Как помочь ребенку?

Ругать чадо и насильно вырывать пальцы изо рта, как это делают многие родители, не стоит. Такое поведение травмирует, усугубляет положение: малыш испытывает стресс и снова находит успокоение в «сладком пальчике».

Можно попробовать потереть палец черным перцем. Но действие такого способа недолгое – ребенок может привыкнуть ко вкусу приправы. К тому же взрослые дети понимают, что можно помыть руки и снова наслаждаться любимым занятием.

Фото: pixabay.com

Попробуйте пойти обманным путем. Наклейте ребенку на палец лейкопластырь и скажите, что там «вава» и ее нельзя трогать, пока не заживет. 

Если ребенок любить сосать пальчики перед сном, отвлекайте его. Расскажите сказку, при этом поглаживайте его ручку, сделайте небольшой массаж. Можно дать ему в руки игрушку и сказать, что «мишка» не может уснуть без своего маленького друга.

Побольше уделяйте внимания малышу: обнимайте, жалейте, играйте вместе с ним. У ребенка просто не останется времени на привычку.

Если ребенок продолжает сосать пальцы после 5-6 лет, следует обратиться за профессиональной помощью к детскому психологу.

Ранее Yellmed рассказывал, как извлечь жевательную резинку из волос ребенка без ножниц.

Что такое вредные привычки и почему они возникают у детей?

К вредным привычкам можно отнести действия и поступки, которые выполняются часто и в большинстве случаев неосознанно.
Чаще всего они носят либо психологический характер, либо изначально преследуют цель подражать кому-то (взрослым или сверстникам).


К вредным привычкам в детском возрасте можно отнести:

  • грызть ногти;
  • сосать палец или соску после 3х лет;
  • ковыряться в носу или пупке;
  • перебирать в руках волосы или край одежды;
  • кусать губу;
  • чавкать;
  • ябедничать;
  • использовать слова-паразиты («короче», «ну, «вот») или нецензурную лексику и др.

Чаще всего к возникновению вредных привычек приводит стресс, который может быть связан с:

  • отсутствием доверительных отношений между ребенком и родителями;
  • неблагоприятный микроклимат в семье, конфликты между взрослыми;
  • недостаток внимания;
  • острый стресс (смерть близкого человека или питомца, развод родителей, несчастный случай, в котором пострадал сам ребенок, или же все произошло на его глазах, др.);
  • эмоциональные переживания, связанные с взаимоотношениями в детском коллективе (конфликты с ровесниками, буллинг) или с учителями.

Зачем дети это делают?

Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.

Это важно!

Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий. 

Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности

Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.

 Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?

Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!

  1. Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
  2. Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
  3. Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала – нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
  4. Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
  5. Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
  6. Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
  7. Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
  8. Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.

(
оценок; рейтинг статьи )

Рекомендации родителям

Если ребенок после трех лет все еще сосет палец или же это явление только появилось в арсенале его привычек, то теперь уже точно пора что-то делать! Этот ребенок дает сигнал: «Мне нужна помощь!». Причем помощь должна быть ненавязчивой — если малыш повторяет жест, нужно спокойно отвести его пальчик ото рта

Настойчиво повторяет? Без лишних эмоций, доброжелательно повторяйте свое действие, переключайте внимание малыша игрой, беседой, щекотанием…

Рецепт для родителей прост и сложен одновременно — уделять внимание и заботиться. Приведем наиболее разумные рекомендации

Приведем наиболее разумные рекомендации.

  1. Следует понаблюдать за малышом и установить причины возникновения привычки сосать палец. Устранять нужно не привычку, а причины, которые ее спровоцировали!
  2. Доверие и открытость в отношениях с ребенком помогут вовремя заметить, что «с ним что-то не так». Встревоженного, испуганного малыша надо занять, приласкать, помочь успокоиться, отвлечь разговором, сказкой, игрой.
  3. В жизни детей должны быть разнообразные события, богатые впечатления, не слишком перегружающие психику.
  4. Действенными методами и хорошим профилактическими средствами являются пальчиковые игры, игры с песком, шишками и камнями, лепка из глины и пластилина, вырезания картинок и аппликация, вязание и вышивание, сбор мозаики и пазлов, рисование.
  5. Интеллектуальная деятельность должна соответствовать возрасту и приносить удовольствие, а не вгонять в стресс и вызывать тревожность. Не будьте слишком требовательны к малышу!
  6. Хвалите, объясняйте, поощряйте его взаимодействие с другими детьми и воспитывайте уверенность в своих силах.
  7. Защитите детское пространство от жестокости — ограничьте просмотр телевизора, программ, фильмов, мультфильмов со сценами насилия. Не читайте ребенку сказки, рассказы со страшными сюжетами. Не решайте семейные проблемы и не вступайте в конфликты в присутствии малыша.
  8. Если в семье ожидается пополнение, то малыш может решить, что теперь он предоставлен самому себе. Появление брата или сестры не должно стать причиной игнорирования потребностей старших детей.

