Кризисный период у детей от трех до семи лет – это «укрепление корней»

Этот трудный период в жизни ребенка назван так не случайно. Ведь от того, какими будут «корни» во многом зависит дальнейший рост «дерева жизни» и становление личности ребенка.

Период характеризуется формированием глобального отношения к окружающему миру. Малыш начинает понимать, что окружающая среда может быть или доброжелательной или враждебной. Основная задача родителей заключается в том, чтобы сформировать у детей ощущение полной безопасности и защищенности в семье. Такая позитивная обстановка обернется в дальнейшем доверительным отношением ребенка к окружающим, симпатией к самому себе, любознательностью и жаждой развития своих способностей. Такие дети взрослеют уверенными в себе, ощущая значимость собственных сил. Они оптимисты, инициативны и самостоятельны. Родители на этом этапе должны закладывать в сознание ребенка основной жизненный лозунг: «Если приложить усилия, то всегда можно достигнуть желаемой цели».

При неправильном поведении родителей ребенок может стать недоверчивым. Это может обернуться постоянными сомнениями в правильности поступков. Такие дети становятся безынициативными и апатичными. Они испытывают к себе жалость, а не симпатию. Они ощущают себя ущербными. С возрастом чувство вины растет, увеличивается и страх наказания за совершенные ошибки. Негативные самоощущения часто проявляются в агрессии по отношению к другим.

Для родителей главным является то, чтобы их ребенок чувствовал, что его любят и понимают. Это станет залогом нормального развития и становления личности.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/krizis-treh-let.html

Как поднять самооценку девушке

Чтобы повысить самомнение, научитесь любить себя. Для этого определите собственные достоинства и каждый день напоминайте себе о них, особенно в моменты, когда чувствуете неуверенность .

Красивая одежда поможет быстрее повысить самооценку. Чтобы почувствовать, как придать себе уверенности и повысить самооценку с помощью гардероба, подберите собственный стиль

При этом руководствуйтесь своим вкусом и ощущениями — важно, чтобы вы ощущали физический и психологический комфорт в новой одежде. Не пытайтесь копировать чей-либо стиль

Занятия спортом помогут обрести уверенность, ведь регулярные тренировки сделают фигуру стройной и позволят чувствовать себя здоровой и энергичной

Важно, чтобы выбранная физическая нагрузка нравилась. Сбалансированный рацион поможет дополнить эффект от спорта, поскольку подарит лёгкость в теле и улучшит настроение

Не забывайте следить за личной гигиеной. Одежда всегда должна быть чистой, выглаженной и аккуратной. Регулярно мойте голову и расчёсывайте волосы, ведь девушке с неопрятной причёской не получится чувствовать себя красивой.

Научитесь нормально реагировать на похвалу и комплименты. Никогда не отрицайте хороших слов, сказанных в ваш адрес — лучше отвечайте на них благодарностью.

Найдите сверстников с общими интересами, ведь общение с ними пойдёт на пользу вашей самооценке. Постарайтесь подружиться с позитивными и уверенными в себе девочками, которые смогут оценить вас по достоинству.

Кризис 3-7 лет. «Укрепление корней»

Данному периоду жизни ребенка неспроста дано столь необычное название. Именно от становления малыша в дошкольном возрасте зависит его становление как личности.

Малыш понимает, что окружающий мир способен быть доброжелательным или враждебным. Основная цель воспитания в этот период – формирование у ребенка ощущения, что именно в семье он сможет ощутить безопасность и защиту. Такое воспитание позволит ребенку в будущем устанавливать доверительные отношения с окружающими людьми. Дети, воспитанные с данной мыслью, обладают уверенностью в себе, ощущают собственную значимость, не боятся проявлять любознательность. Их отличают оптимизм, инициативность и самостоятельность. Родители должны внушать малышу мысль, что он обязан упорно достигать своей цели, воспитывать в нем амбиции, что позволит уверенно двигаться по жизни в более взрослом возрасте.

Если родители, руководствуясь благими намерениями, заявят ребенку, что никому в этом мире доверять нельзя, это может привести к серьезным проблемам, в то числе в будущем. Дети, воспитанные с данной установкой, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не стремятся проявлять инициативу, отличаются апатией, отсутствием амбиций. Они способны лишь вызвать жалость, но не симпатию, что заставляет их ощущать собственную ущербность. По мере взросления чувство вины лишь возрастает вместе со страхом наказания за допущенные ошибки. Неуверенность в себе оборачивается агрессией по отношению к окружающим и близким людям.

В этот возрастной период родители должны показать малышу, что они испытывают по отношению к нему безусловную любовь – это будет гарантией его адекватного развития и становления как гармоничной личности.

