Как приучить ребенка к порядку?

Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Так звучит главный вопрос большинства взрослых. Ответ на него неоднозначный. Начнем с того, что приучать ребенка нужно начинать с раннего возраста (2-3 года). В этом возрасте крошка еще считает родителей эталоном правильного поведения. Начните с уборки игрушек после интересной игры. Предложите отправить машинки в гаражи, а животных в зоопарк.

Принимайте непосредственное участие в сортировке игрушек

Кстати, важно, чтобы все игрушки имели свое место. Пусть то будут контейнеры, мягкие емкости, коробки

Главное, чтобы малыш мог сам доставать и убирать их. Например, одна в одной коробке хранится конструктор, в другой машины, в третьей животные и так далее.
Еще один важный момент: покажите пример. Если у Вас дома папины носки можно встретить в любой части квартиры или мамина косметика занимает любую открытую поверхность, не ждите от своего чада тягу к чистоте и порядку. Желаете чистоплотного ребенка — наведите порядок в своих вещах и поддерживайте чистоту ежедневно. Для дисциплинирования составьте план для всей семьи на день, неделю, месяц. Для дошкольников задания можно изображать рисунками или картинками. В конце дня после выполнения обязанностей можно ставить сердечко (плюсик, пятерку).

В соответствии с возрастом должны быть и требования. Крошка в 2-3 года в состоянии убрать игрушки после себя (вместе с мамой конечно), в 3-4 года можно просить о помощи в домашних делах (помыть посуду, протереть пыль), дошколятам постарше можно вывешивать небольшой список дел. Не стоит нагружать ребенка домашними делами, помощь по дому должна войти в привычку и не обременять

Кроха должен понимать важность процесса, который приносит пользу для всей семьи

Маме не стоит устраивать шоу для вовлечения, так как малыш быстро привыкнет и будет требовать все новые сценарии. Согласитесь, не каждая мама сможет выдумывать ежедневно новые, увлекательные спектакли. Уборка должна ассоциироваться с ежедневным обычным делом, в котором участвуют члены всей семьи. Сложно понять, почему папа лежит на диване, а мама разрывается между домашними делами.
Ежели родители захотели принудить к порядку в подростковом возрасте, это будет не легко, но возможно. Тинейджеры очень раздражительны и строптивы, поэтому воздержитесь от эмоций. Придерживайтесь советов для положительного результата:

  • взрослый должен четко высказать желаемые действия и результат. Например: “Вещи должны быть убраны к ужину”;
  • превратите уборку в обычное занятие, создайте благоприятную обстановку (включите любимую музыку сына или дочери, читайте интересную книгу вслух);
  • не в коем случае не смейтесь над подростком и не сравнивайте своего с другими;
  • заведите щенка, который точно будет грызть брошенные вещи.

На самом деле заставлять крошку убирать за собой не только игрушки, но и вещи, посуду можно только благодаря ежедневным последовательным действиям. Как заставить ребенка убирать за собой, если мама один раз побудила к самостоятельным действиям, а в течение недели убирала сама. Кроха приходит в недоумение и непонимание от Ваших требований. В самом начале приучения малыша к порядку мама сама показывает (соответственно убирает) как и куда нужно складывать игрушки. Постепенно увлекает малыша в уборку играя.

Чтобы получить положительный результат родитель вовлекается в игру: сын отвозит на грузовике грязные вещи, а куклы дочки вытирают пыль волшебными тряпочками

Важно, чтобы уборка не была нудным занятием, а приносила удовольствие

Не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие

Поэтому важно оставлять право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки

Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже переключиться на другую игру. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Саша увлечённо строил башню, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к игре на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.

До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом деле, а прежнее всё равно не уберут толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.

И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.

В описанной ситуации Саша примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем деле и уборке.

Папа может предложить:

— Сынок, вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут создать дома такое пространство, в котором ребёнок будет играть без вашего участия, а после игры убирать игрушки на место

Настраиваемся и действуем

Не ждите, что малыш сразу освоит эту сложную науку. Возможно, для постижения, казалось бы, простых навыков, понадобится время. Соблюдая простые правила, справится с задачей по наведению порядка после игр будет совсем несложно:

  • не повышайте голос, если ребёнок не понимает, чего от него хотят. Раз за разом терпеливо объясняйте, что нужно делать и зачем;
  • подключайте к уборке всех членов семьи. Пусть они своим примером покажут, для чего нужно собирать игрушки;
  • превратите процесс уборки в весёлую и подвижную игру. Для малыша это лучший способ научиться наводить порядок;
  • не показывайте неудовольствия. Маленькие дети остро чувствуют эмоциональное состояние мамы или папы. Если родители собирают любимых мишек, кукол, заек без раздражения, чадо поймёт, что уборка – это не наказание, а приятная обязанность.

Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате

Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.

Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.

Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:

Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.

Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.

Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!

Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.

Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.

Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.

Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась

Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.

Каждой игрушке – свой домик

Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.

Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.

Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.

Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).

Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?

Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!

Причины, по которым ребенок отказывается убирать игрушки

Причин, по которым воспитанник перестаёт реагировать на просьбы родителей, много. Некоторые из них определяются возрастом, но есть и общие предпосылки.

• Кризис – в основном он наступает в 1, 3, 5 или 7 лет. Это условные границы, поэтому нужно понимать, что в каждом отдельном случае цифры разнятся. Но в любом из этих возрастов меняется и поведение, и психика ребёнка. Подробнее о возрастных кризисах читайте здесь.

• Запреты – их не должно быть слишком много. В противном случае не избежать детского бунта. Чем больше «нельзя», тем скорее они перестанут всерьёз восприниматься.

• Непоследовательность – не стоит сегодня запрещать то, что ещё вчера поощрялось. Неокрепшая психика при таком раскладе будет дезориентирована.

• Вседозволенность – не забывайте о мере. Да, ребёнка можно и нужно поощрять. Но если малыш знает, что ему дозволено всё, он вырастет не приученным убирать за собой, избалованным и эгоистичным.

• Разногласия – родители должны быть на одной стороне. Если мама разрешает не убирать, а папа запрещает, малыш не будет понимать, где правда.

• Неуважение – это главная ошибка всех взрослых. Большинство из них забывает о том, что малыш – это тоже личность, сколько бы лет ему не было.

• Конфликтные ситуации между взрослыми не должны возникать перед детьми. В таких случаях детям кажется, что их не замечают

И своими выходками он просто старается привлечь внимание. Как ссоры родителей сказываются на ребенке, мы уже рассказывали

Нередко проблемы возникают после того, как меняется состав семьи: мама с папой разводятся, появляется мачеха, отчим или рождается ещё один ребенок. В этом вопросе всё зависит от родителей и от того, как они донесут до малыша информацию.

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Учим ребенка собирать свои игрушки

Чем раньше родители научат следить за порядком, тем лучше будут результаты

Это доказанный факт, но в своём стремлении вырастить трудолюбивого чистюлю, важно не переусердствовать и учитывать возрастные особенности

Откликаться на просьбы дети начинают в 1–1,5 года. Они уже могут что-то достать, принести, собрать и т. д. Это идеальный возраст для обучения порядку и правилу «поиграл — убери». До 2 лет малыши на любые просьбы откликаются с удовольствием, не протестуют и не капризничают. Более взрослые дети ведут себя иначе. В 2,5–3 года начинается пора экспериментов, когда маму и папу проверяют на прочность, а именно готовы ли они уступать, если им не подчиниться. В этом возрасте у ребёнка прибавляется занятий и увлечений, их уже не так впечатляет похвала, поэтому найти правильный подход и приучить к порядку намного сложнее. Если мама, не дождавшись реакции, сама возьмется за уборку игрушек, малыш поймет, что протест сработал, и в дальнейшем будет активно пользоваться своим умением манипулировать.

В таких ситуациях многое зависит от поведения взрослых. Временный беспорядок можно потерпеть, а вот с непослушанием подрастающего ленивца справиться будет труднее. Если ребёнок проигнорировал ваши слова и убирать свои игрушки не желает, подождите, пока он сам чего-нибудь захочет. Как только просьба прозвучит, доброжелательно напомните о том, что игрушки так и не собраны. Пусть привыкает к тому, что незаконченные дела нужно завершать. Это хорошее качество, в будущем оно пригодится.

Уступчивость и излишняя строгость родителей одинаково бесполезны. Чтобы приучить детей собирать игрушки, придерживайтесь следущих проверенных правил.

Показывайте пример

Что такое порядок, маленькому ребёнку объяснить сложно. Учить хорошему необходимо на личном примере. Нельзя требовать того, чего вы не делаете сами. Беспорядок запоминается. Дети привыкают к любым условиям и, если с рождения они видят горы немытой посуды и разбросанные по квартире вещи, это становится нормой. Малыш копирует поведение родителей. При отсутствии достойного примера для подражания, он не проявят интереса убирать за собой игрушки.

Учите играючи и делите обязанности

В одиночестве и без напоминаний ребёнок вряд ли возьмётся за уборку. Придётся напоминать. Маленьких детей в 3 года очень легко увлечь интересной игрой. Он мгновенно откликается на предложение родителей посоревноваться, например, кто быстрее соберёт пирамидку или соберёт в коробку карандаши.

Не настаивайте на самостоятельности. Если в комнате полнейший хаос, объём работ для маленького малыша может оказаться непосильным. Убирайте вместе с ребёнком, пусть он собирает кубики, а вы складываете книжки. Так можно не только приучить поддерживать порядок, но и научить определять место для каждой игрушки: машинки в гараж, конструктор в коробку, куклу в коляску и т. д. Главное, сразу дать понять, что ваше участие — это только помощь.

Не принуждайте, а стимулируйте

Уборка игрушек не должна быть разовой акцией. Приучите ребёнка наводить порядки регулярно. Если малыш увлеченно прибрался за собой сегодня, это не означает, что завтра с таким же энтузиазмом он сделает то же самое. При отказе выполнить вашу просьбу проще всего пригрозить и прикрикнуть, но это не выход. Можно попросить, но настойчиво и твердо, избегая угрожающего и приказного тона.

Хвалите за старания, подбадривайте и поощряйте малыша. Можно предложить прогулку, поход в цирк или просмотр любимого мультика, но только после уборки. Это не шантаж, а хорошо действующий стимул. Обещание купить новую куклу или машинку после того, как ребёнок выполнит просьбу тоже работающий стимул, но материальными подарками лучше не злоупотреблять.

Когда и как начинать учить ребенка убирать игрушки?

Наиболее удобный возраст для формирования этой полезной привычки является от 1,5 до 3х лет. Очень хорошо, если это станет вашей семейной традицией, ритуалом пред сном, перед прогулкой, после занятий ребенок убирает свои игрушки. Естественно, что готовых рецептов, как научить ребенка убирать игрушки, не существует. Мало того, даже в одной семье у детей есть свои индивидуальные особенности, которые надо учитывать. Еще надо учитывать возраст ребенка, его силы и возможности.

Но общие рекомендации, о которых говорят и психологи и педагоги и опытные родители все-таки существуют: постоянно, постепенно, в игровой форме.

1. Учить ребенка надо на собственном примере, а, следовательно, родители сами должны держать свои вещи в порядке. В таком возрасте дети очень любят повторять все за родителями.

2. Начинать убирать игрушки лучше вместе с ребенком. Пусть в первый день ребенок уберет одну игрушку, а вы все остальные, потом все больше и больше игрушек убирает ваш малыш, пока не наступит день, что он все игрушки уберет сам, в вашем присутствии. Поздней он и сам уже будет справляться с этим делом.

3. Игру, желательно заканчивать пока ребенок еще не очень устал, чтобы оставались силы для уборки.

4. Пробовать убирать игрушки в игровой манере, с фантазией. Если ваш ребенок любит музыку, можно включить и постараться убрать все, пока звучит тихая и приятная музыка. Если ваш ребенок очень любит рисовать, лепить, клеить, можно предложить ему убрать все игрушки на место, только тогда идти заниматься. Чтобы игрушки не отвлекали его от занятий и отдохнули сами в своих коробках. Если ребенок очень любит сказки, можно предложить ему его любимую игрушку, куклу, гномика посадить рядом, наблюдать, как же малыш убирает все игрушки на свое место, и сказать, что его любимые игрушки потом расскажут сказочнику, какой малыш старательный. А сказочник, в свою очередь, придумает новую интересную сказку. Можно устраивать соревнования с ребенком, кто больше и быстрей соберет игрушки в коробку или ящик. Можно мелкие игрушки собирать в корзинку, при этом играя в лес, собирая грибы и ягоды. Кукол можно уложить спать в коробки, на полки на постель, машинки поставить в многоярусный гараж, который можно сделать самим же из разных коробок.

5. Можно завести в семье «Жадную коробку». Взять большую коробку, обклеить ее красиво и складывать в нее все, что разбросано в доме и не только игрушки. А выдавать назад из этой коробки раз в неделю.
« Если ты бросил игрушки, значит они тебе не нужны, можешь без них обойтись несколько дней». Заодно и себя будете стимулировать поддерживать порядок в доме.

6. Убирать игрушки надо ежедневно, а не от случая к случаю или под настроение.

7. Лучше иметь несколько разных ящиков. Коробок и корзин для разных игрушек. Все это можно красиво обклеить картинками, бумагой, раскрасить. Сделать так, чтобы у каждой игрушки было свое место.

8. Хвалить ребенка за хорошо выполненную работу.

9. Правильно всегда разговаривайте с ребенком: «Вначале уберем игрушки, а потом пойдем читать книжку». И всегда давайте понять ребенку, что это вы ему помогаете убирать его игрушки, а не он вам

Это очень важно!

Чего никогда не надо делать?
Если вы, действительно, хотите понять, как научить ребенка убирать игрушки за собой, то вам придется придерживать определенных правил, и никогда не допускать следующих ошибок:
• Не стоит заставлять ребенка убирать игрушки насильно

• Не надо кричать на ребенка

• Не надо давать обещаний обязательно поощрить за это ребенка. Иначе малыш быстро поймет это и будет ждать: «А что мне за это будет?». Тогда вместо положительного навыка аккуратности вы, невольно, привьете ему навык вымогательства.

• Никогда не следует убирать игрушки самому родителю

Наберитесь терпения, никогда не ждите быстрого результата, а весело и задорно, в игровой форме ежедневно вместе с ребенком постигайте эту науку и у вас обязательно вырастут аккуратные и послушные дети, а в вашем доме будет царить любовь, уважение и желание всегда порадовать друг друга.

Как не превратить уборку в проблему?

Что делать, если ребенок неохотно убирается? В таком случае надо дать ему мотивацию для этого.

Главное, никогда нельзя превращать уборку в наказание. Тогда, складывание игрушек не станет проблемой.

Пусть раскладывание вещей будет для ребенка нескучным и даже приятным занятием. Для этого можно создать подходящие условия:

  1. Купить домик для игрушек, в котором каждая будет иметь свое место. Так ребенку будет интересно их раскладывать.
  2. Приобрести или сделать своими руками яркий и красочный контейнер для игрушек, чтобы было приятно их туда убирать.
  3. Предложить ребенку самому придумать, где и как будут располагаться его игрушки http://kids-go.com.ua/igrushki.html. Например, медвежонка он может положить на полку, а куклу посадить на стул. Для малыша это будет интересным заданием.

Как делать не стоит!

Итак, если вы твердо решили приучить ребенка убирать игрушки, никогда не совершайте следующие ошибки:

1. Не шантажируйте ребенка. На первый взгляд, безобидная фраза «уберешь игрушки — дам шоколадку» чуть позже вырастает в настоящую проблему. Прибрав игрушки за шоколадку хотя бы раз, ребенок уже не захочет наводить порядок просто так

Поэтому очень важно, чтобы ваш малыш воспринимал уборку игрушек как что-то естественное

2. Не угрожайте малышу. Если ваш ребенок прибирается только из-за страха быть наказанным, это ни к чему хорошему не приведет. В будущем у детей, которых ругали или наказывали за каждую неубранную игрушку развиваются разные комплексы. Если у них что-то не будет получаться, они будут испытывать сильную тревогу.

3. Не убирайте игрушки сами. Таким образом, вы оказываете малышу медвежью услугу. В семьях, где за ребенка все делают родители, вырастают неряшливые и ленивые дети. Не делайте работу за малыша, делайте её вместе с ним.

Этап первый – подготовительный от 0 и до 1 года

Примерно к 6 месяцам ребенок осваивает «базовые функции» управления собственным телом и начинает активно интересоваться миром, который, в его представлении, не отделим от него самого.

Все, что появляется в поле видимости ребенка и заинтересует его для него «существует»

Стоит этому пропасть из поля зрения или ребенок переключит свое внимание и все, – предмет, человек или животное ушли для него в «небытие». Именно поэтому неподдельный и искрений восторг у многих детей в этом возрасте и примерно до 7-8 месяцев вызывает процесс, когда ребенок скидывает игрушку или предмет одежды с кроватки или столика и он для него «исчезает»

Когда же взрослый его поднимает, и ребенок снова может его взять в ручки предмет «волшебным» образом возникает из «небытия». Такая игра полезна для развития дитя, но фиксирует его удовольствие на процессе разбрасывания. Пытаться препятствовать этому категорически не стоит, а вот паттерны другого поведения зафиксировать на положительных эмоциях уже пора.

Речь пойдет о навыке складывать игрушки и другие предметы в коробку. Для начала следует увлечь ребенка игрой с какой-то игрушкой, а потом у него на глазах уложить её в коробку. Вот она была и вот её не стало. Ребенок по началу может не понять куда она делась. Следует потрясти коробку, чтобы он услышал шум, который издает предмет в коробке, открыть коробку и достать оттуда игрушку. Если необходимо нужно сопроводить ручку ребенка, когда он будет открывать коробку, класть туда игрушку и вынимать её, для того, чтобы он усвоил принцип игры.

Каждый раз, когда у него будет получаться складывать и доставать предметы из коробки нужно выражать яркие эмоции радости, восторга и восхищения его «достижениями». Таким образом в подсознании малыша запишется базовый сигнал удовольствия, связанный со складыванием предметов в коробку. Начало положено.

С чего начать?

Здесь многое зависит от характера ребенка, характера мамы, их взаимоотношений и множества других нюансов

Но, вместе с тем, существуют некоторые общие правила, которые обязательно пригодятся в таком важном деле как приучение ребенка убирать за собой

Начинать маме (да и папе тоже) нужно с себя. Малыш всегда копирует поведение и привычки взрослых, а уж с мамы и папы он берет пример в первую очередь. И потому если родители сами не убирают за собой, разбрасывают где попало вещи и вообще относятся к порядку в своем жилище наплевательски, то и ребенок, соответственно, будет поступать так же. Родительская настойчивость – одно из главных условий приучения ребенка к порядку. Никаких шоколадок, мультиков, прогулок и прочих удовольствий, пока не будут убраны игрушки!
Причем, изменять этому правилу маме не нужно ни в коем случае. Твердость и непреклонность маминой позиции – это главное. Малыш очень скоро поймет, что деваться ему некуда, и волей-неволей станет убирать свои машинки, куклы, пирамидки и пр. Конечно, кричать на малыша, а тем более бить или наказывать другими способами не нужно. В этом случае он если и будет убирать за собой, то лишь из страха быть наказанным. А нужно, чтобы он это делал сознательно и с удовольствием

Следовательно, ребенку следует объяснять, почему это необходимо и важно – убирать каждый раз свои игрушки

Когда это возможно

Такой режим хорошо поддерживать до начальной школы, а то и позже, кроме случаев, когда ребенок готов заняться уборкой сам. По сути, ему нравится и так – с разбросанными игрушками, которые для него составляют некий фантазийный ландшафт.

Другое дело – уборка вместе с другом. Когда у вашего ребенка побывал гость, предупредите ребят за несколько минут, что нужно завершать игру. Вдвоем дети охотнее будут складывать игрушки, но, возможно, и вам придется присоединиться. Похвалите ребят. Если гостя заберут раньше, чем закончится уборка, – не беда: продолжите вместе со своим ребенком.

Но что если малыш неохотно наводит порядок? Здесь помогут вопросы: «Что ты будешь убирать – кубики или куклы?», «Кого сначала уложишь спать – мишек или книжки?». Придумайте мотивацию: «Если быстро приберемся, успеем посмотреть мультфильм».

Главное, никогда не используйте уборку в качестве наказания, и тогда складывание разбросанных игрушек не превратится в проблему. Также не стоит противопоставлять уборку каким-то более приятным занятиям: «Ну не будешь же ты весь день убираться, когда можно мультфильм посмотреть!»

Пусть складывание игрушек будет приятным и нескучным занятием, которое помогает позаботиться о любимых игрушках и сделать комнату красивее. Родителям не стоит нагнетать негативные эмоции – «Фу, как грязно!» – и не нервничать. Нужно, наоборот, концентрироваться на положительном: «Как здесь станет красиво и чисто после уборки!»

До трех лет — приглашаем к уборке

До трех лет дети только начинают понимать, что происходит вокруг, поэтому лучше приглашать их присоединиться к своим делам. Опять же, делать это надо спокойно и доброжелательно, без криков и угроз.

Евгения Харченко, организатор пространства

Дети начинают откликаться на предложение класть игрушки на место с восьми месяцев, с года, с полутора лет. Точного времени нет, каждый ребенок развивается по-своему. 

При этом важно научить ребенка сортировать игрушки. Детям до трех лет лучше складывать игрушки в закрытые коробки или сундуки: в этом возрасте они открывают шкафы, лезут во все коробки и так познают мир

Поэтому, если игрушки будут лежать в контейнерах с крышкой, детям будет интереснее: сначала они достанут саму коробку, откроют, а уже потом примутся на игрушки. Кроме того, мамам сложнее ухаживать за открытыми стеллажами, потому что пыль на них надо протирать ежедневно. С закрытыми шкафами это можно делать раз в месяц.

Игрушки для развития и поделок должны лежать отдельно, играть в них можно в определенном месте, например на специальном столике. Так ребенок приучается к порядку: едят на кухне, занимаются тоже в определенной зоне — и когда ребенок пойдет в школу, он быстрее привыкнет к рабочему месту. 

Мелкие игрушки стоит убрать сразу после игры, а большие машины или метрового плюшевого медведя — вечером, перед сном. Крупные игрушки не мешаются под ногами и не создают бардак. 

Начинать уборку надо с одной игрушки в день, на следующий день можно убрать уже две и так далее, пока ребенок не научится раскладывать по местам все игрушки разом.

Уборка может быть не только веселой, но и познавательной, помогать развиваться. Так, можно попросить ребенка называть цвета игрушек: «Давай уберем красный мяч, желтого мишку, белую машинку, игрушку из-под стула, куклу со стола».

Как научить ребёнка убирать за собой игрушки без слёз и истерик

Предлагаем 7 эффективных способов:

Эстафета

Все дети любят подвижные игры и подарки. Вместе устройте соревнование — соберите разбросанные вещи на скорость. Кто выигрывает – получает поощрительный приз. Какой, придумайте сами, исходя из предпочтений ребёнка. Правила игры:

  • в дальний конец комнаты поставьте две коробки;
  • объясните сыну или дочери правила игры;
  • засеките время и дайте старт эстафете.

В соревновании побеждает тот, у кого больше всего собранных игрушек. Победитель получает заранее оговоренное награждение, а проигравший — собирает оставшиеся на полу кубики, детали конструктора или мягкие игрушки.

Уборка на время

Еще один способ научить чадо убирать за собой – игра «Чистота на время». Обговорите с малышом правила. Например, ему даётся 15 минут на наведение порядка. Мама в это время готовит ужин или занимается своими делами. По истечении времени, если условия задания выполнены, маленький «уборщик» получает поощрительный приз и похвалу. Если что-то не получилось, дайте дополнительное время на доработку. Этот метод поможет развить соревновательный дух и научит чувству времени.


Чем меньше игрушек, тем проще их убирать после игры

Поиск «зайки»

Этот метод поможет, если у крохи есть любимая игрушка. Спрячьте её неподалёку от разбросанных вещей

Затем обратите внимание малыша, что не видите её и предложите вместе собрать, все, что разбросано по полу. Заглядывайте во все труднодоступные места и зовите мишку, машинку или куклу

Когда они «случайно» найдутся, объясните ребёнку, для чего нужен порядок, и зачем собирать игрушки.

Игрушечный театр

Дети – очень любопытный народ с богатой фантазией. Собирая игрушки, разыграйте мини-спектакль. Придумывайте истории для каждой из них. Например, почему плюшевому мишке и кукле Маше нужно идти спать. Или как устали машинки за целый день. Это позволит не только убрать всё по местам, но разовьёт в ребёнке стремление к чистоте и порядку и чувство сострадания.

Завод по сортировке

Чтобы научить ребёнка убирать за собой, придётся «открыть» небольшой заводик по сортировке игрушек. Для этого понадобиться несколько ёмкостей (коробки, контейнеры, мешки). Определите, что и куда складывать. Например, машинки в одну коробку, зверушек — в другую. Или сортируйте их по цветам. Используя этот метод, ребёнок не только поймёт, как наводить порядок и куда убирать детские игрушки, но ещё раз повторит названия цветов и форм.

Нескучная уборка

Чтобы уборка приносила не только радость, но и была нескучной, в первое время развлеките малыша. Ведь наводить порядок в тишине и одиночестве скучно и неинтересно. Как можно скрасить время, отведённое на сбор игрушек:

  • почитать ребёнку книжку;
  • включить мультик (при условии, что кроха не будет зависать в экран);
  • дать послушать аудиосказку или радиоспектакль;
  • поставить любимую или любые весёлые песенки.

«Побег» любимой игрушки

Если ребёнок все же упорствует, и просьба навести порядок вызывает истерику и слёзы, рекомендуется использовать более радикальный метод: забрать любимую машинку или робота. Объясните малышу, что игрушка не хочет жить в бардаке, обиделась и ушла. Но, обязательно вернётся, как только её хозяин научится наводить порядок самостоятельно.

Не поддавайтесь на манипуляции чада: возможные слёзы, истерики, отказ от общения. Когда кроха поймёт, что любимчик не собирается «возвращаться», постарается сделать всё возможное и с большой вероятностью начнёт убирать за собой.