10 правил как научить ребенка говорить
Следуйте своей интуиции. С первых дней жизни малыша чаще обращайтесь к нему. Выбирайте тон, слова, на которые ваш ребенок будет больше всего реагировать. Вот увидите, дети совершенно по-разному реагирует на слова и звуки
Очень важно, чтобы мама постоянно говорила с малышом. Пейте песенки, рассказывайте стишки
Мой сын, например, очень любил, когда я ему пела. Он сразу начинал улыбаться.
Озвучивайте каждое свое действие. Для взрослых повседневные заботы являются абсолютно естественными, часто мы даже не задумываемся над тем, что делаем. Для детей же все кажется совершенно новым и не обычным в новом мире, они еще не знают ни названий предметов, ни элементарных действий, поэтому проговаривайте вслух каждую мелочь. Даже обычное приготовление обеда должно быть познавательным для малыша «Вот мама взяла морковку. Сейчас я режу картошку ножом». Я часто готовлю манную кашу для всей семьи, поэтому совсем не удивилась, что одним из первых слов сынишки было «манка».
Обращаясь к ребенку, поворачивайтесь к нему лицом, добавляйте больше жестов и активно используйте мимику. Малышу будет гораздо легче понять, как формируются звуки, если вы, например, будете собирать губы в трубочку, произнося звук «УУУУ», и округлять рот во время произношения «ООО». Проговаривайте слова медленно и четко.
Когда вашему малышу будет уже полтора года, и он начнет произносить некоторые простые слова, то начинайте говорить с ним своим обычным голосом, чтобы малыш привык понимать нормальную речь. И все же, если вы произносите новое трудное слово, то лучше проговорить его медленнее и четче, глядя в лицо ребенку. Тогда ваш малыш сможет понять, как правильно произносить это слово.
Не старайтесь облегчить ребенку задачу, заменяя сложные слова на простые. Зачастую родители обобщают многие слова в одну группу, например, называя ботинками и туфли, и сапоги, и сандалии и т.д. Так вы только навредите малышу. В будущем он столкнется с проблемой и будет путать все названия. Приучайте ребенка сразу называть вещи своими именами.
Важно, использовать в своей речи не только существительные, но и глаголы. Родители обычно показывают малышу предметы и лишь произносят их названия : «кошка, дом, стул, яблоко». Если вы совсем не будете употреблять глаголы, то ребенку сложно будет самому составлять предложение, особенно это касается детей с речевыми проблемами. Произносите целые предложения: «Кошка моет лапу. Машина едет по дороге». Такие простые предложения ребенок сможет легко усвоить. Также не забывайте и о прилагательный: «Красное яблоко. Большой слон».
Сравнивайте предметы между собой. Употребляя противопоставления в своей речи, у ребенка в голове будут формироваться не только представления о тех или иных предметах, но и различия в их признаков: «Птичка поет, а собачка лает». Такое общения поможет систематизировать всю полученную информацию.
Обязательно читайте малышу книжки. Выбирайте каждое произведение специально для определенного возраста малыша. Книжки обязательно должны быть проиллюстрированы. Читайте ребенку медленно, вместе ищите на картинках героев или предметы, про которые вы только что прочитали. Художественная литература лучше всего обогащает словарный запас, а иллюстрации помогут запомнить новые слова.
Играйте с ребенком. Короткие речевые игры можно проводить в автобусе или в очереди. Указывайте на предметы и спрашивайте: «Что это?» или попросите малыша перечислить все, что бывает красным, большим, теплым и т.д.
Развивайте моторику рук малыша. Именно через тактильные ощущения он сможет узнать о качествах многих предметов. Чаще лепите из пластилина и мастерите разные поделки.
Вот такие несложные правила я предлагаю соблюдать. Конечно, существует много методов, позволяющих как можно быстрее научить ребенка говорить, Но я уверена, что применяя мои несложные советы, вы не только научите ребенка говорить, но и, что гораздо важнее, станете с ним близкими друзьями. Ну а там и до обучения чтению недалеко! Успеха вам!