Причины неуверенности у детей

Чем раньше мы поймём, что ребёнок страдает от неуверенности в себе, тем легче ему будет распознать её, переориентироваться и в итоге решить проблему

Таким образом, нам, как родителям важно знать ряд симптомов и причин этой особенности:

  • Эмоциональная дезадаптация: если вы наблюдаете эмоциональную нестабильность, агрессию, робость чрезмерную потребность в любви и внимании — это может быть симптомом такой особенности.

  • Сложности с личной гигиеной: если дети чрезмерно зависят от своих родителей в вопросах гигиены, они могут демонстрировать неадекватное поведение. Иногда причиной такой особенности служит чрезмерная опека.

  • Неадекватное моторное развитие: их двигательные навыки развиваются не “по графику”, появляются проблемы с крупной и мелкой моторикой

  • Слабое здоровье и плохой сон: сбалансированное питание и сон являются основными составляющими развития каждого ребёнка. Если у него есть проблемы с засыпанием, случается бессонница, кошмары, потеря аппетита, рвота, это может быть признаком гиперчувствительности.

  • Изменчивое поведение и плохая концентрация: резкие перепады настроения и поведения во время игры или снижение их концентрации может являться признаком неуверенности.

  • Изоляция. Социальные неудачи: у ребёнка, с низким коммуникативным развитием может развиться неуверенность в себе.Межличностные взаимодействия в детском саду и школе неидеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.

Важно

Все эти особенности надо знать, замечать и заниматься их коррекцией.

Работать с собой, а не с ребенком

Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.

Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью

Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой

Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.

Кризисный период в возрасте от десяти до шестнадцати лет – это этап понимания и оценки себя

Этот наиболее острый период подросткового становления связан с переходом от детства и юношества к взрослой ответственной жизни.

Подросток начинает оценивать свои силы в сравнении с достоинствами остальных людей. Для этого периода характерна обеспокоенность и постоянное сравнение. Подростки мучают себя вопросами: «Кто я?», «Какой?», «В чем мое основное отличие от остальных?», «Лучше я или хуже других?», «Хорошо ли я выгляжу?», «Какую оценку дают мне окружающие?», «Есть ли во мне индивидуальность?».

Основная задача, стоящая перед подростком, заключается в необходимости определения своего психологического статуса, своей независимости и своего собственного «Я». Подрастающие дети начинают понимать, что есть взрослый мир. Он огромен и имеет свои законы, нормы и правила, которые необходимо выполнять.

В этот сложный момент важным для подростков становится опыт, который они получают на улице. Их раздражают рекомендации родителей. Они считают эти советы лишними. Подростки уверены, что основной опыт, необходимый для взрослой жизни, они могут получить только среди сверстников.

Положительное прохождение этого кризисного периода еще больше укрепляет самооценку подрастающих детей и их веру в собственные силы. В случае, если кризис не разрешается правильно, на смену зависимости от родителей приходит зависимость от сверстников, которые сильнее и увереннее в себе. Такие подростки считают, что не стоит стараться или добиваться чего-либо. Они уверены, что все равно ничего не получится. Они безвольны, сомневаются в себе, завидуют чужим успехам, зависят от мнения и оценки окружающих людей. Эти качества сопровождают их во всей будущей жизни.

Кризисный период в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет – это время поиска и принятия себя, своих недостатков и достоинств

Третий кризисный период связан с поиском своего места в сложной окружающей среде. Молодой человек начинает осознавать, что окружающий мир гораздо многогранней, чем ему казалось до этого. К нему возвращается неудовлетворенность собой и страх за собственное несоответствие и бессилие. Он боится, что не сможет правильно найти себя и свое место в жизни.

Можно неудачно пройти этот кризисный период. Болезненные последствия могут быть разные. В будущем молодой человек, так и не найдя и не приняв себя, может выбрать авторитетный объект для подражания. Некоторые не признают никаких авторитетов, выбирая путь отрицания и постоянных протестов. Есть и такие молодые люди, которые начинают унижать других и за счет этого повышают собственную самооценку.

Правильное прохождение этого периода поможет принять себя со свои недостатками и достоинствами.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

  • 10 причин плохого поведения детей – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/10-prichin-plohogo-povedeniya-detey.html
  • Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста?
  • Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее
  • 12 советов по воспитанию уверенного в себе ребенка
  • 10 способов, как научить ребенка верить в себя и ничего не бояться

Отрицательные установки

Иногда родители сами не замечают, как дают ребенку повод сомневаться в собственных силах. Например, когда:

