Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

От комфортного эмоционального состояния ребенка зависит его психическое развитие. Месячный малыш полностью зависит от мамы, их ни в коем случае нельзя разлучать. Крохе важен постоянный телесный и зрительный контакт. Мама должна реагировать на все нужды младенца, поскольку в первый месяц налаживается коммуникация.

Психическое развитие новорожденного оценивается по наличию или отсутствию основных рефлексов. В первый месяц жизни двигательные навыки слабо развиты, малыш только познает себя, осваивает свое тело, поэтому он все делает рефлекторно.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Основные рефлексы ребенка в первый месяц жизни:

  • Сосательный. Он жизненно необходимый для грудного ребенка. Если дать младенцу грудь или пустышку, начинается сосание. При отсутствии этого рефлекса у младенца подозревают тяжелые неврологические патологии.
  • Хоботковый. Если провести пальцем возле рта, то ребенок вытягивает губы трубочкой.
  • Бауэра. Если положить новорожденного на живот и подставить ладошку к стопам, то он непременно начнет отталкиваться ножками и пытаться ползти.
  • Подошвенный. Если провести пальцем по стопе малыша, он отдернет ножку.
  • Хватательный. Если положить палец в ладошку, то кроха схватится за него своими пальчиками.
  • Защитный. Если перевернуть малыша на живот, он попытается повернуть головку в сторону, чтобы не задохнуться.
  • Опорный. Нужно взять под руки младенца так, чтобы он упирался стопами в пол или стол. Почувствовав твердую опору под ногами, он будет имитировать ходьбу.

По мере развития большинство младенческих рефлексов угасают, но малыш осваивает новые.

Что еще должен уметь ребенок к 1 месяцу? Если психологическое развитие малыша нормальное, то умения следующие:

он может концентрировать внимание на неподвижных предметах;
всматривается в лицо родителей, если низко над ним склониться;
водит глазами за движущимися объектами;
умеет агукать, улыбаться;
реагирует на свет прищуриванием глаз, на громкий звук – плачем;
умеет выражать позитивные или негативные эмоции;
узнает родителей по внешнему виду и голосу, когда ребенок видит знакомое лицо, он начинает дергать ручками и ножками, улыбается.

Кроха в 1 месяц умеет делать достаточно много по сравнению с периодом новорожденности. Но раннее развитие индивидуально, иногда малыши осваивают определенные навыки лишь ко второму месяцу.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Младенец развивается быстрее, если с ним заниматься. Ребенок в 1 месяц большую часть времени спит, в общей сложности он бодрствует всего 3–4 ч. В это время мама должна находиться рядом и чем-то занимать малыша. Нужно постоянно с ним разговаривать, рассказывать об окружающем мире. Да, он ничего не понимает, но в 1 месяц закладываются речевые навыки.

Полезно включать тихую музыку, поскольку она активизирует работу головного мозга. Маме нужно как можно чаще улыбаться, брать младенца на руки, гладить, целовать. Ему нужна забота и защита.

Полезен легкий массаж тела, особенно после купания. Он успокаивает, положительно влияет на нервную систему, устраняет повышенный тонус мышц.

Для усовершенствования рефлексов необходимо вкладывать в ручки малышу свои пальцы, погремушки.

Первые «агу»

К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».

Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:

  1. С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
  2. Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
  3. На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.

Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.

Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.

К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.

Что должен уметь ребенок

Навыки новорожденного, когда ему уже исполнится целый месяц:

  • Месячный ребенок уже умеет следить взглядом за игрушкой;
  • Может узнать голос мамы среди остальных, знает ее прикосновения и запах;
  • Находясь в положении на животике, может приподнять головку и удерживать ее до 5 секунд, далее начинает кряхтеть;
  • Фиксирует взгляд. Ребенок начинает всматриваться не только в неподвижные предметы и лицо мамы, но и замечает те объекты, которые движутся, если они имеют крупный размер и яркую окраску;
  • У младенца появляется умение тужиться, когда хочет сходить в туалет по-большому;
  • Ребенок уже способен различить красные, черные, желтые и белые цвета, а также клетку и линию. Также месячный младенец уже хорошо узнает мать;
  • Когда ребенок слышит громкие или резкие звуки, он вздрагивает или замирает. Иногда звук так сильно пугает младенца, что он начинает громко плакать;
  • Появляются звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому такую первую речь малыша также называют агуканьем;
  • При контакте с мамой, папой или другими близкими малыш начинает улыбаться, особенно, когда слышит поздравление в свою сторону.

Дополнительная информация. В месячном возрасте настроение у деток очень нестабильное, они часто проявляют беспокойство. У них либо все хорошо, тогда они ведут себя спокойно, улыбаются, хорошо спят. Либо все плохо, они беспокойные, заливаются плачем, начинают жаловаться на что-либо, и никто не в состоянии их успокоить. Такое поведение встречается довольно часто.

Младенец улыбается в один месяц

Уход

В первый месяц жизни важно создать малышу условия, максимально приближенные к условиям внутри материнской утробы. Поэтому важно чаще носить ребенка на руках, слегка затемнять помещение, поддерживать комфортную температуру и влажность воздуха (50-70%)

Поговорим о правилах ухода за крохой подробнее.

Кожа и слизистая

Кожа новорожденного нежная и тонкая, поэтому важно максимально ограничить ее от любых раздражителей. Малыша нужно регулярно подмывать проточной водой, для профилактики опрелостей делать воздушные ванны по 10-15 минут 2-3 раза в день

Подмывайте ребенка с мылом только при сильных загрязнениях. Выбирайте детское мыло и влажные салфетки с нейтральным PH, чтобы не спровоцировать раздражение на коже.

Как правильно дышать и расслабляться в родах,
чтобы родить легко без осложнений?Зарегистрируйтесь на наш бесплатный мастер-класс
и сразу после регистрации получите в подарок
видеоурок «Как обезболить роды?»Получить бесплатно

Для чистки носа и ушей не используйте ватные палочки, так как они могут повредить слизистую. Лучше для этих целей брать палочки с липким слоем и аккуратно подцеплять с краю засохшие сопельки. Глазки лучше чистить ватным диском, смоченным чистой водой. Движения должны быть направлены от внешнего уголка к внутреннему.

Стрижка ногтей

Отросшие ногти нужно своевременно стричь, чтобы малыш не поцарапал себя. Делать это лучше с помощью специальных ножниц со скругленными концами. Такие ножницы должны быть качественными, иначе постричь ими ногти будет сложно. Проводите процедуру бережно: аккуратно захватите пальчик ребенка и слегка оттяните подушечку, чтобы освободить ногтевую пластину от кожи, потом обрежьте выпирающую часть ногтя. Не стригите слишком глубоко. Чтобы малыш в процессе не одергивал ручку, лучше стричь ногти во время сна или сосания груди.

Нужно ли пеленать?

Раньше считалось, что пеленать кроху нужно обязательно, как минимум еще неделю после роддома. Сегодня этот миф развеян и большинство педиатров советуют сразу одевать ребенка в пеленки-распашонки. Во-первых, при пеленании малютке труднее дышать. Во-вторых, это мешает ему принять удобное положение, сковывает двигательную активность.

Как правильно купать

Чтобы водные процедуры проходили легко и быстро, заранее подготовьте место, куда вы принесете малыша после купания – это может быть пеленальный столик или кроватка. Постелите одеяло или пеленку, положите рядом сменную одежду, детское косметическое масло. После можно подготовить ванную комнату к проведению процедур:

  • в ванночку наберите теплую воду, оптимальная температура – 36-37 градусов;
  • положите рядом ковшик для ополаскивания;
  • повесьте полотенце так, чтобы вы без труда до него дотянулись с ребенком на руках. При этом лучше, если оно будет теплое, когда вы будете доставать малыша.

Перед купанием убедитесь, что в ванной достаточно тепло, нет сквозняков. Медленно погрузите кроху в воду, начиная с ног. Придерживайте ребенка так, чтобы голова находилась над поверхностью воды. Ничего, если ушки будут периодически опускаться в воду, главное не лить в них струей. Когда процедура завершена, ополосните малыша из ковшика и закутайте в полотенце. После купания можно обработать складки детским маслом.

Как держать и брать младенца

Брать кроху следует, аккуратно, создавая поддержку для головы ребенка, шеи, позвоночника и придерживая за попу. Держать ребенка можно, например, в любом из следующих положений:

  • Колыбелька. Ребенок лежит на руках в горизонтальном положении, слегка повернут животом ко взрослому. Шея и голова лежат на локтевом сгибе, нижнюю часть спины и попу придерживаем ладонью.
  • На животе. Ребенок расположен горизонтально лицом вниз, как бы полубоком – спина слегка развернута ко взрослому. Одна рука придерживает грудь и подбородок, другая расположена между ног и поддерживает нижнюю часть живота.

