В каком возрасте стоит отдавать детей на гимнастику?
Детская физическая активность начинается с того момента, как малыш полноценно осваивает навык хождения. Именно с этого периода можно вводить элементы занятий с уклоном на физкультуру.
Чем старше будет кроха, тем лучше у него будет получаться справляться с поставленными задачами, а движения станут более четкими и правильными. Готовясь к поступлению в садик, родители должны ознакомить своего ребенка с основами зарядки, чтобы этот вид деятельности был привычен для него.
Зачастую первые полноценные тренировки у детей начинаются после поступления в детский сад, когда родители получают больше времени для самореализации, одновременно задумываясь о том, кем будет их ребенок в будущем. Спортивные секции не принимают малышей 2-3 лет, обычно эта категория занимается в полупрофессиональных детских клубах, где есть хороший инструктор, который может правильно разработать программу и в понятной форме донести ее до детей.
Как правило, тренировки с малышами ведутся в игровой форме, с музыкальным сопровождением, танцами и интересными заданиями. Чем старше становятся дети, тем серьезнее должны быть перед ними задачи. Так, четырехлетний возраст является наиболее подходящим, чтобы пробовать свои силы в спорте и осваивать серьезные вершины. Дети в 4-5 лет хорошо справляются с заданиями, которые дает тренер по спортивной гимнастике, и с интересом их выполняют.
Группа, которую тренеры набирают в начале года, может быть достаточно большой, потому как часть детей в течение сезона отсеется. Сам по себе вид спорта очень тяжелый, и не каждый ребенок выдержит напряженные тренировки по полтора-два часа. Серьезные секции могут проводить занятия по 4-5 раз за неделю, что, соответственно, и стоит недешево, а значит, не все родители смогут это потянуть.
Так, спортивная гимнастика как вид спорта доступна детям от четырех лет – как девочкам, так и мальчикам. Упражнения, которые даются на тренировках, направлены изначально на развитие физических способностей ребенка, чтобы в итоге он смог совладать со спортивными снарядами и теми задачами, которые предложит тренер.
Девочкам предлагается носить купальники и чешки, мальчикам – удобные шорты и футболку. Кроме того, перед приемом на спортивную гимнастику, тренер может попросить справку о здоровье ребенка, чтобы никаким образом ему не навредить.
Мы растем
Начиная с 3 месяцев уже уверенно держащего головку малыша следует почаще выкладывать на живот для укрепления шейных, спинных и других мышц. В 4 месяца ребёнок осваивает опору ладонями и держится на вытянутых ручках. Для развития мышц и связок кистей очень полезно научить его хлопать в ладошки, а также ударять ручкой по ровным предметам.
Примерно в том же возрасте появляются первые слова, улыбки и активизируются движения ножек и ручек. С этого же возраста – около 4 месяцев – малыш начинает активно интересоваться игрушками, он хватает все подряд и пытается удержать руками, благодаря чему суставы и мышцы укрепляются. Дело родителей – развивать такой интерес и обеспечить подбор полезных и правильных погремушек.
С 3-4-месячного возраста у малышей нормализуется мышечный тонус ножек и ручек (явления гипертонуса сходят на нет). Теперь можно заниматься пассивными видами упражнений на укрепления мышц-сгибателей. Гимнастика детей 3-4 месяцев начинается с самых несложных из них. Пассивные упражнения чаще всего проводятся в форме встряхивания (вибрации), дополнить процедуры нужно приемами массажа (растирание).
Интересные упражнения
Зарядка, учитывая возросшую подвижность ребенка, должна быть дополнена активными упражнениями, которые малыш будет выполнять не только потому, что мама крепко держит его пяточки или ручки, но и потому, что ему самому будет интересно совершить определенное физическое действие. Не забывайте организовывать занятия с сопровождением музыки, читайте стихи и пойте песенки – подойдут «Рельсы-шпалы», и «У жирафа пятна-пятна, пятнышки везде».
