Занятия с малышом

Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.

Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы

Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями

Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.

С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.

Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».

Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.

К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:

  • развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
  • обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
  • для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,

Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.

Игрушки

Игротека ребенка уже стала достаточно большой. Разнообразие требует некоторых мер по оптимизации игрового пространства карапуза. Следует:

  • Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
  • Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
  • Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
  • Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
  • Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
  • Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.

На 11-м месяце жизни ребенка наиболее полезными для игровых целей считаются:

Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия

Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки

Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.

Подбирая игрушки для малыша, в первую очередь, стоит ориентироваться на предпочтения крохи и возрастную оценку производителя. Избегайте предметов из легко поддающихся деформации материалов, с мелкими деталями и некачественным окрашиванием. Старайтесь контролировать целостность вещей, своевременно убирать сломанные или треснутые вещи.

Главные составляющие распорядка

Распорядок дня 11-месячного малыша практически не отличается от режима ребёнка в 10 месяцев. И те же принципы могут сохраняться в 12 месяцев, если родителям и чаду комфортно. Изменения могут затрагивать лишь кратность и продолжительность сна, а также развлечения и питание (незначительно).

Распорядок включает следующие обязательные составляющие:

Питание

Родители должны уделять внимание рациону, кратности приемов пищи и объемам порций.
Сон – важная составляющая режима. Ребенок должен полноценно спать ночью и отдыхать для восстановления сил среди дня

Малыш в 11 месяцев может спать единожды или дважды.
Гигиена – неотъемлемая часть жизни. За гигиеной малыша следят родители.
Игры и занятия необходимы для гармоничного, своевременного и разностороннего развития, поэтому данной составляющей также следует уделять внимание.
Прогулки. Свежий воздух необходим ребенку.

Эти составляющие должны присутствовать в режиме любого одиннадцатимесячного ребёнка, и они комбинируются и чередуются в течение дня.

Таблица

Ниже представлена таблица по часам, демонстрирующая примерный распорядок дня 11-месячного ребёнка, который спит днем дважды:

Временные промежутки Занятия
С 6 часов до 6:30 утра Пробуждение и утренняя гигиена (смена подгузника)
С 6:30 утра до 6:45 Утреннее кормление либо грудным молоком, либо смесью
С 6:45 до 8:30 Гимнастика, а также проведение обязательных гигиенических процедур: умывания, чистки зубов, расчёсывания
С 8:30 до 9:00 Завтрак
С 9 утра до 10:00 Игры либо занятия, сборы на прогулку.
С 10 часов утра до 11:30 Прогулка
С 11:30 до 13 часов дня Первый дневной отдых
С 13 часов до 13:30 Обед
С 13:30 до 15:30 Активные игры, развлечения, занятия
С 15:30 до 16 часов Полдник и подготовка ко сну
С 16 часов до 18-и Второй дневной отдых
С 18-и часов до 18:30 Общение
С 18:30 до 19-и часов вечера Ужин
С 19-и часов до 20:00 Прогулка или домашние игры
С 20-и часов до 20:30 Спокойные занятия, например, чтение
С 20:30 до 21 часа Подготовка к ночному сну с купанием и чисткой зубов, кормлением смесью либо молоком по необходимости
С 21 до 6-и часов утра Полноценный ночной сон

Если ваш одиннадцатимесячный ребенок спит днем один раз, то для него режим дня будет следующим:

Временные промежутки Занятия
С 6-и часов утра до 6:30 Пробуждение, смена подгузника
С 6:30 до 6:45 Первое кормление либо грудным молоком, либо молочной смесью
С 6:45 до 8:30 Гигиенические процедуры (умывание с чисткой зубов, расчесывание) и выполнение гимнастики
С 8:30 до 9-и часов утра Завтрак
С 9-и часов утра до 10:30 Занятия дома и сборы на прогулку
С 10:30 до 12-и часов дня Прогулка на свежем воздухе
С 12-и до 13-и часов дня Общение, домашние занятия
С 13-и часов до 13:30 Обед
С 13:30 до 16:30 Единственный дневной сон
С 16:30 до 17-и часов Пробуждение, полдник
С 17-и часов до 18:30 Игры в домашней обстановке
С 18:30 до 19-и часов вечера Ужин
С 19-и часов до 20-и Вторая прогулка
С 20-и часов до 20:30 Спокойные занятия в домашней обстановке
С 20:30 до 21 часа Подготовка к ночному сну, купание с чисткой зубов, кормление молоком или смесью (при необходимости)
С 21 часа до 6-и утра Ночной сон

Указанные в таблице временные интервалы примерны. При составлении распорядка дня учитывайте индивидуальные особенности своего 11-месячного ребёнка.

Сон и режим дня

На 12-м месяце жизни большинство малышей переходят на одноразовый дневной сон, длительность которого составляет около 3-4 часов. Ночью кроха спит 10-11 часов.

Соблюдение режима дня в данном возрасте – гарантия гармоничного развития ребенка. Крепкий, здоровый сон в одно и то же время дает организму малыша отдохнуть и набраться сил для активного познания окружающего мира, тренировки навыков и умений, сохранения бодрого и веселого настроения. Опытные родители знают, что если малыш выспался, то у него хороший аппетит и повышенный интерес к играм и развивающим занятиям.

Единого режима, подходящего всем детям этого возраста, не существует. Взрослым необходимо придерживаться индивидуального графика их ребенка, ориентируясь по типу личности и предпочтениям карапуза. Желательно соблюдать только время отхода на ночной сон (22.00). С 21.00 до 01.00 в организме спящего крохи вырабатываются важные гормоны, способствующие гармоничному развитию и здоровью.

Чтобы кроха хорошо спал днем и ночью, необходимо как можно чаще выводить его на прогулку. Свежий воздух и впечатления от увиденного, положительно сказываются на темпах развития, способствуют хорошему аппетиту. В летнее время прогулки лучше совершать в утреннее и вечернее время, избегая игр под палящим солнцем. В зимнее время, особенно в сильный мороз, желательно сократить время прогулки и совершать ее ближе к обеду.

На 12-м месяце жизни, частым явлением бывает сбой в режиме сна и бодрствования. После прорезывания зубов или болезни, крохи путают день и ночь, начинают активничать в ночное время суток, сбивая не только свой ритм, но и мамин. При появлении признаков смещения времени бодрствования на ночной сон, взрослым стоит позаботиться о перестройке организма малыша на правильный режим. Это сложное, но выполнимое действие.

Чтобы перестроить кроху на правильный режим необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Хорошо проветривать комнату ребенка;
  • Если малыш все еще спит 2 раза в день, вместо второго сна предложите ему поиграть или заняться творчеством, пойте и всеми силами отвлекайте от попыток уснуть;
  • На ночь покупайте кроху в теплой, но не горячей ванной. Пусть он поиграет с водой, поплещется;
  • Сделайте в комнате приглушенный свет и сохраняйте спокойную атмосферу в течение часа до сна;
  • Прочитайте сказку, спойте колыбельную, укачивайте на руках.

Перейти на нужный график может не получиться с первого раза, но не отчаивайтесь и не прекращайте попыток, ведь режим дня для ребенка 11-го месяца жизни – важная составляющая гармоничного развития.

Психическое развитие

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный карапуз уже демонстрирует признаки развитого интеллекта: без труда понимает ваши просьбы, реагирует на запреты, выполняет элементарные мыслительные операции. Главные достижения ребенка в 11 месяцев:

  • имитирует многие жесты и действия родителей («читает» газету или книгу, подносит телефонную трубку к уху, «варит» суп в игрушечной кастрюльке), часто игрушкам предпочитает «взрослые» предметы: телефон, пульт от телевизора, ложки, тарелки;
  • играет в сюжетно-ролевые игры с персонажами, разыгрывает знакомые ситуации (укачивание или кормление кукол, купание пластиковых уточек, поход в магазин);
  • узнает многие части тела, умеет показывать их на себе или игрушке, а также знает названия своих игрушек и может подавать их по просьбе;
  • умеет строить невысокие башни из нескольких кубиков, вкладывать один предмет в другой, собирать пирамидку;
  • активно жестикулирует и включает мимику для выражения каких-либо чувств: отрицательно качает головой или хмурит брови в знак несогласия, утвердительно кивает, машет ладошкой на прощание, тянет ручки, если хочет объятий;
  • овладевает простыми мыслительными операциями: учится обобщать (объединять предметы в группы по общему признаку) и конкретизировать (выделять один предмет из множества похожих);
  • умеет манипулировать родителями и хитрить, чтобы добиться желаемого: например, сообразив, что мама становится сговорчивее, когда он плачет, карапуз примется лить слезы по любому поводу.

Одиннадцатимесячный малыш любит, когда его хвалят. За ласковые слова одобрения он готов сделать невозможное: достать игрушку с высокого стола, самостоятельно сделать несколько шагов к маме, выполнить ее требование. И хотя похвала является мощным стимулом для развития новых умений, постарайтесь не злоупотреблять ею. У ребенка не должна сформироваться зависимость от одобрения окружающих.

Способы развития психики

  1. Дайте ребенку возможность освоить «взрослые» занятия: вручите ему игрушечную метелку, чтобы он помог вам убраться в доме, или предложите помыть ложки в тазике с водой, пока вы моете остальную посуду. Он с огромным удовольствием оторвется от детских игрушек, чтобы составить вам компанию. Если одиннадцатимесячный малыш научится в игровой форме выполнять домашние дела, то и в будущем у вас не возникнет проблем с невымытой посудой, неподметенным полом или разбросанными по комнате грязными вещами.
  2. Играйте с малышом в сюжетные игры: учите девочек катать кукол в колясках и кормить плюшевых медвежат, а мальчиков – играть с машинками. Ведь именно через сюжетно-ролевую игру малыши усваивают общественно одобряемые стереотипы поведения, алгоритмы действий и нормы морали.
  3. Совершенствуйте мыслительные способности ребенка, учите его находить определенный предмет из ряда подобных. Для этого положите перед ним несколько разноцветных кубиков и попросите принести зеленый. Если малыш уже знает основные цвета, он сможет выполнить вашу просьбу. Затем попросите у него самый маленький или самый большой кубик. Чем больше признаков знает ребенок, тем более разнообразной может стать игра.

Как правильно вводить прикорм

Как только вы введете прикорм, переводите ребенка на 5-разовый режим приема пищи. Давать малышу еду нужно по следующим правилам:

давайте ребенку детское питание промышленного производства. Продукты, содержащиеся в таких товарах, экологически чистые, имеют безопасный состав и измельчены как раз для детей. Если вы хотите давать ребенку только домашнюю еду, то подбирайте только качественное сырье. Продукты должны быть сбалансированно подобраны и измельчены с помощью мясорубки или блендера;
первый прикорм должен быть жидким. Если младенцу дать густую пищу, с глотанием могут возникнуть трудности. Если малыш страдает аллергией, прикорм нужно давать с 5,5 месяцев и включать в рацион только гипоаллергенные продукты. Учитывайте реакцию на аллергены и индивидуальную непереносимость;
на первых этапах введения прикорма предлагайте малышу еду с ложечки перед прикладыванием к груди. Не кормите малыша насильственно – это спровоцирует отрицательный рефлекс на густую пищу и приучить ребенка к ней будет намного сложнее

Если какой-то продукт все-таки не понравился, продолжайте осторожно предлагать его малышу. Со временем ребенок привыкнет, и у него сформируются правильные пищевые привычки;
питание ребенка в 5 месяцев нужно начинать с однокомпонентных блюд;
на первых порах осуществляйте кормление в первой половине дня

Постепенно вводите прикорм в более позднее время и постоянно следите за реакцией малыша;
увеличивайте объем продуктов постепенно. Вначале давайте ребенку по половинке ложки и в течение следующих 10 дней увеличивайте дозу. Если это продукты из одной категории (например, новые крупы или новые каши) дозировку можно увеличивать гораздо быстрее;
если у малыша острое заболевание или период до или сразу после прививки, новые продукты вводить крайне не рекомендуется. Подождите несколько дней, после чего смело добавляйте в рацион малыша новые овощи, крупы или фрукты.

