Как я молилась, чтобы ребёнок покакал

Лично я знала о воспитании детей абсолютно все, когда их у меня вообще не было. Всех, у кого отпрыски себя как-то сомнительно вели, я считала неудачниками от педагогики. Ведь стоит только произнести: «Эй, ребёнок, сделай то-то!», как он обязательно сделает.

Дмитрий Емец: 5 признаков того, что вы устали от собственных детей

Когда я забеременела нашей первой, Варварой, я успешно подкрепила свои основательные знания бесчисленными книгами о воспитании, в большинстве своём – православными. Я была уверена, что уж мой-то ребёнок мало того, что будет образцово-показательным с точки зрения развития, режима, поведения и т.д., но ещё и высокодуховным и вообще – ангелом. Мы будем стоять свечечками на службах обе такие в платочках, усердно молиться и духовно возрастать. И чем больше у нас с мужем будет детей, тем стройнее будут наши ряды. На нас будут умиляться святые с икон и бабушки со своих лавочек. А батюшка прослезится.

Варя родилась, и скоро я развидела все, что читала. В первые месяцы дочь делала все наоборот, а я была уверена, что из-за этого она погибнет. Я не помню, чем я занималась, но точно ничего не успевала. Все мое духовное возрастание свелось к ежедневным молитвам о том, чтобы она, наконец, покакала. У неё были страшнейшие запоры. А батюшка и правда прослезился. Когда до полусмерти испугался, увидев мою записку: «О здравии тяжко болящего младенца Варвары».

Я кипятила все, что можно было кипятить, чтобы ни одна бактерия не прикоснулась к моей крохе. Вы знаете, что такое целый год каждый день кипятить ванну воды? Не детскую ванночку, а взрослую ванну. И остужать ее до нужной температуры. Если нет, то что вы тогда вообще знаете о жизни!

На нервной почве я похудела до тридцати девяти килограммов (при моих и так несчастных сорока пяти) и решила, что отныне и навеки больше никаких детей. А все эти книги о воспитании, режиме и прелестях материнства писал тот, кто ни одного ребёнка в глаза никогда не видел.

Здесь решаю я!

Французам удается установить четкую иерархию в отношениях родителей и детей. В их семьях нет разделения власти с детьми. Сначала родители, потом – дети. Если ребенок забывает об этом, можно услышать фразу «Здесь решаю я!», или более жесткий вариант «Здесь командую я!».

Установление рамок дозволенного требует большого терпения и сил, но от этого будет лучше и родителям, и детям. Когда в семье растет «ребенок-царек», жизнь родителей может стать невыносимой. Система ограничений и правил необходима самим детям, считают французские мамы и папы. У малышей слишком много желаний, поведение подчинено импульсам. Непререкаемый родительский авторитет помогает им обуздать собственные потребности, научиться самоконтролю.

Такая система выстраивается благодаря тому, что о правилах и границах поведения с детьми постоянно говорят. Им объясняют, что можно делать, а что – нельзя, и почему именно нельзя. Причем происходит это в очень вежливой форме.

В беседах с детьми родители часто используют фразу «имеешь/не имеешь право». Уже на семантическом уровне ребенок понимает, что существует система норм поведения для взрослых и детей, одну из которых он в данный момент нарушает. И если права делать это у него нет, то есть право на что-то другое.

Еще одно выражение, которое используют французские мамы – «Я не одобряю». Говоря это вместо обычного «Нет!», «Нельзя!», они подчеркивают, что родители имеют свое мнение, с которым ребенку необходимо считаться. Эта фраза и за малышом признает право на собственное мнение. Не одобряемое поведение – его сознательный выбор, но он может выбрать и другой вариант.

5 главных правил прикорма от доктора Комаровского

Однако внутри дозволенных рамок детям предоставляется полная свобода. Они могут баловаться и шалить, и за это их не будут наказывать. У французов даже есть слова, которые разграничивают маленькие шалости (petites betises) и плохое поведение (mauvais comportement). Наверно, поэтому прибегать к наказаниям родителям приходится очень редко.

Босс – это вы

Это самое сложное (во всяком случае, лично для меня) правило французского воспитания. Осознать, что решения принимаю я. Я — босс. Не диктатор — это существенно (!) — а босс. Я даю детям много свободы там, где это возможно, учитываю их мнения и прислушиваюсь к их желаниям, но решения принимаю я.

Помните об этом. На вершине вашей собственный семейной пирамиды именно вы. Не дети, не ваши родители, не учителя и не няни. Командуете парадом вы и только вы.

Конечно, это сложно. Это ежедневная борьба. Я вот до сих пор каждый день снова и снова завоёвываю свою маленькую армию. Но я теперь точно знаю, дети лучше развиваются в пределах чётко установленных границ. Они чувствуют себя гораздо более уверенно и спокойно, когда знают, что за штурвалом стоит взрослый.

Научитесь в ключевые моменты строго и уверенно говорить «нет». Научитесь спокойно, но твёрдо говорить детям, что вы сейчас будете делать. Вы сразу поймете, когда у вас получится, — сами ощутите себя боссом.

По материалам статьи Натальи Ломыкиной

Словарь французских воспитательных терминов

Attend – подожди, постой. Эта команда, которую дают родители детям во Франции, означает, что ребенок вполне способен подождать желаемого и в промежутке может занять себя сам.

Au revoir – до свидания. Дети во Франции должны говорить au revoir, когда прощаются со знакомыми взрослыми. Одно из четырех «волшебных слов», которые должен знать каждый французский ребенок…

Autonomie – автономность. Независимость и умение полагаться только на себя воспитывают в детях с ранних лет.

Bêtise – маленькая шалость. Разделение проступков на более и менее серьезные помогает родителям реагировать на них соответственно.

Bonjour – здравствуйте, добрый день. Так дети здороваются со знакомыми взрослыми.

Саса boudin – букв. кака-сосиска, какашка. Ругательное слово французских детсадовцев.

Cadre – рамки, границы. Идеал французского воспитания: детям устанавливают четкие рамки, однако внутри этих рамок им предоставлена полная свобода.

Caprice – каприз. Импульсивное желание, прихоть или требование ребенка, часто сопровождаемые нытьем или слезами. Французские родители считают, что потакать капризам вредно.

Classe verte – «зеленый класс». Начиная с первого класса школы ученики ежегодно примерно на неделю выезжают на природу под присмотром учителя и нескольких взрослых.

Colonie de vacances – детский лагерь отдыха. Во Франции несколько сотен таких лагерей для детей от четырех лет. Они отдыхают там без родителей, обычно в сельской местности.

Complicité – взаимное доверие. Обоюдное понимание, которого с самого рождения пытаются добиться от детей французские родители и воспитатели. Они считают, что даже маленькие дети способны мыслить рационально и с ними можно построить отношения, основанные на взаимопонимании и уважении.

Crèche – французские государственные ясли на полный день. Французы из среднего класса обычно отдают детей в ясли, а не оставлют с нянями. Государственные ясли они предпочитают частным, «домашним».

Doucement – тихо, осторожно. Одно из тех слов, которые воспитатели часто говорят маленьким детям, считая, что даже малыши способны поступать осознанно и контролировать свои действия

Doudou – любимая игрушка, обычно мягкая – та, с которой ребенок засыпает.

École maternelle – бесплатный государственный детский сад. В детский сад ребенок идет в сентябре того года, когда ему исполняется три.

Éducation – обучение, воспитание. Французские родители относятся к воспитанию детей как к обучению.

Enfant roi – ребенок-король. Чересчур требовательное дитя, которое постоянно находится в центре внимания родителей и совершенно не терпит, если что-то «не по нему».

Équilibre – равновесие. Все в жизни должно быть уравновешено, и ни одна роль не должна перекрывать другие – в том числе и роль родителя.

Éveillé/e – пробужденный, живой, активный. Идеальное качество французского ребенка. Еще одно идеальное качество – рассудительность, см. sage.

Gourmand/e – тот, кто ест слишком быстро, слишком много или слишком любит какое-то одно блюдо.

Goûter – полдник. Полдничают обычно в 16.00, и это единственный «перекус» в течение дня.

Les gros yeux – «большие глаза». Укоризненный взгляд – так взрослые смотрят на расшалившихся детей.

Maman-taxi – мама-такси. Так называют мам, которые все свободное время возят детей с одной «развивалки» на другую. Это считается не équilibré.

N’importe quoi – бог знает что, как вздумается. Ребенок, который так ведет себя, не знает границ дозволенного и не думает об окружающих.

Non – нет, ни в коем случае.

Profter – наслаждаться, пользоваться моментом.

Punir – наказывать. Наказывают во Франции только по очень серьезным, нешуточным поводам.

Rapporter – наябедничать, донести. Во Франции и дети, и взрослые считают это ужасным.

Sage – рассудительный, спокойный. Так говорят о ребенке, который умеет себя контролировать или поглощен игрой. Вместо «веди себя хорошо» французские родители говорят: «будь sage».

Права и обязанности как неотъемлемая часть воспитательной системы во Франции

Интересно, что в этой стране детям также очень рано прививается понятие о том, что у них есть права. На самом деле, термины свободы, равенства и братства для французов отнюдь не являются пустыми словами. Можно услышать даже от четырехлетнего малыша в адрес няни: «Ты не можешь запретить мне скушать это мороженое, потому что я уже пообедал. А мама сказала, что я могу съесть лакомство после того, как съем суп».

Но есть и обратная сторона у каждого права – а именно, обязанность. И поэтому обязательства имеются даже у маленьких французов. Каждый ребенок должен выполнять определенную домашнюю работу: мыть посуду, вовремя застилать свою постель, собирать испачканное белье в корзину для стирки, а чистую – тщательно раскладывать в шкаф. Французы убеждены в том, что если дети не будут этого делать, то они вырастут полнейшими эгоистами.

Постоянно говорите с ребенком

Зачастую именно на разговор с ребенком нет ни времени, ни желания. Мама занята постоянной беготней за ребенком, и ей просто некогда с ним разговаривать и что-то объяснять. Иногда проще повысить голос и успокоить малыша до следующего раза. Французы так не делают. Они говорят с детьми постоянно. Если ребенок все же не понимает – ему так же спокойно дают понять, что он поступает неправильно и должен слушать родителей, потому что они главные и за ними последнее слово.

Автор приводит пример, когда детишек в детском саду учили правильно вести себя за столом. Некоторые малыши совали пальчики в тарелку – тогда им говорили, что этого делать нельзя и кушать нужно аккуратно. Если после нескольких объяснений ребенок продолжал баловаться, тарелку отставляли. Таким образом, малышу показывали последствия за непослушание. И следующий раз ребенок уже кушал правильно.

Вывод

Во французском воспитании, несомненно, есть рациональное зерно. Но уникальными являются не методы французских родителей, а результат, который они получают. Основная мысль заключается в том, что, делая ребенка центром внимания семьи, мы, тем самым, усложняем жизнь не только себе, но и ребенку. Малышу легче жить по установленным правилам, которые создают обстановку предсказуемости и защищенности. И самое главное, такие правила способствуют гармонии и взаимопониманию в семье, без которых немыслимо счастливое детство малыша.

Дети должны иметь терпение

С самого раннего возраста взрослые воспитывают в детях понятие, что их желания и просьбы не могут выполняться по первому требованию. Мама-француженка не бежит даже к заплакавшему младенцу, бросая срочно все свои дела. Она это делает не торопясь, выждав пару минут и давая возможность ребенку успокоиться самостоятельно.

Малыши в первые месяцы своей жизни часто просыпаются просто из-за смены фазы сна и через некоторое время опять засыпают. Если сразу же взять ребенка на ручки в этот момент, то он, скорее всего, перейдет в фазу бодрствования. Самостоятельно засыпать при такой реакции родителей на плач ребенок научиться не скоро.

По нескольким минутам плача мама сможет определить его причину – может пора менять подгузник или пора кормить, а может у малыша болит животик

Обратите внимание, что пауза для таких раздумий должна быть короткая, чтобы плач не перерос в истерику

Такая тактика французских мам способствует тому, что малыши быстро учатся спать, не просыпаясь всю ночь. Это позволяет уже с трехмесячного возраста оставлять ребенка одного в детской комнате на ночь.

Пауза дается и в младшем и среднем возрасте детей. Французы считают, что ни в коем случае нельзя выполнять сиюминутно детские просьбы и требования. Мама во Франции обязательно скажет своему ребенку: «Подожди!». Это может быть во время совместной прогулки или обеда, во время разговора или при гостях. Эти паузы воспитывают в детях терпение и дают возможность обойтись без помощи взрослого. Воспитанные дети должны уметь подождать и потерпеть.

Такая тактика поведения взрослых воспитывает у малышей умение справляться с разочарованием. Дети должны усвоить, что кроме них есть еще много людей со своими проблемами и желаниями. Так детей учат быть счастливыми.

Взрослое время

Французские семьи строятся на твердом убеждении, что отношения мамы и папы – это главное в браке. Мамы-француженки говорят, что детей мы не выбираем, но мы выбираем мужа. Поэтому нужно строить отношения с супругом, постоянно подпитывать страсть, которая теплится в каждом.

Существует такое понятие – «взрослое время». Оно наступает в восемь-восемь тридцать вечера, когда детей отправляют в их комнаты. Они могут не ложиться спать сразу, им разрешается тихонько играть там. Взрослые же могут спокойно отдохнуть, заняться своими делами, побыть наедине друг с другом. В некоторых семьях детям даже утром не разрешается заходить в родительскую спальню без разрешения.

Кроме того, многие французские пары раз или два в месяц проводят выходные только вдвоем, без детей. Они устраивают себе «медовый уик-энд»: отправляют отпрысков к родственникам, или сами уезжают куда-нибудь. Это помогает укрепить отношения между супругами, отдохнуть и соскучиться по детям. Детям, в свою очередь, тоже полезно отдыхать от родителей. Встречаясь через пару дней, вся семья чувствует обновление и прилив сил.

15 идей, как подарить вторую жизнь ненужным игрушкам

Большое внимание уделяется интимным отношениям супругов. В больницах проводятся занятия по укреплению интимных мышц, на которые врач-гинеколог может направить женщину вскоре после родов

Также доктор может направить на занятия по тренировке пресса, если женщина не может прийти в форму самостоятельно. Это отражает заботу о супружеских отношениях на уровне государства.

Кроме того, француженки легче относятся к тому, что на женские плечи ложится больше забот за детьми и домом. Они принимают это как данность, и не пилят мужей, что они им мало помогают. Мужчины воспринимаются как отдельный вид, просто не способный так же качественно выполнять эту работу. Конечно, у мужей также есть свои домашние обязанности, которые они выполняют по мере сил. Благодаря такому мировоззрению во французских семьях меньше ссорятся по бытовым вопросам, а это положительно влияет на крепость семейных уз.

От автора

В воспитании детей – одной из самых важных сфер человеческой жизни – родители сталкиваются со множеством проблем и часто терпят неудачи. Порой сами они – прекрасные люди, любящие своих детей, но у них не получается быть идеальными родителями. Может быть, они не понимают детей или не умеют с ними общаться.

Эта книга призвана помочь родителям. В ней объясняется, как вести себя, как обустроить быт, как заботиться о детях и стать для них друзьями. В ней четко изложено, как научить детей быть послушными и ответственными, максимально развить их характер и интеллект, помочь им уважать самих себя.

К чему следует стремиться в воспитании детей? Во-первых, мы должны помочь им стать счастливыми. Для этого им надо дать возможность преуспеть в важных сферах – в учебе, работе, достижении собственных целей и отношениях с другими людьми. Чтобы ребенок добился успеха, из него нужно «вылепить» достойного человека, развить сильные стороны его характера. Он должен стать ответственным и честным, придерживаться строгого морального кодекса

Важно научить его понимать чужие чувства и потребности, вести себя сдержанно и овладеть хорошими манерами. Нужно развивать его разум, чтобы он мыслил рационально, умел концентрироваться, принимал справедливые и мудрые решения

Мы должны внушить ему достаточно уверенности, чтобы он смог заниматься любимым делом, обеспечивать себя и твердо стоять на ногах; поощрять в нем творческое начало, чтобы он умел мыслить и поступать оригинально; пробудить в нем стремление прожить жизнь с пользой.

Что даст нашим детям достижение этих целей? Во-первых, оно обеспечит им успех и счастье. Это не убережет их от проблем в жизни, но обеспечит им внутренние ресурсы, которые помогут справиться с трудностями. Они не станут обузой для общества, как это часто бывает, а смогут поддерживать и развивать его.

Взрослые тоже выиграют от такой ситуации. Они перестанут тревожиться и переживать из-за проблем, которые неизбежно возникают при воспитании «трудных» детей. Они будут испытывать гордость и удовлетворение, наблюдая, как их дети становятся достойными и счастливыми людьми. Им воздастся за их многолетние труды и жертвы.

Успех детей будет их успехом. Семья станет королевством отца; счастье детей станет триумфом матери.

Всего лишь одно поколение счастливых детей могло бы преобразить наше общество. Мы бы сумели искоренить порок, коррупцию, насилие и большую часть социальных проблем. Молодежь повела бы страну по пути добра. Наши дети – самое большое богатство нашей страны. Как сказал покойный религиозный лидер Дэвид О. Маккей:

«Самое важное достояние нашей страны – не бескрайние просторы пастбищ, где бродят стада; не наши плодородные фермы; не леса; не шахты и нефтяные скважины, приносящие несметные богатства. Самый ценный ресурс страны – это наши дети»

Как же мы можем обеспечить детям успех? Можно ли добиться всего, чего мы им желаем?

Есть теория, которая подтверждает, что это возможно.

В нас заложена огромная сила, которая помогает формировать ребенка. Мы можем слепить его характер, вложить в него веру в Господа, подарить ему уверенность в себе и наставить его на путь успеха и счастья.

Но ребенок не так податлив, как кусочек глины. В нем с рождения заложены определенные черты. Наш успех зависит от умения распознать в нем уникальный талант и направить его в нужном направлении. Кроме этого, мы можем выявить его лучшие, благороднейшие качества.

Необходимо заниматься со всеми детьми и не довольствоваться полумерами

Даже проблемного ребенка нельзя обходить вниманием. Все дети заслуживают наших стараний

Роль родителей требует усердия, жертвенности и мудрой расстановки приоритетов. Но не обязательно класть всю свою жизнь на алтарь семьи – это не очень мудро. Человек должен иметь собственные интересы и занятия вне дома.

Даже у многодетных родителей может быть личная жизнь. Когда дети правильно воспитаны, с ними становится намного проще. Разумные и ответственные дети – ценные помощники, которые дарят родителям возможность заниматься своими делами и радоваться каждому дню, вместо того чтобы дожидаться момента, когда дети наконец вырастут.

В четырех частях этой книги в общих чертах рассказывается о методах достижения успеха в воспитании детей.

При работе над книгой нам не удалось избежать некоторых повторений. Дело в том, что каждая ступень развития ребенка требует определенных действий, и иногда эти действия похожи. К тому же некоторые основные принципы – например, похвала – играют важную роль на всех этапах взросления ребенка, и о них говорится на протяжении всей книги.

Первое и главное слово только за родителями

Во французских семьях родители могут поставить ребенка на место строгой фразой «Решение здесь принимаю я!». Власть в семье принадлежит только родителям, а дети это должны принимать и понимать.

От мамы и папы требуется очень много сил, настойчивости и терпения, чтобы установить определенные рамки поведения для своих детей. Когда малыш в семье находится постоянно в центре внимания, когда для него нет никаких ограничений – это приведет к невыносимой атмосфере в семье. Контролировать желания детей просто необходимо. Они должны научиться ограничивать собственные потребности, а родительский авторитет – главный помощник в этом.

Каждый малыш должен знать слово «нет» и «нельзя». Ему нужно объяснить в спокойной обстановке, без крика и повышенного тона, почему «нельзя». Эти слова являются определенным разграничением для детей, и они обязаны реагировать на эти слова адекватно.

Обязательно используйте в беседах с детьми понятия «ты не имеешь или имеешь право на…». Ваш кроха должен понимать, что запреты распространяются не на все, что одно нельзя, а другое можно. Что нормы поведения касаются не только детей, но и взрослых.

Часто мамы – француженки вместо категоричного «Нет!» или «Нельзя!» говорят: «Я этого не одобряю». Эту фразу в дальнейшем смогут употреблять и дети, которые будут доносить свою точку зрения, свое собственное мнение по какому-то вопросу. Это дает возможность выбирать не один вариант из определенной сложной жизненной ситуации.

На первый взгляд может показаться, что дети во Франции воспитываются слишком строго. Но родители в этой стране только в самых редких случаях наказывают своих шалунов. Дети ведут себя абсолютно свободно, но соблюдают определенные рамки. В семье все знают разницу между плохим поведением и маленькой шалостью.

Пусть живут своей жизнью

Во Франции принято отправлять детей, начиная с 4-х лет, в детские лагеря. Самые маленькие обычно уезжают в деревню на 7-8 дней, где они живут, наблюдая за природой, на свежем воздухе. Это называется «зелеными неделями». Дети постарше уезжают в лагеря по каким-либо направлениям: театральные, астрономические и другие.

Тем самым детям предоставляется независимость от родителей, возможность научиться преодолевать трудности и полагаться на свои силы. Это один из основных принципов французского воспитания. Благодаря таким поездкам малыши учатся самостоятельности, в том числе в эмоциональном плане, формируется самооценка и уверенность в собственных силах.

В этом проявляется и желание уберечь своих детей. Французские родители понимают, что невозможно предусмотреть все

Поэтому очень важно учить ребенка самостоятельности как можно раньше, обеспечив необходимую безопасность

Во французском подходе к воспитанию признается потребность ребенка в свободе. По мнению психологов, его необходимо оставлять одного, чтобы он сам разобрался, как надо поступить в той или иной ситуации. Имея с каждым днем все больше свободы, малыш получает личный опыт, учится общаться со сверстниками, уверенно ощущать себя в мире.

Волшебные слова

Мы с детства учим детей говорить «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста». Для французских детей такими же обязательными словами являются «здравствуйте» и «до свидания»

Им в процессе воспитания уделяется, быть может, даже большее внимание

Ведь маленьким деткам бывает сложно произнести «здравствуйте» при встрече с незнакомыми людьми. Они стесняются, упрямятся, молчат даже на просьбы родителей. И это понятно: «спасибо» ребенок говорит за то, что для него кто-то сделал что-то приятное, а «пожалуйста» — когда просит о чем-то. То есть эти слова употребляются как просьба или благодарность. Тогда как приветствие и прощание с точки зрения ребенка вроде как ни к чему.

Лина Данэм: «Даже после удаления матки я все равно хочу стать мамой»

Но французские мамы считают: именно то, что ребенок говорит «здравствуйте» и «до свидания» — показатель его воспитанности. Преодолев свое стеснение или упрямство, малыш как бы встает на одну ступеньку со взрослыми. Это знак, что он принимает законы, принятые во взрослом мире, и сможет вести себя цивилизованно.

Разрешая карапузу пренебречь простейшим правилом приличий, взрослые как будто дают добро и на нарушение других правил. Поэтому, если кроха приходит в ваш дом и не здоровается, будьте готовы к тому, что вскоре он начнет ходить на голове, требовать макарон без соуса и кусать ноги гостей под столом.

С этими словами трудно не согласиться.

От редактора

Моя мать Хелен Б. Анделин в 60-е и 70-е годы прошлого века растила четверых мальчиков и четырех девочек. В это же время она писала и популяризировала свои книги «Очарование женственности» и «Очаровательная девушка», а также выступала в разных городах, рассказывая о них. Она сама была образцом Очаровательной женщины.

Когда мы выросли, мы стали спрашивать родителей: как правильно заботиться о детях? И тогда моя мать поняла, что пора дополнить книги о счастливом браке советами по воспитанию детей.

Так родилась эта книга, опубликованная в 1981 году. Люди до сих пор покупают и заказывают ее, и мы видим, сколько пользы она принесла многим семьям.

Для нового издания я решила обновить и отредактировать устаревший материал, сохранив базовые принципы, проверенные временем. Я также убрала ссылки на Священное Писание, поскольку наша аудитория очень разная. Самые важные идеи остаются неизменными независимо от того, на какой религиозный источник они опираются.

Читая эту книгу, вы сможете заглянуть в то время, когда люди жили без мобильных телефонов, компьютеров, круглосуточного телевидения и других технологий, доступных нам сегодня. Жизнь во многом была проще. У нас было всего три телеканала, и ни один из них не работал по ночам.

Моя мать придерживалась традиционных взглядов на воспитание детей и общение с ними. Она поощряла в людях трудолюбие, ответственность и силу характера. Она понимала, что иногда родители растеряны и нуждаются в четких советах.

Я помню, как она пекла домашний цельнозерновой хлеб и молола для него зерна на старой шумной дробилке. Это была неотъемлемая часть нашего детства. Я никогда не забуду запаха свежеиспеченного хлеба, который встречал меня на пороге дома. Еще я помню, как по утрам она давила апельсины в громадной ручной соковыжималке – у папы тогда была апельсиновая роща. Мы жили в Калифорнии, и мама всегда приносила в дом много фруктов. Она считала, что лучше купить хорошие свежие продукты, чем переплачивать за дорогостоящие полуфабрикаты. Еще я помню, как заботливо она ухаживала за нами, когда мы болели. Она терпеливо сидела у наших кроватей долгие ночи, пока мы температурили или маялись животом. Она сама следовала советам, которые давала своим читателям. Сейчас, читая эти строки, я слышу ее голос.

Надеюсь, эта книга понравится и поможет вам. Классические советы никогда не устаревают.

Только наблюдение

Французские мамаши убеждены, что как только их чадо научилось хорошо ходить и уверенно вскарабкиваться на горку, все, что должны делать родители – это всего лишь наблюдать за игрой. Вряд ли во Франции вы когда-нибудь увидите родителя, который со всех ног бежит за убегающим от него ребенком.

Пока малыши резвятся на детской площадке, все, что делают матери – это лишь наблюдают за ними. И даже если в песочнице возникает какой-либо конфликт, то родители позволяют детям самостоятельно его уладить. Также у французских родителей стоит поучиться их сдержанности и неторопливости. Например, если француженка готовит завтрак, а чадо просит полюбоваться построенной им горкой, она никогда не станет отрываться сию же минуту от своего дела. Женщина мягко и вежливо объяснит ребенку, что посмотрит на его творение, как только освободится от дел.