Эти песенки помогут малышу лучше изучить свое тело. Вообще, все упражнения должны стать максимально эмоциональными и веселыми, чтобы малютке не было скучно. Ниже мы приводим перечень самых веселых и занимательных (и полезных!) упражнений для детей указанного возраста:
«Поймай меня!». Это упражнение направлено на развитие координации движений рук. Положите ребенка на спинку, справа от него поставьте включенную звуковую игрушку. Когда малыш возьмет ее одной рукой, заводите и ставьте слева вторую игрушку, которая будет звучать иначе. Задача малыша — взять вторую игрушку второй рукой и, хотя бы непродолжительное время, удерживать обе игрушки двумя руками.
Помимо этих упражнений, мама может продолжать проводить традиционную «Гусеничку», при которой малыш будет тянуться и пытаться ползти на животе за игрушкой. Можно усложнить упражнение, поставив перед ребенком две игрушки. Если постараться, со временем он захватит двумя ручками оба предмета. Также можно начинать делать упражнение «Тачка», если ручки ребенка достаточно сильные (мама держит ребенка за ноги, руками он переступает по поверхности).
Комплекс гимнастических упражнений
Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.
Упражнения в положении лежа на спине
Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.
Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.
Гимнастический комплекс для укрепления рук:
Перекрещивание рук. Большие пальцы своих рук вкладываем в ладошки малыша, обхватываем запястья ребенка. Руки младенца разводим в стороны, затем перекрещиваем на груди, как будто малыш сам себя обнимает. Разводим и сводим руки, чередуя их положение относительно друг друга.
Круговые движения руками. Не отпускаем ручки ребенка, пальцы все еще вложены в ладошки, запястья обхвачены пальцами. Поднимаем руки вверх, разводим в стороны, опускаем вниз, скользя по плоскости стола, затем выполняем круговые движения руками.
Бокс. Все еще удерживаем ручки малыша, вытягиваем руки над грудью, выполняем боксирующие движения поочередно каждой ручкой.
Подтягивание за руки. Держим ручки, запястья зафиксированы. Вытягиваем руки малыша над грудью, тянем на себя и ждем, когда младенец попытается подтянуть голову, согнуть руки и принять положение полусидя. Ручки можно развести шире и снова выполнить подтягивание.
Массаж ладошек
Раскрываем ладонь, массируем ее большим пальцем по часовой стрелке, уделяем внимание центру ладони
Затем поворачиваем ладошку тыльной стороной, обжимающими движениями массируем каждый пальчик от основания к ноготку
Важно одновременно приговаривать что-то приятное, рассказывать стишки и потешки, чтобы у малыша возникали хорошие ассоциации с гимнастикой. В завершение потрясем запястьем для расслабления мышц.
Гимнастический комплекс для укрепления ног:
Прижимание ног.Ножку ребенка обхватываем пальцами у голеностопного сустава, прижимаем к животу, возвращаем обратно. Делаем так поочередно с каждой ногой. Затем прижимаем одновременно две ножки к животику.
Разведение тазобедренных суставов.Ножки малыша держим у основания стопы, прижимаем к животику и разводим по кругу: левую ногу – по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки, разминая тазобедренный сустав. В конце упражнения слегка потрясем каждую ножку.
Тренировка на перевороты.Рукой обхватываем ножку у основания стопы и заводим ее на противоположную сторону, то есть левой ногой касаемся поверхности справа от ребенка, правой ногой – поверхности слева. Нога должна чуть коснуться коленом стола. Малыш старается повернуть корпус тела за ногой и оказаться на животе. Выполняем по несколько раз в каждом направлении
Важно: если ребенок уже пытается поворачиваться на одну сторону, то нужно стимулировать поворот на вторую сторону, чтобы его навыки развивались симметрично. Делаем упор на слабую сторону – например, налево делаем 2 переворота, а направо – 4.
Тренировка на перевороты с помощью рук.Снова учим малыша переворачиваться, но теперь берем ручку (большой палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано), тянем в противоположную сторону, а малыш поворачивает таз и завершает переворот
Принцип тот же: упор на слабую сторону.
Поза эмбриона.Берем ножки и ручки вместе (одной рукой держим левые конечности малыша, другой рукой – правую ножку и правую ручку), придавая крохе позу эмбриона, покачиваем из стороны в сторону.
Люлька.Одной рукой собираем ручки и ножки малыша, другой — придерживаем голову ребенка. Покачиваем младенца, как в люлечке.
Прикладная гимнастика
Прикладной гимнастикой называются занятия, преследующие определенные цели. Занятия ограничиваются выполнением специально разработанного курса упражнений, помогающих добиться поставленной цели, может быть как лечебной, так и профилактической.
Основные виды прикладной гимнастики:
- Корригирующая. Нацелена на исправление позвоночника и укрепление мышц спины. Данные комплекс упражнений прописывается лечащим врачом в реабилитационном периоде после травм и заболеваний;
- Военно-прикладная. Этот комплекс разработан для призывников и служащих армии. Дисциплина включает в себя специальные упражнения, нацеленные на развитие профессиональных навыков военного (строевые упражнения, навыки переноски раненых, преодоление препятствий и тд.);
- Профессионально-прикладная. Эти занятия разработаны для отдельных профессий, где кроме хороших физических данных необходимо обладать еще и определенными профессиональными навыками. Курс включен в программу обучения на такие профессии как монтажник-высотник, спасатель, строитель-высотник и тд;
- Спортивно-прикладная. Этот курс упражнений включен в тренировочную программу любого вида спорта. Занятия позволяют повысить выносливость, укрепить иммунитет и улучшить спортивные показатели.
Помимо этого к прикладной гимнастике можно отнести и другие занятия спортом, например утреннюю зарядку, упражнения для снятия напряжения в течение рабочего дня и тд.
Тренируем ножки
К другим полезным упражнениям, которые включает в себя гимнастика для детей 4 месяцев, относятся так называемые скользящие шаги. Применяется оно также к лежащему на спине ребенку, направлено на укрепление мышц детских ножек
Делайте упражнения осторожно, без резких движений во избежание риска травмирования. Взрослый берет руками голень малыша, при этом большие пальцы массажиста помещаются на ее внешнюю сторону, а все остальные – на внутреннюю
Ножку ребенка выпрямляют и слегка встряхивают, затем сгибают снова. При этом пяточки малыша не должны отрываться от поверхности стола (пятка по нему плавно скользит).
Процедура повторяется поочередно с левой и правой ногами по 4 раза. Такая гимнастика для детей 4 месяцев, у которых сохраняется гипертонус сгибателей-мышц, не годится, вместо нее можно использовать описанное ниже упражнение (в виде рефлекторной ходьбы).
Выполняя это упражнение, малыш “стоит”. На самом деле вы держите его за подмышки вертикально, лицом к себе, подошвы детских ножек слегка касаются твердой поверхности. В таком положении срабатывает рефлекс, и малыш начинает передвигать ногами – “ходить”. Заниматься рефлекторной ходьбой можно с ребенком начиная от полутора месяцев.
О пользе гимнастики
Наряду с массажем ребенок в 3 месяца нуждается в проведении особого комплекса гимнастических упражнений. Из-за особенностей возраста сам он делать их не может, поэтому нуждается в помощи мамы. Польза подобных занятий безусловна:
- Помогают устранить или не допустить гипотонус и гипертонус.
- Развивают руки и ноги малыша.
- Дают ему возможность научиться владеть собственным телом, улучшают координацию.
- Регулярные умеренные физические нагрузки благоприятно сказываются на развитии слуха, речи. Происходит это за счет того, что почти всегда мама комментирует свои действия вслух.
- Гимнастика – отличный способ помочь ребенку расслабиться.
- Постоянные занятия способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, полезны для дыхания и кровообращения.
Тот ребенок, с которым проводят зарядку, гораздо раньше научится ползать, а затем и ходить, будет более уверенно себя при этом чувствовать
Вот почему маме нужно уделять особое внимание физической активности крохи и регулярно заниматься с ним, тем более что такое времяпрепровождение подарит обоим массу приятных минут
Сколько стоят занятия
Занятия олимпийскими видами спорта в государственных секциях и спортивных школах чаще всего бесплатные. Воспитание спортивного резерва – это одна из приоритетных федеральных программ, благодаря которой дети могут посещать секции и спортивные клубы в школах, домах школьников, дворовых клубах и других организациях.
Но отдавая ребенка в гимнастику нужно учесть, что родителям приходится покупать спортивный инвентарь и оплачивать пошив костюмов для выступлений.
Рассмотрим основные статьи расходов:
- Спортивный инвентарь. При записи ребенка в секцию придется купить мячи, обручи, ленты, скакалки, булавы и тд. В среднем цена одного снаряда варьируется от 1000 до 3000 руб. Не обязательно придется покупать все и сразу. Если у тренера есть запас снарядов, их распределяют между ребятами, недостающий инвентарь приобретается за счет родителей;
- Спортивная одежда. Для занятий необходимо приобрести чешки, спортивный купальник, носки и комплект одежды для тренировок. Самым дорогим аксессуаром является купальник, его цена начинается от 3000 руб;
- Тренировки, сборы и соревнования. В спортивных школах занятия проводятся бесплатно. При организации сборов и выездов на соревнования от родителей может потребоваться финансирование.
Родителям нужно быть готовым к финансовым вложениям, школы и секции частично обеспечивают своих воспитанников, но на всех бюджета просто не хватает.
Более серьезные вложения ожидают родителей, которые отдают ребенка в частную секцию. В таких кружках придется все покупать самостоятельно, а также платить за поездки и сборы.
Массаж спины
Исходное положение — лежа на животе.
Основным методом проведения процедуры является поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а внутренней стороной — вниз. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Прямое растирание спины
После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа можно сочетать прямые и круговые движения. Процедура заключается в сдвигании кожи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки — снизу вверх.
Растирание спины по спирали
Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки — в противоположную сторону. В процессе процедуры необходимо периодически менять руки. Данную процедуру нужно проводить, пока кожа ребенка слегка не покраснеет. Упражнение следует завершить плавным поглаживанием.
Упражнения
Предварительный массаж проводят традиционным способом. Сначала растирают и легко массируют руки и ноги по направлению от пальчиков вверх. Затем круговыми движениями слегка растирают мышцы груди и живота, спинку, ягодицы. Потом можно переходить непосредственно к гимнастическим упражнениям. Мы рекомендуем такие приемы:
«Боксер». Уложите кроху на спинку. Возьмите кисти его ручек в свои и делайте выпады ими вперед, так, как это обычно делает боксер на ринге. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и верхней части спины, способствует укреплению плечевых суставов.
«Мельница». Ребенок продолжает лежать на спине. Зафиксируйте кисти его ручек между своими большим и указательным пальцами и потрясите кисти, а потом повращайте их по кругу
Делайте это осторожно, чтобы не травмировать малыша. «Бабочка»
Разведите ручки малыша в стороны и приведите обратно к груди. После того как вы несколько раз проделаете это, поднимайте ручки вверх и опускайте их вниз, вдоль тела. Завершите упражнения полукруговыми движениями сверху вниз, руки малыша должны выписывать две дуги по бокам от него, как крылышки бабочки.
- «Велосипед». Не нужно забывать и об упражнениях, которые вы проводили ребенку в первые недели после рождения. По-прежнему актуальным остается «Велосипед» – приведение со сгибом ножек в коленях попеременно. Но привычный уже прием нужно немного усложнить. Делая «велосипед», слегка надавливайте своими ладонями на стопы ребенка, чтобы «педали» крутились с небольшой нагрузкой. Упражнение отлично развивает голени, коленные суставы, бедра, нижние и длинные мышцы спины.
- «Каракатица». Малыш лежит на спине. Поднимайте его ножки к головке и опускайте их в исходную позицию. При этом следите, чтобы ноги не сгибались в коленях. Для этого придерживайте одной рукой конечности малыша в области голеностопа, а второй — под коленками.
- «Лягушка». Малыш находится на животе. Подставьте под стопы свои ладони и надавите, чтобы малыш согнул ноги в коленных и тазобедренных суставах. Его поза при этом будет напоминать позу лягушки. Слегка подвиньте малыша вперед. Это упражнение станет хорошей базой для будущего ползания. Стимулируйте участие ребенка в процессе — положите перед ним яркую игрушку, чтобы он сам пытался дотянуться до нее.
- «Поворот». Положите ребенка на спинку, вложите ему в правую руку свой указательный палец, чтобы малыш крепко за него ухватился. Придерживая малыша за левую сторону тела, потяните руку на себя и аккуратно совершите переворот со спины на живот через левый бок. Затем проделайте переворот через правый бок, но для этого нужно дать малышу ухватиться за ваш палец левой ручкой.
- «Гусеница». Положите ребенка на живот, вытяните его ручки вперед, приложите ладонь к стопам и слегка наступательно надавите, чтобы кроха продвинулся чуть вперед. При этом его ручки согнутся в локтях, снова возьмите ручки и положите вперед. Таким образом, как гусеничка, малыш будет медленно продвигаться вперед, например, к интересной игрушке. Помните, что у ребенка обязательно должен быть стимул для совершения активных упражнений. Если не будет мотивации, не будет и удовольствия от гимнастики.
- На мяче. Положите малыша животом на мячик, придерживая за бока. Покатайте мяч вперед и назад, влево и вправо. Поверните ребенка на спину и проделайте то же самое. Упражнение стимулирует развитие мышц живота и спины, а также способствует развитию вестибулярного аппарата.
Массаж и гимнастика ребенка в возрасте 3-4 месяцев
В возрасте 3-4 месяцев ребенок бодрствует уже почти 5 часов в сутки. Массаж и гимнастику в этом возрасте нужно проводить утром, в середине дня или вечером перед купанием. Выбирая время для занятий, нужно понаблюдать, в какое время суток у ребенка наиболее хорошее настроение.
После 3 месяцев ребенок может приподнимать верхнюю часть туловища, опираясь на руки, и уже уверенно держит голову. Для укрепления мышц шеи и других мышц, выполняющих поддерживающую функцию, надо почаще класть ребенка на живот. Делать это можно несколько раз в течение дня, не дожидаясь начала занятий.
К 4 месяцам ребенок уже может держать верхнюю часть туловища приподнятой на выпрямленных руках, опираясь при этом только на ладони. Для развития ладони можно проводить простые упражнения: хлопанье в ладоши, хлопание ладошками по разным твердым предметам.
В этом возрасте ребенок активизирует свое общение с окружающим его миром. При положительных эмоциях он часто улыбается и лепечет что-то на своем языке. Радуясь, он начинает оживленно размахивать ручками и ножками, что очень полезно для его физического и психического здоровья. Не зря специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с ребенком, закрепляя в нем эту полезную реакцию.
Ребенка все больше интересуют игрушки: к 4 месяцам он способен брать игрушки в руки и удерживать их. Для лучшего развития руки ребенка необходимо приобрести погремушку с длинной округлой ручкой. Надо наблюдать, чтобы при захвате игрушки ребенок отставлял большой палец. Именно такая хватка способствует правильному развитию руки.
В 3 месяца у ребенка проходит гипертонус мышц-сгибателей рук, а к 4 месяцам исчезает гипертонус мышц-сгибателей ног. Движения ребенка становятся более точными. Это самое подходящее время для начала занятий пассивными упражнениями. Начинать следует с самых простых и со временем усложнять упражнения.
Все пассивные упражнения для рук и ног лучше выполнять с легким встряхиванием — вибрацией.
Как и ранее, упражнения основаны на безусловных рефлексах ребенка. Обычно это рефлексы положения тела. Эти упражнения хорошо
тренируют мышцы спины, живота, шеи и ног. Для развития вестибулярного аппарата можно поворачивать ребенка в воздухе. При этом в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе — назад, на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо.
Особое внимание нужно обратить на обучение ребенка правильно поворачиваться со спины на живот. К 4 месяцам ребенок утрачивает способность рефлекторно ползать и ходить
Упражнения, основанные на этих рефлексах, способствуют лучшему развитию мышц ног
К 4 месяцам ребенок утрачивает способность рефлекторно ползать и ходить. Упражнения, основанные на этих рефлексах, способствуют лучшему развитию мышц ног.
Продолжительность занятий нужно увеличить, но делать это надо строго индивидуально, так как возможности у детей различны. Для этого надо наблюдать за поведением ребенка во время занятий и за его реакцией на то или иное упражнение.
Массаж дополняется новым приемом — растирание. Его выполняют кончиками согнутых пальцев.
Массаж нужно начинать и заканчивать приемом поглаживания, чтобы расслабить мышцы и успокоить ребенка.
В 3-4 месяца ребенку необходимы упражнения, нормализующие тонус ножных мышц, а также воспитывающие навыки изменения положения тела.
В этом возрасте наступает подходящее время для развития ловкости рук.
Нужно стараться как можно чаще вкладывать в руки ребенка игрушки, которые он мог бы обхватить. Очень полезны для здоровья ребенка теплые ванны и плавание. Массаж с каждым разом выполняется интенсивнее. Необходимо побуждать ребенка к активным движениям, используя для этого врожденные рефлексы.
Обновлено: 2019-07-09 23:34:49
- Начинать закаливание рекомендуется с воздушных ванн, которые можно принимать и в комнате ( во время утренней зарядки ) в максимально
- Климаксом, или климактерическим периодом, называют период возрастного перехода от зрелости к пожилому возрасту. Симптомы: климакс сопровождается разнообразными
- Коклюш — заразная болезнь, которая характеризуется приступами судорожного кашля, иногда со рвотой. Болеют коклюшем преимущественно в детском возрасте
- Проблема зрения в современных условиях непосредственно упирается в проблемы школьного образования. Коль скоро уже десятки поколений людей в детстве принудительно
- Несоблюдение правил гигиены в детском возрасте и в период полового созревания может в дальнейшем явиться причиной неправильных менструаций, патологического течения
- Весьма распространенным проявлением несовершенного зрения является феномен, о котором уже упоминалось и которое известно как muscae volitantes, или симптом
Два взгляда на одну проблему
Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.
Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.
Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.
Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из «воздушных» упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения («вверх ногами»), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.
Как выбрать секцию
При выборе секции опирайтесь в первую очередь на ваши цели. Если вы хотите, чтобы ребенок занимался для общего развития можно выбрать секцию ближе к дому и к основной школе. Если же настроены серьезно, нацелены на достижение успеха в этом виде спорта, тогда к выбору секции нужно подойти серьезно.
Присмотритесь к школам Олимпийского резерва. При отсутствии таковых в вашем городе, выбирайте Дворец спорта или спортивную школу. Но лучше всего ориентироваться на тренера. Он должен уметь направить начинающих спортсменов в нужное русло, быть грамотным и опытным. Хорошо если у него будет звание заслуженного и победы воспитанников на соревнованиях европейского и мирового уровня.
С какого возраста
Самый оптимальный возраст для начала занятий — 5 лет. Но иногда секции спортивной гимнастики принимают детей и в 3, и в 4 года. Здесь ключевую роль играет мнение тренера, в каком возрасте начинать заниматься. Максимальный возраст — 8 лет. После приходить в большой спорт поздно, так как выдающихся результатов уже не добиться.
Первое время ребенок выполняет упражнения на общее физическое развитие, находясь в подготовительной стадии к более специальным и трудным элементам для спортивной гимнастики. После общей подготовки, можно уйти в любой другой вид спорта, поэтому гимнастика отлично подходит для старта.
Массаж
Ребенок 4 месяцев в процессе проведения остается пассивным наблюдателем, однако такие занятия благотворно влияют на его здоровье. Используют разную технику выполнения: встряхивание и вибрацию, растирания и поглаживания, валяние, пиление, пощипывания. На первый взгляд упражнения кажутся простыми, но для ребенка это достаточно серьезная нагрузка. Сначала массажируют ножки, затем ручки, животик, грудь и спинку
Важно придерживаться правильной техники выполнения упражнений, соблюдать определенную последовательность в работе
Процедура массажа ножек
Кроха лежит на спинке.
Легкие поглаживания по всей длине (3-4 раза).
Кольцевые растирания конечностей.
Повторные поглаживания.
Валяние (выполняют трижды). В процессе приема конечности малыша с внешней и внутренней стороны обхватывают своими руками
Затем энергично, но осторожно слегка смещают мышцы малыша по часовой стрелке.
Пощипывание. Ножки помещают в свою правую руку и удерживают за нижнюю часть голени
Наружную поверхность голени захватывают с помощью больших и указательных пальцев левой руки. Мышцы смещают в направлении большого пальца от бедра к стопе и назад.
Заканчивают массаж несколькими легкими поглаживаниями.
Во время процедуры манипуляции проводят на мышцах бедра и нижней части каждой ноги, но не затрагивают область колена.
Массаж стопы
Малыш лежит на спинке.
- Сначала выполняют несколько поглаживаний.
- Проводят 5-6 растираний.
- Поглаживания повторяют три раза, затем слегка поколачивают стопу (4-5раз).
- Заканчивают массаж парой поглаживаний.
- Процедуру повторяют на стопе другой ножки.
Массаж выполняют от пятки к каждому пальчику.
Массаж рук
Ребенок лежит на спинке. Сначала проводят несколько легких поглаживаний попеременно каждой ручки. Затем выполняют 6 кольцевых растираний. Заканчивают массаж ручек поглаживаниями. Упражнение делают от ладошки к локтевой части.
Массаж груди
Кроха лежит на спинке.
- Несколько поглаживаний по кругу от бедер к плечикам раскрытой ладонью, затем — в промежутках между ребрами.
- Вибрационный массаж (трижды).
- Легкие поглаживания (трижды).
Массаж ягодиц и спины
Ребенка переворачивают на животик.
- Поглаживающие движения (2-3 раза)
- Массирование подушечками пальцев спинки и ягодиц (трижды).
- Поглаживания.
- Пощипывания с разминанием (6 раз): по ходу мышц спины.
- Поглаживания (трижды).
- Несколько поколачиваний ягодиц: осторожные удары подушечкой указательного пальца по мягким тканям.
- Поглаживания (2-3 раза).
Массаж животика
Ребенок лежит на спине. Все виды движений повторяют несколько раз.
- Круговые поглаживания по часовой стрелке (или ладошкой, или подушечками пальцев).
- Поглаживания по косым мышцам на животике.
- Растирания мышц с помощью подушечек пальцев.
- Пиление на прямых мышцах локтевым краем кисти: рука не скользит, а слегка сдвигает подлежащие ткани.
- Легкие пощипывания в зоне пупочного кольца (для профилактики развития пупочной грыжи).
- Поглаживания.
Упражнения в положении лежа на спине
Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).
Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).
Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).
Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).
Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).
Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).
Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).
Приглашаем вас на занятия для мам и пап!