Итак, если ребенок сосет палец, процедуру «лечения» важно начать с избавления ребенка от раздражающих факторов. Когда ребенок почувствует, что отношения в семье гармоничные, а общение доброжелательное, то успокоится, и постепенно вредная привычка сойдет на нет

Но если же справиться не удалось и ребенок продолжает сосать палец, то причины связаны с психомоторным развитием ребенка. Здесь нужна профессиональная помощь детского невропатолога.

Что же делать

Первое, что необходимо сделать, это осмотреться вокруг. Много ли у ребёнка запретов? Спокойная ли атмосфера дома? Бывают ли дома ссоры между родителями? Не нервничает ли ребёнок из-за чего-то? Все ли в порядке в детском саду? Не перегружен ли ребёнок занятиями?

Даже одна из этих причин может стать основой невротической привычки. А, следовательно, разбираться нужно с причиной, а не следствием.

Однако, можно помочь ребёнку снять накопившееся эмоциональное напряжение. Игры с водой, песком, глиной способствуют этому. Мозаики, конструкторы из мелких деталей типа «Лего» помогают ребёнку стать спокойнее.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

В чем причина?

Дети от 3 лет и старше могут сосать пальцы по многим причинам. Нужно присмотреться к своему ребенку, понаблюдать за его поведением в разных ситуациях.

Чаще всего у малыша включается «сосательный инстинкт», когда он чувствует себя ненужным. Родители мало уделяют ему внимания и остается только утешаться любимой привычкой. Такого ребенка могут не интересовать игрушки, игры со сверстниками.

Фото: pixabay.com

Стрессовые ситуации тоже «запускают» процесс сосания пальца. Это может быть испуг, пребывание в доме посторонних людей, строгое воспитание, болезни.

Вспомните свои привычки. Мы тоже, сосредотачиваясь на каком-то деле, можем кусать пальцы, грызть ноги, трогать подбородок и губы. А дети очень наблюдательные и всегда повторяют за родителями.

Как бороться с вредными привычками у детей?

Практически, каждый родитель сталкивается с проблемой вредных привычек у детей в любом возрасте. От них не застрахованы даже самые здоровые дети. Дурные привычки одинаково цепляются и к хулиганам, и к серым мышкам, и к умницам.

Вид грызущего ногти или сосущего палец ребенка может довести родителей до белого каления.

 Детские психологи считают, что вредные привычки сами по себе не проходят и с ними обязательно надо бороться. К счастью, грызть ногти, сосать пальцы или крутить волосы на палец — это еще не болезнь.

Это только сигнал о том, что ребенка что-то беспокоит и повод обратить внимание родителей на состояние своего отпрыска. Всем знакома картина, когда розовощекий малыш мирно лежит в кроватке и сосредоточенно посасывает пальчик

Многих такая картина умиляет, однако, на самом деле — это далеко не идиллия. Ведь корни будущих привычек закладываются именно в этом возрасте. Особенно часто сосут палец дети — «искусственники», лишенные естественного грудного вскармливания

Всем знакома картина, когда розовощекий малыш мирно лежит в кроватке и сосредоточенно посасывает пальчик. Многих такая картина умиляет, однако, на самом деле — это далеко не идиллия. Ведь корни будущих привычек закладываются именно в этом возрасте. Особенно часто сосут палец дети — «искусственники», лишенные естественного грудного вскармливания.

Чтобы добыть молоко из маминой груди, младенцу нужно потрудиться, а из соски, особенно, с широким отверстием это сделать — не составит труда.

Однако заложенная природой потребность в сосании остается, поэтому малышу ничего не остается, как сосать то, что доступно

Очень важно при искусственном вскармливании обращать внимание на размер отверстия в соске

Чем меньше дырочка, тем больше приходится малышу потрудиться, чтобы добыть содержимое бутылочки.

Если ребенок стал сосать пальцы после 2-х лет, то искать причину это надо в излишней родительской строгости или в каком-либо страхе (рано отдали в детский сад, боязнь темноты и т.п.).

Нельзя ругать и наказывать малыша, бить по рукам, мазать пальцы горькими мазями. Постарайтесь найти причину страха и устранить ее. Под запретом должны быть страшные фильмы или мультики.

Почаще хвалите ребенка за небольшие успехи, займите его досуг развивающими играми и физической активностью.

Замечено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте сосут палец и грызут ногти больше мальчики, чем девочки. Наиболее часто это происходит в тех семьях, в которых родители предъявляют к ребенку завышенные требования. Психиатры считают, что таким способом мальчишки сбрасывают свои эмоции, если что-то не получается: гнев, досаду, отчаяние, печаль.

Если хотите, чтобы эти привычки не стали спутниками по жизни вашего чада, то постарайтесь не делать постоянных замечаний, лучше отвлеките ребенка чем-то интересным. Помогите ему поверить в себя, доверяйте небольшие поручения, подбадривайте при неудачах, радуйтесь за его успехи.

Можно купить ребенку велосипед или ролики, пока он будет учиться кататься, ему некогда будет отвлекаться на дурные привычки. Вообщем, чем больше у ребенка времени будет занято чем-то полезным, тем меньше времени останется на вредные привычки

Очень важно, родителям самим поменять отношение к ребенку и не требовать от него невозможного

Когда бить тревогу?

Ребенку такая привычка доставляет огромное удовольствие. Родители же, наоборот, раздражаются и беспокоятся за развитие чада.

«Сосать пальцы – привычка младенцев, взрослые дети за этим занятием выглядят глупо», –  можно услышать от родителей. То, что ребенок постоянно тянет палец в рот, не главная проблема. Через грязные руки он может занести инфекцию в организм или заразиться гельминтами. У некоторых детей из-за частого нахождения пальца во рту развивается неправильный прикус.

Фото: pixabay.com

Если ребенок прибегает к помощи пальчика раз в день, чаще перед сном, беспокоиться рано. Так он себя убаюкивает, и резко отучать от привычки не стоит. 

Но когда ребенок сосет палец больше 3-4 раз в день, это уже отклонение от нормы. Нужно решать проблему.  

Что скрывается за вредной привычкой?

Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?

Особенности отношений с родителями

Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.. Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки

Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.

Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.

Повышенная тревожность и стресс

Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.

А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.

Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее

Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.

Особенности поведения и темперамента ребенка

В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.

Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.

Профилактика

Какие же профилактические меры следует предпринимать родителям, чтобы исключить возможность появления у ребенка вредных привычек?

Первое и главное условие – это доверительные отношения с ребенком. Чем они сложнее, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» – глоток пива или таблетку экстази – спрогнозировать невозможно. Задача родителей – сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери – людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важны.
Разъяснение последствий. Беседы с ребенком на тему вредной привычки не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Подобная наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.
Установка на здоровый образ жизни. Негативные примеры должны быть уравновешены другими, позитивными примерами здорового образа жизни. В ребенке следует формировать отношение к здоровому образу жизни, как к единственно правильной модели

Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, поскольку опровергают собственным примером.
Реалистичность примеров

Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями, например, наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо курения или наркомании. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается наркотическая зависимость отца или матери для их детей.
Исключение сомнительных контактов. Поведение подростка во многом подчиняется законам, принятым в референтной группе 5, поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями – серьезный фактор риска. Но при решении устранить такие контакты родителям следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями – это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие. Это могут быть любой вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.
Все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании долговременную и важнейшую роль.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Тонкости возрастного отучения

2 года

Чтобы отучить двухлетнего малыша сосать палец, можно прибегнуть к помощи «невкусных», но, безусловно, полезных продуктов. Измельчите шпинат в блендере, а потом намажьте руки малыша получившейся кашей. Что остается ребенку? Либо продолжать толкать палец в рот и морщиться от неприятного вкуса, либо перестать сосать палец.

3 года

Трехлетним девочкам можно сделать красивый маникюр, используя для этого детский безопасный лак. Расскажите дочке, как некрасиво выглядит взрослая «дама» с неухоженными руками. Стимул стать красивой может здорово помочь вам в проблеме сосания пальца.

4 года

Если ребенку уже 4 года, то стоит воспользоваться «пряником»: расскажите ему о том, что взрослые дети, сильные и смелые, никогда не берут пальцы в рот, а уж о супергероях и вовсе говорить не приходится. Видел ли он Бэтмена, который, стоя на крыше, толкал себе в рот руку? Вот и мы о том же.

Как нельзя отучать от сосания пальца

«Изобретательность» некоторых родителей просто не знает границ. Они:

  • мажут пальчики своих детей горчицей, соком алоэ, покрывают специальным горьким лаком;
  • привязывают ручки и бинтуют пальцы;
  • надевают (а порой и пришивают к рубашечке, чтобы нельзя было снять) шерстяные варежки.

Это достаточно жестокие способы, которые доставляют крохе немало страданий. А, главное, они перестают действовать, как только родители прекращают репрессивные меры. И все возвращается на круги своя.

Бесполезны также постоянные окрики «вынь палец изо рта» – с какого-то момента дети просто перестают на них реагировать, это своего рода защитная реакция организма на привычку, которая по тем или иным причинам для организма важна. Более того, угрозы и наказания порой приводят к прямо противоположному результату. Ведь, как мы выяснили, ребенок нередко сосет палец для успокоения. Значит, в стрессовой для себя ситуации (а именно к стрессу приводят окрики и наказания) малыш будет с удвоенной силой стремиться как-то себя успокоить – с помощью сосания.