Главное правило – всегда придерживать головку ребенка, так как шея еще очень слабая. Вертикально можно держать его, только когда он научится удерживать голову самостоятельно.

Больше подробностей об уходе за новорожденным вы узнаете в нашей статье.

Как развивать малыша в 1 месяц

Ребенок в первый месяц своей жизни начинает изучать окружающие его предметы и людей. Будет отлично, если мама или папа (или вместе) ему помогут в этом.

Какими способами развивать ребенка в первый месяц жизни:

Много разговаривайте с грудничком. Доказано, что те дети, с которыми мама общалась в первые недели жизни, развиваются и начинают говорить гораздо быстрее, чем сверстники. Не знаете о чем говорить с крохой? Да обо всем, что видите. Расскажите, что сегодня за день, какая за окном погода, во сколько придет папа, куда вы с ним пойдете, во что оденетесь и другое, что считаете нужным.

Читайте сказки и стихи. И не обращайте внимания, что он якобы вас не слушает. Придет время и он в развитии докажет, что внимательно все слушал.

Научите фокусировать взгляд на предметах. В качестве развивающего приспособления подойдет любая игрушка – мягкая или погремушка. Возьмите в руки предмет, словите взгляд “ученика” и медленно водите в разны стороны. Кроха будет водить глазками по сторонам, куда “уходит” интересный ему предмет.

Слушайте с крохой музыку. Это может быть классическая спокойная или тихие колыбельные песенки. Включайте музыку ненадолго, обычно малыши издают звуки беспокойства, когда им надоедает данный процесс.

Включайте почаще музыкальную карусель

Это научит ребенка прислушиваться к звукам, а также фокусировать внимание на предметах, которые двигаются. Также это отличный вариант для мамы побыть минут 5 наедине с собой, к примеру, попить вкусный чай.

Выкладывайте чаще на животик и держите столбиком кроху

Такие действия будут способствовать самостоятельному удержанию головки.

Развивайтесь в ванной. Наденьте на кроху безопасный круг для плавания и опустите малыша в теплую водичку, пусть он почувствует новые ощущения, через малое время он начнет активничать в ванной. В случае, если малютка плохо реагирует, раздражается на воду, то попробуйте погрузиться вместе в ним, покажите ему игрушки для купания и не забывайте комментировать, что вы в этот момент с ним делаете.

Играйте в игры. Переверните кроху на животик, возьмите в свои руки погремушку и медленно отводите на небольшое расстояние вверх. Так вы будете стимулировать грудничка поднимать голову вверх. Можно поиграть с малышом в игру “ку-ку”, накройте себя его одеялком или пеленкой и резко выгляните.

Делайте гимнастику и массаж. Ножками крохи можно имитировать движение велосипеда, а ручки скрещивать между собой. Помассируйте нежно каждый пальчик младенца. Также можно дотрагиваться не только пальцами, но и ватой или другим мягким предметом. Как делать массаж грудничку смотрите в видео.

Привяжите небольшую игрушку к коляске или кроватке, пусть малыш наблюдает за ней. В скором времени он потянет ручки за ней.

Если с малышом общается не только мама, но и папа и другие родственники, это способствует успешному развитию. Ведь каждый из них делает индивидуальный вклад.

Развитие памяти

У новорожденных детей в тканях мозга имеется огромное число нейронов, многие из которых отмирают с течением времени. Объем мозга уменьшается до трехлетнего возраста из-за того, что нейроны не участвуют в процессе умственной деятельности в этот период.

Многие специалисты уверены, что если нейроны нагрузить работой, то они останутся действующими. Включить их в работу помогут простые, но эффективные способы. Должна быть создана богатая впечатлениями среда, окружающая малыша. Ощущения, действия, цвета и звуки, которые будет замечать младенец, окажут стимулирующее действие на деятельность мозга, что благоприятно отразится на формировании памяти и интеллекта.

Память у ребенка развивается в несколько этапов:

  1. С 12 недели, находясь внутри утробы мамы, плод слышит и различает звуки.
  2. В первую неделю новорожденный привыкает к режиму дня, начинает узнавать запахи и звуки, предшествующие кормлению, например, запах молока, шум воды или стук ложки по горлышку бутылочки.
  3. Месячный малыш выучивает голоса мамы, папы и других членов семьи.