Основные стадии развития речи
Процесс формирования речевых навыков не является быстрым. Первые слова ребенок выговаривает в возрасте лишь около годика. Это время – огромный восторг для домашних. В течение первого года жизни формируются отделы мозга маленького человечка, отвечающие за обучение речевым навыкам.
Младенец разговаривает с мамой
Годовалый ребенок может уверенно говорить отдельные слоги и имеет словарный запас где-то в 10 слов. В целом, речевое развитие ребенка проходит следующие стадии:
- Крик. Как только младенец рождается, он умеет только кричать. В дальнейшем кроха может научиться делать это с разными интонациями, тоном и громкостью.
- Гуление. Это протяжные гласные звуки типа «ааа», «ууу». Впервые дети гулят в возрасте 3-6 месяцев.
- Лепет. Здесь уже сочетаются разные слоги, которые ребенок может повторять в хаотичном порядке. Наступает в период 6-9 месяцев. В это время кроха уже может понимать речь.
- Простые смысловые предложения. Не всегда они правильные, некоторые слова могут проговариваться лишь приблизительно. Иногда родители не могут понять, что ребенок хочет. Например, фраза «мама ди» означает «мама, иди сюда», а «кы тель» – включи телевизор.
- Использование грамматически правильных слов в верных падежах и с соответствующими окончаниями. Этот этап характерен после полутора лет. Именно тогда нужны занятия по развитию речи. Первые уроки нужно проводить, когда ребенок уже имеет достаточный для этого словарный запас. Упражнения выполняются в игровой форме.
Дальше навыки речи еще больше будут совершенствоваться, в 3 года будет сформирован их фундамент
Обучение пошаговое, важно адаптироваться под темп младенца
Вот 10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить
1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
3. Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.
Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
5. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
6. Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.
Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
9. Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
10. Исключите любые чрезмерные требования!
Разве это не должно быть очевидным?
Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Ирина Надрус
Артикуляционные игры
Зарядка для язычка (с полутора лет)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Снежинки
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.
Бабочка, лети!
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
Основные причины отсутствия речи у ребёнка
Прежде, чем научить ребёнка говорить, необходимо выяснить причины задержки речи. Принято считать, что ребенок в норме должен заговорить до двух лет. Если же с двух лет в речи ребенка так и не появились первые слова, то логопеды рекомендуют бить тревогу. Основными причинами задержки или отсутствия речи у ребёнка являются следующие факторы: биологические и социальные.
К биологическим факторам относят:
- Умственная отсталость, аутизм;
- Отсутствие слуха;
- Нарушение работы голосовых связок;
- Наличие родовой травмы;
- Наследственная патология.
К социальным факторам относят:
- Дефицит общения;
- Двуязычие в семье;
- Просчеты в воспитании;
- Психологические травмы;
- Неблагоприятные условия жизни.
Как научить ребенка правильно говорить слова
Со временем всегда получается рассказать ребенку, как говорить правильно. Здесь главный принцип – не навреди. Ни в коем случае нельзя малыша стыдить, выражать свое беспокойство по поводу того, что у него что-то не получается. Во-первых, так можно воспитать неуверенного в себе малыша. Во-вторых, ребенок может вернуться на прежний уровень развития и вообще разучиться разговаривать.
Главная причина, почему речевое развитие ребенка задерживается, – малое количество социальных контактов с крохой. Она просто не учится в таком вялом режиме. Если ребенку 1 год, и он не разговаривает, можно не переживать.
Также ребенок может испытывать проблемы с речью из-за нарушений со слухом. Еще частая причина – индивидуальные особенности психики. Интроверты с самого маленького возраста меньше разговаривают, волноваться по этому поводу не стоит. Если есть какие-то подозрения, лучше проверить ребенка у дефектолога. Он лучше знает, когда есть повод для беспокойства.
Если ребенок лепечет до двух лет, но еще не может осмысленно говорить, повода для беспокойства нет, если он понимает, что от него хотят.
Одним словом, в любой области, где заходит речь про развитие ребенка, родители склонны паниковать по пустякам. В большинстве случаев главный помощник в обучении детей умению разговаривать – спокойствие и терпение.
