйте качественно проведённое время. Это время, которое мама или папа тратят на то, чтобы быть именно с ребёнком. Максимально видеть его самого — переживания, нужды и эмоции такими, какие они есть. Это та самая суть человеческих взаимоотношений и соприкосновение душ.

Оно происходит, когда нет оценивания:

  • справляешься/не справляешься,
  • хороший/плохой,
  • сделал/не сделал.

Качественное время — это то, что мы сами хотим от других людей: душевное тепло, совместно разделённый опыт, общие занятия, интересности и впечатления.