Физические данные ребёнка в 5 лет

В этот период у ребёнка формируется характер, становятся видны все промахи, которые допустили родители в предшествующие годы. Именно в этом периоде можно аккуратно подкорректировать характер, восполнить пробелы воспитания.

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – процесс непрерывный, на который влияет:

  • функциональное и морфологическое созревание органов, тканей и всех систем организма;
  • врождённые способности;
  • приобретённый опыт;
  • внутренний генотип;
  • окружающая среда.

После 3-летнего возраста снижается интенсивность роста, но изменяются пропорции, ребёнок начинает вытягиваться. После 5 лет особенно резко проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.

Согласно средним нормам физиологического развития, ребёнок 5-летнего возраста должен иметь показатели:

  1. Рост – от 95 до 116 см.
  2. Вес – от 14 до 20 кг.

В возрастной границе от 4 до 6 лет, ребёнок прибавляет 5–6 см в росте.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет:

  1. Бегать на длинные дистанции, 200–300 м, и не только по ровной местности, но и по пересечённой.
  2. Уметь координировать движения. Развивать её нужно при игре в мяч: он должен его ловко бросать и ловить обратно. Также сложно-координированные движения развиваются при действиях с карандашом, кистью, ножницами.
  3. Соблюдать равновесие. Проверить можно, наблюдая за тем, как ребёнок ходит по узкой дорожке.
  4. Лазать по шведской лестнице.
  5. Перепрыгивать через ступеньку, скакалку, подпрыгивать на одной ноге.
  6. Подтягиваться, отжиматься, хотя эти упражнения им даются плохо, потому что не очень развита мускулатура, но обучать их этому необходимо.
  7. Понимать значение пространственных понятий: что значит дойти до угла, повернуть направо, перейти на другую сторону.

Задача родителей состоит в том, чтобы проводить оздоровительные упражнения и мероприятия, которые способствуют:

  • развитию всех групп мышц, формированию осанки;
  • закаливанию организма;
  • повышению иммунитета.

Родители должны стимулировать интерес к физическим упражнениям, проводить закаливающие процедуры. Желательно всё это делать совместно.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыши в десять месяцев уже способны выполнить несложное задание родных. Изредка произносят отдельные слова, но продолжают болтать без умолку слоги, звуки. Понимают значения слов «нет», «пойдем». Если сердятся, то краснеют и поднимают ручку вверх. Свободно прогуливаются вдоль стены. Некоторые карапузы сами пьют из кружки и пользуются ложкой во время еды. К радости родных уже могут осознанно сидеть на горшке.

Десятимесячные дети умеют с легкостью переползать преграды, стараются дотянуться до полок. Крохи в этом возрасте любят рисовать, особенно на обоях. Им доставляет удовольствие открывать и закрывать коробочки. Детки понемногу пытаются ходить самостоятельно. Самое время начать учить кроху залезать на диван и кресло, а также правильно слезать. У ребенка есть любимая песня, под которую ритмично присаживается и раскачивается. Питание уже практически как у взрослого. Сон остается прежним. Купания и гуляния ежедневные.

  • Масса тела увеличивается до 400 граммов
  • длина – на 1,5 см.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

Ребенок в первый месяц жизни должен увеличиваться в размерах примерно на 1-1,2 см в неделю. Масса должна расти примерно на 250 г за 7 суток. Больше должна стать и окружность головы: нормой считается увеличение примерно на 1,5 см за месяц. Нормой для мальчиков считается длина тела в пределах от 55 до 60 см, масса – от 4,5 до 6 кг. Девочки должны достигать в длину 51-56 см, весить 3,5-4,6 кг.

Ребенок может немного терять вес в первую неделю после родов. Беспокоиться не следует: такое явление – вариант нормы.

Изменения в жизни младенца

Жизнь младенца меняется из-за колебаний окружающей среды. Прежде он находился в жидкой среде в матке женщины, получал питательные вещества и кислород через пуповину. После рождения меняется способ кормления. Организм приспосабливается к новым условиям: дыханию воздухом, перевариванию пищи, изменениям температуры, смене дня и ночи. Когда ребенку исполняется 1 месяц, он много спит, бодрствует не слишком долго.

Важные детские рефлексы

В один месяц должен наблюдаться хватательный рефлекс. Ребенок сжимает кулак, когда к его ладони прикасаются.

Присутствует рефлекс ползания. Хотя новорожденный еще не способен ползти, при выкладывании на животик он совершает необходимые для такого способа передвижения движения. Присутствует при таком выкладывании и защитный рефлекс: младенец приподнимает голову или поворачивает ее набок. При поддержке взрослого ребенок должен опираться ногами на горизонтальную поверхность: это называют рефлексом опоры.

Отсутствие или недоразвитие любого рефлекса доктора считают признаком нарушений функционирования нервной системы. По степени выраженности отклонения доктор определяет степень тяжести состояния.

При прикосновениях ребенок поворачивает голову, чтобы найти источник действия. В воде совершает плавательные движения.

Что нужно ребенку

Месячный ребенок полностью зависит от взрослых.

Из пищи необходимы только грудное молоко или специальная детская смесь. В воде младенцы не нуждаются, поскольку получают достаточное количество жидкости с пищей. Допаивать необязательно. По возможности следует кормить грудью, поскольку материнское молоко содержит все необходимые для правильного развития ребенка вещества, сбалансировано по составу, безопасно.

Потребность есть и в защите от любых неблагоприятных условий внешней среды: холода, опасностей.

Для правильного развития психоэмоциональной сферы нужны присутствие взрослых, внимание, забота и ласка. Ребенок, ощущающий постоянную близость матери, менее тревожный, реже болеет

В более взрослом возрасте у младенцев, рядом с которыми постоянно находилась мать, лучше развита эмпатия.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Ребенок должен обладать когнитивными навыками, развиваться эмоционально и физически.

Поведение малыша

В первые недели жизни малыш уже поворачивает голову на источник света, звук голоса. Ребенок плачет, когда ему что-то нужно: поесть, чтобы его взяли на руки, когда устает, и успокаивается, получив желаемое.

Эмоциональное и социальное развитие

Ребенок успокаивается, когда слышит голов родителей или чувствует прикосновения. Может сосредоточиться на пару секунд.

В этом возрасте ребенок смотрит на лица и начинает следить за выражением лица людей.

Двигательные навыки

У здоровых, физически крепких детей наблюдаются следующие навыки (рефлексы):

  1. Хватательный, когда при прикосновении к ладони ребенка новорожденный сжимает кулачок.
  2. Сосательный – новорожденный активно сосет грудь, пальчик.
  3. Защитный. При выкладывании на живот ребенок поворачивает голову.

Как часто должен какать и писать новорожденный?

Новорожденные писают около 2 раз в первые сутки, до 15 раз – примерно через неделю. К концу первого месяца ребенок ходит «по-маленькому» до 25 раз в сутки.

Небольшое количество жидкости после рождения ребенка может быть связано с:

  • небольшим потреблением жидкости;
  • проблемами с почками.

Стул неодинаков, может меняться несколько раз в день. Однако в первые 2 суток может появиться густой коричневый меконий, затем стул может стать чаще, будет отличаться по консистенции (густоватая слизь, непереваренные кусочки пищи).

Такой стул называют переходным, бывает раз в неделю. Спустя 7-10 дней новорожденный начинает какать 3-8 раз в сутки, цвет стула – желтый, запах кисловатый, консистенция напоминает пюре.

Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, могут ходить в туалет чуть реже – до 3-4 раз в сутки.

Физические показатели

Дети развиваются очень быстро. Уже в 5 лет они по многим физическим параметрам приближаются ко взрослым — становятся более расторопными, аккуратными, сильными и скоординированными. Детки лучше держат равновесие и ощущают собственное тело в пространстве. Особенно заметны следующие моменты физического развития пятилетнего ребенка:

  • Бег дается легче . Движения ребенка более уверенные, скорость и дистанция постепенно увеличиваются. Теперь он может бегать по пересеченной местности, ловко преодолевая большую часть препятствий.
  • Легко, «на автомате» двигается по лестнице . Более того, ребенок уже познает многозадачность — без проблем может, например, переносить небольшие предметы по лестнице.
  • Любит прыгать . В прыжках ребенок чувствует себя так же уверенно, как и в беге. Он может прыгать на одной ножке и перепрыгивать невысокие препятствия.
  • Мяч — любимый спортинвентарь . Игры с мячом у пятилетнего ребенка занимают особое место. Он с удовольствием ловит, пинает и бросает мячик, хоть и время от времени сталкивается с недостаточно развитой координацией движения.

В целом, дети в возрасте 5 лет очень подвижны и энергичны. Их физическое развитие уже находится на высоком уровне, позволяющем активнее изучать окружающий мир.

Как справиться с лишением сна

Есть только один способ описать, как ты себя чувствуешь: измученной .  Так что ты можешь сделать? Старайтесь спать или хотя бы отдыхать, когда это делает ваш ребенок.

Старайтесь оставаться позитивным. Разговор с родителями старших детей может помочь. Они уже прошли через все это и будут рады поделиться любыми советами, как справиться с усталостью . Может также стоить поговорить с вашим лечащим врачом, чтобы убедиться, что вы получаете достаточно железа .

Чувство истощения может усложнить борьбу с плачем вашего ребенка. Иногда может показаться, что он все время плачет . Знание некоторых причин, по которым он может плакать, поможет вам легче справиться с этим. Зачастую это могут быть колики и голод, причем голод является самой популярной причиной. Для того, чтобы узнать неголоден ли ваш ребенок- приложите палец к уголку его рта, и если он потянется и откроет рот, то значит голоден.

Всегда консультируйтесь с врачом не только о проблемах вашего ребенка, но и о ваших. Например: слишком много молока, треснувшие соски и так далее.

Уход за месячным малышом

В первые месяцы жизни за малышом надо особенно тщательно ухаживать. Надо следить за тем, как и сколько он поспал, поел, погулял. Как правило, дети знают сами, что им нужно. Но не всегда могут это передать своим родителям. А уход и развитие крохи полностью ложатся на плечи родителей.

Последите за младенцем. У него есть свой режим, по которому он живёт. Просто всё это зафиксируйте, и со временем вы точно будете знать, когда и что он хочет.

Кормление

В первый месяц жизни детям надо кушать не меньше восьми раз. За один приём пищи они должны выпивать 60 мл молока. Мамы, которые кормят малышей грудью, иногда кормят и до 12 раз в день. Не надо включать в питание грудничка смеси, если этого не рекомендовал врач.

Ребёнку надо давать пить, если он находится на искусственном вскармливании. Ему можно давать только тёплую кипячёную воду температурой до 36 градусов. Если вы кормите грудью — больше ничего дополнительно не нужно.

Сон

Малыш в 1 месяц спит практически по 20 часов в день. Его любимая поза для сна – на спине с приподнятыми и согнутыми руками и согнутыми ногами, разведёнными в стороны.

Сон у месячного младенца делится на пять состояний. Во время глубокого сна ребёнок расслабляется, медленно и ровно дышит. Когда сон становится неглубоким, малыш начинает дёргать конечностями, дышит нервно и учащённо, иногда у него движутся глаза. В дремотном состоянии у него полузакрываются веки. Это чаще всего наблюдается, когда малыш кушает или практически заснул.

В состоянии бодрствования всё тело новорождённого движется. Иногда во время сна грудничок может плакать. Это значит, что ему дискомфортно из-за подгузника, голода или он испугался.

Купание и гигиенические процедуры

Каждый день ребёнка надо умывать (лицо, глаза и шею), подмывать при смене подгузников, прочищать при надобности уши и нос, обрабатывать пупочную рану, расчёсывать и удалять корочки на голове. Несколько раз в неделю надо подрезать малышу ногти с помощью ножниц с закруглёнными концами.

Ежедневно надо обтирать всё тело грудничка. Когда его купать, родители решают сами. Достаточно делать это несколько раз в неделю. Но пока не заживёт пупочная рана, купание должно длиться не более 5 минут.

Прогулки

Прогулки нужны детям для полноценного развития и здоровья. Первые выходы на улицу должны длиться не дольше 15 минут

Обратите внимание, что рождённому летом малышу можно выходить на прогулки уже на следующий день, а вот зимнему – лучше подождать несколько недель

Время прогулок и их длительность зависят от того, какая погода за окном. Одевайте малыша как себя плюс ещё один слой одежды. Это будет наиболее комфортно для вашего чада.

Гимнастика и массаж

Очень полезно ежедневно массажировать малышу спинку и животик. Для этого можно использовать детские крема. Взрослый должен поглаживать грудничка. При этом его движения должны быть максимально плавными и нежными

Особое внимание надо уделять животу

Что касается гимнастики, то это простое сгибание рук и ног. Но делать это надо довольно аккуратно. Можете дать малышу свой палец и приподнять его. С помощью этих простых упражнений вы добьётесь того, что его суставы будут лучше развиты.

Эмоциональное развитие младенцев

В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.

В младенческом возрасте ребенок:

  • Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
  • Любит тактильный контакт, ласку;
  • Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
  • Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.

Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.

Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.