Пятый этап обучения
Так вы добрались до книг. Помните, что чем меньше возраст вашего малыша, тем сложнее ему будет привыкнуть более мелкому шрифту, черному цвету и большому количеству предложений в книге. Поэтому необходимо выбирать книги для вашего ребенка согласно индивидуальным особенностям. Каким правилам надо следовать, чтобы выбрать подходящую книгу?
- Словарная составляющая книги не должна превышать 100 слов.
- Слова и предложения должны быть знакомы и понятны вашему ребенку.
- На странице должно быть не более одного предложения.
- Высота шрифта не должна быть меньше 1 см.
- Текст должен быть наполнен иллюстрациями, изображенными отдельно от него.
Видео о плюсах и минусах методики Глена Домана
Хотелось бы сказать, что любые усилия родителей по обучению своего ребенка это прекрасно. И даже если вы не сможете освоить все этапы методики как научить ребенка читать словами, вы тем не менее дадите своему ребенку мощный стимул для его дальнейшего развитие и формирования.
Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения
Если соблюдать указанные ранее рекомендации, то в два года ребёнок будет разговаривать уже довольно хорошо (может сам строить фразы из 3–4 слов). Но у каждого малыша свой темп развития, и иногда встречаются дети-молчуны, которые в указанном возрасте практически не говорят (очень мало или же на своём «детском» языке), но при этом хорошо понимают всё сказанное.
В два года встречается довольно много детей-молчунов, которые всё хорошо понимают, но почти не разговаривают
Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать таким рекомендациям:
- Как можно больше говорить с ребёнком, причём целыми предложениями.
- Постоянное читать книг и беседовать по ним.
-
Демонстрировать картинки на самую разную тематику (овощи, фрукты, животные, транспорт, птицы и пр.) и вместе называть изображаемый объект.
- Предлагать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста, рисование пальчиковыми красками.
-
Играть в пальчиковый театр (персонажи надеваются на пальцы ребёнка), проигрывать стихотворения с помощью пальчиковой гимнастики.
- Почаще устраивать своему чаду общение с детьми более старшего возраста или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
- Эмоционально рассказывать малышу ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
- Устраивать игры-инсценировки, где персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и пр.) должны разговаривать.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
Читайте вместе книги
Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы
Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Все малыши разные
Очень часто родители сравнивают своего малыша с другими детьми. Их пугает и задевает гордость, когда кто-то оказывается лучше, умеет больше. Они начинают пытаться научить кроху произносить какое-то слово, злятся, если у него ничего не получается. Это неправильная и вредная практика.
Дело в том, что нельзя научить говорить, овладение речью – очень сложный психический процесс. Зато можно развивать кроху, ведь дети познают мир через своих родителей, общение с ними, занятия, чтение книг, игры
Не так уж важно, когда они скажут какое-то определенное слово. Главная задача родителей – научить своих малышей понимать, чего от них хотят, расширять их словарный запас
Стадии развития речи детей разного возраста
Несмотря на то, что малыши постепенно приобретают языковые навыки, они общаются с самого рождения. По мере того, как дети учатся понимать язык и общение, им становится легче следовать инструкциям, отзываться на свое имя и, конечно же, произносить свое первое слово.
0-6 месяцев
Нет ничего необычного в том, что дети в возрасте от 0 до 6 месяцев издают звуки воркования и лепетания. Уже в этот период они понимают, что с ними говорят, поворачивая голову в сторону голосов или звуков.
7-12 месяцев
Дети начинают использовать жесты для общения, и их словарный запас может составлять от 1 до 3 слов. Хотя свои первые слова они могут произносить только после того, как им исполнится 1 год. Обычно дети в 7-12 месяцев понимают простые слова, наподобие “нет”.
13-18 месяцев
Примерно за 13-18 месяцев словарный запас малыша увеличивается до 10-20+ слов. Именно в этот момент они стараются повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Также они реагируют на простые команды (такие как “поднять ботинок”), и, как правило, могут описать определенные просьбы.
