Как научиться?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Что ребенок должен знать о деньгах

Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?

В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном

Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.

Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.

Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.

У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.

Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.

Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.

Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.

Немного о карманных деньгах

Что ребенок должен знать о карманных деньгах, и как ему с ними обращаться? Найти ответ на эти вопросы непросто. Так, дети могут заработать деньги, сделав что-то полезное по дому. Но также и папа с мамой могут дать деньги на личные расходы. Стоит ли давать карманные деньги?

Многие считают, что делать так нельзя, потому что:

это бессмысленно, ведь дети не способны разумно потратить деньги, только взрослые могут совершать покупки; если уделять финансам повышенное внимание, можно вырастить жадного и алчного человека; когда детям постоянно дают деньги, они капризничают, становятся избалованными и несдержанными в желаниях. Так как они получают деньги просто так, то ценить то, что дают родители, не будут; иметь карманные деньги небезопасно — остальные дети будут завидовать, отберут деньги или даже побьют ребенка

Но некоторые родители уверены, что карманные деньги — это хорошо, потому что:

Помогите ребёнку найти подработку

Первые самостоятельно заработанные деньги очень воодушевляют. К тому же, согласно исследованиям по поведенческой экономике, деньги, заработанные своим трудом, тратить намного сложнее, чем те, которые достались без усилий.

Поэтому, если есть возможность помочь ребёнку зарабатывать (например, во время каникул), то стоит это сделать. В России по закону разрешено работать с 14 лет. Например, ребёнок может попробовать себя один месяц в роли помощника или секретаря.

На данный момент в России не развита система стажировки для подростков, но о какой-либо подработке можно договориться через друзей или знакомых. Этот опыт даст ребёнку представление о том, как зарабатываются деньги и даже может в дальнейшем помочь определиться с выбором профессии.

Иметь общее представление о работе и участвовать в рабочем процессе – это две разные вещи. Практически любая профессия сопряжена с выполнением ряда рутинных задач, также могут открыться какие-то другие её стороны, которые могут оттолкнуть. Поэтому если есть возможность дать подростку на некоторое время погрузиться в профессию и узнать её изнутри на собственном опыте, нужно использовать этот случай.

Финансовое воспитание

Дети начинают знакомиться с миром финансов еще до школы. Наблюдая за родителями, они получают первые представления о том, что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Ребенок узнает, зачем родители ходят на работу, почему нельзя купить все и сразу, что означают понятия «дорогой» и «дешевый». «Для того, чтобы привить ребенку здоровое отношение к деньгам, нужно начинать финансовое воспитание с раннего возраста, – говорит педагог-психолог Олеся Княжева. – Чем раньше и больше ребенок узнает о деньгах, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними по мере взросления».

С дошкольного возраста нужно беседовать с ребенком о том, как зарабатывают деньги и почему важно планировать свои траты. Расскажите ребенку о своей работе, а если это возможно – возьмите его с собой и покажите, чем вы занимаетесь

Берите ребенка в магазин – пусть он видит, что вы придерживаетесь списка покупок и не покупаете лишнего. Дома играйте в тематические настольные игры, например, «Монополию». Научите ребенка бережному потреблению ресурсов. Расскажите, что если каждый будет закрывать воду, пока чистит зубы, семья за год сэкономит не одну тысячу рублей.

Не покупайте ребенку все, что он захочет, по первому требованию. Если он капризничает в магазине – заранее договоритесь, что за один такой поход можно выбрать себе что-то одно – игрушку или сладость – не дороже определенной суммы. Комментируйте, почему вы покупаете те или иные товары. Наблюдая, как вы делаете покупки, ребенок научится отличать полезные продукты от вредных, проверять срок годности на упаковках, не покупаться на акции и яркие товары из рекламы. Даже если кажется, что ребенок ничего не запомнил, все эти навыки он перенесет во взрослую жизнь.

Финансовое воспитание детей: основные ошибки

1. Все финансовые вопросы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают детей от сложностей взрослой жизни. Но при этом ребёнок лишается возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Он не может сформировать правильное мнение о назначении денег. 

Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст. Совсем не обязательно обсуждать с 5-летним ребёнком размеры своей зарплаты или проценты по кредиту. Но, например, младшеклассник уже должен иметь общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги и куда они тратятся.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия денег

Это противоположная крайность. Когда родители постоянно повторяют, что денег нет и не предвидится. Когда они не обсуждают способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит одни жалобы и сомнения в благополучном будущем. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально. Он может чувствовать себя беспомощным, ущербным и в чем-то виноватым. Так как дети до определенного возраста во всем склонны искать причину в себе. Эту неуверенность и пассивность ваш ребёнок может унести с собой во взрослую самостоятельную жизнь. 

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Иногда родители пытаются повлиять на поведение детей с помощью финансов. Например, наказывать ребенка, лишая его карманных денег. Чаще всего такие методы вызывают лишь отчуждение и протест. 

Следует постараться найти другие рычаги влияния на поведение ребенка, и не использовать манипуляции деньгами. Ведь карманные деньги даются для того, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, чтобы у него были полностью свои деньги, на которые он может рассчитывать, которыми он может распоряжаться сам. Получается, когда вы отбираете у ребенка эти финансы за плохое поведение, вы лишаете карманные деньги своей главное функции. 

«Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

Старший школьный возраст (11–14 лет)

Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.

Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги

С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.

Доверьте ребёнку большую сумму денег

Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.

Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока

Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании

Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Panda Monеу (копилка-тамагочи), Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.

Сделайте ребёнку банковскую карту

Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.

Выбирайте более сложные настольные игры

Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.

Разговоры о деньгах при детях не ведутся, и финансовые проблемы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают сына или дочь от сложностей взрослой жизни. С одной стороны, что тут плохого: ребенок не чувствует себя ущемленным, не «забивает» голову взрослыми проблемами… Однако в попытках обеспечить беззаботное детство, взрослые часто не понимают, что они рискуют вырастить неприспособленного к жизни человека, возможного эгоиста, который привык, что его потребности и желания удовлетворяются в первую очередь, а о других волноваться нечего.

Если разговоры о деньгах у родителей вызывают неловкость, и происходят только в отсутствии ребенка, он лишается возможности получения знаний и опыта, и формировать правильное мнение о назначении денег ему довольно трудно. Конечно, рано или поздно какая-то информация им будет получена вне дома, но без опыта, родительского примера, свою неуверенность и отсутствие необходимых финансовых знаний, он понесет в самостоятельную жизнь. Отсюда и сложности у многих молодых людей и семей, не умеющих, и не желающих вести семейный бюджет, транжирящих деньги, набирающих кучу кредитов, или наоборот, болезненно экономящих каждую копейку не известно для какой цели.

Выход: Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и нужно, и полезно. Нужно только учитывать его возраст: совсем не обязательно обсуждать с малышом размеры своей зарплаты или проценты по кредиту – но, например, первоклассник уже должен иметь хотя бы общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги, и куда они расходуются. Так и закладываются основы финансовой грамотности.

Так же и с финансовыми трудностями – если семье приходится временно «затянуть пояс», то не стоит скрывать это от ребенка, требующего, например, новый планшет. Здесь главное показать ребенку свою уверенность, и донести до него то, что трудности эти временные, и так иногда со всеми случается. Просто нужно на некоторое время воздержаться от неразумных и излишних трат. В противном случае ребенок, повзрослев, не будет иметь «иммунитет» к таким ситуациям, и любые денежные неурядицы будут для него тяжелым стрессом.

С какого возраста начинать финансовое воспитание детей

Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача. 

С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения. 

С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку. 

Поговорите о будущем

С подростком следует обсудить, чем вы сможете ему помочь, пока он будет вставать на ноги.

  1. Получится ли у вас заплатить за его обучение в вузе или вы сможете оплатить только репетиторов и подготовительные курсы?
  2. На какую поддержку он сможет рассчитывать во время учёбы?
  3. Он будет жить вместе с вами или снимать жилье?
  4. Будете ли вы помогать ему финансово или ему придётся найти подработку?
  5. Будете ли вы помогать своему ребёнку с покупкой квартиры?

Ответы на эти вопросы могут быть разными, в зависимости от убеждений родителей и финансовых возможностей в семье. Но что бы вы ни решили, это следует обсудить с ребёнком, чтобы он знал, к чему ему готовиться во взрослой жизни.

Обучение

Хорошим вариантом будет накопить деньги на платное образование, а в случае если ребенок поступит на бюджет, отдать накопленную сумму в его распоряжение.

  • Во-первых, это станет для него прекрасной мотивацией поступить на бесплатное место.
  • Во-вторых, люди, имеющие в своём распоряжении стартовый капитал после окончания учёбы, быстрее встают на ноги и находят правильное применение деньгам. Например, они могут начать копить на жильё или открыть своё дело.

Жилье

Даже если у вас есть возможность полностью оплатить ребёнку квартиру, лучше этого не делать, так как в этом случае у него не будет мотивации добиваться чего-то собственными силами.

Хорошо, если вы сможете помочь ему с покупкой квартиры или сделать первоначальный взнос по ипотеке, так как, учитывая ситуацию в России, даже хорошо зарабатывающий человек сможет переехать в собственное жильё далеко не сразу. Можно также разрешить ему жить до определённого возраста в другой своей квартире или купить на первое время небольшую квартиру на окраине, чтобы у ребёнка в дальнейшем была мотивация к развитию и переезду.

Подростковый возраст и финансы

На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды

Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки

Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.

В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).

Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:

посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);

оплата платежек ЖКХ;

планирование финансов (например, предложить самостоятельно  составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);

выпуск банковской карты.

Основные понятия финансовой грамотности

Основными понятиями финансовой грамотности являются актив, пассив и денежный поток. А также плохой долг и хороший долг.

Активы – это то, что приносит деньги в ваш бюджет. Или то, что в будущем при продаже принесет доход. Например, недвижимость, акции, паи в ПиФ, депозиты в банке, имущество, сданное в аренду и т.д..

Пассивы – это то, что вынимает деньги из вашего кармана. Например, дом, в котором вы живете; автомобиль, на котором ездите; банковские кредиты, за которые вы выплачиваете проценты и т.п.. Другими словами, это то имущество, за пользование которыми приходится вкладывать денежные средства.

Денежный поток – это разница между активами и пассивами. То есть, из совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за месяц. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым. Финансово грамотный человек всеми силами будет стремиться сократить пассивы, а активы, наоборот, увеличить, так как он уверен, что именно активы способны сделать его богатым.

Существует три вида доходов:

  • заработанный – это денежные средства, получаемые за выполнение определенных работ (основной вид заработка населения).
  • «портфельный» — это доход, полученный от разных акций, облигаций, ценных бумаг и т.д..
  • пассивный – это доход, полученный от имеющихся в наличии пассивов. Например, от квартиры, сданной в аренду и т.п..

Как ни странно, но долги тоже имеют свою классификацию. Как в своих книгах писал Р.Киосаки, есть плохой долг и хороший долг.

Плохой долг – это когда ты платишь по своим обязательствам. Например, ипотека на жилплощадь, в которой ты живешь.

Хороший долг – это когда кто-то другой платит по твоим обязательствам. Например, квартира, взятая на ипотеку и сданная другим людям в аренду.

Первые накопления и работа

Мотивируйте ребенка самостоятельно копить деньги на вещи, которые пока не планируете покупать – например, электросамокат или новую модель смартфона. Для этого помогите ему разобраться в своих тратах и оптимизировать их. Объясните, что иногда для получения желаемого приходится чем-то жертвовать. Предложите откладывать часть карманных денег вместо того, чтобы сразу тратить их на сладости и развлечения. Вместе подсчитайте, сколько нужно откладывать и как долго, чтобы набралась необходимая сумма. Чтобы увеличить у ребенка мотивацию делать сбережения, можете договориться, что половину крупной покупки оплачивает он сам, а другую половину – вы.

Обычно в средней школе дети начинают задаваться вопросом: как они сами могут заработать деньги? «Позволяйте ребенку заработать деньги, если он проявляет в этом инициативу», – советует Олеся Княжева. При этом не стоит совершать распространенную родительскую ошибку – финансово поощрять ребенка за хорошие оценки в школе. «Это приводит к появлению позиции «Без денег не хочу учиться!», потере интереса и других стимулов к учебе, – предостерегает психолог. – Кроме того, если однажды у родителей не окажется лишних денег, как тогда мотивировать ребенка?». Что же касается домашних дел, то ребенок должен осознавать, что он член семьи – единой команды, в которой существует взаимовыручка. И так же, как его родители, не получает деньги за мытье посуды, пола или уборку в комнате.

Как же тогда ребенок сам заработает деньги? Можно предложить ему плату за какое-нибудь нерегулярное задание – например, сборку мебели или посильную помощь родителям по работе. Кроме того, подросток может договориться погулять с собакой соседей, сходить в магазин за другого человека, постричь газон, помыть машину, расклеить листовки, убраться в чужой квартире или присмотреть за ребенком. Не стесняйтесь спрашивать своих знакомых и родственников, не нужен ли им «сотрудник», – это самый простой способ найти работу своему ребенку-подростку. С 14 лет подросток может также попробовать найти работу через Центр занятости населения.

Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях из интернета – такие сначала просят оплатить подготовку резюме или пересылку тестового задания. Объясните, что это вымогательство – настоящему работодателю не нужно ни за что платить. Также объясните, что «высокий доход без труда и вложений» бывает только в финансовых пирамидах.

???? Аудиоверсия подкаста

  все аудио (itunes) подкасты здесь

=====================

  Если Вам понравился данный подкаст, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте один или несколько следующих шагов:

   подпишитесь на мои новости здесь   подпишитесь на меня в фейсбуке, на ютубе и в инстаграм   поставьте лайк, сделайте репост и напишите свой честный комментарий

Так я буду знать, что Вам нравится то, что я делаю, и я буду создавать полезные материалы еще! Заранее большое спасибо!

Список всех подкастов здесь.Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!

 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa.

ADD_THIS_TEXT

Какие проводятся мероприятия в школах?

В рамках недавно созданной программы повышения финансовой грамотности населения многие школы решили самостоятельно проводить мероприятия в этот день. На самом деле, это замечательное решение, ведь не всегда бывает достаточно знаний, которые прививают дома. День финансовой грамотности в школе должен организовываться с учетом возрастной категории учащихся

Конечно же, это важно, ведь понимание финансовой сферы у первоклассника и выпускника школы, который уже почти выходит во взрослую жизнь, абсолютно разное

Проведение дня финансовой грамотности в школе – это очень ответственное занятие. По большей части, в этот день проходят открытые уроки, но это далеко не все форматы, в которых можно организовать такое мероприятие.

Источники

  • https://finans-bablo.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti.html
  • https://invlab.ru/financy/finansovaya-gramotnost-dlya-detey/
  • https://rosuchebnik.ru/material/uroki-finansovoy-gramotnosti/
  • https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/osnovy-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshih-shkolnikov.html
  • https://investolymp.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-shkolnikov.html
  • https://4brain.ru/finance/
  • https://FB.ru/article/240878/den-finansovyiy-gramotnosti-kogda-gde-i-kak-on-provoditsya