Не меняйте продукты в прикорме резко. Вводите новое блюдо постепенно, по чуть-чуть разбавляя им продукт, с которым малыш уже знаком. Например, давайте младенцу картофельное пюре, каждый день по немного увеличивая объем продукта. Через неделю разбавьте картофель чайной ложкой пюре из капусты. Еще через семь дней добавьте морковь. Так ребенок постепенно приучится к многокомпонентным блюдам, одним из которых станет овощное пюре из трех ингредиентов.

Особенности развития ребенка в 11 месяцев

     Развитие ребенка в 11 месяцев должно быть уже на достаточном уровне. На вопрос что ребенок умеет в 11 месяцев можно ответить смело, что он должен активно ползать на четвереньках, раскачиваться, стоя на четвереньках, сидеть с прямой спиной при вытянутых ногах, хорошо сидеть на стуле, подтягиваться вверх за мебель, чтобы встать, ходить боком, придерживаясь за прутья манежа и мебель, идти вперед, когда подают руки. Конечно, это все индивидуально и не стоит придерживаться конкретных критерий в развитии детей. Некоторый дети могут активно начать ходить намного раньше, а другая часть малышей, наоборот ведут менее подвижный образ жизни и ходить соответственно будут позже, в этом нет ничего страшного.

Что нового умеет ваш малыш в возрасте 11 месяцев

     Также ребенок должен подавать игрушку родителям, при взятии кубика его рука разжимается соответственно размеру игрушки, одной рукой может взять два кубика, двумя руками одновременно берет три кубика. Может найти игрушку под емкостью, спрятанной в коробке, может извлечь игрушку из емкости, специально может сбрасывать предметы со стола, подтягивает к себе за веревку автомобиль, благодаря чему начинает формироваться манипуляция с игрушками.

Что ребенок умеет в 11 месяцев в речевом развитии?

     Ребенок начинает быстро и часто говорить короткие слоги, крутить головой, что обозначает слово «нет», начинает произносить первое осмысленное слово, по просьбе машет ручкой, что обозначает до свидания, понимает запрет.
Вроде, кажется ребенок в 11 месяцев такой маленький, но поверьте, они многое осознают, а понимают они в шесть раз больше, чем могут воспроизвести, поэтому дети четко могут распознать, с каким тоном с ним разговаривают. Он будет улыбаться, если его одарят похвалами и сделают комплементы, и будет прерывать, если его будут бранить. Также приятным просмотром является умение ребенка самостоятельно есть сухарь и попытки пить из чашки.

Питание ребенка в 11 месяцев

     Питание ребенка в данном возрасте уже можно приравнять к питанию годовалого ребенка, и оно уже напоминает взрослую пищу, за исключением острого и жаренного. На усмотрение матери и потребности самого ребенка можно продолжать давать на ночь молочную смесь или грудное молоко, но к году и ночи должны быть уже без молока, по крайней мере, нужно стараться. Если же ребенок ну никак ночью не хочет спать без бутылочки молока, то не стоит его насиловать отказом от ночной еды. И все-таки нужно стараться отучить ребенка от груди и от ночных кормлений, ночью животик должен отдыхать, а не переваривать молоко, да и стоит подготавливать ребенка к взрослой жизни, ведь в этом возрасте это сделать намного легче.

Советы по питанию ребенка в одиннадцать месяцев

     Утром обязательно в рационе должна быть каша, можно уже переходить на не перемолотые каши, сваренные из цельного зерна. Выбор круп на рынке огромный. Можно варить и овсяную кашу, полезную для желудка, и гречневую, повышающую уровень гемоглобина в крови, и манную, отличающаяся своим нежным вкусом и многие другие. Обед ребенка должен состоять обязательно из супа с кусочками мяса и соответственно на мясном бульоне, с овощами. Желательно уже приучать ребенка к грубой пище и стараться уже не так мелко измельчать продукты, ведь у детей уже есть несколько зубов, а десна стали жесткими. И обязательно в рацион питания ребенка должны входить такие продукты, как творог, молоко, рыба, яйца. В перекусы малыша можно угощать печеньем, сухарями, фруктами и сухофруктами.
Дети так быстро растут и каждый возраст по-своему прекрасен. Нужно запоминать наиболее сладостные моменты и хранить в своей памяти, именно с ними приятней и добрее живется.

Какой он 10-ти месячный малыш

Индивидуальность детей на 11-м месяце жизни проявляется все больше. Одни малыши очень быстро ползают, другие – пробуют ходить без опоры, третьи – расширяют словарный запас, четвертые – сидя, изучают игрушки, развивая логическое мышление и мелкую моторику. Каждый из этих вариантов является нормой для 10-ти месячного карапуза

Но не нужно забывать о необходимости всестороннего развития, привлекая внимание крохи к разным видам деятельности, подвижным играм, развивающим занятиям

Если посмотреть на тело и мышцы крохи, то заметно, как улучшился тонус мышц, развилась способность координировать свое тело, находить варианты движения, позволяющие быстрее достигнуть задуманной цели. Иногда может показаться, что малыш в этом возрасте обладает огромным запасом энергии, выпускаемой на игры и изучение окружающего мира. Пришло время, когда кроха уже не задерживается на одном месте надолго. По-пластунски, на четвереньках, придерживаясь за стенки, карапуз пытается покинуть привычное место и посмотреть, что за дверью, стенкой, окном. Небольшие пороги, предметы, стоящие на пути, кроха пытается преодолеть, отодвинуть или обойти. Настойчивости ребенка на 11-м месяце жизни можно только позавидовать. Рекомендуется стараться отвлекать малыша от нежелательных действий предложением заняться чем-то интересным. Постоянное одергивание от занятий без предложения альтернативы в большинстве случаев просто расстроит ребенка, а не отвлечет от задуманного.

Умение сидеть стало практически совершенным. Кроха больше не падает, если тянется за игрушкой, может свободно играть обеими руками, ворочать головой в разные стороны. В 10 месяцев жизни не стоит оставлять карапуза сидеть на возвышении без контроля со стороны взрослых. Если нужно отойти, посадите малыша в кроватку или на пол, предварительно оценив безопасность предложенного для изучения пространства.

Новым умением, интересным для ребенка в этом возрасте, становится стремление научиться залазить и слазить с окружающей мебели. Если с подъемом вверх карапуз быстро справится самостоятельно, то правильный спуск необходимо показать. Безопасным является способ слезть с дивана лежа на животе, поочередно спуская одну ногу за другой. Когда малыш подползает к краю, нужно показать, как перевернуться на живот и медленно спустить ноги вниз с высоты. Недопустимо разрешать крохе самостоятельно спускаться лицом вперед. Чтобы кроха понял, как правильно переходить с возвышения вниз, применял это умение постоянно понадобится некоторое время и терпение. Но благодаря им, ваши усилия будут оправданы, ведь так маленький исследователь не поранится и не ударится.

На 11-м месяце все больше проявляется стремление малыша выполнять многие действия самостоятельно. Но при этом он явно выражает желание, чтобы мама или папа в это время были рядом с ним. Такое поведение говорит о доверии к родителям, которые подстрахуют в любой момент и помогут достичь желаемого. Рекомендуется соблюдать баланс в помощи и предоставлении самостоятельности. Пусть карапуз пробует свои силы и старается выполнить простые действия сам, а вы подсказывайте и помогайте в ситуациях, где он затрудняется понять, как нужно делать правильно. Общий тон объяснений и демонстрации движения должен быть положительным, стимулирующим на достижение цели. Постоянное одергивание и употребление слов-запретов (нельзя, нет) могут спровоцировать снижение любознательности, что отразится на общем темпе развития.

Для большинства детей на 11-м месяце жизни наступает момент первой пробы пройти без опоры стены или мебели, отпустив мамину руку. Сложность освоения навыка самостоятельной ходьбы без опоры не только в физическом развитии тела, но и психологическом настрое. Каждый карапуз преодолевают страх перед самостоятельным хождением в свое время, если в ближайшие 4 недели малыш не справится со своим страхом, не переживайте. В норме ребенок должен начать самостоятельно ходить к 14-16 месяцам.