19-36 месяцев
Словарный запас расширяется до 50-100 слов. Скорее всего, они могут называть простые вещи, которые окружают их каждый день. Кроме того, дети начинают говорить короткими фразами или предложениями.
А к тому времени, когда малышу исполнится от 2 до 3 лет, его словарный запас может составлять 250 и более слов. Они уже способны задавать вопросы, озвучивать просьбы и следовать более подробным инструкциям.
Этапы развития речи
Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.
- В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
- В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
- В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
- В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
- В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
- В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.
Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.
Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.
Как родителям помочь научить ребёнка говорить
Все люди, приобретая какой-либо навык, начинают с самого легкого и простого действия. Так и с речью малыша, следует помочь ему накопить словарь простых слов, таких как: биби (машина), ам (кушать), туту (едет поезд) и тому подобное. Набрав таким образом небольшой словарь, ему будет легче изучать новые слова.
Рекомендуется строить всякого роды гримасы ребёнку. Маленькие дети любят играть и подражать родителям. Поэтому гримасничая они будут развивать артикуляционный аппарат. Стоит также делать развивающие игровые упражнения, связанные с мелкой моторикой. Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с центральной нервной системой будут способствовать быстрому развитию речи.
Ребенок не говорит в два годика: причины, как развить его речь?
Иногда бывает, что дети заговаривают достаточно поздно, зато целыми осмысленными предложениями. Специалисты в области логопедии находят этому несколько объяснений:
-
Наследственность: папа, либо мама также были “молчунами” в раннем детстве;
-
Лень и нежелание произносить слова. Бывает такое, что малыш начинает капризничать, когда к нему пристают с попытками развить речь и в конце концов родители начинают потакать этой молчаливости;
-
Стремление накопить и проанализировать всю информацию. Если вокруг малыша слишком много посторонних шумов и звуков, ему требуется время, чтобы в них разобраться, а затем вычленить из них человеческую речь и понять её.
Если ребенок не говорит в два годика, то отчаиваться не нужно. Продолжайте упражнения с ним, разговаривайте, читайте книги, показывайте предметы и объясняйте, что они значат.
Хороший способ развесить в детской картинки с изображениями животных, растений, предметов и т.п. Менять их следует каждую неделю.
Артикуляционная гимнастика для малышей
Это комплекс упражнений на развитие мимики и владения языком. Перед началом занятий сделайте ребенку массаж, удостоверьтесь, что он весел, готов играть и ничем не болеет. На такие занятия следует тратить не менее 15 минут в день:
-
Надувание шарика. Простое упражнение с надуванием щечек, будто вы надуваете воздушный шар. Для разнообразия можно давать и сам шар, чтобы развивать легкие;
-
Паровозик. Учим ребенка издавать различные звуки, например, паровозик делает “ту-ту”, слоник делает “ууу”. Нужно сложить губы в трубочку и делать круговые движения влево и затем вправо;
-
Улыбка. Сначала улыбаемся, а затем складываем губы уточкой;
-
Рот-губы. Нужно водить языком из одного угла губ в другой, а затем в противоположном направлении;
-
Язык. Нужно последовательно дотрагиваться кончиком языка сначала нижней, а затем верхней губы;
-
Умывание лица. Имитируем то, как люди умываются утром: трем лицо ладонями, начиная со лба, затем нос, щеки и шею;
-
Финальное упражнение – повторение гласных звуков. Затем по мере запоминания к ним можно добавить согласные.
Ещё одно средство для развития артикуляции: повторять звуки за животными. Делайте это регулярно, когда листаете книги с картинками и читаете ребенку сказки.
Веселые упражнения
Чтобы кроха поскорее произнес первое слово, выделяйте время на совместные занятия
Важно проводить их в игровой форме. Тогда ребенок будет с удовольствием овладевать новым навыком
Чтение вслух – отличный способ усадить непоседу и провести время вместе. Выбор книжки не столь важен. Намного главнее – живая мамина речь. Поначалу чтение книг будет просто фоном, пока ребенок учится вставать в кроватке или манеже, собирает пирамидку или гулит. Берите кроху на руки, показывайте картинки.