  • Сравнивают его с другими, надеясь сыграть на самолюбии. Но помочь ребенку стать уверенным в себе так не получится. Наоборот, малыш может сделать вывод, что мама с папой больше любят детей, которые успешнее его. Появится недоверие к родителям, страх быть недостаточно хорошим, умным, боязнь браться за новые дела — «вдруг кто-то справится лучше?»
  • Вешают ярлыки, критикуя не действия ребенка, а его самого. Дети чутко воспринимают информацию, особенно исходящую от родителей. Если постоянно говорить малышу «ты тугодум», «стеснительный», «криворукий», «лентяй», он легко может в это поверить и вырастет именно таким. Другое дело критика действий — она всегда оставляет шанс все исправить и стать лучше.
  • Программируют на неудачу, заранее сомневаясь в успехе ребенка. Фразы типа: «для тебя это слишком сложно», «ты с этим не справишься», «дай-ка я, у тебя не получается», «у нас в семье все такие рассеянные» лишают детей крыльев, мешают развиваться, подрывают их веру в себя.
  • Обсуждают с посторонними проблемы ребенка, делают его в разговоре «героем» нелепых ситуаций: «Ой, она у нас вечно всего боится!», «Он такой стеснительный!», «Наш-то вчера чего учудил…». Ребенку вешают ярлыки, да еще и прилюдно. Что он должен при этом чувствовать — собственную никчемность и отчаяние из-за того, что родители его предали.

Как повысить самооценку ребенку

Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.

Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.

Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится
Это добавит ему уверенности.
Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках

Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи
Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах

Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.

Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Чтобы воспитать в ребенке уверенность, родителям потребуется приложить немало усилий. Для этого нужно учиться видеть недостатки характера и преодолевать их. Не стоит постоянно хвалить малыша за те действия и навыки, которые являются его непосредственной обязанностью.

Поощряться должны только достижения, к которым приложены немалые усилия и творческие способности.

Как привить ребенку уверенность в себе через игру

Игра является наиболее органичным и естественным методом в воспитании смелости, этот способ возможно использовать для детей любого возраста. Ролевые ситуации способны привить ребенку навыки решения проблем с наиболее продуктивным результатом. В дальнейшем проигранные модели станут образцом для поведения в коллективе. Для этого необходимо создать конфликтную ситуацию и совместно найти пути выхода из нее. Научите малыша пытаться найти решение самостоятельно, так он приобретет необходимые навыки решения конфликтов.

Как вырастить уверенного в себе ребенка позволяя ему делать ошибки

Для будущих лидеров очень важно принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках. Только через приобретенный опыт возможно понимание целесообразности различных действий

 Родителям, воспитывающим детей, привить самоуверенность можно только позволяя им действовать самостоятельно.

Разумный контроль со стороны взрослых поможет избежать травм и неприятных ситуаций, а малыш путем проб и ошибок поймет, что можно делать и чего следует избегать.

Хвалите ребенка за старания

Похвала со стороны родителей всегда стимулирует малыша быть еще лучше. Но многие мамы чрезмерно используют подобное поощрение, что приводит к неадекватной оценке способностей ребенка.

Ребенок должен обязательно получить похвалу за свои действия, если он старался и приложил максимум усилий для их выполнения. Оценено должно быть все, что не является обязанностью, а совершено по собственной инициативе. Поощрение обязательно должно быть объективным, следует избегать формирования у малыша как завышенной, так и заниженной самооценки.

Позволяйте ребенку решать мелкие проблемы самостоятельно, а сложные совместно

Для того, чтобы успешно решить проблему как развить у ребенка уверенность в себе, необходимо позволять ему самостоятельно решать проблемы. Вполне возможно, что с незначительными трудностями он справится сам, малыша нельзя лишать инициативы.

Для того, чтобы чадо чувствовало себя в безопасности, родители должны быть готовы в любой момент его поддержать. В процессе решения сложных задач между родителями и детьми растет и укрепляется взаимопонимание.

  Воспитывайте оптимизм

Оптимистический настрой очень важен для формирования уверенной в себе личности

Даже если у малыша что-то не получается в данный момент, необходимо акцентировать внимание на уже существующих достижениях и планировать новые в будущем. Совместно с ребенком необходимо создавать образы достигнутого и планировать действия для получения положительного результата

Следует предупредить малыша, что не всегда задуманное получается с первого раза.

Никогда не критикуйте

Критика способна подорвать веру ребенка в свои возможности и силы. Поэтому постоянные одергивания и замечания, способны полностью заблокировать инициативу и желание действовать.

Особенно вредна для формирования самооценки критика при посторонних людях. Если возникает необходимость указать на ошибки, это следует делать тактично, не задевая достоинство ребенка. Необходимо совместно выяснить причину ошибочного поведения и наметить пути исправления ситуации.

Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, указывая на недостатки. Каждая личность индивидуальна и обладает своим набором положительных и отрицательных качеств

Целесообразно сравнивать малыша в прошлом и настоящем, акцентируя внимание на достижениях и новых умениях

Воспитывайте целеустремленность

Очень важно для лидера уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Ребенок, который знает свои достоинства и то, чему он должен научиться, обязательно достигнет успеха

Нужно вести дневник достижений и целей, в который записываются поставленные задачи. Малышу в ведении записей должны помогать родители, а старшие ребята смогут вести дневник самостоятельно.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Ребенку важно постоянно развиваться и осваивать новые умения и навыки. Для этого он должен делать не только то, что у него хорошо получается, но и постоянно учиться новому

Если сначала малыш будет испытывать трудности, вместо того, чтобы критиковать и подтрунивать, придите на помощь советом. Поддержка старших способна приободрить и вдохновить на достижения и борьбу со страхами.

Советы, правила для родителей.

Есть  способы, помогающие формировать самооценку на должном уровне:

  • Не стеснять малыша, когда он делает первые шаги в своем выборе. Пусть и выглядит это нелепо.
  • Всегда находить преимущества в результатах его деятельности, научить видеть это в других людях. Навык замечать хорошее – отличное качество и для взрослого человека!
  • Читать сказки, в которых главный герой был смелым и не унывал («Приключения Тома Сойера») или, наоборот, все его считали неудачником, а он спасал мир («Человек-Паук»).
  • Достаточно включить ребенка в сказку. Можно собрать уличную труппу из детей-актеров, где каждый будет в центре внимания.

Иногда проще отвести ребенка на спортивную секцию или записать на кружок, где он разовьет природные способности и найдет друзей по интересам.

Положительным моментом становится и создание уютной атмосферы домашнего очага, где с детьми считаются.

Правила для взрослых:

  •   Уверенного в себе ребенка воспитывают те, кто называет его по имени. Хотя уменьшительно-ласкательные слова тоже приемлемы, но в дошкольном возрасте. Потом школьные друзья могут высмеять за это.
  • Нельзя сравнивать. Пресловутые «а вот Маше лучше тебя делает уроки», а «Даша более воспитанная» способны нанести непоправимый вред детской самооценке. Такие подростки редко вырастают людьми с чувством собственного достоинства. Пока Маша и Даша строят свою жизнь, становятся счастливыми, кто-то выстраивает судьбу по чужому шаблону и страдает от внутренних противоречий.
  • Также не употребляют оскорбительные выражения по отношению к детям. Учат не обижать других, но уметь постоять за себя. Прививают уважение к окружающим людям, объясняют, что успех в делах достигается благодаря упорству и труду. За других нужно радоваться и сопереживать, а не завидовать и злорадствовать.

Мальчики и девочки: прививаем смелость, боремся со страхами.

Неуверенность ребенка в себе продиктована завышенными ожиданиями взрослых. Ставить планку малышам нельзя, но контролировать и направлять – нужно. Гендерный, то есть половой, аспект обязательно учитывают.

Мальчикам прививают основные ценности, заручившись простыми фактами, примерами. Лучше, если это делает отец. Положительным моментом станет посещение маленьким мужчиной спортивной секции. В свободное время нужно приглашать его друзей домой, ведь воспитание мальчика в коллективе – неотъемлемая часть образовательного процесса.

С девочками проще в одном: нужно быть с ними мягче, позволять им иногда оставаться капризными

Важно привить умение просить помощь, принимать ее с благодарностью, но без лишней неловкости. Тогда во взрослой жизни такие барышни не станут собираться замуж за первого парня, который помог донести сумки из магазина

Также важно, чтобы у девочки была мама. Ее советы, совместные прогулки, первые уроки мейк-апа и умение готовить суп окажут влияние на образ девочки – будущей жены и матери

Любовь родителей, безусловная и всепрощающая, дарит уважение, заботу и ощущение безопасности. Дети, выращенные в такой среде, ничего не боятся.

А старшему поколению можно подыскать интересные примеры из биографий известных людей, которые не отличались успеваемостью или внешней красотой. Так, Чехов имел тройки по литературе, Маяковский писал с ошибками, Эйнштейна считали неудачником, Пушкин отличался «неудом» по математике.

Внешняя красота – тоже не обязательный атрибут счастья, а счастливым людям не нужно никому ничего доказывать.  Чего можно пожелать всем детям!

https://youtube.com/watch?v=CaHAIzKioYQ

Укрепление корней

Так называется кризис, наступающий в период от 3 до 7 лет. В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен он или враждебен. И отношение это складывается из того, что чувствует малыш в семье – любим ли он или ему приходится «выживать». Имеется в виду не физическое выживание (хотя и такое случается), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, и отношение человека к самому себе в дальнейшем. В доброжелательном мире у ребенка развивается любознательность и желание быть лучше. В нем малыш взрослеет с чувством значимости собственных усилий. Недоверие же к миру взрослых (а значит, к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного.