Возрастные особенности

Не спешите пролистывать этот пункт! Вам может показаться, что психология – вещь скучная и не особо обязательна, но как бы не так: к процессу воспитания ребенка, тем более к изменениям в его поведении, эта наука имеет прямое отношение. Вам будет легче понимать своего малыша, находить с ним общий язык, если вы будете точно знать, что с ним происходит.

Прежде всего – развитие речи. В 2 года ребенок превращается в губку, которая впитывает все, что что слышит, старается воспроизвести. Это касается не только речи людей, но всего, что он видит, слышит по телевидению и радио. Из чего следует вполне логичный вывод: контролируйте, по возможности, речь находящихся рядом взрослых, то, что смотрит ваш ребенок. Также в этот период дети способны понимать речь взрослых и вести короткие, но осмысленные диалоги, откликаться на просьбы и просить в ответ. Но словарный запас все еще небольшой.

Источник фото: shutterstock.com

Также в 2-3 года малыш учится выражать и контролировать свои эмоции, но, к сожалению, у него не всегда получается это делать, поскольку радость и гнев накатывают на него очень внезапно. Внимательно следите за его состоянием: поддержать в моменты проявления любви или доброты и успокоить, когда малыш чем-то взволнован. Помимо этого, нужно учить детей контролировать свои эмоции и правильно их выражать, а главное, показать, где находятся границы приемлемого поведения, что делать можно, а что нельзя.

Самая главная характеристика ребенка в 3 года – эгоцентризм. Означает это следующее: он считает, что все происходящее в этом мире связано непосредственно с ним. То есть при игре и общении со сверстниками, которое начинает набирать обороты, он будет исходить исключительно из своих интересов. Эгоцентризм проявляется в необходимости внимания со стороны взрослых ежесекундно, без перерыва на еду и сон. Это не значит, что малыш обязательно вырастет эгоистом, просто так он ищет поддержки взрослого, который в случае чего сможет помочь. Сюда же отнесем желание детей показать, что он многое может делать самостоятельно.

Здесь стоит упомянуть так называемый кризис трех лет. На самом деле тема этого непростого времени довольно обширна, ее требуется разбирать отдельно. Суть такова: малыш начинает осознавать себя как самостоятельного взрослого человека со своим «Я», своими потребностями и желаниями, который вполне справляется без поддержки взрослого человека. И тут он сталкивается с тем, что осуществить все задуманное самостоятельно он не может в силу различных обстоятельств, главными из которых в основном являются вездесущие взрослые и столь малый возраст. Негодование по поводу этого выражается различными симптомами: упрямство, агрессия, протест, своеволие, деспотизм, строптивость и обесценивание сложившихся порядков вещей. Истеричные состояния в таком кризисе вполне обычное явление.

Что такое истерический приступ?

Речь идет о чрезмерно возбужденном состоянии, в процессе которого ребенок громко кричит, плачет, бросается вещами. Нередко истерика, начавшаяся с плача, продолжается смехом, судорогами. Приступ проявляется при отсутствии возможности преодолеть эмоции, обиды. Он возникает бессознательно, характеризуется типичными признаками.

Симптомы приступа истерики:

  • громкий крик при отсутствии конкретных требований;
  • расстройство восприятия реальности окружающего мира;
  • повышенная моторическая активность (катание по полу, бросание предметов, удары руками, ногами);
  • снижение болевого порога;
  • громкие продолжительные рыдания;
  • беспричинный смех;
  • судороги;
  • потеря сознания;
  • после ослабления приступа — истощенное состояние.

Чаще всего дети используют истерики в качестве инструмента для обращения на себя родительского внимания. Но чрезмерно повышенное эмоциональное состояние имеет и другие причинные факторы

Важно понимать, что истерика — это поведение, естественное для маленького ребенка. Детская нервная система недостаточно развита, кроме того, малыши неспособны высказать свои желания вербально

Если ребенок истерит по любому поводу в 3 года, совет психолога гласит: кроме осознания естественности этого проявления, не менее важно проведение черты различия между истерикой и прихотью. Капризный ребенок преднамеренно кричит в присутствии родителей; цель такого поведения — получение конфеты, игрушки, обращение на себя внимания

Но капризность также имеет конкретные причины — посредством их дети проявляют характер, пытаются отстаивать собственную «точку зрения».

Истерические приступы, капризы часто становятся причиной беспокойства родителей

Но важно осознать тот факт, что это временное состояние. Вскоре оно нормализуется

Ребенок станет способным высказывать желания, чувства вербально. Единственное решение в данный момент — проявление терпения, адекватный ответ на возбужденное поведение малыша. Отсутствие понимания, неправильный подход к воспитанию может привести к усугублению проблемы, осложнениям с избавлением от истерик в будущем.

Истерика у ребенка 4-6 лет

В этом возрасте дети не просто следят за тем, как взрослые себя ведут и что они делают. Они начинают соображать и нередко пользуются тем, что родители не могут прийти к единому мнению относительно их воспитания. В 4-6 лет малыш уже понимает – запрещенное что-то мамой, может быть разрешено папой или бабушкой

В этом возрасте очень важно, чтобы родители не соревновались между собой за любовь ребенка, а совместно выполняли миссию правильного его воспитания

Истерики в таком возрасте уже бывают редко, поскольку с такими детьми уже можно поговорить, обсудить их проблемы и попытаться найти решение. Если ребенок не идет с вами на контакт, то лучше обратиться за помощью к профессиональному психологу и почитать литературу о воспитании детей. Помните: то, каким вырастит ваш малыш – зависит только от вас.

Чумаченко Ольга, врач, медицинский обозреватель

9, всего, сегодня

(27 голос., средний: 4,52 из 5)

Что делать после истерики?

Многие родители не представляют, как быть с ребёнком после прошедшего истерического приступа. Если эмоциональные взрывы происходят постоянно, случаются и дома, и в детском саду, то вам придётся научить ребенка правильному способы выражения своего настроения.

Непосредственно после истерики нужно объяснить ребенку, как вас огорчило его поведение. Именно поведение, а не сам малыш. Продемонстрируйте, что вы по-прежнему его обожаете, однако вам хочется гордиться им каждую минутку, а не только когда он хорошо себя ведёт.

Ребенку нужно на реальном примере объяснять, как именно необходимо показывать различные эмоциональные проявления – гнев, злость, раздражение, счастье или упоение. Малыш обязан понять, что достичь желаемую вещь можно не только рёвом и дрыганьем ножками.

Возможно, на подобную «науку» уйдёт неделя или два-три месяца. Длительность обучения будет зависеть от темперамента ребенка. Маленькие холерики более склонны к истерическим приступам в силу подвижной нервной системы, чем сангвиники и флегматичные детки. Меланхолики тоже могут впасть в истерику, однако она будет проходить без чрезмерно бурных проявлений эмоций.

Причины истерик в возрасте 1–6 лет

Возрастной период 1–6 лет характеризуется частым возникновением истерических приступов. Чрезмерно эмоциональный ответ на обстоятельства не происходит «из ничего». Несмотря на кажущуюся спонтанность, припадки имеют определенные причины. Например, малыш в 1 год плачет из-за не поменянного своевременно подгузника, а истерики, капризность 6-летнего ребенка бывают обусловлены желанием получить игрушку.

Самые частые факторы, приводящие к возникновению приступов истерики:

обращение на себя внимания;
неспособность словесно высказать досаду;
негодование, обида;
желание что-то получить от родителей;
утомленность;
голод;
истощение при заболевании;
ответ на боль;
отсутствие принятия во внимание действия ребенка (жажда одобрения);
нестабильность нервной системы.

Если ребенок 2 лет постоянно истерит, советы психолога следующие: обратите внимание, не голоден ли он, не хочет ли пить, спать. Частая причина в этом возрасте — боль в животе

Истерическая реакция в менее выраженной степени может сохраняться даже после исполнения желания малыша, т. е. при исчезновении первоначальной причины. Частые факторы, провоцирующие приступ плача, — усталость после игры, мокрые штаны.

Пропорционально возрасту растет осознанность «пользы» истерических приступов. Взрослея, дети начинают понимать, что их эмоциональное поведение вызывает желаемую родительскую реакцию, способствует достижению намеченных ними целей. Они учатся манипулировать, истерики возникают в момент негодования, для выражения протеста, несогласия с действиями родителей.

Критическая, переходная фаза физиологического и психического развития ребенка стартует в 3-летнем возрасте. Посредством истерик дети доказывают значимость своего «Я». Они целенаправленно противодействуют родителям. Например, при попытке одеть — раздеваются, когда зовут — убегают. Такое поведение не обусловлено желанием спровоцировать родительский гнев. Ребенок не знает другого способа достичь желаемого результата, он неспособен к компромиссным решениям. В то же время этот возраст характерен повышенной чувствительностью, злопамятностью. Иногда малыш может из мести умышленно мучить родителей плачем.

Советы психолога при истериках у ребенка 4 лет и старше рекомендуют обратить внимание на факт избалованности. В этом возрасте он способен словесно выразить свои желания

Замена вербального объяснения истерикой — это попытка вынудить родителей действовать в его собственных интересах. Для успокоения малыша те поддаются его манипуляциям, стараются угодить прихотям.

Аффекты в более старшем возрасте при отсутствии видимой причины могут сигнализировать о нестабильности нервной системы. Припадок характеризуется удушьем, вызванным плачем, покраснением. Иногда доходит до рвоты, судорог, бессознательности. Если ребенку 3 года, он постоянно ноет и истерит, советы психолога однозначны — родителям необходимо посетить неврологу. Можно предварительно посоветоваться с педиатром, который направит к профильному специалисту.

Родители делятся опытом

Виолетта

«У нас в семье появились проблемы, когда родилась вторая дочка. Старшей дочке было два года, а у меня огромные списки невыполненных дел, плюс грудной малыш на руках. Сначала ей было интересно, но потом она начала нервничать и закатывать истерики по пустякам, иногда вообще без повода. Я даже не думала, что такие маленькие дети могут ревновать. Пришлось срочно принимать меры. Например, кормлю младшую, старшую при этом сажаю рядом. Разговаривать с ней стала активно, объяснять, что малышка совсем маленькая, ей нужна наша помощь. В итоге получила в лице старшей дочки помощницу, которая и подгузник подаст и полотенце поднесет, и сообщает, когда малышка просыпается. Я стараюсь чаще говорить старшей, как она мне помогает, дочка сразу расцветает и успокаивается».

Работа над качествами

Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:

  • понимание;
  • спокойствие;
  • терпение;
  • любовь.

Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности

Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.

Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово

К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились

Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание

Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках

В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что ему удается манипулировать другими

Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.

Можно попробовать следующие методы:

Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится

Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать

В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.

В семье нет места ни демократии, ни диктатуре. Она создается для того, чтобы в атмосфере любви и тепла родители помогли детям стать ответственными и самостоятельным людьми. Воспитание — это неотъемлемый элемент этого процесса, который учит быть послушным и дает чувство защищенности. Оно заверяет в родительской любви, которой в дальнейшем захочется поделиться с другими

Поэтому, действуя в правильном направлении, важно анализировать, не изменилось ли поведение ребенка за последний период, над чем еще стоит поработать

Структура сна у детей и взрослых: отличительные особенности

Чтобы разобраться, почему ребенок во сне всхлипывает, необходимо понять структуру детского сна и его отличительные черты. Любая жизнедеятельность взрослого человека, так же как и малыша, основана на цикличности процессов, которые носят название биоритмов. Для каждого из нас они индивидуальны и закладываются еще до рождения.

Важно знать! Груднички до года имеют особую структуру сна. Отличие обусловлено несовершенством систем функционирования маленького организма (в том числе и головного мозга), вследствие чего на протяжении всего периода ночного отдыха преобладающей считается быстрая или парадоксальная фаза.

Определить этот этап можно по поверхностному дыханию, едва прикрытым векам, дрожащим ресницам и бегающим зрачкам под ними

Чрезмерные чувства или почему ребенок истерит

Психология объясняет чрезмерные эмоции у детей младшего возраста, как становление личности. И указывает на то, что такие проявления – норма поведения. Таким образом, малыш проявляет свои чувства и желания в зависимости от возраста:

  • в первый год жизни – это крик и плач, так происходит требование или желание получить что-либо (есть, спать, усталость и т.д.);
  • в 2-3 года к плачу и крику могут добавиться укусы, кидание предметов, размахивание рук и т.д.;
  • в 4-5 лет истерика может проявляться всеми перечисленными симптомами, а также падением на пол – считается, что в этот период происходит пик кризиса возраста.

Бурная демонстрация чувств иногда ставит в неловкое положение, а порой может быть заразительной для сверстников. Поэтому необходимо мудро подойти к таким проявлениям и ни в коем случае не отвечать агрессивно на истерики. Помните, наказания или повышение голоса только усугубят состояние малыша.

Воспитательный процесс

Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.

Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил

Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию

Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.

Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова

Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса

В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.

Манипуляция окружающими

Истерические припадки, с помощью которых ребенок пытается добиться от близких чего-то своего, обычно начинаются с 1,5-2 лет. Если у ребенка ранее истерики возникали из-за усталости, нервных расстройств и дискомфорта, то теперь малыш понимает, что таким образом он может получить желаемое или отказаться выполнять требования, которые не нравятся.

В этих случаях мамам и папам никогда нельзя идти на поводу у ребенка. Иначе он будет постоянно добиваться своего, начиная крик и истерику.

В возрасте 3-х лет ребенок уже чувствует себя личностью. Проявить самостоятельность он пытается, своевольничая и проявляя упрямство

Не стоит заострять внимание на его поведении. Нужно вести себя так, чтобы малыш понимал, что его любят, но не хотят общаться, когда он, наблюдая за реакцией близких людей

пытается ими манипулировать. К выводу, что таким поведением он ничего не добьется, ребенок должен прийти сам. Лучше всего создать иллюзию выбора, избегая прямых указаний, не допуская ответа «нет».

Манипулировать своими близкими, устраивая истерики опасная привычка. Она негативно влияет на формирование характера и породит множество проблем в будущем.

Капризы и детские истерики проходят, когда ребенок научится выражать требования и желания словами.

Варианты родительской реакции на истерики

Проявление аффективного приступа не может не вызвать ответа родителей. Часто они повышают голос на ребенка, иногда применяют силу. Делать этого нельзя! Есть множество вариантов действий, направленных на успокоение малыша.

Как справиться с детской истерикой — советы психолога:

  1. развлеките ребенка игрушкой, переориентируйте на другое занятие;
  2. избегайте провоцирующих моментов — не заставляйте есть нелюбимое блюдо, носить «некрасивую» одежду;
  3. постарайтесь игнорировать капризы; крик, объяснения, убеждения и уговоры не помогут;
  4. удалитесь в другую комнату — истерика затухает без зрительной аудитории;
  5. спокойно спросите у ребенка, чего он хочет;
  6. терпеливо дождитесь окончания протеста, высказанного при помощи истерики;
  7. вместо наказания, пожалейте малыша, посочувствуйте ему.

У плача всегда есть причины: он обуславливается обидой, несогласием, отсутствием достижения желаемого. В этот момент не допускается крик на ребенка — родительская эмоциональность способна ухудшить ситуацию, нанести ущерб его психике. Он не осознает, что действия взрослых нацелены на его благо, поддерживают его интересы

Важно просто успокоить его

Воспитательный процесс

Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.

Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил

Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию

Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.

Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова

Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса

В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.

Стресс. Реакция на постороннее воздействие

Некоторые родители, воспитывая ребенка, прибегают к очень жестоким приемам, не отдавая отчета, что детская психика не такая «закаленная» как у взрослых. Запугивания страшными сказочными персонажами, злыми врачами и полицейскими и т.д. развивают у детей страхи. В дальнейшем встречи с этими или похожими на них персонажами вызывают у ребенка сильный испуг и, как следствие нервный срыв и ночные кошмары.

У детей очень богатая фантазия. После просмотра фильма, не предназначенного для детей, ему начинает казаться, что кто-то прячется в шкафу или под кроватью. Боится шорохов и темноты. Любая мелочь, которую он не может себе объяснить оборачивается сильным страхом.

Кроме этого, сильный стресс и нервный срыв могут вызвать:

  • У детей с неподготовленной и слишком чувствительной психикой испуг может возникнуть от любой неожиданной ситуации. Например, неожиданно подбежала собака или клоуны в цирке.
  • Угроза ремня и рукоприкладство приводит к запредельному раздражению нервной системы и стрессу.
  • Серьезные и непредвиденные обстоятельства, свидетелем или участником которых стал маленький человек – это аварии, стихийные бедствия, пожары и катастрофы.
  • Тяжелый развод родителей, когда каждый из них стремиться унизить другого в глазах ребенка. Длительная разлука с горячо любимыми родителями или с одним из них.
  • Неправильное объяснение родителями каких-либо жизненных обстоятельств и ситуаций.
  • Смена привычной обстановки и окружения, например при первых посещениях детских учреждений. Изменение режима сна и питания.

Что делать, если ребёнок истерит?

Изначально нужно понять, что нет такого ребёнка, который никогда не капризничает и не истерит. Этого просто не может быть, ведь капризы и истерики – своего рода этап самообучения малыша.

В случае с капризом, это практически осмысленное поведение, которым ребёнок хочет добиться желаемого. Он как бы «прощупывает» тебя, выясняя, на каком этапе ты сдашься и дашь ему то, что он хочет. В этом случае с дитём ещё можно договориться.

А вот, истерика – это уже серьёзно. Тут уже эмоции управляют ребёнком, и он «заходится» так, что помощь нужна однозначно. Обычно в таких ситуациях мы и совершаем ошибки. Что же делать, как быть?

Как снять нервное напряжение

Как помочь развить у ребенка навыки борьбы с нервным напряжением? В первую очередь надо удалить причины, вызывающие стрессовое состояние.

Расспросить о чем переживает и что чувствует ребенок. Откровенность и доверие при разговорах о том, чего боится ребенок, что его раздражает и чего он добивается. Учитывать его желания.

При любых поступках и сложных ситуациях открыто демонстрировать свою любовь. Взять ребенка на руки, крепко обнять, шептать на ушко, как его любят.

Четкое разграничение поступков, которые может совершать ребенок и что делать не стоит. Чрезмерный контроль за каждым шагом приведет к срыву. Помочь осознать границы дозволенного. Разрешить быть независимым и учить отвечать за свои поступки.

Отвлечь, найти занятие, которыми он с удовольствием будет заниматься. Поощрять интересы ребенка. Заниматься вместе с ним его любимым делом. Следить за информацией, которая поступает к ребенку при просмотре передач и программ по телевизору

Контролировать свое поведение. В сложных ситуациях стараться сохранять спокойствие, чтобы ребенок был уверен в защите со стороны взрослых.

Развивая рациональное мышление, убедить что фантазии и реальность разные вещи. Объяснить причины поступков и их последствия.

Режим, правильное питание и сон.

Необходимость телесного контакта

Ребенок сильно перевозбудился или перенервничал истерика для него своеобразное средство для снятия излишнего напряжения. Объятия, поглаживания, легкий массаж помогут ребенку расслабиться и спокойно засыпать. Ребенок нуждается в прикосновениях мамы, хочет прижаться к ней.

При недостатке ласки и внимания со стороны родителей будет добиваться от родителей такого контакта любыми способами. Чем меньше малыш, тем больше он ему необходим для хорошего самочувствия и правильного развития.

Действия при ночных истериках

  1. Сохраняйте спокойствие и ясность ума, чтобы случайно не навредить малышу и прийти на помощь.
  2. Следите за ребенком, чтобы огородить его от нанесения себе травм.
  3. Отрегулируйте режим дня так, чтобы малыш не переутомлялся, выделите хотя бы час для дневного сна. Увеличьте время ночного сна за счет сдвига времени пробуждения или времени отхода ко сну.
  4. Не напоминайте ребенку о ночных приступах, чтобы не спровоцировать его еще больше.
  5. После приступа обеспечьте ему ощущение безопасности: включите ночник, прочитайте любимую сказку на ночь, лягте вместе с ним, пока он не заснет.

Но самый главный совет при любой истерике: будьте мягко настойчивы, покажите ребенку, что вы его любите любым и никогда не отвернетесь от него.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.

Если истерические припадки у малыша случаются регулярно в течение месяца и дольше, можно предположить о наличии у ребенка какой-либо неврологической болезни.

Консультации и советы невропатолога нужны, если:

  • во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
  • после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
  • приступы учащаются и утяжеляются;
  • ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
  • истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
  • ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.

Если подобные симптомы отсутствуют, но детские поступки продолжают вас тревожить, лучшим выходом станет консультация и советы психолога.

Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.

Причины истерик у дошкольника

У истинной истерики (а дальше мы опишем, чем она отличается от ложной) может быть много причин. В частности:

  • Физический дискомфорт. Голод, сонливость, утомлённость, болезненность. Дети много плачут во время болезни, но простой плач и истерика – не одно и то же. Тем не менее ощущение физического неблагополучия может быть спусковым крючком для истерики, особенно в 2-3 года.
  • Психологический дискомфорт. К примеру, ребёнок попал в компанию незнакомых детей, напугался чего-либо. Любая стрессовая ситуация может вызвать у него эмоциональные переживания, которые выльются в истерику. К примеру, истерики в первый день посещения детского сада – почти норма.
  • Неполучение желаемого. Ребёнок не может понять, что игрушку в магазине нельзя взять просто так. Он также не понимает, что нельзя играть с ножницами, потому что можно пораниться. Ощущение, что с ним обходятся несправедливо, может вызвать бурную эмоциональную реакцию.
  • Подавленные эмоции. Если ребёнок не имеет возможности проявлять чувства, они копятся, и в конечном итоге случается «эмоциональный взрыв». Такое бывает, когда ребёнку запрещают плакать, злиться или бурно на что-то реагировать. Отрицательные эмоции, точно так же, как и положительные, учат взаимодействовать с окружающим миром. Осознание и выражение всех чувств необходимо для нормального психического развития ребёнка!
  • Перенапряжение, частое переутомление. Длительное пребывание в условиях детского сада, избыточные дополнительные занятия, неправильно выстроенный режим – все эти факторы могут приводить к перегрузке нервной системы ребёнка и, как следствие, к появлению регулярных истерик. Родители в этом случае замечают, что когда малыш неделю или больше находится дома (у бабушки), истерики пропадают, а с переходом в «рабочий» ритм – возвращаются вновь

Более общие причины:

Кризис 3-х лет. В этот период ребёнок показывает характер. Он становится своевольным, крайне упрямым, из него как будто лезет всё негативное, что раньше дремало. И это нормально. Ребёнок ещё не умеет идти на компромисс, к тому же, он как бы проверяет родителей на прочность, выясняет рамки дозволенного. Если взрослые ведут себя правильно, то уже к 4-м годам его поведение нормализуется.

Чрезмерная строгость и недостаток любви. Истерики могут быть ответной реакцией на недостаток любви, заботы и внимания

Как ещё заставить родителей обратить на себя внимание, как не с помощью слёз? Даже если ребёнка любят и лелеют, он может требовать большего, ведь в его памяти ещё свежи моменты, когда мама не выпускала его из рук.
Обратная ситуация – гиперопека. Это хорошая среда для манипуляций

Осознавая, что родители всё сделают для него, ребёнок испытывает серьёзные проблемы с саморегуляцией. Он не видит границ, не знает, на что ориентироваться в своём поведении. Истерики становятся для него нормой, ведь это очень удобно – управлять родителями.

Нехватка внимания

У двухлетнего чада часто случаются истерики по причине недостаточного внимания к собственной персоне. Чтобы понимать, как себя вести, когда ребенок истерит, нужно разобраться в первопричинах

Иногда малыш и правда обделен вниманием с вашей стороны

Задача взрослых — найти ту тонкую грань, где начинается эгоизм и заканчивается удовлетворение потребностей. Старайтесь не идти на поводу у детей. Плачем они манипулируют вами.

Распределите свое время. Составьте список занятий с малышом. Говорите с ним чаще, как со взрослым. Берите с собой на кухню. Ему будут интересны действия мамы. Свои действия комментируйте. Папа тоже может брать малыша с собой, занимаясь своими делами, и рассказывать о строительном инструменте, когда что-то ремонтирует, о машинах и т. д.

Объясняйте, что у вас тоже есть личное время, и вы не всегда можете находиться рядом. Когда есть возможность, вы берете его с собой, если нет, ему нужно потерпеть и подождать. Не воспринимайте кроху как глупое создание. На него также можно воздействовать психологически.

Последовательность и решительность

Маленькие дети могут моментально увидеть любую, даже малейшую непоследовательность действий своих родителей.

Иногда дети могут одновременно спрашивать мнение об одном и том же вопросе, но по-разному подходить к этому. Или же зная, что мнения родителей могут разойтись, они поспрашивают у обеих сторон, затем найдут лазейку и воспользуются этим в своих же интересах. Поэтому следует действовать решительно. Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово

К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились

Одному из родителей не следует отменять наказание и запреты другого. Даже если супруги не согласны друг с другом, это следует выяснить наедине, не вынося на всеобщее обозрение. Дети моментально видят, когда их родители расходятся во мнениях, и сразу делают для себя выводы.

Если после непослушания родители обещали принять воспитательные меры, то так и следует поступать. При этом нужно дать понять, что если они не допускают плохих поступков сегодня, то такое поведение неприемлемо вообще.

Не нужно допускать ситуации, когда ребенок в пять лет начнет спорить, вступать в дискуссию, прося объяснить, почему именно такое наказание, а не что-то полегче. Детские истерики могут возникать в тех ситуациях, когда дети считают, что у взрослых просто нет выбора и они смогут уступить, к примеру, если находятся в окружении других людей. Но четкое и твердое «нет» даст понять, что родители не поддаются на постоянное нытье.

Не следует принимать воспитательные меры, опираясь на свое настроение. Хороший и радостный дух — это не повод игнорировать плохие поступки своего чада, а при дурном настроении не следует срываться и строго наказывать. В результате такой непоследовательности в требованиях чадо может подумать, что все решения принимаются в зависимости от настроения. Это приводит к тому, что ребенок начинает вести себя еще хуже.

В одной мудрой книге поощряется держаться сказанных слов, чтобы любое «да» означало «да», а «нет» — «нет». Это также касается обещаний что-то купить, подарить или исполнить желание своего малыша. Тогда дети научатся доверять словам своих родителей.

Если не давать слабину и не уступать капризам дитя, уже в следующий раз оно не захочет устраивать подобные истерики, поскольку увидит твердость духа и поймет, что своими криками ничего не сможет добиться.