Почаще читайте стихи. Это формирует ритмику речи. Простые четверостишья легко запомнить или придумать самому (если есть минимальный талант) и рассказывать в очереди к врачу или во время длительной поездки.
Веселые игры на развитие речи подойдут для самых маленьких:
- «Найди предмет». Спрашивайте ребенка, где находится люстра, шкаф, стол, кот, игрушка. Вначале отвечайте сами и показывайте на предмет. Со временем кроха будет показывать пальчиком на находку.
- Съедобное и несъедобное. Для самых маленьких по очереди называем слова, произнося название еды, восклицаем «АМ!», имитируя, что кушаем. В дальнейшем «АМ!» будет говорить сам ребенок.
- Кто сказал «мяу». Мама спрашивает: «Как говорит козочка?». И сама отвечает: «Меее, а ослик – иа, а котик – мяу» и т. д. В дальнейшем ребенок запомнит простые слоги и будет отвечать на вопросы сам.
Станьте для своего крохи сказочником. Придумывайте забавные истории, где главными героями выступают игрушки, домашний питомец или он сам. Можно рассказать сказку о герани и фиалке, которые живут в кухне на подоконнике и каждое утро ждут, когда проснется маленький хозяин и придет их поливать из леечки. Возможно взрослым такие сказки покажутся глупыми и примитивными, но это отличный способ познакомить ребенка с окружающим миром, названиями цветов, растений, птиц.
Можно покатать ребенка на коленках, приговаривая стишки-потешки. Например, «Ехали мы ехали, за грибами и орехами. С горки скатились, в ямке очутились. С горки – бух, на горку – ух!». Карапузу нравятся такие игры, он смеется и запоминает простые слова, а со временем постарается их повторить.
Не нужно проигрывать все игры целый день. Достаточно уделить развитию речи полчаса два-три раза в день. И побольше разговаривать с ребенком. Главное, не зацикливаться на этом, требуя, чтобы малыш обязательно повторил сказанное родителем. Совместные игры, мамина любовь и забота – вот все, что нужно, чтобы ребенок поскорее сказал первое слово.
Для детей 1 – 2 лет
В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:
- Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
- Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
- Выражение эмоционального состояния интонацией.
- Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
- Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.
Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет
Игры — потешки
Тая, ручками потряси, (Трясем руками) А также ладошками помаши. (Машем) Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы) Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам) Потопаем ножками. (Топаем) Похлопаем ручками. (Хлопаем) Топнем правой ножкою. (Топнем) Топнем левой ножкою. (Топнем) И пойдем плясать в присяд Словно стайка гусят. (Ходим на корточках) Вот так топаем ножками (Потопали) Топ – топ, топ – топ. Вот так похлопаем ручками (Похлопали) Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Вот так покачаем головой Ой – ой, ой – ой. Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки) Высоко – высоко. Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки) Низко – низко. Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки) Высоко – высоко. Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки) Низко — низко.
Ворона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша) Кашку варила Детишек кормила. Этого – накормила (Загибаем большой палец) Этого – накормила (Загибаем указательный палец) Этого – накормила (Загибаем средний палец) Этого – накормила (Загибаем безымянный палец) А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик) Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.
Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка) Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок) Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок) И качу побыстрей (Катим снежок) Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)
У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке) Раз, два, три, четыре, пять. Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте) Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам) Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону) Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками) Нас с собою в лес возьми. Сладким медом накорми! Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик) С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный) С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний) С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный) Серых уток созываешь. С этим – мимо пробегал (Трогаем большой) И в канавку забегал. (Проводим между большим и указательным)
Читать далее: Вредные советы для родителей
Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди) Ты откуда вдруг возник? Я бывал в гостях у братьев Отдохнул там с благодатью С этим – на рыбалку ходим, С этим – хороводы водим, С этим бегаем с утра, С этим – весело всегда.
Простые упражнения
Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:
1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.
— Удивление: «ОХ!»
— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»
— Огорчение: «ЭХ!»
2. В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.
Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.
3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.
4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.
5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.
6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.
7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:
— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».
— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».
Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.
Найди части дела
Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить
При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху
Образец развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео: